287 налогового кодекса республики беларусь

Опубликовано: 15.05.2024


О.П. САЗОНОВА
начальник отдела информационно-разъяснительной работы инспекции МНС по Ленинскому району г. Могилева

Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) — особый режим налогообложения, порядок применения которого определен положениями главы 34 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Кодекс).

Анализируя нормы главы 34 Кодекса, можно сделать вывод, что организацией применение УСН прекращается в следующих случаях:

  • при утрате права на применение УСН;
  • по собственной инициативе организации.

Рассмотрим указанные случаи более подробно.

Утрата права на применение УСН

Прекращение применения УСН с обязательным переходом на уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке осуществляется:

1. при превышении организацией:

  • численности работников — если в среднем за период с начала года по отчетный период включительно численность превысила 100 человек (подп. 6.1 п. 6 ст. 286 Кодекса);
  • валовой выручки — если нарастающим итогом в течение календарного года валовая выручка превысила 1851100 бел. руб. (п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении», который распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2018 г.).

При этом согласно пункту 6 статьи 286 Кодекса применение УСН прекращается с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором превышен хотя бы один из указанных критериев.

Организация с начала 2018 г. применяет УСН с уплатой налога на добавленную стоимость (далее — НДС). Отчетным периодом является календарный квартал. Валовая выручка нарастающим итогом за январь–май 2018 г. составила 1 852 000 руб.

В данной ситуации организация утрачивает право на применение УСН и должна применять общий порядок налогообложения с июля 2018 г.

Организация с начала 2018 г. применяет УСН с уплатой НДС. Отчетным периодом является календарный месяц. Валовая выручка нарастающим итогом за январь–июль 2018 г. составила 1 950 000 руб.

С 1 августа организация утрачивает право на применение УСН и должна применять общий порядок налогообложения;

2. при утрате права на применение УСН без уплаты НДС и непринятии решения о переходе на УСН с уплатой НДС:

  • численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 50 человек и (или) валовая выручка организаций нарастающим итогом в течение календарного года составила более 1 270 100 бел. руб. (подп. 6.4 п. 6 ст. 286 Кодекса и п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении»). Такие организации также вправе перейти на применение УСН с уплатой НДС начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором имело место превышение численности работников и (или) валовой выручки, при условии отражения решения о переходе на применение УСН с уплатой НДС в налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения (далее — декларация) за отчетный период, в котором имело место превышение численности работников и (или) валовой выручки. Такое отражение не может быть произведено (изменено) позже установленного главой 34 Кодекса срока представления указанной декларации.

Согласно пункту 4 статьи 290 Кодекса срок представления декларации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Для перехода на УСН с уплатой НДС при заполнении титульного листа декларации необходимо проставить отметку (знак «X») в строке «Переход со следующего отчетного периода на применение упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС» (п. 53 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42, с изменениями и дополнениями).

Организация с начала 2018 г. применяет УСН без уплаты НДС. Отчетным периодом является календарный квартал. Валовая выручка нарастающим итогом за январь–июнь 2018 г. составила 1 320 000 руб. В декларации, представленной по сроку 20 июля 2018 г., отметка о переходе на УСН с уплатой НДС не проставлена.

В данном случае с 1 июля 2018 г. организация утратила право на применение УСН и должна применять общий порядок налогообложения;

3. при признании организации организацией, указанной в пункте 5 статьи 286 Кодекса.

Согласно пункту 6 1 статьи 286 Кодекса, а также с учетом норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» организации не вправе применять УСН:

  • с месяца, в котором они могут быть признаны организациями, указанными в подпунктах 5.1 (за исключением подп. 5.1.2 4 , абз. 3 подп. 5.1.4 п. 5), 5.2, 5.3, 5.5–5.7 пункта 5 статьи 286 Кодекса;
  • в календарном году, если в предшествовавшем ему календарном году они являлись организациями, указанными в подпунктах 5.1 (за исключением подп. 5.1.2 4 , абз. 3 подп. 5.1.4 п. 5), 5.2, 5.6 или 5.7 пункта 5 статьи 286 Кодекса.

При этом организации признаются организациями, указанными в подпунктах 5.1.2, 5.1.2 1 или 5.1.2 3 пункта 5 статьи 286 Кодекса, а также осуществляющими деятельность в рамках простого товарищества для целей подпункта 5.1.4 пункта 5 статьи 286 Кодекса, в течение срока действия соответствующего договора, а также по истечении этого срока до дня (включительно), в котором имел место последний факт получения выручки (дохода) по указанному договору.

Согласно пункту 5 статьи 286 Кодекса не вправе применять УСН:

  • организации:
    • производящие подакцизные товары (подп. 5.1.1 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней (подп. 5.1.2 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое) (под. 5.1.2 1 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» (подп. 5.1.2 2 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено подпунктом 5.1.2 3 пункта 5 статьи 286 Кодекса. Под капитальными строениями (зданиями, сооружениями) понимаются капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 Кодекса. Предоставление в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, являющихся общей собственностью, лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), не лишает такие лицо, товарищество (кооператив) права применения УСН. Положения части первой подпункта 5.1.2 3 пункта 5 статьи 286 Кодекса не распространяются на организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства;
    • являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (подп. 5.1.2 5 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (подп. 5.3 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход (под. 5.5 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • являющиеся участниками холдинга (подп. 5.6 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • являющиеся микрофинансовыми, а также организациями, применяющими положение части первой пункта 15 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций», с изменениями и дополнениями (подп. 5.6 п. 5 ст. 286 Кодекса);

  • организации, осуществляющие:
    • лотерейную деятельность (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • деятельность в рамках простого товарищества (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • риэлтерскую деятельность (подп. 5.2.1 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • страховую деятельность (страховые организации, в том числе объединения страховщиков) (подп. 5.2.2 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • банковскую деятельность (банки) (подп. 5.2.3 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • деятельность в сфере игорного бизнеса (подп. 5.2.4 п. 5 ст. 286 Кодекса);
    • посредническую деятельность по страхованию (подп. 5.2.5 п. 5 ст. 286 Кодекса);

  • унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, и коммерческие организации, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам) (подп. 5.7 п. 5 ст. 286 Кодекса).

Организация применяет УСН без уплаты НДС. По договору аренды от 25 апреля 2018 г. организация передала 25 апреля 2018 г. в аренду помещение, находящееся у нее в безвозмездном пользовании. Отчетным периодом является календарный квартал.

Поскольку организация, осуществляющая сдачу «не находящегося у нее на праве собственности» имущества в аренду, не вправе применять УСН, то с 1 апреля 2018 г. организация должна применять общий порядок налогообложения.

Прекращение применения УСН по собственной инициативе организации

На основании подпункта 6.3 пункта 6 статьи 286 Кодекса применение плательщиками УСН прекращается и они осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором ими принято решение об отказе от применения УСН. Применение УСН прекращается при условии отражения решения об отказе от применения УСН в декларации за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого принято решение не применять УСН. Такое отражение не может быть произведено (изменено) позже установленного главой 34 Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный период.

Для прекращения УСН при заполнении титульного листа декларации необходимо проставить отметку (знак «X») в строке «Отказ от применения упрощенной системы налогообложения со следующего отчетного периода» (п. 53 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42, с изменениями и дополнениями).

Организация с начала 2018 г. применяет УСН с уплатой НДС. Отчетным периодом является календарный месяц. Организацией принято решение добровольно прекратить применение УСН и перейти на общий порядок налогообложения с 1 июля 2018 г. Отметка об отказе от применения УСН проставлена в декларации за январь–июнь 2018 г., которая представлена в налоговый орган не позднее 20 июля 2018 г.

В данном случае соблюдены условия для прекращения применения УСН с 1 июля 2018 г.

Следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 287 Кодекса организации, уведомившие в установленном порядке налоговый орган о переходе на применение УСН, вправе отказаться от ее применения в целом за налоговый период, если письменно информируют об этом налоговый орган до 20 февраля года, следующего за годом, в котором представлено уведомление о переходе на УСН.

При переходе на УСН с момента регистрации организация вправе отказаться от УСН в целом за налоговый период путем письменного информирования налогового органа не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о переходе на УСН.

1. Государственная пошлина уплачивается, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи:

1.1. при обращении за совершением юридически значимых действий – до подачи заявления, жалобы, ходатайства и (или) иных документов на совершение таких действий;

1.2. при обращении за совершением юридически значимых действий, которые в соответствии с законодательством являются административными процедурами, – до обращения за осуществлением соответствующей административной процедуры;

1.3. при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов).

2. Государственная пошлина уплачивается:

2.1. при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариального действия;

2.2. за регистрацию перемены фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), за выдачу свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния – при выдаче соответствующих свидетельств;

2.3. за выдачу генеральных лицензий на ввоз (импорт) продукции военного назначения, товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, и вывоз (экспорт) специфических товаров (работ, услуг) – при регистрации в Государственном военно-промышленном комитете каждого контракта (договора) и (или) дополнительного соглашения к нему под генеральную лицензию;

2.4. за внесение изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности, за выдачу разрешений на открытие, продление срока деятельности представительства иностранного банка – после принятия Национальным банком соответственно решения о внесении изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности (до выдачи указанного специального разрешения (лицензии), оформленного на новом бланке), решения о выдаче разрешения на открытие, продление срока деятельности представительства иностранного банка;

2.5. за государственную регистрацию (подтверждение государственной регистрации) лекарственного средства, биомедицинского клеточного продукта, за государственную регистрацию (перерегистрацию) медицинского изделия, за государственную регистрацию фармацевтической субстанции, ветеринарного препарата – после принятия решения о государственной регистрации (перерегистрации), подтверждении государственной регистрации этих товаров до выдачи регистрационного удостоверения;

2.6. за предоставление права на охоту – до начала охоты;

2.8. плательщиками, указанными в абзаце третьем статьи 283 настоящего Кодекса, а также в случае, указанном в абзаце втором подпункта 1.26 пункта 1 статьи 288 настоящего Кодекса, – в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного постановления.

3. Государственная пошлина уплачивается по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения за совершением юридически значимых действий в органы, взимающие государственную пошлину, если иное не установлено пунктами 4 и 7 настоящей статьи.

Для целей применения настоящей главы днем обращения за совершением юридически значимых действий признаются день поступления искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства или иных документов на совершение таких действий в органы, взимающие государственную пошлину, а при отправлении их через отделение почтовой связи – день отправления.

В случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время совершения юридически значимого действия доплата государственной пошлины не производится.

Если государственная пошлина за совершение юридически значимых действий уплачена меньше установленного размера, производится доплата по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 7 настоящей статьи, – на день доплаты государственной пошлины до установленного размера.

4. Государственная пошлина уплачивается по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на дату:

4.1. регистрации в Государственном военно-промышленном комитете каждого контракта (договора) и (или) дополнительного соглашения к нему под генеральную лицензию – за выдачу генеральных лицензий на ввоз (импорт) продукции военного назначения, товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, и вывоз (экспорт) специфических товаров (работ, услуг);

4.2. принятия Национальным банком решения о внесении изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности (до выдачи указанного специального разрешения (лицензии), оформленного на новом бланке), решения о выдаче разрешения на открытие, продление срока деятельности представительства иностранного банка – за внесение изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности, за выдачу разрешений на открытие, продление срока деятельности представительства иностранного банка;

4.3. государственной регистрации, подтверждения государственной регистрации, перерегистрации соответственно – за государственную регистрацию (подтверждение государственной регистрации) лекарственного средства, биомедицинского клеточного продукта, за государственную регистрацию (перерегистрацию) медицинского изделия, за государственную регистрацию фармацевтической субстанции, ветеринарного препарата;

4.4. уплаты – за предоставление права на охоту.

Государственная пошлина, уплаченная за предоставление права на охоту при выдаче государственного удостоверения на право охоты, подтверждает право на охоту в течение двенадцати месяцев со дня ее уплаты. За предоставление права на охоту в последующие годы государственная пошлина подтверждает право на охоту в течение двенадцати месяцев со дня уплаты государственной пошлины.

5. В случае, если за совершением одного юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы по государственной пошлине, государственная пошлина подлежит уплате ими в равных долях, если иное не установлено соглашением между ними.

В случае, если среди плательщиков, одновременно обратившихся за совершением одного юридически значимого действия, один плательщик (несколько плательщиков) полностью освобожден (освобождены) от государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается плательщиком, не имеющим права на льготу по государственной пошлине, в полном размере. Если плательщиков, не имеющих права на льготу по государственной пошлине, несколько, государственная пошлина уплачивается ими в полном размере в соответствии с частью первой настоящего пункта.

В случае, если среди плательщиков, одновременно обратившихся за совершением одного юридически значимого действия, один плательщик (несколько плательщиков) частично освобожден (освобождены) от государственной пошлины, льгота по государственной пошлине предоставляется ему (им) в части той доли, которая причиталась бы ему (им) к уплате при отсутствии права на льготу по государственной пошлине. До полного размера государственной пошлины, установленного за совершение этого юридически значимого действия, государственная пошлина уплачивается плательщиком, не имеющим права на льготу по государственной пошлине. Если плательщиков, не имеющих права на льготу по государственной пошлине, несколько, государственная пошлина уплачивается ими до полного размера, установленного за совершение этого юридически значимого действия, в соответствии с частью первой настоящего пункта.

6. Факт уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка, организации связи Министерства связи и информатизации, местного исполнительного и распорядительного органа. При необходимости по просьбе плательщика квитанция возвращается плательщику. В органе, взимающем государственную пошлину, остается копия квитанции, соответствие которой оригиналу заверяется подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов. На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий государственную пошлину, которая заверяется также подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет подлежащей уплате сумме государственной пошлины подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа.

Факт уплаты государственной пошлины посредством системы ЕРИП подтверждается наличием в системе ЕРИП информации, подтверждающей зачисление государственной пошлины. Плательщик обязан при обращении в орган, взимающий государственную пошлину, сообщить учетный номер операции (транзакции) в системе ЕРИП.

Платежные инструкции либо их копии, подтверждающие уплату государственной пошлины, хранятся в органах, взимающих государственную пошлину, и при наличии заявлений, жалоб или других документов, по которым уплачена государственная пошлина, приобщаются к ним.

Платежные инструкции либо их копии, подтверждающие уплату государственной пошлины за действия, совершаемые подразделениями по гражданству и миграции органов внутренних дел по выдаче (обмену) паспорта гражданина Республики Беларусь и вида на жительство в Республике Беларусь, хранятся в таких подразделениях отдельно от документов, за которые взимается государственная пошлина.

В случае, если плательщик освобождается от государственной пошлины, об этом делается отметка на соответствующих документах с указанием, на основании какого законодательного акта и (или) иного правового акта (их конкретного структурного элемента) плательщик освобождается от государственной пошлины.

7. Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком на день уплаты.

Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Минску, которая направляется в орган, взимающий государственную пошлину, в течение пяти рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет.

8. Государственная пошлина за выдачу разрешения на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств уплачивается в белорусских рублях путем перечисления денежных средств в безналичном порядке либо наличными денежными средствами через кассу банка.


Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.

Указом установлены по 31 декабря 2020 г.:

  • размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц;
  • размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц.

Определены:

1) условия применения стандартного налогового вычета, установленного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, не имеющими в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы);

2) доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц.

К таким доходам относятся:

  • единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;
  • денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;
  • доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами;

3) сроки исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

4) порядок возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата.

Налоговые агенты обязаны представлять не позднее 1 апреля 2021 г. в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, если размер выплаченного в 2020 году дохода превысил 2571 белорусский рубль в день.

От редакции:

Согласно Приложению 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" установлены следующие размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц:

Размер дохода, освобождаемого

от подоходного налога с физических лиц

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

888 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

7003 белорусских рубля в сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей

2115 белорусских рублей от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и индивидуальных предпринимателей

140 белорусских рублей от каждого

источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

3622 белорусских рубля от каждого источника в течение налогового периода

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

13 994 белорусских рубля в сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

423 белорусских рубля от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода

Согласно Приложению 10 к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" установлены следующие размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц:

Вид налогового вычета

Размер налогового вычета

Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь

117 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 белорусских рублей в месяц

Стандартный налоговый вычет, установленный в части первой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики

34 белорусских рубля в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

Стандартный налоговый вычет, установленный в части пятой, абзаце первом части седьмой и части девятой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю

65 белорусских рублей в месяц

на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

Стандартный налоговый вычет, установленный в частях восьмой и девятой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей- инвалидов в возрасте до восемнадцати лет

65 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц

Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Р еспублики Беларусь

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

На основании статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), с учетом норм статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – КФХ) признаются плательщиком налогов, сборов (пошлин).

В соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь КФХ имеют право применять:
общую систему налогообложения;
особые режимы налогообложения (с исчислением и уплатой единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и налога при упрощенной системе налогообложения (далее - УСН)).
При всех системах налогообложения КФХ являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), кроме применения УСН без уплаты НДС.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

В течение 3-х лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК (статья 328 НК). По указанной деятельности на основании статьи 63 НК крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от обязанности представления налоговых деклараций в налоговый орган.

КФХ, применяющие освобождение по налогам в соответствии со статьей 328 НК, не освобождаются от:
НДС и акцизов, взимаемых налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза;
обязанности по исчислению и перечислению в бюджет НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 92 НК;
обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК;
таможенных платежей.

По истечении 3 лет с момента государственной регистрации
производится исчисление и уплата налогов (сборов) в общеустановленном порядке, включая НДС по произведенной сельскохозяйственной продукции.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧАЕМЫХ КФХ

При исчислении
налога на прибыль
Согласно подпункту 4.1 пункта 4 статьи 128 НК в состав внереализационных доходов не включаются безвозмездные средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению, за исключением средств, указанных в подпункте 3.19-2 пункта 3 статьи 128 НК. При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли.
(справочно: подпункт 3.19-2 пункта 3 статьи 128 НК предусматривает, что средства, безвозмездно поступившие в рамках целевого финансирования из республиканского или местного бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства в отчетных периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении. Такие доходы отражаются на дату их поступления, включая зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу).


При исчислении единого налога
для производителей сельскохозяйственной продукции
Согласно пункту 2 статьи 304 НК в налоговую базу не включаются суммы средств, безвозмездно полученные организацией в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов либо бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению (при установлении целевого назначения законодательством или в соответствии с ним), за исключением указанных средств, покрывающих затраты (расходы), учтенные ею при определении налоговой базы налога на прибыль.

При исчислении налога
при УСН
Согласно пункту 2 статьи 288 НК в налоговую базу не включаются не включаются суммы средств, безвозмездно полученные организацией в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов либо бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению (при установлении целевого назначения законодательством или в соответствии с ним), за исключением указанных средств, покрывающих затраты (расходы), учтенные ею при определении налоговой базы налога на прибыль

При определении налоговой базы по налогу
на добавленную стоимость (далее – НДС)
Согласно пункту 5 статьи 97 НК при определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе средства, поступившие из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права.

При применении налоговых
вычетов по НДС
На основании подпункта 19.3 статьи 107 НК не подлежат вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Положения настоящего подпункта не применяются, если:
полученные из указанных источников средства включены в налоговую базу;
приобретение (ввоз) товаров (работ, услуг), имущественных прав произведено за счет сумм субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением плательщиком цен, определяемых (регулируемых) законодательством, или льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Создание (выставление)
электронных счетов-фактур
крестьянскими (фермерскими хозяйствами)

С 1 июля 2016 года на территории Республики Беларусь введен в обращение электронный счет-фактура (далее - ЭСЧФ), который является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями статьи 92 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (пункт 1 статьи 106-1 НК).

Форма ЭСЧФ и порядок его составления установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15 «Об установлении формы ЭСЧФ и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения ЭСЧФ».

ЭСЧФ выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями статьи 100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не установлено НК (пункт 5 статьи 106-1 НК).

При ввозе товаров из-за пределов Республики Беларусь ЭСЧФ создается и направляется на Портал в день уплаты (зачета) НДС, но не ранее дня представления таможенной декларации на товары и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (абзац 3 пункта 6 статьи 106-1 НК).

При ввозе товара из государств - членов ЕАЭС ЭСЧФ создается и направляется на Портал в день, на который приходится день уплаты (зачета) НДС, но не ранее дня представления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (абзац 2 пункта 6 статьи 106-1 НК).

При приобретении на территории Республики Беларусь объектов у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете в Республике Беларусь, ЭСЧФ создается и направляется на Портал в день наступления момента фактической реализации - оплаты (предоплаты) либо иного прекращения обязательств (пункт 5 статьи 100, часть 4 пункта 5 статьи 106-1 НК).

При экспорте товаров направление ЭСЧФ осуществляется только на Портал. Направление ЭСЧФ осуществляется применительно к срокам, определенным частями восьмой - десятой пункта 2 статьи 102 НК, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истечением отчетного периода, за который обороты по реализации отражены в налоговой декларации (расчете) по НДС (часть пятая пункта 5 статьи 106-1 НК).

В соответствии с действующим законодательством не предусмотрено создание ЭСЧФ в следующих случаях:

- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 93 НК (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 14 и 15 статьи 106-1 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и не подлежащих отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС (абз. 2 пункта 7 статьи 106-1 НК);

- при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абз. 3 пункта 7 статьи 106-1 НК);

- при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от НДС в соответствии с законодательством (абз. 6 пункта 7 статьи 106-1 НК);

- при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров на основании договоров комиссии (поручения) и иных аналогичных гражданско-правовых договоров (абз. 9 пункта 7 статьи 106-1 НК);

- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговая база НДС по которым в соответствии с законодательством признается равной нулю (равна нулю) (абз. 11 пункта 7 статьи 106-1 НК).

КФХ, освобождаемыми от НДС согласно пункту 1 статьи 328 НК в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, по которой не представляются налоговые декларации (расчеты) по НДС, ЭСЧФ не создаются.

В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 106-1 НК ЭСЧФ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ СВЕДЕНИЙ ОБ ИСЧИСЛЕННЫХ И (ИЛИ) ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЧЕТУ СУММАХ НДС, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 КоАП Республики Беларусь.

Читайте также: