Яндекс такси усн 6 доход налоги

Опубликовано: 23.04.2024

Автор: бухгалтерская компания "Мои Финансы"

Написать эту статью нас побудили постоянные и регулярные вопросы клиентов о том как же организовать бизнес «партнеру агрегаторов такси» (UBER, Яндекс.Такси и т.д.).

- Я ИП, работаю как партнер Убера, у меня 30 водителей, я беру себе комиссию 5%, я готов платить налог только с этих 5%, как мне законно все оформить?

- У меня ООО, работаем с 50 водителями, какую систему налогообложения выбрать?

Ответы на эти вопросы и многие другие Вы можете узнать в специальной статье.

Немного истории, или почему все так сложилось?

Крупным IT-компаниям, которыми являются все такси-агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, Gett) не нужны водители в штате, ведь они же не таксомоторные организации. В то же время им необходимо своевременно и гарантированно получать вознаграждение от водителей за предоставленные заказы. Но как с сотен тысяч водителей бесперебойно собирать достаточно мелкие в каждом случае суммы денег? Для гарантированного получения вознаграждения применено самое надежное средство – не собирать деньги, а замкнуть весь денежный поток на себя (на агрегатора), самому получать деньги от пассажиров, а далее распределять их водителям по принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому деньги идут по схеме: Пассажир – агрегатор – водитель. Агрегатор удерживает свое вознаграждение, а остальное – выплачивает водителю.

Вы можете справедливо заметить, а где же в этой цепочке партнер? Да, мы его пока намеренно не указали, потому что по-хорошему схема такой и должна быть. Но жизнь сложилась так, что появились партнеры. Вот 2 основные предпосылки:

- агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.

- водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю?

Как совместить эти два несовместимых требования? Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.

Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.

Цепочка движения денег стала такой: Пассажир – Агрегатор – Партнер - Водитель

О размере процента комиссии скажем отдельно: ранее, года два-три назад ставка комиссионнго вознаграждения Партнера была выше, и доходила местами до 10-15%. При такой комиссии партнер мог честно оплатить налог УСН 6% и еще минимум 4% оставалось ему самому. Но конкуренция среди партнеров за водителей постепенно сбила размер комиссии 5%. Ставка комиссии Партнера стала ниже, чем ставка налога на доход при УСН «Доходы», где, как известно, ставка 6%. К чему это приводит?

В целом, вердикт такой – с комиссией 5% бизнес партнера убыточен. Но было найдено волшебное средство. Чтобы вместо убытка снова была прибыль – надо срезать «косты». Главным расходом является налог, именно его многие и срезают волевым решением предпринимателя. Налог декларируется в меньшей сумме, чем положено законом, и на этом проблема налога и вывода бизнеса в прибыль «вроде бы» решена. Бизнес партнера снова приносит деньги.

«Вроде бы» говорим именно мы, бухгалтеры. Мы убеждены, что таким образом убыток никуда не девается, а партнер всего лишь берет в долг у государства, не доплачивая в бюджет налог. В результате все 5% комиссии – это не прибыль, это деньги, взятые у государства взаймы. А о долге кредитор (в лице ИФНС) может и вспомнить, и в течение последующих трех лет в любой момент потребовать вернуть этот долг, причем с процентами и штрафами.

Агентские договоры с водителями

Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?

По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.

Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!). Получается, что услуг по перевозке не оказывает вообще никто? Чудесным образом пассажиры получают услугу по перевозке от неустановленных лиц? Контролерам это однозначно не понравится.

Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.

А как расчеты с водителями – физ.лицами?

А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.

Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.

Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры?

УСН 6% или 15%?

Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.

Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать? То какой расход тогда показывать? Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.

Есть ли другие налоговые системы?

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

ООО или ИП?

ИП проще. ИП может выбрать систему УСН 6%, заплатить этот налог и остальными 94% выручки распоряжаться по собственному усмотрению. Можно нигде не документировать дальнейшее использование этих средств, закон этого не обязывает.

В случае использования ООО, после уплаты такого же налога, оставшиеся 94% являются собственностью ООО. ООО может использовать их любым законным образом, но обязано документировать любое последующее движение этих средств, т.е. вести бухгалтерский учет.

Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками?

Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ. В таком случае от предпринимателя попросят предоставить подтверждающие документы, на которых основаны проводимые платежи, и это еще полбеды. Нередки случаи блокировки счетов со стороны банка.

Можно ли построить честный бизнес в такси в партнерстве с агрегатором?

Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.

Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).

Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.

Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.

Налоги — важный, но несколько щепетильный вопрос. Мы можем только рекомендовать выбор той или иной системы налогообложения, но окончательное решение всегда остается за самим таксопарком, причем этот выбор организация делает буквально на первом этапе своего становления — на стадии регистрации (оформления) таксопарка как юридического лица.

Он может быть неокончательным: всегда остается возможность сменить систему налогообложения, если вы вдруг осознаете, что выбранная схема вам не подходит. Однако, делать это можно не чаще одного раза в год, что на первый взгляд кажется не таким уж значительным промежутком времени, но и его может быть достаточно, чтобы принести таксопарку расходы, поэтому нужно постараться с самого начала выбрать именно ту систему налогообложения, которая лучше всего работает в этой отрасли.

Аббревиатура УСН расшифровывается как упрощенная система налогообложения. Если таксопарк выбирает этот вариант — 6% по УСН, это означает, что объектом налогообложения в его случае, то есть объектом, с которого рассчитывается налог, будут его доходы, причем ставка налога равна 6%, а налог рассчитывается поквартально нарастающим образом. Что это значит?

Предположим, что доход нашего таксопарка за 1 квартал составляет 100 000 рублей. Тогда 6% от 100 000 рублей — 6 000 рублей мы должны выплатить в качестве налоговых отчислений.

Во 2 квартале доходы таксопарка составили 80 000 рублей. Здесь нужно быть внимательными и помнить про нарастающий эффект: 6% рассчитываются не с доходов, полученных за 2 квартал, а с доходов с начала года до конца 2 квартала, то есть со 180 000 рублей. 6% от 180 000 рублей — это 10 800 рублей. От полученного числа отнимаем ранее уплаченный налог (6 000 рублей) и получаем 4 800 рублей. Именно столько мы должны выплатить государству в качестве налога за 2 квартал.

В 3 квартале таксопарк в качестве доходов получил 120 000 рублей. Рассчитываем общий доход за 3 квартала: он составляет 300 000 рублей. 6% от 300 000 рублей — это 18 000, из которых нам опять же нужно вычесть ранее выплаченные суммы — 6 000 и 4800. Тогда авансовый платеж за 3 квартал составит 7200.

Схема повторяется и для 4 квартала. Если доходы нашего таксопарка за этот период выросли до 130 000 рублей, то 6% высчитывается с 430 000 рублей и равен 25 800. За вычетом прошлых платежей сумма, которую мы должны выплатить по итогам года, составит 7 800.


15% УСН (доход минус расход)

Этот вид расчета налоговых выплат также относится к упрощенной системе налогообложения, но в этом случае налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами таксопарка и составляет 15%. Эта система отлично подходит тем организациям, у которых расходы высоки в сравнении с доходами. Авансовые или налоговые платежи рассчитываются нарастающим образом по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.

В расходы списываются постоянные и переменные издержки. К ним в случае таксопарка с «подключенцами» относятся:

    арендная плата за помещение, оборудование, офис;

коммунальные платежи (освещение помещения, офиса, затраты на отопление, водоснабжение, телефонную связь и интернет);

зарплата сотрудникам таксопарка;

расходы на рекламу таксопарка;

проценты по банковским кредитам;

расходные материалы (канцелярия, офисная техника, программное обеспечение, вода для кулера, чай, кофе и прочее);

услуги (уборка помещений, настройка оборудования, системное администрирование);

банковские комиссии за переводы;

  • сервис Jump Taxi.

  • Так как у таксопарка с «подключенцами» нет своей территории, то в его расходы не списываются:

      арендная плата за землю;

    налоги на недвижимость и землю;

  • расходы по охране территории.

  • Возвращаемся к нашему таксопарку. Скажем, что его расходы за 1 квартал составили 340 000 рублей при доходе в 350 000 рублей. 15% рассчитывается с разницы между 350 000 и 340 000 — 10 000 рублей, то есть авансовый платеж для нашего таксопарка за 1 квартал составит 1 500 рублей.

    Если за 2 квартал доходы таксопарка составили 200 000 рублей, а расходы — 180 000 рублей, то также находим разницу между ними и высчитываем от нее 15% — это 3 000 рублей.

    За 3 квартал таксопарк в качестве доходов получил 250 000 рублей, а его расходы уместились в 235 000 рублей. Авансовый платеж за 3 квартал составит (250 000 - 235 000)*15% — 2 250 рублей.

    Наконец, в 4 квартале таксопарк подсчитал свои доходы и расходы и получил 200 000 рублей и 185 000 рублей соответственно.

    Рассчитываем сумму налога к уплате по итогам года. Суммируем доходы за четыре квартала и получаем доход за год — 1 000 000 рублей. Расходы за год рассчитываем тем же способом, но суммируем, соответственно, расходы и получаем 940 000 рублей. Тогда сумма налога по итогам года составит (1 000 000 - 940 000)*15 — 9 000 рублей.

    Так как таксопарки не всегда работают в плюс, по итогам года их расходы могут превысить доходы, но это не означает, что налог для них будет нулевым. Чтобы избежать этой ситуации, рассчитывается минимальный налог, который составляет не менее 1% от всех доходов, полученных за год. В нашем случае он будет равен не менее 1% от 1 000 000 рублей — это 10 000 рублей.

    Сравниваем полученное число с суммой налога по итогам года. К оплате идет наибольшее, то есть 10 000 рублей.

    Чтобы стать партнером Яндекс.Такси нужно открыть ИП или ООО. Сам Яндекс схему работы не выдает, вся организация “таксопарка” ложится на ваши плечи. С точки зрения выбора системы налогообложения для ИП рассмотрим 2 варианта.

    1. Упрощенка (УСН) 6%.

    Вы как ИП являетесь посредником между агрегатором Яндекс.Такси и водителями.Яндекс производит расчеты с вами как ИП, удержав свою комиссию, например, 18%

    Поступление денег от Яндекса на расчетный счет ИП.

    Вы получаете на расчетный счет всю сумму денег, которую заработали водители вашего таксопарка.

    Например, 3 водителя заработали по 4000 рублей за 1 рабочий день. Это 12000 рублей.

    12 000*18% = 2160 – комиссия Яндекса, которую он вычел из заработка водителей.

    К вам на расчетный счет ИП поступает сумма 12 000 – 2160 рублей = 9840 рублей.

    Рассчитаем налог по упрощенке 6%.

    Со всей этой суммы нужно заплатить налог 6% в соответствии с упощенной системой налогообложения.

    В своем примере я рассматриваю ИП без сотрудников. Водители в штат работниками не устроены.

    9840 * 6% = 590,40 рублей.

    Получается, что если вы будете удерживать с ваших водителей комиссию по-минимуму 2%, то вы ничего не заработаете и на налоги вам не хватит, и прибыли не будет. А комиссия в 5% практически в ноль закроет ваши налоги с условием, что 5% вы считаете от грязной выручки водителя.

    4000 * 5% = 200 рублей 200 * 3 водителя = 600 рублей.

    Про уменьшение налога 6% по УСН я описала в другой статье, в ней же написала, в какие сроки нужно платить налоги.

    2. Упрощенка доходы минус расходы 15%

    Виды расходов.

    Такой вариант подойдет тем, у кого три автомобиля в собственности. Тогда вы можете в расходы списать

    ГСМ.

    Для этого необходим договор с топливной компанием, топливные карты, баланс которых будет пополняться с расчетного счета ИП.

    Расходы на техобслуживание и ремонт автомобилей.

    Для этого заключаются договоры на ремонт с ООО или ИП и оформляются акты на услуги по ремонту авто.

    Страхование автомобилей.На упрощенке доходы минус расходы можно в уменьшение налогооблагаемой базы учесть только ОСАГО. Остальные виды добровольного страхования в расходы не включаются.

    Комиссия банка включается в расходы.

    Фиксированные взносы ИП полностью учитываются в расходах. В 2021 году это сумма 40 874 рубля.

    Трудовые взаимоотношения с сотрудниками.

    Страховые взносы за сотрудников и начисленная зарплата полностью учитываются в расходах

    В общем случае налоги например составят такую сумму с начисленной зарплаты в 40 000 рублей. (зарплата делится на две части в соответствии со льготами для малого бизнеса)

    12 792 *13% НДФЛ = 1 663 рубля

    12 792 * 30,7% = 3 927 рублей

    Вторая часть зарплаты 27 208 * 13% = 3 537 рублей

    27 208 * 15,7% = 4272 рубля

    Итого налоги с зарплаты водителя, если он устроен по официальному трудовому договору с ежемесячной зарплатой в 40 000 рублей.

    1 663 + 3 927 + 3 537 + 4 272 = 13 399 рублей

    Итого в расходы по упрощенке доходы минус расходы вы можете списать 40 000 + 13 399 – 1663 – 3537 = 48 199 рублей

    Если взаимоотношения будут строиться на основе договора аренды транспортного средства с экипажем, то налоги выглядят следующим образом.

    Например, возьмем сумму 40 000 за отработанный месяц.

    Тогда разделим выплаты на 2 частифизлицу за управление транспортным средством начислено 7 000 рублей (эту сумму вы выделяете на свое усмотрение.), а за аренду авто 33 000 рублей.

    Сумма налогов7000 *13% = 910 рублей НДФЛ 7000 * 30,7% = 2149 рублей

    Итого налоги с 7 000 рублей за вождение 3059 рублей

    С арендной платы удерживается только НДФЛ 13%

    33 000 * 13% = 4 290 рублей.

    Итого налоги 910 + 2 149 + 4 290 = 7349 рублей

    При этом на руки водителю нужно выплатить сумму 40 000 – 910 – 4 290 = 34 800 рублей.

    Если с водителем вы заключите просто договор аренды транспортного средства, то с начисленной суммы нужно просто удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.

    40 000 * 13% = 5 200 рублей.

    На руки водителю вы перечисляете такую же сумму как и в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем – 34 800 рублей.

    Однако в двух последних вариантах есть риск переквалификации договорных взаимоотношений с водителями в трудовые.

    Агентский договор с водителем – физлицом.

    Вы как ИП выступаете агентом, а водитель – принципиалом, в интересах которого вы действуете.Агентский договор – это гражданско-правовой договор. Раз одной из сторон выступает физическое лицо, то налоги за него платит ИП.Ниже привожу номера Писем Минфина, где разъясняется необходимость уплаты страховых взносов с сумм, которые переводятся принципиалам – водителямЭто 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС, не нужно платить лишь 2,9% в ФСС и Минфин выпустил ряд писем по этому вопросу от 12.02.2019 N 03-15-05/8300, от 19.10.2018 N 03-15-06/75209, обратите внимание на второе Письмо.


    По поводу НДФЛ привожу цитату, однако сразу скажу, что суды считают, что НДФЛ платит тот, кто непосредственно переводит вознаграждение физическому лицу.

    По поводу страховых взносов мнение Минфина заключается в том, что взносы нужно начислять.


    Агентский договор и база для исчисления налога по упрощенке (УСН) 6%.

    Налоговая база формируется по правилам статьи 251 НК РФ.


    Здесь приведен перечень видов поступлений , которые не включаются в состав доходов и не являются базой для начисления налога по УСН. Наш случай описан в подпункте 9 . Так как Яндекс перечисляет на ваш расчетный счет деньги для водителей, то это не ваш доход.


    По поводу определения налоговой базы есть Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733Для того, что бы база по налогу по упрощенке состояла только из вашего вознаграждения необходимо позаботиться о составлении атчетом агента, подписанным вами и вашим водителем (принципиалом). Если не будет таких отчетов, то вы не сможете определить правильно и дату поступления вашего дохода в виде комиссии, а также не чем будет подтвердить саму сумму комиссии. Требование по поводу составления отчета агента заявлено и в статье 1008 Гражданского Кодекса РФ.

    Отсутствие документов в виде отчетов агента позволит налоговикам переквалифицировать ваш агентский договор с водителями в договор об оказании услуг и доначилит вам налог по упрощенке на всю сумму поступивших денег на ваш расчетный счет.

    Подтверждающие докумнты у вас как у ИП могут попросить после того, как вы сдадите Декларацию по УСН по итогам года и налоговики увидят, что на ваш расчетный счет поступило больше денег, чем вы отразили в Декларации по УСН.

    Если вы применяете Упрощенку доходы минус расходы, то чтобы можно было поставить в расходы суммы, выплаченные водителям, вам в учетной базе необходимо отразить отчет агента, который вы подписываете ежемесячно с каждым водителем.

    Таким образом, мы видим что все виды договорных взаимоотношений, кроме трудовых, с водителями содержат риски.

    С водителями -самозанятыми агентский договор заключать нельзя, их услуги вы сможете взять, если будете применять упрощенку доходы минус расходы, при этом самозанятый должен будет предоставить вам чекиз приложения Мой налог, который он пробивает на каждую, поступившую ему от вас сумму.

    Итак, ваша задача максимально грамотно оформить документы, которые вам понадобятся, чтобы в банк предоставить, если у вас вдруг заблокируют расчетный счет по 115 ФЗ или в налоговую инспекцию, чтобы подтвердить свой доход только в размере вашей комиссии.

    ООО(УСН 6%), является партнером Яндекс.Такси (подключает водителей по агентским договорам). Есть 2 схемы движения денег: 1. Яндекс-р/сООО-карта физ.лица. 2. Яндекс-р/сООО-киви(авансовыми платежами)-физ.лицо

    Как ведется бухгалтерская отчетность? Средства поступившие от Яндекс.Такси полностью указываются в балансе а потом вычитается каждый перевод физ лицу и уже с комиссии (остатка) оплачиваются налоги? Или в балансе указываются не все средства поступившие от Яндекс.Такси, а только комиссия ООО по агентским договорам и соответственно с нее и платится налог?Не будет ли налоговая расценивать это как намеренное сокрытие дохода с целью уменьшения налоговой базы?

    I) Наиболее оптимальный вариант — заключение агентского договора с водителями (ст. 1005 ГК РФ), сейчас по такой схеме работают уже все партнеры агрегаторов Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely, кто разобрался в наиболее оптимальной схеме работы партнера агрегаторов такси.
    С водителями Вы заключаете договор как с физ. лицами, для заключения с ними агентского договора регистрировать им ИП не требуется.
    Самое главное для работы с водителями — это грамотно составленный агентский договор, который позволит решить ряд ключевых вопросов, а именно:
    1. Агентский договор позволит Вам платить налог только с суммы Вашего агентского вознаграждения и не платить налог с денег водителей, которые поступают к Вам на счет и которые Вы потом перечисляете водителям (то есть будете платить налог только с суммы своей комиссии).
    Обоснование:

    2. Агентский договор позволит Вам не платить налоги (НДФЛ) и взносы за водителей при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом водителей.
    Обоснование:
    В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
    Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
    Источником выплаты доходов налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
    На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
    Данные доводы подтверждены в письмах Минфина России, отраженной в Письмах от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099.

    Отмечу, что дополнительно к основным положениям, также в агентском договоре должны быть урегулированы:

    1. Вопросы выплаты субсидий.
    2. Вопросы предоставления отчетов агента.
    3. Порядок и сроки перевода денег водителю (это также важно для банков).
    4. Вознаграждение Агента.
    5. Порядок выплаты вознаграждения.
    6. Ответственность за ДТП.
    7. Ответственность за требования по лицензированию.
    8. Ответственность за нарушение условий агрегаторов.
    И отмечу, что никакой терминологии из договоров на оказание услуг (глава 39 Гражданского кодекса РФ) в договоре быть не должно! Никаких «Исполнителей», «Заказчиков», «услуг» — терминология должна четко соответствовать агентскому договору, то есть строго выдержана в терминологии главы 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование».
    II) отмечу, что есть 3 формы заключения агентского договора:
    1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает агентский договор — здесь думаю все понятно. В договоре прописывается, что Вы агент и прописывается Ваше вознаграждение.
    2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру, подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре прописывается, что он заключается путем обмена сканами.
    3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди партнеров Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely — Вы размещаете у себя на сайте договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Однако здесь есть ряд обязательных требований, которые нужно соблюдать, включая:
    3.1. Наличие грамотной формы заявки на сайте.
    3.2. Наличие грамотного договора-оферты.
    3.3. Правильное формирование реестра водителей по итогам заполнения формы заявки на сайте (этот пункт как правило вызывает наибольшие затруднения, так как к реестру есть ряд требований и не каждый разработчик может их грамотно реализовать на практике так, как это нужно налоговой).
    Отмечу, что если грамотно все оформить, то при работе через оферту на сайте у Вас весь документооборот будет в удобном и полностью электронном виде и «вживую» встречаться с водителями Вам не нужно будет и вручную тоже ничего подписывать не нужно будет.
    III) Что касается кодов ОКВЭД для деятельности партнеров агрегаторов, то они следующие:
    1. Для партнеров, которые подключают водителей на автомобилях самих водителей:
    1.1. Основной: 62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
    1.2. Дополнительный: 49.32 Деятельность такси
    1.3. Дополнительный: 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
    2. Для партнеров, у которых свои автомобили:
    2.1. Основной: 77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.
    2.2. Дополнительный: 62.09 (либо его можно в качестве основного, а 77.11 в качестве дополнительного) Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
    2.3. Дополнительный: 49.32 Деятельность такси
    2.4. Дополнительный: 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
    3. Для партнеров, у которых свои автомобили (класс премиум – в первую очередь для Wheely):
    3.1. Основной: 77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.
    3.2. Дополнительный: 62.09 (либо его можно в качестве основного, а 77.11 в качестве дополнительного) Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
    3.3. Дополнительный: 49.42 Предоставление услуг по перевозкам
    3.4. Дополнительный: 49.39 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки.
    3.5. Дополнительный: 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
    IV) Что касается выбора системы налогообложения, то стоит отметить, что для работы с водителями, которых Вы подключаете к агрегаторам такси наиболее оптимально применение УСН 6% (доходы), иногда еще УСН 15% (доходы минус расходы) – для случаев если у Вас будут свои авто, на которых будут ездить водители и у Вас будет много расходов по авто, либо, когда ставка налога УСН (доходы минус расходы) снижена на уровне конкретно Вашего региона.
    При этом в любом случае налоги Вы платите только с суммы своего дохода (комиссия + если есть, то также доход с аренды авто), несмотря на то, что УСН 6% (доходы) не предполагает вычета расходов.
    Распространенная ошибка – применение ЕНВД и ПСН (патент) в части подключенных водителей. В данном случае у Вас агентская деятельность, и Вы не можете к ней применять ЕНВД и ПСН, поскольку ЕНВД и ПСН предполагают, что Вы непосредственно сами лично будете заниматься перевозкой (сами будете за рулем), либо у Вас будут трудовые отношения с водителями, сейчас налоговая часто доначисляет налоги партнерам агрегаторов, которые применяют ЕНВД и ПСН.
    При этом применяя ЕНВД/ПСН большинство показывает налоговой 1 автомобиль (якобы 1 автомобиль создает все обороты по р/с). Пока у Вас копеечные обороты, которые не превышают того размера, который может создать 1 авто (100-150 т.р. в месяц), проблем до поры до времени не будет, но как только обороты возрастут (возможно и не сразу, некоторым везет и налоговая не сразу предъявляет претензии) и станут такими, что будет очевидно, что 1 автомобиль не в состоянии создать такие обороты (ну то есть если обороты хотя бы 300-500 млн. в мес. – уже всем понятно, что там что-то не так и такие обороты 1 автомобиль не в состоянии создать) Вас вызовут в налоговую и закончится все тем, что налоговая будет пытаться взыскать с Вас оплату налогов по ОСНО/УСН со всего оборота.
    У меня был ряд споров с налоговыми на стадии, когда клиенты работали по ЕНВД/ПСН и налоговая пыталась доначислить им налоги со всего оборота, понимая, что 1 авто не может создать такие обороты и по опыту могу сказать, что и на этой стадии есть шансы отбиться и заплатить налог только с суммы своей комиссии, но сделать это крайне непросто на такой поздней стадии.
    Сразу отмечу, что вариант взять, например, патент на 5 авто, чтобы можно было больше оборотов показывать не проходит – так как если у Вас 5 авто задействовано, то и сотрудников-водителей должно быть столько же (4-5), так как для налоговой очевидно, что 1 человек не может на 5 авто ездить и создавать большие обороты.
    V) Также отмечу, что одной из самых распространенных проблем партнеров агрегаторов Яндекс такси, Гетт, Убер, Ситимобил, Wheely – это проблемы с банками по 115-ФЗ (блокировка счетов). Это касается всех наиболее распространенных банков у партнеров агрегаторов, в том числе Сбербанка, Альфа Банка, Тинькофф, а также и менее популярных у партнеров агрегаторов банков – Точка (Киви), Модульбанк, Райффайзенбанк, Хоум кредит и т.д.
    Счета блокируют многим причем у многих бывает по 3-4 и более блокировок, то есть партнеру агрегаторов блокируют счет в одном банке, он идет в другой, там ему также блокируют счет и так может продолжаться до бесконечности.
    Причем по некоторым банкам (Сбербанк например) блокировка обходится очень дорого – Вам уже на стадии запроса от банка блокируют доступ к онлайн банку и фактически пока будет идти разбирательство – онлайн банк все это время будет заблокирован и даже если банк потом отстанет – 7-10 дней Вы не сможете осуществлять переводы водителям и за это время как показывает практика многие водители в лучшем случае просто уйдут к другому партнеру, а худшем будут уверены, что Вы их просто обманываете (никто не понимает и никого не интересуют Ваши проблемы с банками) и может дойти (и часто доходит) вплоть до угроз от водителей (у меня семья, ипотека, кредит платить нечем, где мои деньги и т.д.).

    Здесь нужно отметить, что причиной блокировок является несоблюдение партнерами критериев Центрального банка РФ по выявлению подозрительных операций.
    Суть следующая — Центральный банк РФ в соответствии со 115-ФЗ разработал критерии по выявлению подозрительных операций (критериев много – порядка 18 листов), далее все банки на основании указанных критериев разработали автоматизированные системы по выявлению подозрительных операций. То есть если Вы не соответствуете критериям – система банка автоматически распознает Ваши операции как подозрительные и Вам придет запрос.
    Проблема в том, что на практике претензии банки часто предъявляют не только к тем, что занимается всякими махинациями и кого действительно нужно блокировать, а также и к тем, кто ведет полностью законную деятельность.
    То есть первое, что нужно понимать – если Вам пришел запрос из банка по 115-ФЗ – это значит, что Ваши операции в банке уже распознаются как подозрительные и соответственно есть риски блокировки счета.
    Конкретно у партнеров агрегаторов наиболее актуальными и часто «западающими» являются 5 критериев. Многие партнеры не соблюдают эти критерии, получают запросы и соответственно все может закончиться блокировкой счетов.
    Проблема достаточно серьезная и решать ее нужно именно профилактическими мерами, а именно выстраивая грамотный документооборот и соблюдая эти самые 5 критериев банков по партнерам агрегаторов такси, в противном случае никаких гарантий защиты от банков у Вас не будет и все может закончиться довольно печально.

    VI) Также отмечу, что наиболее частыми причинами споров с налоговыми у партнеров агрегаторов такси являются следующие:
    1. Перечисление денег водителям не с р/с, а путем вывода сначала себе на карту, а уже потом перевод со своей карты денег водителям (налоговая говорит раз вывели себе на карту — значит это все доход ИП). Порядка 25-30 раз у меня с моими клиентами был диалог с налоговыми по данной ситуации и до сих пор каждый раз удавалось отбить претензии налоговой, правда для того, чтобы такие переводы потом в налоговой можно было «отбить» нужно соблюдать 3 обязательных требования для данного вида переводов. Но я в любом случае рекомендую делать выплаты с р/с, так как в этом случае проблем с налоговой намного меньше, да и выплаты с р/с можно делать напрямую водителям с комиссией 0,2-0,5% (а то и меньше) и это без каких-либо лимитов по месячным суммам.
    2. Неправильная система налогообложения (применение ЕНВД/ПСН (патента) вместо УСН. У меня была положительная для клиента практика разрешения таких споров с налоговыми, однако выиграть такой спор очень сложно, поэтому я не рекомендую ждать претензий от налоговых, а рекомендую уже сейчас переходить на УСН и работать спокойно (что делать тем, что сейчас ошибочно работает по патенту – это я могу рассказать отдельно в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
    3. Использование «кривых» договоров, а именно скачанных с интернета непонятно от куда, когда в договоре не урегулированы указанные выше вопросы, договор не отражает специфики деятельности партнера агрегаторов, некорректно сформулирован предмет договора (самая распространенная ошибка), некорректно выделена комиссия агента, либо используется терминология из договоров на оказание услуг – «исполнитель», «заказчик», «услуги» (тоже распространенная ошибка, проблема здесь в том, что если по агентскому договору в налоговом кодексе есть прямые нормы, которые говорят, что агент не платит налоги с тех денег, которые платит принципалу и агент не платит НДФЛ за водителей, а также в подтверждение этому есть куча разъяснений МинФина и налоговых, то в отношении «услуг» ничего такого нет и Вам в споре с налоговой просто не на что сослаться в налоговом кодексе).
    4. Перевод денег не самому водителю, а третьему лицу (по просьбе водителя — жене/родственнику и т.д., например, когда у водителя заблокированы счета по долгам) без наличия соответствующего заявления со стороны водителя о переводе денег по его просьбе третьему лицу – принципиально важно, чтобы для таких случаев у Вас были соответствующие заявления.
    Это только примеры самых распространенных споров, с которыми я и мои клиенты сталкивались хотя бы по 5-10 раз, есть конечно ряд и других менее распространенных рисков, все из которых я не смогу здесь описать.
    VII) Также отмечу, что частой проблемой является ведение расчетов с нерезидентами. У многих партнеров большая часть водителей – нерезиденты и у многих нерезиденты – это 90% а то и 100% от всех водителей. По нерезидентам есть ряд особенностей по заключению договора (однако сразу отмечу, что особенности несущественны с нерезидентами Вы подписываете такой же агентский договор, как и с резидентами, то есть законно работать с нерезидентами можно), но основное – это валютный контроль. Суть валютного контроля – при осуществлении выплат нерезидентам у Вас возникнет обязанность по оплате банку валютного контроля, который составляет чаще всего 10 долларов с каждого перевода. Однако на практике применяются 4 варианта, которые позволяют законно делать выплаты, не переплачивая за валютный контроль – об этом также нужно помнить, однако описать их здесь в силу ограниченного объема я не смогу.
    VIII) Также частая ошибка – переплата комиссий банкам. Многие приходят в банк и спрашивают про комиссии на выплаты физ. лицам и получают в ответ космические суммы по 3-5% и более начиная даже с маленьких ежемесячных сумм. Однако на самом деле практически в каждом банке можно делать выплаты с р/с с комиссией 0,2-0,5% и этом без лимитов (спокойно можно по 10 млн. и более перечислять ежемесячно при такой комиссии банка).
    IX) Также отдельный большой вопрос – РАБОТА НА СВОИХ АВТОМОБИЛЯХ, когда автомобиль водителю предоставляет сам партнер и он же подключает водителя к агрегаторам. Тут возникает уже множество дополнительных нюансов и по документообороту, и по взаимоотношениям с водителями, которые в том числе зависят от агрегатора и класса авто (эконом класс по Яндекс.Такси – это одно, премиум класс по Wheely – другое, так как Wheely – это уже не агрегатор такси). Однако эти нюансы здесь я описывать не буду (объема не хватит), но с радостью готов буду с ними поделиться с любым желающим в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
    X) Еще отдельно нужно отметить, что если Вы подключаете водителей к Сервису ТАНКЕР.ЗАПРАВКИ, то для работы с данным сервисом обязательно должно подписывать специальное доп. Соглашение, чтобы платежи, которые будут совершаться посредством Танкера были легальны.
    В заключение отмечу, что все вышеперечисленные нюансы и риски, начиная от взаимоотношений с налоговой, построения документооборота, рисков по банкам, работы с нерезидентами и т.д. не являются фатальными. Наоборот все указанные риски можно и нужно урегулировать, что позволит работать спокойно.
    Все партнеры агрегаторов, кто уже разобрался в наиболее оптимальной и безопасной схеме и учел все перечисленные выше нюансы, работают по агентскому договору и никто не платит налоги за водителей, при этом все спокойно отчитываются перед налоговой и никаких претензий от налоговой не возникает, налог все платят только со своего вознаграждения.

    С Уважением,
    Васильев Дмитрий.

    Елена Космакова

    Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

    Когда при автоперевозках можно работать на патенте

    Такси и перевозки автотранспортом попадают под патент. Этот вариант подойдет только для ИП, если они соблюдают ограничения патента:

    • не более 60 млн рублей в год в качестве выручки;
    • не более 15 сотрудников;
    • своевременная уплата патентных платежей.

    Если нарушить эти ограничения, придется перейти на ОСНО с начала действия патента, во время действия которого произошли нарушения.

    Сколько патентов нужно при перевозках между регионами

    Возить пассажиров между регионами и не покупать несколько патентов можно. Будет достаточно одного патента, купленного в регионе, где вы чаще всего работаете. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Например, вы перевозите пассажиров из Свердловской области в Челябинскую и Курганскую, тогда достаточно, чтобы г. Екатеринбург значился как место заключения договоров.

    Сколько стоит патент для такси

    Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:

    • срок патента (месяц, полгода, год);
    • число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.

    Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:

    • срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
    • срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.

    Такси на УСН: ограничения

    Упрощенка подходит для организаций и ИП с доходом не более 200 млн рублей и числом сотрудников не более 130, есть и другие ограничения, о них читайте в нашей статье об УСН. А здесь мы рассказываем, что выгоднее для предпринимателя — УСН или патент.

    Плюс упрощенки в том, что налог единый и платится четыре раза в год, налоговая декларация подается раз в год, в некоторых регионах по налогу действует сниженная ставка, а еще уплаченные страховые взносы за ИП и сотрудников уменьшают сумму налога.

    Такси на ОСНО: условия

    Основной налоговый режим действует без ограничений, он подойдет крупным таксопарком с большим числом авто в собственности и штатом сотрудников более 130 человек. Но этот налоговый режим — самый сложный и «дорогой», здесь мы рассказываем о нем подробнее. Поэтому если есть возможность — лучше использовать спецрежим — УСН, патент или их совмещение. Это уменьшит налоговую нагрузку, упростит учет и отчетность.

    Налог на профессиональный доход для таксиста

    Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:

    • придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
    • надо работать одному, без сотрудников;
    • режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

    Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.

    Как выбрать самый выгодный налоговый режим

    Воспользуйтесь нашим бесплатным онлайн-калькулятором: введите данные по вашей деятельности, и калькулятор рассчитает налоговую нагрузку на разных режимах, подскажет, какие из них вы можете применять, останется выбрать самый выгодный.

    Онлайн-кассы для такси

    Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2021. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
    Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.

    Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.

    Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты. Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.

    Читайте также: