113 статья налогового кодекса рб

Опубликовано: 03.05.2024

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

2. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Комментируемая статья регулирует вопросы, связанные с исчислением сроков давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Сроком давности признается срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отмечено, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.

Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Правовая позиция, изложенная в пункте 15 Постановления N 57, применима в том числе и к тем налогам, для которых налоговый период составляет год.

На это обратила внимание ФНС России в письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.10.2012 N Ф03-3647/2012 пришел к выводу, что в НК РФ отсутствует понятие длящихся налоговых правонарушений. Указанная выше норма права исчисляет трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения либо со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода. Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Установленный срок давности применяется в отношении привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а не в отношении исполнения обязанностей налогоплательщика, к которым положениями пункта 1 статьи 23 НК РФ отнесена в том числе обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 20.08.2010 N 20-14/4/088232@.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Из данных положений закона следует, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог срок давности, определенный статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Суд апелляционной инстанции указанный вывод поддержал. Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации инспекция ссылается на ошибочное толкование судами положений статьи 113 Налогового кодекса и противоречие выводов судов позиции сформированной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57). При этом вывод судов о незаконности привлечения общества к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость в 1-3 кварталах 2008 года инспекция не оспаривает.

Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателя Сафонову Е.А следовало привлечь к ответственности за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя не более чем за трехлетний период исчисляемый до даты вынесения фондом решения о привлечении к ответственности.

1. Объектами налогообложения акцизами признаются:

1.1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

1.2. ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых настоящий Кодекс, законы по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;

1.3. подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на территорию Республики Беларусь.

Факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждается:

налоговым органом Республики Беларусь – в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств – членов Таможенного союза, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

таможенным органом Республики Беларусь – в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства – члены Таможенного союза, а также при ввозе с территории государств – членов Таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

1.4. подакцизные товары, указанные в подпункте 1.10 пункта 1 статьи 111 настоящего Кодекса, реализуемые (передаваемые) на территории Республики Беларусь плательщиками, определенными пунктом 5 статьи 110 настоящего Кодекса.

2. Для целей настоящей главы реализацией (передачей) подакцизных товаров признаются также:

2.1. безвозмездная передача подакцизных товаров, обмен с участием подакцизных товаров, передача (реализация) подакцизных товаров плательщиком своим работникам;

2.2. передача подакцизных товаров в качестве предметов залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, договору займа, договору аренды (финансовой аренды (лизинга));

2.3. передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров для использования на собственные нужды.

Для целей настоящей главы использованием подакцизных товаров на собственные нужды признаются любое использование плательщиком подакцизных товаров в производственных и непроизводственных целях, прочее выбытие подакцизных товаров, в том числе включение стоимости этих подакцизных товаров в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, и (или) во внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль для организаций (подоходного налога с физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), а также за счет иных источников, за исключением фактических потерь подакцизных товаров при хранении, перемещении и транспортировке в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Фактические потери подакцизных товаров при хранении, перемещении и транспортировке сверх норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке, для целей настоящей главы признаются использованием на собственные нужды.

При этом под естественной убылью понимаются потери (уменьшение количества продукции при сохранении качества в пределах требований нормативных правовых актов), являющиеся следствием естественного изменения физико-химических свойств и (или) воздействия метеорологических факторов. К естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, потери, вызванные нарушением требований технических нормативных правовых актов, правил перевозки грузов, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции;

2.4. передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров своему структурному подразделению для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

2.5. передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров в качестве сырья (материалов) на переработку на давальческих условиях;

2.6. передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организаций, а также в качестве вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

2.7. передача организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) его из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделении его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

2.8. передача плательщиком произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров владельцу (собственнику) указанного сырья либо другим лицам.

Давальческим сырьем признаются сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцами (собственниками) без оплаты другим организациям и индивидуальным предпринимателям для производства подакцизных товаров путем переработки (доработки), включая розлив. Давальческим сырьем не являются приобретенные и (или) произведенные сырье, материалы, продукция, стоимость которых учтена организацией или индивидуальным предпринимателем в стоимости работ (услуг) по производству подакцизных товаров из давальческого сырья;

2.9. отгрузка (передача) плательщиком произведенных им при контрактном производстве табачных изделий заказчику и (или) другим лицам.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Добрый день, дорогие коллеги!

Наше законодательство, как известно, характеризуется большим количеством изменений. И понятно, не всегда есть время следит за изменениями оперативно.

Мы заботимся о ВАС.

мы запускаем серию статей по основным изменениям в законодательстве за 2019 год! Готовимся к закрытию года!

Освежаем в памяти прочитанное, если что-то пропустили — берем на заметку.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС 2019

Объекты налогообложения НДС (ст. 115 НК):

  • отгрузка возвратной тары – новый вид объекта налогообложения, соответственно исключены особенности определения налоговой базы как разница(подп. 1.17 п.1 ст. 115 НК);

Исключения из объектов налогообложения:

  • безвозмездная передача объектов бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п.2 ст. 115 НК);
  • передача товаров (работ, услуг), приобретенных за счет нанимателя, членам профсоюза, являющимся работниками (подп. 2.8.2 п.2 ст. 115 НК).

Место реализации товаров (ст. 116 НК):

  • перенесли из общей части НК;
  • конкретизировали порядок определения места реализации при отгрузке товаров по договорам комиссии.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав (ст. 117 НК):

  • перенесли из общей части НК;
  • перечень электронных услуг дополнен услугой по организации и (или) проведению азартных игр через Интернет, т.е. если мы покупаем, то платим в Республике Беларусь за нерезидента (подп. 4.13 п. 4 ст. 117 НК).

Освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 118 НК):

  1. Из отдельных Указов перенесены перечни освобождаемых видов работ, услуг:
  • медицинских услуг;
  • ветеринарных мероприятий;
  • услуги, связанные с похоронами;
  • работы, услуги по ведению личного подсобного хозяйства;
  • работы по строительству и ремонту садоводческих товариществ.

2. Особенности применения освобождения от НДС предприятиями инвалидов:

Исключается необходимость наличия сертификата, подтверждающего отнесение товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.

3. Дополнения по налоговым льготам:

  • освобождение от НДС при реализации гаражей (машино-мест) применяется не только застройщиком, но и заказчиком (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);
  • при оказании бытовых услуг освобождение от НДС будет распространяться и на услуги в области фотографии, оказываемые для физических лиц (подп. 1.43 п. 1 ст. 118 НК).

4. Новые льготы:

  • в случае приобретения республиканскими органами государственного управления у нерезидента за счет бюджетных средств (подп. 1.10.3 п. 1 ст. 118 НК);
  • услуги ломбардов освобождаются от НДС (подп. 1.50 п. 1 ст. 118 НК).

Налоговая база НДС (ст. 120 НК):

  • по договорам, в которых сумма обязательств выражена в рублях эквивалентно валюте по курсу, отличному от Нацбанка, а также в которых сумма обязательств выражена в валюте эквивалентно сумме в иной валюте, корректировка налоговой базы осуществляется в зависимости от того, когда подписали ЭЦП ЭСЧФ;
  • в отношении операций по возмещаемым расходам в рамках исполнения договоров аренды либо безвозмездного пользования предусмотрена возможность по таким операциям исчислять НДС. В п.п. 11 и 12 установлен порядок определения налоговой базы;
  • особенности корректировки налоговой базы при приобретении объектов у иностранных организаций: с 01.01.2019 налоговая база при реализации на территории РБ объектов не состоящими на учете иностранными организациями увеличивается на суммы, полученные сверх цены реализации (штрафы, пени, неустойки и т.д.).

Определение момента фактической реализации (далее – МФР) товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 121 НК):

  • при реализации в рознице и общепите по сменам, предусматривающим их завершение на следующий календарный день, МФР определяется как дата открытия смены (п. 3 ст. 121 НК);
  • установлен единый с бухучетом порядок определения МФР при реализации работ, услуг (п. 6 ст. 121 НК);
  • изменен порядок определения дня передачи имущественных прав: теперь это либо последний день месяца, либо день передачи прав (п. 8 ст. 121 НК);
  • при передаче имущества в аренду (лизинг) уточнен порядок определения периода пользования: теперь это последний день каждого месяца, а не периода пользования по договору как было ранее (п.п. 9, 10 ст. 121 НК);
  • конкретизирован порядок определения дня оказания транспортных услуг (п. 16 ст. 121 НК);
  • уточнен порядок признания дня оказания туруслуг, санаторно-курортных услуг, услуг в сфере образования и медицинских услуг.

Ставки НДС (ст. 122 НК):

  • исключены ставки налога 9,09% и 16,67%;
  • ставка НДС в размере 0% в отношении работ по ремонту и ТО большегрузных транспортных средств продлена до 2020 года включительно;
  • расширена сфера применения ставки НДС в размере 10% – теперь такая ставка применяется при ввозе и реализации сельхозпродукции, произведенной на территории ЕАЭС.

Порядок документального подтверждения вывоза за пределы РБ товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (ст. 125 НК):

  • применение ставки НДС в размере 0% по давальческим работам: с 2019 года в целях применения ставки НДС в размере 0% исключена обязанность выполнения таких работ только собственными силами, т.е. с указанной даты можно привлекать и подрядчиков. Соответственно, исключена обязанность наличия сертификата об отнесении произведенных работ (услуг) к работам (услугам) собственного производства.

Порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% в отдельных случаях (ст. 126 НК):

  • особенности применения ставки НДС в размере 0% по транспортным услугам: для обоснованности применения нулевой ставки теперь нет необходимости представления в налоговый орган соответствующего реестра. Необходимая информация будет отражаться в ЭСЧФ, который и будет служить основанием для применения ставки 0%. Уточнен порядок определения экспортируемых транспортных услуг, соответственно, не все услуги по транспортной экспедиции будут облагаться по ставке 0% (п.2 ст. 126 НК).

Налоговый и отчетный периоды НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 127 НК):

  • предоставлена возможность уточнения ранее выбранного отчетного периода, но однократно и до 20 февраля текущего года.

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 128 НК):

  • введена формула для исчисления НДС расчетным методом 20/120, а также определены операции, в отношении которых такой порядок применяется (п. 2 ст. 128 НК).

Порядок корректировки оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (исчисленной суммы НДС) в отдельных случаях (ст. 129 НК):

  • корректировка оборотов по реализации не производится не только в случае возврата товара для ремонта, но и в случае такого возврата для замены, в т.ч. в рамках исполнения гарантийных обязательств (п. 1 ст. 129 НК);
  • детально описаны случаи, в каких отчетных периодах должна осуществляться корректировка оборотов по реализации в сторону увеличения либо в сторону уменьшения, в т.ч. в зависимости от даты получения и подписания соответствующего ЭСЧФ ЭЦП.

Сумма НДС, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 130 НК):

  • установлен механизм предъявления сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам, а также при реализации через подотчетных лиц (п. 4 ст. 130 НК).

Электронный счет-фактура (ст. 131 НК):

  • смещен срок выставления ЭСЧФ для плательщиков, работающих по «оплате», – теперь это 10-е число месяца, следующего за месяцем, но который приходится МФР;
  • срок выставления ЭСЧФ в ситуациях, когда счет должен был выставляться в двухдневный срок, увеличен до 3-х дней;
  • установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации филиала и реорганизации – до даты ликвидации или реорганизации соответственно. При ликвидации организации – не позднее 10 рабочих дней до дня направления ликвидационного баланса;
  • уточнены случаи, когда ЭСЧФ не выставляется в адрес покупателя, а также порядок выставления ЭСЧФ по «ввозному» НДС;
  • детализирован порядок создания дополнительных ЭСЧФ.

Налоговые вычеты (ст. 132 НК):

  • уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы налога принимаются к вычету (п.п. 5–9 ст. 132 НК).

Порядок применения налоговых вычетов (ст. 133 НК):

  • уточнен порядок применения налоговых вычетов в отношении возникающих «суммовых» разниц (п. 12 ст. 133 НК);
  • расширен перечень случаев, когда не применяется особый порядок вычета сумм НДС, приходящихся на безвозмездную передачу, – передача имущества при реорганизации, взносы в уставный фонд;
  • уточнен порядок корректировки сумм налоговых вычетов при изменении размера ранее уплаченного «ввозного» НДС с территории государств-членов ЕАЭС (п. 17 ст. 133 НК);
  • уточнен порядок применения ограничения права вычета сумм налога в отношении товаров, по которым произошла порча (утрата) (подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК).

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»


Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь.

Указом установлены по 31 декабря 2020 г.:

  • размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц;
  • размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц.

Определены:

1) условия применения стандартного налогового вычета, установленного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, не имеющими в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы);

2) доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц.

К таким доходам относятся:

  • единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;
  • денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;
  • доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами;

3) сроки исчисления, удержания и перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

4) порядок возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата.

Налоговые агенты обязаны представлять не позднее 1 апреля 2021 г. в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, если размер выплаченного в 2020 году дохода превысил 2571 белорусский рубль в день.

От редакции:

Согласно Приложению 9 к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" установлены следующие размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц:

Размер дохода, освобождаемого

от подоходного налога с физических лиц

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

888 белорусских рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

7003 белорусских рубля в сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей

2115 белорусских рублей от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и индивидуальных предпринимателей

140 белорусских рублей от каждого

источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

3622 белорусских рубля от каждого источника в течение налогового периода

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

13 994 белорусских рубля в сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь

423 белорусских рубля от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода

Согласно Приложению 10 к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 "О налогообложении" установлены следующие размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц:

Вид налогового вычета

Размер налогового вычета

Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь

117 белорусских рублей в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 белорусских рублей в месяц

Стандартный налоговый вычет, установленный в части первой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики

34 белорусских рубля в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

Стандартный налоговый вычет, установленный в части пятой, абзаце первом части седьмой и части девятой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю

65 белорусских рублей в месяц

на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

Стандартный налоговый вычет, установленный в частях восьмой и девятой подпункта 1.2 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь, предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей- инвалидов в возрасте до восемнадцати лет

65 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц

Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Р еспублики Беларусь

Какие основные изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь в 2019 году по налогу на добавленную стоимость?

С 2019 года плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются (п.1 ст.112 НК РБ):

  • индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 настоящего Кодекса, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 420 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки;
  • индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, если сумма определяемых в порядке, установленном статьей 205 настоящего Кодекса, выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества, полученных им от коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ), участниками, собственниками имущества которых являются он, его супруг (супруга), родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), нарастающим итогом с начала года превысит 420 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются с 2019 года:

  • обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу). Возвратной тарой является тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством (п.1.1.7 ст.115 НК РБ).

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются с 2019 года:

  • безвозмездная передача товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (п.2.5.5 ст.115 НК РБ);
  • передача членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, товаров (работ, услуг), приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором (п.2.8.2 ст.115 НК РБ);
  • обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав белорусскими организациями (филиалами юридических лиц Республики Беларусь), зарегистрированными в качестве плательщиков за пределами Республики Беларусь, в части деятельности за пределами Республики Беларусь (п.2.10 ст.115 НК РБ);
  • вывоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (п.2.11 ст.115 НК РБ).

Перечень мест реализации работ, услуг, имущественных прав дополнен услугой по организации и (или) проведению азартных игр через Интернет, т.е. если услуга приобретается резидентом Республики Беларусь, он уплачивает НДС за нерезидента (п.4.13 ст.117 НК РБ).

Освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст.118 НК РБ):

  • Из отдельных Указов перенесены перечни освобождаемых видов работ, услуг:
    – медицинских услуг;
    – ветеринарных мероприятий;
    – услуги, связанные с похоронами;
    – работы, услуги по ведению личного подсобного хозяйства;
    – работы по строительству и ремонту садоводческих товариществ;
  • особенности применения освобождения от НДС предприятиями инвалидов: исключается необходимость наличия сертификата, подтверждающего отнесение товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства;
  • Дополнения по налоговым льготам:
    – освобождение от НДС при реализации гаражей (машино-мест) применяется не только застройщиком, но и заказчиком (п.1.36 ст.118 НК РБ);
    – при оказании бытовых услуг освобождение от НДС будет распространяться и на услуги в области фотографии, оказываемые для физических лиц (п.1.43 ст.118 НК РБ);
  • Новые льготы:
    – в случае приобретения республиканскими органами государственного управления у нерезидента за счет бюджетных средств (п.1.10.3 ст.118 НК РБ);
    – услуги ломбардов освобождаются от НДС (п.1.50 ст.118 НК РБ).

Налоговая база НДС (ст.120 НК РБ):

  • корректировка налоговой базы на курсовые разницы – положения п.п. 7 и 8 перенесены соответственно из п.10 Указа от 25.01.2018 № 29, следовательно, применяются те подходы, которые применялись и в 2018 году;
  • по договорам, в которых сумма обязательств выражена в рублях эквивалентно валюте по курсу, отличному от Нацбанка, а также в которых сумма обязательств выражена в валюте эквивалентно сумме в иной валюте, корректировка налоговой базы осуществляется в зависимости от того, когда подписали ЭЦП ЭСЧФ;
  • в отношении операций по возмещаемым расходам в рамках исполнения договоров аренды либо безвозмездного пользования предусмотрена возможность по таким операциям исчислять НДС. В п.п. 11 и 12 установлен порядок определения налоговой базы;
  • особенности корректировки налоговой базы при приобретении объектов у иностранных организаций: с 01.01.2019 налоговая база при реализации на территории РБ объектов не состоящими на учете иностранными организациями увеличивается на суммы, полученные сверх цены реализации (штрафы, пени, неустойки и т.д.)

Определение момента фактической реализации (далее – МФР) товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст.121 НК РБ):

  • при реализации в рознице и общепите по сменам, предусматривающим их завершение на следующий календарный день, МФР определяется как дата открытия смены (п.3 ст.121 НК РБ);
  • установлен единый с бухгалтерским учетом порядок определения МФР при реализации работ, услуг (п.6 ст.121 НК РБ);
  • изменен порядок определения дня передачи имущественных прав: теперь это либо последний день месяца, либо день передачи прав (п.8 ст.121 НК РБ);
  • при передаче имущества в аренду (лизинг) уточнен порядок определения периода пользования: теперь это последний день каждого месяца, а не периода пользования по договору как было ранее (п.п.9, 10 ст.121 НК РБ);
  • конкретизирован порядок определения дня оказания транспортных услуг (п.16 ст.121 НК РБ);
  • уточнен порядок признания дня оказания туристических услуг, санаторно-курортных услуг, услуг в сфере образования и медицинских услуг.

Ставки НДС (ст.122 НК РБ):

  • исключены ставки налога 9,09% и 16,67%;
  • ставка НДС в размере 0% в отношении работ по ремонту и ТО большегрузных транспортных средств продлена до 2020 года включительно;
  • расширена сфера применения ставки НДС в размере 10% – теперь такая ставка применяется при ввозе и реализации сельхозпродукции, произведенной на территории ЕАЭС.

Порядок документального подтверждения вывоза за пределы РБ товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (ст.125 НК РБ):

  • применение ставки НДС в размере 0% по давальческим работам: с 2019 года в целях применения ставки НДС в размере 0% исключена обязанность выполнения таких работ только собственными силами, т.е. с указанной даты можно привлекать и подрядчиков. Соответственно, исключена обязанность наличия сертификата об отнесении произведенных работ (услуг) к работам (услугам) собственного производства.

Порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% в отдельных случаях (ст.126 НК РБ):

  • особенности применения ставки НДС в размере 0% по транспортным услугам: для обоснованности применения нулевой ставки теперь нет необходимости представления в налоговый орган соответствующего реестра. Необходимая информация будет отражаться в ЭСЧФ, который и будет служить основанием для применения ставки 0%. Уточнен порядок определения экспортируемых транспортных услуг, соответственно, не все услуги по транспортной экспедиции будут облагаться по ставке 0% (п.2 ст.126 НК РБ).

Налоговый и отчетный периоды НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст.127 НК РБ):

  • предоставлена возможность уточнения ранее выбранного отчетного периода, но однократно и до 20 февраля текущего года.

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст.128 НК РБ):

  • введена формула для исчисления НДС расчетным методом 20/120, а также определены операции, в отношении которых такой порядок применяется (п.2 ст.128 НК РБ).

Порядок корректировки оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (исчисленной суммы НДС) в отдельных случаях (ст.129 НК РБ):

  • корректировка оборотов по реализации не производится не только в случае возврата товара для ремонта, но и в случае такого возврата для замены, в т.ч. в рамках исполнения гарантийных обязательств (п.1 ст.129 НК РБ);
  • детально описаны случаи, в каких отчетных периодах должна осуществляться корректировка оборотов по реализации в сторону увеличения либо в сторону уменьшения, в т.ч. в зависимости от даты получения и подписания соответствующего ЭСЧФ ЭЦП.

Сумма НДС, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст.130 НК РБ):

  • установлен механизм предъявления сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам, а также при реализации через подотчетных лиц (п.4 ст.130 НК РБ).

Электронный счет-фактура (ст.131 НК РБ):

  • смещен срок выставления ЭСЧФ для плательщиков, работающих по «оплате», – теперь это 10-е число месяца, следующего за месяцем, но который приходится МФР;
  • срок выставления ЭСЧФ в ситуациях, когда счет должен был выставляться в двухдневный срок, увеличен до 3-х дней;
  • установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации филиала и реорганизации – до даты ликвидации или реорганизации соответственно. При ликвидации организации – не позднее 10 рабочих дней до дня направления ликвидационного баланса;
  • уточнены случаи, когда ЭСЧФ не выставляется в адрес покупателя, а также порядок выставления ЭСЧФ по «ввозному» НДС;
  • детализирован порядок создания дополнительных ЭСЧФ.

Налоговые вычеты (ст.132 НК РБ):

  • уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы налога принимаются к вычету (п.п.5–9 ст.132 НК РБ).

Порядок применения налоговых вычетов (ст.133 НК РБ):

  • уточнен порядок применения налоговых вычетов в отношении возникающих «суммовых» разниц (п.12 ст.133 НК РБ);
  • расширен перечень случаев, когда не применяется особый порядок вычета сумм НДС, приходящихся на безвозмездную передачу, – передача имущества при реорганизации, взносы в уставный фонд;
  • уточнен порядок корректировки сумм налоговых вычетов при изменении размера ранее уплаченного «ввозного» НДС с территории государств-членов ЕАЭС (п.17 ст.133 НК РБ);
  • уточнен порядок применения ограничения права вычета сумм налога в отношении товаров, по которым произошла порча (утрата) (п.24.15 ст.133 НК РБ).

Читайте также: