Расходы на ведение реестра акционеров при усн

Опубликовано: 23.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/736 Об учете в целях налогообложения прибыли расходов организации по операциям с ценными бумагами

Вопрос: Открытое акционерное общество в своей финансово-хозяйственной деятельности не имеет выручки от реализации товаров, работ и услуг. Общество получает внереализационные доходы от операций с ценными бумагами, приобретенными за счет собственных средств, однако профессиональным участником рынка ценных бумаг не является. С учетом указанной специфики и в соответствии с положениями статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО определяет расходы и налоговую базу по налогу на прибыль.

В связи с разработкой учетной политики Общества для целей налогообложения в 2010 году ОАО просит дать разъяснения по вопросу правомерности включения в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следующих расходов.

1. Расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг:

1.1. Ведение реестра акционеров ОАО осуществляет регистратор - профессиональный участник рынка ценных бумаг, с которым ОАО заключен договор на оказание такой услуги. По состоянию на 1 октября 2009 года в реестре акционеров ОАО зарегистрировано 90413 юридических и физических лиц. В связи с этим общество ежемесячно оплачивает абонентскую плату за услуги реестродержателя.

1.2. Штатный сотрудник ОАО содержит информационную базу и программное обеспечение по акционерам и дивидендам, осуществляет начисление и выплату дивидендов акционерам почтовыми переводами и на банковские счета акционеров. Он также дает устные, письменные и в электронной форме справки по запросам акционеров о начисленных, выплаченных и невостребованных дивидендах. Совместно с бухгалтерией ОАО он готовит информацию и реестр сведений о доходах физических лиц за соответствующий год для представления в налоговую инспекцию. Организация несет расходы на оплату труда и другие расходы по выплате дивидендов.

Можно ли указанные выше расходы учитывать в уменьшение налогооблагаемой базы?

2. Расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг.

2.1. ОАО несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг в соответствии с Соглашением и Депозитарным договором с банком.

2.2. В обязанности штатных сотрудников ОАО входит получение, обработка и анализ информации о ситуации на рынке ценных бумаг, принятие решения по купле-продаже ценных бумаг, совершение операций в системе OnlineBroker. Кроме того, ведение бухгалтерского учета и учета сделок по ценным бумагам осуществляют штатные сотрудники бухгалтерии.

Подлежат ли учету в целях налогообложения услуги брокера и депозитария, а также расходы на оплату труда указанных сотрудников?

3. Расходы на проведение собраний акционеров.

3.1. В соответствии с Уставом ОАО информация о собрании акционеров и его итогах за плату публикуется в официальном печатном органе и размещается в сети Интернет.

3.2. Услуги счетной комиссии, функцию которой в соответствии с законом "Об акционерных обществах" выполняет Регистратор ОАО, оплачиваются на основании отдельного договора.

Уменьшают ли расходы на проведение собрания акционеров налогооблагаемую базу?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов относятся расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы.

Таким образом, расходы по оплате услуг реестродержателя, осуществляющего ведение реестра акционеров налогоплательщика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 265 НК РФ, учитываются в составе внереализационных расходов.

Кроме того в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы.

Расходы налогоплательщика по оплате брокерских и депозитарных услуг, связанных с обслуживанием приобретенных ценных бумаг, также учитываются в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Что касается учета расходов налогоплательщика по выплате заработной платы сотрудникам организации, осуществляющим функции по начислению и выплате дивидендов акционерам, а также по получению, обработке и анализу информации о ситуации на рынке ценных бумаг, совершению операций с ценными бумагами, ведению бухгалтерского учета и учета сделок с ценными бумагами, и работающим по трудовому договору, сообщаем следующее.

Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пункт 1 статьи 255 НК РФ определяет, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

При этом статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Таким образом, расходы налогоплательщика по выплате заработной платы работникам, работающим по трудовому договору и осуществляющим трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании пункта 1 статьи 255 НК РФ.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания.

Что касается расходов по оплате услуг регистратора, осуществляющего функции счетной комиссии, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.

При этом согласно пункту 1 статьи 56 Федерального закона "Об акционерных обществах" в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/736


Законодатель уделяет самое пристальное внимание деятельности акционерных обществ, что подтверждается принятием огромного количества нормативно-правовых актов, призванных регулировать работу таких обществ. Особенно подвергается модернизации нормативно-правовая база, регулирующая учет прав на ценные бумаги акционерных обществ и, как следствие, работу специальных субъектов — специализированных регистраторов.

Общие положения об акционерных обществах

Согласно действующему законодательству акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций (ст. 96 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — далее Акционерный закон). Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ) дано определение акции как эмиссионной ценной бумаги, закрепляющей права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (ст. 2 Закона № 39-ФЗ). Статьей 16 этого же закона закреплено положение о том, что в Российской Федерации именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом под бездокументарной формой эмиссионных ценных бумаг понимается форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец ценной бумаги устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг. Статья 8 Закона № 39-ФЗ содержит положение о том, что лицами, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, являются регистраторы. В указанном документе перечислен ряд требований, которым должно соответствовать лицо, осуществляющее ведение реестра владельцев ценных бумаг, в частности:


•деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг могут заниматься только юридические лица;
•регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр которых он ведет;
•держателем реестра может быть регистратор на основании договора с эмитентом или иное лицо, если это предусмотрено законом.
•осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг можно только при наличии лицензии;
•договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом, при этом количество эмитентов, ведение реестра которых может осуществлять регистратор, не ограничено.


Глава VI Акционерного закона посвящена реестру акционеров общества. В п. 2 ст. 44 указанного закона закреплена обязанность эмитента обеспечивать ведение и хранение реестра акционеров с момента государственной регистрации общества. На основании п. 3 этой статьи реестр акционеров может вести как эмитент, так и специализированный регистратор. До недавнего времени многие акционерные общества не передавали ведение реестра сторонним регистраторам, что было обусловлено различными причинами: нежеланием нести дополнительные расходы на оплату услуг регистраторов; недоверием сторонним регистраторам; нередки случаи, когда общество вообще не вело реестр, так как не придавало этому большого значения.

Передача реестра акционеров специализированным регистраторам

В рамках развития гражданского законодательства Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 142-ФЗ) введено новое положение, согласно которому учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. Акционерные общества, которые на 1октября 2013 г. самостоятельно осуществляли ведение реестра акционеров, сохраняли право вести указанные реестры в течение года после вступления в силу указанного закона. Таким образом, все акционерные общества, на текущий день самостоятельно осуществляющие ведение реестра акционеров, обязаны в срок до 1октября 2014 г. передать ведение реестра акционеров сторонним регистраторам. При этом заметим, что ведением реестра акционеров общества, количество членов которого превышает 50 лиц, в любом случае должен заниматься специализированный регистратор. В случае если акционерными обществами, самостоятельно ведущими реестр акционеров, не будет исполнена обязанность по передаче реестра специализированному регистратору, возникает риск привлечения общества к административной ответственности за незаконное ведение реестра в соответствии с ч. 2 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Особо обращаем внимание на тот факт, что за возможно незначительное, с точки зрения собственника компании, нарушение о передаче реестра ему придется заплатить существенный штраф, предусмотренный указанной статьей - от 700 тыс. до 1млн руб. Порядок передачи реестра акционеров специализированным регистраторам определен разделом II Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н и действующим в части, не противоречащей Закону № 142-ФЗ. Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с абз. 23 п. 3 ст. 8 Закона № 39-ФЗ общество обязано опубликовать сообщение о замене регистратора на странице в сети Интернет, на которой оно осуществляет раскрытие информации, в срок не более 3 дней с даты заключения договора на ведение реестра. Если обязанности по раскрытию такой информации у общества нет, то оно обязано в трехдневный срок уведомить об этом всех зарегистрированных в реестре лиц способом, предусмотренным уставом.

Новая реакция гражданского кодекса

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 99), вступающим в силу 1сентября 2014 г., вводится деление коммерческих организаций на публичные и непубличные. Теперь согласно новой редакции Гражданского кодекса для публичных обществ ведение реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии должно производиться независимым регистратором. Действующая редакция п. 1ст. 56 Акционерного закона содержит положение о том, что в обществе, в котором ведение реестра акционеров поручено стороннему регистратору, выполнение функций счетной комиссии может быть также возложено и на регистратора. Новая редакция Гражданского кодекса РФ не предусматривает такой возможности. Более того, в соответствии с п. 4 ст. 97 Гражданского кодекса в редакции Закона № 99 сторонний регистратор должен быть независимым. При определении независимости регистратора обществом и регистратором могут быть приняты во внимание отношения связанности (аффилированности), отношения по прямому или косвенному контролю между регистратором и обществом, а также фактические обстоятельства, свидетельствующие о зависимости регистратора от общества, например высокая доля комиссии, уплачиваемой обществом, в доходах регистратора, образующая фактическую зависимость регистратора отданного общества (Письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра публичных акционерных обществ независимым регистратором»). Также необходимо отметить новеллу, вводимую п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в редакции Закона № 99 и содержащую положение о том, что в отношении публичных обществ принятие решения общим собранием участников хозяйственного общества и определение состава участников, присутствовавших на собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. В отношении непубличных обществ указанные выше факты могут подтверждаться как представителем специализированного регистратора, так и нотариусом. Таким образом, после вступления в силу ГК РФ в редакции Закона № 99 у специализированных регистраторов появится дополнительная обязанность принятия участия во всех собраниях акционерных обществ, что, скорее всего, вынудит большинство существующих на сегодняшний момент небольших акционерных обществ либо прибегнуть к услугам соответствующих регистраторов, либо преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью, чтобы избежать необходимости передачи (в некоторых случаях восстановления с нуля) реестров акционеров. Помимо Гражданского кодекса, Акционерного закона и Закона № 39-ФЗ деятельность специализированных регистраторов также регулируется целым рядом специальных подзаконных актов, большая часть которых была принята ФСФР России и действует в настоящее время до принятия новых актов Центральным банком России. Со вступлением в силу изменений в Гражданский кодекс часть из них утратит силу, как, например, Приказ ФСФР РФ от 13 августа 2009 г. № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг», в связи с невозможностью обществами самостоятельного ведения реестра акционеров.

Кто и как должен вести реестр акционеров?

Елена Харитоненко

Согласно ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Реестр акционеров общества – это формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей об акциях, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении акций и иных записей в соответствии с законодательством РФ.

Данные из реестра акционеров необходимы при осуществлении текущей деятельности общества. Так, например, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. С момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя в реестре акционеров общества происходит переход права собственности на акции.

В связи с особой значимостью реестра акционеров для акционерного общества его ведение и хранение должно осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства.

Раньше в обществах с количеством акционеров менее или равным 50 допускалось ведение реестра акционеров обществом самостоятельно. Общество было обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ не позднее одного месяца с момента государственной регистрации общества. Таким образом, в силу ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) держателем реестра акционеров общества могло быть общество, осуществившее размещение акций, или специализированный регистратор.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 октября 2013 г. все акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны были передать ведение реестра регистратору. Законом предусматривался переходный период, согласно которому акционерные общества, ведущие реестр акционеров самостоятельно, должны были обеспечить передачу ведения и хранения реестра акционеров регистратору в срок до 1 октября 2014 г.

Порядок действий, который необходимо осуществить акционерным обществам, осуществляющим самостоятельное ведение реестра акционеров, был разъяснен в письме Банка России от 31.07.2014 № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором».

Сейчас реестр акционеров может вести только лицо, имеющее на это предусмотренную законом лицензию – регистратор. На основании п. 2 ст. 9 Закона об АО решение по вопросу утверждения регистратора общества принимается при учреждении общества. Согласно ст. 44 Закона об АО общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества.

Внесение изменений в законодательство и установление запрета на самостоятельное ведение реестра акционеров было связано с тем, что в некоторых акционерных обществах реестр акционеров не велся вовсе либо ведение его осуществлялось с нарушениями. В результате этого реестры акционеров не содержали всех необходимых и достоверных сведений об акционерах и проводимых ими сделках с акциями. Возникла необходимость привлечения специального субъекта, обеспечивающего ведение реестра акционеров на профессиональной основе и несущего за это ответственность.

Несмотря на то что переходный период для передачи ведения реестра акционеров регистратору, предусмотренный Федеральным законом «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», истек, многие акционерные общества по-прежнему ведут реестр акционеров самостоятельно. В настоящее время Банк России ведет работу по понуждению обществ к исполнению требований законодательства по передаче ведения их реестров акционеров специализированным регистраторам.

Между тем неисполнение акционерными обществами требования по передаче ведения и хранения реестра акционеров регистратору влечет за собой дополнительные трудности для общества. Так, например, согласно ст. 67.1 ГК РФ в публичном акционерном обществе решение общего собрания акционеров и состав акционеров общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются регистратором, а в непубличном акционерном обществе – нотариусом или регистратором. В связи с тем, что реестр акционеров общества может вести только регистратор, общества сталкиваются с проблемой утверждения решений собраний: общества обязаны приглашать нотариуса на каждое общее собрание.

Кроме этого, за незаконное ведение реестра акционеров (ч. 2 ст. 15.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн руб.

Обеспечение добросовестного поведения на финансовом рынке, соблюдение требований действующего законодательства, защита прав потребителей финансовых услуг представляют собой многофакторные задачи, в решении которых заинтересованы надзорные органы, потребители финансовых продуктов и услуг и непосредственно участники рынка. Ведение реестра акционеров в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечит защиту прав акционеров и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности рынка в целом.



Расходы регистратора, связанные с передачей реестра новому регистратору в связи с расторжением договора о ведении реестра с эмитентом, могут быть признаны услугами, непосредственно связанными с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензированной деятельности.

Условием освобождения данных услуг от обложения НДС должно служить их поименование в перечне, установленном Правительством РФ. До момента утверждения Правительством РФ указанного выше перечня освобождению от обложения НДС данные услуги не подлежат.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23.12.2010 № 10-77/пз-н, в связи с заключением договора на ведение реестра эмитент и регистратор обязаны обеспечить определенность, в том числе стоимости или порядка определения стоимости расходов регистратора, связанных с передачей реестра и хранением документов системы ведения реестра в течение установленных законодательством РФ сроков.

Порядок ведения реестра акционеров и сведения, которые должны в нем содержаться, установлены ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в которой также указано, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров в соответствии с правовыми актами РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 38 НК РФ деятельность по ведению реестра акционеров является услугой.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ) п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 12.2, согласно которому не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ, в частности, услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

Данное дополнение вступило в силу с 1 января 2013 г. (п. 3 ст. 11 Закона № 145-ФЗ).

Как указано в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Таким образом, если организация осуществляет перечисленные в указанной выше статье действия на основании лицензии, то при оказании услуг по данному виду деятельности реализация подобных услуг не подлежит обложению НДС с 01.01.2013.

Нередко в договорах отдельно от стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) предусматривается компенсация заказчиком исполнителю некоторых расходов. Вопрос о необходимости исчисления НДС с таких возмещаемых сумм всегда являлся спорным.

Согласно одной точке зрения при возмещении регистратору расходов, связанных с передачей реестра, не происходит реализации товаров (работ, услуг), а потому объект обложения НДС возникать не должен.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу № А75-11428/2009 судьи пришли к выводу, что деятельность регистратора по передаче реестра является его обязанностью, которая неразрывно связана с деятельностью по ведению реестра, а не отдельной услугой.

Согласно другой точке зрения цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). А из анализа ст. 729, п. 2 ст. 781, п. 1 ст. 782 ГК РФ следует, что в случае прекращения договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику (исполнителю) произведенных затрат. Значит, оплата заказчиком дополнительных расходов подрядчика (исполнителя) фактически означает согласие заказчика на изменение цены договора. То есть возмещение заказчиком подрядчику (исполнителю) компенсационных выплат является ценой услуги.

Отсюда следует, что возмещение регистратору расходов, связанных с передачей реестра, относится к расчетам по оплате работ (услуг) и, соответственно, по ним возникает объект обложения НДС.

Официальных разъяснений, непосредственно посвященных обложению НДС сумм, возмещаемых регистратору, нам найти не удалось. Но косвенно подтвердить, что специалисты финансового ведомства разделяют вторую точку зрения, можно письмом Минфина России от 14.10.2009 № 03-07-11/253, в котором высказано мнение в отношении обложения НДС денежных средств, перечисленных заказчиком аудиторских услуг аудиторской организации в целях компенсации расходов аудиторской организации.

В данном письме финансисты указали, что заказчик аудиторских услуг компенсирует аудиторской организации расходы в рамках договоров, согласно которым в стоимость аудиторских услуг указанные расходы не включаются. На основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, перечисленные заказчиком аудиторских услуг аудиторской организации в целях компенсации указанных расходов, следует признавать средствами, связанными с оплатой аудиторских услуг. В связи с этим данные суммы компенсации подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Заметим, что в 2010 г. Минфин России, подтверждая обязанность по исчислению НДС с возмещаемых сумм и называя их, как и ранее, «связанными с оплатой работ (услуг)», в качестве обоснования уже не приводит подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а ограничивается иной нормой законодательства – п. 2 ст. 153 НК РФ (письмо Минфина России от 26.02.2010 № 03-07-11/37).

Отметим тот факт, что судьи также не отрицают обозначение действий реестродержателя при передаче реестра как услуги (постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2007 по делу № А68-8523/06-468/17).

В соответствии с абз. 3 подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми данными организациями, в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ).

До настоящего времени указанный перечень услуг, связанных с услугами, оказываемыми регистратором в рамках лицензированной деятельности, Правительством РФ не установлен.

По нашему мнению, расходы регистратора, связанные с передачей реестра новому регистратору в связи с расторжением договора о ведении реестра с эмитентом, могут быть признаны услугами, непосредственно связанными с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензированной деятельности.

Как мы говорили выше, условием освобождения данных услуг от обложения НДС является их указание в перечне Правительства РФ, который до сих пор не утвержден. А следовательно, освобождению от обложения НДС данные услуги не подлежат.

Какие-либо дополнительные расходы, подлежащие возмещению эмитентом в связи с передачей реестра от одного регистратора к другому, должны быть, по нашему мнению, также указаны в договоре между эмитентом и регистратором и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, так как не являются оплатой лицензируемых услуг регистратора.

Необходимость составления счетов-фактур профессиональными участниками рынка ценных бумаг определена п. 4 ст. 169 НК РФ, в котором установлено, что счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также банками, банком развития – государственной корпорацией, страховщиками, профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Услуги, оказываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность в качестве регистратора, в указанный перечень не включены.

В связи с этим регистратор обязан составлять счета-фактуры по услугам, в том числе и освобождаемым от НДС в соответствии с подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в порядке, установленном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, и передавать их эмитенту в сроки, установленные п. 3 ст. 168 НК РФ.

Кто и как должен вести реестр акционеров?

Елена Харитоненко

Согласно ст. 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Реестр акционеров общества – это формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей об акциях, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении акций и иных записей в соответствии с законодательством РФ.

Данные из реестра акционеров необходимы при осуществлении текущей деятельности общества. Так, например, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. С момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя в реестре акционеров общества происходит переход права собственности на акции.

В связи с особой значимостью реестра акционеров для акционерного общества его ведение и хранение должно осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства.

Раньше в обществах с количеством акционеров менее или равным 50 допускалось ведение реестра акционеров обществом самостоятельно. Общество было обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ не позднее одного месяца с момента государственной регистрации общества. Таким образом, в силу ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) держателем реестра акционеров общества могло быть общество, осуществившее размещение акций, или специализированный регистратор.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 1 октября 2013 г. все акционерные общества, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны были передать ведение реестра регистратору. Законом предусматривался переходный период, согласно которому акционерные общества, ведущие реестр акционеров самостоятельно, должны были обеспечить передачу ведения и хранения реестра акционеров регистратору в срок до 1 октября 2014 г.

Порядок действий, который необходимо осуществить акционерным обществам, осуществляющим самостоятельное ведение реестра акционеров, был разъяснен в письме Банка России от 31.07.2014 № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором».

Сейчас реестр акционеров может вести только лицо, имеющее на это предусмотренную законом лицензию – регистратор. На основании п. 2 ст. 9 Закона об АО решение по вопросу утверждения регистратора общества принимается при учреждении общества. Согласно ст. 44 Закона об АО общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества.

Внесение изменений в законодательство и установление запрета на самостоятельное ведение реестра акционеров было связано с тем, что в некоторых акционерных обществах реестр акционеров не велся вовсе либо ведение его осуществлялось с нарушениями. В результате этого реестры акционеров не содержали всех необходимых и достоверных сведений об акционерах и проводимых ими сделках с акциями. Возникла необходимость привлечения специального субъекта, обеспечивающего ведение реестра акционеров на профессиональной основе и несущего за это ответственность.

Несмотря на то что переходный период для передачи ведения реестра акционеров регистратору, предусмотренный Федеральным законом «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», истек, многие акционерные общества по-прежнему ведут реестр акционеров самостоятельно. В настоящее время Банк России ведет работу по понуждению обществ к исполнению требований законодательства по передаче ведения их реестров акционеров специализированным регистраторам.

Между тем неисполнение акционерными обществами требования по передаче ведения и хранения реестра акционеров регистратору влечет за собой дополнительные трудности для общества. Так, например, согласно ст. 67.1 ГК РФ в публичном акционерном обществе решение общего собрания акционеров и состав акционеров общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются регистратором, а в непубличном акционерном обществе – нотариусом или регистратором. В связи с тем, что реестр акционеров общества может вести только регистратор, общества сталкиваются с проблемой утверждения решений собраний: общества обязаны приглашать нотариуса на каждое общее собрание.

Кроме этого, за незаконное ведение реестра акционеров (ч. 2 ст. 15.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн руб.

Обеспечение добросовестного поведения на финансовом рынке, соблюдение требований действующего законодательства, защита прав потребителей финансовых услуг представляют собой многофакторные задачи, в решении которых заинтересованы надзорные органы, потребители финансовых продуктов и услуг и непосредственно участники рынка. Ведение реестра акционеров в соответствии с требованиями действующего законодательства обеспечит защиту прав акционеров и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности рынка в целом.

Читайте также: