Пониженный тариф страховых взносов для нко на усн

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 14 декабря 2020 г. № БС-4-11/20568@ О применении пониженных тарифов страховых взносов некоммерческими организациями

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческими организациями сообщает.

В соответствии с положениями подпункта 7 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) применяются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20% в течение 2017 - 2024 годов.

Согласно пункту 7 статьи 427 Кодекса вышеуказанные некоммерческие организации применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса (далее - целевые поступления);

доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса (далее - гранты);

доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абзацах сорок седьмом, сорок восьмом, пятьдесят первом - пятьдесят девятом подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса (далее - осуществление деятельности).

Общий объем доходов определяется плательщиками страховых взносов путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.

Таким образом, негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в социально ориентированных областях, с целью определения доли доходов суммируют доходы в виде целевых поступлений, доходы в виде грантов и доходы от осуществления деятельности.

При этом, если у организации не менее 70 процентов суммы всех доходов составит сумма только по одному виду доходов, поименованному в пункте 7 статьи 427 Кодекса, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Указанная позиция согласована с Минфином России.

Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов и плательщиков страховых взносов.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

Негосударственные НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в социально ориентированных областях, для определения доли доходов суммируют целевые поступления, гранты и доходы от осуществления деятельности.

Если у организации не менее 70% суммы всех доходов составит сумма только по одному виду доходов, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Если сведения о создании социально ориентированной НКО внесены в ЕГРЮЛ на основании документов, поступивших из Минюста, организация применяет УСН, а также выполняет условия о доходах, установленные пунктом 7 статьи 427 НК РФ, то такая НКО вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2019 и до 2024 года включительно.

Поправки, предусмотренные Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ, сохранили до 2024 года право на применение пониженных тарифов страховых взносов для некоммерческих организаций социальной направленности, применяющих УСН (кроме государственных (муниципальных) учреждений).

В соответствии с учредительными документами они должны вести деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального). Так сказано в подпункте 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ.

Условия для пониженного тарифа

Пониженные тарифы – это право платить страховые взносы за наемных работников в меньшем размере. Ставки тарифов, установленных для льготных категорий, указаны в статье 427 НК РФ.

Для НКО-упрощенцев, о которых идет речь в комментируемом письме, пониженный тариф означает уплату 20% от расчетной базы в ПФР. Но льготы предоставляются, если эти НКО выполняют определенные условия.

Деятельность НКО в социально ориентированных областях должна являться основной. То есть, доля доходов от оказанных услуг должна составлять не менее 70% от общего объема доходов. Сумма доходов в целях применения льготного тарифа по взносам НКО складывается из двух групп доходов.

Во-первых, это доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ:

  • целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) на содержание НКО и ведение уставной деятельности;
  • гранты (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Доходы из статьи 251 НК РФ нужно включать в общий объем доходов “упрощенца” при расчете доли доходов от основной деятельности в общем объеме доходов. Об этом говорится в письме ФНС РФ от 26.04.2018 № БС-4-11/8096.

Во-вторых, это доходы от основных видов деятельности (подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), а именно:

  • научные исследования и разработки (код ОКВЭД 73);
  • образование (код ОКВЭД 80);
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг (код ОКВЭД 85);
  • деятельность спортивных объектов (код ОКВЭД 92.61);
  • прочая деятельность в области спорта (код ОКВЭД 92.62);
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов) (код ОКВЭД 92.51);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код ОКВЭД 92.52);
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код ОКВЭД 92.53).

Кроме того, требуется безусловное выполнение требований, предъявляемых к плательщикам УСН. Общий годовой доход “упрощенца” не должен превышать 79 млн рублей (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Таким образом, если доход от льготируемого вида деятельности составляет менее 70% или превышает лимит в 79 млн рублей, нужно переходить на уплату взносов по общему тарифу.

Отчетность

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

“Социальные” НКО, имеющие право на льготный тариф до 2024 года, при заполнении расчета по страховым взносам должны учесть следующее. В строке 001 приложения 1 “Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование” к разделу 1 должен быть указан код тарифа плательщика “10”.

В графе 200 подраздела 3.2.1 “Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу застрахованного лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование” раздела 3 – коды категорий застрахованных лиц:

  • АСБ в отношении застрахованных лиц – граждан РФ;
  • ВЖСБ в отношении временно проживающих иностранцев и лиц без гражданства;
  • ВПСБ в отношении временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства.

Подтверждающие документы

Следует иметь в виду, предупреждает ФНС, что при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам инспекция вправе истребовать у плательщика сведения и документы, подтверждающие обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов.

Для НКО, о которых говорится в комментируемом письме, – это, конечно, учредительные документы, как следует из подпункта 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ. Также подтвердить льготу “упрощенцы” могут следующими документами:

  • заявлением о переходе на УСН (форма 26.2-1);
  • копией налоговой декларации по УСН с отметкой налоговой инспекции о принятии:
  • копией книги учета доходов и расходов.

Если из них будет четко следовать, что организация осуществляет один из льготируемых видов деятельности.

Эксперт “НА” В.Ю. Кирпичников

Почему льготный тариф не зависит от сведений в ЕГРЮЛ

Как обходят ограничения на применение пониженного тарифа

Как обосновать право на льготу при совмещении деятельности

  • Оптимизация страховых взносов
  • Арбитражная практика по налоговым спорам

Пониженные тарифы страховых взносов имеют право применять несколько категорий лиц, в том числе упрощенцы, занимающиеся определенными видами деятельности, аптечные организации на вмененке, а также ИП на патенте (п. 8 , 10 и 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ). Вплоть до 2018 года они уплачивают взносы по ставке 20 процентов, которые в полном объеме зачисляются в ПФР (ч. 3.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ).

При проверках контролеры из фондов довольно часто заявляют о необоснованности применения льготных тарифов. Однако есть ряд аргументов, которые помогают оспорить доначисления проверяющих в суде и отстоять выгодный способ снижения страховых взносов.

Право на льготу не зависит от сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или иных документах

Чтобы упрощенец имел право применять пониженные тарифы, доля его доходов от основного вида деятельности, упомянутого в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ, должна составлять не менее 70 процентов от общей суммы доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ). Аналогичный барьер действует и для некоммерческих организаций на упрощенке (ч. 5.1, п. 114.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

При проверке контролеры нередко отказывают в праве на льготу на том основании, что деятельность компании не соответствует упомянутой в Законе № 212-ФЗ (см. подверстку). К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.07.14 № А14-4757/2013 основной претензией проверяющих был тот факт, что некоммерческая организация указала в ЕГРЮЛ и в расчете РСВ-1 вид деятельности 65.2 «Прочее финансовое посредничество», который не дает права на пониженный тариф.

Не только основной класс ОКВЭД дает право на пониженный тариф

В деле, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа, компания на упрощенке вела деятельность «Управление эксплуатацией нежилого фонда» (код ОКВЭД 70.32.2). Проверяющие заявили, что она не имеет права на пониженный тариф, так как в Законе № 212-ФЗ содержится иной, более общий вид деятельности «Управление недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 70.32). Конечно, в этом вопросе суд встал на сторону компании, указав, что к общей группе с кодом 70.32 относится, в том числе, и финансово-хозяйственная деятельность с кодом по ОКВЭД 70.32.2 (постановление от19.05.14 №Ф03-1447/2014).

В суде компания доказала, что ее фактическая деятельность является исключительно некоммерческой и соответствует заявленной в уставе, которая является льготируемой. Никаких посреднических услуг в области финансов она не оказывала. Кроме того, код 65.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКВЭД) относит к прочим услугам по финансовому посредничеству также услуги благотворительных и спонсорских фондов.

Суд, принимая решение в пользу компании, отметил, что указанный в ЕГРЮЛ, а также в расчете РСВ-1 код ОКВЭД 65.2 не свидетельствует об отсутствии права на применение пониженного тарифа. Данное право зависит от характера фактической деятельности страхователя, а не от кода ОКВЭД, указанного в документах. Отметим, что ФСС России еще в 2012 году указывал, что тот или иной вид экономической деятельности признается основным в целях Закона № 212-ФЗ только исходя из суммы доходов, независимо от данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (письмо от10.02.12 №15-03-11/08–1395).

В другом аналогичном деле проверяющие указали, что, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности компании является полиграфическая деятельность (код ОКВЭД 22.22), которая не относится к льготируемым. Организация настаивала, что занимается еще и издательской деятельностью, что дает право на пониженный тариф взносов на основании пункта 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Но контролеры заявили, что общество не располагает для этого материально-технической базой.

В итоге компании пришлось доказывать ведение заявленной деятельности с помощью отчетности по НДС и налогу на прибыль, а также редакционно-издательских договоров. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа принял эти доказательства и вынес решение в пользу организации (постановление от10.04.14 №А79-2734/2013). Дела с аналогичным исходом рассматривались и в постановлениях федеральных арбитражных судов Уральского от03.04.14 №Ф09-1642/14 и Северо-Кавказского от19.02.13 №А32-8107/2012 округов.

Суды не всегда учитывают при расчете 70-процентной доли необлагаемые доходы

В статье 58 Закона № 212-ФЗ четко указано, что для применения пониженных тарифов доля доходов от льготируемой деятельности у упрощенцев и некоммерческих организаций на УСН должна составлять не менее 70 процентов (ч. 1.4 и 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Никаких иных условий для расчета этой доли не установлено.

Однако, по мнению проверяющих, долю нужно рассчитывать только с доходов, облагаемых единым налогом по УСН. И если в отчетном периоде у компании нет таковых, то она не может быть признана осуществляющей определенный вид деятельности в качестве основного и не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

Такая ситуация очень распространена в области управления недвижимым имуществом, которое льготируется на основании подпункта «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (см. подверстку). Большинство ТСЖ является некоммерческими организациями, и их доходы состоят из вступительных взносов, обязательных платежей членов товарищества, а также дотаций из бюджета. Эти доходы не облагаются налогом (п. 14 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичная ситуация складывается и у гаражных кооперативов (подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ).

Сдача собственной недвижимости в аренду — это не управление ею

Компания на упрощенке, которая получала 90 процентов всех доходов от сдачи в аренду собственной недвижимости, попыталась через суд доказать, что данный вид деятельности относится к управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32). Последний дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании подпункта «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ. По мнению организации, в Законе № 212-ФЗ не сказано, что льготы возможны только при управлении чужой недвижимостью. А компания определенно осуществляла управление недвижимым имуществом, пусть и находящимся в собственности у нее самой.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не согласился с этим (постановление от19.05.14 №Ф03-1447/2014). Он указал, что при сдаче имущества в аренду арендодатель не может рассматриваться как управляющая организация. Собственник имущества, переданного в аренду, остается его собственником. И обязанность по содержанию помещений возникает у него исходя из договора аренды, а не договора управления недвижимым имуществом.

Некоторые суды поддерживают требования проверяющих, указывая, что сумма доходов для расчета права на льготу определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Пример тому — постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от27.09.13 №Ф09-10040/13. В данном деле сумма доходов компании, облагаемых единым налогом, составила 38 тыс. рублей, тогда как фонд оплаты труда был равен 632 тыс. рублей. Суд, принимая решение в пользу контролеров, счел недопустимым тот факт, что сумма примененной льготы многократно превышает размер налогооблагаемых доходов товарищества. Аналогичный вывод содержится в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от20.05.13 №А50-18174/2012.

ВАС РФ в определении от09.06.14 №ВАС-6754/14 также отказал компании в праве на пониженные тарифы на том основании, что основным источником дохода для нее являлось целевое бюджетное финансирование. По мнению суда, эти суммы нельзя признать доходом от льготируемой деятельности (хотя их целевое предназначение — именно эта деятельность), так как они не получены в ходе реализации товаров, работ или услуг. Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от29.04.14 №Ф09-2334/14, а также в постановлении этого же суда от02.07.13 №Ф09-7954/12.

Однако в некоторых случаях суды становятся на сторону компаний, указывая, что претензии проверяющих основаны на неверном толковании закона (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от30.08.12 №А82-17592/2011 и от29.08.12 №А82-17590/2011). Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от23.10.12 №А82-2228/2012 подчеркнул, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от03.04.14 №А56-30949/2013, Второго арбитражного апелляционного суда от16.10.12 №А82-2230/2012.

Отметим, что выгодную для компаний позицию поддерживает и ФСС России. В письме от18.12.12 №15-03-11/08–16893 чиновники отметили, что доходы ТСЖ и гаражных кооперативов в виде членских и иных взносов относятся к доходам от данного вида деятельности в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Компания вправе применять пониженный тариф, совмещая по льготируемой деятельности УСН и ЕНВД

Может получиться так, что деятельность, которая дает право на применение льготного тарифа, частично облагается вмененным налогом. А компания при этом совмещает УСН и ЕНВД. Если при этом считать доходы только от упрощенки, то организация может и не получить права на пониженный тариф взносов.

Некоторые суды подходят к вопросу формально, соглашаясь принимать во внимание для расчета 70-процентной доли доходов только данные декларации по УСН (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от07.07.14 №А62-4749/2013). Однако Минздравсоцразвития России не против того, чтобы для расчета доли льготируемые доходы по упрощенке и вмененке суммировались (письмо от14.05.12 №1320–19). При этом доля доходов от вмененной деятельности определяется в соответствии с правилами упрощенки (ст. 346.15 НКРФ). Аналогичное мнение содержится и в письме ФСС России от18.12.12 №15-03-11/08–16893, в котором подчеркнуто, что пониженные тарифы применяются к выплатам всем работникам, в том числе занятым во вмененной деятельности. Поддерживают эти выводы чиновников в своих постановлениях и федеральные арбитражные суды Западно-Сибирского от23.08.13 №А03-13957/2012 и Поволжского от14.07.14 №А12-21975/2013 округов.

Заметим, что если компания применяет только вмененный вид деятельности, пусть даже и упомянутый в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ, права на пониженный тариф она не имеет (письмо ФСС России от18.12.12 №15-03-11/08–16893). Так как она не является организацией на упрощенке.

Аптеки могут применять пониженные тарифы в отношении выплат всем работникам

При проверке аптек контролеры нередко настаивают, что пониженные тарифы могут применяться только к выплатам в пользу лиц, имеющих сертификат специалиста, позволяющий заниматься фармацевтической деятельностью. В отношении выплат иным работникам, по их мнению, должен применяться общий тариф. При этом они ссылаются на статью 100 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и письмо ФСС России от25.04.12 №15-03-18/08–4703. Однако суды не согласны с такой позицией, указывая, что аптечные организации вправе применять пониженные тарифы в отношении выплат всем работникам. Тем более что ФСС отозвал упомянутое разъяснение еще в конце 2012 года (письмо от 06.12.12 № 15-03-11/05–16023).

Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарствами, в которых наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники. Они исполняют функции, направленные на обеспечение нормальной работы аптечной организации, поэтому также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности. Такие выводы содержатся в определении ВАС РФот13.08.13 №ВАС-10592/13. Кроме того, пониженные тарифы устанавливаются для юридического лица — плательщика взносов, а не для физлиц, с которыми у него заключены трудовые договоры (определение ВАС РФот29.08.13 №ВАС-11099/13).

Доход по нескольким льготным видам деятельности иногда можно суммировать

Компания вправе применять пониженный тариф, даже если она осуществляет несколько видов деятельности, каждый из которых в отдельности не дает права на льготу, так как сумма доходов по нему меньше 70-процентного барьера. Но только если эти виды относятся к одному классу по ОКВЭД. Такова позиция чиновников Минтруда России (письмо от03.04.13 №17–4/551). Аналогичный вывод содержится в определении ВАС РФот05.07.13 №ВАС-8038/13 и в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от14.02.13 №Ф09-2/13.

Если же льготируемые виды деятельности относятся к разным классам ОКВЭД и доходы ни по одному из них в отдельности не превышают 70 процентов от общей суммы доходов, то применение пониженного тарифа необоснованно (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от14.07.14 №А12-21975/2013). Дело в том, что, согласно Закону № 212-ФЗ, льготируемый вид деятельности должен быть основным. В рассматриваемой же ситуации у компании нет основного вида деятельности, по которому бы выполнялось условие о 70 процентах.

Аутстаффинг мешает применению пониженных тарифов

Если компания ведет деятельность, дающую право на льготные тарифы, не напрямую, а путем предоставления клиентам специализированного персонала по договорам аутстаффинга или аутсорсинга, то у нее нет права на применение пониженных тарифов. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от12.12.13 №А12-6652/2013. Дело в том, что в данном случае компания лишь предоставляет персонал, а такой вид деятельности не относится к льготируемым. Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от05.12.13 №А12-6650/2013.

В № 48 за декабрь 2011 г. опубликована информация о трех новых категориях льготников по страховым взносам.

По благотворительным организациям. Казалось бы, наши церкви в первую очередь должны быть в категории благотворительных организаций, но в перечне льготников не указан ОКВЭД 91.31 «Деятельность религиозных организаций». И ведь доходы в виде целевых поступлений на самом деле доходом не являются, в частности, в церкви – это пожертвования. Налог по «упрощенке» – 0%. Выходит, что церкви не могут применять льготу по страховым взносам?

По некоммерческим организациям. Морской клуб по ОКВЭД 92.62 «Прочая деятельность в области спорта» попадает в льготники как некоммерческая организация. Но опять же – организация живет только за счет целевых поступлений в виде членских взносов, которые к доходам не относятся. И так же налог по «упрощенке» – 0%. Значит, и эта организация не может применять льготный тариф?

Для кого же тогда установлены эти льготы, если фактически благотворительные и некоммерческие организации не могут ими воспользоваться?

С 2012 года пониженные тарифы страховых взносов применяют:

– благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие УСН;

– некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

То есть специальные условия по размеру доходов установлены только для некоммерческих организаций.

Благотворительные организации применяют пониженные ставки страховых взносов в ПФР по тарифу 20% независимо от объема доходов.

Религиозные организации являются некоммерческими организациями.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

Ст. 1 Федерального закона РФ от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (ст. 6, 7 Закона № 135-ФЗ).

Таким образом, сама по себе религиозная организация не признается благотворительной организацией.

Религиозная организация вправе учредить благотворительную организацию.

Учрежденная религиозной организацией благотворительная организация имела бы право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Что касается некоммерческих организаций, то указанные в п. 11 части 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ некоммерческие организации — плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

– доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;

– доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности и определяемых в соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;

– доходы от осуществления следующих видов экономической деятельности: научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов; прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов); деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий; деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

То есть перечисленные виды доходов суммируются и сумма этих доходов должна быть не менее 70% всех доходов некоммерческой организации.

То есть если морской клуб имеет 100% доходов в виде целевых поступлений на содержание некоммерческой организации, то он удовлетворяет условиям для применения пониженных тарифов страховых взносов.

Членские взносы признаются целевыми поступлениями некоммерческой организации.

Некоторые некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Это общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, государственные компании, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации.

Поэтому для определения предела доходов для применения льготных тарифов страховых взносов доходы от предпринимательской деятельности по видам, не указанным в п.п. «р»-«ф», «я.4»-«я.6» п. 8 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, не должны составлять более 30% всех доходов некоммерческой организации.

ФСС РФ в письме от 10.02.2012 г. № 15-03-11/08-1395 сообщил, что контроль за соблюдением условий, установленных п. 11 части 1 и частью 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляется, в том числе на основании Расчета, представляемого некоммерческими организациями в соответствии со ст. 15 Закона № 212-ФЗ, после внесения в утвержденную форму Расчета по форме­4 ФСС соответствующих изменений.

В форме­4 ФСС, утвержденной приказом Минздравсоцраз­вития РФ от 12.03.2012 г. № 216н, есть таблица 4.4 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 11 части 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ».

По итогам года, предшествующего текущему расчетному периоду


Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

С 1 апреля 2020 года для организаций и ИП, относящихся к СМП, установлен пониженный тариф страховых взносов ‒ 15 % (Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ)[1]. Новые ставки действуют с апреля 2020 года, а взносы за март считают по прежним тарифам. В статье рассмотрим особенности применения пониженного тарифа 15 %, как правильно посчитать и как платить страховые взносы.

Какие ставки взносов действуют для СМП?

С 1 апреля 2020 года страхователи – организации и предприниматели, которые включены в реестр малого и среднего бизнеса, вправе начислять взносы по пониженной ставке 15 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (с 1 января 2020 года МРОТ равен 12 130 руб.). Из них 10 % – отчисления на пенсионное страхование, а 5 % – на медицинское страхование.

Тарифы страховых взносов для субъектов МСП с 1 апреля 2020 года представлены в таблице.

Взносы

С суммы выплаты за месяц,
которая не превышает МРОТ

С суммы выплаты за месяц,
которая превышает МРОТ

Например, в апреле заработная плата составила 50 000 рублей, рассчитаем сумму страховых взносов:

1) к части выплат, равной МРОТ (12 130 рублей), применяется общий тариф 30 % (в совокупности на ОПС, ОМС и ОСС). Страховые взносы с этой величины равны 3 639 рублям;

2) к превышению применяется уже пониженный тариф 15 %. Тогда в отношении превышения над МРОТ страховые взносы равны 5 680,50 рублей ((50 000 руб. - 12 130 руб.) х 15 %);

3) всего с начисленной оплаты в 50 000 рублей причитается страховых взносов «по-новому» 9 319,50 рублей (3 639 руб. + 5 680,50 руб.).

Ранее с этой же суммы следовало бы начислить взносов 15 000 рублей (50 000 руб. х 30 %).

В Письме ФНС России от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@[2] даны разъяснения и алгоритм исчисления страховых взносов для субъектов МСП за периоды начиная с 1 апреля 2020 года. Правильность расчёта страховых взносов вы можете проверить, воспользовавшись формулами, которые приведены в приложении[3] к вышеуказанному письму. Для этого надо:

  • сложить суммы страховых взносов на ОПС, ОМС и по ВНиМ, которые вы исчислили по итогам месяца;
  • рассчитать общую сумму взносов по формуле, приведённой в названном приложении, для соответствующего месяца;
  • сравнить результаты. Если они равны, значит, взносы рассчитаны правильно.

Правильность расчёта страховых взносов вы можете проверить, воспользовавшись формулами, которые приведены в приложении[4] к вышеуказанному письму.

Как считать взносы СМП, если сотрудник работает неполный рабочий день?

Нормами глпвы 34 НК[5] не предусмотрено уменьшение МРОТ пропорционально рабочим дням, как это сделано, например, в отношении минимальных пособий. В базу по взносам включаются начисленные суммы выплат (п. 1 ст. 424 НК РФ[6]). И получается, что МРОТ для взносов корректировать не надо. Соответственно, если сотрудники устроены на неполный рабочий день (например, на 0,5 ставки), то корректировать МРОТ пропорционально отработанному времени для целей расчёта взносов не нужно.

Нюансы исчисления взносов СМП по выплатам сотрудникам в рамках ГПД

Каких-либо требований в отношении вида договора (трудовой или гражданско-правовой), по которому осуществляется выплата, Закон № 102-ФЗ[7] не содержит. Соответственно, льготные тарифы распространяются и на выплаты по ГПД.

Для взносов датой осуществления выплаты является день её начисления (ст. 424 НК РФ РФ[8]). Исходя из этого, вознаграждение по ГПД включается в базу по взносам на ОПС и ОМС в месяце, в котором сумма вознаграждения начисляется исполнителю. Дата непосредственной выплаты значения не имеет (Письмо Минфина России от 21.02.2020 № 03-15-06/12725[9]).

Таким образом, если организация включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и вознаграждение по ГПД начислено физическому лицу в апреле 2020 года, то взносы с части вознаграждения, превышающей МРОТ (12 130 руб.), правомерно рассчитать по пониженным тарифам (в целом 15 %).

Как исчисляют взносы те, кто уже имеют право на льготные тарифы по НК РФ?

В Законе № 102-ФЗ не сделано никаких исключений и не предусмотрено особых правил для использования новых пониженных тарифов страховых взносов субъектами МСП, которые и до 1 апреля относились к категориям плательщиков, имеющих право на льготные тарифы, установленные статьёй 427 НК РФ[10].

Например, для организаций сферы информационных технологий до 2023 года действуют льготные тарифы ‒ 8 % на ОПС, 2 % на ОСС, 4 % на ОМС. Таким образом, если субъект МСП относится к сфере IT, то льготные тарифы взносов по ОПС и ОМС (как в пределах МРОТ, так и при превышении) для него ниже, чем предусмотренные в Законе № 102-ФЗ. Вместе с тем тариф по ОСС (2 %) такие лица применяют ко всей зарплате, тогда как Закон № 102-ФЗ с выплат, превышающих МРОТ, от этой части от взноса освобождает.

Ответ на вопрос о том, можно ли совместить два льготных тарифа и платить с апреля взносы на ОПС и ОМС как IT-компания (8 % и 4 %), а взносы на ВНиМ как малое предприятие: в пределах МРОТ ‒ 2%, а сверх МРОТ не платить, ответил специалист ФНС Лабутов Владислав Валерьевич, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса[11]: «Комбинирование двух пониженных тарифов НК не предусмотрено. Нормами главы 34 НК[12] и Законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ[13] в совокупности установлены такие виды пониженных тарифов:

- для IT-компаний общий тариф составляет 14 %, в том числе на ОПС ‒ 8 %, на ОМС ‒ 4 %, на ВНиМ ‒ 2 %. При этом компания должна соблюдать условия по доле выручки от основного вида деятельности, по среднесписочной численности работников, а также иметь документ о госаккредитации организации, ведущей деятельность в области информационных технологий. По этим тарифам следует исчислять взносы со всей начисленной работнику за месяц суммы, облагаемой взносами (за вычетом не облагаемых по ст. 422 НК РФ сумм);

- для субъектов малого и среднего предпринимательства общий тариф составляет 15 %, в том числе на ОПС ‒ 10 %, на ОМС ‒ 5 %, на ВНиМ ‒ 0 %. Но этот тариф можно применять только к облагаемым выплатам, которые за месяц превышают 12 130 рублей. А в отношении выплат в пределах 12 130 рублей действует тариф 30 % (на ОПС ‒ 22 %, на ОМС ‒ 5,1 %, на ВНиМ ‒ 2,9 %).

Однако применение разных видов пониженных тарифов к одним и тем же выплатам НК РФ не предусмотрено. Таким образом, IT-компания может выбрать только один пониженный тариф, по которому она будет платить страховые взносы. Раз уж с начала года вы платите взносы по тарифу 14 %, то и дальше продолжайте его применять. Тем более что для вас этот тариф выгоднее.

Таким образом, ряд компаний и ИП могут воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов. Однако по-прежнему остаются вопросы, связанные с их применением для СМП. Поэтому налогоплательщикам необходимо внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов, чтобы избежать штрафных санкций.

Читайте также: