5мн налоговая за 2020

Опубликовано: 03.05.2024

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

от 16 сентября 2019 года N ММВ-7-1/461@

Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2020 год, формируемой в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях получения полной и своевременной информации о налоговой базе и структуре начислений по федеральным, региональным, местным налогам и сборам в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации в 2020 году

1. Утвердить прилагаемые формы статистической налоговой отчетности, методические указания по порядку их составления и контрольные соотношения:

форма N 5-АЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", годовая (приложение N 1);

форма N 5-ВБР "Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов", годовая (приложение N 2);

форма N 5-ДДК "Отчет о декларировании доходов физическими лицами", годовая (приложение N 3);

форма N 5-ЖМ "Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами животного мира", годовая (приложение N 4);

форма N 5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам", годовая (приложение N 5);

форма N 5-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, по сведениям, представленным налоговыми агентами", два раза в год (приложение N 6);

форма N 5-НП "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на нефтепродукты", ежемесячная - квартальная (приложение N 7);

форма N 5-ПВ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по акцизам на пиво", годовая (приложение N 8);

форма N 5-ТН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу", годовая (приложение N 9);

форма N 7-НДФЛ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц за 2020 год, исчисленных и удержанных налоговым агентом", квартальная (приложение N 10);

форма N 1-Патент "Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности", полугодовая (приложение N 11);

форма N 5-ЕНВД "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности", годовая (приложение N 12);

форма N 5-ЕСХН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу", годовая (приложение N 13);

форма N 5-ИБ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес", годовая (приложение N 14);

форма N 5-НИО "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций", годовая (приложение N 15);

форма N 5-УСН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения", годовая (приложение N 16);

форма N 5-ТСМ "Отчет о структуре начислений по торговому сбору в разрезе муниципальных образований", годовая (приложение N 17);

форма N 5-КГНМ "Отчет о налоговой базе и сумме исчисленного консолидированными группами налогоплательщиков налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации", квартальная (приложение N 18 к настоящему приказу);

форма N 5-ПМ "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации", годовая (приложение N 19 к настоящему приказу).

2. Аналитическому управлению (В.Н.Засько) разработать макеты выходных таблиц и обеспечить сбор отчетных данных по формам, указанным в пункте 1 настоящего приказа (кроме отчетов по формам N 1-Патент, 5-ДДК, 5-НДФЛ, 5-ТСМ, 7-НДФЛ), их качественный свод и обработку.

3. Управлению налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (М.В.Сергеев) разработать макеты выходных таблиц по формам N 5-НДФЛ, 7-НДФЛ, Управлению налогообложения юридических лиц (М.В.Бакчеева) разработать макеты выходных таблиц по форме N 1-Патент, обеспечить организацию работ по сбору отчетных данных, их качественный свод и обработку.

4. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева) организовать работу по внесению в установленном порядке необходимых изменений в программные средства, обеспечивающие формирование отчетов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, а также выходных таблиц.

5. Установить, что предоставление отчетов финансовым органам субъектов Российской Федерации и финансовым органам муниципальных образований осуществляется в сроки, указанные на титульных листах форм.

6. Аналитическому управлению (В.Н.Засько) обеспечить размещение отчетов по формам, указанным в пункте 1 настоящего приказа (кроме отчетов по формам N 5-ДДК, 5-НДФЛ, 7-НДФЛ), в информационных ресурсах ФНС России и их направление в установленные адреса.

7. Установить, что изменения и дополнения в формы отчетности, методические указания и контрольные соотношения, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа, вносятся приказами ФНС России.

8. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить организацию работы по актуализации информационных ресурсов для последующего их использования при формировании отчетов по формам статистической налоговой отчетности, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.

9. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить своевременный и качественный сбор, обработку и передачу отчетов в установленные сроки в соответствии с методическими указаниями по формированию отчетности по формам NN 5-АЛ, 5-НП, 5-ПМ, 5-КГНМ в управления ФНС России по соответствующим субъектам Российской Федерации для формирования сводного отчета в целом по субъекту Российской Федерации.

10. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить своевременный и качественный сбор, обработку и передачу отчетов в установленные сроки по формам N 5-НП, 5-ВБР, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-ЖМ, 5-МН, 5-ТН, 5-НДФЛ, 7-НДФЛ в соответствии с методическими указаниями по формированию отчетности.

11. Установить, что отчет по форме N 5-ДДК, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, в ФНС России не направляется.

12. Установить, что отчеты по формам, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, передаются в ФНС России без представления отчетов по муниципальным образованиям.

13. Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации несут персональную ответственность за обеспечение полноты, качества и за соблюдение установленных сроков направления финансовым органам субъектов Российской Федерации и финансовым органам муниципальных образований отчетов по формам, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.

14. Формирование статистической налоговой отчетности в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и нижестоящих налоговых органах осуществляется соответствующими структурными подразделениями, к предмету деятельности которых относится указанная отчетность.

15. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического и организационного обеспечения сбора и обработки данных статистической налоговой отчетности.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНА
приказом ФНС России
от 16 сентября 2019 года N ММВ-7-1/461@
(В редакции, введенной в действие
приказом ФНС России
от 5 февраля 2020 года N ЕД-7-1/74@. -
См. предыдущую редакцию)

ОТЧЕТНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ОТЧЕТ
О НАЛОГОВОЙ БАЗЕ И СТРУКТУРЕ НАЧИСЛЕНИЙ ПО АКЦИЗАМ НА СПИРТ, АЛКОГОЛЬНУЮ, СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ И ПИВО
за 2019 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет 5 мн за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На смену декларациям по транспортному и земельному налогам придут уведомления из налоговых органов о рассчитанной сумме налога (п. 17 и 26 ст. 1 от 15.04.2019 Закона № 63-ФЗ, Приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).

Кстати, от оплаты авансовых платежей организации никто не освобождал. И рассчитывать данные авансовые платежи компании должны самостоятельно. Нужно ли говорить, что рассчитанные суммы налога могут не сойтись с суммами из уведомлений, и данные расхождения придется обосновывать.

Сведения о среднесписочной численности. Данные о численности сотрудников будут включены в состав расчета по страховым взносам (РСВ) с 1 января 2021 г. (п. 2 ст.1 Закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

Декларация по ЕНВД. Как известно, с 2021 года ЕНВД прекратит свое существование. А вместе с отменой режима налогообложения аннулируется и подача декларации. В последний раз плательщикам по ЕНВД придется отчитаться до 20 января 2021 г. — за IV квартал 2020.

Обзор изменений в отчетности 2021 года

Расчет по страховым взносам (РСВ)

Федеральный закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ внес в ст. 80 НК РФ поправки, позволяющие сдавать сведения о среднесписочной численности работников в составе РСВ (касается ООО и ИП с наемными работниками). Для этого на титульном листе формы появится специальное поле (рис. 1).

Объединенный расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Сведения о доходах физлица (2-НДФЛ) подаются в составе расчета 6-НДФЛ.

Данные о доходах физлица нужно отражать в приложении 1 к новому расчету 6-НДФЛ. Приложение заполняется только в годовом отчете 6-НДФЛ. Квартальные же отчеты сдаются в прежнем режиме, их никто не отменял. Из расчета исключают данные о дате фактического получения дохода и удержания налога, но включают поля для даты и суммы возвратного НДФЛ, излишне удержанном налоге, а также для информации за прошлые периоды (рис. 3).

Нас ждут обновленные формы статистической отчетности, касающиеся зарплаты и работников, которые сдают ООО и ИП (Приказ Росстата от 24.07.2020 № 412).

Уже в I квартале 2021 г. в Росстат необходимо предоставить (ежеквартально):

  • ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;
  • ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»;
  • ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;
  • ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;
  • ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;
  • П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».

А с 1 февраля 2021 г. необходимо предоставить (ежемесячно):

  • П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
  • 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов»;
  • 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (с отчета на 1 февраля 2021 года).

И на закуску, периодически, необходимо предоставить сведения по форме:

  • 1-Т (проф) «Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам» (раз в 2 года за четные годы);
  • 1-кадры «Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций» (раз в 3-4 года).
  • Обновления Эльбы 145
  • Государство и налоги 221
  • Школа Бизнеса 50
  • Эльба 360° 28
  • Книги месяца 21
  • Юридический ликбез 10
  • Конкурсы 29

Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.

По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:

  • незавершённое производство (НЗП);
  • недвижимость для продажи;
  • интеллектуальную собственность для продажи.

Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.

В отличие от ПБУ 5/01, в новом стандарте больше внимания уделили обесценению запасов (пп. 28-31 ФСБУ 5/2019).

Запасы оценивают не только в момент создания или приобретения, но и после этого — на отчётную дату, то есть на на 31 декабря (или чаще, если организация составляет промежуточную отчётность). Согласно пп. 28 ФСБУ 5/2019 отражать их в учёте нужно по наименьшей из двух величин: фактической себестоимости запасов или чистой стоимости их продажи.

Если на отчётную дату первая выше второй, значит, запасы обесценились — морально устарели, потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная стоимость и т. д. В этом случае нужно создавать резерв под обесценение.

Пример.

31.12.2020 организация приобрела 100 смартфонов, чтобы продавать их по 30 тыс. руб. За 2021 г. половину из них продали, 50 шт. остались на складе. Расходы на продажу одного смартфона — 3 тыс. руб.

В декабре 2021 г. вышла новая модель. Старую теперь можно продать не дороже 20 тыс. руб.

Рассчитаем чистую цену продажи, то есть из рыночной стоимости вычтем расходы на продажу:

20 000 РУБ. — 3 000 РУБ. = 17 000 РУБ.

Резерв под обесценение на один смартфон = 30 000 РУБ. — 17 000 РУБ. = 13 000 РУБ.

На 50 смартфонов: 13 000 РУБ. Х 50 ШТ. = 650 000 РУБ.

На сумму обесценения начисляем резерв: ДТ 91 КТ 14 — 650 000 РУБ.

Согласно п. 47 ФСБУ 5/2019 есть два варианта: пересчитать показатели прошлых лет или применять только к новым фактам хозяйственной жизни, то есть с 2021 года.

В учётную политику на 2021 год нужно внести изменения.

  1. Уберите упоминания устаревших нормативных актов: ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», методических указаний, утв. Приказом Минфина России № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г.
  2. Если вы оценивали незавершённое производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, утвердите другой метод из пп. 27 ФСБУ 5/2019.
  3. Приведите положения, касаемые запасов, в соответствие с нормами ФСБУ 5/2019.
  4. Пропишите вариант, который вы выбрали для начала применения нового стандарта — с 2021 года или с пересчётом прошлых лет.

Хотите автоматизировать 80 % работы бухгалтера и не допускать ошибок — подключайтесь к сервису «Моё дело». Вы избавитесь от рутины и будете успевать намного больше. По сложным вопросам учёта вы сможете бесплатно получать консультации экспертов сервиса.

Убедитесь лично в функциональных возможностях сервиса

Зарегистрируйтесь прямо сейчас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» и оцените все возможности системы в течение бесплатного пробного периода.

Изменения в отчетности в 2021 году

Какие формы отчетности изменились в 2020 году

УСН с 2021: изменения

Отчетность в ПФР в 2021 году

Отмена 2-НДФЛ с 2021 года

Регулярные нововведения в законодательстве влекут закономерные изменения форм отчетности, которые обязаны учитывать организации и ИП, чтобы избежать санкций. Расскажем в материале, какие формы отчетности изменятся в 2021 году.

Отчет по форме № 5-МН за 2019 год

Несдача статистической отчетности в Росстат — серьезное нарушение. Согласно ст. 13.19 КоАП РФ штрафы:

  • от 10 000 до 20 000 — для должностных лиц;
  • от 20 000 до 70 000 — для юрлиц.

За повторное нарушение:

  • от 30 000 до 50 000 — для должностных лиц;
  • от 100 000 до 150 000 — для юрлиц.

Если сейчас налоговый вычет положен только на лечение несовершеннолетних детей, то новая версия налогового кодекса повысит возрастной ценз до 24 лет. Кроме того, получить социальный вычет до 120 тысяч рублей можно будет на лечение братьев и сестер. То же касается медицинских услуг, покупки лекарств и затрат на образование.

Налоговый вычет можно будет получить за лечение братьев и сестер

Фото: Олег Каргаполов / 74.RU

Обучение детей

В статье 219 обновленного налогового кодекса больше не будет ограничений по сумме социального вычета на обучение детей. Сейчас этот лимит составляет 50 тысяч рублей. Вычет будут давать в размере фактических расходов на обучение с учетом общего ограничения по соцвычету (120 тысяч рублей).

Обучение родственников

Сейчас в список родственников, чье обучение можно оплачивать с правом на вычет, входят дети и подопечные, а также братья и сестры до 24 лет. Изменения в Налоговом кодексе этот список расширят. Согласно проекту, вычет можно будет получить за обучение супруга или супруги и родителей.

Обучение за границей

На данный момент, если вы хотите получить вычет за образование за рубежом, вуз должен иметь документ, подтверждающий статус организации, осуществляющей образовательную деятельность. По новым правилам вычет можно будет получить только в том случае, если у учебного заведения есть лицензия, выданная в соответствии с российским законодательством.

Что касается оплаты обучения индивидуального предпринимателя, тут ничего не меняется — можно ориентироваться на сведения в ЕГРИП.

Главные ошибки при оформлении вычета

Налоговые органы и раньше довольно дотошно проверяли весь пакет документов. И вот только несколько ошибок при оформлении вычета, когда ФНС может усмотреть серьезное налоговое нарушение и взыскать неосновательное обогащение.

Покупка квартиры с использованием маткапитала

На самом деле этот пункт касается не только материнского капитала. Налоговики могут через суд взыскать с вас сумму неосновательного обогащения, мотивируя это тем, что при оформлении документов вы не поставили инспекцию в известность о покупке жилья «за счет бюджета».

Имущественный вычет при покупке жилья каждому человеку дают один раз с учетом лимита в 2 млн рублей. Вернуть можно 13% от этой суммы, но только в пределах фактически потраченных на квартиру средств, то есть до 260 тысяч рублей. Допустим, вы купили квартиру за 2,3 млн рублей, использовав рублей маткапитала за второго ребенка. Таким образом, жилье вам обошлось примерно в 1,7 млн рублей. В заявлении на возврат вы должны указывать именно эту сумму. Укажете 2,3 млн, и налоговая во время камеральной проверки узнает, что вы ее обманули.

Или если вы уже купили квартиру, получили за нее вычет, а потом родили еще одного ребенка, получили маткапитал и вложили его в ипотеку, то разницу (13% от суммы материнского капитала) вам придется самостоятельно вернуть в бюджет. В противном случае ее потребуют с вас через суд.

Маткапитал все-таки считается бюджетными деньгами, поэтому вычет с него вы не получите

Фото: Александра Савельева / 76.RU

Сделки между родственниками

Если налоговые органы докажут, что стороны сделки являлись «взаимозависимыми лицами», примененный в ней налоговый вычет может быть квалифицирован как неосновательное обогащение.

— На практике происходило такое, что к концу года приходила претензия от ФНС: «Мы провели по вашему факту камеральную проверку и выяснили, что купля-продажа состоялась с близким родственником», хотя у вас даже фамилии разные. Этот факт на самом деле легко выяснить, — объясняет Андрей Конышев. — При подаче документов в форме нигде нет графы о том, что купля-продажа происходит между близкими родственниками. Если бы там такая графа была и там можно было бы поставить галочку, ФНС бы сразу отказала. Законодательство не позволяет такие налоговые вычеты, потому что видит в них мошеннические действия и неосновательное обогащение. Хотя семьи разные.

Когда вы покупаете недвижимость у родственника, то лучше, чтобы он был максимально далеким — седьмая вода на киселе. Если налоговая установит вашу близкую связь, она может предъявить иск за неосновательное обогащение, а вам придется через суд доказывать свою правоту.

Если же налоговая не найдет нарушений, то в течение трех дней после проверки примет решение о предоставлении вычета, в течение десяти дней направит поручение на возврат в казначейство, которое в течение пяти дней переведет вычет.

Банальная ошибка

— В моей практике несколько раз было такое, что после предоставления вычета налоговый орган во время камеральной проверки переводов допускал, что совершил ошибку, — говорит адвокат, специалист по налоговым делам Андрей Конышев. — После этого налоговая присылала официальное письмо, своего рода претензию. Допустим, на лекарства: «Вами были приобщены такие-то чеки, мы считаем, что они не подходят под налоговый вычет, потому что их не было в рецепте от врача». Даже такое было. Как будто вы по собственной инициативе купили эти лекарства, а потом захотели за них получить от государства налоговый вычет. И вообще неизвестно, вы себе или не себе покупали эти лекарства — даже такого плана бывают претензии от налоговой. Тем не менее мы выходили в судебный процесс с ФНС и доказывали, что налоговая не права.

Получили подобное заявление от налоговой — разберитесь в ситуации и не торопитесь возвращать вычет. Во-первых, налоговики уже удовлетворили ваши заявления, во-вторых, квитанции за лекарства — это строгая отчетность. Все суммы выстраиваются четко из квитанций и чеков. Так же и с учебой: прикладывается договор на обучение, заявление от того, с кем заключен договор (в большинстве это родители студентов), чеки от учебного заведения, в кассу которого вносятся деньги и в которых указана сумма. Вся эта сумма на взыскание указывается в форме и в заявлении.

— На практике ни разу не помню, чтобы налоговая отказывала в вычете за обучение. В основном она сначала удовлетворяет в заявлении, а потом, проведя проверку, могут эту сумму взыскать с гражданина. И в основном это происходит в отношении покупки недвижимости и лекарств, — говорит Андрей Конышев.

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Читайте также: