Расходы на глонасс при усн

Опубликовано: 24.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организацией (УСН с объектом "доходы минус расходы") приобретена и установлена система контроля, обеспечивающая пропускной режим и контроль доступа работников на территорию организации. Стоимость системы с установкой - 36 000 руб.
Можно ли учесть расходы на систему контроля доступа при определении налоговой базы по УСН?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты на приобретение и установку системы контроля доступа могут быть учтены налогоплательщиком УСН в составе расходов при соответствии их общим критериям признания расходов.

Обоснование вывода:

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть затраты, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим.

Так, на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики УСН при определении объекта налогообложения могут учесть, в частности, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.

Из буквального прочтения приведенной нормы следует, что речь идет именно об услугах охранной деятельности, правовое положение которой определяет Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-I).

Статьёй 1 Закона N 2487-I охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях охраны разрешается предоставление услуг, указанных в части третьей ст. 3 Закона N 2487-I. В частности, к таким услугам относятся обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны (п.п. 6, 7 части третьей ст. 3 Закона N 2487-I). Под пропускным режимом понимается порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 Закона N 2487-I).

Соответственно, расходы по приобретению услуг лицензированных предприятий или ИП по обеспечению пропускного режима, включающего контроль доступа на территорию организации, могут быть учтены при определении налоговой базы по УСН на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 09.07.2010 N 03-11-06/2/110).

Однако в данном случае, как следует из вопроса, организация приобретает не услуги сторонних организаций по охране, а приобретает и устанавливает систему контроля доступа.

Пунктом 3 части третьей ст. 3 Закона N 2487-I к услугам охранной деятельности отнесены работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Полагаем, что система контроля доступа подпадает под п. 3 Перечня видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, как средства инженерно-технической защиты и контроля доступа.

Следовательно, в случае если расходы на установку не входят в стоимость самой системы контроля доступа (в акте или ином документе поставщика выделены отдельно) и производятся специализированной организацией, имеющей лицензию, то такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Заметим, по этому же основанию в дальнейшем могут учитываться расходы по эксплуатационному обслуживаю установленной системы, осуществляемому специализированной организацией. Смотрите также п. 10 письма УФНС по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240.

Непосредственно расходы на приобретение системы контроля доступа работников на территорию организации или какие-либо подобные расходы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены.

В свою очередь, в соответствии с пп.пп. 1, 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик при определении налоговой базы учитывает расходы на приобретение основных средств, а также материальные расходы. При этом в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с нормами главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", а материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ (п.п. 2, 4 ст. 346.16 НК РФ).

В частности, согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Поскольку в рассматриваемой ситуации стоимость системы контроля доступа составляет 36 000 рублей, то есть менее 40 000 рублей, то амортизируемым имуществом она не признается (п. 1 ст. 257 НК РФ), следовательно, может учитываться в составе материальных расходов (смотрите также письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-11-06/2/26056).

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы налогоплательщиком УСН принимаются при условии их соответствия общим критериям признания расходов, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним, что в силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как указано в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 N 09АП-26765/2009, расходы общества на охрану помещений и имущества экономически оправданы требованиями безопасности, необходимостью защиты от несанкционированного проникновения на территорию организации посторонних лиц и соблюдением требований экономической безопасности. При этом доступ в здание организован с использованием электронных пропусков, что позволяет осуществлять контроль за соблюдением работниками общества трудовой дисциплины.

Полагаем, в данном случае цель установки системы контроля доступа та же, что позволяет оправдать понесенные затраты.

Таким образом, на наш взгляд, затраты на приобретение системы контроля доступа могут быть учтены налогоплательщиком УСН в составе материальных расходов, а затраты по её монтажу (если они не включены в первоначальную стоимость имущества) приниматься как расходы по приобретению услуг охранной деятельности на основании пп. 5 и пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К аналогичному выводу пришли и судьи в постановлении ФАС Центрального округа от 07.12.2005 N А09-3577/05-29 относительно расходов на пропуска и на монтажные работы по установке охранной сигнализации.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;

- Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

11 сентября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Елена Тарасова

Все расходы, которые можно учесть при УСН «доходы минус расходы», перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Но кроме списка разрешённых расходов, нужно знать правила их признания. Из-за обобщённых и размытых формулировок упрощенцы сталкиваются со множеством неурегулированных ситуаций, в которых цена ошибки — доначисление налога, пени и штрафы. Разберемся с правилами учёта расходов, в признании которых часто встречаются ошибки.

  • Расходы на борьбу с коронавирусом
  • Расходы на переподготовку кадров
  • Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля
  • Расходы на объекты интеллектуальной собственности
  • Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Расходы на борьбу с коронавирусом

Это новый вид расходов, который появился в 2020 году. В связи с ним п. 1 ст. 346.16 НК РФ в апреле дополнили пп. 39, который позволяет учесть на упрощёнке следующие расходы:

  • на покупку спецодежды, масок и перчаток для сотрудников;
  • покупку санитайзеров, термометров, лабораторного оборудования, обеззараживающих приборов;
  • дезинфекцию помещений.

Внимание! Работодатели, которые за свой счёт тестировали сотрудников на коронавирусную инфекцию COVID-19 и антитела к ней, не могут учесть эти расходы при расчёте налога на УСН (Письмо Минфина от 23.11.2020 № 03-11-06/2/101770).

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

При расчёте налога на УСН можно учесть расходы на обучение, если они соответствуют следующим требованиям (пп. 33 п.1 ст. 346.16 НК РФ):

  1. На обучение отправили сотрудников налогоплательщика (письмо Минфина от 09.08.2013 № 03-11-11/167).
  2. У образовательного учреждения есть лицензия.
  3. Договор заключён между образовательным учреждением и работодателем. Оплату по договору, оформленному на сотрудника, учесть в расходах нельзя (письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Расходы на обучение должны быть экономически обоснованы. Это значит, что обучаемый сотрудник должен применять полученные знания на своём рабочем месте. Например, организация оплатила курсы английского языка. По запросу налоговой, возможно, придётся пояснить, как работники будут использовать полученные знания. Если для общения с иностранными клиентами или подготовки документов, то расход обоснован. А если курсы задумывались как способ повысить привлекательность компании как работодателя, затраты нельзя включать в расходы.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля

Основная трудность в учёте компенсаций за использование личного транспорта — правильное документальное оформление. Если выплачивать деньги без обоснования, возможны проблемы не только с расходами при УСН, но и с НДФЛ и страховыми взносами. Чтобы избежать ошибок, необходимо сделать следующее:

  1. С каждым сотрудником, получающим компенсацию, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 188 ТК РФ).
  2. В соглашении закрепить порядок расчёта суммы компенсации, расход ГСМ (например, 5.5 л на 100 км).
  3. Продумать систему учёта использования автомобилей в служебных целях. Это могут быть путевые листы на поездки, общая ведомость учёта, в которой отражается дата, время убытия и прибытия, куда поехал, количество проеханных километров. Цель учёта — обеспечить возможность в конце месяца понять, сколько километров сотрудник проехал в служебных целях.
  4. Собрать чеки на ГСМ.

Если всё оформлено верно, с выплаченных компенсаций не придётся платить НДФЛ и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина от 06.12.2019 № 03-04-06/94977, письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Для целей налогообложения можно учесть расходы на компенсацию использования личного транспорта только в пределах норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92):

  • 1200 рублей в месяц для автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2 000 куб. см.;
  • 1500 рублей в месяц — для автомобилей с двигателем более 2000 куб. см.

По мнению Минфина, в этот норматив входят ГСМ, ремонт, парковка и прочие расходы. Поэтому даже если вы установили ежемесячную компенсацию в большем размере, в расходах при УСН можно будет учесть только сумму в пределах лимита.

Расходы на объекты интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Это программы для ЭВМ, товарные знаки, аудиовизуальные произведения, полезные модели, базы данных и другое. Метод учёта затрат зависит от того, в какую статью НК РФ включен тот или иной объект.

  1. Нематериальные активы, которые будут использоваться более 12 месяцев (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). После оплаты их можно включать в расходы равномерно, по отчётным периодам, до конца года, в котором был приобретён нематериальный актив (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Например, вы купили товарный знак за 100 000 рублей в феврале 2021 года и оплатили в этом же месяце. В течение четырёх кварталов года, нужно будет учитывать в расходах по ¼ суммы — по 25 000 рублей. Еще один товарный знак за 100 000 рублей купили в июле. Его стоимость будет учтена в расходах в третьем и четвёртом кварталах по ½ от стоимости — по 50 000 рублей.
  2. Объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и права на их использование на основании лицензионного договора. Такие расходы можно учесть сразу в полной сумме.

Нередко приобретённый объект интеллектуальной собственности подпадает под оба пункта одновременно. Допустим, вам нужно учесть расходы на покупку базы данных, которая будет использоваться более 12 месяцев. Получается, можно применить как пп. 2 п. 1 ст. 346.16, так и пп. 2.1 п.1 ст. 346.16. В таких случаях выгоднее использовать пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 и списать в расход всю сумму сразу. А если приобретаете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые не упомянуты в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, то тогда следует использовать только пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В отдельный пп. 19 п. 1 ст. 346.16 выделены расходы на приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также их обновление по договорам с правообладателем. Если вы используете Норматив или Экстерн, то расходы на их приобретение и обновление учитывают по правилам пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — в полной сумме после оплаты.

Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Оплату путёвок для сотрудников включают в состав расходов на оплату труда, перечисленных в ст. 255 НК РФ. Эти правила распространяются и на УСН, поэтому упрощенцы могут уменьшить налоговую базу за счёт расходов на внутренний туризм и отдых своих работников. Но есть несколько условий:

  1. Максимальный размер расходов — 50 000 рублей на человека (п. 24.2 ст. 255 НК РФ). Это значит, что если путёвка взрослого стоит 65 000 рублей, а ребёнка 30 000, то в расходы пойдёт 80 000 рублей, а не 95 000 рублей.
  2. В расходы можно включить не только стоимость путёвки для работника, но и для членов его семьи.
  3. Распространяется только на поездки по России.
  4. Это должен быть комплексный турпродукт — путёвка, которая куплена у туроператора. В неё могут входить проезд, проживание, питание, экскурсии, страховки и другое, но это должен быть единый пакет услуг по договору между туроператором или турагентом и работодателем.

С 01.01.2022 вступают в силу поправки в НК РФ, разрешающие работодателю учитывать расходы на санаторно-курортное лечение работников по прямому договору с санаторием, а также компенсировать затраты работников и членов их семей (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Есть лимит включения таких расходов в налоговую базу (п. 16 ст. 255 НК РФ). Совокупные социальные расходы организации, например, на медицинские страховки для сотрудников и расходы на внутренний туризм, не могут превышать 6 % от ФОТ работодателя.

Елена Тарасова, юрист, налоговый консультант
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Для отслеживания информации о передвижении своего грузового транспорта предприятие приобрело спутниковую систему навигации. О том, в каком порядке принять данный актив к учету и признать расходы при расчете налога на прибыль, – в статье.

Для чего нужна автонавигация

Наличие на автомобиле предприятия спутниковой системы навигации – это удобный способ отслеживать его маршрут (причем в режиме онлайн), пробег и т. д. Данные о передвижении транспорта, к примеру, можно использовать при списании расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Более того, наличие навигационной системы в некоторых случаях является обязательным.

Например, с 1 июля 2012 года отсутствие на транспортных средствах спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках пассажирских перевозок будет считаться нарушением лицензионных требований (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 790). Аналогичные требования планируется ввести в отношении транспорта для грузоперевозок.

Устройств, позволяющих принимать данные со спутников, достаточно много. Начиная от простых GPS-навигаторов, заканчивая спутниковыми системами. От того, что именно приобретает предприятие, и будет зависеть порядок бухгалтерского и налогового учета.

Например, система спутниковой навигации ГЛОНАСС, как правило, состоит из нескольких элементов:

– клиентского терминала (мобильное устройство, которое нужно будет установить на автомобиль);

– точки доступа (служит для передачи данных);

– рабочего места диспетчера (там стоит компьютер с выходом в интернет и специальным программным обеспечением, на который передается вся информация об объекте);

– сервера (на нем сохраняется вся информация об отслеживаемых объектах).

Наличие нескольких составных частей и высокая стоимость как раз и вызывают сложности в налоговом и бухгалтерском учете.

Принимаем актив к бухгалтерскому учету

Если предприятие приобрело обычный GPS-навигатор, то его стоимость, как правило, ниже 40 000 руб. Поэтому такой актив следует отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Но на практике нередко возникают более сложные ситуации.

Проблема № 1 Если приобретена система, состоящая из нескольких составных частей, и цена ее превышает 40 000 руб., то возникает загвоздка. Поскольку из пункта 6 ПБУ 6/01 следует, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

А таковым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Получается, что навигационную систему можно отнести к отдельному инвентарному объекту. Однако части этого оборудования будут размещаться непосредственно в других объектах основных средств, а именно в автомобилях.

Поэтому возникает следующая проблема. Следует ли считать установку навигационного оборудования на автомобиль модернизацией основного средства?

Проблема № 2 Напомним, что изменение первоначальной стоимости объекта основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).

Определение модернизации придется взять из налогового законодательства, так как в бухгалтерском такое определение отсутствует.

Итак, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения актива, повышенными нагрузками или другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Приобретает ли новые качества автомобиль, оборудованный системой ГЛОНАСС, – вопрос достаточно спорный.

Навигационная система повышает качество управления транспортом предприятия. При этом резко возрастают возможности контроля над хозяйственными процессами и затратами компании.

А вот в отношении каждого отдельного автомобиля элемент навигационной системы, который на нем установлен, характеристики авто не улучшает (не увеличивает грузоподъемность, мощность, не снижает расход топлива, не изменяет назначения транспортного средства и т. д.). Кроме того, клиентский терминал можно снять с одного транспортного средства и переставить на другое, не причиняя никакого ущерба при демонтаже.

Как поступить

Поскольку разъяснения чиновников и арбитражки по данному вопросу пока отсутствуют, бухгалтеру придется решать вопрос учета навигационной системы самостоятельно.

Самый простой путь – это приобрести навигационную систему комплектами по цене менее 40 000 руб. за единицу и списать эти расходы единовременно.

Другой вариант – учесть навигационную систему в целом как отдельный объект основных средств. Но в этом случае компания столкнется еще с одной проблемой: непонятно, какой срок амортизации можно применять в данном случае.

По общим правилам данный срок определяется предприятием самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01) исходя из:

– ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При этом используется Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. О навигационной системе там ничего не сказано.

В то же время для объектов, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Так сказано в пункте 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ. Например, информацию можно получить в техническом паспорте завода-изготовителя. Если ничего такого у фирмы нет, то нужно будет сделать письменный запрос в компанию-изготовитель и руководствоваться ответом.

Какова ситуация в налоговом учете

Амортизируемым признается имущество, которое находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода. И при условии, что стоимость его погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Также стоит учесть, что к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Поэтому организация вполне может учесть все составные части спутниковой системы в совокупности как основное средство и амортизировать его.

Также у компании есть возможность разбить систему на элементы стоимостью менее 40 000 руб. и списать в налоговые расходы единовременно. Но в данном случае возможны претензии налоговиков.

Хотя вряд ли чиновники будут придираться по поводу экономической обоснованности затрат в случаях, когда приобретение ГЛОНАСС и оснащение автомобилей элементами спутниковой навигации является прямым требованием действующего законодательства.

Важно запомнить

Предприятие может учесть все составные части спутниковой системы в качестве единого объекта основного средства и амортизировать его. Попытка признать каждую из частей отдельно вероятнее всего вызовет проблемы с налоговиками.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №12, декабрь 2011 г.

Наша организация находится на УСН (доходы минус расходы), у предприятия четыре легковых автомашины, две из них арендованные у физического лица по договору аренды без экипажа. В январе предприятие приобрело четыре терминала (ГЛОНАСС – устройство мониторинга автотранспорта для отслеживания расхода топлива, пробега). Стоимость одного терминала 9 000 рублей.

Можем ли мы принять к налоговому учету данную систему ГЛОНАСС? Как быть с автомобилями, которые взяты по договору аренды? Нужно ли вносить изменения в договор, и можем ли мы также принять к налоговому учету данные расходы? Как в бухгалтерском учете вести учет данной системы? Списать единовременно или признать это основным средством?

В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 14.02.2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», которая вступила в силу с 1 января 2011 года, в целях, в частности, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортные средства, перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности физических и (или) юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» установлено, что автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В остальных случаях хозяйствующие субъекты самостоятельно принимают решение об установке навигационных систем.

Для целей УСН при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (п.п. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При этом в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

В то же время п.п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, относятся к материальным расходам.

Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Поскольку каждый терминал ГЛОНАСС стоит в отдельности менее 40 000 рублей, Вы вправе учесть расходы на их приобретение как материальные расходы.

Это позволяет п.п. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

Даже если все четыре терминала учитываются как единый комплекс, то стоимость комплекса (36 000 руб.) также будет менее 40 000 рублей.

Как мы уже указывали выше, система ГЛОНАСС устанавливается в целях повышения эффективности управлением движения транспортных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

То есть должны быть обоснованны, документально подтверждены.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы на оснащение автомобилей (в том числе арендованных) навигационным оборудованием соответствует всем перечисленным условиям.

Для целей бухгалтерского учета активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).

Следовательно, Вы вправе так же, как и в налоговом учете, в бухгалтерском учете списать расходы на приобретение системы навигации единовременно:

К договорам аренды автомобилей необходимо заключить дополнительные соглашения, в которых указать, что именно Вы как арендатор устанавливаете на автомобиль, указать стоимость системы навигации и порядок ее возврата в случае расторжения договора аренды.

В целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, а также уровня безопасности перевозок пассажиров и грузов компании оснащают транспортные средства средствами навигации (спутниковой системой ГЛОНАСС). Рассмотрим, как будут квалифицироваться и признаваться расходы по установке системы ГЛОНАСС в бухгалтерском и налоговом учете: как расходы на модернизацию (дооборудование) или расходы на создание самостоятельных объектов.

Квалификация расходов

Согласно п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основного средства изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. (п. 2 ст. 257 НК РФ).

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 [1] изменение первоначальной стоимости основных средств (ОС), в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
________________
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01).

Следовательно, главным критерием для признания расходов в качестве модернизации или дооборудования транспортного средства (ТС) является приобретение им новых качеств, изменение его эксплуатационных показателей и характеристик в результате выполненных работ.

Минфин России в письмах от 18 ноября 2016 г. № 03−03−06/1/67 863, от 21 февраля 2012 г. № 03−03−06/1/94 указал, что если в результате установки оборудования на автомобиль (в автомобиль) произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование.

Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» установлено, что в целях повышения эффективности управления движением ТС, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (ст. 4 данного Закона).

Спутниковая система ГЛОНАСС позволяет контролировать работу водителей, соблюдение ими правил эксплуатации транспортного средства, местоположение ТС, расход топлива, фактический пробег, способствует защите транспортного средства от угона и др.

Иными словами, установка данной навигационной системы не изменяет функций каждого транспортного средства в отдельности, но позволяет компании организовать контроль за работой и сохранностью всей совокупности используемых транспортных средств. Можно сказать, что в результате установки такого дополнительного оборудования не происходит улучшение каких-либо характеристик автомобиля или возникновение у него новых качеств, т. е. отсутствуют признаки, характеризующие осуществление модернизации или дооборудования автомобиля.

Кроме того, система ГЛОНАСС является дополнительно устанавливаемым на автомобиль оборудованием, которое может быть демонтировано без ущерба для транспортного средства и установлено на другой автомобиль, т. е. является отделимым. Соответственно, нет причины рассматривать транспортное средство и спутниковую навигацию ГЛОНАСС как единый объект для целей бухгалтерского и налогового учета.

Пунктом 6 ПБУ 6/01 установлено, что инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

На основании сказанного можно сделать вывод, что оборудование транспортного средства спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС не соответствует определению модернизации или дооборудования. Разъяснения контролирующих органов и судебная практика, касающиеся непосредственно учета системы ГЛОНАСС, нами выявлены не были.

Вместе с тем изложенные выводы подтверждаются правоприменительной практикой, сформированной в отношении установки на автомобиль дополнительных систем оборудования.

К примеру, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 июня 2008 г. по делу № А05−12 045/2007 указал, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

К аналогичным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21 июня 2007 г. № А33−15 634/04-С3-Ф02−3458/07, А33−15 634/04-С3-Ф02−3474/07 по делу № А33−15 634/04-С3.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 4 июля 2005 г. № А56−47 890/04 установлено, что автомобиль пригоден к эксплуатации независимо от наличия у него дополнительного оборудования. Следовательно, основания для увеличения стоимости основного средства (автомобиля) отсутствуют.

ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26 октября 2010 г. по делу № А32−23 439/2008−26/334, определив, что при оснащении автомобиля оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, сделал следующий вывод: произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Десятый ААС в постановлении от 15 марта 2012 г. по делу № А41−4406/11 указал, что налоговым органом в оспариваемом ненормативном акте не приведено никаких обстоятельств, свидетельствующих о том, что установление оборудования на автомобиль привело к изменению технологического или служебного назначения объекта амортизируемых ОС и (или) другим новым качествам, исходя из их первоначального назначения. Судом установлено, что монтаж оборудования не привел к изменению нормативных показателей функционирования автомобилей по сравнению с характеристиками, которые автомобили имели до проведения данных работ, т. е. отсутствуют признаки модернизации. Установленное оборудование является специальным сменным (съемным) приспособлением, которое в любой момент может быть изъято из конструкции. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для увеличения первоначальной стоимости основных средств.

Таким образом, работы по установке бортового оборудования системы ГЛОНАСС в бухгалтерском и налоговом учете не признаются модернизацией или дооборудованием транспортного средства. Соответственно, данные работы могут быть квалифицированы в бухгалтерском и налоговом учете как расходы, связанные с формированием самостоятельного объекта, и не могут квалифицироваться различным образом, так как бухгалтерское и налоговое законодательство предусматривает одни и те же основания для увеличения первоначальной стоимости ОС и использует одну и ту же терминологию («модернизация», «дооборудование»).

Порядок учета расходов по монтажу бортового оборудования системы ГЛОНАСС на транспортные средства

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если стоимость одного комплекта спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая включает в себя стоимость оборудования и работы по его установке, превышает 100 000 руб., то такая система признается самостоятельным объектом амортизируемого имущества и соответственно по ней начисляется амортизация.

Если стоимость одного комплекта спутниковой навигации ГЛОНАСС не превышает 100 000 руб., такая система не включается в состав амортизируемого имущества.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости указанного имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

Таким образом, система ГЛОНАСС признается в составе материальных расходов. При этом порядок ее признания зависит от порядка, установленного учетной политикой организации для целей налогообложения: единовременно на дату ввода в эксплуатацию либо в течение установленного срока.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На основании п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Как правило, организации предусматривают в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что ОС признаются активы стоимостью более 40 000 руб. А значит, навигационная система ГЛОНАСС стоимостью более 40 000 руб. признается в бухгалтерском учете в составе основных средств (по дебету счета 01 «Основные средства»). В этом случае стоимость системы ГЛОНАСС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

Если стоимость навигационной системы составляет 40 000 руб. и менее, то она отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (по дебету счета 10 «Материалы»). В этом случае стоимость системы ГЛОНАСС будет списана единовременно на счета учета затрат в зависимости от вида использования транспортного средства (в частности, счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы»).

Обратите внимание: в целях обеспечения сохранности комплектов спутниковой навигации ГЛОНАСС при эксплуатации в компании должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Такой учет может быть организован с помощью забалансовых счетов, поскольку согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [2] такие счета используются для контроля за отдельными хозяйственными операциями и для обеспечения сохранности используемых ценностей.
_________________
[2] Утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

В ситуации, когда бортовое оборудование (стоимостью более 40 000 руб., но менее 100 000 руб.) признается в бухгалтерском учете в составе основных средств, а в налоговом учете списывается в состав материальных расходов единовременно, возникают временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 [3]. В месяце списания оборудования в материальные расходы единовременно (месяц ввода в эксплуатацию) возникает налогооблагаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налогового обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18/02) и отражается по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Со следующего месяца, когда начинает начисляться амортизация по бортовому оборудованию в бухгалтерском учете, и в течение всего срока начисления амортизации отложенное налоговое обязательство подлежит уменьшению в соответствии с п. 18 ПБУ 18/02. При этом отложенное налоговое обязательство списывается при выбытии бортового оборудования (п. 18 ПБУ 18/02).
_________________

[3] Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Автор: Н.Р. Герасимова, руководитель практики корпоративного налогообложения «ФБК Legal»

Читайте также: