617 105 о земельном налоге

Опубликовано: 13.05.2024

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Земельный налог при УСН

Это такие расходы, как:

  • оплата нотариальных услуг (пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • услуги специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового учета и правоустанавливающих документов (пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уплата земельного налога регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

В этой статье мы рассмотрим подробно:

  • кто является плательщиком земельного налога;
  • что облагается земельным налогом;
  • как рассчитать и уплатить налог;
  • порядок и сроки представления отчетности.

Налогоплательщики

Земельный налог платят фирмы и предприниматели, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Подтвердить статус собственника земли, землевладельца или землепользователя нужно соответствующими документами, например актом государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:

  • или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
  • или переданы им по договору аренды.

Как быть, если вы уже используете земельный участок, но еще не получили соответствующие документы? Налоговая инспекция в такой ситуации требует заплатить налог.

Позиция налоговиков в данном случае подкреплена письмом Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37. В нем сказано, что организации и граждане, не имеющие правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21КоАП РФ.

В силу этой статьи несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Если вы откажетесь платить земельный налог, будьте готовы отстаивать свою позицию в суде. Однако судебная практика по этому вопросу крайне противоречива. Не факт, что решение суда будет в вашу пользу.

Так, мнение чиновников поддерживают, в частности ФАС Центрального округа в постановлении от 1 апреля 2009 года по делу № А68-3899/2008-174/5 и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 12 июля 2006 года № 11991/05 по делу № А65-20581/2004-СА1-29. При этом Президиум ВАС указал, что, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от уплаты налога, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.

Объект налогообложения и налоговая база

Земельный налог является местным налогом. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса этим налогом облагаются земельные участки, которые находятся на территории муниципального образования – городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где введен земельный налог. Земельный налог установлен следующими законами этих городов:

– на территории г. Москвы – Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге»;
– на территории г. Санкт-Петербурга – Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге»;
– на территории г. Севастополя – Законом г. Севастополя от 26 ноября 2014 г. № 81-ЗС
«О земельном налоге».

Не являются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • земельные участки, ограниченные в обороте;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда.

Перечень изъятых из оборота земельных участков приведен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 95 Земельного кодекса;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых расположены военные суды;
  • объектами организаций Федеральной службы безопасности и государственной охраны;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Перечень ограниченных в обороте земельных участков приведен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Налоговая база по налогу – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на
1 января года, являющегося налоговым периодом.

Расчет и уплата налога

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Для фирм и предпринимателей отчетными периодами признаются I квартал, II квартал, III квартал календарного года. Впрочем, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе разрешено не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Ставка налога

Ставки налога устанавливаются в зависимости от назначения земель:

  • не более 0,3% – для земель сельскохозяйственного назначения, занятых жилым фондом или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • не более 1,5% – в отношении других земель (например, под предприятиями, магазинами
    и т. д.).

В зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки.

Налоговый кодекс предусматривает для некоторых фирм налоговые льготы по земельному налогу (ст. 395 НК РФ). Например, льготы установлены для организаций инвалидов, которые используют земельные участки для своей уставной деятельности. Кроме того, местные власти могут определять налоговые льготы сверх установленных статьей 395 Налогового кодекса.

Порядок расчета и уплаты налога

Основанием для расчетов служит информация о стоимости земельных участков, которую предоставляют территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Они должны ежегодно до 1 февраля текущего года сообщать в налоговую инспекцию сведения о земельных участках, облагаемых земельным налогом, по состоянию на 1 января текущего года.

Фирмы рассчитывают сумму налога самостоятельно в отношении используемых земель.
Для этого кадастровую стоимость участка умножают на ставку налога. При этом налог рассчитывают исходя из полных месяцев, в течение которых земельный участок находился
в собственности фирмы (предпринимателя).

Фирмы и предприниматели платят авансовые платежи по налогу. Сумму авансового платежа определяют по формуле:

Сумма авансового платежа = ( Кадастровая стоимость земельного участка × Ставка налога ) : 4

Перечислить авансовый платеж нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Так, перечислить в соответствующий бюджет авансовый платеж по налогу фирма (предприниматель) должна: за I квартал – не позднее 30 апреля, за II квартал – не позднее 31 июля, за III квартал – не позднее 31 октября текущего года. Размер авансового платежа по налогу равен 1/4 его годовой величины.

Срок уплаты налога не может быть установлен местными властями ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумму налога по итогам года, подлежащую уплате в бюджет, определяют как разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года:

Сумма налога, подлежащая уплате = Сумма налога, начисленная
за год
Сумма авансовых платежей
по налогу

С 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели не определяют налоговую базу по земельному налогу в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 391 НК РФ). Исчисляет налог за них налоговая инспекция. Поэтому с 2015 года земельный налог предприниматели уплачивают на основании налогового уведомления.

Напомним, что до 1 января 2015 года в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности, ИП были обязаны рассчитывать земельный налог самостоятельно.

Порядок и сроки представления отчетности

Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим годом, в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка нужно представить налоговую декларацию (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Декларация по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 октября 2011 года № ММВ-7-11/696@. В приложении 1 к данному приказу приведена форма налоговой декларации, а в приложении 3 дан порядок ее заполнения.

С 2015 года индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые им направляет инспекция. Таким образом, для них отменена обязанность представлять декларации по земельному налогу. Однако терять бдительности не стоит: если общая сумма налогов, исчисленных инспекцией, составит менее 100 рублей, то налоговое уведомление направлено не будет (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ).

Квартальные расчеты по земельному налогу представлять не нужно. А вот уплачивать авансовые платежи налогоплательщики обязаны.

Сдавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Причем, если на территории одного муниципального образования у фирмы есть несколько участков, подать следует только один отчет.

Декларацию плательщики представляют в инспекцию лично или через представителя, направляют в виде почтового отправления с описью вложения или передают по телекоммуникационным каналам связи.

Существует два варианта представления декларации на бумажном носителе:

  • с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата;
  • с использованием двумерного штрих-кода.

При отправке по почте днем представления в инспекцию считают дату отправки, указанную на почтовой квитанции и штемпеле на конверте. При передаче по телекоммуникационным каналам связи – это дата отправки, подтвержденная кваитанцией налоговой инспекции о приеме.

Если вы не вовремя подадите декларацию, вас оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи декларации, но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300
до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ). Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф
по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом
(ст. 119.1 НК РФ).

В Налоговом кодексе не установлены особенности по исчислению и уплате земельного налога для обособленных подразделений организаций.

Поэтому «обособленцы», имеющие отдельный баланс и расчетный счет, рассчитывают и уплачивают в бюджет земельный налог по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то налог уплачивает головная компания по месту нахождения земельного участка. Делается это на основании сведений, представляемым обособленными подразделениями.

О земельном налоге в Санкт-Петербурге

(с изменениями на 29 июля 2020 года)
(редакция, действующая с 1 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 13 марта 2013 года N 92-20 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 14.03.2013) (распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года);

Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года N 583-106 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 14.11.2014);

Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 641-108 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.11.2014);

Законом Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года N 501-100 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.09.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 года N 641-133 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.11.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Законом Санкт-Петербурга от 30 ноября 2018 года N 709-135 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 30.11.2018) (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.11.2019) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.02.2020) (вступил в силу с 1 января 2021 года);

Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 08.04.2020) (распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года);

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
14 ноября 2012 года

Статья 1. Общие положения

Земельный налог в Санкт-Петербурге (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга, вводится в действие настоящим Законом Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются с 1 января 2019 года в следующих размерах:

1) 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

предназначенных и используемых для ведения рыбного хозяйства;

2) 0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

предназначенных и используемых для размещения объектов образования;

предназначенных и используемых для размещения объектов физической культуры и спорта, а также для эксплуатации объектов спорта;

предназначенных и используемых для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения;

предназначенных и используемых для размещения гаражей (гаражных и гаражно-строительных кооперативов, многоэтажных и подземных гаражей), за исключением используемых для предпринимательской деятельности; стоянок внешнего грузового транспорта и городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси), а также причалов и стоянок водного транспорта (судов);

предназначенных и используемых для размещения ветеринарных клиник и питомников для бездомных животных;

занятых городскими садами, парками, скверами, бульварами и пляжами;

3) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

предназначенных и используемых для размещения объектов культуры, искусства, религии;

отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

4) 0,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:

предназначенных и используемых для размещения объектов рекреационного, лечебно-оздоровительного, развлекательного назначения;

предназначенных и используемых для размещения бесплатных стоянок индивидуального легкового автотранспорта;

5) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года установлены виды разрешенного использования "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" или "для дачного строительства", для целей настоящей статьи признаются приобретенными (предоставленными) для садоводства до момента изменения вида разрешенного использования таких земельных участков.

Статья 3. Порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу

(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. - См. предыдущую редакцию)

Для налогоплательщиков-организаций отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

В 2020 году освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу организации, отвечающие одновременно следующим условиям:

(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

организация отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством;

(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

основным видом экономической деятельности организации является вид экономической деятельности в соответствии с Перечнем видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. - См. предыдущую редакцию)

организация подала в течение трех календарных месяцев начиная с 1 августа 2020 года заявление в произвольной форме о применении права на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу в налоговый орган по месту учета, при этом право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу применяется ко всем отчетным периодам 2020 года и не подлежит изменению;

размер средней месячной заработной платы работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за 2020 год равен размеру минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующему в 2020 году, или превышает его.

(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

Размеры средней месячной заработной платы и минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге определяются в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 11-13 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах".

(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

В целях настоящей статьи основной вид экономической деятельности организации определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.

(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)

Статья 4. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы и (или) право на налоговые льготы

Статья 5. Налоговые льготы

Налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах".

Статья 6. Внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"

Внести в Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" изменение, дополнив его новой статьей 11-7-1 в следующей редакции:

1. От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

2) инвалиды I группы; граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года без указания срока переосвидетельствования, а также лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности (право на освобождение от уплаты налога сохраняется без проведения дополнительного переосвидетельствования); граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года с определением срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется до наступления срока очередного переосвидетельствования);

3) инвалиды с детства;

4) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи ребенка-инвалида;

5) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет;

6) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

8) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

10) физические лица, оформившие пенсию, назначаемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении земельного участка, площадь которого не превышает 2500 кв.м;

11) граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

12) члены семей лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы или должности правоохранительной службы, а также военнослужащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы, должность правоохранительной службы, или военнослужащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы, должности правоохранительной службы, военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.

2. Освобождаются от уплаты земельного налога:

1) органы государственной власти Санкт-Петербурга;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Санкт-Петербургом.

3. Организации, имеющие статус государственных научных центров Российской Федерации, уплачивают земельный налог в размере 35 процентов от подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга суммы налога, исчисленного в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Статья 7. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга

1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу:

Информируем о новом Законе Санкт-Петербурга от 23.11.2012 №617-105 о земельном налоге.

Документ пришел на смену действующему в настоящий момент Закону СПб от 16.11.2005 №611-86 (с 01.01.2013 закон утрачивает свою силу).

Ниже приведены основные отличия двух законов. Те моменты, о которых мы не указали, новый закон полностью повторяет положения старого.

1. Основные изменения, предусмотренные новым законом, связаны с размером налоговых ставок по земельному налогу. На сегодняшний день, напомним, установлено 3 вида ставок - для различных объектов налогообложения применяются соответствующие им ставки (0,004%, 0,042% и 1,5%).

Новый закон предусмотрел 11 ставок. Дифференциация ставок поставлена в зависимость от вида разрешенного использования земельных участков. Более детальная информация о новых ставках приведена в таблице.

№ п/п

Налоговая ставка

Объект налогообложения

Примечание

Кадастровая стоимость земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

По указанному объекту обложения в 2012 году ставка была установлена в размере 0,042%.

Таким образом, с 2013 года ставка снизится на 0,032%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения многоэтажных и подземных гаражей".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения садов, скверов, бульваров";

- "для размещения парков";

- "для размещения пляжей".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения ветеринарных поликлиник, станций и питомников для бездомных животных";

- "для размещения ветеринарных поликлиник, станций с содержанием животных";

- "для размещения питомников для бездомных животных";

- "для размещения крытых спортивных комплексов (физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных залов, бассейнов и т.д.) без трибун для зрителей".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

По указанному объекту обложения размер ставки, действующей в 2012 году, совпадает с размером ставки 2013 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для ведения рыбного хозяйства";

- "для размещения стоянок с гаражами боксового типа";

- "для размещения гаражей для автотранспорта инвалидов";

- "для размещения стоянок городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси)";

- "для размещения стоянок внешнего грузового транспорта";

- "для размещения причалов и стоянок водного транспорта".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения объектов образования";

- "для размещения объектов дошкольного, начального и среднего общего образования";

- "для размещения объектов среднего и высшего профессионального образования";

- "для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения";

- "для размещения больничных учреждений";

- "для размещения больничных учреждений без специальных требований к размещению";

- "для размещения больничных учреждений со специальными требованиями к размещению (типа инфекционных и т.п.)";

- "для размещения амбулаторно-поликлинических учреждений";

- "для размещения медицинских лабораторий, станций скорой и неотложной помощи, учреждений санитарно-эпидемиологической службы, учреждений судебно-медицинской экспертизы и других подобных объектов";

- "для размещения санаторно-курортных учреждений";

- "для размещения объектов социального обеспечения";

- "для размещения объектов физической культуры и спорта";

- "для размещения крытых спортивных комплексов с трибунами для зрителей при количестве мест до 1 тысячи";

- "для размещения крытых спортивных комплексов с трибунами для зрителей при количестве мест свыше 1 тысячи";

- "для размещения спортивных клубов";

- "для размещения яхт-клубов и объектов водных видов спорта";

- "для размещения открытых плоскостных физкультурно-спортивных сооружений".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения объектов культуры и искусства";

- "для размещения объектов культуры и искусства, связанных с проживанием населения (библиотек, музыкальных, художественных, хореографических школ и студий, домов творчества и т.д.)";

- "для размещения объектов культуры и искусства, не связанных с проживанием населения, кроме специальных парков (зоопарков, ботанических садов)";

- "для размещения религиозных объектов";

- "для историко-культурных целей".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

По указанному объекту обложения в 2012 году ставка была установлена в размере 0,004%.

Таким образом, с 2013 года ставка увеличится на 0,296%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для оздоровительных целей".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для рекреационных целей";

- "для размещения комплексов аттракционов, луна-парков, аквапарков".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения стоянок индивидуального легкового автотранспорта".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость земельных участков с видом разрешенного использования:

- "для размещения гостиниц".

В 2012 году данный объект обложения в общем порядке относился к категории "прочих земельных участков" и облагался по ставке 1,5%.

Кадастровая стоимость прочих земельных участков.

Под "прочими" подразумеваются не оговоренные выше земельные участки.

В отношении "прочих земельных участков" в 2012 году также установлена ставка 1,5%. Однако с появлением новых объектов обложения (и ставок) само понятие "прочие земельные участки" с 2013 года существенно меняется.

2. Установлено, что налогоплательщики - организации и ИП уплачивают налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (на сегодняшний день срок уплаты ограничен 1 февраля).

3. Новый закон отредактировал перечень налоговых льгот.

С 01.01.2013 от уплаты налога также освобождаются следующие налогоплательщики (физлица) в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга:

  • один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи ребенка-инвалида;
  • один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Кроме того, появилась налоговая преференция в отношении организаций, имеющие статус государственных научных центров РФ. Такие налогоплательщики с 2013 года вправе уплачивать налог в размере 35% от подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга суммы налога.

Зеркальные правки также внесены в Закон Санкт-Петербурга от 28.06.1995 года №81-11 "О налоговых льготах" (нормативный акт дополнен новой статье 11-7-1).

4. Новый закон подкорректировал понятие плательщика земельного налога (привел его в соответствие нормам НК РФ). Как и статья 388 НК РФ, закон теперь содержит указание на то, что уплата налога осуществляется налогоплательщиками в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (последнего в действующем законе нет).

Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 №617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" был опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru) 27.11.2012, вступает в силу с 01.01.2013.

Исп. Жаворонок С.

Комментарии
Оставить комментарий

197110, Санкт-Петербург, Петровский пр., д. 14, литер А

Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4

1 января 2013 г. вступил в действие Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Рассмотрим, какие учреждения будут вынуждены теперь платить земельный налог, а также особенности начисления и уплаты этого налога.

Какие силовые министерства и ведомства должны платить земельный налог?

Утратил силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, согласно которому не признавались объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Следовательно, с 01.01.2013 эта категория земель облагается налогом на землю.

К сведению. Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

Как и прежде, не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций ФСБ;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами учреждений и органов ФСИН.

Кроме того, по-прежнему освобождены от налогообложения (п. 1 ст. 395 НК РФ) организации и учреждения УИС Минюста - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Обратите внимание! На основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Например, Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" освобождает от обложения земельным налогом казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" освобождает от уплаты земельного налога все казенные учреждения, созданные в Санкт-Петербурге.

Таким образом, те учреждения силовых министерств и ведомств, чьи земельные участки признаются ограниченными в обороте и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не освобождены от уплаты земельного налога, с 2013 г. должны платить этот налог.

Рассмотрим, как начислять и платить земельный налог в соответствии с НК РФ.

Налоговый и отчетные периоды

Статьей 393 НК РФ установлено, что по земельному налогу налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами являются I квартал, II квартал и III квартал календарного года.

Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не определять отчетный период при установлении налога.

Налоговая база

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390, ст. 391 НК РФ).

Учреждения должны определить налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).

К сведению. Территориальные органы Роснедвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете (Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков").

Налоговая ставка

Налоговая ставка для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не может превышать 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Исчисление налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога исчисляется учреждениями самостоятельно по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ).

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Обратите внимание! Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).

Пример 1. Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 0,1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 5 млн руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2013 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2013 г.

Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 1250 руб. (5 000 000 руб. x 0,1% x 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 1250 руб. ((5 000 000 руб. x 0,1%) - (1250 руб. x 3 кв.)).

В случае если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа - за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.03.2013. Ставка земельного налога определена в размере 0,2%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2013 составила 4 млн руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за II квартал 2013 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((3 / 6) мес.). Сумма авансового платежа за II квартал 2013 г. составит 1000 руб. (4 000 000 руб. x 0,2% x 1/4 x 0,5).

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Налоговая декларация по земельному налогу

По истечении налогового периода необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Ее форма и Порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ (далее - Порядок заполнения).

В частности, в состав декларации включаются (п. 1.2 Порядка заполнения):

  • титульный лист;
  • разд. 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет";
  • разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".

Пунктом 2.13 Порядка заполнения установлено, что учреждения в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, полностью или частично освобожденные от уплаты земельного налога, представляют декларацию в налоговый орган.

Для заполнения декларации применяются справочники согласно Приложениям к Порядку заполнения (п. 1.3 Порядка заполнения):

  • "Коды, определяющие налоговый период" (Приложение 1);
  • "Коды форм реорганизации и код ликвидации организации" (Приложение 2);
  • "Коды представления налоговой декларации по земельному налогу" (Приложение 3);
  • "Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган" (Приложение 4);
  • "Справочник категорий земли" (Приложение 5);
  • "Коды налоговых льгот" (Приложение 6). Например, для учреждений УИС Минюста предусмотрен код льготы 3021110. Для учреждений, которым льготы по земельному налогу предоставлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), - 3022100 (в частности, код 3022400 - освобождение от налогообложения), кроме того, при использовании льгот, предусмотренных этими актами, необходимо указать номер, пункт и подпункт статьи этого закона (п. п. 5.9, 5.13, 5.22, 5.26, 5.28 Порядка заполнения). Например, если соответствующая льгота установлена пп. 15.1 п. 3 ст. 2, указывается:

Следует заметить, что требования к заполнению декларации по земельному налогу в целом такие же, как и для других машиночитаемых форм деклараций (например, для налога на прибыль организаций).

Например, все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля (п. 2.2 Порядка заполнения).

Страницы декларации имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов, приложений к декларации, подтверждающих документов или их копий. Порядковый номер страницы записывается в определенном для нумерации поле слева направо начиная с первого (левого) знако-места (п. 2.3 Порядка заполнения). Показатель номера страницы (поле "Стр."), имеющий три знако-места, записывается следующим образом: для первой страницы - "001", для 33-й - "033".

При заполнении декларации не допускается:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

Декларацию можно заполнять чернилами черного, фиолетового или синего цвета.

Текстовые поля декларации заполняются заглавными печатными символами.

Каждому показателю декларации в утвержденной машиноориентированной форме соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знако-мест. В каждом поле указывается только один показатель (п. 2.4 Порядка заполнения).

Бюджетный учет начисления и уплаты налога

Согласно Указаниям о применении бюджетной классификации расходы на уплату земельного налога осуществляются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы, утв. Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бюджетном учете на счете 1 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу".

В соответствии с Инструкцией N 162н операции по начислению и уплате земельного налога отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Читайте также: