1 теоретические основы налоговой системы россии

Опубликовано: 13.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Галицына В.С. Теоретические основы функционирования налоговой системы Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51719 (дата обращения: 24.04.2021).

Налогообложение появилось вместе с государством и было использовано в качестве основного источника средств для поддержания власти и материального обеспечения своих функций. Основная цель налогов как источника средств для обеспечения функционирования государства сохранилась до сих пор.

На современном этапе развития государства для пополнения своегобюджета используются и другие виды взносов и платежей, но налоги занимают значительное место среди них.Специалисты утверждают, что поступления в бюджет РФ налоговых доходов составляют более 80%. Указанные данные не могут быть абсолютно точными, так как доля налоговых поступлений с каждым годом варьируется. 82,9% от общего объема собранных налогов представлены лишь пятью налогами. Наиболее значимым налогом является налог на добычу полезных ископаемых, который составляет 21,7%; налог на прибыль организаций – 19,6%; налог на добавленную стоимость – 16,1%; налог на доходы физических лиц– 13,9%; налог на имущество и акцизы – 11,6%. Остальные налоги составляют лишь 17,1% налоговых доходов. [1, 3]

Неналоговые источники дохода бюджета в России:

  • поступления от реализации государственной собственности;
  • поступления от внешней экономической деятельности;
  • поступления от реализации государственных запасов;
  • доходы от федеральной собственности.

Налог в качестве основной формы доходов государства присущ всем системам правления хозяйствования. Государственные доходы представляют собой совокупность средств, принадлежащих конкретной стране. Они создают материальную базу для выполнения его функций. Следовательно, функционирование государства связано с необходимостью существования налогов.

Налог – обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги используются большинством государств как метод прямого влияния на бюджетный процесс и на производителей товаров, работ и услуг. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

Другими словами, налогообложение – это изъятие государством определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Наиболее широко сущность налогов раскрывается в их функциях.

До сих пор существуют дискуссии о том, какие функции присущи налогам. Одни авторы основными функциями считают фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную. Схожие мнения имеют А.В. Брызгалин и Д.Г. Черник. М.Н.Бродский и А.И. Худяков определяют главными функциями налогов распределительную и контрольную, а В.М. Родионова выделяет лишь фискальную функцию. В данной статье рассмотрим следующие функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

Распределительная функция выражается в перераспределении отношений. Благодаря данной функции происходит перераспределение между различными слоями населения. Например, прогрессивное налогообложение прибыли корпораций и личных доходов, налоговые льготы, акцизы на предметы роскоши. В налоговом регулировании появились следующие подфункции:

  1. Стимулирующая;
  2. Дестимулирующая;
  3. Воспроизведственная.

Стимулирующая подфункция ориентирована на развитие тех или иных финансовых процессов. Данная подфункция реализует себя через систему льгот и освобождений, исключений, предпочтений, связанных с льготообразующими объектами налогообложения. Это проявляется как в уменьшении налоговой базы, так и в снижении налоговых ставок.

Дестимулирующая подфункция ориентирована на торможение развития каких-либо финансовых процессов. Одним из примеров является реализация политики протекционизма. Ее осуществление проявляется путем введения повышенных налоговых ставок и налоговых пошлин, установление налога на ввоз и вывоз капитала.

Воспроизводственная подфункция представляет собой взимание платежей за пользование природными ресурсами и налогов, которые поступают на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в дорожные фонды и др.

Фискальная функция вытекает из главного предназначения налогов как инструмента обеспечения страны денежными средствами для исполнения конкретных целей. Функция является характерной для всех государств.Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс. [2]

Фискальная функция представляет собой изъятие валового национального дохода в бюджет государства. Аккумулирует как в бюджетных, так и внебюджетных фондах средства.

Регулирующая функция налогов показывает, как налоги оказывают влияние на процессы хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.Данная функция выполняет разные задачи налоговой политики с помощью налоговых механизмов. Она предполагает собой воздействие налогов на инвестиционный процесс, подъем или спад производства, его структуру. [4]

Как считал английский экономист Дж. Кейнс, налоги служат исключительно для регулирований экономических отношений. Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Понижение налогов приводит к росту чистой прибыли, стимулирует занятость, хозяйственную деятельность и инвестиции. Повышение налогов является одним из способов борьбы с «перегревом экономики»

Контрольная функция предоставляет возможность отслеживать налоговые поступления и сопоставлять их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Контрольная функция оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесений изменений в налоговую политику. [5]

Суть контрольной функции заключается в том, что налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

Контрольная функция предоставляет возможность выявить совершенные налоговые преступления и предотвратить неосуществившиеся. Если обратиться к структуре налоговой преступности, можно увидеть, что 70% из них связанны с сокрытием доходов. При чем 80% из них совершаются на частных предприятиях. [6]

Налоговый кодекс имеет множество целей. Легализация доходов выступает одной из них. Выведение доходов из теневого оборота является главным достижением налоговой политики. Налоговое законодательство необходимо знать каждому гражданину Российской Федерации, так как оно касается каждого.

Поощрительная функция предоставляет налоговые льготы гражданам, имеющие особые заслуги перед государством (участники Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза, Герои России).

Налоговая система – это активное действие государства, которое позволяет регулировать социально – экономическое развитие, вносить инвестиции в развитие прибыльных компаний, структурные изменения в производстве, улучшать развитие приоритетных отраслей внешнеэкономической деятельности.

Налоги являются основным инструментом для управления экономикой. Эффективность экономики страны зависит от того как работает система налогообложения. Налоговая система РФ основывается на общих принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. Например, единое налогообложение, строгий порядок регулирования налогов, их ставок и льгот, точное определение налогов, распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней. [7]

Налоги устанавливают взаимосвязь интересов государства и предприятий. Благодаря налогам мы можем выяснить, как протекают взаимоотношения предприятий с государственными и местными бюджетами, как регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе иностранные инвестиции, как формируется прибыль предприятий.

Налоги всегда были незаменимы. Государство реализует определенные цели, приходит к достижениям с помощью налогообложения. В данной статье было установлено, что налоги имеют пять основных функций. Ими являются распределительная, регулирующая, фискальная, контрольная, поощрительная. Каждая из них выполняет представленные перед ними задачи, однако они взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

Библиографический список

  1. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  2. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2. – С. 127-129.
  3. Корень А.В., Нефедьева А.С. Региональная налоговая политика как инструмент динамичного развития территории Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 37. – С. 172-177.
  4. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – № 9-1. – С. 94-99.
  5. Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 41. – С. 99-103.
  6. Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 134-137.
  7. Корень А.В., Проценко Ю.А. Инвестиционные налоговые вычеты как инструмент повышения финансовой грамотности населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12-2. – С. 204-207.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
    Фото Всеволода Альшанского, Кублог

    К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

    1. Мировая история

    Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

    Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

    При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

    Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

    2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

    3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

    4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

    По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

    1. Финансовые принципы организации налогообложения:

    • достаточность налогообложения;
    • эластичность (подвижность) налогообложения.
    2. Народнохозяйственные принципы:

    • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
    • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
    3. Этические принципы, принципы справедливости:

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.
    4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налога;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.
    Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

    2. Российская современность

    1. Принцип законности налогообложения;
    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
    3. Принцип справедливости налогообложения;
    4. Принцип публичности налогообложения;
    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
    8. Принцип определенности налоговой обязанности;
    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
    10. Принцип единства системы налогов и сборов.
    Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

    • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
    • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
    • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
    Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

    В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

    Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

    В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

    3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

    Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

    4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

    8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

    10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

    Теоретические основы построения налоговой системы

    Налоговая система государства — это совокупность взимаемых налогов, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В странах с рыночной экономикой налоговая система является основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Правильно построенная налоговая система обеспечивает сбалансированность бюджетной системы, развитие предпринимательства, оказывает существенное влияние на эффективное функционирование всего народного хозяйства. Через налоги перераспределяется до половины всего общественного продукта, произведенного не только непосредственно на территории государств, но и корпорациями этих стран за рубежом.

    Основные принципы формирования налоговой системы государства:

    • принцип законности налогообложения лежит в основе построения налоговой системы. Если налоги и сборы не предусмотрены налоговым законодательством или введены с нарушением установленного порядка, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными;
    • принцип определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;
    • принцип всеобщности налогообложения заключается в том, что все без исключения юридические и физические лица должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов посредством уплаты установленных законом налогов и сборов. Данный принцип закреплен ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы;
    • принцип равного налогообложения, устанавливающий общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. Согласно п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
    • принцип соразмерности налогов, устанавливающий реальную возможность налогоплательщика уплатить налог. При установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика;
    • принцип единого экономического пространства, не допускающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала;
    • принцип экономической обоснованности налогообложения — суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль;
    • принцип удобного налогообложения, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

    Налоговую систему государства формирует совокупность налогов и сборов, взимаемых по определенным правилам. В научной литературе существует множество подходов к определению сущности понятия «налог».

    В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Общие правила установления налогов определены ст. 17 НК РФ. Для установления налога в обязательном порядке должны быть определены налогоплательщики и основные элементы налога:

    • • объект налогообложения;
    • • налоговая база;
    • • налоговый период;
    • • налоговая ставка;
    • • порядок исчисления налога;
    • • порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, однако это условие обязательным не является.

    Общие правила установления страховых взносов определены ст. 18.2 НК РФ. При установлении страховых взносов в соответствии с гл. 34 НК РФ определяются плательщики и следующие элементы обложения:

    • 1) объект обложения страховыми взносами;
    • 2) база для исчисления страховых взносов;
    • 3) расчетный период;
    • 4) тариф страховых взносов;
    • 5) порядок исчисления страховых взносов;
    • 6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

    История становления и развития налоговой системы России

    Современная налоговая система России начала складываться в начале 90-х годов 20 века в условиях активных рыночных преобразований в стране Учебник «Налоги и налогообложение»: регионально-экономический институт, Курск: 210-356 стр..

    Можно выделить следующие этапы развития налоговой системы РФ.

    Первый этап (1992-1996) - становление налоговой системы РФ. Становление налоговой системы РФ началось с введения в действие с 1 января 1992 г. Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (таблица 1).

    Основные налоги российской налоговой системы

    Федеральные налоги и сборы

    Региональные налоги и сборы

    Местные налоги и сборы

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на имущество предприятий

    Налог на имущество физических лиц

    Акцизы на отдельные группы и виды товаров

    Налог на доходы банков

    Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

    Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

    Налог на доходы от страховой деятельности

    Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

    Налог с биржевой деятельности (биржевой налог)

    Налог на операции с ценными бумагами

    Сбор за право торговли

    Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели

    Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы

    Налог на рекламу

    Платежи за пользование природными ресурсами

    Еще 14 различных налогов

    Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий

    Подоходный налог с физических лиц

    Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов

    Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

    Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний

    Этим Законом были установлены основные принципы налогообложения, присущие этапу развития экономики переходного периода. Также в 1992 г. вступили в силу законы: о налоге на добавленную стоимость, об акцизах; была разработана принципиально новая редакция нормативной базы по налогу на прибыль, сформированы поимущественные налоги, введена новая версия подоходного налога с физических лиц.

    Можно заметить, что налоговая система РФ была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем.

    Созданная в столь короткие сроки российская налоговая система была направлена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. При ее формировании исходили из политики максимальных налогов.

    Данный этап можно охарактеризовать так: реализация налоговой политики обеспечивалась посредством введения значительного числа налогов, высоких налоговых ставок, установления неоправданно высоких штрафных санкций, неограниченных прав контрольных органов и др.

    Кроме того, одним из основных недостатков вновь созданной налоговой системы было отсутствие единой нормативно - правовой базы. Налоговые законы имели рамочный характер, т.е. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не является нормативным правовым актом прямого действия. Налоговое регулирование осуществлялось не с помощью закона, а с помощью многочисленных подзаконных актов.

    В дальнейшем такая политика имела пагубные последствия: несовершенство налогового законодательства, неэффективность налогового контроля, массовое уклонение от налогообложения, развитие теневой экономики, значительное снижение налоговых поступлений в бюджет. Кризисные явления в экономике также негативно отразились на развитии налоговой системы.

    Как положительный момент можно отметить то, что созданная в столь короткий период налоговая система РФ, несмотря на многочисленные недостатки, стала основой для построения современной российской налоговой системы.

    Таким образом, к середине 1990 - х гг. назрела необходимость в реформировании налоговой системы.

    Второй этап (1996 - 2000гг.) - реформирование налоговой системы.

    С принятием части первой Налогового кодекса РФ в 1999 г. фактически началось формирование новой налоговой системы России.

    Период 1996 - 1997 гг. характеризовался относительной стабилизацией налоговых поступлений на довольно низком уровне. Налоговые доходы бюджетной системы едва превышали 21% ВВП, а в кризисном 1998 г. опустились даже ниже этой отметки и составили всего 20,3% ВВП. Непроцентные расходы в этот период составляли 27 - 28%, а в 1998 г. - 24% ВВП. В значительной степени именно этот разрыв между налоговыми доходами и непроцентными расходами лежал в основе построения финансовой пирамиды ГКО - ОФЗ, закончившейся финансовым крахом и кризисом 1998 г.

    Несоответствие между суммой налоговых доходов и непроцентных расходов являлось следствием не только неэффективности налоговой системы, которая не обеспечивала необходимый для финансирования расходов объем доходов, но и неэффективного и завышенного по отношению к возможностям экономики объема государственных обязательств перед населением.

    Налоговый кодекс РФ, принятый в 1999 - 2000 гг., внес следующие изменения в налоговую систему страны:

    • · органам законодательной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы;
    • · основными доходными источниками федерального и регионального бюджета стали НДС и налоги на доходы и прибыль, а местного бюджета - имущественные налоги и налоги на потребление;
    • · появился налог на доходы от капитала, который был выделен из налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это в основном доходы в виде дивидендов или в виде процентов по ценным бумагам;
    • · изменилась методология определения облагаемой прибыли. Налогооблагаемая база определена как розница между выручкой и связанными с извлечением прибыли расходами;
    • · вместо индивидуальной амортизации каждого амортизируемого объекта введено распределение всех основных средств и нематериальных активов по нескольким группам;
    • · введена капитализация с последующей амортизацией отдельных видов затрат;
    • · введен единый социальный налог;
    • · в состав местных налогов введен налог с розничных продаж;
    • · введен единый налог на недвижимость;
    • · отменены налоги, уплачиваемые с выручки, и налоги, имеющие целевое направленное;
    • · увеличена ставка НДС до 20%;
    • · введено понятие «консолидированная группа налогоплательщиков».

    Однако принятие части первой НК РФ не решило всех проблем, связанных с применением конкретных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ, которая была принята в августе 2000 г. и введена в действие 1 января 2001 г. С ее введение сформировалась единая правовая база налогообложения по видам налогов [6, стр. 121].

    Формирование новой налоговой системы РФ продолжалось на протяжении всех последующих лет и до настоящего времени полностью не завершилось.

    В связи с этим необходимо выделить третий этап (2001 - настоящее время) - завершение налоговой реформы.

    Суть данного этапа - дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ.

    Основными характерными чертами налоговой системы России в начале периода рыночных преобразований являлись следующие:

    • 1. Налоговая база российского бюджета строилась с опорой на два ключевых налога - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий. На протяжении всего рассматриваемого периода (вплоть до настоящего времени) эти налоги остаются лидерами по объемам поступлений в бюджет.
    • 2. В этот период в России были введены поимущественные налоги: налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
    • 3. Доминирующее положение в налоговой системе стали занимать косвенные налоги. Причем если в первые годы формирования налоговой системы еще можно было говорить о некотором «конкурировании» прямого и косвенного налогообложения, то со временем все отчетливее проявлялся акцент на косвенное обложение (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
    • 4. Прямые налоги с населения оставались на относительно невысоком уровне на протяжении всего рассматриваемого периода, что в значительной мере было связано с невысокими показателями доли оплаты труда в ВВП.
    • 5. Именно в этот период в России начинает формироваться традиционная для рыночных экономик модель налогообложения внешнеэкономической деятельности.

    Таблица 2 Ольга Александровна Борзунова - Кодификация налогового законодательства России. Научно-практические аспекты

    Кодификация налогов и сборов современной России

    Читайте также: