Пояснения в налоговую о расходах при усн

Опубликовано: 11.05.2024

Инспекторы вправе требовать пояснений в рамках камеральной проверки, если компания отразила в декларации убыток. Это касается убытков по итогам и года, и отчётных периодов. Поэтому многие бухгалтеры предпочитают занижать расходы и подавать неправильную прибыльную декларацию. Но убыток — это нормально, если он обоснован. Расскажем, как пояснить налоговой убыток в отчётном периоде.

Если компания показала убыток за отчётный период в декларации по налогу на прибыль, то во время камеральной проверки налоговики могут прислать требование о пояснении размера убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Такая же ситуация возникает при проверке убыточной декларации по УСН «доходы минус расходы» и бухгалтерской отчётности. Но эти отчёты бизнес сдаёт раз в год, а декларацию по налогу на прибыль ежеквартально или ежемесячно.

Как реагировать на требование

Срок для ответа считается с даты получения требования о пояснениях. Если компания отчитывается на бумаге, требование придёт ей почтой. Датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Наконец, если проигнорировать требование ИФНС, это может привлечь нежелательное внимание налоговиков к организации вплоть до назначения выездной проверки.

Расскажем, как действовать дальше в зависимости от того, что вы решили предпринять: подать уточнённую декларацию или обосновать убытки.

Вариант 1. Отправляем уточнёнку

Если при составлении декларации допущена ошибка и убытка на самом деле нет, нужно подать уточнённую декларацию. Пояснения в таком случае можно не давать, а камеральная проверка декларации начнётся заново (ст. 129.1 НК РФ). Перед подачей уточнённой декларации заплатите налог и пени. Это позволит избежать штрафа (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Вариант 2. Отправляем пояснения

Если вы не собираетесь пересматривать декларацию, надо составить убедительное обоснование размера убытков. Его составляют в произвольной форме, указывая причины, в результате которых возникли убытки.

По итогам отчётного (налогового) периода получен убыток

Такое часто случается с недавно зарегистрированным бизнесом или организациями, которые развивают новое направление и вкладывают много денег в закупку оборудования, недвижимости, материалов и пр.

«Старички» от убытков тоже не застрахованы. Причиной может стать сезонное падение спроса, крупная разовая трата, банкротство контрагента, изменение условий договоров и т.д.



Если убыток получен из-за коронавируса и режима самоизоляции, никаких особенностей в пояснении нет. Отсутствие доходов понятно, так как многие фирмы не могли работать, но по-прежнему платили зарплату, аренду, коммуналку и пр. В пояснении опишите обстоятельства и сошлитесь на решения федеральных, региональных и местных властей, например на указы Президента о нерабочих днях от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239.

Убыток от реализации покупных товаров

Пояснения могут запросить и когда убыток в декларации показан только по реализации покупных товаров. В этом случае налоговые органы подозревают, что компания нарушила правила учёта расходов при реализации товаров (ст. 268 НК РФ) или неправильно распределила расходы на прямые и косвенные (ст. 320 НК РФ).

В первую очередь проверьте, действительно ли вы продали товары дешевле, чем купили. Если нашли ошибку, подайте уточнёнку. Если же в декларации всё верно, готовьте пояснение.


Уменьшение налоговой базы за счёт убытков прошлых лет

При проверке прибыльной декларации налоговая тоже может требовать пояснить убытки. Так бывает, если в отчёте снижена налоговая база за счёт убытков прошлых лет. Такое право налоговиков напрямую не прописано в законе, но арбитражная практика показывает, что суды могут поддержать стремление налоговиков трактовать п. 3 ст. 88 НК РФ расширительно (Постановление арбитражного суда ВВО от 18.01.2016 N Ф01-1806/2015 по делу № А11-372/2015).

Может ли налоговая требовать документы для подтверждения убытков

Вместе с пояснениями налоговики часто требуют представить дополнительную информацию: постатейную расшифровку затрат, развёрнутую по контрагентам кредиторскую задолженность с указанием времени и причины возникновения, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные документы и даже иногда бизнес-план по выходу на прибыль. Обязан ли налогоплательщик выполнять такие требования?

При даче пояснений, в том числе и по поводу убытков, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учёта и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). При этом налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, не предусмотренные статьёй 88 НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Закон чётко устанавливает, что налогоплательщик может представить дополнительные документы, но не обязан это делать. На официальном сайте ФНС говорится: «На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов».

Тем не менее п. 8.3 ст. 88 НК РФ устанавливает право налогового органа запрашивать первичные документы и регистры налогового учёта при камеральной проверке уточнённой декларации, поданной спустя два года после срока подачи декларации, если в ней уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка.

Что будет, если пояснения не покажутся налоговикам убедительными

В этой ситуации есть три варианта:

  1. Должностное лицо налогоплательщика вызовут на «убыточную комиссию» (пп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ).
  2. По результатам камеральной проверки доначислят налог.
  3. К налогоплательщику придут с выездной проверкой. Проверка может быть назначена и после одной убыточной декларации, несмотря на то что в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» критерий назначения проверки в связи с убытками — отражение в отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Но такое развитие событий маловероятно.

  • Как перенести расходы на УСН, чтобы в декларации не было убытка
  • ФНС утвердила новую декларацию по прибыли
  • Расхождение налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСНО (доходы минус расходы). Налоговая декларация за 2018 год была представлена 29.04.2019.
24 июля 2019 года в адрес индивидуального предпринимателя поступило требование о предоставлении пояснений в связи с расхождениями между доходом, отраженным в налоговой декларации, и суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет. Расхождения были связаны с пополнением счета собственными средствами.
13 сентября 2019 года поступило уведомление с требованием представить документы, подтверждающие расходы, и платежные документы на оплату данных расходов или представить уточненную налоговую декларацию в связи с тем, что с расчетного счета предпринимателя оплачены расходы с сумме меньшей, чем указано в декларации.
Индивидуальный предприниматель направил в ответ письмо с отказом представить документы, ссылаясь на то, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев после представления налогоплательщиком налоговой декларации. После этого последовало требование налогового инспектора предъявить первичные документы.
24 ноября 2019 года поступило уведомление с требованием явиться на комиссию по легализации теневой заработной платы и мобилизации в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов по вопросу занижения налоговой базы в декларации по УСН. Предлагается дать пояснения и представить первичные документы. В случае неявки на комиссию предприниматель должен явиться для составления протокола об административном нарушении.
Правомерны ли требования налоговых органов? Каковы последствия для налогоплательщика в случае неявки по требованию и непредставления документов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При попытке признать данный вызов незаконным свою позицию ИП, вероятно, придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке. В случае неявки ИП на комиссию к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ. Указанная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган. В приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от ИП представления каких-либо документов, а ИП, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к ИП в связи с этим применены быть не могут.

Обоснование вывода:
В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Форма уведомления предусматривает указание должностными лицами налогового органа точной цели вызова (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
Формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что можно считать иными основаниями, связанными с исполнением законодательства о налогах и сборах. Так, к иным обстоятельствам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ.
Подпунктом 2 п. 1 данной статьи предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Для реализации названной обязанности налоговые органы как раз и наделены необходимыми правами в соответствии со ст. 31 НК РФ.
В п. 1 ст. 82 НК РФ разъяснено, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном НК РФ. При этом данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
- налоговых проверок;
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- использования других форм контроля, предусмотренных НК РФ.
В п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговому органу предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При этом из п. 6.7 Положения о ФНС (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе создавать совещательные и экспертные органы - советы, комиссии, группы, коллегии.
Общие принципы работы комиссий по легализации налоговой базы изложены в письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" (далее - письмо от 25.07.2017).
Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее - плательщики) НДФЛ и страховых взносов.
Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- выплаты "теневой" заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- несвоевременного перечисления страховых взносов;
- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
- выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Позиция Арбитражных судов относительно уведомлений о вызове налогоплательщиков на заседания комиссий неоднозначна*(1).
В п. 2.2 письма ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо от 17.07.2013) перечислены случаи вызова налогоплательщиков в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений (но они не ограничены).
Например, один из них - если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
Имеются примеры судебных решений, в которых указывается, что получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 N Ф02-2212/14 по делу N А78-9467/2013, от 19.05.2014 N Ф02-1904/14по делу N А78-5678/2013).
Существует обширная судебная практика в пользу налогового органа*(2).
Из некоторых судебных дел*(3) можно сделать вывод о том, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления не зависит от проведения в отношении вызываемого налогоплательщика налоговой проверки. Руководствуясь ст. 82 НК РФ, суды указывают на то, что налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Нормами НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик (налоговый агент) может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.
Однако пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) исключительно в письменном виде*(4).
Таким образом, из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.
Как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Несмотря на то, что право на вызов для дачи пояснений не беспредельно и должно быть ограничено, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, что подтверждается и рассмотренной выше судебной практикой.
Обращаем внимание, что Конституционным Судом РФ сформулирован принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П).
Срок проведения контрольных мероприятий - это необходимый элемент правопорядка в сфере налогового контроля, и его нарушение должно служить основанием для признания конкретного мероприятия налогового контроля незаконным, а полученных в ходе него доказательств - недопустимыми*(5).
Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова ИП в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным.
При попытке признать данный вызов незаконным, вероятно, ИП свою позицию придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке.
В письме от 25.07.2017 указывается, что в случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии. В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ*(6). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 письма от 17.07.2013).
Таким образом, ИП может быть привлечен к ответственности в случае неявки в налоговый орган для дачи пояснений, но не в случае отказа от дачи пояснений*(7).
По поводу вопроса о последствиях для ИП в случае непредставления документов на комиссию необходимо отметить следующее.
Пленумом ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указано, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Полагаем, работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы к указанным основаниям отнесена быть не может.
Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Письма ФНС, Минфина России не являются нормативными правовыми актами (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06, определение ВС РФ от 27.12.2005 N ГКПИ05-1625). Это в полной мере относится и к упомянутому выше письму от 25.07.2017, содержание которого не может рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков.
Таким образом, порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не только не установлен положениями налогового законодательства (п. 1 ст. 1 НК РФ), но и вообще не урегулирован нормативными актами. К таким правоотношениям не могут применяться, в частности, положения НК РФ об истребовании документов (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ) и об ответственности за их непредставление (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к налогоплательщику в связи с этим применены быть не могут*(8).
В заключении необходимо заметить, что в отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:
- повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
- вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
- Пояснения об отсутствии оснований для приглашения на заседание комиссии по легализации налоговой базы;
- Сообщение о невозможности явки в налоговый орган для дачи пояснений на заседании комиссии по легализации налоговой базы;
- Вопрос: Налоговый орган в ноябре 2016 года направил уведомление о вызове в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Ранее в отношении организации проводилась выездная налоговая проверка, в том числе и касательно НДФЛ. Имеет ли право ИФНС вызывать налогоплательщика в ноябре 2016 года и требовать письменные пояснения о якобы найденных расхождениях в данных отчета о движении денежных средств и сведений 2-НДФЛ за 2014 год и 2015 год, если срок камеральной проверки давно истек? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
- Вопрос: Организацией получено письмо о вызове директора и бухгалтера для участия в заседании комиссии налогового органа по легализации объектов налогообложения. Как налогоплательщику реагировать на подобное письмо? ("Финансы", N 1, январь 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

4 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • Наталья Богатырева

    Автор: Наталья Богатырева главный бухгалтер-эксперт 1С-WiseAdvice

    Наталья Богатырева

    Автор: Наталья Богатырева
    главный бухгалтер-эксперт 1С-WiseAdvice

    Для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, минимальный объем налоговых платежей зафиксирован в Налоговом кодексе.

    Те, кто работает на УСН-6, должны отдавать в казну не менее 3% от выручки компании. Налоги с фирмы на УСН-15 должны быть не менее 1% от выручки (при этом многие, чтобы не привлекать внимания налоговой, стараются платить в районе 1,5%).

    К сожалению, в последнее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда налоговые органы требуют, чтобы налоговая нагрузка у «пятнашек» была на том же уровне, что у «шестерок» – минимум 3% от выручки.

    Какие аргументы помогут защитить высокие расходы

    Итак, недавно очередной наш клиент – торговая компания на УСН-15% – оказался в поле зрения ИФНС. Его доля расходов составила более 80% от выручки. И это не понравилось налоговикам, которые решили, что таким образом компания искусственно завышает расходы с целью снижения налоговой нагрузки (напомним, что на УСН-15 налог платится с разницы между доходами и расходами, т.е. чем выше доля расходов, тем меньше сумма, с которой платится налог).

    Какой же уровень расходов может быть на «пятнашке»?

    На практике доля расходов компаний на УСН-15% составляет до 90% от выручки. Именно при таких показателях налоговые платежи составляют безопасные 1,5% от выручки.

    Пример расчета:
    Допустим, выручка компании - 100 000 руб.
    Она должна отдать в бюджет 1,5%, т.е. 1500 руб.
    1 500 руб.= 15% от 10 000 руб. (т.е. разница между доходами и расходами, с которой платится налог, должна составлять не менее 10 000 руб.).

    Таким образом, на расходы может приходиться 90 000 руб., т.е. 90% от суммы выручки.

    Однако, как мы видим на практике, теперь даже доля расходов в 80%, похоже, вызывает подозрения у налоговых органов.

    В ИФНС нам сказали, что хотят получить документы, обосновывающие расходы. В противном случае будут доначислены налоги. В приватной беседе нам пояснили, что теперь внутренний ориентир для инспекторов по уровню налоговой нагрузки – 3% от выручки (т.е. приемлемая доля расходов не должна превышать 80% от выручки).

    Мы подготовили подробные письменные пояснения, где, в частности:

    • дали подробную расшифровку доходов и расходов со ссылками на статьи НК РФ
    • указали, что из-за снизившейся платежеспособности покупателей у компании не было возможности повысить отпускные цены, в силу чего валовая рентабельность составила всего 10%.

    В целом же, подготовка пояснений для ИФНС – работа творческая. Что написать в «оправдание», зависит от сферы деятельности организации, структуры расходов и т. п. Например, для обоснования высоких расходов можно привести и такие аргументы:

    • из-за кризиса упали доходы или были расторгнуты договоры;
    • компания закупила основные средства с целью выхода на новый рынок;
    • жесткая конкуренция, заставляющая снижать цену;
    • некоторые должники не смогли вовремя рассчитаться с компанией, а значит, были потеряны доходы;
    • низкая рентабельность в целом по отрасли и т.п.

    К счастью, наши доводы инспекторы признали убедительными, и клиента оставили в покое. Однако факт остается фактом: от УСН-15 теперь хотят больше налогов, чем раньше.

    Требования отдельно взятой ИФНС или новая тенденция?

    Мы связались с нашими филиалами в регионах и выяснили, что приведенный пример – не единичный случай. Требование придерживаться правила «доля расходов не более 80%» уже получили десятки компаний, стоящие на учете в разных ИФНС. А это, к сожалению, уже похоже на тренд.

    Мы будем и дальше следить за развитием ситуации и информировать наших читателей о самых разных тревожных «звоночках».

    Понятно, денег в бюджете нет, и к бизнесу будет все более пристальное внимание. При этом наша задача как профессиональной бухгалтерской компании – стоять на страже интересов наших клиентов и использовать все возможные законные методы для их защиты.

    image_pdf
    image_print

    В статье рассмотрены самые распространённые ошибки, которые допускаются организациями при использовании в учёте упрощённой системы налогообложения.

    Счёт-фактура с НДС

    Если организация применяет «упрощёнку», то с неё снимается обязанность по уплате НДС. Однако, порой контрагенты настаивают на том, чтобы в счёте-фактуре указывался размер НДС, и предприятие вынуждено идти им навстречу, чтобы не растерять клиентов.

    Такие действия обернутся расходами как для организации на УСН, так и его контрагента.

    Как только организация выпускает счёт-фактуру с суммой НДС, она сразу становится плательщиком НДС и обязана сделать соответствующий платёж, а, следовательно, представить в налоговую декларацию по НДС.

    Контрагент заинтересован в получении счёта-фактуры с выделенной суммой НДС с надеждой указать данную сумму к вычету. Хотя зачастую налоговые органы в этом отказывают.

    Судебная практика в таких ситуациях тоже не имеет общего мнения, суды занимают как сторону инспекции, так и сторону налогоплательщиков.

    Поэтому во избежание дополнительных расходов и возможных судебных разбирательств налогоплательщику на УСН нужно чётко следующим правилам:

    • не выставлять счёта-фактуры
    • акты и накладные не должны содержать в себе информацию с выделенным НДС

    Если же без счёта-фактуры не обойтись, то необходимо указать «без НДС».

    Налог рассчитывается со всех зачисляемых средств

    Организация на УСН не должна включать в список доходов для определения величины налога такие поступления на расчётный счёт как:

    • зачисление суммы полученных кредитов
    • пополнение личными средствами
    • взносы от учредителя, который обладает более 50% уставного капитала

    Такие суммы приведут к образованию переплаты.

    Неверно посчитанные курсовые разницы

    Для целей налогообложения по УСН выручка, полученная в валюте, пересчитывается по рублёвому курсу Центробанка в момент попадания средств на транзитный счёт.

    Далее средства попадают на текущий валютный счёт предприятия, на котором средства могут быть пересчитаны в связи с изменением курса или в случае продажи валюты. Так и образуется курсовая разница.

    Если средства находятся на балансе счёта без движения, то курсовые разницы не влияют на УСН. Положительная разница при увеличении курса ведёт к завышению налога, отрицательная – к занижению.

    Если имела место продажа валюты, то для начала необходимо определить разницу между курсом продажи и курсом Центробанка на момент совершения сделки. Далее полученный результат необходимо умножить на сумму валюты, которая была продана. Если курс продажи выше курса ЦБ, то полученная сумма учитывается как доход. Если, наоборот, то сумма никак не повлияет на УСН.

    Если не учитывать положительную разницу или, наоборот, учесть отрицательную, то это приведёт к занижению налога и, соответственно, штрафным санкциям.

    Включать в состав абсолютно все расходы

    Поскольку доходы признаются при УСН таковыми в момент зачисления средств на расчётный счёт, то предприниматели ошибочно придерживаются мнения, что как только средства были списаны со счёта их можно признавать расходами.

    Чтобы расходы можно было использовать с целью уменьшения налогооблагаемой базы при объекте «доходы минус расходы», должны одновременно выполняться следующие условия:

    • расход оплачен
    • по совершенному платежу должны иметься необходимые подтверждающие документы (акт, накладная и прочее)
    • списание средств со счёта экономически обосновано
    • расходы включены в перечень, который содержится в ст. 346.16 НК РФ
    • если расходы понесены для закупки продукции с целью её дальнейшей перепродажи, то признать их можно только по завершении процесса реализации

    Если хотя бы одно из условий не выполнено, то доходы нельзя принимать к учёту с целью снижения налогооблагаемой базы, иначе это приведёт к штрафным санкциям со стороны налоговой инспекции.

    Не перечислять авансы по налогу

    Если организация приняла решение использовать упрощённую систему налогообложения, то ни в коем случае нельзя забывать о перечислении авансовых платежей по итогам каждого квартал. Делать это необходимо до 25 числа месяца, следующего за кварталом.

    Если просрочить платёж или вовсе его не заплатить, то это приведёт к пеням со стороны инспекции. Размер пеней определяется как 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки, а после 30 дней расчёт уже будет осуществляться как 1/150 от ставки в день.

    Не перечислять суммы аванса по налогу допускается только если:

    • в течение квартала не было получено никакого дохода
    • сумма расходов оказалась больше доходов

    В случае превышения расходов над доходами по итогам, необходимо перечислить минимальную сумму.

    К авансовым платежам понятие минимального платежа применять нельзя, если по итогам квартала был получен убыток, то платёж в этот раз можно не осуществлять.

    Читайте также: