15 стандарт проведения планирование процесса судебно налоговой экспертизы

Опубликовано: 11.05.2024

от 20 декабря 2002 г. N 346

Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации

1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) используются при определении возможных сроков производства судебных экспертиз и составлении заключения эксперта или комиссии экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ).

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции РФ, утвержденную приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 г. N 347

Сроки производства судебных экспертиз

1.1 Сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем СЭУ при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом рекомендуется учитывать объем, сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени на их проведение, фактическая загруженность экспертов, иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.

При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы, общий срок ее производства устанавливается руководителем СЭУ, на которое возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений.

В случае невозможности выполнить судебную экспертизу в установленный срок эксперту рекомендуется представлять руководителю учреждения рапорт с указанием причин и просьбой о его продлении на определенный срок.

При невозможности производства судебной экспертизы в пределах 30 календарных дней руководителю СЭУ рекомендуется письменно уведомлять об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок ее завершения.

Срок производства судебной экспертизы рекомендуется исчислять со дня регистрации постановления или определения о назначении судебной

экспертизы, а днем окончания считать день подписания заключения экспертом.

Если окончание установленного срока производства судебной экспертизы приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

В случае производства по одним и тем же объектам разных видов судебных экспертиз сроки устанавливаются руководителем учреждения с учетом фактического времени, затрачиваемого на производство судебной экспертизы каждого вида.

1.2 Производство судебной экспертизы в СЭУ может приостанавливаться в случае:

непоступления всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;

участия эксперта в судебном заседании по другому делу (на все время командировки);

нахождения материалов и объектов исследований у эксперта (экспертов), производящего по ним судебную экспертизу другого вида (с составлением заключения под отдельным номером);

заявления ходатайства перед органом или лицом, назначившим экспертизу:

- о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении;

- о предоставлении дополнительных материалов либо сведений, необходимых для дачи заключения;

- о разрешении на повреждение, изменение свойств, уничтожение или разрушение (разборку, порчу) вещественных доказательств;

- об обеспечении возможности осмотра места происшествия или объектов исследования по месту их нахождения;

1.3 Руководитель СЭУ письменно уведомляет орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, о всех случаях приостановления производства судебной экспертизы.

Заключение эксперта или комиссии экспертов

2.1. Заключение эксперта или комиссии экспертов рекомендуется в соответствии с этапами исследований формировать из следующих частей: вводной части, исследовательской части и выводов.

2.2 Сведения о поручении руководителем СЭУ производства судебной экспертизы эксперту (экспертам), разъяснении прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК) или об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в необходимых случаях за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 Уголовного кодекса Российской Федерации рекомендуется указывать перед вводной частью заключения.

2.3 Во вводной части указываются:

- наименование судебно-экспертного учреждения (учреждений);

- номер заключения, вид судебной экспертизы, ее тип (первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная); по какому (уголовному, гражданскому или иному) делу произведена;

- основания производства судебной экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено);

- дата поступления материалов на судебную экспертизу в СЭУ и дата подписания заключения;

- сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж работы по той экспертной специальности, по которой производится судебная экспертиза, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов. При этом вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований. Кроме того, вопрос, поставленный по инициативе эксперта (ст.ст. 204 УПК, 77 ГПК, 86 АПК), приводится после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, способ их доставки, вид и состояние упаковки;

сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;

обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);

справочные материалы и нормативные документы (с полным указанием их реквизитов), которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов.

При производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы во вводной части указываются сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия, инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы, а также основания и мотивы ее назначения, содержащиеся в постановлении (определении).

2.4 В исследовательской части заключения излагаются содержание и результаты исследований:

результаты осмотра представленных на экспертизу объектов, действия, проводившиеся при этом с вещественными доказательствами (разборка, сборка и т.д.);

результаты следственных действий (осмотров, экспериментов и др.), если они используются в качестве исходных данных при проведении исследований;

процесс исследования (раздельно по каждому этапу) и его результаты. Указывается также, какие конкретно вещественные доказательства и документы в процессе производства судебной экспертизы были повреждены или использованы (уничтожены);

примененные методы, методики исследования, специальные программные средства. В случае использования типовых экспертных методик и схем экспертного исследования, изложенных в методических изданиях, на них делается ссылка и указываются полные сведения об их публикации; в случае применения автоматизированных программ или программных комплексов приводятся данные об учреждении их разработавшем;

цель и условия выполнения экспертного эксперимента, получения экспериментальных образцов;

ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким, тесно связанным между собой, вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.

При производстве дополнительной судебной экспертизы эксперт вправе сослаться на исследование, проведенное в предшествующей экспертизе.

При производстве повторной судебной экспертизы в исследовательской части заключения указываются причины расхождения выводов с выводами первичной экспертизы, если таковые имели место.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В исследовательской части заключения отдельно указывается какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт (эксперты) и подписывается им (ими).

Общая оценка результатов исследований дается в конце исследовательской части заключения (синтезирующий раздел) с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным дать ответы, в исследовательской части эксперт указывает причины этого.

2.5 В разделе "Выводы" содержатся ответы на поставленные перед экспертом или комиссией экспертов вопросы. Последовательность их изложения определяется последовательностью вопросов.

На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследований, излагаются, как правило, в конце раздела.

Если эксперт не может сформулировать вывод без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Выводы излагаются четким, ясным языком, не допускающим различных толкований, и должны быть понятными для лиц, не имеющих специальных знаний.

2.6 При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты, придя к общему мнению, составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

2.7 При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это рекомендуется указывать в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами заключение целесообразно оформлять в соответствии с пунктом 2.6 настоящих Рекомендаций.

2.8 При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы заключение составляется учреждением, организующим работу комиссии экспертов, на основе обобщения и оценки результатов исследований, самостоятельно проведенных экспертами, и подписывается в соответствии с пунктами 2.6, 2.7 настоящих Рекомендаций.

Заключение заверяется печатью того учреждения, которое организует работу комиссии.

Материалы, иллюстрирующие заключение (приложения) оформляются и подписываются экспертом, проводившим исследования, и заверяются печатью того учреждения, где они были выполнены.

2.9 Если эксперт в процессе исследований выявит обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, он может отразить их в заключении или отдельным уведомлением.

2.10 Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и т.п.), подписываются экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследования, заверяются печатью СЭУ, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, рекомендуется хранить в СЭУ на бумажных носителях в виде наблюдательного производства. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

2.11 Заключение и материалы, иллюстрирующие его (приложения), составляются в двух экземплярах, первый из которых с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.

Заключение комиссионной или комплексной судебной экспертизы и приложения к нему изготавливаются в количестве экземпляров, необходимом для направления в орган или лицу, назначившему экспертизу, и каждому экспертному учреждению (подразделению), работник которого принимал участие в производстве экспертизы.

В случае расхождения результатов повторной и предыдущей судебной экспертизы (экспертиз) копии заключения повторной судебной экспертизы с приложениями рассылаются в судебно-экспертное учреждение (учреждения) Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в Российский федеральный центр судебной экспертизы.

По завершении повторной судебной экспертизы составляется учетная карточка установленного образца, направляемая в Министерство юстиции Российской Федерации и Российский федеральный центр судебной экспертизы.

2.12 При производстве экспертизы в суде заключение оформляется в соответствии с правилами, изложенными в настоящем разделе.

Если заключение дается в ходе судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый после оглашения заключения представляется суду для приобщения к делу, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.

2.13 Если по одним вопросам эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, составляется единый документ - заключение эксперта.

2.14 Сообщение о невозможности дать заключение рекомендуется формировать из следующих частей: вводной части, мотивировочной части и заключительной части.

Во вводной части излагаются сведения, указанные в пункте 2.3 настоящих Рекомендаций; в мотивировочной - обосновываются причины невозможности дать заключение; в заключительной части формулируется вывод о невозможности дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом, со ссылкой на причины, изложенные в мотивировочной части.

Сообщение о невозможности дать заключение составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом и удостоверяется печатью СЭУ. Первый экземпляр сообщения вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве. Если такое сообщение делается в стадии судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый представляется суду, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.

2.15 По окончании производства судебной экспертизы эксперту рекомендуется лично подготовить для отправки вещественные доказательства (должным образом упаковать их, опечатать, сделать пояснительную надпись).

Малогабаритные предметы, материалы дела и документы (включая образцы), бывшие объектами экспертных исследований, в упакованном виде (с соответствующими маркировочными обозначениями) возвращаются в орган или лицу, назначившему экспертизу, вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение и сопроводительным письмом.

Крупногабаритные предметы и иные объекты, не подлежащие пересылке почтой (взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, драгоценные металлы, огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы, сильнодействующие, ядовитые вещества и т.п.), должны быть получены в СЭУ лицом, назначившим экспертизу, или нарочным по доверенности и предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

2.16 По окончании производства судебной экспертизы эксперту рекомендуется лично формировать наблюдательное производство, которое включает в себя: сопроводительное письмо к материалам, направленным на экспертизу; постановление (определение) о назначении экспертизы; копии: сопроводительного письма СЭУ о направлении заключения и иных материалов в орган или лицу, который ее назначил; заключения; материалы, иллюстрирующие заключение; ходатайства; учетные карточки (по повторным экспертизам); другие материалы, связанные с производством данной экспертизы. Наблюдательное производство, подшитое в отдельную обложку, передается в архив СЭУ.

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы.

Понятие экспертизы

В соответствии с положениями действующего законодательства, налоговая экспертиза представляет собой особую процедуру налогового экспертного контроля, которая проводится в определенные сроки.

Понятие и проведение экспертизы может включать в себя различные действия и средства, например, исследование документации и оборудования на предмет их соответствия действующим стандартам, освидетельствование, уведомление заинтересованных лиц, регистрация, направление результатов в соответствующий орган и т.д.

Основная задача, цель и функции экспертизы направлены на проверку соблюдений действующих норм налогового законодательства РФ, на своевременное выявление и признание каких-либо нарушений и применение определенных мер для их скорейшего устранения.

В понятие экспертизы также могут входить и иные действия и средства уполномоченных лиц, которые будут направлены на выявление, уведомление и освидетельствование несоответствия документации или оборудования установленным требованиям, в том случае, если данные действия и средства не будут противоречить установленному порядку.

Такая процедура, как налоговая экспертиза и сопровождение, должна полностью соответствовать существующим условиям и требованиям.

В противном случае, у налогоплательщика будут иметься все основания и условия для обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов, в установленные сроки.

Обжалование и судебная форма данного действия могут быть применены любым заинтересованным лицом, подавшем исковое заявление в судебный орган.

Назначение экспертизы

Понятие «назначение экспертизы» и процедура подразумевают под собой утверждение, уведомление и разрешение на проведение определенных действий, необходимых для осуществления данной процедуры.

Данное понятие также подтверждает, что для проведения экспертизы имеются все основания, средства, функции, требования и условия, предусмотренные НК РФ.

Назначение экспертизы нередко обуславливается тем, что в ходе непосредственного осуществления налоговой проверки документации или оборудования, у уполномоченного лица могут возникнуть вопросы, для разрешения которых требуется привлечение и уведомление определенных специалистов, например, для дачи своего экспертного мнения.

Важным документом, регулирующим проведение экспертизы, является постановление или определение, которое принимается должностным лицом, либо налоговым органом, если существуют соответствующие условия, средства и основания, а также протокол, в котором перечислены все особенности.

Определение о назначении обязательно должно содержать изложение кратких обстоятельств, которые привели к необходимости проведения данной процедуры и существующие особенности. Помимо этого, в содержание документа должны включаться данные об эксперте, виды экспертиз, которые необходимо провести, порядок проведения экспертизы, цель, сроки, время проведения экспертизы, заявление, средства, сведения о налогоплательщике и т.д.

Ходатайство о назначении экспертизы обязательно должно быть оформлено надлежащим образом и подписано уполномоченным лицом, исполняющим данные функции. Обязательной будет являться и регистрация данного документа.

Сведения постановления о назначении экспертизы

Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.

Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными. Электронная форма не допустима.

Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:

  • данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
  • сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
  • основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
  • установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.

Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ.

Права эксперта

Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.

Понятие «права эксперта» включает в себя следующие полномочия:

  • выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
  • ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
  • освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
  • экспертиза документов, оборудования и иных вещей, если данная процедура и освидетельствование требуются для получения максимально точных результатов;
  • повторная экспертиза документации и освидетельствование, если соответствующее ходатайство о проведении экспертизы было заявлено заинтересованным лицом, подавшим соответствующее заявление в налоговый орган;
  • выполнение иных действий, не противоречащих установленному порядку.

Права проверяемого лица

В целях защиты законных интересов налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство РФ и налоговый орган наделяет проверяемых лиц определенными правами. Сюда относятся:

  • право на заявление отвода экспертному лицу. Заявление оформляется в письменной форме, обязательными являются его подписание, утверждение и регистрация;
  • право на предъявление списка лиц, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения;
  • составление и заявление дополнительных вопросов, в то время как осуществляется проведение экспертизы и составляется протокол, для получения по ним экспертного мнения от приглашенного специалиста;
  • право присутствия на проведение экспертизы и возможность давать собственные разъяснения в отношении тех или иных вопросов, которые являются нюансами налогообложения организации, бухгалтерского учета и т.д.;
  • ознакомление с результатами экспертного заключения, постановка и утверждение дополнительных вопросов;
  • заявление ходатайства в налоговый орган о том, чтобы была назначена повторная экспертиза, либо определенные специальные экспертизы, данные о которых заносятся в протокол;
  • уведомление специалиста о произошедших изменениях, либо об определенных нюансах, которые могут повлиять на последующую дачу экспертного мнения и являются важными;
  • заявление и утверждение официальных возражений по поводу полученного экспертного мнения, дача собственных разъяснений касаемо тех или иных нюансов, требования о том, чтобы были использованы иные методы экспертизы, сопровождение и т.д.

Заключение эксперта

Заключение экспертизы, как и протокол, является основным документом, в котором указываются результаты проведенной проверки, особенности, условия, требования, цель, основания и иные данные.

Факт окончания экспертизы, будь то экспертиза документов, оборудования или иные виды экспертиз, оформляется в письменной форме, лицом, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения.

Эксперт может отказаться от составления заключения в том случае, если на это существуют весомые основания или требования, например, если обязательное оформление невозможно по причине недостаточного количества представленных материалов, оборудования или документации.

Если экспертиза документов, сопровождение, прохождение процедуры и окончательное заключение содержат в себе выводы, выходящие за пределы компетенции специалиста, они не должны рассматриваться как подтвержденный факт.

Заключение и определение эксперта, как и заявление заинтересованного лица, а также протокол, должны соответствовать всем требованиям правовой документации.

Постановление должно содержать следующие сведения:

  • виды экспертиз, которые были проведены;
  • время проведения экспертизы;
  • освидетельствование;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • особенности проверенной документации и оборудования;
  • использованные средства.

Действующие правила проведения экспертизы устанавливают, что протокол проведения является обязательным документом, без которого все полученные результаты будут являться недействительными.

Дополнительная и повторная экспертизы

Действующие правила проведения экспертизы и особенности устанавливают, что, в случае недостаточности полученных сведений, ответственным лицом может быть назначена повторная экспертиза и освидетельствование. Данная процедура проводится в отношении документации, оборудования и иного имущества.

Основанием, как правило, выступают требования заинтересованного лица, письменное заявление, уведомление и протокол, представленные в соответствующий орган. Правила проведения экспертизы оборудования, либо документации устанавливают, что соответствующее определение о повторной экспертизе выносит соответствующий уполномоченный орган.

Сведения о том, что данная процедура является повторной, а также иные особенности, обязательно вносятся в протокол.

Дополнительная процедура содержит в себе главную цель – получение максимально точных и четких подробностей, сопровождение, освидетельствование, касающееся определенных вопросов и нюансов, которые не смогла обеспечить первоначальная процедура.

Помимо этого, повторная процедура в отношении документации и оборудования, а также освидетельствование проводится в том случае, если налогоплательщик выразил желание обжаловать результаты первой экспертизы.

Судебная налоговая экспертиза в СПб

Судебная налоговая экспертиза в СПб

Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается по инициативе налоговых/судебных органов или налогоплательщиков. Исследование деятельности предприятия позволяет оценить финансово-хозяйственную ситуацию, подлинность документов, не обоснованность трат и многое другое. В последнее время, экспертизы при проведении налоговой проверки проводятся все чаще. Наиболее часто это встречается при проверке НДС и налога на прибыль. Далее рассмотрим более подробно проведение налоговой экспертизы.

Что такое налоговая экспертиза?

Все услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Экспертиза налоговой деятельности компании, коммерческих фирм, государственного учреждения, организации или бюджетной организации предполагает следующие мероприятия:

  • изучение аналитических и синтетических счетов;
  • определение размера денежных расчетов, которые не подлежат налогооблажению;
  • проверка достоверности предоставленных отчетов по налоговым обязательствам перед государством;
  • проверка выполняемых налоговых требований при формировании налог.базы;
  • фиксирование уплаты налогов за установленный временной промежуток.

Судебная налоговая экспертиза – это совокупность услуг направленных на полное изучение и проверку деятельности организации.

Цель проведения: выявление налоговых преступлений и подтверждение налоговых выплат согласно действующему законодательству.

Законодательство

Законодательство до сих пор не зафиксировало понятие «налоговая экспертиза». Понятие образовалось в одной из редакций НК РФ. В ее пункте было определено проведение досудебной налоговой экспертизы.

В ст.95 Налогового Кодекса РФ изложены правила проведения налоговой экспертизы. Наибольшую востребованность, экспертиза получила начиная с 2006 года.

Выездная налоговая проверка с привлечением эксперта, возможна только после заключения договора на проведение экспертизы. В ст.129 НК РФ указано, что эксперт несет ответственность за отказ от проведения налоговой экспертизы в случае подписания договора. При составлении недостоверного заключения, также наступает ответственность в виде наложенного штрафа.

Независимая налоговая экспертиза

Налоговая экспертиза должна производиться специалистами, которые обладают определенными знаниями, навыками и умениями. При расследовании назначается судебными или налоговыми органами.

Условия, при которых эксперт не имеет право проводить налоговую экспертизу:

  1. личная заинтересованность специалиста;
  2. родственные связи с руководителем проверяемой организации;
  3. заявления в СМИ, касаемо рассматриваемого дела или организации/лиц в отношении которого оно назначено;
  4. зависимость от лиц, задействованных в проверке;
  5. в результате каких-либо событий объективность и непредвзятость эксперта подставлена под сомнение.

Стоимость налоговой экспертизы

Стоимость экспертизы зависит от ряда факторов:

  • тарифы, которые установлены проверяющей организацией;
  • общая сумма экспертизы напрямую зависит от объема работ и времени, которые необходимо затратить на проверку;
  • безналичный или наличный расчет за экспертизу.

В зависимости от области, цены по России меняются. Уточнить стоимость можно у экспертов: 3400035

Процедура проведения налоговой экспертизы

  • правильное составление заявки и сбор стандартного пакета документов;
  • составление договора: рассмотрение основных пунктов договора, сроки проведения исследования, стоимость и оплата, составление заключения;
  • предоставление документов, подтверждающих оплату;
  • проведение налоговой экспертизы;
  • предоставление проверяющим органом документов, подтверждающих проведение экспертизы.

Отказ от процедуры проведения экспертизы возможен в случаях:

  • отсутствуют документы для проведения исследования;
  • оплата произведена не в полном объеме или не произведена вообще.

Направление заявки: Для проведения экспертизы должно быть вынесено постановление. Его отсутствие может привести к тому, что на судебном заседании заключение эксперта не будет засчитано в качестве законодательной базы.

Согласование оформления договора: После подтверждения заявки, составляется договор. Он должен быть согласован двумя сторонами.

Подтверждение оплаты: Оплата производится безналичным или наличным расчетом. В первом варианте предоставляется квитанция или платежное поручение с отметкой банка. При наличном расчете кассовый чек.

Проведение налоговой экспертизы: Налогоплательщик должен ознакомиться с составленной заявки с письменным подтверждением. На данном этапе он имеет право подать отвод, заменить эксперта, составить свои вопросы. При проведении экспертизы, специалист имеет право запросить необходимые документы. Эксперт внимательно изучает документы. При этом проверяемая сторона имеет право присутствовать.

Передача отчетных документов: После изучения отчетных документов, эксперт составляет заключение. Налогоплательщик должен с ним ознакомиться. При несогласии необходимо использовать грамотных специалистов и тактический подход.

На судебном заседании экспертное заключение служит доказательной базой. Налоговая экспертиза не всегда может быть представлена на суде в качестве доказательной базы.

Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

Налоговая экспертиза проводится для решения определенных задач. Они вытекают из вопросов, поставленных перед экспертом. На поставленные задачи также влияет инициатор налоговой проверки. Перед специалистом ставятся вопросы, ответы на которые позволяют составить экспертное заключение.

Вопросы для налоговой экспертизы:

  • налоговая база соответствует установленным законам налоговым отчислениям или не соответствует;
  • частично или полно выполнены налоговые обязательства перед федер.бюджетом РФ;
  • в установленный срок или нет были перечислены налоги;
  • легитимно или нет уменьшена налогооблагаемая база;
  • какой размер расходов не должен быть учтен в налогооблагаемую базу;
  • полно или частично обязательства по налогам отражены в бух.и налоговой отчетности;
  • какая схема налогооблажения для деятельности предприятия наиболее эффективна;
  • рекомендации специалиста по проведению и изменению налогового учета;
  • насколько верно рассчитаны и уплачены налоги.

Список вопросов для налоговой экспертизы индивидуален и зависит от конкретного случая.

Наиболее популярные виды налоговой экспертизы

На сегодня в НК РФ, не закреплено понятие «налоговая экспертиза», но на практике выделились ее виды.

Наиболее популярные, расположенные в порядке убывания по спросу:

Массовые почерковедческие

Такой вид экспертизы можно отнести к массовой. В ее квалификацию попадает огромное количество различной документации. Наиболее часто применяется для выявления фирм-однодневок. Почерковедческая экспертиза позволяет установить подлинность или подделку документов. Также проверка документов проводится при сомнении в подлинности уставных документов. Часто для снижения налогооблагаемой базы подделываются подписи на первичной документации. Проводится экспертиза подлинности подписей.

Строительно-экономические

Такой вид экспертизы востребован при взаимоотношениях между строительными компаниями и проверяющими организациями по оплате налога на добавленную стоимость. На практике широко практикуется снижение НДС, путем завышения размера своих расходов.

Финансово-экономические

Налоговые органы не часто обращаются к проведению такого вида экспертизы, так как считают, что могут самостоятельно осуществить экономическую проверку. Для проведения финансово-экономической экспертизы необходимо комплексное изучение деятельности предприятия.

Оценочные

Налоговые экспертизы могут быть произведены только по отправленным запросам. Также происходит и с оценочным исследованием. Проводится для определения финансового состояния предприятия и выявления всех слабых сторон.

Отметим, что этот список неполный. Его можно дополнить наименее востребованными видами экспертиз.

Специфика судебной налоговой экспертизы

Специфика экспертизы заключается в высоких временных затратах, трудоемкости и массовости или комплексности проведения. Например, почерковедческая – массовая, строительно-экономическая – комплексная. Оценочная не имеет определенных особенностей.

Обжалование

Итак, налоговая экспертиза начата, проведена и закончена. Специалист составил заключение и передал налогоплательщику. Последнего не устраивают результаты. В этом случае он имеет право на обжалование.

Как можно обжаловать налоговую экспертизу:

  • Проведение дополнительной или повторной налоговой экспертизы. Налогоплательщик имеет полное право на проведение еще одного исследования. При этом он должен быть на 100% уверен в неправильности заключения первичной экспертизы. Порядок проведения повторной экспертизы аналогичен первичной.
  • Помимо проведения доп.экспертизы, налогоплательщик имеет право провести ее своими силами. Это возможно при не проведении экспертизы за налоговую проверку или при несогласии налогоплательщиками с выводами экспертов.
  • Приведение иных доводов, которые доказывают неправильность выводов налоговой экспертизы. Согласно закону, заключение эксперта не является единственным доказательством финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В судебном порядке будут рассмотрены все виды доказательств по делу.
  • Рецензия на заключение эксперта – опровержение выводов. Такой документ имеет право выступать как отдельный на судебном заседании. Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать эксперта или экспертное заключение для оформления рецензии. Рецензия на налоговую экспертизу!

Итак, подведем итоги. Налоговые или судебные органы имеют в арсенале широкий выбор для привлечения к ответу недобросовестных налогоплательщиков. В ходе проверки имеет место проведение налоговой экспертизы. Наиболее часто встречаемая в нашей практике — почерковедческая экспертиза документов. В случае, когда налогоплательщик не нарушал закон, а заключение эксперта было составлено неправомерно, разрешается его обжаловать. СИНЭО проводит все виды рецензирования!

Задать вопрос экспертам СИНЭО можно по телефону 3400035. Работаем по всей России, история успеха 20 лет!

Соломяный Андрей

Законодательство позволяет сотрудникам ФНС России в случае необходимости при проведении налоговых проверок привлекать специалистов и экспертов. Экспертиза, как и в других отраслях права, назначается, когда для ответа на те или иные вопросы требуются специальные познания в какой-либо области. В то же время это отдельное мероприятие налогового контроля, имеющее ряд особенностей, обусловленных нюансами налоговых правоотношений.

В практике проведения налоговых проверок экспертные заключения являются одним из основных доказательств совершения правонарушения.

Наиболее распространенными видами экспертиз являются: техническая (например, установление давности документа), финансово-экономическая (определение стоимости товара), строительно-техническая (экспертиза строительно-монтажных работ), компьютерная (экспертиза информации на электронных носителях) и криминалистическая (почерковедческая или автороведческая).

Стоит учитывать, что ФНС при назначении экспертизы отдает предпочтение тем ее видам, результаты которых позволят установить наличие нарушений законодательства о налогах в крупном и особо крупном размерах. В то же время экспертиза не может проводиться «в сфере» бухгалтерского учета или права – по крайней мере по вопросам, входящим в компетенцию сотрудников инспекции. То есть эксперт не может давать ответы на вопросы, которые обязан решать налоговый орган.

Особо можно выделить дополнительную и повторную экспертизы. В первом случае исследование проводится, если выданное заключение недостаточно ясно или неполно. Осуществлять дополнительную экспертизу может тот же или другой эксперт. Повторное исследование назначается при наличии сомнений в правильности заключения и проводится другим экспертом. Потребовать назначения еще одной экспертизы может в том числе проверяемое лицо, так как законодательством не определен субъект, который должен оценивать результаты исследования.

Порядок назначения и проведения экспертизы налоговыми органами регулируется ст. 95 НК РФ. Во время проведения налоговой проверки она назначается постановлением должностного лица инспекции. То же лицо осуществляет поиск эксперта. С выбранным экспертом заключается гражданско-правовой договор об оказании услуг. Причем сначала должно быть получено согласие эксперта на проведение исследования, а уже затем вынесено постановление, в котором он будет фигурировать как эксперт. Наличие двух названных документов обязательно.

В постановлении указываются как основания проведения экспертизы, так и вопросы эксперту, его фамилия и наименование организации, в которой будет вестись исследование. Помимо этого документ должен содержать информацию обо всех передаваемых для исследования материалах. При этом эксперт может знакомиться с другими материалами проверки, а также потребовать предоставления дополнительных сведений. Если в итоге информации окажется недостаточно, эксперт вправе отказаться от проведения экспертизы.

Одно из основных прав налогоплательщика, одновременно являющееся обязанностью должностного лица инспекции, – ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы. Об этом составляется протокол, который подтверждает разъяснение проверяемому всех его прав. Так, налогоплательщик может заявить отвод эксперту, просить о назначении конкретного лица или лица из предлагаемого им списка, представить дополнительные вопросы. Он вправе также с разрешения должностного лица присутствовать во время исследования и давать объяснения.

После вынесения экспертного заключения налогоплательщика обязаны ознакомить с ним, и он вправе заявить возражения, задать дополнительные вопросы или ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы. На практике должностные лица зачастую нарушают порядок и процедуру проведения экспертизы, что подтверждается судебной практикой (в частности, постановлениями АС Волго-Вятского округа от 28 декабря 2018 г. по делу № А82-2942/2018, АС Московского округа от 28 декабря 2017 г. по делу № А40-5888/2017, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2017 г. по делу № А50П-100/2017, решением АС Тульской области от 13 июля 2018 г. по делу № А68-5026/2016).

Указанная судебная практика свидетельствует о том, что суды обращают особое внимание на обстоятельства и процедуру проведения экспертизы как доказательство, имеющее существенное значение для рассмотрения в суде дела в совокупности с иными доказательствами, и в случае нарушения процедуры проведения экспертизы суды признают решения налоговых органов недействительными. Поэтому налогоплательщику нужно своевременно реагировать на такие нарушения на стадии мероприятий налогового контроля, чтобы у суда были достаточные основания для назначения повторной судебной экспертизы.

Порядок и процедура назначения судебной экспертизы регулируются ст. 82 АПК РФ. Необходимость проведения такого исследования возникает, как правило, в случае нарушения прав налогоплательщика – чаще всего это нарушение обязанности ознакомить с протоколом проведения экспертизы, игнорирование вопросов проверяемого, передача эксперту неполного пакета документов.

В такой ситуации налогоплательщик должен для обоснования необходимости исследования в первую очередь представить неоспоримые доказательства допущенных налоговым органом нарушений. Важно также соблюсти порядок заявления соответствующего ходатайства (лучше всего – в письменном виде, чтобы в заявлении были четко отражены основания проведения исследования). О назначении экспертизы суд выносит определение. При этом стоит учитывать, что арбитражно-процессуальное законодательство не относит определение о назначении экспертизы к актам, которые можно обжаловать отдельно от итогового судебного акта.

Изучение практики проведения экспертиз в спорах с налоговыми органами необходимо как в рамках мероприятий налогового контроля, так и в ходе судебного разбирательства. Это позволяет объективно оценивать перспективу рассмотрения судом ходатайств о назначении экспертизы, а также прогнозировать результат разбирательства. При этом стоит учитывать, что иногда результат экспертизы может иметь критическое значение для вынесения итогового решения суда.

Так, по делам № А76-25409/2015 и № А53-23697/2016 была проведена судебно-техническая экспертиза строительно-монтажных работ, в результате чего экспертное заключение налогового органа было отклонено и требования налогоплательщика удовлетворены.

По делу № А45-4268/2016 была назначена судебно-техническая экспертиза по определению видов технических объектов. Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика. Кассация, в свою очередь, сочла подход суда первой инстанции необоснованным, указав на основании рецензии налогового органа на ошибки заключения эксперта, и направила дело на новое рассмотрение, по итогам которого требования налогоплательщика были также удовлетворены. В настоящее время дело находится в апелляции. Приведенные примеры свидетельствуют о соблюдении принципа законности и равноправия сторон при разрешении судебных споров, что говорит об их важности в правоприменительной практике.

В заключение приведу ряд рекомендаций для адвокатов, представляющих интересы доверителей в спорах с налоговыми органами, которые позволят оперативно реагировать на нарушения последних при проведении экспертиз в ходе налоговых проверок:

  • заявление ходатайства о проведении экспертизы в суде первой инстанции (его стоит подготовить заранее, выбрав вид требуемой экспертизы);
  • предварительная подготовка рецензии на экспертизу, назначенную в ходе проверки (это позволит быстро среагировать на моменты, которые могут негативно повлиять на ход дела);
  • выбор экспертного учреждения, имеющего практику проведения исследований в регионе рассмотрения судебного дела, экспертные заключения которого имеют положительные для исхода дела результаты;
  • правильная постановка вопросов для эксперта и обеспечение его всей необходимой документацией – обязательно участвуйте в проведении экспертизы путем направления эксперту вопросов и объяснений.

от 5 февраля 2009 года N 35

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 08.05.2009 N 01/4564-ДК.

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы, назначенной в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (приложение N 1).

2. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для специалистов, привлекаемых к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, при проверке следователем сообщения о преступлении, предусмотренном статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (приложение N 2).

Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 5 февраля 2009 года N 35

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению финансово-экономической экспертизы, назначенной в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации

I. Общие положения

Методические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы, назначенной в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 2003, N 50, ст.4848; 2004, N 30, ст.3091; 2005, N 52, ст.5574), (далее - методические рекомендации), разработаны в целях обеспечения единой и прозрачной процедуры проведения данного вида экспертизы.

II. Типовые вопросы к эксперту

При проведении финансово-экономической экспертизы перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

о причине изменения финансового состояния должника;

о причине (причинах) неспособности должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

об определении периода, в течение которого должник утратил возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

о факторах, повлиявших на изменение финансового состояния должника;

о том, в результате какой сделки или группы сделок произошло изменение финансового состояния должника;

о соответствии условий сделок, заключенных (исполненных) должником, рыночным условиям;

о том, могли ли данные сделки привести к иному результату.

III. Источники информации для проведения исследования

Источниками информации для проведения экспертизы могут являться следующие документы и материалы:

а) учредительные документы должника;

б) документы, содержащие информацию о составе принадлежащего должнику имущества (включая имущественные права) и об обязательствах должника, в том числе бухгалтерская отчетность должника и прилагаемые к ней расшифровки, а также сведения об учетной политике должника;

в) документы, содержащие информацию об условиях привлечения должником заемного капитала;

г) перечень дебиторов должника (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5% дебиторской задолженности) с указанием даты возникновения и размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на последнюю отчетную дату, включенную в исследуемый период;

д) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которых составляет менее 5% кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее исполнение обязательств перед каждым кредитором и срока их наступления на последнюю отчетную дату, включенную в исследуемый период;

е) результаты проводившихся инвентаризаций;

ж) сведения о банковских и кассовых операциях должника и контрагентов;

з) сведения об обременении имущества (активов) должника обязательствами (аренда, залог);

и) документы, свидетельствующие о наличии требований третьих лиц на имущество (активы) должника, в том числе свидетельствующие о наличии судебных споров, неоконченного исполнительного производства, неисполненных судебных решений, и другие;

к) акты и заключения налоговых и иных государственных органов по результатам проводившихся ранее проверок должника;

л) заключения по результатам аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения и отчеты ревизионной комиссии, а также отчеты об оценке принадлежащего должнику имущества, заключения на отчеты саморегулируемых организаций оценщиков или уполномоченного органа государственной власти;

м) документы, содержащие сведения о проведении арбитражным управляющим финансового анализа, а также заключение арбитражного управляющего о наличии признаков преднамеренного банкротства;

н) справки о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на последнюю отчетную дату, включенную в исследуемый период, и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения экспертизы;

о) сведения о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях должника;

п) документы, регламентирующие взаимоотношения с дочерними организациями (управленческие решения, договоры, наличие или отсутствие консолидированного баланса, наличие или отсутствие консолидированного бюджета должника);

р) проспекты эмиссии акций и иных эмиссионных ценных бумаг;

с) сведения об аффилированных лицах должника;

т) договоры, заключенные должником, в том числе договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника;

у) документы, содержащие решения органов управления должника;

ф) материалы судебных процессов с участием должника;

х) финансовые и иные документы, содержащие информацию о расходах лиц, чьи права были нарушены действиями (бездействием) руководителя или учредителя (участника) должника, а также индивидуальным предпринимателем, которые данные лица произвели или должны будут произвести для восстановления нарушенного права;

ц) документы, подтверждающие утрату или повреждение имущества вышеуказанных лиц в связи с действиями должника;

ч) входящая и исходящая корреспонденция должника.

При проведении экспертизы могут быть также исследованы:

а) управленческие решения контрагентов;

б) учредительные документы контрагентов;

в) товарно-распорядительные документы контрагентов;

г) бухгалтерская отчетность контрагентов;

д) документы, подтверждающие совершение расчетных операций контрагентом;

е) договоры контрагентов;

ж) иные материалы и сведения.

IV. Рекомендации по организации проведения экспертизы

4.1. Организация проведения экспертизы может предусматривать выполнение следующих действий:

а) ознакомление с полученными источниками информации для проведения экспертизы и оценка их достаточности для проведения экспертного исследования;

б) финансовый анализ активов и пассивов должника;

в) анализ сделок должника для установления их влияния на финансовое состояние должника, соответствия их условий рыночным;

г) обобщение и оценка результатов исследования, составление экспертного заключения.

4.2. В ходе ознакомления с источниками информации для проведения экспертизы рекомендуется установить количественные и качественные характеристики финансово-хозяйственной деятельности должника и контрагентов, а также определить методы, которые будут использоваться при проведении экспертного исследования.

4.3. Проведение финансового анализа активов и пассивов должника.

4.3.1. При проведении экспертизы с применением финансово-аналитических методов сведения, содержащиеся в бухгалтерских балансах и иных документах финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, рекомендуется сводить в аналитические таблицы.

Исследование динамики финансового состояния должника рекомендуется осуществлять при помощи построения сравнительного аналитического баланса либо соответствующих аналитических таблиц.

4.3.2. Анализ относительных показателей (коэффициентов) может быть получен путем расчета соотношений между отдельными статьями баланса или иной финансовой (бухгалтерской) отчетности с целью определения взаимосвязей показателей.

4.3.3. Рекомендуется подготовить аналитические таблицы, в которых отобразить абсолютные изменения статей баланса, а также темпы роста (снижения) значения данных статей по отношению к значениям предыдущего года и значениям исследуемого периода (горизонтальный анализ).

4.3.4. Рекомендуется провести вертикальный анализ актива и пассива баланса, который заключается в расчете удельных весов отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100%, и оценке их изменений.

4.3.5. На основе аналитических таблиц рекомендуется исследовать пассивы в целях выявления тенденций их изменения, включая изучение изменения балансовой стоимости пассивов за исследуемый период, а также структуры пассивов в разрезе соотношения доли собственных и заемных источников.

При проведении анализа краткосрочных (текущих) обязательств должника рекомендуется определить заемные источники пополнения оборотных средств организации (средства поставщиков, подрядчиков, краткосрочные кредиты банков и т.д.), определить их долю в общей сумме всех краткосрочных обязательств.

Особое внимание рекомендуется уделить обязательствам должника перед бюджетом и внебюджетными фондами, их удельному весу во всех краткосрочных обязательствах, а также изучению тенденций их изменения в течение исследуемого периода.

При проведении анализа рекомендуется установить наличие (отсутствие) у должника просроченных более чем на три месяца денежных обязательств и обязательных платежей.

При проведении анализа финансового состояния организации рекомендуется обращать внимание на данные об обороте краткосрочных обязательств, включающих кредиторскую задолженность и краткосрочные заемные средства.

4.3.6. Рекомендуется определить тенденции изменения балансовой стоимости активов организации за исследуемый период, их структуру, а также возможность реализации имущества (имущественных прав), принадлежащего должнику, в срок, не превышающий трех месяцев с даты принятия решения о его реализации.

При изучении структуры внеоборотных активов должника рекомендуется устанавливать долю основных средств во внеоборотных активах, долгосрочных финансовых вложений, а также их долю в балансовой стоимости имущества.

Аналогичным образом рекомендуется анализировать оборотные активы: изменение их балансовой стоимости, структуру, продолжительность оборота, как в целом по разделу, так и по составляющим элементам.

При проведении анализа финансового состояния должника рекомендуется определить долю дебиторской задолженности в балансовой стоимости оборотных активов и ее изменение в течение рассматриваемого периода, рассчитать показатели оборачиваемости дебиторской задолженности.

4.3.7. Рекомендуется сопоставить объемы имущества и обязательств должника и на основе этого сформировать выводы о наличии либо отсутствии у должника способности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, а также о причинах возникновения неплатежеспособности должника.

4.3.8. При установлении экспертом наличия (либо отсутствия) неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей рекомендуется также исследовать соотношение суммы денежных средств и стоимости имущества, которое может быть реализовано по рыночной стоимости в течение трех месяцев с даты принятия решения о его реализации, принадлежащих должнику, и совокупных денежных обязательств и (или) обязательных платежей.

Мнение о возможности реализации активов должника по рыночной стоимости в течение трех месяцев с даты принятия решения об их реализации и обязательств должника рекомендуется формировать с учетом фактического и (или) наиболее вероятного срока экспозиции различных видов принадлежащего (либо принадлежавшего ранее) должнику имущества, определяемого им от даты представления на открытый рынок объекта имущества должника (публичной оферты) до даты совершения сделки с ним.

4.3.9. В ходе анализа рекомендуется рассматривать поквартальную динамику финансовых показателей деятельности должника.

По результатам динамического анализа имущества и обязательств должника рекомендуется устанавливать также период, в течение которого должник утратил возможность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Читайте также: