277 статья налогового кодекса

Опубликовано: 14.05.2024

Ст 277 НК РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

1. При размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи) (далее в настоящей статье - акционер (участник, пайщик)), определяются с учетом следующих особенностей:

  • 1) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи);
  • 2) у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей настоящей главы признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку (далее в настоящей статье - имущественные права)), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

При внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей настоящей главы по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету.

Стоимость имущества (имущественных прав), полученного государственными корпорациями, созданными на основании федеральных законов, в качестве имущественного взноса Российской Федерации, признается для целей настоящей главы по стоимости, определяемой на дату получения такого имущества (имущественных прав) в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету.

2. При ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

2.2. При ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) ее акционер (участник, пайщик, учредитель, контролирующее лицо иностранной организации или контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица), имеющий право на получение доходов в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), при выполнении условий, установленных пунктом 2.3 настоящей статьи, вправе не учитывать такие доходы при определении налоговой базы.

В случае, если налогоплательщик воспользовался правом, установленным абзацем первым настоящего пункта, стоимость такого имущества (имущественных прав) для целей настоящего пункта принимается к учету исходя из документально подтвержденной стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения такого имущества (имущественных прав), но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса.

При этом документально подтвержденной стоимостью объектов имущества (имущественных прав), подлежащих амортизации, признается остаточная стоимость данных объектов, определяемая по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

2.3. Налогоплательщик вправе не учитывать при определении налоговой базы доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав) на основании пункта 2.2 настоящей статьи при условии, что процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) завершена до 1 января 2018 года, если иное не указано в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта. Предельный срок завершения процедуры ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) продлевается в следующих случаях:

  • 1) если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) принято до 1 января 2017 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом иностранной организации, либо участием иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) в судебном разбирательстве, процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания таких ограничений и (или) судебных разбирательств;
  • 2) если личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлен минимальный период владения акциями (долями, паями) в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) и (или) в ее дочерних организациях и (или) иностранных структурах без образования юридического лица, при несоблюдении которого возникает обязанность уплатить налог, установленный законодательством иностранного государства, и при этом начало такого периода приходится на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания минимального периода, указанного в настоящем подпункте;
  • 3) если решение о ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) не может быть принято до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными условиями выпуска обращающихся облигаций, отвечающих требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса, процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания действия таких ограничений для указанной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

3. При реорганизации организации, независимо от формы реорганизации, у налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

При реорганизации негосударственного пенсионного фонда, являющегося некоммерческой организацией, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" получение акций акционерного общества не приводит к образованию прибыли (убытка), учитываемой (учитываемого) в целях налогообложения, у следующих категорий налогоплательщиков:

  • учредители (лица, созданные в результате преобразования учредителей) реорганизуемого негосударственного пенсионного фонда;
  • иные лица (лица, созданные в результате их преобразования), которые внесли взнос в совокупный вклад учредителей негосударственного пенсионного фонда до даты принятия советом фонда решения о реорганизации негосударственного пенсионного фонда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. При реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования, предусматривающей конвертацию акций реорганизуемой организации в акции создаваемых организаций или в акции организации, к которой осуществлено присоединение, стоимость полученных акционерами реорганизуемой организации акций создаваемых организаций или организации, к которой осуществлено присоединение, признается равной стоимости конвертированных акций реорганизуемой организации по данным налогового учета акционера на дату завершения реорганизации (на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

В аналогичном порядке осуществляется оценка стоимости долей (паев), полученных в результате обмена долей (паев) реорганизуемой организации.

При реорганизации негосударственного пенсионного фонда, являющегося некоммерческой организацией, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" стоимость получаемых налогоплательщиком акций, распределяемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, признается равной стоимости (остаточной стоимости) имущества (имущественных прав), внесенного в виде взноса в совокупный вклад учредителей реорганизуемого негосударственного пенсионного фонда, определенной по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права).

5. В случае реорганизации в форме выделения, разделения, предусматривающей конвертацию или распределение акций вновь создаваемых организаций среди акционеров реорганизуемой организации, совокупная стоимость полученных акционером в результате реорганизации акций каждой из созданных организаций и реорганизованной организации признается равной стоимости принадлежавших акционеру акций реорганизуемой организации, определяемой по данным налогового учета акционера.

Стоимость акций каждой из вновь созданной и реорганизованной организации, полученных акционером в результате реорганизации, определяется в следующем порядке.

Стоимость акций каждой вновь создаваемой организации признается равной части стоимости принадлежащих акционеру акций реорганизуемой организации, пропорциональной отношению стоимости чистых активов созданной организации к стоимости чистых активов реорганизуемой организации.

Стоимость акций реорганизуемой организации (реорганизованной после завершения реорганизации), принадлежащих акционеру, определяется как разница между стоимостью приобретения им акций реорганизуемой организации и стоимостью акций всех вновь созданных организаций, принадлежащих этому акционеру.

Стоимость чистых активов реорганизуемой и вновь созданных организаций определяется по данным разделительного баланса на дату его утверждения акционерами в установленном порядке.

В аналогичном порядке осуществляется оценка стоимости долей (паев), полученных в результате обмена долей (паев) реорганизуемой организации.

В случае реорганизации в форме выделения, предусматривающей приобретение реорганизуемой организацией акций (доли, пая) выделяемой организации, стоимость этих акций (доли, пая) признается равной стоимости чистых активов выделенной организации на дату ее государственной регистрации.

В случае, если стоимость чистых активов одной или нескольких созданных (реорганизованной) с участием акционеров организаций является отрицательной величиной, стоимость приобретения полученных акционером в результате реорганизации акций каждой из созданных (реорганизованной) организаций признается равной части стоимости принадлежавших акционеру акций реорганизуемой организации, пропорциональной отношению величины уставного капитала каждой из созданных с участием акционеров организаций к величине уставного капитала реорганизуемой организации на последнюю отчетную дату, предшествующую реорганизации.

6. Информация о чистых активах организаций (реорганизуемых и создаваемых) по данным разделительного баланса опубликовывается реорганизуемой организацией в течение 45 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации в печатном издании, предназначенном для опубликования данных о государственной регистрации юридических лиц, а также предоставляется налогоплательщикам-акционерам (участникам, пайщикам) реорганизуемых организаций по их письменным запросам.

Комментарий к статье 277 НК РФ:

Порядок признания доходов, которые образуются при размещении (приобретении) акций акционерных обществ, долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и паев в кооперативах, определяет статья 277 Налогового кодекса РФ.

При размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи) (далее в настоящей статье - акционер (участник, пайщик)), определяются с учетом следующих особенностей:

  • 1) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи);
  • 2) у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).

Акционеры (участники, пайщики) признают стоимость приобретенных акций (долей, паев) равной стоимости имущества или имущественных прав, переданных в обмен на эти акции (доли, паи). Для неденежных вкладов такая стоимость определяется на основании решения акционеров (участников, пайщиков). В некоторых случаях их должен оценивать независимый оценщик.

Определенная таким образом стоимость акций (долей, паев) может быть увеличена на сумму расходов, которые были произведены при получении (передаче) имущества.

При ликвидации организации ее имущество распределяется между акционерами (участниками, пайщиками). Согласно пункту 2 статьи 277 Налогового кодекса РФ налогом на прибыль при этом облагается только разница между рыночной стоимостью такого имущества и стоимостью акций (долей, паев), которые были оплачены акционерами (участниками, пайщиками).

Добавим, что пункт 3 комментируемой статьи указывает, что доход (убыток), который акционеры (участники, пайщики) организации получили при ее реорганизации, для целей налогообложения не учитывается.

Кроме того, в статье 277 Налогового кодекса РФ определено, как оценивать имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал. Первоначальная стоимость имущества должна определяться по данным налогового учета учредителя.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о вступлении в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ[1] (далее – Закон), который позволяет учесть денежный вклад в имущество организации при выходе лица из состава участников общества, ликвидации общества или реализации его долей/акций. Этим же Законом внесены точечные поправки по применению инвестиционного налогового вычета.

1. Уменьшение дохода, полученного от реализации долей (акций) общества, а также при его ликвидации или выходе из него, на сумму денежных средств, внесенных в имущество общества

Ранее в налоговом законодательстве прямо не говорилось, можно ли уменьшить доход от отчуждения долей (акций) при ликвидации организации или выходе из неё на сумму вклада в имущество (в отличие от вклада в уставный капитал, в отношении которого эта возможность всегда признавалась). Судебная практика приравнивала вклад в имущество к вкладу в капитал в целях применения льгот по международным налоговым договорам[2], но прямого ответа на этот вопрос не давала. Подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ позволяет не облагать налогом доход, полученный при ликвидации организации или выходе из неё, в пределах внесённых вкладов, не уточняя, идёт ли речь о вкладах в имущество. Кроме того, это положение не распространяется на продажу долей или акций.

Поправками предусмотрено, что при получении дохода от реализации долей (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ) или акций (п. 3 ст. 280 НК РФ) общества налогоплательщик имеет право уменьшить полученный доход еще и на сумму денежных средств, внесенных в имущество организации. Величина такого вклада в целях уменьшения дохода рассчитывается пропорционально реализуемым долям/акциям в общей величине долей/акций, принадлежащих налогоплательщику.

Аналогичная возможность учета денежных средств в виде вклада в имущество общества предусматривается и для лиц, получивших доходы от ликвидации организации (абзац первый п. 2 ст. 277 НК РФ) и при выходе из нее (абзац второй п. 1 ст. 250 НК РФ).

Поправки распространяются на доходы налогоплательщиков, полученные начиная с 01.01.2021[3].

Возможность учета денежных средств в виде вклада в имущество организации может поднять инвестиционную привлекательность российского бизнес-сегмента, поскольку позволит учитывать ранее произведенные инвестиции при получении дохода от продажи или выходе из бизнес-структуры. Это, в свою очередь, позволит гарантировать инвестору, что все его инвестиции будут учтены в случае его выхода из бизнес-проекта, включая вклады в имущество, которые очень часто на практике используются для финансовой помощи дочернему обществу.

Законом не установлены сроки «давности» для учета денежного вклада в имущество в качестве расхода. Если применить аналогию и использовать, например, разъяснения Минфина России по подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (возврат участнику его денежного вклада в пределах ранее внесенной суммы) [4] , то можно сделать вывод, что момент внесения денежных средств для целей уменьшения дохода от выхода из бизнеса значения не имеет.

Дополнительный положительный эффект поправок в том, что они касаются не только российских обществ: нет запретов применить их к иностранным организациям.

В то же время поправки могут быть истолкованы как ограничивающие учёт вкладов в имущество в неденежной форме. Такие вклады вносятся реже, поскольку законодательство ограничивает формы вкладов (ст. 66.1 ГК РФ), к тому же вклад в имущество не исключён из понятия реализации (ст. 39 НК РФ), что влечёт риски по НДС. Поэтому вклады в имущество на практике вносятся, например, в виде ценных бумаг. Запрет учёта неденежных вкладов противоречит экономической сути операций, но риск такого толкования нельзя исключить.

Наконец, отметим, что необходимо отличать вклады в имущество и так называемую «безвозмездную передачу» (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), которая, как и ранее, не позволяет участнику (акционеру) учесть стоимость переданного в расходах. Эти две операции разграничиваются по формальному признаку – они были оформлены в корпоративных документах.

2. Инвестиционный вычет

Поправками предполагаются точечные технические изменения положений, регулирующих инвестиционный вычет по налогу на прибыль организаций[5]. К примеру, предлагается не лишать налогоплательщика права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета, а также дать право налогоплательщику переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды аналогично порядку, предусмотренному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» готова предложить свою помощь в анализе налоговых последствий реструктуризации бизнес-активов, включая оценку налоговых последствий инвестиционных решений и спорные вопросы налогообложения дохода от выхода из бизнеса.

[1] Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[2] п. 12 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.).

[3] Ч. 4 ст. 3 Закона.

[4] Письма Минфина России от 14.02.2019 № 03-03-06/1/9345 и от 12.07.2019 № 03-08-05/51772.

[5] Инвестиционный налоговый вычет является альтернативой стандартной амортизации и предполагает возможность уменьшения суммы налога на прибыль на расходы на создание (приобретение) основных средств.

В 2020 году в силу вступает множество поправок в налоговое законодательство. Изменения коснутся практически всех налогов, в том числе НДФЛ, НДС, налога на прибыль и земельного налога. Кроме того, с нового года изменятся сроки сдачи и формы налоговой отчётности. Обо всех нововведениях рассказывает Наталья Бокова — эксперт Контур.Школы.

Для экспресс-грузов и товаров, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях, меняется порядок подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

В налоговую в электронной форме нужно будет представить в виде реестра сведения или из деклараций на такие товары и грузы, или из таможенных деклараций C№ 23.


Появились новые налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Лицо приобретает такой статус сразу после внесения в реестр.

– нулевая ставка налога в федеральный бюджет;

– возможна пониженная ставка в бюджеты субъектов РФ


НДФЛ
Списание безнадёжного долга Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ При списании безнадёжного долга доход образуется на дату прекращения обязательств. Если списывается безнадёжный долг физлиц, то дохода, который облагается НДФЛ, может и не быть С 01.01.2020
Меняется порядок исчисления и уплаты НДФЛ для ИП Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ ИП исчисляют авансовые платежи по НДФЛ исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных вычетов и с учётом ранее исчисленных авансов. Авансы нужно уплатить не позднее 25-го числа первого месяца, который следует за I кварталом, полугодием и 9 месяцем налогового периода С 01.01.2020
Уход за ребёнком-инвалидом Федеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ изменил п. 78 ст. 217 НК РФ Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребёнком-инвалидом НДФЛ не облагается С 01.01.2020
Налоговая база при продаже недвижимости Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ добавил ст. 214.10 НК РФ Введена новая статья 214.10 НК РФ — «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения» С 01.01.2020
Дополнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ Федеральный закон от 29.09.2019 № 327-ФЗ изменил п. 28 ст. 217 НК РФ Организация, которая ведёт образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, не начисляет НДФЛ на материальную помощь своим студентам в пределах 4 000 рублей С 01.01.2020
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 37.2 ст. 217 НК РФ Не облагаются НДФЛ единовременные выплаты медицинским и педагогическим работникам, обеспечение которых осуществляется по госпрограммам. Сумма таких выплат не должна превышать 1 млн рублей. Освобождение от НДФЛ продлится до 31.12.2022 С 01.01.2020
Федеральный закон от 29.09.2019 № 323-ФЗ изменил п. 46, 46.1 ст. 217 НК РФ Доходы, полученные в результате стихийных бедствий, НДФЛ не облагаются. Например, от налогов освобождается материальная выгода, доходы от арендной платы жилья и др. С 01.01.2020
Уплата НДФЛ организациями с несколькими обособленными подразделениями (ОП) Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 2 ст. 230, п. 7 ст. 226 НК РФ Российские организации, имеющие несколько ОП на территории одного муниципального образования, смогут выбирать, куда перечислить НДФЛ: по месту учёта одного из этих ОП или по месту нахождения организации. О своём выборе налоговый агент должен сообщить в ФНС С 01.01.2020
Уплата НДФЛ за счёт средств налогового агента Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 9 ст. 226 НК РФ Если во время налоговой проверки выяснится, что налоговый агент должен был удержать НДФЛ, но не сделал этого, то он будет обязан возместить налог из собственных средств. Физлицо при этом материально не пострадает С 01.01.2020
Отчётность по НДФЛ Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 2 ст. 230 НК РФ Формы отчётности по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно представить до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это значит, что отчётность за 2019 год нужно представить не позднее 02.03.2020. Если в организации больше 10 сотрудников, то отчётность по НДФЛ нужно будет сдать в электронном виде. С отчётности за 2021 год справка 2-НДФЛ будет подаваться в составе расчёта 6-НДФЛ С 01.01.2020


К розничной торговле больше не относится продажа:

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

от 30 июня 2016 г. по делу N А45-5144/2015

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кокшарова А.А.

судей Перминовой И.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ДМС" (Дистрибьютерская Менеджмент Система) на решение от 30.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 16.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу N А45-5144/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "ДМС" (Дистрибьютерская Менеджмент Система) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области о признании недействительным решения.

В заседании приняли участие представители:

от закрытого акционерного общества "ДМС" (Дистрибьютерская Менеджмент Система) - Вторушин А.Г. по доверенности от 22.04.2015, Шеменев В.А. по доверенности от 22.04.2015, Самсонова С.В. по доверенности от 22.04.2015;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области - Паршукова И.В. по доверенности от 11.01.2016 N 20, Шаталов А.В. по доверенности от 11.01.2016 N 14.

Закрытое акционерное общество "Дистрибьюторская Менеджмент Система" (после смены наименования 10.04.2015 - Акционерное общество "Дистрибьюторская Менеджмент Система") - (далее - АО "ДМС", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.11.2014 N 20 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль в размере 5 937 653 руб., штрафа по налогу на прибыль - 1 187 530 руб.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.11.2015, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области от 26.11.2014 N 20 в части привлечения АО "ДМС" к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в сумме 593 765 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "ДМС" обратилось с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное истолкование судами норм гражданского законодательства и неучета существенных для толкования обстоятельств спора; не дачи оценки заявленных доводов и представленных доказательств, подтверждающих наличие деловой цели спорных хозяйственных операций, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Инспекция возражает против доводов жалобы согласно отзыву.

Проверив в соответствии со статьями 274 , 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в 2013 году на основании договоров о безвозмездном наделении имуществом от 12.08.2013 N 08/13, от 03.09.2013 N 09/13, от 27.09.2013 N 09-1/13, от 20.11.2013 N 11/13, заключенных между ООО "ДМС-Тюмень" в лице ликвидатора Ганжа Д.В. и ЗАО "ДМС" в лице генерального директора Лукницкого А.В., получило от дочерней организации ООО "ДМС-Тюмень" денежные средства в сумме 29 661 260 руб.

Инспекция исходя из фактического исполнения Обществом договоров о безвозмездном наделении имуществом от своего взаимозависимого лица (ООО "ДМС-Тюмень") в период ликвидации последнего пришла к выводу, что оно подлежит учету при исчислении налога на прибыль в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 277 НК РФ.

При этом доводы Общества о получении данного имущества в качестве дивидендов на основании решения единственного участника ООО "ДМС-Тюмень" от 10.04.2013 налоговым органом не приняты по причине того, что переквалификация произведена налогоплательщиком после завершения налоговой проверки. Кроме того, данные доводы опровергаются полученными в ходе проверки документами.

В частности, из имеющегося в материалах дела регистра бухгалтерского учета за 2013 год "Анализ счета 76.03", в котором сгруппирована информация о начисленных и выплаченных ЗАО "ДМС" дивидендах организацией ООО "ДМС-Тюмень" отражены полученные налогоплательщиком в 2013 году от ООО "ДМС-Тюмень" дивиденды в сумме 21 000 000 руб., начисление и выплата которых осуществлялась на основании решения от 31.03.2013 N 27; в указанном регистре отсутствует информация о начислении и перечислении дивидендов в сумме 20 000 000 руб. на основании решения от 10.04.2013; в акте сверки взаимных расчетов за 2013 год между ЗАО "ДМС" и ООО "ДМС-Тюмень" согласована сумма начисленных и выплаченных дивидендов 21 000 000 руб. по решению N 27 от 31.03.2013 и указано на отсутствие задолженности по начислению и выплате дивидендов на 31.12.2013.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся, в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав ( статья 249 НК РФ).

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ, при этом перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ и является закрытым.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом пункта 1 статьи 58 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого Общества распределяется ликвидационной комиссией между его участками.

Пунктом 2 статьи 277 НК РФ предусмотрено, что при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Доводы Общества о том, что согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде), не принимаются судом кассационной инстанции, так как налогообложение доходов при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества осуществляется с учетом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 251 и пункта 2 статьи 277 НК РФ.

Как установлено судом первой инстанции, ЗАО "ДМС" как единственным участником ООО "ДМС-Тюмень" было принято решение от 26.04.2013 N 1Л о ликвидации организации в следующие сроки: для предъявления требований кредиторами до 08.07.2013, рассмотреть требований кредиторов до 10.07.2013, произвести инвентаризацию имущества до 15.07.2013, произвести выплаты кредиторам до 24.07.2013.

Спорные платежи в сумме 29 661 260 руб. произведены в адрес налогоплательщика в период с 14.08.2013 по 27.11.2013, о чем свидетельствуют акты сверки взаимных расчетов, платежные поручения о безвозмездном наделении имуществом, таким образом, ООО "ДМС-Тюмень" должно было произвести выплаты кредиторам до 24.07.2013, в связи с чем судами правомерно применены положения пункта 8 статьи 63 ГК РФ к правоотношениям между ЗАО "ДМС" и ООО "ДМС-Тюмень".

Довод Общества о том, что судами не дана оценка экономической оправданности и целесообразности спорных операций, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку налоговым органом не вменялось Обществу в качестве нарушения экономическая неоправданность, нецелесообразность.

Указание ЗАО "ДМС" на допущенные судом первой инстанции в судебном акте ошибки в изложении требований Общества как основание для отмены принятых судебных актов, также не подлежат удовлетворению, поскольку не подтверждено материалами дела.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решения Инспекции лишь в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в сумме 593 765 руб.

Доводы жалобы повторяют позицию Общества по делу, были предметом рассмотрения судов и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286 , 287 АПК РФ.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

решение от 30.11.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.03.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5144/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2000 года

26 июля 2000 года

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2

Статьей 17 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

Пунктом 8 статьи 278.1 Кодекса предусмотрено, что особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, установленные Кодексом для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее применяются при исчислении консолидированной налоговой базы.

При этом правовая природа документа должна оцениваться с точки зрения того, что в пункте 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничиваются понятия налоговой декларации и иных документов, представляемых обязанными лицами в налоговые органы (в том числе расчета авансового платежа, расчета сбора, расчета сумм налога на доходы физических лиц и др.) вне зависимости от того, как поименован документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) - организация, ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участник договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ), индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, организация и индивидуальный предприниматель, не являющиеся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

18. Бюджетное финансирование (строка 16) учитывается в общей сумме доходов (строки 07, 08) в соответствии с частью II Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 г. в действие Федерального закона от 30.11.2016 N 399-ФЗ "О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и статью 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 399-ФЗ), вносящего изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 Кодекса, сообщает следующее.

В настоящее время не во всех нормативных правовых актах, регулирующих вопросы дошкольного образования, понятийно-терминологическая система приведена в соответствие с Федеральным законом N 273-ФЗ. Так, в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Законе Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", федеральных законах от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" используется понятие "дошкольное учреждение", тогда как Федеральным законом N 273-ФЗ закреплено понятие "дошкольная образовательная организация". В целях устранения указанных проблем Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий в том числе внесение соответствующих изменений в указанные законодательные акты (пункт 3 приложения N 11).

Положения Налогового кодекса Российской Федерации (включая статью 358 об объектах налогообложения транспортным налогом) не возлагают на владельца транспортных средств, находящихся в розыске, обязанность по представлению в налоговую инспекцию документа, подтверждающего факт угона (кражи) соответствующего транспортного средства.

Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен новой главой 34 "Страховые взносы", в которой установлены объект и база по страховым взносам, тарифы, в том числе пониженные, порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вышеперечисленные нормы Кодекса не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости вновь созданных объектов недвижимости, представленных в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представленных лицами, не наделенными полномочиями по ее определению.

Читайте также: