Отношения субъектов хозяйствования с кредитными организациями усн

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 октября 2008 г. N 03-11-04/2/152 О применении УСН кредитным потребительским кооперативом

Вопрос: Кредитный потребительский кооператив (КПК) просит дать разъяснение применения положений Налогового кодекса по следующим вопросам:

Основной деятельностью КПК является совместное сбережение личных денежных средств его пайщиков, взаимное оказание финансовой помощи только своим пайщикам, т.е. КПК, принимая сбережения пайщиков, предоставляет их своим же пайщикам в качестве займов либо размещает временно свободный остаток на депозитах банка. КПК является некоммерческой организацией, однако для достижения целей, ради которых он создан, занимается также и предпринимательской деятельностью. Основными источниками образования имущества кооператива являются: паевые и вступительные взносы (целевое финансирование), компенсации за пользование заемными средствами пайщиков (внереализационные доходы). Расходами предприятия являются: компенсации, выдаваемые пайщиком при привлечении их личных сбережений (внереализационные расходы), общехозяйственные расходы - расходы по аренде помещения, аренде транспортных средств, расходы на оплату труда, канцелярские расходы и т. п.

Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения - доход минус расход.

1. Имеет ли право кооператив общехозяйственные расходы принимать в расходы в целях налогообложения пропорционально поступающим доходам как от целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности? Если имеет, то как учитывать для распределения поступающие доходы и произведенные расходы: ежемесячно, ежеквартально, по итогам года, нарастающим итогом?

2. Кооператив привлекает заемные средства как от физических, так и от юридических лиц. Заемные средства привлекаются в рублях, под одинаковый процент, на один и тот же срок, без обеспечения. В соответствии со ст. 269 НК одним из критериев сопоставимых условий является привлечение заемных средств на те же сроки в сопоставимых объемах.

Как понимать термин "сопоставимые объемы"?

Должна ли быть обязательна от всех заимодавцев одна и та же сумма займов и на одинаковый срок? В учетной политике предприятия определены критерии сопоставимости: выданы на одинаковые сроки (на срок до 12 месяцев), выданы в сопоставимых объемах (размер полученных кредитов не должен отклоняться более чем на 20%).

При соблюдении всех условий сопоставимости можно ли считать сопоставимыми займы от физических и юридических лиц?

В случае, если в одном квартале были привлечены заемные средства от юридического лица и физических лиц, можно ли рассмотреть вопрос сопоставимости только от физических лиц и (при условии сопоставимости) отнести в расходы всю сумму уплаченных физическим лицам процентов?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения кредитным потребительским кооперативом и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

По вопросу N 1. Согласно статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительский кооператив, который является некоммерческой организацией, представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

На основании положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) некоммерческие организации, в том числе кредитные потребительские кооперативы, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных статьей 346.12 Кодекса. Налогоплательщики - некоммерческие организации, перешедшие на применение указанного специального налогового режима, при определении налоговой базы и в целях соблюдения вышеназванных ограничений учитывают как доходы, полученные в связи с осуществлением функций некоммерческого характера, так и доходы полученные ими от осуществления предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Причем перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим.

Указанные налогоплательщики вправе учесть в целях налогообложения, в частности, такие расходы, как расходы по аренде помещения и транспортных средств, расходы на оплату труда, расходы на канцелярские товары (подпункты 4, 6 и 17 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса). При этом источники финансирования затрат налогоплательщика в целях принятия данных расходов к учету значения не имеют.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 главы 25 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии со статьей 346.17 Кодекса в целях главы 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика-приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Таким образом, поступающие доходы и произведенные расходы налогоплательщик учитывает кассовым методом по мере их фактического поступления (фактической оплаты).

По вопросу N 2. На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса. Указанные расходы принимаются в порядке, установленном статьями 265 и 269 Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций.

В этой связи отмечаем, что согласно статье 265 Кодекса расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.

Статьей 269 Кодекса установлено, что под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Таким образом, под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, отвечающие одновременно следующим критериям:

- выданы в той же валюте;

- выданы на те же сроки;

- выданы в сопоставимых объемах;

- выданы под аналогичные обеспечения.

Вышеуказанные критерии сопоставимости долговых обязательств могут учитывать спрос и предложение на них по месту проведения операций на территории Российской Федерации или за ее пределами. Долговые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических или юридических лиц, считаются несопоставимыми.

Как следует из письма, кредитный потребительский кооператив привлекает заемные средства как от физических, так и от юридических лиц. Учитывая это, привлекаемые заемные средства не могут приравниваться к долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 октября 2008 г. N 03-11-04/2/152

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН


Упрощенная система налогообложения для ООО — один из вариантов налогообложения для небольших фирм, позволяющий снизить налоговое бремя и упростить бухгалтерский учет. Кто вправе применять спецрежим? Какие ограничения существуют? Каковы особенности УСН с объектом налогообложения «доходы» и «доходы минус расходы»? Когда можно перейти на УСН? Эти и другие особенности УСН для ООО рассматриваются в данной статье.

Какие фирмы могут применять УСН

Возможность применения упрощенной системы налогообложения ограничена рядом условий:

  • средняя численность персонала фирмы за налоговый период должна быть не более 130 человек;
  • доля участия в ООО других юридических лиц не должна превышать 25%;
  • ООО не должно иметь филиалы и заниматься каким-либо из перечисленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ видов деятельности;
  • остаточная стоимость основных средств ООО должна быть не более 150 млн руб.;
  • величина дохода за 2020 год не должна превысить 200 млн руб., если ООО уже работает на УСН; если же организация планирует перейти на упрощенку с 2021 года, то ее доходы за 9 месяцев 2020 года не должны быть больше 112,5 млн руб.

Обратите внимание! С 2021 года, если среднесписочная численность составляет от 100 до 130 человек или сумма дохода превысила 150 млн руб., но не вышла за рамки 200 млн руб., применяются повышенные ставки по УСН. При этом право на применение спецрежима не утрачивается.

Как работает ООО на упрощенке

Применять УСН можно либо с даты регистрации ООО в текущем году, либо с начала любого календарного года. О намерении работать на упрощенке необходимо уведомить налоговую инспекцию. В первом случае — в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, во втором — не позднее 31 декабря предшествующего года. Нарушение срока подачи уведомления о применении УСН приведет к невозможности его применения (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Изменить систему налогообложения можно будет только со следующего календарного года. Исключением будет ситуация, если в текущем году ООО выйдет за пределы ограничений, установленных для применения УСН.

Бухгалтерский и налоговый учет при УСН осуществляется выбранными ООО способами, закрепленными в учетной политике. Методы бухучета устанавливаются законом о бухгалтерском учете и действующими ПБУ, а налоговые методы — гл. 26.2 НК РФ. Это неизбежно приводит к различию в ведении двух видов учета. При разработке учетной политики ООО вправе выбрать те способы учета, которые сгладят эти различия.

ООО на УСН может вести бухучет так же, как и при ОСНО. Однако в связи с тем, что применяющие УСН фирмы чаще всего являются субъектами малого предпринимательства, они вправе использовать упрощенные способы бухучета:

  • полный упрощенный бухучет, похожий на учет ОСНО, но разрешающий неприменение некоторых ПБУ, использование сокращенного плана счетов и упрощенных регистров учета;
  • сокращенный упрощенный бухучет, ограничивающийся ведением книги учета фактов хозяйственной деятельности, но с применением способа двойной записи операций в ней;
  • простой упрощенный бухучет — ведение книги учета фактов хозяйственной деятельности без применения способа двойной записи.

ООО, являющемуся субъектом малого предпринимательства, необходимо также выбрать вариант составления бухгалтерской отчетности — полный или сокращенный.

Варианты налогообложения для УСН

Плательщики УСН освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество, за исключением некоторых ситуаций, перечисленных в п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Вместо них уплачивается налог, рассчитываемый от объекта, выбранного самим налогоплательщиком УСН при переходе на данную систему. Прочие платежи (начисления на зарплату, НДФЛ, транспортный, земельный, водный налоги, акцизы) начисляются и вносятся плательщиком УСН по стандартным правилам, установленным действующим законодательством.

Налог, уплачиваемый при УСН, может начисляться исходя из одного из двух объектов налогообложения: «доходы минус расходы» или «доходы». Объект должен быть постоянным в течение календарного года, но может быть изменен с начала следующего года по заявлению, поданному в ИФНС до 31 декабря.

К объекту «доходы минус расходы» применяется ставка 15%. Объект «доходы» облагается по ставке 6%. Законами субъектов РФ ставки могут быть снижены: при объекте «доходы минус расходы» может быть установлена ставка от 5 до 15%, при объекте «доходы» — от 1 до 6%.

Налоговый период при УСН — год, и отчетность по налогу (декларацию) ООО сдает один раз (за год) до 31 марта года, следующего за отчетным. При этом в течение года ежеквартально начисляются авансовые платежи, которые уплачиваются до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Окончательный расчет по налогу по данным декларации, в которой учитываются уплаченные авансовые платежи, производится до 31 марта года, следующего за отчетным. Расчет авансовых платежей и заполнение декларации по УСН осуществляются на основании данных книги доходов и расходов, служащей налоговым регистром при УСН.

Налогообложение ООО на упрощенке 15 процентов

При объекте «доходы минус расходы» начисление налога производится от базы, представляющей собой разницу между фактически полученными доходами и оплаченными (документально и экономически обоснованными) расходами. При этом перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, и способы их учета для целей налогообложения строго регламентированы (ст. 346.16 и 346.17 НК РФ).

Налог, уплачиваемый при УСН «доходы минус расходы», не должен быть менее 1% от полученной выручки. Даже если по итогам работы получен убыток, фирма должна уплатить этот минимальный налог. Однако такой убыток может быть учтен в дальнейших периодах.

Особенности упрощенки 6 процентов для ООО

При объекте «доходы» ставку 6% применяют к фактически полученным доходам. Расходы при расчете налога не учитываются никак, в книге доходов и расходов они отражаются по желанию налогоплательщика. При УСН 6% ограничений по минимальной сумме налога нет, и при отсутствии выручки налог не уплачивается.

Сумму налога, исчисляемую при УСН «доходы», можно уменьшить на суммы фактически оплаченных в отчетном периоде платежей в фонды, расходов на оплату больничных за счет работодателя, торгового сбора, но не более чем на 50%.

Итоги

Если компания удовлетворяет условиям применения УСН, она может подать заявление о переходе на эту систему налогообложения, указав объект налогообложения: «доходы минус расходы» или «доходы». В случае нарушения срока подачи уведомления о переходе на УСН применение этой системы будет невозможно. Ставки налога регулируются законами субъектов, но в любом случае они должны быть в пределах 5-15% для объекта «доходы минус расходы» и 1-6% для объекта «доходы». Плательщики УСН раз в году представляют декларацию и уплачивают ежеквартальные авансовые платежи.

Применение УСН не отменяет для юридических лиц ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. По какой форме, полной или упрощенной, будет вестись учет и представляться отчетность, ООО определяет самостоятельно в своей учетной политике.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на данный специальный налоговый режим и применяющие его в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Осуществление налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности по выдаче займов (в том числе займов под проценты) физическим и юридическим лицам не является препятствием для применения данным налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения при соблюдении условий и ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса. Таким образом, доходы, полученные от осуществления данной предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению в рамках упрощенной системы налогообложения.

По вопросу осуществления индивидуальным предпринимателем банковской и микрофинансовой деятельности необходимо учитывать следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон № 395-1) банковскую деятельность в Российской Федерации осуществляют субъекты банковской системы, которая включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом № 395-1 (ст. 1 Федерального закона № 395-1). Перечень банковских операций установлен ст. 5 Федерального закона № 395-1.

Как установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 151-ФЗ, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование). Микрофинансовая организация представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 151-ФЗ.

Помимо микрофинансовых организаций, имеющих соответствующий статус и включенных в реестр микрофинансовых организаций, микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц, осуществляют кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 151-ФЗ).

Одновременно сообщаем, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) и Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - в отношении всех общероссийских классификаторов.

В связи с этим по вопросу, касающемуся применения классификаторов, в том числе ОКВЭД, следует обращаться в Госстандарт.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Один из самых важных моментов, определиться с которым рано или поздно так или иначе придется любому начинающему предпринимателю – по какой системе налогообложения ему надо работать. Это важно, поскольку от системы налогообложения зависит не только то, каким образом нужно будет вести бухгалтерию, сдавать декларацию и отчетность, но и то, в какой величине будут взиматься налоги и сборы с организации. Надо сказать, проблемой выбора налоговой системы могут быть озадачены не только молодые бизнесмены. В процессе работы изменение налогового режима по каким-либо причинам может понадобиться и предприятиям, давно существующим на рынке. В России существует два наиболее часто применяемых режима налогообложения для предприятий и организаций – общий и упрощенный. Сейчас речь пойдёт про упрощённый, или, как ещё её называют в бухгалтерских кругах, — «упрощёнку».

Что такое УСН и кому она подходит

УСН или, говоря шире, упрощенная система налогообложения – это специально разработанный способ ведения бухгалтерского учета, сдачи отчетности и уплаты налогов по облегченной схеме. Как гласит закон, по УСН могут работать любые организации и предприятия, входящие в сферу малого и среднего бизнеса. УСН является излюбленным налоговым режимом и для индивидуальных предпринимателей.

Почему УСН?

УСН чрезвычайно удобна для мелких и средних предприятий. Поскольку все бухгалтерские отчетности проводятся в упрощенном варианте, им нет необходимости держать в штате бухгалтера и можно отдать ведение бухгалтерии на аутсорсинг. «Упрощенка» позволяет заменить целых три налога на один и при этом еще и дает возможность выбрать так называемый «объект налогообложения».

Проще говоря, руководство предприятия вправе решить, каким образом оно будет платить налоги: 6% с дохода или 15% с дохода минус расход. Причем раз в год, накануне нового календарного года, объект налогообложения можно менять.

Еще один неоспоримый плюс УСН – возможность подавать декларацию всего один раз в год. В отличие от Общей системы налогообложения, упрощенный режим освобождает предприятия от некоторых видов налогов. Например, если говорить об Обществах с ограниченной ответственностью, то они могут не платить налог на имущество, находящееся на балансе организации, налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций. Индивидуальные предприниматели, избравшие «упрощенку», будучи физическими лицами, не обязаны платить налог на доходы от предпринимательской деятельности, они освобождаются от налога на имущество, используемое в работе, а также от НДС.

Важно! Даже при Упрощенной системе налогообложения ООО и ИП законодательно обязаны платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с заработной платы сотрудников. Пренебрежение или уклонение от этой обязанности неминуемо влечет за собой карательные санкции.

Кто может и кому нельзя работать по УСН

УСН в России очень распространена, возможно, потому, что закон предусматривает, что воспользоваться ею могут любые предприятия и организации, оказывающие определенный перечень работ и услуг для населения. Исключения составляют:

  • Инвестиционные фонды, банки, ломбарды, микрофинансовые организации и иные финансовые структуры
  • Негосударственные пенсионные фонды, страховые организации
  • Организации с филиалами
  • Бюджетные организации
  • Те компании, которые занимаются организацией и проведением азартных игр и тому подобных мероприятий
  • Компании, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
  • Организации, занимающиеся добычей и продажей полезных ископаемых (кроме распространенных, например глина, песок, щебень, торф и других)
  • Предприятия, зарегистрированные в других государствах
  • Компании, в которых доля участия других компаний составляет более 25% (кроме некоммерческих организаций, бюджетных образовательных учреждений)
  • Предприятия, производящие подакцизные товары (спирт, алкоголь, табак, легковые автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла, полный список смотрите в ст.181 НК РФ)
  • Компании, в штате которых более 100 работников
  • Организации, перешедшие на ЕСХН
  • Те предприятия, остаточная стоимость основных средств которых составляет более 100 млн. рублей
  • Компании, которые не сообщили о переходе на УСН в сроки и в порядке, установленные законом

Надо заметить, что в этой части Закона периодически происходят изменения, поэтому рекомендуем периодически отслеживать этот перечень.

Условия перехода на УСН

Даже если деятельность предприятия входит в список разрешенных для работы по УСН, нужно знать, что и в этом случае существуют определенные ограничения. То есть для того, чтобы налоговые органы разрешили переход на «упрощенку» нужно, чтобы внутренняя составляющая предприятия соответствовала определенным условиям. В частности:

  • Чистая прибыль предприятия должна быть менее 60 миллионов рублей в год
  • В штате компании не должно работать более 100 человек
  • Остаточная стоимость должна составлять не более 100 миллионов рублей
  • Если это организация, в частности Общество с ограниченной ответственностью, то доля участия в ней других организаций не должна превышать 25%

ВНИМАНИЕ! По закону, Воспользоваться переходом на упрощенную систему налогообложения не смогут те организации и предприятия, которые имеют филиалы и представительства, причем, независимо от места их нахождения.

Как перейти на «упрощенку»

Предприниматели уже при процедуре регистрации предприятия, обязаны определиться с тем режимом налогообложения, по которому они планируют работать. Подать уведомление на Упрощенную систему налогообложения можно как вместе со всем остальным пакетом на государственную регистрацию, так и донести потом – в течение 30 дней после подачи основных документов в налоговую инспекцию.

Если этого не произошло, то предприятие автоматически включается в общую систему налогообложения.

Иногда бывает так, что в процессе работы бизнесмены понимают, что УСН предпочтительнее ОСН и возникает вопрос: можно ли сменить режим оплаты налогов и как это сделать? Да, перейти на «упрощенку» можно в любой период работы предприятия. В силу своей простоты, данная процедура не должна вызвать никаких затруднений. Для этого руководству предприятия необходимо к началу следующего календарного года подать в налоговые органы уведомление о переходе на УСН, но сделать это необходимо не позднее 31 декабря текущего года. Стандартный образец уведомления можно легко найти на сайте Федеральной налоговой службы.

Также читайте полную версию материала «как перейти на УСН».

Минусы УСН

Прежде чем принимать решения о том, стоит ли переходить на упрощенный налоговый режим, следует тщательно взвесить все «за» и «против». Дело в том, что, несмотря на очевидные плюсы, работа по УСН имеет и ряд скрытых подводных камней. Помимо вышеозначенных ограничений по количеству сотрудников на предприятии и размеров прибыли, главным минусом работы по УСН является освобождение организаций от уплаты НДС.

Суть проблемы

Крупные предприятия, которые, как правило, работают по Общей системе налогообложения, а следовательно с НДС, требуют от своих контрагентов заполнения счет-фактур. А между тем, предприниматели, работающие на УСН, по закону не могут выписывать эти счета. Еще один минус УСН – в случае утраты права работать по ней, например, в результате превышения лимита по количеству разрешенной численности сотрудников или превышения прибыли, вернуться к ней можно будет только со следующего года. Причем заявку на переход нужно будет подать накануне 1 января.

Что в итоге?

Друзья, если вы попадаете под условия применения УСН — конечно же надо на него переходить. Минусы, как правило, шикарно компенсируются плюсами. На данный момент, УСН — самый удобный налоговый режим, предлагаемый государством частному бизнесу.

И на последок: ИП, зарегистрированные впервые на УСН имеют право на налоговые каникулы, а именно определенное время не платить налоги.

2 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 310-ЭС19-1705 по спору между налоговой инспекцией и обществом, длительное время применявшим УСН без уведомления налогового органа, но с его молчаливого согласия.

Суды трех инстанций поддержали выводы налоговиков об утрате обществом права на УСН

В 2017 г. межрайонная инспекция ФНС № 2 по Смоленской области провела выездную проверку ООО СП «Бетула» за 2013–2015 гг., по результатам которой общество было оштрафовано на сумму свыше 200 тыс. руб. за неуплату (неполную уплату) НДС и налога на прибыль, а также за непредставление различных налоговых деклараций и документации (ст. 119 и 126 НК РФ). Кроме того, инспекция доначислила ему почти 5,5 млн руб. налогов и пеней в связи с утратой права на применение УСН с 1 октября 2007 г. По мнению контролирующего органа, налогоплательщик неправомерно использовал данную систему налогообложения в проверяемом периоде без надлежащего уведомления налоговой инспекции.

Впоследствии общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции частично недействительным. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении данных требований, установив, что общество применяло УСН с 1 января 2006 г. на основании уведомления о возможности его применения, выданного налоговым органом в декабре 2005 г. В то же время с конца 2007 г. по июнь 2012 г. единственным участником общества согласно данным ЕГРЮЛ являлось ООО «Гжать-Инвест». При таких обстоятельствах суды заключили, что в указанный период общество не имело права использовать УСН, а должно было применять общий режим налогообложения. Следовательно, общество было вправе перейти на УСН не ранее чем 24 июня 2013 г., уведомив налоговый орган об этом, чего, однако, не сделало.

ВС не согласился с выводами нижестоящих судов

Не согласившись с решениями судов, общество обратилось с кассационной жалобой в ВС.

Изучив материалы дела № А62-5153/2017, Верховный Суд со ссылкой на Закон о развитии малого и среднего предпринимательства напомнил, что применение УСН субъектами малого и среднего предпринимательства носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Сославшись на правовые позиции Конституционного Суда РФ (в частности, Постановление от 16 июля 2004 г. № 14-П, Определение от 12 июля 2006 г. № 266-О), ВС подчеркнул, что применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Соответственно, превращение налогового контроля в инструмент подавления экономической самостоятельности и чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности недопустимо.

«Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер», – сообщается в определении.

Там же поясняется, что общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, за исключением требования об уведомлении налогового органа. «Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены», – подчеркивается в документе.

В этой связи ВС заключил, что общество долгое время применяло УСН (уплачивало соответствующий налог и сдавало отчетность) без каких-либо возражений налогового органа, который знал как об изменении в составе участников налогоплательщика, так и об утрате им с этого момента права применять спецрежим. Так, налоговая инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от него представления отчетности по общей системе налогообложения и не уведомляла об отсутствии права использовать УСН. Кроме того, налоговый орган осуществлял налоговое администрирование общества именно как плательщика налогов по УСН. Соответственно, общество своими конклюдентными действиями подтвердило намерение применять специальный налоговый режим.

«При таких обстоятельствах сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 г. в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима», – резюмировал Верховный Суд.

С учетом изложенного он отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требование заявителя, признав решение налоговой инспекции недействительным, за исключением эпизода, связанного с доначислением НДФЛ и пеней.

«Болевая точка» налогового правосудия

Комментируя «АГ» данное определение, партнер налоговой практики АБ КИАП Андрей Зуйков отметил, что изложенная в нем позиция не нова: «Еще в июле 2018 г. она была озвучена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом ВС 4 июля 2018 г.».

По мнению эксперта, данная позиция является следствием последовательного и крайне позитивного для бизнеса применения Верховным Судом принципов, сформулированных им за последние два года. «Так, примененные в данном деле подходы перекликаются с принципом последовательности в формулировании налоговыми органами своих выводов (например, определения ВС от 3 августа 2018 г. № 305-КГ18-4557 и от 27 сентября 2018 г. № 305-КГ187133), а также с принципом добросовестности налогового администрирования, которое должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов налогоплательщиков (Определение ВС № 302-КГ17-16602 от 16 февраля 2018 г.), и принципом защиты правомерных ожиданий (Определение ВС № 308-КГ17-14457 от 6 марта 2018 г.)», – подчеркнул он.

Вместе с тем, добавил Андрей Зуйков, в данном деле вскрывается одна из основных «болевых» точек налогового правосудия. Так, решение суда первой инстанции по данному делу, равно как и акты вышестоящих судов, принятые в защиту позиции налогового органа, противоречат позиции ВС, выраженной в указанном Обзоре № 2, по льготным режимам налогообложения, который к моменту принятия таких решений уже существовал. «В этом и заключается большая проблема отправления правосудия в налоговой сфере последних лет, – отметил он. – При взвешенных, позитивных и справедливых позициях ВС его подходы не учитываются нижестоящими судами».

По мнению адвоката, ВС принимает для пересмотра незначительное количество дел, которых явно недостаточно для формирования повсеместной практики применения его принципов и подходов, что является основной причиной игнорирования позиций нижестоящими судами. «До устранения этих причин пока не видится других обстоятельств, которые могли бы преломить сложившуюся негативную практику», – заключил он.

Адвокат, руководитель практики налоговых споров адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Алексей Пауль также отметил, что определение подтверждает и развивает позицию, отраженную в Обзоре № 2, когда Суд фактически сформулировал принцип непротиворечивости поведения налогового органа. «Если налогоплательщик выразил свое волеизъявление использовать УСН и применял ее, налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В определенной мере здесь проявляется ранее сформулированный КС принцип стабильных условий хозяйствования», – пояснил он.

Такой подход, полагает Алексей Пауль, требует от налоговых органов более быстрой реакции при обнаружении оснований для прекращения применения налогоплательщиками УСН, в том числе в рамках проведения камеральных проверок, а также сопоставления данных ЕГРЮЛ с требованиями к лицам, применяющим спецрежим. «Выездная проверка не должна быть единственной процедурой, при проведении которой возможны выявление нарушений в применении УСН и доначисление налогов, применяемых при ОСН», – считает эксперт.

По его словам, ВС таким образом борется с формальным подходом в налоговом правоприменении, когда отсутствие уведомления о переходе на УСН ставится налоговыми органами во главу угла при решении вопроса о наличии права на ее применение, так как сообщение о применении УСН носит уведомительный характер.

«Определение ВС будет препятствовать злоупотреблениям со стороны налоговых органов, когда они в течение продолжительного периода времени, имея возможность установить нарушения при применении УСН, не делают этого, увеличивая тем самым возможные доначисления», – резюмировал адвокат.

Читайте также: