Письмо в налоговую о применении пониженной ставки усн

Опубликовано: 24.07.2024

Установленные субъектами РФ ставки по уплачиваемому в рамках УСН налогу, которые дифференцированы в зависимости от категорий налогоплательщиков, не являются налоговой льготой. Соответственно, в ходе камеральной проверки налоговые органы не могут истребовать документы, подтверждающие применение данных ставок.

Вопрос: Признаются ли налоговой льготой дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН, установленные п. 2 ст. 346.20 НК РФ?

Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки истребовать у ИП документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок по налогу, уплачиваемому при применении УСН?

Правомерно ли применить по аналогии разъяснения Министерства финансов от 17.08.2012 N 03-02-07/1-201, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20152, касающиеся других федеральных налогов?

Обязан ли налоговый орган выполнять предписания Конституционного Суда РФ (п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П, п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 24.02.2011 N 197-О-О)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2013 г. N 03-11-11/43791

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу отнесения дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к налоговым льготам и сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если объектом налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 Кодекса).

Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.

Установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных Кодексом, пониженной налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не отождествляется с установлением налоговой льготы.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 Кодекса).

В соответствии с п. 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке (ст. 93 Кодекса) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Истребование налоговыми органами у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих применение дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системе налогообложения, ст. 88 Кодекса не предусмотрено.

Письма Минфина России, изданные в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России ст. 34.2 Кодекса, в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов или налогоплательщиков правил поведения.

Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

При этом информируем, что вопрос обжалования действий налоговых органов по истребованию документов, подтверждающих применение налогоплательщиком дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не являлся предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации (Определения от 15.05.2007 N 372-О-П и от 24.02.2011 N 197-О-О).

УСН: требование подтверждения использования пониженной ставки во время камеральной проверки

Так, например, согласно Закону г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 41 «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов», на территории г. Москвы установлена налоговая ставка в размере 10 процентов для налогоплательщиков, получивших за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 75 процентов доходов от следующих видов экономической деятельности: обрабатывающие производства, управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда; научные исследования и разработки; предоставление социальных услуг; деятельность в области спорта; растениеводство; животноводство; растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство); представление услуг в области растениеводства, декоративного садоводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг

Налоговым периодом по УСН признается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Правила проверки

По истечении календарного года налогоплательщики должны сдать декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Декларацию нужно подать в налоговые органы по месту своего нахождения – для организаций, или по месту жительства – для индивидуальных предпринимателей. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, ИП – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ).

И вот, начав камеральную проверку, инспектор видит, что «упрощенец» применяет пониженную ставку по налогу. Может ли он потребовать, чтобы налогоплательщик представил документы, на основании которых ставка, которую он применяет, меньше чем установленные Налоговым кодексом 15 процентов?

Правила камеральной налоговой проверки установлены статьей 88 Налогового кодекса. При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Налогового кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено другими статьями Налогового кодекса (п. 7 ст. 88 НК РФ).

В пункте 6 статьи 88 Налогового кодекса регламентировано право инспектора при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но дифференцированные налоговые ставки не являются налоговой льготой.

Что есть льгота

Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 1, 2 ст. 56 НК РФ).

В комментируемом письме специалисты Минфина России пояснили, что налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации, является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). То есть налогоплательщик не может отказаться от уплаты налога по пониженной ставке, поэтому льготой такую ставку считать нельзя и требовать документы, подтверждающие право на пониженную ставку, тоже нельзя.



Путеводитель для УСН

С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email.
Узнайте об издании больше >>

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Сегодня в большинстве регионов России введены пониженные ставки налога для тех, кто применяет УСНО с объектом обложения "доходы минус расходы" 1. В преддверии нового года и возможных переходов компаний на УСНО давайте вспомним, что это за ставки, кто может их применять и при каких условиях.

Диапазон для ставки - от 5 до 15%

Наиболее часто встречающиеся условия применения пониженной ставки - это:

  • ведение вида деятельности, поименованного в региональном законе 3. В некоторых субъектах РФ обязательное требование - чтобы упрощенец занимался только теми видами деятельности, которые указаны в законе (далее - "льготные") 4. Нередко в нормативном акте сразу прописывают и коды ОКВЭД этих видов 5;
  • получение бОльшей части доходов (либо выручки) именно от "льготного" вида деятельности. Например, не менее 70% 6;
  • размер среднемесячной зарплаты работников не менее определенного уровня, к примеру не менее 1,5-кратной величины прожиточного минимума за конкретный период 7;
  • превышение среднесписочной численности работников за определенный период над значением этого же показателя, например, за аналогичный период предыдущего года 5.
Кроме перечисленных требований к упрощенцам, в региональных законах попадаются и более изысканные, например такие, как:

  • отсутствие задолженности по налогам перед бюджетом и отсутствие работников 8;
  • создание организации бюджетным научным учреждением или вузом 9;
  • создание организации студентами или выпускниками профессиональных учебных заведений в течение 1 года после окончания обучения 10.
Критерий - ведение определенного вида деятельности

Налоговики, получив декларацию по УСНО, в которой налог определен по пониженной ставке, обращают внимание на то, есть ли код ОКВЭД, указанный на титульном листе декларации, среди кодов ОКВЭД плательщика в ЕГРЮЛ 11. И если такой код есть, то формально применять более низкую ставку налога организация может.

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич - Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Условия применения льготных налоговых ставок устанавливаются законами субъектов РФ, ими и надо руководствоваться. Если в соответствии с региональным законом единственным требованием к налогоплательщику для применения пониженной ставки является требование о ведении им определенного вида деятельности на территории данного субъекта РФ 12, то упрощенец вправе применять пониженную ставку и тогда, когда осуществляемый им "льготный" вид деятельности не является для него основным и приносит небольшую долю его доходов.

Что касается кодов осуществляемых организацией видов экономической деятельности, то они должны быть указаны в ЕГРЮЛ в любом случае - независимо от того, ведет ли организация "льготный" вид деятельности для целей налогообложения или нет 11".

Порой определить, относится ли ваша деятельность к "льготной", не так уж просто. И если у вас есть какие-то сомнения, то во избежание проблем с применением пониженной ставки вы можете сделать письменный запрос по этому поводу в отделение Росстата вашего региона 13.

Вот конкретный пример. Фирма на УСНО занималась производством продуктов из мяса. Однако, как выяснили налоговики, компания не сама производила продукцию, а только передавала сырье другой организации по договору переработки мяса на давальческой основе. В итоге упрощенцу пришлось доказывать в суде, что его деятельность тоже относится к производству и, как следствие, он имеет право на применение пониженной ставки при УСНО 14. В тот раз организация дело выиграла.

Кстати, если при ведении нескольких видов деятельности вы, в соответствии с региональным Законом, вправе применять несколько пониженных ставок разной величины, то можете выбрать любую из них (естественно, ту, что меньше) и рассчитывать налог по ней 15.

А как рассчитывать налог при УСНО, если упрощенец начал заниматься "льготным" видом деятельности в середине года?

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич, Минфин России

"Если упрощенец, начав вести "льготный" вид предпринимательской деятельности не с начала года, выполнил условия, установленные законом субъекта РФ для применения пониженной ставки налога при УСНО, то он будет вправе рассчитать по ней сумму налога за год".

Критерий - доля доходов от "льготного" вида деятельности

Условие о доле доходов, которые упрощенец должен получить от ведения "льготного" вида деятельности в общем объеме доходов, является вторым по популярности в региональных законах 16. При таких условиях необходимо организовать раздельный учет доходов по видам деятельности, чтобы впоследствии вы смогли доказать проверяющим правомерность применения пониженной ставки. Изобретать новый регистр для подсчета доли необязательно, за основу можно взять таблицу книги учета доходов и расходов. И рядом с графой "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" разместить еще одну графу, например, под названием "Доходы от "льготного" вида деятельности". Тогда вы в любой момент без проблем сможете определить, соблюдается ли у вас условие о доле доходов.

Предположим, организация занимается торговлей лаков и красок и производством мебели. Последний вид деятельности, в соответствии с региональным законом в субъекте РФ, является "льготным", причем для применения пониженной ставки выручка от ведения данного вида деятельности должна составлять не менее 70%. Тогда документ с записями о полученных доходах может выглядеть следующим образом.

Налоговики в рамках камеральной проверки могут попросить вас представить документы, подтверждающие ваше право на применение пониженной ставки налога. Конечно, проще всего пойти им навстречу. Но на всякий случай знайте, что требовать эти документы налоговики не вправе 17. Так как установление дифференцированных ставок по налогу при УСНО не является льготой 18.

Вместе с тем если в региональном законе прописана ваша обязанность сдать в инспекцию вместе с декларацией по "упрощенному" налогу КУДиР и расчет доли доходов, полученных от "льготного" вида деятельности (как это сделано в Республике Удмуртия), то в отношении поименованных документов приведенный аргумент не сработает 19. Ведь в этом случае представление КУДиР и расчета является условием для применения пониженных тарифов.

Открытие ОП и пониженные ставки при УСНО

СИТУАЦИЯ 1. Ваша организация на "доходно-расходной" упрощенке создает ОП в другом регионе, где установлена ставка, отличная от той, которая действует в регионе регистрации вашей компании. Тогда вы должны будете рассчитывать налог при УСНО по всей деятельности в целом по ставке, установленной в субъекте РФ, где состоит на учете ваша организация. Ведь даже при наличии ОП компания по месту своего нахождения 22:

  • платит "общий" "упрощенный" налог (авансовые платежи) по итогам своей деятельности, которую ведет и ее головное подразделение, и обособленное;
  • представляет одну "общую" налоговую декларацию по УСНО.
То есть место фактического ведения деятельности для определения ставки никакого значения не имеет.

Из авторитетных источников

Косолапов Александр Ильич, Минфин России

"Независимо от того, где фактически ведется деятельность - по месту нахождения самой организации или ее ОП, компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", должна рассчитывать налог по ставке "упрощенного" налога, установленной в регионе, где организация состоит на учете 22".

ВЫВОД

Если в другом субъекте РФ действует более низкая ставка налога при УСНО, то, чтобы рассчитывать налог по ней, вам нужно будет зарегистрировать организацию в этом регионе.

СИТУАЦИЯ 2. Ваша организация на ЕНВД создает ОП в другом муниципальном образовании (не важно, какого субъекта РФ) и хотела бы применять "доходно-расходную" УСНО в отношении деятельности, которая будет вестись в ОП. Это возможно, поскольку совмещать ЕНВД с упрощенкой можно 23. Но тогда налог при УСНО придется считать опять же по той ставке, которая установлена в регионе регистрации компании, а не ОП.

СИТУАЦИЯ 3. Ваша организация на ЕНВД создает ОП в том же муниципальном образовании, где состоит на учете, и хотела бы применять "доходно-расходную" УСНО в отношении деятельности, которая будет вестись в ОП, поскольку налог при УСНО получается меньше ЕНВД (или по какой-то другой причине). Тогда:

если ОП будет вести тот же вид деятельности, что и сама организация, то совмещение режимов для вас будет в принципе невозможно. Ведь совмещение УСНО и ЕНВД на территории одного муниципального образования допустимо только при ведении разных видов деятельности 24. Следовательно, понадобится либо по всей организации применять вмененку, либо перевести организацию с начала года на УСНО;

если ОП будет вести другой вид деятельности, нежели сама организация, то в отношении деятельности ОП можно будет применять "доходно-расходную" УСНО и считать налог по пониженной ставке. Но только с начала следующего календарного года, если, конечно, вы не подавали заявление о переходе на УСНО при регистрации компании 25.

Не забудьте, что при совмещении режимов вам также придется вести полный раздельный учет - и по доходам, и по расходам 26.

Если упрощенец с объектом "доходы минус расходы" в течение календарного года переедет в регион, где установлена другая ставка налога при УСНО (то есть снимется с учета в субъекте РФ, где вел деятельность до переезда, и встанет на учет в другом субъекте РФ, куда переехал), то сумму налога ему нужно будет определять по ставке, действующей в новом регионе 27. При этом авансовые платежи, уплаченные по прежнему месту нахождения и рассчитанные по другой ставке, учитываются при расчете налога за год. Если же из-за переезда у вас образуется переплата, то ее можно будет зачесть в счет будущих авансовых платежей или вернуть, несмотря на тот факт, что уплачены суммы были по старому месту учета 28.

  1. п. 2 ст. 346.20 НК РФ
  2. см., например, ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36; ст. 1 Закона Республики Дагестан от 06.05.2009 N 26
  3. см., например, ст. 1 Закона Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ
  4. ч. 1 ст. 11.1 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308
  5. п. 2 ч. 2 ст. 8.3 Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III
  6. см., например, ст. 1 Закона Республики Алтай от 03.07.2009 N 26-РЗ; ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2009 N 41
  7. п. 2 ст. 1 Закона Архангельской области от 21.11.2011 N 392-26-ОЗ
  8. ч. 1 ст. 1 Закона Кировской области от 30.04.2009 N 366-ЗО
  9. пп. 2, 3 ст. 1 Закона Курской области от 04.05.2010 N 35-ЗКО
  10. п. 1 ст. 1 Закона Пензенской области от 30.06.2009 N 1754-ЗПО
  11. подп. "п" п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
  12. ст. 1 Закона Мурманской области от 03.03.2009 N 1075-01-ЗМО; пп. 2, 3 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 166-оз
  13. Письмо Минфина от 13.08.2013 N 03-11-11/32808
  14. Постановление 14 ААС от 07.07.2011 N А13-13553/2010
  15. Письмо Минфина от 02.06.2009 N 03-11-11/96
  16. см., например, подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 22.12.2010 N 55-РЗ; ч. 2 ст. 1 Закона Рязанской области от 14.11.2011 N 95-ОЗ
  17. Письмо Минфина от 21.10.2013 N 03-11-11/43791
  18. пп. 6, 7 ст. 88 НК РФ
  19. подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 22.12.2010 N 55-РЗ
  20. подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ
  21. ст. 55 ГК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305
  22. п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ
  23. п. 4 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.26 НК РФ
  24. п. 4 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.26 НК РФ; Письма Минфина от 09.08.2013 N 03-11-11/32275, от 24.07.2013 N 03-11-11/29241
  25. пп. 1, 2 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ
  26. п. 7 ст. 346.26 НК РФ
  27. Письмо Минфина от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86
  28. пп. 1, 2 ст. 78 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N23, 2014

Уведомление о переходе на УСН имеет несколько названий-синонимов: заявление на УСН, а также форма 26.2-1. Данный документ достаточно прост в заполнении.

Заявление на УСН при регистрации ИП дает право пользоваться упрощенной системой налогообложения, которая гораздо выгоднее остальных систем. Налогов меньше, отчетности меньше.

Какой выбрать тип УСН

УСН имеет два объекта налогообложения и при переходе на упрощенку ИП должен выбрать один из них:

  1. Доходы – 6% (налог считается только с полученного дохода, без учета расходов).
  2. Доходы минус расходы – 15% (налог считается с разницы между доходами и расходами).

УСН «доходы» подойдет тем ИП, у кого расходы незначительны, в среднем – не более 60% от полученного дохода, а также тем, кто не может подтвердить их документально. Объект «доходы» наиболее оптимален для посредников, фрилансеров, ИП, оказывающих услуги или реализующих товары собственного производства.

УСН «доходы минус расходы» подойдет предпринимателям, чья деятельность сопряжена с большими расходами (торговля, производство), которые могут быть подтверждены документально.

Бланк заявления

Уведомление о переходе на УСН при регистрации ИП не обязательно заполнять на бланке, рекомендованном ФНС (форма 26.2-1). Его можно составить в свободной форме на обычном бумажном листе.

Несмотря на возможность сдачи заявления на УСН в произвольной форме, рекомендуем все же воспользоваться официальным бланком (26.2-1) – это исключит вероятность отказа в приеме документа.

Официальный бланк заявления утвержден Приказом ФНС РФ от 2 ноября 2012 № ММВ-7-3/829@ и актуален в 2021 году.

Уведомление универсально и подходит как для УСН 6%, так и для УСН 15%. Бланк формы 26.2-1 можно скачать здесь:

Сроки перехода

Существует два варианта сдачи заявления на УСН:

  • при регистрации ИП, одновременно с остальными бумагами;
  • в течение 30 дней после постановки на учет.

Сдача уведомления вместе с документами на регистрацию

Плюсом данного варианта является экономия времени на повторное посещение инспекции для сдачи уведомления. Заявление сдается вместе с остальными документами, а ИП после регистрации сразу начинает применять упрощенку.

Минусом же является риск отказа в принятии заявления о переходе на упрощенку в инспекциях, которые занимаются только регистрацией ИП и ООО. Например, в Москве всех ИП регистрирует только одна инспекция – ИФНС № 46, при этом неважно в каком районе города Москвы будущий ИП проживает.

Если это произошло – не переживайте, есть запасной вариант. Уже после регистрации, но в течение 30 дней, ИП может подать уведомление в налоговую инспекцию по месту постоянной прописки.

В последнее время риск отказа регистрирующими инспекциями в приеме уведомления на УСН снизился практически до нуля.

Сдача документов в течение 30 дней после регистрации

Данный вариант удобен тем ИП, которые до конца не определились с системой налогообложения, забыли или им отказали в сдаче уведомления одновременно при регистрации ИП.

Несмотря на то, что заявление подается уже после регистрации, ИП будет переведен на УСН с даты создания. Но если предприниматель не уложится в 30-дневный срок и сдаст уведомление позднее – его поставят на общий режим налогообложения, на котором он должен будет работать до конца года. Поэтому сильно не затягивайте.

Заполнение уведомления

Строгих требований к порядку заполнения заявления на УСН нет. Его можно заполнить любым цветом и шрифтом. Но лучше придерживаться общих требований, предъявляемых налоговыми органами к заполнению налоговой документации в 2021 году:

  1. Уведомление на применение УСН лучше заполнить шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов печатными буквами черного цвета.
  2. В пустых клетках желательно поставить прочерки.
  3. При заполнении от руки лучше также использовать ручку черного цвета. Сведения указывать заглавными печатными буквами, прочерки не ставить.

Обратите внимание, что заявление на УСН необходимо заполнить в двух экземплярах (для Москвы и Санкт-Петербурга в трех). Один экземпляр заберет инспектор вместе с другими бумагами, второй (с печатью и подписью) отдадут обратно – его нужно сохранить. Он будет подтверждать применение упрощенки.

ИНН/КПП

Строка «ИНН» заполняется только при наличии указанного документа.

Если его нет, то заполнять данное поле не нужно, номер ИНН будет присвоен гражданину после регистрации ИП. Если ИНН есть, но вы забыли его номер, узнать его можно здесь.

Строка КПП индивидуальными предпринимателями не заполняется.

Заполняем ИНН и КПП

Представляется в налоговый орган (код)

В данном поле необходимо указать код ИФНС, в которой ИП будет стоять на учете. Узнать код ИФНС можно здесь.

Если точно не уверены, то данное поле можно не заполнять вообще или заполнить после от руки в присутствии сотрудника инспекции.

Признак налогоплательщика

«1» – если уведомление подается одновременно с документами на регистрацию ИП.

«2» – при подаче уведомления в течение 30 дней после постановки на учет в качестве ИП.

Заполняем поле признак налогоплательщика

ФИО индивидуального предпринимателя

Фамилию, имя и отчество необходимо указать построчно.

Заполняем ФИО

Переходит на упрощенную систему налогообложения

ИП, подающие заявление при регистрации ИП (независимо от того происходит ли это сразу или в течение 30 дней после постановки на учет) указывают код «2».

Заполняем поле о переходе на УСН

В качестве объекта налогообложения выбран

«1» – если выбран объект «доходы» 6%.

«2» – если «доходы минус расходы» 15%.

Выбираем тип УСН

Год подачи уведомления о переходе на УСН

При переходе на упрощенку в 2021 году указываем значение «2021».

Строки «Получено доходов…», «остаточная стоимость…» и «На странице 1…» отчеркиваем, их заполнять не нужно.

Заполняем поле год перехода

В левом столбе под чертой указываем

«1» – если заявление на УСН подает сам ИП. Поля ниже (фамилия, имя, отчество) не заполняем.

«2» – если уведомление сдается представителем по доверенности. В этом случае в строках ниже необходимо указать ФИО представителя, а также название документа и его реквизиты.

Заполняем поле, кто подает заявление

Номер контактного телефона

Номер телефона можно указать как в формате «+7 код номер телефона», так и в формате «8 код номер телефона». Желательно без пробелов, скобок и тире. Важно, чтобы номер, указанный в заявлении, был актуальным, чтобы в случае чего инспектор, мог связаться с ИП.

В самом конце документа необходимо поставить подпись и указать дату его заполнения. На этом заполнение заявления на УСН завершается.

Заполняем поля телефон и дата

Обратите внимание, что в 2021 году заверять нотариально форму 26.2-1 не нужно, даже если ее сдает представитель.

Запрос в налоговую инспекцию о применении УСН — это письменное обращение с просьбой подтвердить поставщику применение спецрежима.

Когда понадобится подтвердить применение УСН

Для всех организаций и предпринимателей по умолчанию установлен один режим — ОСНО, или общая система налогообложения. Когда налогоплательщик регистрирует юридическое лицо или ИП, он автоматически попадает под ОСНО. Для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо подать специальное заявление 26.2-1.

По правилам форму КНД 11550001 (заявку 26.2-1) готовят в трех экземплярах: один — для налоговой, остальные с отметками ИФНС возвращают заявителю. Но иногда налогоплательщики подают только одну форму, и никаких подтверждений о применении УСН у них не остается.

В некоторых случаях поставщикам потребуется подтвердить работу на упрощенной системе налогообложения. Поставщики на УСН вправе участвовать в закупках наравне с остальными организациями (п. 4 ст. 3 44-ФЗ). Никаких исключений для них как неплательщиков НДС не предусмотрено — цена контракта не уменьшается. Заказчик обязан рассчитывать НМЦК таким образом, чтобы в ней учитывались все ценообразующие факторы, в том числе и налоговые сборы (письмо Минфина №24-01-07/34829 от 15.05.2019). Контракт заключается по требованиям извещения и предложениям поставщика — по той цене, которую предложил исполнитель. Цена является твердой и не меняется в процессе исполнения контракта. Заказчик оплачивает товары, работы и услуги по цене победителя, независимо от применяемой исполнителем системы налогообложения.

Заказчики по 44-ФЗ не включают сведения о применяемом налоговом режиме в список обязательных документов закупки. Поставщики предоставляют подтверждающий документ по желанию. А вот в закупках по 223-ФЗ иная ситуация. Если заказчик включил такое условие в закупочную документацию, поставщик обязан подтвердить применяемый налоговый режим. Исполнитель прикладывает к заявке документ-основание: заявку 26.2-1 с отметкой ИФНС или подтверждение о применении УСН от территориальной инспекции.

Материалы КонсультантПлюс по закупкам помогут все сделать правильно.
Воспользуйтесь ими БЕСПЛАТНО.

Как составить обращение в ИФНС

Поставщик формирует запрос о подтверждении упрощенки в свободной форме. Унифицированного бланка для такой заявки не предусмотрено. В письменном обращении рекомендуется указать:

  1. Название организации или Ф.И.О. заявителя ИП.
  2. Адрес местонахождения, а для ИП — адрес регистрации. Контактную информацию.
  3. Суть запроса: ИП или организация перешли на упрощенку, подавали заявление по форме 26.2-1 и налоговую декларацию УСН. Необходимо получить документальное подтверждение о переходе.

Варианты передачи письма в ИФНС — лично или по почте. Если передаете по почте или курьером, то только заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Только так у отправителя появятся отметка о вручении.

Это рекомендуемый образец запроса в налоговую о системе налогообложения: заполните его и передайте в ИФНС.

Начальнику ИФНС России по г. ___________

Исходящий № __________ от ____________ (наименование организации, ИНН, КПП, адрес местонахождения, контактный телефон)

Согласно ст. ст. 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации с __________________20____г. наша организация перешла/переходит на упрощенную

систему налогообложения в соответствии с заявлением (уведомлением) от _____________________20___г.

В связи с этим просим выдать информационное письмо о применении упрощенной системы налогообложения.

_____________________ ________________ __________________

(Должность руководителя) (Подпись) (Ф.И.О., полностью)

Что ответит налоговая

ИФНС подтвердит переход на упрощенку в ответном документе в течение 30 дней. Подтверждение составляют по унифицированной форме 26.2-7 (утв. приказом ФНС №ММВ-7-3/829@ от 02.11.2012). В ответном письме ФНС подтверждает переход организации или ИП на упрощенную систему налогообложения с указанием даты получения заявления на переход и даты подачи налоговой декларации УСН.

Если заказчик в извещение запросил подтверждение применения упрощенной системы налогообложения, поставщик вправе предоставить копию этого письма в составе заявки как документ соответствия.

Читайте также: