Оказание услуг белорусской организации на территории рф усн

Опубликовано: 09.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договору российская организация разрабатывает и передает исключительные права на программное обеспечение заказчику из Республики Беларусь.
Каков порядок налогообложения (НДС и налог на прибыль) для российского исполнителя и белорусского заказчика? Кто какие налоги должен уплатить? Как в своем учете российская организация отражает создание нематериального актива и его передачу белорусской компании?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации работ по разработке программ для ЭВМ заказчику из Республики Беларусь местом реализации территория РФ не признается (для целей исчисления НДС). Поэтому у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС. Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из законодательства Республики Беларусь (РБ). Возможно, в законодательстве Беларуси есть льготы, аналогичные российскому законодательству. Если льготы нет, то надо иметь ввиду, что в цене договора содержится белорусский НДС, который заказчик удержит при выплате вознаграждения как налоговый агент. Соответственно, следует учесть это обстоятельство при ценообразовании.
Налог на прибыль платится российской стороной на общих основаниях исходя из всех доходов, полученных, в том числе от источника за рубежом. По соглашению об избежании двойного налогообложения белорусская сторона вправе удержать из дохода российской организации налог на прибыль в качестве налогового агента по ставке, не превышающей 10%.
В бухгалтерском учете расходы при исполнении договора включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Нет оснований отражать создание НМА, т.к. организация является исполнителем по договору, и для нее результат работ не будет являться нематериальным активом. По нашему мнению, в подобной ситуации возможно применение счета 20 "Основное производство" и счета 43 "Готовая продукция".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

НДС

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол).
Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Исходя из этой нормы, место реализации программного обеспечения - территория республики Беларусь, смотрите также письма Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471, от 14.11.2019 N 03-07-13/1/87870 (по зеркальной ситуации), от 10.12.2019 N 03-07-14/95812, от 26.10.2018 N 03-07-13/1/77098, от 26.03.2018 N 03-07-13/1/18811 (по схожим ситуациям).
Соответственно, у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС, код 1010821 "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п. 29 Протокола)".
Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из требований законодательства Республики Беларусь. Поэтому цена договора должна быть определена с учетом того, что белорусский контрагент будет выступать в качестве налогового агента по НДС. То есть в цену договора следует заложить белорусский НДС, который заказчик удержит как налоговый агент из вознаграждения, выплачиваемого российскому исполнителю.
Возможно, в законодательстве РБ есть льготы, аналогичные российскому законодательству (например, пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Тогда обязанностей налогового агента у белорусской стороны не возникнет и вознаграждение будет перечислено российскому исполнителю без удержания НДС.

Налог на прибыль

Российская организация в связи с реализацией работ контрагенту из Беларуси должна будет признать в налоговом учете доход от реализации (выручку) (п. 1 ст. 249 НК РФ). При применении метода начисления выручка от реализации будет признаваться в налоговом учете российской организации на дату перехода к покупателю права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ, письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.12.2019 N 03-08-05/95081).
Из вопроса следует, что договором с белорусским заказчиком предусмотрена передача исключительных прав на все работы, выполненные исполнителем. По мнению Минфина России, такой вид дохода квалифицируется как роялти, к которому применяются положения статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение). Этот вывод представлен в письме Минфина России от 30.04.2019 N 03-08-05/31941.
Согласно п. 2 ст. 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий российской организации могут облагаться в Республике Беларусь, но если получатель фактически имеет право на эти доходы. Налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Таким образом, в случае если российская организация является фактическим получателем такого дохода, Белоруссии предоставлено право налогообложения доходов российской организации по ставке, не превышающей десяти процентов (письма Минфина России от 07.08.2019 N 03-03-06/59399, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 16.01.2015 N 03-08-05/595).
Налог с доходов российской организации от авторских прав и лицензий от источника в Республике Беларусь, уплаченный в Республике Беларусь, может быть учтен в уменьшение налога на прибыль в РФ в пределах ставки 10%, установленной Соглашением. Для зачета налога в налоговую инспекцию по своему местонахождению организация должна представить документы, подтверждающие уплату налога за границей (абзац 2 п. 3 ст. 311 НК РФ), и декларацию о доходах, полученных от источников за границей. Форма декларации и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.
Возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий (письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 31.05.2017 N 03-12-11/3/33520, от 28.04.2017 N 03-03-06/1/26257, от 05.05.2015 N 03-08-05/25712, от 02.10.2014 N 03-08-05/49453, от 12.03.2013 N 03-08-05/7342):
- обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в РФ;
- фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
- наличие у организации действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ;
- уплата налога на прибыль организаций в РФ.
В письме ФНС России от 13.11.2014 N ГД-4-3/23568@ указано, что в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:
- отразить доходы, полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы получены;
- представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документы, предусмотренные в п. 3 ст. 311 НК РФ (письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-03-06/1/32671).

Бухгалтерский учет

Так как организация является исполнителем по заказу сторонней организации, затраты, связанные с его выполнением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, расходы накапливаются на счетах затрат и формируют остаток незавершенного производства до момента отражения реализации. Организация не отражает расходы на 08 счете, т.к. она создает программное обеспечение не для собственных нужд. В такой ситуации не выполняются критерии признания НМА из п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", т.к. объект предназначен для продажи, он не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд в течение периода более 12 месяцев.
По нашему мнению, в подобной ситуации возможно рассмотреть применение счетов учета производства (в частности, счет 20 "Основное производство"), а также счета 43 "Готовая продукция".

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует создать программу для ЭВМ и в дальнейшем продать исключительное право на ее использование другой организации. Программа создается не по заданию заказчика. Исключительные права на созданный организацией программный продукт не будут использоваться в деятельности организации в течение длительного времени, а будут переданы другому правообладателю. Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете? Какие первичные документы необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
- Вопрос: Компания (ООО) производит телевизионные программы по заказу организации телевизионного вещания (Телеканал). Далее Телеканалу передаются готовые выпуски телепрограмм и отчуждаются исключительные права на них в полном объеме. У организации-разработчика результат работы отражается в программе бухгалтерского учета как продукция, у контрагента - как услуги. В договоре упоминаются следующие термины: "постановка Программы", "выпуск Программы". Кем является данная компания-производитель в целях ведения учетной политики компании, ее бухгалтерского учета, а также метода списания расходов и оформления документов непосредственно у контрагента? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС;
- письмо Минфина России от 21.10.2019 N 03-08-05/80786 (зеркальная ситуация);
- Вопрос: Организация, занимающаяся реализацией и настройкой оборудования, разработала программное обеспечение для мониторинга его работы. Планируется продать лицензию на неисключительное право пользования данным программным обеспечением другой организации, при этом само программное обеспечение будет передано бесплатно. Как учитываются расходы, связанные с разработкой программного обеспечения? Каков порядок признания дохода от передачи неисключительных прав? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2012 г.)
- Вопрос: Между сторонами (заказчик и исполнитель) заключен договор (далее - договор 1). Предметом договора является разработка заказчику программного обеспечения (ПО). После выполнения работ подписан акт сдачи-приемки работ, по которому приняты результаты работ, выполненные в рамках договора 1, и передано ПО на CD-носителе. Исключительные права по акту не переданы. По условиям договора 1 все права на использование результатов работ, являющихся предметом договора, принадлежат заказчику. Возможно ли на основании вышеперечисленных документов принять к бухгалтерскому и налоговому учету нематериальный актив по договорам 1, 2 и 3? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.);
- Вопрос: Организация - на УСН, занимается разработкой программного обеспечения. Бухучет ведется по начислению. Расходы - только зарплата. Один заказ - на установку и настройку ПО. Второй заказ - на техническую поддержку ПО в течение года. Себестоимость услуг складывается только из сумм заработной платы программистов и страховых взносов. Остальные расходы являются общехозяйственными. Каков порядок бухгалтерского учета в данной ситуации? Должна ли организация ежемесячно рассчитывать НЗП, или можно предусмотреть, что по техподдержке не рассчитывается НЗП? Необходимо ли формировать остатки НЗП по услугам техподдержки ПО? Возможно ли использование п. 13.2 ПБУ 5/01? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
- Энциклопедия судебной практики. Произведения, созданные по заказу (Ст. 1296 ГК);
- Комментарий к письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 декабря 2019 г. N 03-08-05/101192 (В.Ю. Кирпичников, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Поделитесь мнением, как правильно оформить отношения с белорусом с точки зрения законодательства и экономики.

Наша компания работает полностью дистанционно, оказывает услуги по финансовому сопровождению малого бизнеса на территории РФ и за ее пределами. Белорус находится на территории своей страны.

Ниже привожу варианты с условиями, которые мне удалось узнать.

1. По трудовому дистанционному договору.

Однако нашла статью со ссылкой на письмо Минтруда России от 15.04.16 № 17-3/ООГ-578, в которой говорится, что "если при выполнении порученной работы иностранцы фактически будут находиться за пределами РФ, то трудовой договор о дистанционной работе с ними заключать нельзя".

Или все же можно оформить отношения по дистанционному трудовому договору как с нерезидентом и платить только взносы в ФСС, подоходный налог белорус платит самостоятельно.

Наша компания никаких налогов платить не будет. Белорус с дохода будет платить 13% самостоятельно.
+ наша компания будут платить комиссию за валютный контроль.
При этом через два месяца такой договор может быть переквалифицирован в трудовой.

3. Договор ИП
Наша компания платит 20% НДС + комиссию за валютный контроль. Белорус платит с дохода 6%.

Добрый день,
В данной консультации вам предоставлен ответ на вопрос, касающийся заключения договора с иностранным гражданином, работающим дистанционно с территории иностранного государства, а также налогообложение доходов этого иностранного гражданина. Вопросы юридического характера и банковского контроля требуют консультации у других специалистов и в этой теме не рассматриваются.

ТК РФ не содержит прямого запрета на заключение трудовых договоров с иностранными гражданами на дистанционную работу, вместе с тем, имеются Письма Минтруда РФ от 07.08.2015 N 17-3/В-410, от 05.11.2015 N 17-3/В-534, в которых выражено мнение, что работодатель не может заключить трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим за пределами территории России. В связи с этим, российским организациям рекомендуется заключать с иностранными гражданами, проживающими за пределами территории РФ и выполняющими дистанционную работу, гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
Если с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим свою деятельность удаленно (дистанционно) на территории иностранного государства, заключен гражданско-правовой договор, то налогообложение НДФЛ и страховых взносов следующее.

Если с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ, при этом, работы выполняются иностранным гражданином на территории иностранного государства (не в Российской Федерации), то согласно со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ, его доходы от источников за пределами РФ в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору не являются объектом обложения НДФЛ, а российская организация, производящая соответствующие выплаты в пользу указанного лица, не признается налоговым агентом (п. 2 ст. 209 НК РФ). В этом случае, при выплате дохода иностранному гражданину за выполненные работы на территории иностранного государства по заключенному гражданско-правовому договору, российской организации НДФЛ удерживать не нужно. Иностранный гражданин должен самостоятельно задекларировать свои доходы и уплатить налог в соответствии с национальным налоговым законодательством иностранного государства.
Письма МФ РФ от 26.08.2019 N 03-04-05/65456, от 12.07.2019 N 03-08-05/51949 от 05.07.2019 N 03-04-05/49870

С уважением, А. Грешкина

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с положениями федеральных законов иностранные граждане, осуществляющие деятельность по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, если они постоянно или временно проживают (в отдельных случаях - временно пребывают) на территории Российской Федерации.
Выплаты, начисленные иностранному гражданину на основании договора гражданско-правового характера, исполнение которого происходит за пределами территории РФ, страховыми взносами не облагаются, так как указанный иностранный гражданин не является застрахованным лицом в системе ОПС, ОМС и ФСС в Российской Федерации (Письма МФ РФ от 01.08.2018 N 03-04-06/54292, от 13.07.2018 N 03-15-06/48881, от 20.12.2017 N 03-04-05/85191).

Страховые взносы в ФСС на травматизм начисляются при условии, что обязанность их уплаты предусмотрена гражданско-правовым договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ):
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Если гражданско-правовым договором не предусмотрена обязанность по выплате указанных страховых взносов на травматизм – то они не уплачиваются.

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/80095 от 11.09.2020

Российская компания (применяющая УСН с объектом «доходы») заключила гражданско-правовой договор с белорусом, который является индивидуальным предпринимателем по законодательству своей страны. Этот специалист оказывает для заказчика услуги по программированию на территории РФ. Как в данной ситуации уплачиваются страховые взносы и налог на доходы физлиц с вознаграждения по такому договору? Ответ – в письме финансового ведомства от 11.09.2020 № 03-04-05/80095.

Статус ИП у белоруса на уплату взносов не влияет

Страховые взносы с выплат физлицам «упрощенцы» начисляют и уплачивают по общим правилам (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Пункт 1 статьи 420 Кодекса гласит, что организации облагают взносами выплаты «физикам», подлежащим обязательному соцстрахованию по соответствующим федеральным законам, производимые, в том числе, по ГПД, предмет которых – выполнение работ или оказание услуг. Но из этого правила есть исключение. Речь о вознаграждении лицам из подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, в частности, индивидуальным предпринимателям. Коммерсантами же являются граждане, зарегистрированные согласно законодательству нашей страны (п. 2 ст. 11 НК РФ). А значит, человек, ведущий бизнес-деятельность без образования юрлица по белорусским нормам, ИП для целей российского фискального законодательства не признается, – делают вывод финансисты в комментируемом письме. Таким образом, выплаты зарубежному ИП под вышеуказанное исключение не подпадают и облагаются взносами в общеустановленном порядке.

Иностранцы, выполняющие работы или оказывающие услуги по ГПД на российской территории:

  • подлежат обязательному пенсионному страхованию, если эти лица являются постоянно или временно проживающими, а также временно пребывающими в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов) (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ);
  • подлежат обязательному медстрахованию, если постоянно или временно проживают в нашей стране (за исключением ВКС и ряда других иностранцев) (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
  • не подлежат соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Вместе с тем, нормы международных договоров для фискальных целей в приоритете (п. 1 ст. 7 НК РФ, ст. 2 Закона № 167-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ).

Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года гласит: соцстрахование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов, включающее в том числе обязательное медстрахование, осуществляется в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Специальных «пенсионных» положений ни в данном НПА, ни в каком-либо ином международном договоре нет. Стало быть, в части вопросов пенсионного страхования применяют законодательство страны трудоустройства, то есть положения статьи 7 Закона № 167-ФЗ. При этом страной трудоустройства признают государство-член, на территории которого выполняются работы или оказываются услуги по ГПД (ст. 96 Договора о ЕАЭС).

На основании этих норм Минфин в письме № 03-04-05/80095 приходит к умозаключению: при выполнении условий для обязательного соцстрахования из законов № 167-ФЗ и № 326-ФЗ выплаты белорусу по ГПД надо облагать взносами на ОПС и ОМС независимо от наличия у него статуса зарубежного ИП. При этом Минфин призвал учитывать положения подпункта 2 пункта 3 статьи 422 НК РФ, освобождающего от взносов на ВНиМ вознаграждения по договору оказания услуг (см. по этому вопросу также письма ФНС России от 27.12.2019 № БС-3-11/11131@ и от 24.11.2017 № ГД-4-11/23876@).

Суммы вознаграждений физлицу по договору оказания услуг предприятие включает в базу по взносам на ОПС и ОМС в месяце, когда подписан финальный акт сдачи-приемки или акт после сдачи отдельных этапов. От даты фактической выплаты денег исполнителю тут ничего не зависит (подробности – в письмах Минфина от 23.06.2020 № 03-04-05/54027 и от 21.02.2020 № 03-15-06/12725).

НДФЛ-особенности

Налог на доходы с выплат «физикам» компании на УСН исчисляют, удерживают и уплачивают в бюджет в обычном порядке (п. 1, 2 ст. 226, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

НДФЛ облагается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в России, так и за ее пределами, а нерезидентами – только от источников в нашей стране. Так гласит статья 209 Кодекса. В общем случае резидентами признают граждан, фактически находящихся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Окончательный статус физлица, влияющий на обложение доходов, полученных за налоговый период, определяется по его итогам (все «статусные» нюансы раскрыты в письме финансового ведомства от 16.10.2019 № 03-04-06/79311).

В комментируемом письме подчеркнуто: если физлицо оказывает фирме услуги по гражданско-правовому договору на российской территории, его вознаграждение относится к доходам от источников в РФ. Отсюда вывод – при взаимодействии с белорусом заказчик станет налоговым агентом. Если исполнитель является резидентом РФ, его вознаграждение облагают НДФЛ по ставке 13%, если нерезидентом – по ставке 30%.

Одновременно финансисты обратили внимание – если «физик» оказывает услуги по ГПД за рубежом, то получаемые им по этому договору деньги относятся к доходам от источников за пределами России. В таком случае исполнитель-резидент сам исчисляет, декларирует и уплачивает НДФЛ по завершении календарного года. Если же этот специалист налоговым резидентом РФ не является, его вознаграждение НДФЛ в России не облагается (подп. 3 п. 1 ст. 228, п. 2 ст. 209 Кодекса).

Аналогичная ситуация складывается, когда на российскую фирму работает дистанционщик, пребывающий за рубежом. В отношении выплат такому специалисту компания налоговым агентом не выступает (см. письмо Минфина от 30.07.2020 № 03-04-06/66831).

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Российскую Федерацию и Республику Беларусь связывают особые экономические отношения, основанные на заключении таможенного союза (договор от 26.02.99, ратифицирован Федеральным законом от 22.05.01 №55-ФЗ). Это отражается и на налоговой сфере. Так, налогообложение экспортно-импортных операций между двумя этими странами регулируется не Налоговым кодексом, а соглашением от 15.09.04 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте» (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 № 181-ФЗ). Это соглашение относительно товаров вступило в силу 1 января 2005 года, а относительно работ и услуг - 1 мая 2008 года (межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07, ратифицирован Федеральным законом от 01.04.08 № 34-ФЗ).

Соответственно исчисление НДС и акцизов по сделкам с Республикой Беларусь имеет свои особенности, зная которые, можно получить налоговую экономию.

При импорте белорусских товаров на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры

ТОНКОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ИМПОРТЕ БЕЛОРУССКИХ ТОВАРОВ

При импорте белорусских товаров и продуктов переработки на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры. В том числе организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и плательщики ЕНВД и ЕСХН, а также те организации, которые освобождены от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450). Суммы НДС должны быть перечислены в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров - приложение к Соглашению). Независимо от того, что налоговым периодом по НДС сейчас является квартал.

НДС, который импортеры уплачивают при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету. При этом не имеет значения, погашена задолженность перед белорусским поставщиком или нет (п. 6 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Необходимо лишь, чтобы ввезенные товары были приняты на учет на основании соответствующих первичных документов, предполагалось их использование в операциях, облагаемых НДС, имелись документы, подтверждающие фактическую уплату НДС в бюджет. А при ввозе оборудования - после того, как оборудование принято к учету в качестве основных средств.

НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету и отразить в налоговой декларации по НДС только в следующем налоговом периоде (п. 7 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Если организация применяет специальный налоговый режим или освобождена от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, предъявлять к налоговому вычету налог, уплаченный при ввозе белорусских товаров, она не имеет права (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450, письмо ФНС России от 04.07.05 № 03-4-03/1142/28@).

Российская компания может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону

НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ИМПОРТНОМУ НДС МОЖНО ВАРЬИРОВАТЬ

Наиболее интересные возможности налоговой экономии при импорте белорусских товаров кроются в процессе формирования облагаемой базы по импортному НДС. Дело в том, что в этот показатель включается не только непосредственно стоимость ввозимых товаров, но и расходы, связанные с импортом (п. 2 Положения). В частности:
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
сумма страховки;
расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. Причем, по мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке собственными силами также должны включаться в налоговую базу по НДС (п. 6 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого положения, российская организация может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону. Так, при желании максимально снизить эту величину, что особенно актуально для неплательщиков российского НДС, организация может максимально избавиться от любых сопутствующих расходов. Или завуалировать их под затраты по другому договору, заключенному с этим же поставщиком.

Следует учесть, что в налоговую базу по НДС включаются расходы по доставке товара до склада импортера не только по территории Белоруссии (письмо Минфина России от 07.04.05 № 03-04-08/90), но и по территории России (письмо ФНС России от 18.10.05 № ММ-6-03/877@). Поэтому разумно будет минимизировать эти затраты, сняв складское помещение недалеко от границы с Белоруссией.

Уменьшение налоговой базы. Минимизация расходов на доставку, которые включаются в стоимость товара, особенно актуальна в том случае, когда транспортные услуги оказываются сторонними российскими организациями и их стоимость включает в себя НДС. Несмотря на то что налоговая база при импорте товаров определяется с учетом стоимости этих услуг без налога на добавленную стоимость, по сути, происходит двойное налогообложение одной и той же базы. Первый раз НДС со стоимости таких услуг платится транспортной компании, второй раз - в бюджет, исходя из импортной стоимости.

Устранить двойное налогообложение удастся, если доставкой товара будет заниматься белорусская компания. Ведь, согласно пункту 5 статьи 3 протокола «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг», неважно, на территории какой страны выполняются перевозки: местом реализации услуг считается территория страны, резидентом которой является компания-перевозчик. Таким образом, если товар перевозит белорусская компания, двойного обложения НДС не происходит. Но налоговая выгода от этого возникает только в том случае, если белорусский перевозчик и российский импортер являются взаимосвязанными компаниями. В противном случае эффекта экономии не будет.

Увеличение налоговой базы. Если же для импортера выгодно увеличить налоговую базу по НДС, он может включить в нее максимум дополнительных расходов по импорту. Например, организовать транспортировку товара собственными силами на склад, максимально удаленный от границы. Увеличение стоимости помогает завысить обоснованные расходы для налога на прибыль и вычет по НДС.

Распределение транспортных расходов. Еще одна возможность сэкономить на импортном НДС возникает при импорте из Белоруссии товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18%), а также не облагаемых НДС. Если их ввоз оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке товаров придется разделить между ними (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Но вот на основании чего распределить эти расходы, налоговики умалчивают.

По нашему мнению, это можно сделать наиболее выгодным для налогоплательщика способом, при условии что этот способ впоследствии удастся разумно обосновать и защитить от претензий налоговиков. Например, пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или основываясь на особенностях перевозки (погрузки, разгрузки, сохранности) того или иного груза. В любом случае выбранный способ лучше всего закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДНИКА ОТЛОЖИТ УПЛАТУ НДС

Другая возможность получить налоговую выгоду кроется в порядке налогообложения товаров, ввезенных на территорию России из Белоруссии посредниками - агентом или комиссионером. Положения межправительственного соглашения не регламентируют вопрос о том, кто и в какой момент должен уплатить импортный НДС в таком случае. Однако ФНС России высказала по этому поводу мнение, выгодное для компаний (письмо от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

По мнению налоговиков, если белорусский товар ввозит на территорию РФ российский посредник, то платить косвенные налоги должен российский покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента или принципала по посредническому договору - российский покупатель или белорусский продавец. Обязанность уплатить налог возникает в момент оприходования товара на баланс российского покупателя. При этом посредник должен выставить в адрес покупателя счет-фактуру с нулевой ставкой НДС с указанием страны происхождения товара - Республика Беларусь (письмо Минфина России от 15.08.05 № 03-04-08/237, п. 19 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого мнения чиновников, российские импортеры могут отсрочить уплату импортного НДС в бюджет. К примеру, если российская компания поручит посреднику закупить товары в Белоруссии, импортный НДС она обязана будет уплатить не ранее того момента, как посредник отчитается об исполнении поручения и передаст товары на склад комитента. Если посредник задержит отчет, то начисление и уплата налога также отложатся.

Если ввоз импортных товаров оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке нужно разделить между ними

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ВЫГОДНА НЕ ВСЕГДА

Межгосударственными соглашениями отдельно регулируется налогообложение такого популярного инструмента налогового планирования как давальческая переработка. Согласно пункту 7 Положения, НДС не уплачивается при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом продуктов переработки. Таким образом, налогом на добавленную стоимость облагаются только услуги по переработке, но не ввоз или вывоз самих товаров. Это позволяет экономить на НДС при производственных цепочках, которые затрагивают несколько стран.

Отметим, что этот способ невыгоден в том случае, если сырье и перерабатываемый товар облагаются по ставке, отличной от 18 процентов. В этом случае услуги по переработке все равно будут облагаться по ставке 18 процентов, что может привести к увеличению налоговой нагрузки по сравнению с реализацией сырья и обратной покупкой уже переработанного товара.

При экспорте услуг выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС

МЕСТО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НЕСЛОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Экспорт и импорт услуг вообще наиболее спорные операции при исчислении НДС. Ведь в отличие от реализации товаров и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Этот момент важен как для белорусской, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга - на территории РФ или за ее пределами, - зависит, будет ли эта услуга облагаться НДС.

При экспорте услуг российской компании выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС. Нередко так же поступают и при импорте услуги, когда ее оказывает белорусская компания. В этом случае у российской стороны не возникает обязанности налогового агента (ст. 161 НК РФ).

В российско-белорусских взаимоотношениях налогообложение услуг регулирует отдельный межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07. В нем есть достаточно много различий по сравнению со статьей 148 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения услуг во взаимоотношениях с прочими странами.

Исходя из положений протокола (см. таблицу «Определение места оказания услуг»), у налогоплательщиков России и Республики Беларусь есть простор для оптимизации НДС по услугам. Так, если российская компания консультирует белорусскую организацию, стоимость таких услуг в России НДС не облагается, так как покупателем является нерезидент России.

Однако если компании необходимо облагать НДС подобные услуги, можно выбрать один из двух вариантов: либо сделать получателем таких консультаций российский филиал белорусской компании (налоговый резидент России), либо превратить консультации в услуги по обучению, оказываемые на территории России.

Порядок налогообложения, предусмотренный межгосударственным соглашением, применяется при экспорте и импорте товаров, которые либо полностью произведены, либо подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь. Товары, выпущенные в третьих странах, не подпадают под действие соглашения. При их экспорте или импорте из Республики Беларусь применяются положения Налогового кодекса.

Если товары произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий из третьих стран, то действует довольно сложная методика определения страны происхождения. Она описана в решении Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров».

Подчеркнем, что нулевая ставка НДС не применяется к товарам, экспортируемым в страну, где его ввоз не облагается налогом (ст. 2 Соглашения, письмо ФНС России от 28.05.07 № ШТ-6-03/429@).

Если российская компания возвращает товар, ранее импортированный из Республики Беларусь, в связи с несоответствием качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ), то такая операция не является реализацией (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Следовательно, в этом случае объект налогообложения НДС отсутствует и нулевая ставка НДС не применяется. На наш взгляд, это утверждение можно распространить и на случаи возврата в связи с нарушением ассортимента товара (ст. 468 ГК РФ) или некомплектностью товара (ст. 480 ГК РФ).

Если же товар возвращается в Белоруссию по каким-либо иным причинам, эта операция приравнивается к экспортной реализации и облагается НДС в России по ставке 0 процентов. Белорусская сторона при этом будет обязана уплатить импортный НДС.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Читайте также: