3 отмена внутренних таможенных пошлин

Опубликовано: 26.04.2024

Объявляем во всенародное известив. Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутрь государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных, хотя они без наказания по изследовании не оставляются, но пресечения не видно, а всегдашние приметки, грабительство и воровство, а оттого следствии комиссии так умножаются, что учрежденным местам для расправ и судов настоящих дел течение пресекают, купечеству ж помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют; то как для сего, а особливо, дабы Народ в лучшее состояние и силу пред нанешнем привести, положенной в подушной оклад, и как оной, так и всякого звания людей, который следующим платежам подвергнут, из нашей императорской милости к народу и любви отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов, то есть: 1. таможенных, с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов, с сена и с дров и с прочего, что в Москве в большую, номерную и мытенную, також и в других городах в таможни сбиралось (кроме конских пошлин); 2. с найма извощиков и с плавных судов десятой доли, и с извозу; 3. с клеймения хомутов; 4. с мостов и перевозов (кроме Санктпетербурга); 5. вместо валешных подымных; 6. с подпалых и палых лошадиных и яловичных кож и с скотины; 7. привальных и отвальных; 8. с яицкой рыбы десятого сбора; 9. канцелярских мелочных; 10. с ледоколу и с водопою; 11. с четвериков померных; 12. с продажи дегтя; 13. с весов весчих товаров; 14. с каменного жернового промысла и горчечной глины;. 15. с приезжих грамот печатных, которые сбираются в казанской таможне с приезжих торговых людей при объявлении выписей; 16. вычетных у винных подрядчиков и у объявителей за домовыми расходы недонимаемых по выписям таможенных пошлин; 17. с таможенного письма.

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего нашего установления верноподданному нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушной оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных); уничтожить, и как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, болев ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платать будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М, 1999, с. 187-188

Ввозная таможенная пошлина

Ввозная таможенная пошлина (ВТП) - это платёж, взимаемый таможней за ввоз товара на территорию РФ и других стран членов ЕАЭС. Уплата ввозной пошлины является обязательной. Деньги поступают на специальный счёт, а далее уже с него распределяются по странам ЕАЭС. Единый таможенный тариф предусматривает для всех стран ЕАЭС одинаковые ставки ввозных таможенных пошлин. Ставки пошлин, установленных для стран ЕАЭС, регулируют ввоз зарубежных товаров и защищают внутренних – отечественных производителей. Пошлины могут не взиматься за товары, ввозимые из стран Зоны свободной торговли или наименее развитых стран, с которыми подписаны межправительственные соглашения (СНГ, Грузия, Сербия, Югославия, Республика Вьетнам). Эта льгота действительна, когда между предпринимателями заключён прямой контракт, подтверждённый сертификатом происхождения товара. Данный сертификат подтверждает, что товар действительно произведён в указанной стране. Например, из Грузии привозят товары не только грузинского производства. Когда нет прямого контракта или сертификат происхождения отсутствует, то льгота действовать не будет. Кроме таможенной пошлины участникам ВЭД может потребоваться оплатить и другие таможенные платежи.

Они могут платиться в зависимости от вида товара в различных комбинациях.
Например, на ввоз велосипедных камер установлена нулевая пошлина, НДС=20%, акциз не взимается.

Уплата ввозных таможенных пошлин

Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.

Внимание! Оплата ввозной таможенной пошлины осуществляется в рублях, если в контракте поставки указана другая валюта, то перерасчёт в рубли производят по курсу ЦБ, на момент регистрации декларации.

Как происходит уплата ввозной пошлины

После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на единый лицевой счёт (ЕЛС) плательщика таможенных пошлин, налогов. Счёт открыт на уровне ФТС РФ, его использование даёт множество преимуществ, таких как упрощение порядка уплаты, контроля, возврата средств. Для тех, кто не зарегистрирован, пока ещё могут использовать Личный счёт плательщика (ЛСП). Оплата платёжного поручения ввозной таможенной пошлины происходит путём оформления через банк. В нем указывается восьмизначный код таможенного органа (если оплата производится через ЛСП), либо код «10000010» (если оплата производится через ЕЛС). Так же в платёжном поручении указывается Код Бюджетной Классификации (КБК). Для каждого вида платежа – уникальный код. После оплаты платёжное поручение становиться документом, подтверждающим факт оплаты и предъявляется в момент подачи декларации.

Документы и информация
для оплаты таможенной пошлины

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Образец платёжного поручения (Смотреть)
  5. Перечень соответствия кодов видов платежей, оплачиваемых на таможне, КБК (Смотреть)
  6. Инструкция по оплате таможенных платежей (Смотреть)
  7. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (Смотреть)
  8. Коды бюджетной классификации (КБК) 2019 (Смотреть)

Сроки уплаты таможенных платежей

Внимание! Таможенные платежи оплачиваются декларантом в виде авансового платежа. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации. При этом нужно учитывать, что перевод денег может занять некоторое время.

Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:

  • Физические лица могут оплатить пошлину через терминал, который установлен на многих таможенных постах. Это поможет, например, оплатить пошлину с товаров, вес и стоимость которых оказались выше нормы;
  • Юридические лица могут воспользоваться платёжными системами мгновенной оплаты «Таможенная карта» или «Раунд», или обратиться к таможенному брокеру, с которым у Вас заключён договор. Брокер с помощью платежной системы произведёт таможенные платежи без задержек.

Как оформить карту "Таможенная карта":

  1. Обратиться в банк-эмитент таможенной карты (Райффайзенбанк, Банк ВТБ, Сбербанк и др…);
  2. Выбрать тариф;
  3. Заключить договор с банком.

Как оформить «Раунд»:

  1. Заключить договор с банком-участником системы «Раунд»;
  2. Заполнить заявление на выпуск карты;
  3. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету для проведения удалённой оплаты.

Карты позволяют оперативно оплачивать таможенные платежи в любое время суток и в любой день недели на территории РФ. Её использование поможет избежать авансовых платежей, переплат и остатков на счетах в таможне.

Ставки ввозных таможенных пошлин

Размеры ставок ввозных таможенных пошлин зависят от вида товара. Каждому виду товара присвоен свой уникальный цифровой код, узнать который можно по специальному классификатору Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД). Узнав код, по Единому Таможенному Тарифу Евразийского Экономического Союза (ЕТТ ЕАЭС) определяют вид и величину ставки.

Существует 3 вида ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорная, специфическая и комбинированная. Если ставка адвалорная, то для расчёта используют таможенную стоимость товара, если специфическая, то единицу товара (объём, количество, массу), если комбинированная, то используют и, то и другое и выбирают, где стоимость ввозной таможенной пошлины больше.

Примеры применения адвалорной ставки

Пример 1. Индивидуальный предприниматель (ИП) ввозит товарную партию пряжи из Австралии в Россию. Пряжа представляет собой разноцветные клубки шерсти по 5 штук в розничной упаковке.

Код товара - 5109101000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, она составляет 22500 рублей.

Расчет: 22500 рублей х 5% = 1125 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 1125 рублей.

Пример 2. ИП хочет ввезти теннисные мячи на сумму 150 евро.

Код товара - 9506610000. Таможенная стоимость товарной партии меньше 200 евро. При Таможенной стоимости менее 200 евро ввозная пошлина не платится в том случае, если стоимость не занижена. Если стоимость окажется заниженной, то таможня отправит декларацию на корректировку.

Пример 3. Юрлицо ввозит в Россию двухколёсные велосипеды для взрослых из Китая. Продукция не военного назначения.

  • «KNAU» с диаметром колеса 20” и размером рамы 11”.
  • «FELLEN» с диаметром колеса 26” и размером рамы 14”.
  • «RULLA» с диаметром колеса 24” и размером рамы 15”.
  • «BLAU» с диаметром колеса 26” и размером рамы 15”.
  • «HAGEN» c диаметром колеса 29” и размером рамы 15”.

У велосипедов алюминиевые разноцветные рамы. Для безопасности удобства транспортировки велосипеды ввозятся разобранными.

Код товара - 8712003000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 3000571 рублей.

Расчет: 3000571 рублей х 10% = 300057 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 300057 рублей.

Пример 4. Юридическое лицо ввозит из Китая новый грузовой трёхосный автомобиль. Самосвал жёлтого цвета с дизельным двигателем, весом 30 тонн. Объём двигателя 9726 куб. см. Мощность 336 лошадиных сил. Грузовик не имеет военного назначения и не является интеллектуальной собственностью.

Код товара - 8704239108. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 2940000 рублей.

Расчет: 2940000 рублей х 5% = 147000 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 147000 рублей.

Примеры применения специфической ставки

Пример 1. Юридическое лицо ввозит 200 литров светлого пиво в бутылках ёмкостью 0,5 литра из Германии.

Код товара – 2203001100. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0,018 евро/литр. Основой для расчёта является количество ввозимого пива: 200 литров. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рублей за евро.

Расчёт: 200 литров х 0,018 евро/литр = 3,6 евро; 3,6 евро х 75 = 270 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 270 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию почтовым отправлением спортивную обувь для художественной гимнастики NELLY Gamtena из Испании. Всего 6 Моделей обуви разных размеров. Список ввозимых моделей:

  • «Podium» из полиэстера, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки разных размеров (40 пар);
  • «Mia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (30 пара);
  • «Georgia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (15 пар);
  • «Olimpia» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Olimpia plus» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Puntera de calcetin» из полиамида, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар).

Код товара - 6405909000. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины для этого товара составляет 0,28 евро/пару. Основа для вычисления пошлины 100 пар. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 74 рубля за евро.

Расчёт: 100 пар х 0,28 евро/пару = 28 евро; 28 евро х 74 = 2072 рубля.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 2072 рубля.

Примеры применения комбинированной ставки

Пример 1. Мебель для сиденья имеет код - 9401000000. ЕТТ ЕАЭС предлагает два значения ставки 10% или 0,08 евро/кг. Т.к. указаны два значения, то нужно использовать комбинированную ставку: сначала рассчитать по адвалорной, затем по специфической и выбрать большую. Вес ввозимой мебели составляет 6 кг, таможенная стоимость 10000 рублей. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 10000 рублей х 10% = 1000 рублей. (адвалорная ставка)

0,08 евро/кг х 6 кг х 75 = 36 рублей. (специфическая)

Итог: сумма ввозной таможенной пошлины составит 1000 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию женские трикотажные платья разных размеров торговой марки «Lindy Bop» из хлопчатобумажной ткани, машинного вязания.

  • Платья «Белла» с короткими рукавами, чёрными деталями в отделке. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дарья» без рукавов, с пышной юбкой тёмно-синее. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дельта» чёрного цвета с цветами. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платье «Лана» синее с узором из цветов и кроликов, приталенное с пышной юбкой. Состав платья: 97% хлопок, 3% эластан; состав подкладки: 90% полиэстер, 10% эластан.

Код товара - 6204420000. Комбинированная ставка ввозной пошлины для этого товара составляет 10% или 1,88 евро/кг. Всего ввозится 40 платьев, их вес составляет 21 кг. Таможенная стоимость составляет 103683 рубля. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 52000 рублей х 10% = 5200 рублей. (адвалорная ставка)

1,88 евро/кг х 21 кг х 75 = 2961 рублей. (специфическая ставка)

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 5200 рублей.

Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин

Тарифные льготы и преференции – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины для товаров из развивающихся стран или наименее развитых стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Ставки таможенных платежей могут быть снижены или вовсе отменены, если товар:

  • Относится к гуманитарной помощи;
  • Книги, картины, костюмы, предназначенные для культурного обмена;
  • Произведён в странах СНГ, Грузии, Вьетнаме, Сербии;
  • Попадает под преференции установленных правительством РФ;
  • Имеет стоимость до 200 Евро для юридических лиц;
  • Не превышает установленные нормы ввоза, указанные в Решении N107 для физических лиц.

Сезонные пошлины – называются сезонными, по периодичности применения: их вводят на определённое время года, но не более чем на 6 месяцев. Они заменяют обычные пошлины на время реализации урожая овощей, фруктов и др. Это мера поддержки с/х.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины предназначены для выборочной защиты отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция может нанести им ущерб.

Специальные пошлины – мера ограничения возросшего импорта на территорию России. Применяются для защиты от таких зарубежных товаров, поставки которых могут нанести значительный ущерб экономике страны.

Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины на зарубежные товары, применяемые для противодействия демпинговому импорту. Например, на подшипники шариковые наибольшим наружным диаметром до 30 мм для промышленной сборки, код «8482101001» действует антидемпинговая пошлина 41%.

Компенсационные пошлины применяются, когда нужно поставить в равные условия внутренние и импортные товары.

Расчет ввозной таможенной пошлины

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, расчету необходимых к уплате на таможне ВТП и других таможенных платежей, НДС, сборов и акцизов. Если необходимо оформить сертификат, наша компания Вам поможет. При необходимости мы можем оплачивать за клиента таможенные платежи и проводить оперативную растаможку груза на таможне, что поможет сократить издержки и время.

Любой товар, пересекающий границу РФ, подлежит «растаможке», и за его ввоз платится таможенный сбор. Это прямым образом влияет на стоимость ввозных товаров. В аэропортах и морских портах есть магазины беспошлинной торговли — duty free. Но так было не всегда.

До середины 18 века в России существовало большое количество пошлин даже внутри страны. Таможенное право приблизилось к современному благодаря императрице Елизавете Петровне и графу П. И. Шувалову, автору таможенной реформы 1753-1757 годов. Как проходил этот процесс, какие были предпосылки, трудности и итоги изменений?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Отмена внутренних таможенных пошлин

В совокупности расходы на транспорт и оплата сборов составляли более половины дохода, полученного от продажи товара. С 1754 года пошлины стали взимать только на границе. Это был прогрессивный шаг. Франция ликвидировала подобные сборы лишь в 1799 году, Германия — в 19 веке. Реформа приблизила таможенное право к современному.

Это интересно! В начале 18 века купец оплачивал 17 сборов и мелких пошлин.

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Причины отмены

Острая необходимость перемен назрела в обществе к середине 18 века. К таможенной реформе привели следующие причины:

  • борьба с коррупцией;
  • недовольство купцов и крестьян;
  • необходимость пополнения казны.

Таможенное дело в период правления Елизаветы

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.

Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.

Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.

Введение законопроекта

В 1747 году учредили комиссию, которой поручили изучить сборы и размер дохода, который они приносят, и составить новый внутренний тариф. В том же году П. И. Шувалов внес в Сенат проект, который предлагал отменить таможенные пошлины внутри Империи. Он подробно описал причины и необходимость этой меры.

Доклад относился только к крестьянам, не затрагивал купцов и не содержал план реорганизации. Шувалов внес корректировку в проект и представил окончательный вариант на рассмотрение Сената в августе 1753 года.

Примечание. Автором законопроекта стал граф П. И.Шувалов, который фактически управлял правительством во времена Елизаветы Петровны.

Проведение реформ

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

В 1754 году пошлины перестали взимать и стали брать пограничный сбор в размере 13% на импорт и экспорт товаров. Для борьбы с контрабандой применяли метод вознаграждений. Оплата осуществлялась конфискованными товарами. Пограничным объездчикам выдавали четверть, а доносчикам — половину. Чтобы получить награду, донести можно было о торговле товарами без специального клейма.

Новый Устав о таможенном праве приняли 1 декабря 1755 года. Купцы получали отсрочку на год для оплаты пограничного сбора. В 1757 году завершила работу комиссия, и был составлен новый таможенный тариф.

Плата за ввоз товара зависела от степени развития этого производства в России. Степень обработки сырья также влияла на размер ставки. Тариф, как и его предшественник 1731 года, остался неудобным. Основная проблема была в том, что оплату совершали металлическими и «ходячими» деньгами. Это затрудняло расчеты. Кроме того, процедура оформления товаров была очень сложной.

Итоги ликвидации

Отмена мелких сборов и внутренних выплат для купцов и крестьян повлияла на развитие страны и привела к следующим результатам:

  1. Улучшилось положение крестьян и купцов. Повышение ставки на пограничную пошлину переложило оплату пошлин на иностранцев. Вывозили из Российской империи сырье. В этом случае декларантом выступал иностранный потребитель, поэтому оплачивать пошлину стало его обязанностью. Привозили в Россию предметы роскоши, за которые платили дворяне.
  2. Пополнилась казна. В 1753 году пошлины принесли 1,5 млн рублей, а в 1761 — 5,7 млн.
  3. Изменилась система внутреннего устройства таможен. 27 таможен с заставами создано в пограничных городах.
  4. Таможенное законодательство обновилось, были приняты новый Устав и тариф.

Заключение

Реформа положила начало дальнейшим изменениям в сфере таможенного права и определила курс развития страны. Внутренняя политика Елизаветы Петровны была весьма противоречива. Процветали фаворитизм и коррупция. Но таможенная реформа, несомненно, была удачным и прогрессивным шагом. Российская экономика вышла на новый уровень, хотя многие сферы таможенного права по-прежнему нуждались в доработке, например, таможенный тариф.

14 мая 2020 Верховный Суд принял определение № 307-ЭС19-18595 по делу А56-122276/2018.

Компания-импортёр в феврале-марте 2016 года ввезла на территорию РФ товары, уплатила таможенные платежи. У таможни появились сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. Был проведен контроль стоимости, по итогам которого компании были доначислены таможенные платежи в размере 3 473 942,05 руб.

Компания не была согласна с решениями таможни. Как следует из судебных актов по делу, Общество пыталось решить судьбу излишне уплаченных платежей, обращалось в таможенные органы с различными жалобами, заявлениями и обращениями. Однако успехов это не принесло.

Поняв, что таможня не собирается возвращать деньги, компания обратилась в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила суд обязать таможню вернуть таможенные платежи.

Все три инстанции отказали компании в удовлетворении требований.

Суды посчитали, что до обращения в суд Общество не исполнило обязательный порядок подачи в таможню заявления о возврате таможенных платежей, а, следовательно, его требования должны быть отклонены.

В целом, на мой взгляд, суды следовали позиции самого Верховного Суда, которая была изложена им в пункте 29 Постановления Пленума от 12.05.2016 года № 18.

Однако Верховный Суд все судебные акты по делу отменил, а дело направил на новое рассмотрение.

Позиция Верховного Суда

Суд пришёл к выводу, что Обществу и не требовалось соблюдать обязательный досудебный порядок обращения в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, поскольку:

Общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости.

А, следовательно, суды должны были проверить законность решений таможни и решить вопрос о наличии оснований для возврата таможенных платежей.

Комментарий к Определению

На мой взгляд, определение Верховного Суда очень важно для практики разрешения таможенных споров.

Для понимания позиции ВС я кратко освещу ранее сложившуюся практику.

12 мая 2016 года Пленум Верховного Суда принял постановление о применении норм таможенного законодательства.

Среди прочего, в пункте в пункте 29 Постановления суд указал, что возврат таможенных платежей осуществляется на основании заявления, которое подается в таможенный орган. При этом, одновременно или ранее декларант обязан инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары (далее - ДТ). В противном случае заявление о возврате платежей не подлежит рассмотрению.

В целом такой подход соответствовал практике арбитражных судов. Суды и до этого исходили из того, что возврат таможенных платежей в судебном порядке возможен только после обращения в таможню с заявлением о возврате. Верховный Суд к этому добавил ещё и необходимость внесения изменений в ДТ.

Что это означало на практике?

Во-первых, в таможню необходимо было подать одновременно два заявления — и о возврате платежей, и о внесении изменений в ДТ.

Во-вторых, суды стали рассматривать необходимость подачи этих заявлений как обязательный досудебный порядок. Так, при его нарушении суды либо не принимали заявления к производству (редко), либо отказывали в удовлетворении требований декларантов о возврате платежей (часто).

Однако ещё в 2018 и 2019 годах Верховный Суд принял несколько судебных актов1, в которых разъяснил, что «регулирование вопроса о возврате излишне взысканного налога в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика». А необходимость соблюдения досудебного обращения в таможенный орган возникает тогда, когда декларант представляет в таможню новые доказательства достоверности заявленных в ДТ сведений.

В 2019 года Верховный Суд принял новое Постановление о применении таможенного законодательства (постановление от 26.11.2019 года № 49).

В разделе, посвященном возврату таможенных платежей (пункт 32), Верховный Суд, по сути, повторил ранее сформированный подход, согласно которому возврат платежей осуществляется при условии внесения изменений в ДТ.

Однако в пункте 34 Верховный Суд разъяснил, что заинтересованное лицо вправе требовать возврата таможенных платежей непосредственно в судебном порядке. При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

На мой взгляд, Верховный Суд в пункте 34 сформулировал сразу две нормы:

Декларант вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возврате платежей, а соблюдать досудебный порядок (подача в таможню заявления о возврате денег) не требуется;

Требование о возврате платежей должно быть рассмотрено по существу даже в том случае, если решения таможни, которые повлекли доначисление платежей, не отменены и не оспаривались в судебном порядке.

Однако, судя по практике нижестоящих судов, вопрос о необходимости соблюдения досудебной процедуры возврата, так до конца ясен не стал.

Я попробовал поискать по правовой базе. Из того, что я нашёл большая часть судов всё же считала необходимым соблюдение досудебного порядка обращения в таможню.

Однако в Дальневосточном округе суды восприняли позицию Верховного Суда (Определение от 22.03.2018 года № 303-КГ17-20407 по делу А51-13978/2016). Что не удивительно! Ведь ВС пересмотрел дело именно этого округа.

В Определении Верховный Суд более подробно разъяснил свою позицию, посвященную возврату таможенных платежей:

Возврат платежей возможен непосредственно в судебном порядке путем предъявления имущественного требования к таможне.

Досудебный порядок возврата платежей не является обязательным, если требования основаны на тех доказательствах, которые уже были раскрыты сторонами на стадии таможенного контроля.

Если требования основаны на новых доказательствах, то необходимо соблюдение досудебных процедур (a) возврата платежей и (b) внесения изменений в ДТ, поскольку таможенный орган имеет право провести таможенный контроль достоверности документов и сведений и убедиться в правомерности действий декларанта.

Более того, на мой взгляд, Верховный Суд подтвердил свою приверженность подходу, сформированному ещё ВАС РФ.

Суть его в том, что защита нарушенного права собственности (в том числе в публичных правоотношениях, например, при переплате налогов/платежей) возможна не только в порядке административного судопроизводства с его усеченными сроками обращения в суд, но и фактически в рамках искового производства в пределах 3 лет с даты излишней уплаты.

1Определение от 22.03.2018 года № 303-КГ17-20407 по делу А51-13978/2016
Определение от 16.05.2019 года № 305-ЭС19-344 по делу А40-15424/2018
Пункт 45 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 14.11.2018 года

Российские аграрии бьют тревогу из-за решения Правительства РФ о повышении вывозных таможенных пошлин на зерно, семена подсолнечника, рапс и сою – на некоторые с 0% от таможенной стоимости товара до 50 евро за тонну. Это может привести к огромным убыткам для растениеводов и к сокращению объемов производства — крестьяне будут просто не заинтересованы в том, чтобы производить свою продукцию в прежних объемах. И в итоге мера властей даст обратный результат — повлечет не снижение, а рост конечных цен на продукты питания. Будет нанесен удар и по имиджу России как экспортера. Подробности — в материале Накануне.RU.

Лидер "Партии Дела", президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин во время пресс-конференции назвал решение кабмина "странным" и заявил, что со стороны российских властей было неправильно принимать его закулисно, без обсуждений.

Он обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не продлевать введенные таможенные пошлины на следующее полугодие и в дальнейшем никогда их не вводить. По мнению Константина Бабкина, это тормозит развитие агропромышленного комплекса, и если власти хотят сделать из России богатую, промышленную, аграрную державу, то "забирать деньги у крестьян" нельзя.

"В последние годы наше сельское хозяйство развивалось достаточно активно. Россия несколько лет подряд демонстрировала рекордный урожай зерновых и производства мяса, птицы, стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Серьезно развивалось сельхозмашиностроение. Наши машины экспортируются в 40 стран мира и занимают доминирующее положение на внутреннем рынке. Остановилось падение уровня жизни крестьян. Это решение [о введении пошлин] может перечеркнуть все достижения", — заявил Константин Бабкин.

Он отметил, что аргумент Правительства о том, что рост цен на продукцию сельского хозяйства может отрицательно сказаться на покупательской способности бедного населения, не выдерживает никакой критики, поскольку сбивание оптовых цен на зерно не приведет к реальному снижению цен на хлеб.

комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш" />

Смешным эксперт назвал и аргумент о том, что если не сдерживать экспорт, то все зерно вывезут из России. "Чтобы мы были обеспечены зерном, хлебом, нам надо не ограничивать развитие зерноводства, не сбивать цены на зерно, а стимулировать его сбыт, инвестиции, бороться за развитие экспорта", — отметил Константин Бабкин, добавив, что в большом количестве зерна заинтересованы и другие производства — например, птицеводы. Снижение цен на внутреннем рынке и снижение производства зерна противоречит их интересам.

Ограничение экспорта зерна откликается волной в других смежных отраслях. Крестьяне видят, что не смогут по справедливой цене продать свою продукцию и в результате меньше инвестируют в технику, удобрения, повышение квалификации сотрудников. Это все влияет на покупательскую способность людей.

В качестве примера аграрии приводят 2015 г., когда существовала аналогичная пошлина, которая действовала до осени 2016 г. Тогда ограничение экспорта зерна привело к тому, что рынок сельскохозяйственных машин снизился на 15-20% к предыдущему году.

Ведущий эксперт по АПК, директор "Совэкона" Андрей Сизов отметил, что из-за принятого решения об ограничении экспорта из кармана аграриев фактически изымут 211 млрд руб. в 2021 г. Тогда как весь аграрный бюджет составляет 260 млрд руб. Потери, на первый взгляд, по словам эксперта, незначительные, но на деле это серьезный удар по растениеводству. Основные убытки будут у производителей пшеницы ($2,6 млрд), производители ячменя и кукурузы не досчитаются $0,13 млрд и $0,07 млрд соответственно.

Однако убытки будут расти и в новом сезоне, в зависимости от урожая, составят уже 311 млрд руб. "Сейчас обсуждается некая плавающая пошлина на пшеницу. Это основная культура, на которой держится сельское хозяйство. Она может составить около 70% от разницы между экспортной ценой и $200 за тонну. Сейчас цена примерно $300, то $70 за тонну пшеница будет составлять. То есть столько аграрии будут недополучать не только за то, что идет на экспорт, но и за торговлю на внутреннем рынке, ведь наш рынок считается от мирового рынка", — отметил Сизов.

Главные проблемы, по его словам, начнутся с урожая 2022 г. Россия будет терять позиции лидера мирового экспорта, а российские сельхозпроизводители столкнутся с ростом цен на материально-технические ресурсы.

Директор "Совэкона" считает, что ограничение экспорта повлечет за собой репутационный риск для России — есть шансы потерять покупателей на мировых рынках. И вернуть их назад будет возможно, при желании Россия сможет вернуться на утраченные позиции, только продавая зерно по более низким ценам, чем у конкурентов. Сами же конкуренты нашей страны от этих мер только выигрывают.

"В целом, выигрывают все сельхозпроизводители мира, кроме России. И Франция, и Украина. Больше всех, пожалуй, американские фермеры. Там относительно высокие запасы пшеницы, они ее продадут по этой высокой цене — мировые цены выросли, в том числе за счет заявлений России об ограничении экспорта. Вопрос в том, почему Россия, являясь членом ВТО, вводит такие решения и можем ли мы получить иски от других государств? Такие ограничения возможны, когда, например, жуткий урожай, нашествия саранчи. Но сейчас урожай рекордный. Кто-то из покупателей зерна может обратиться в ВТО с иском. Может быть, тогда власти объяснят, почему приняли такое решение", — высказался Андрей Сизов.

По словам директора Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрия Паршукова, вопрос о введении пошлин напрямую коснется поддержки сельского хозяйства.

"В текущем году Ростовская область заняла первое место по валовому сбору зерновых — 12 млн 625 тыс. тонн. Рост к 2019 г. — 3%. А вообще за 10 лет, с 2008 по 2018 г., валовые сборы зерновых увеличились с 8 млн до 13 млн тонн, ежегодно по 500 тыс. тонн идет увеличение объемов производства. С чем это связано? С интересом к реализации этой продукции. Селяне научились работать: изучили все технологии, приобретали комбайны, вносили каждый год в полном объеме минеральные удобрения. Земля заработала. Землю не обманешь. Нужно продолжать накапливать ресурс, которым она располагает. И если будут ограничительные пошлины, то это, конечно, остановит рост непосредственно урожайности зерновых. Мы провели анализ по всем районам. Рост урожайности может быть увеличен, прошедший год показал, что это реально", — заявил он.

Ростовская область является крупным экспортером — вывозит 10 млн тонн зерна, тогда как 3 млн тонн отправляется на внутренний рынок. Ограничения могут привести к сокращению рабочих мест и падению уровня жизни населения. Паршков призвал взвешенно подходить к решению подобных вопросов.

"Решили убить курицу, которая несет золотые яйца", — заявил аграрий.

Председатель совета директоров группы компаний "Верхнехавский агрохолдинг" Антон Пермяков поддержал Паршукова, отметив, что есть риск перечеркнуть все положительные итоги динамичного развития российского растениеводства.

"Ради чего все это делается? Зачем мы пытаемся забрать из растениеводства 200-300 млрд? Что пытаемся дать взамен? Простой подсчет позволяет, мягко говоря, удивиться. В самом дорогом хлебе цена зерна вообще ничтожна. В самом дешевом, но самом лучшем хлебе — старый, советский, гостовский хлеб, очень сложно засунуть зерна больше чем на 10 руб. Норма потребления хлеба в год — 100 кг на человека. Берем 10 руб. зерна, умножаем на 100 — получаем 1000. Но мы же не говорим, что хлеб станет дешевле на столько. Нет, мы говорим, что зерно станет на 20% дешевле. 20% — это вся прибыль растениеводства за пределами юга. Чуть дальше на восток у растениеводства будет изъята вся прибыль. И ради чего? У нас, как всегда, когда дешевеет зерно, хлеб не дешевел ни разу. Я не помню, чтобы такое произошло хотя бы раз. Но если даже такое случится, то речь пойдет о суммах совершено ничтожных", — высказался он.

хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU" />

"Это даже не сжечь дом, чтобы приготовить поросенка. Это сжечь дом, чтобы приготовить поросенка, которого еще даже не поймали", — заявил Пермяков.

Издатель портала "Крестьянские ведомости" Игорь Абакумов призвал не забывать уроки прошлого — он напомнил, что в 1980 г. в США ввели эмбарго на поставку зерна в СССР в связи с войной в Афганистане и в результате потеряли крупнейшего покупателя, а такие страны, как Аргентина и Бразилия получили развитие. То есть, американцы сами создали себе конкурентов на рынке. После этого в США было принято решение, что любое зерновое эмбарго вводится только в случае ЧС. В 2010 г. в РФ прекращали экспорт зерна, что также привело к тому, что зерновой рынок просел.

Константин Бабкин отметил, что в России пришла пора менять экономическую идеологию — если крестьянам будет невыгодно выращивать хлеб, то выгодным останется только экспорт газа и нефти. И в этой ситуации многие люди останутся без работы, а число бедных возрастет.

"Четкой экономической идеологии на сегодняшний день у нас нет. Мы то стремимся построить самодостаточную, сильную экономику, то влиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях. То ограничиваем экспорт своей высокотехнологичной продукции, то стараемся его поддержать. Если посмотреть на решения последнего времени, то мы видим, что Правительство больше стимулирует экспорт непереработанного сырья. Строит новые газопроводы, нефтепроводы, инвестирует в это огромные средства. Никак не ограничивает экспорт металла, электричества, не ограничивает цены на топливо на внутреннем рынке. Но при этом ограничивает цены на сельхозтехнику, продукцию сельского хозяйства, снижает поддержку машиностроения, не исправляет политику малодоступности кредитов для аграриев. Пока экономическая политика шатается. И сейчас опять пошел дрейф в сторону подсаживания страны на сырьевую иглу. Тогда как нам стоит обратиться к опыту всех стран, которые прошли период модернизации, индустриализации. Это низкие налоги, доступные кредиты, мягкая денежная политика, поддержка своих производителей на внутренних рынках и внешних, стимулирование экспорта", — резюмировал он.

Читайте также: