15 налоговая и таможенная системы

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 ноября 2019 г. N 03-07-08/84885 О документальном подтверждении факта вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Евразийского экономического союза

В связи с письмом по вопросу документального подтверждения факта вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы представляется, в том числе контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку товара и таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса.

При таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме налогоплательщик для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо при истребовании налоговым органом декларации на товары (в установленных Кодексом случаях) может представить в налоговый орган распечатанную на бумажном носителе копию электронной декларации на товары (из личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности либо с помощью используемых им программных средств, имеющих доступ к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов), содержащую сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой распечатанной и заверенной налогоплательщиком копии декларации на товары не требуется.

В налоговый орган указанная копия электронной декларации на товары на бумажном носителе представляется заверенной налогоплательщиком и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах с отметками российского таможенного органа места убытия.

В соответствии с нормами пункта 15 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров вместо копий таможенных деклараций налогоплательщик может представить в налоговый орган реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) по формату, установленному приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. N ММВ-7-15/427@.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные пунктом 15 статьи 165 Кодекса, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в статье 165 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 15 статьи 165 Кодекса (абзац пятнадцатый пункта 15 статьи 165 Кодекса).

При этом на основании абзаца семнадцатого пункта 15 статьи 165 Кодекса копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Согласно абзацу восемнадцатому пункта 15 статьи 165 Кодекса в случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенной территории ЕАЭС по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от ФТС России, в соответствии с пунктом 17 указанной статьи Кодекса, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара.

Если пояснения и документы были представлены налогоплательщиком в налоговый орган, то, при направлении запроса в соответствии с абзацем девятнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса налоговым органом таможенному органу о подтверждении вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории ЕАЭС, они включаются в указанный запрос.

При этом, при отсутствии подтверждения факта вывоза товаров из таможенных органов на запрос налоговых органов, налоговая ставка 0 процентов в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Таким образом, для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории ЕАЭС, в случае, предусмотренном абзацем восемнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса, налогоплательщиком в налоговый орган могут быть представлены любые документы, содержащие сведения, которые подтверждают вывоз (свидетельствуют о вывозе) товаров.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о документальном подтверждении факта экспорта товаров за пределы ЕАЭС.

Если экспорт товаров по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от ФТС, об этом сообщается налогоплательщику. Он вправе представить необходимые пояснения и любые имеющиеся документы, подтверждающие вывоз товара.

Если пояснения и документы были представлены, то при направлении запроса таможенному органу они включаются в запрос.

При отсутствии подтверждения факта вывоза нулевая ставка НДС в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Таким образом, для подтверждения вывоза товаров за пределы ЕАЭС налогоплательщик может представить в налоговый орган любые документы, содержащие сведения, которые подтверждают вывоз (свидетельствуют о вывозе) товаров.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Налоги и налоговая система

Развитие человеческого общества связано с образованием государств. Это объективный процесс, связанный с развитием производства. Увеличение производительности труда приводит к появлению излишков. Далее следует расслоение общества и формирования институтов власти.

Государство – это совокупность органов, способов и методов управления населением, производством и обществом на определенной территории, система политической власти.

Появление государства неразрывно связано с выполнением им определенных функций. Для этого необходимы денежные средства. Они нужны и для содержания органов власти. Поступление необходимых средств можно обеспечить за счет принудительных платежей с населения или с производителей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая таможенная система 460 руб.
  • Реферат Налоговая таможенная система 220 руб.
  • Контрольная работа Налоговая таможенная система 240 руб.

Обязательные безусловные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц органам государственной власти, осуществляемые для обеспечения функционирования государства и его структурных подразделений, называются налогами.

Количество налогов, размер налоговых ставок, порядок их сбора определяется и регулируется государственным законодательством. В большинстве случаев каждое государство имеет отдельный свод законов о налогах и их взимании. Его называют часто налоговым кодексом. Все разнообразие налогов условно разделяется на следующие виды:

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Прямыми налогами называются налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства.

К таковым можно отнести налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.

Косвенные налоги - это платежи за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.

В данную категорию налогов включают налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Аккордные налоги – это налоги, которые устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента).

А подоходный налог - это определенный процент от дохода. В этой категории различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога. Вся совокупность налоговых сборов, свод законов и норм, определяющих принципы и порядок их установления и отмены, органы, занимающиеся взиманием налогов и контролем за их уплатой называется налоговой системой государства.

Налоговая система – это один из важнейших инструментов управления экономикой и формирования доходной части бюджетов всех уровней – от местных до общегосударственного (федерального). Налоговая система каждого государства может иметь свои специфические черты (особенности законодательства, структура органов, перечень налогов). Но все они выполняют одни и те же функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Фискальная функция заключается в наполнении бюджета. Это одна из самых древних и основных задач налоговой системы. Собранные средства могут перераспределяться как между статьями бюджета, так и между бюджетами разных уровней. В этом суть распределительной функции налоговой системы.

Благодаря налоговой политике стимулируется деятельность отдельных предприятий и отраслей или, наоборот, сдерживается проникновение отдельных производителей на внутренний или внешний рынок. Кроме того происходит накопление средств на восстановление использованных возобновляемых ресурсов. Это и есть регуляторная функция налогов. Налоговая система позволяет контролировать состояние финансов как государства, так и субъектов налогообложения.

В настоящее время в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Она представлена федеральными налогами, налогами субъектов федерации и муниципальными налогами. Любой налог является специфической формой финансовых взаимоотношений между субъектами налогообложения и государством, связанной с перераспределением определенной части внутреннего валового продукта и национального дохода.

Понятие о таможенной системе и ее задачах

С появлением внешнеэкономической деятельности начала формироваться и таможенная система государства. Таможенная политика представляет собой обязательный компонент государственной экономической политики (как внешней, так и внутренней). Она регулирует потоки финансов и товаров через государственную границу.

Таможенная политика представлена совокупностью нормативных документов, системой таможенных пошлин, акцизов и налогов, льгот и международных соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.

Она является очень эффективным инструментом государственного влияния на предприятия и фирмы, занимающиеся внешнеэкономической коммерческой деятельностью. Она регулирует вопросы экспорта и импорта товаров. Также таможенная политика влияет на экономическую стратегию фирм-производителей.

Обязательным компонентом таможенной политики является таможенно-тарифная система. Именно она определяет размеры ставок и порядок их уплат. Таможенно-тарифная система страны должна соответствовать требованиям Генерального соглашения о тарифах и торговле Международного таможенного союза. В Российской Федерации законодательной базой таможенной политики является Таможенный кодекс.

Налоги в таможенной системе

Важнейшей составляющей таможенной политики является система налогов, которые в ней применяются. Как и налоговая система, таможенная система выполняет фискальную функцию, способствуя наполнению бюджета. Таможенные налоги оказывают регулирующее воздействие на субъектов хозяйственной деятельности. Они обеспечивают равномерное и позитивное развитие экономики страны, защищают экономическую безопасность государства.

В качестве инструмента таможенной политики, налоги взимаются таможенными органами. К этим налогам относятся такие косвенные налоги, как акцизы и налог на добавленную стоимость. Взимаются они через цену товара (они включены в нее).

Как и все налоги, таможенные сборы являются принудительными обязательными платежами. Именно потому таможенные сборы именуют таможенными налогами. Главное и существенное отличие таможенных налогов – это их общегосударственное значение. Они поступают только в государственный бюджет. Органы местной (муниципальной) и региональной власти не имеют права взимать таможенные налоги и сборы. А органы таможенной службы находятся в прямом подчинении центральному правительству страны.

Налоговая система является одним из важнейших элементов экономической инфраструктуры, в рамках которой протекает коммерческая деятельность юридических и физических лиц. Налоговая система состоит, в свою очередь, из двух относительно самостоятельных подсистем: системы налогов и системы налоговых органов.

Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками (субъектами налогообложения) определяются соответствующими законами и подзаконными актами (положениями, инструкциями и т. п.). Предприниматель должен учитывать, что налоговым службам предоставлены права взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам, налагать на недоимщиков штрафы, начислять пени за просрочку выплаты налогов и налагать аресты на расчетные счета фирм — злостных нарушителей налогового законодательства.

Действующая в России в настоящее время система налогов организована применительно к существующей бюджетной системе, в связи с чем включает налоги трех уровней: федеральные, субъектов федерации и муниципальные. Федеральные налоги вводятся в действие Налоговым кодексом Российской Федерации, которые обязательны для применения всеми субъектами федерации.

Налог, устанавливаемый в порядке, предусмотренном законом, — обязательный платеж в государственный (федеральный) и другие бюджеты. Пропорции распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных органов) устанавливаются в Налоговом кодексе. Налоговым кодексом определяются: субъекты налогообложения (физические или юридические лица); порядок определения налогооблагаемой базы, т.е. величины того или иного экономического показателя, по которому определяются сумма налога; ставки налогообложения и сроки платежей налога.

Любой налог — специфическая форма финансовых взаимоотношений, связанная с распределением части стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода между субъектами налоговых отношений.

Налоги, в принципе, должны выполнять одновременно ряд функций:

■ фискальную — служить инструментом пополнения дохода бюджета всех уровней;

■ контрольную — служить орудием государственного контроля за процессами формирования и использования денежных доходов хозяйствующих субъектов и отдельных лиц;

■ регулирующую — через систему льгот и «ужесточений» формировать народнохозяйственные (макроэкономические) и отраслевые (микроэкономические) пропорции в интересах всего общества и отдельных социальных групп населения.

Экономический эффект на уровне национальной экономики во много определяется проводимой фискальной политикой. Фискальная политика — это сумма финансовых мероприятий государства по регулированию доходов и расходов. Она включает в себя прямые и косвенные методы регулирования экономики. Налогообложение относится к косвенным методам воздействия на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского рынка.

Различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются хозяйствующими структурами за счет их текущих доходов и включаются в издержки производства и обращения, в операционные расходы страховых компаний, банков и других структур коммерческого характера.

Косвенные налоги не включаются в издержки плательщика налога, а входят в цену товара (продукта, услуги) и покрываются в конечном счете потребителем, когда уплачиваются, как правило, производителем товара данного вида.

Наиболее распространенными видами федеральных прямых налогов в России являются: налог на имущество, налог на землю, на операции с капиталом, налог на транспортные средства и др.

К косвенным налогам следует относить налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы — специальные надбавки к цене конкретных видов товаров (легковые автомобили отечественного производства, спиртные напитки, нефтепродукты и многое другое). Фактически роль косвенных налогов играют и таможенные пошлины импортные, вводимые в целях защиты интересов отечественных производителей аналогичных товаров, и экспортные, цель которых: изъять в доход государства сверхприбыль, образующуюся за счет различий в издержках производства и ценах реализации товаров на отечественном и мировом рынках.

Особую группу образует налог на прибыль (доход) юридических лиц, а также налог на доходы физических лиц, в том числе и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

В зависимости от конкретных особенностей законодательства в группу прямых налогов могут быть отнесены сборы за оказание предпринимателями регистрационных и нотариальных услуг, а к числу личных налогов — налог на сделки по купле-продаже имущества, налоги на наследство, дарение имущества и др.

Налоговые ставки могут быть:

■ пропорциональными, когда налоговая ставка, устанавливаемая в процентах или долях единицы, остается неизменной независимо от величины налогооблагаемой базы (например, 20% величины фактически полученной прибыли);

■ прогрессивными, когда ставка увеличивается с ростом налогооблагаемой величины (например, налог на доходы физических лиц, если налогооблагаемый доход превышает установленные законом пороговые размеры);

■ дегрессивными, если ставки налогов растут с ростом базовой налогооблагаемой величины, но каждый последующий прирост ставки меньше, чем предыдущий,

■ регрессивными, если ставка налога уменьшается при увеличении налогооблагаемой величины.

Чрезвычайно высокая ставка налогов подрывает материальные стимулы к труду и новаторству, ведет к уклонению от налогов, утечке капитала и бегству получателей высоких доходов в страны с льготным или более низким уровнем налогообложения (оффшорные зоны, налоговые гавани).

Снижение ставок налогов может поспособствовать повышения деловой активности, росту доходов, а, следовательно, расширится налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

Экономической основной современного мирового хозяйства служит интернационализация производства, которое представляет собой организационно-хозяйственное сотрудничество различных стран, их связи в мировой экономике. В основе данного процесса лежит международное разделение труда.

К внешнеэкономическим относятся все виды коммерческой деятельности фирм, связанные с взаимоотношениями с юридическими лицами — нерезидентами.

В составе внешнеэкономической деятельности выделяют торговые и неторговые оцерации. К первым относят операции, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а ко вторым — операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой деятельностью.

Как правило, коммерческие организации осуществляют внешнеэкономическую деятельность по экспорту (вывозу товаров и услуг с территории своей страны на территорию других стран) и импорту (ввозу товаров и услуг на территорию своей страны с территории зарубежных стран). Кроме этих двух основных видов внешнеторговых операций на практике выделяют и реэкспорт (ввоз товара на территорию данной страны для последующего его экспорта в другие страны без переработки). При анализе внешнеэкономической деятельности организаций надо всегда иметь в виду, что при существенных различиях в уровнях цен на один и тот же товар на отдельных рынках (например, внутреннем, ближнего и дальнего зарубежья) реэкспортные операции могут быть весьма выгодными для этих фирм.

Во внешнеторговых операциях необходимо учитывать, что понятие «территория данной страны» в рамках ее государственной границы может не совпадать с понятием «таможенная территория», т.е. той части территории государства, на которой действует его таможенное законодательство. За пределами таможенной территории в границах данного государства могут оставаться оффшорные и свободные экономические зоны (СЭЗ), а при наличии соответствующих экономических союзов единая таможенная территория может охватывать и территории нескольких суверенных государств.

Таможенное законодательство России предусматривает, что организация, намеревающаяся экспортировать товары, входящие в специальные перечни (стратегические товары и сырье), должна, во-первых, получить лицензию на право осуществлять ввоз и вывоз товаров в объемах, не превышающих установленных квот (предельных объемов).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется через таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования (лицензирование, квотирование).

Таможенно-тарифная система — это совокупность нормативных документов, определяющих размеры, порядок уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары и порядок предоставления таможенных льгот (преференций), вытекающих из международных соглашений о внешнеторговой деятельности государств, входящих в Международный таможенный союз — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). В соответствии с этим соглашением импортные таможенные тарифы должны быть дифференцированы. В 2012 году Россия стала полноправным членом BTO (Всемирной торговой организации).

Тарифная таможенная политика государства — эффективный инструмент воздействия на коммерческие фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, так как эта политика может существенно влиять на стратегию и результаты их деятельности.

Механизм воздействия таможенной политики на деятельность фирм в области их операций по экспорту и импорту вытекает из следующих моментов.

Если товар, реализуемый на внутреннем рынке, облагается НДС и акцизами, то освобождение экспортируемых партий этого товара от таких платежей стимулирует рост экспорта и, следовательно, приток валютных средств в стра- ну-экспортер. Однако при определенных условиях можно натолкнуться на ситуацию, когда страна-импортер в целях защиты внутреннего рынка введет импортные пошлины или специальный механизм антидемпингового законодательства. Кроме того, выгодные для экспортеров условия могут привести к превышению предложения данного товара над спросом на мировом рынке и, как следствие, к снижению общего уровня мировых цен.

Обложение импортируемых товаров импортными пошлинами, акцизами и НДС на уровне, предусмотренном для аналогичных товаров отечественного производства, преследует прежде всего защиту интересов отечественных производителей товара, повышение его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Однако эффективной такая мера может быть, если отечественный производитель не является монополистом, иначе повышение пошлин, взимание налогов и акцизов не стимулируют рост внутреннего производства, а лишь способствуют повышению уровня цен на внутреннем рынке.

О взаимодействии ФТС России и ФНС России

Стенограмма выступления В. И. Булавина на совместном заседании коллегии ФТС России и ФНС России 19 сентября 2018 г.

В мае текущего года руководством страны определены национальные цели и задачи в развитии Российской Федерации до 2024 года. Одна из основных стратегических задач состоит в ускоренном экономическом развитии страны. Важную роль в ее исполнении должна сыграть совместная деятельность ФТС России и ФНС России, направленная на обеспечение полноты поступления денежных средств в федеральный бюджет, создание комфортных условий проведения бизнеса, снижение доли теневого сектора в экономике.

С 2016 года таможенные и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. За это время накоплен значительный опыт совместной работы как на уровне центральных аппаратов, так и территориальных органов. Под руководством Правительства Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей, основой которых является сопряжение ведомственных информационных систем и систем управления рисками.

В настоящее время в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов используются более 80 программных средств, автоматизирующих все процессы таможенного дела. С их помощью формируются 67 информационных ресурсов, позволяющих принимать управленческие решения, сокращая возможные риски, нарушения законодательства. Обеспечена возможность осуществления круглосуточного мониторинга процессов совершения таможенных операций в режиме онлайн информационной системой «Малахит». Анализ осуществляется более, чем по 400 различным показателям в разрезе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

На сегодняшний день нашими ведомствами по утвержденным регламентам организован обмен информацией из баз данных. Его объем ежегодно увеличивается. Только в 2018 году таможенная служба направила в ФНС России информацию о более чем 3 млн деклараций на товары, 1 млн таможенных приходных ордеров, а также свыше 11 млн записей о товарах, фактически вывезенных за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В свою очередь мы получили от налоговых служб более 7 млн записей о банковских счетах участников ВЭД, которые имеют задолженность по уплате таможенных платежей. Также мы получили свыше 1 млн сведений о нарушителях налогового законодательства.

Поступающие сведения от ФНС России и других государственных органов используются в аналитических системах, в системе управления рисками, на этапе постконтроля и в рамках правоохранительной деятельности. Информация о рисках в отношении налогоплательщиков включена в алгоритм автоматического категорирования участников ВЭД. Машина самостоятельно осуществляет анализ сведений по каждой компании и принимает решение без участия должностных лиц, к какой категории отнести ту или иную организацию. Благодаря этому удалось существенно расширить сектор низкого уровня риска, в отношении участников которого значительно снижена частота применения мер таможенного контроля, что упрощает административные процедуры и способствует сокращению сроков оформления товаров. Сейчас свыше 8 тысяч декларантов входит в зеленый сектор. Из них 6700 налоговой службой также отнесено к категории низкого уровня риска. На долю добросовестных участников ВЭД приходится чуть более 60% от общего количества деклараций на товары и 80% от общей суммы подлежащих к уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров.

Своевременный обмен информацией способствует работе по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок. ФТС России предоставляет информацию о лицах, имеющих задолженность по оплате штрафов, о нарушении прибыли валютного законодательства, а также данные о выявленных признаках недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц. За последние три года нами передано информации о более, чем 3,5 тысяч таких организаций.

Важнейшим направлением работы, выстраиваемой на основе обмена информацией и осуществляемой под руководством Министерства финансов, является формирование национальной системы прослеживаемости товаров, которая в дальнейшем будет составной частью единого механизма прослеживаемости Евразийского экономического союза. В перспективе это позволит вывести из теневого оборота товарные и финансовые потоки на всем пространстве Евразийского экономического союза. В конечном итоге это позволит объединить в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла.

Отдельным элементом системы прослеживаемости стала автоматизация контроля за ввозом и оборотом маркированного товара. В ходе организации пилотного проекта по маркировке меховых изделий и изделий из меха, автоматизированной проверочной операции, сопоставления сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями, полученными из государственных информационных систем маркировки, позволяет выявлять случаи нелегального оборота товаров. При этом процесс проверки занимает всего одну минуту. Введение системы маркировки позволило в 2017 году увеличить в 1,5 раза количество задекларированных меховых изделий и увеличить в 2 раза объем таможенных платежей.

Результат информационного обмена широко применяется при совместной организации проведения таможенного и налогового контроля. Практика показывает рост результативности подобных мероприятий. За последние три года было проведено более 2 тысяч совместных проверок, по результатам которых таможенными органами было начислено 8,5 млрд рублей.

Подводя итоги нашего взаимодействия, отмечу следующие принципиальные моменты:

  1. внедрено в практическую деятельность ведомств планирование совместной работы как на уровне центрального аппарата, так и на региональном уровне;
  2. на постоянной основе налажен взаимный обмен информацией из баз данных;
  3. реализуется совместное использование сил и средств при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Самое главное, что от этой деятельности есть конкретный результат и значительный профилактический эффект. Достигнутый уровень совместной работы позволяет планировать нашу дальнейшую совместную деятельность. Совершенствование взаимодействия таможенных и налоговых органов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС России масштабное реформирование таможенных органов. С 2017 года мы приступили к созданию сети территориально распределенных электронных таможен и центров электронного декларирования. До 2020 года планируется создать 8 региональных электронных таможен с центрами электронного декларирования во всех федеральных округах, электронную авиационную таможню московского авиаузла, специализированные центры электронного декларирования (морские, акцизные, энергетические). Имеющиеся информационные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспечивать комплексную автоматизацию деятельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень нашего взаимодействия, предполагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к реальному.

Мы должны и дальше совершенствовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Необходимо обеспечить интеграцию баз данных других федеральных органов исполнительной власти, получить доступ к сведениям информационно-аналитических агентств, системного учета торговых сетей, а также наладить информационный обмен с нашими зарубежными коллегами. Получаемая информация должна автоматически встраиваться в алгоритмы работы информационных систем наших ведомств. Это позволит создать эффективный инструмент контроля, обеспечивающий с одной стороны надежные барьеры для недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны делающий максимально незаметным действия наших ведомств для законопослушного бизнеса.

Уверен, что формат сегодняшнего мероприятия позволит предметно и всесторонне обсудить наиболее важные вопросы взаимодействия таможни и налоговых служб, а также выработать комплексные меры, направленные на повышение эффективности и качества нашей работы. Задачи, поставленные Министром финансов перед ФТС России, будут выполнены.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 ноября 2019 г. N 03-07-08/84885 О документальном подтверждении факта вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Евразийского экономического союза

В связи с письмом по вопросу документального подтверждения факта вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы представляется, в том числе контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку товара и таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса.

При таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме налогоплательщик для целей подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо при истребовании налоговым органом декларации на товары (в установленных Кодексом случаях) может представить в налоговый орган распечатанную на бумажном носителе копию электронной декларации на товары (из личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности либо с помощью используемых им программных средств, имеющих доступ к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов), содержащую сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой распечатанной и заверенной налогоплательщиком копии декларации на товары не требуется.

В налоговый орган указанная копия электронной декларации на товары на бумажном носителе представляется заверенной налогоплательщиком и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах с отметками российского таможенного органа места убытия.

В соответствии с нормами пункта 15 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров вместо копий таможенных деклараций налогоплательщик может представить в налоговый орган реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) по формату, установленному приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. N ММВ-7-15/427@.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные пунктом 15 статьи 165 Кодекса, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в статье 165 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 15 статьи 165 Кодекса (абзац пятнадцатый пункта 15 статьи 165 Кодекса).

При этом на основании абзаца семнадцатого пункта 15 статьи 165 Кодекса копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Согласно абзацу восемнадцатому пункта 15 статьи 165 Кодекса в случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенной территории ЕАЭС по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от ФТС России, в соответствии с пунктом 17 указанной статьи Кодекса, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара.

Если пояснения и документы были представлены налогоплательщиком в налоговый орган, то, при направлении запроса в соответствии с абзацем девятнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса налоговым органом таможенному органу о подтверждении вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории ЕАЭС, они включаются в указанный запрос.

При этом, при отсутствии подтверждения факта вывоза товаров из таможенных органов на запрос налоговых органов, налоговая ставка 0 процентов в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Таким образом, для подтверждения факта вывоза товаров за пределы территории ЕАЭС, в случае, предусмотренном абзацем восемнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса, налогоплательщиком в налоговый орган могут быть представлены любые документы, содержащие сведения, которые подтверждают вывоз (свидетельствуют о вывозе) товаров.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о документальном подтверждении факта экспорта товаров за пределы ЕАЭС.

Если экспорт товаров по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от ФТС, об этом сообщается налогоплательщику. Он вправе представить необходимые пояснения и любые имеющиеся документы, подтверждающие вывоз товара.

Если пояснения и документы были представлены, то при направлении запроса таможенному органу они включаются в запрос.

При отсутствии подтверждения факта вывоза нулевая ставка НДС в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Таким образом, для подтверждения вывоза товаров за пределы ЕАЭС налогоплательщик может представить в налоговый орган любые документы, содержащие сведения, которые подтверждают вывоз (свидетельствуют о вывозе) товаров.

Читайте также: