Нко на усн доходы минус расходы списание расходов за счет целевых средств

Опубликовано: 03.05.2024

Вагнер С.А.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании БухгалтерияПлюс, член Палаты налоговых консультантов России

Раздельный учет целевых средств в НКО на УСН

Для многих бухгалтеров, в том числе работающих в НКО, является проблемой не только определение налоговых расходов, но и правильное распределение доходов по видам. Особенно это актуально, когда необходимо грамотно уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет.

Под некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях (далее – Закон № 7-ФЗ), понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Несмотря на то что цели деятельности некоммерческих организаций направлены на достижение общественно полезных благ, законодательно они не ограничены в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. На это прямо указано в п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ: Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

На это, в частности, указывают судьи Высшего арбитражного суда в постановлении пленума от 12.10.2006 № 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.

В целом же наиболее универсальным, выгодным для налоговой и целесообразным будет ведение раздельного учета с точки зрения фактических затрат рабочего времени сотрудниками организации. Распределение рабочего времени закрепляется в должностных инструкциях каждого сотрудника. В случае необходимости изменения соотношения в распределении расходов достаточно будет изменить должностные инструкции конкретных сотрудников без необходимости изменения самой учетной политики в части ведения раздельного учета. Это, в свою очередь, позволит с минимальными трудовыми затратами учесть необходимый финансовый результат в любой отчетный период.

Целью деятельности АНО Спорт – детям является пропаганда здорового образа жизни путем организации и проведения детских спортивных соревнований. Источник средств – пожертвования, целевые поступления, членские взносы, а также спонсорские взносы за рекламу спонсоров во время проведения спортивных мероприятий.

Положение о ведении раздельного учета АНО Спорт – детям.

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст.ст. 346.15, 346.16, 251, 249, 250, 251, 252 НК РФ в целях формирования достоверной налоговой и бухгалтерской отчетности.

2. Ведение раздельного учета обеспечивается путем открытия дополнительных субсчетов к счетам учета прямых затрат и общехозяйственных расходов. Номера и наименования соответствующих субсчетов закрепляются в учетной политике.

3. Прямые затраты, относящиеся к некоммерческой деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений и целевого финансирования, не учитываются при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Прямые расходы, осуществляемые в связи с ведением деятельности, приносящей доход, полностью учитываются при расчете единого налога.

4. Расходы, в равной степени относящиеся как к деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений и целевого финансирования, так и к деятельности, направленной на получение дохода, а также общехозяйственные расходы учитываются при расчете единого налога в той пропорции, в какой сотрудники АНО Спорт – детям участвуют в осуществлении деятельности, приносящей доход, исходя из затраченного рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивают сотрудники на выполнение определенных функций, определяется в должностной инструкции каждого работника применительно к каждой такой функции (такими функциями могут быть: поиск спонсоров мероприятий, проведение с ними переговоров, поиск и проведение переговоров с поставщиками рекламной продукции, производителями спортивной одежды, баннеров и т. д.).

5. Учитывая специфику деятельности АНО Спорт – детям, деятельностью, направленной на получение дохода, является оказание рекламных услуг спонсорам организуемых и проводимых АНО Спорт – детям спортивных мероприятий, в том числе путем размещения баннеров на спортивных площадках, распространение во время мероприятий листовок, нанесение символики спонсоров на одежду участников, объявление спонсоров, изготовление призов и сувениров и т. д. В связи с этим распределению подлежат следующие виды прямых расходов:

  • на аренду спортивных площадок, залов, стадионов;
  • на аренду звуковой и специальной аппаратуры;
  • на изготовление призов и сувениров победителям соревнований;
  • на изготовление спортивной одежды.

(Далее могут быть перечислены конкретные виды общехозяйственных расходов, которые подлежат распределению; или могут быть указаны прямые и общехозяйственные расходы, которые не подлежат распределению, а либо учитываются, либо не учитываются при расчете единого налога. При этом желательно указать причину такого разделения расходов, если она неочевидна).

Вагнер С.А.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании БухгалтерияПлюс, член Палаты налоговых консультантов России

Раздельный учет целевых средств в НКО на УСН

Для многих бухгалтеров, в том числе работающих в НКО, является проблемой не только определение налоговых расходов, но и правильное распределение доходов по видам. Особенно это актуально, когда необходимо грамотно уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет.

Под некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях (далее – Закон № 7-ФЗ), понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Несмотря на то что цели деятельности некоммерческих организаций направлены на достижение общественно полезных благ, законодательно они не ограничены в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. На это прямо указано в п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ: Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

На это, в частности, указывают судьи Высшего арбитражного суда в постановлении пленума от 12.10.2006 № 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.

В целом же наиболее универсальным, выгодным для налоговой и целесообразным будет ведение раздельного учета с точки зрения фактических затрат рабочего времени сотрудниками организации. Распределение рабочего времени закрепляется в должностных инструкциях каждого сотрудника. В случае необходимости изменения соотношения в распределении расходов достаточно будет изменить должностные инструкции конкретных сотрудников без необходимости изменения самой учетной политики в части ведения раздельного учета. Это, в свою очередь, позволит с минимальными трудовыми затратами учесть необходимый финансовый результат в любой отчетный период.

Целью деятельности АНО Спорт – детям является пропаганда здорового образа жизни путем организации и проведения детских спортивных соревнований. Источник средств – пожертвования, целевые поступления, членские взносы, а также спонсорские взносы за рекламу спонсоров во время проведения спортивных мероприятий.

Положение о ведении раздельного учета АНО Спорт – детям.

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст.ст. 346.15, 346.16, 251, 249, 250, 251, 252 НК РФ в целях формирования достоверной налоговой и бухгалтерской отчетности.

2. Ведение раздельного учета обеспечивается путем открытия дополнительных субсчетов к счетам учета прямых затрат и общехозяйственных расходов. Номера и наименования соответствующих субсчетов закрепляются в учетной политике.

3. Прямые затраты, относящиеся к некоммерческой деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений и целевого финансирования, не учитываются при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Прямые расходы, осуществляемые в связи с ведением деятельности, приносящей доход, полностью учитываются при расчете единого налога.

4. Расходы, в равной степени относящиеся как к деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений и целевого финансирования, так и к деятельности, направленной на получение дохода, а также общехозяйственные расходы учитываются при расчете единого налога в той пропорции, в какой сотрудники АНО Спорт – детям участвуют в осуществлении деятельности, приносящей доход, исходя из затраченного рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивают сотрудники на выполнение определенных функций, определяется в должностной инструкции каждого работника применительно к каждой такой функции (такими функциями могут быть: поиск спонсоров мероприятий, проведение с ними переговоров, поиск и проведение переговоров с поставщиками рекламной продукции, производителями спортивной одежды, баннеров и т. д.).

5. Учитывая специфику деятельности АНО Спорт – детям, деятельностью, направленной на получение дохода, является оказание рекламных услуг спонсорам организуемых и проводимых АНО Спорт – детям спортивных мероприятий, в том числе путем размещения баннеров на спортивных площадках, распространение во время мероприятий листовок, нанесение символики спонсоров на одежду участников, объявление спонсоров, изготовление призов и сувениров и т. д. В связи с этим распределению подлежат следующие виды прямых расходов:

  • на аренду спортивных площадок, залов, стадионов;
  • на аренду звуковой и специальной аппаратуры;
  • на изготовление призов и сувениров победителям соревнований;
  • на изготовление спортивной одежды.

(Далее могут быть перечислены конкретные виды общехозяйственных расходов, которые подлежат распределению; или могут быть указаны прямые и общехозяйственные расходы, которые не подлежат распределению, а либо учитываются, либо не учитываются при расчете единого налога. При этом желательно указать причину такого разделения расходов, если она неочевидна).

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации – это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр. ).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

Г. Джамалова, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Л.В. АНАНЬЕВА,
Е.В. МЕЛЬНИКОВА,
Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Некоммерческая организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", действуя в соответствии с уставом, на собранные от родителей членские взносы приобрела сплит-систему для учебного кабинета и безвозмездно передала ее муниципальному образовательному учреждению. Как производится налогообложение данной операции в некоммерческой организации? Каков порядок документального подтверждения целевого назначения использования денежных средств?

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ к "необлагаемым" доходам отнесены, в том числе, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности от организаций и (или) физических лиц при условии их использования получателями по назначению. При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Перечень целевых доходов, не подлежащих обложению, ограничен. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся, в том числе, членские взносы, если они направлены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Кроме того, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Одной из целей благотворительности является содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Если членами некоммерческой общественной организации, созданной в целях содействия образовательному учреждению во всех сферах уставной деятельности, становятся родители детей, обучающихся в этом образовательном учреждении, то они обязуются платить членские взносы согласно уставу общественной организации. При этом добровольность внесения членских взносов подтверждается заявлениями членов некоммерческой организации о их вступлении в эту организацию (ст. 6, ст. 7, ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Таким образом, если исходить из того, что цель приобретения сплит-системы для учебного кабинета - создать наиболее комфортные условия для осуществления образовательного процесса, то как минимум по двум основаниям членские взносы, потраченные на приобретение оборудования, могут быть признаны целевыми и, соответственно, не должны учитываться в составе доходов организации. Первое - это членские взносы израсходованы на уставные цели (содействия образовательному учреждению во всех сферах уставной деятельности).

Второе - членские взносы потрачены на благотворительные цели (в случае оформления договора пожертвования).

Обосновать необходимость установки сплит-системы в учебном кабинете можно ссылаясь на Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Так, согласно п. 2.5.6 указанных правил температура воздуха, в зависимости от климатических условий, должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18-20°C при их обычном остеклении и 19-21°C - при ленточном остеклении;
  • в учебных мастерских - 15-17°C;
  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°C;
  • в кабинетах информатики - оптимальная 19-21 C, допустимая 18-22°C;
  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17°C;
  • в раздевалке спортивного зала - 19-23°C;
  • в кабинетах врачей - 21-23°C;
  • в рекреациях - 16-18°C;
  • в библиотеке - 17-21°C;
  • в вестибюле и гардеробе - 16-19°C.

Таким образом, именно для поддержания указанного температурного режима устанавливается сплит-система в учебном кабинете.

Отношения же между образовательным учреждением и самостоятельной некоммерческой организацией строятся на основании заключаемых между ними договоров.

Согласно ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.

В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" гимназия как образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Таким образом, пожертвование в пользу гимназии как образовательного учреждения возможно.

По нашему мнению, если организация опасается споров с налоговыми органами по вопросу целевого назначения поступающих денежных средств, то передачу сплит-системы следует оформить договором пожертвования. Отметим, что пожертвование признается целевым поступлением и не учитывается при налогообложении у получающей его стороны (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). В то же время согласно пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. Следовательно, в любом случае имущество, безвозмездно полученное муниципальным образовательным учреждением, не приведет к образованию облагаемого налогами дохода у этого учреждения.

Из положений п. 3 ст. 582 ГК РФ следует, что пожертвование имущества гимназии может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Однако обязанность такая ГК РФ не установлена. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

В рассматриваемом случае в договоре пожертвования следует обусловить, что сплит-система передана для установки именно в учебном кабинете с целью создания благоприятных условий для осуществления образовательного процесса.

По мнению Минфина России, в случае, если полученные некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 НК РФ видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 ГК РФ, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы в составе доходов организации. Такие разъяснения даны, например, в письме Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542 в отношении налога на прибыль. Поскольку доходы при УСН определяются в соответствии со статьями главы 25 НК РФ, то указанные разъяснения справедливы и по отношению к налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Для избежания налоговых рисков главное, чтобы в договоре дарения или пожертвования не было формулировки "спонсорская помощь (взнос)", так как налоговая инспекция может классифицировать такие поступления как плату за рекламу, подлежащую налогообложению (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

Передача объекта осуществляется по акту приема-передачи, в котором также можно указать, что объект передан безвозмездно.

Поскольку приобретение оборудования и его безвозмездная передача не связаны с ведением предпринимательской деятельности (извлечением дохода), то расходы на приобретение этого оборудования не могут быть учтены в целях налогообложения, так как не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Отметим, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (лист 07 декларации).

Несмотря на то, что в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль, да и специальная форма, аналогичная Листу 07, для таких налогоплательщиков отсутствует, официальная позиция такова: в отношении использования целевых средств по назначению налогоплательщики по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств независимо от применяемой ими системы налогообложения по форме, утверждаемой Министерством финансов РФ (смотрите, например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.09.2005 N 18-11/3/65435, письмо Минфина России от 13.03.2006 N 03-11-04/2/59).

Однако отметим, что письма налоговых и финансовых органов не являются нормативно-правовыми актами. Поэтому, поскольку прямо в главе 26.2 НК РФ не указано на обязанность налогоплательщиков представлять такую отчетность, то решение следовать или нет данным разъяснениям налогоплательщики должны принять самостоятельно.

Отметим, что не использованные налогоплательщиками на конец налогового периода средства целевого финансирования налоговую базу не увеличивают (письмо Минфина России от 21.02.2007 N 03-11-04/2/42).

Что касается бухгалтерского учета оборудования, приобретенного для передачи муниципальному образовательному учреждению, то для организации данный объект не может быть признан основным средством, так как он не соответствует требованиям ст. 4 ПБУ N 6/01. В частности, объект не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Следовательно, начислять амортизацию по указанному объекту нельзя.

Организации, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет. Однако, если организация ведет бухгалтерский учет, то в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, поступление членских взносов отражается на счете 86 "Целевое финансирование".

Расходы на проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

При этом на счете 20 "Основное производство" отражаются непосредственно расходы по проведению некоммерческих мероприятий (в рассматриваемом случае приобретение оборудования), а на счете 26 "Общехозяйственные расходы" - расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации (заработная плата, налоги, канцтовары и другое). Указанный порядок целесообразно закрепить в учетной политике.

В конце каждого отчетного периода отраженные на счетах 20 или 26 расходы списываются за счет средств целевого финансирования (Дебет 86 Кредит 20, 26).

Если оборудование передается гимназии сразу после его приобретения, то считаем, что для отражения расходов можно воспользоваться вышеприведенными проводками.

В то же время полагаем, что приобретенное оборудование может быть оприходовано на счете 41 "Товары". В этом случае бухгалтерские проводки будут следующие:

Дебет 60 Кредит 51 - перечислены денежные средства поставщику оборудования;

Дебет 41 Кредит 60 - оборудование для гимназии оприходовано на склад (в том числе НДС);

Дебет 20 Кредит 41 - отражены расходы на уставную деятельность при передаче оборудования гимназии;

Дебет 86 Кредит 20 - расходы списаны за счет средств целевого финансирования.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ.
  4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ.
  5. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.

Для корректного закрытия счетов затрат разберем основные рекомендации по ведению учета в программе 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5.

Поступление целевых средств

Следует корректно отражать операции поступления целевых средств.

В программе предусмотрены два метода поступления целевых средств:

Если отразить поступление ЦС необходимо сразу на 86 счет, то используется Кассовый метод. Если отражение выполняется через начисление на счет учета расчетов с контрагентом, то в этом случае необходимо использовать Метод начисления.

ВАЖНО: при поступлении целевых средств обязательно нужно указывать «Назначение целевых средств» и «Источник поступления».

Кассовый метод.

Поступление кассовым методом

При использовании «Кассового метода» в документах поступления «Поступление наличных» или «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Целевое поступление» устанавливается флажок «Кассовый метод». При этом начисление целевых средств производится сразу на счет 86.

Если при отражении поступления ЦС на счет 86 использовать не Кассовый метод, а метод начисления, то в документе не будет возможности указать «Назначение целевых средств», что в дальнейшем приведет к ошибкам при ведении учета.

Назначение целевых средств

Метод начисления.

При использовании «Метода начисления» в документах поступления «Поступление наличных» или «Поступление на расчетный счет» флажок «Кассовый метод» не устанавливается.

Поступление методом начисления

Сначала оформляется поступление ЦС на счет расчетов с контрагентами, например, 78.86.

Затем, для отражения поступления сумм на счет учета целевого финансирования 86, необходимо создать документ «Начисление источников целевого финансирования».

Документ можно оформить по кнопке «Создать на основании».

Начисление источников целевого финансирования

В документе обязательно указываем источник и назначение целевых средств. Формируются проводки Дт 76.86 Кт 86:

Начисление источников целевого финансирования

Закрытие счетов некоммерческих затрат

В программе некоммерческая организация может вести учет или только по некоммерческой деятельности (НКД) или, наряду с некоммерческой, вести предпринимательскую деятельность (ПД). Для ведения предпринимательской деятельности необходимо в учетной политике НКО установить флажок «Ведется предпринимательская деятельность»:

Учет предпринимательской деятельности в НКО

При данной настройке открываются дополнительные возможности для ведения учета затрат: возможность распределения затрат в конце месяца между ПД и НКД.

Операция «Распределение затрат между ПД и НКД»

Данная операция необходима в том случае, когда заранее неизвестно, на каком счете необходимо отразить косвенные расходы, т.е. это расходы предпринимательской деятельности или некоммерческой.

Для отражения таких расходов предназначен счет 26.03, который в конце месяца распределяется. Затраты, отраженные на этом счете, распределяются по счетам 26.01 «Общехозяйственный коммерческий» и 26.02 «Общехозяйственный некоммерческий».

Выполняется это с помощью операции «Распределение затрат между ПД и НКД».

Как выполняется распределение:

Распределение затрат между ПД и НКД производится пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. В качестве источника для определения базы распределения берутся данные по счетам 90.01 и 91.01 по предпринимательской деятельности и Кт 86 по некоммерческой деятельности.

Данный способ распределения жестко задан в программе и не настраивается.

Распределение затрат между ПД и НКД

На закладке «Доход организации» рассчитываются доходы по ПД и НКД.

По ПД данные собираются по счетам 90.01 и 91.01.

По НКД данные собираются по кредиту счета 86.

На закладке «Распределение» выполняется распределение затрат между ПД и НКД:

Распределение затрат между ПД и НКД

Рекомендации:

Если в базе не выполняется распределение, то необходимо проверить, есть ли обороты по Кредиту счетов 90.01, 91.01 и 86. Сделать это можно с помощью отчета «Оборотно-сальдовая ведомость» или «Оборотно-сальдовая ведомость по счету». Если в текущем месяце не были отражены доходы на указанных счетах, рекомендуется распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».

Если распределение выполнено, но не пропорционально доле соответствующего дохода, а «как-то по другому», то нужно проверить, какая статья затрат указана при оформлении расхода на счете 26.03. Должна быть статья «По разным видам деятельности»:

Статья затрат организации

В таком случае будет происходить распределение.

Если будет указана статья «Финансируемые за счет целевых средств», то вся сумма со счета 26.03 будет отнесена на счет 26.02 и распределения между ПД и НКД не произойдет. Соответственно, если указана статья «По деятельности с основной системой налогообложения» – то на 26.01.

При оформлении операций по отражению расходов на счете 26.03 можно не заполнять значение субконто «Назначение целевых средств» и источник финансирования:

Назначение целевых средств

В таком случае порядок распределения следующий:

сначала затраты со счета 26.03 распределяются по счетам 26.01 и 26.02;

затем затраты со счета 26.02 будут распределены по назначениям целевых средств и источникам финансирования. Способы указываются в учетной политике.

По назначениям целевых средств:

Распределение по назначению целевых средств

По источникам финансирования:

Распределение по источникам целевых средств

Пример распределения по источникам целевых средств

Если при оформлении операций по отражению расходов на счете 26.03 назначение целевых средств и источник финансирования были указаны, то операции «Распределение затрат по назначениям целевых средств» и «Распределение затрат по источникам финансирования» выполняться не будут и сразу счет 26.02 будет закрыт на 86 в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26».

Если флажок «Ведется предпринимательская деятельность» не установлен, то операция распределения затрат между ПД и НКД не выполняется, т.е счет 26.03 не будет закрыт. Если предпринимательская деятельность не ведется, 26.03 указывать в документах не следует.

Операция «Распределение затрат по назначениям целевых средств»

Операция выполняет распределение общехозяйственных затрат по НКД между проектами (назначениями целевых средств).

Если при выполнении хозяйственных операций заранее не известно по какому назначению необходимо оформить данную операцию, в документе можно оставить не заполненным данное поле. При закрытии месяца все данные по Дт счета 26.02 с пустым субконто «Назначение целевых средств» будут распределены в соответствии с настройкой, указанной в учетной политике:

Распределение пропорционально поступлениям

распределение общехозяйственных расходов поровну между проектами, по которым было поступление ЦС;

распределение общехозяйственных расходов поровну между проектами, по которым было поступление ЦС (нарастающий итог);

распределение общехозяйственных расходов пропорционально сумме прямых расходов (Сначала определяется удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножается сумма общехозяйственных расходов на полученные значения);

списание общехозяйственных расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ;

списание общехозяйственных расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ (нарастающий итог);

Для методов распределения Нарастающим итогом дополнительно указывается месяц, начиная с которого нарастающим итогом в течение года будет собираться база распределения общехозяйственных расходов по назначениям целевых средств (проектам), а также нарастающим итогом суммы распределенных затрат по назначениям (проектам):

Дата начала сбора базы распределения общехозяйственных расходов

Пример пропорционального распределения

Если при выполнении операции возникли ошибки, то необходимо проверить следующее:

Имеются ли остатки по Дт счета 26.02 с пустым субконто «Назначение целевых средств». Для этого можно использовать отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

Заполнен ли метод распределения в учетной политике НКО.

В зависимости от метода, есть ли база распределения:

Методы «Пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ» или «Поровну между проектами, по которым было поступление ЦС». В этом случае должно быть отражено поступление целевых средств в текущем месяце по кредиту 86 счета в разрезе назначений целевых средств. Т.е. проверяем обороты по Кт счета 86 с заполненным субконто «Назначение целевых средств».

По Кт 86 счета были поступления:

Затраты по Дт 26.02 с незаполненным субконто «Назначение целевых средств» составили 80 000 р.

Распределение пропорционально удельному весу произойдет следующим образом:

Проект 1: 50 000 * 80 000 / 110 000 = 36 363, 64 р.

Проект 2: 20 000 * 80 000 / 110 000 = 14 545, 45 р.

Проект 3: 40 000 * 80 000 / 110 000 = 29 090, 91 р.

Распределение поровну составит на каждый проект: 110 000 / 3 = 36 666,67 р.

При методе «Пропорционально сумме прямых расходов» в документах отражения прямых затрат за текущий месяц должен быть указан счет 20.03 и указано назначение целевых средств. Т.е. проверяем, есть ли обороты по Дт счета 20.03 с заполненным субконто «Назначение целевых средств». При распределении сначала определяется удельный вес прямых расходов каждого проекта в общей их сумме, а затем умножается сумма общехозяйственных расходов на полученные значения (аналогично примеру выше).

Если в текущем месяце не были оформлены операции, на основании которых происходит распределение, то рекомендуется использовать другой метод распределения или распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».

Операция «Распределение затрат по источникам финансирования»

Если при оформлении операций по расходу целевых средств заранее неизвестно из каких источников используются средства или нужно оформить расход сразу по нескольким источникам, то для этого предназначена операция «Распределение затрат по источникам финансирования». В этом случае, при оформлении операций по расходу, источник финансирования не заполняется. В конце месяца произойдет распределение по источникам в соответствии с методом, указанным в учетной политике НКО.

Для выполнения этой операции должны быть остатки на конец периода по счетам 20.03 и 26.02 с пустым значением источника финансирования. В учетной политике необходимо указать метод распределения:

Распределение по источникам финансирования

Пример распределения по источникам

По каждому проекту (назначению) указывается, какие источники могут быть использованы и в какой пропорции.

Если в данной настройке проект не указывать, то распределение будет одно для всех проектов.

В этой настройке не нужно указывать только один источник финансирования. Если известен конкретный источник, то его не нужно распределять, а можно сразу указать при оформлении расходов.

Если при выполнении операции возникли ошибки, то необходимо проверить следующее:

Имеются ли остатки по Дт счетов 20.03 или 26.02 с пустым источником.

Заполнен ли метод распределения в учетной политике НКО.

Если остатки на счетах имеются, нужно проверить корректность указания назначений целевых средств. Назначение в настройке распределения по источникам должно соответствовать назначениям, указанным в качестве субконто к счетам 20.03 или 26.02.

Пример: Задана настройка распределения:

Пример настройки распределения

Назначение ЦС – «На реализацию проекта».

Источники финансирования – Целевые взносы – 50%, Добровольные взносы и пожертвования – 50%.

Остатки на конец месяца:

– Дт 20.03 – 10 000 руб.

Назначение ЦС «На реализацию проекта»

– Дт 20.03 – 7 000 руб.

Назначение ЦС «Содержание аппарата управления»

После выполнения операции распределения будут суммы:

– Дт 20.03 – 5 000 руб.

Назначение ЦС «На реализацию проекта»

Источник «Целевые взносы»

– Дт 20.03 – 5 000 руб.

Назначение ЦС «На реализацию проекта»

Источник «Добровольные взносы и пожертвования»

То есть распределение суммы произошло по 50% на каждый источник.

Остатки по Дт 20.03 – 7 000 руб с назначением ЦС «Содержание аппарата управления» – не распределятся, т.к. не задана настройка распределения для назначения «Содержание аппарата управления».

В этом случае можно:

Добавить метод распределения для недостающего назначения ЦС.

Распределить затраты вручную в документе «Распределение затрат».

Реформация баланса

В конце года производится регламентная операция «Реформация баланса», при этом формируется проводка по закрытию счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на счет 86 «Целевое финансирование».

В учетной политике необходимо задать аналитику для счета учета целевых средств в данной операции:

Настройки аналитики счетов для реформации баланса

Завершение закрытия месяца

Разберем общий порядок закрытия месяца.

При закрытии месяца некоммерческой деятельности выполняются последовательно три операции:

распределение затрат между ПД и НКД;

распределение затрат по назначениям целевых средств;

распределение затрат по источникам финансирования.

После выполнения всех операций по распределению для корректного закрытия месяца нужно проверить:

Остатков на счете 26.03 быть не должно.

По счетам 26.02 и 20.03 остатки должны быть в разрезе назначений и источников финансирования.

Проверить можно в отчете «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

Следующим этапом производится закрытие счетов затрат в операции «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26». По счетам затрат по предпринимательской деятельности выполняется закрытие в соответствии с типовым механизмом Бухгалтерии предприятия. Для некоммерческих затрат при закрытии никаких дополнительных условий нет. Все остатки по Дт счетов 20.03 и 26.02 должны закрываться автоматически на счет 86.

Все эти действия выполняются автоматически при закрытии месяца:

Некоммерческие организации, кроме общей налоговой системы имеют право использовать и «упрощенку». Рассмотрим особенности работы НКО на УСН.

Как НКО перейти на УСН

Все организации, которые планируют перейти на УСН, должны соблюдать ряд условий (ст. 346.12 НК РФ):

  1. Ограничения по виду деятельности (финансовая, продажа подакцизных товаров, азартные игры). Но, как правило, НКО не занимаются такими видами бизнеса.
  2. Отсутствие филиалов. Чтобы избежать проблем – можно зарегистрировать подразделение, как представительство.
  3. Доля юридических лиц в уставном капитале не должна превышать 25%. У НКО уставного капитала нет, поэтому это ограничение к ним не относится.
  4. Годовая выручка не должна превышать 150 млн руб. НКО должны учитывать только выручку от предпринимательской деятельности.
  5. Остаточная стоимость основных средств не должна быть больше 150 млн руб. Здесь учитывается только амортизируемое имущество, т.е. те объекты, которые НКО использует для коммерческой деятельности.
  6. Среднесписочная численность сотрудников не должна превышать 100 человек.

Выбор между вариантами УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы» НКО должны делать по тем же принципам, что и коммерческие организации. В общем случае, чем выше доля затрат на предпринимательскую деятельность в доходах, тем выгоднее будет второй вариант.

Порядок перехода на УСН для НКО также не отличается от общего (ст. 346.13 НК РФ). Новая организация должна подать заявление в ИФНС в течение 30 дней с даты регистрации. Действующее НКО может перейти на УСН с начала следующего года. Для этого нужно подать заявление до 31 декабря.

Особенности налогового учета НКО на УСН

На «упрощенку» обычно переходят НКО, которые, наряду с основной, ведут коммерческую деятельность.

Поэтому необходимо организовать раздельный учет. Целевые поступления на ведение некоммерческой деятельности не облагаются налогом. Важно, чтобы в назначении платежа было однозначно указано, что речь идет не о выручке, а о целевых взносах.

Если выбран объект УСН «Доходы минус расходы», то затраты, которые прямо относятся к предпринимательской деятельности, уменьшают налоговую базу. Те расходы, которые связаны с некоммерческой деятельностью, не влияют на расчет налога.

«Смешанные» виды расходов, которые относятся к обоим видам, нужно распределить, отразив методику в учетной политике.

Удобнее всего делить расходы пропорционально выручке от коммерческой и некоммерческой деятельности, по аналогии с ситуацией, когда УСН совмещается с другими налоговыми режимами (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Тем, кто перешел на УСН с общей налоговой системы, нужно помнить, что при «упрощенке» доходы и расходы признаются «по оплате», т.е. в те периоды, когда деньги поступили или были списаны со счета.

Другие обязательные платежи НКО на УСН

Компании на УСН в общем случае освобождены от НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Однако есть ситуации, когда и «упрощенцы» обязаны платить эти налоги (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

  1. НДС нужно платить при ввозе импортных товаров, а также если организация ведет общие дела товарищества или выполняет функции налогового агента.
  2. Налог на прибыль необходимо платить с дивидендов, прибыли контролируемых иностранных компаний, а также от операций с ценными бумагами.
  3. Налогом на имущество при УСН облагаются объекты, база по которым определяется, как кадастровая стоимость (например – помещения в офисных и торговых центрах).

Все эти исключения больше относятся к коммерческим компаниям, но иногда под них может попасть и НКО.

Например, если организация арендует помещение, которое находится в государственной или муниципальной собственности, то она выполняет функции налогового агента по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Или НКО имеет в собственности офис в деловом центре – тогда организация должна платить налог на имущество.

Земельный и транспортный налоги НКО на УСН платят так же, как и при ОСНО – если у организации есть соответствующие объекты.

Если в НКО есть штатные сотрудники, то она должна удерживать с из зарплаты НДФЛ и начислять страховые взносы. Налоговый режим здесь в общем случае роли не играет.

Но для некоммерческих организаций на «упрощенке», которые занимаются социально значимыми видами деятельности, установлена льгота по страховым взносам (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). Они платят только пенсионные взносы по ставке 20%, а для социального и медицинского страхования установлена нулевая ставка. На взносы «на травматизм» льгота не распространяется.

К льготным видам деятельности относятся социальная сфера, образование, здравоохранение, наука, культура и массовый спорт.

Дополнительные льготы для НКО на УСН в связи с пандемией

В связи с пандемией коронавируса сроки сдачи деклараций для всех налогоплательщиков были перенесены на 3 месяца. Таким образом, юридические лица, в том числе и НКО, должны были отчитаться по УСН за 2019 год не до 31 марта, а до 30 июня 2020 года.

Важно понимать, что для НКО речь идет только об отсрочке по отчетности. Перенести срок уплаты налогов за 2019 год имеют право только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), работающие в пострадавших от пандемии отраслях.

К субъектам МСП могут относиться только коммерческие организации (п. 1 ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Поэтому все НКО должны были заплатить «упрощенный» налог за 2019 год на общих основаниях:

  1. До 31 марта 2020 года, если организация продолжала работать во время особого режима.
  2. До 12 мая 2020 года – если деятельность была приостановлена.

Даже если в 2019 году выручки от коммерческой деятельности не было, и «упрощенный» налог не платили, сдать нулевую декларацию по УСН все равно необходимо.

Кроме того, отдельные категории НКО могут воспользоваться списанием налогов за 2 квартал 2020 года. Эта льгота относится к большинству налогов, в том числе и к УСН.

На освобождение от «упрощенного» налога за 2 квартал имеют право социально-ориентированные НКО, религиозные организации, а также НКО, признанные наиболее пострадавшими от пандемии (ст. 2 закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ).

Вывод

Переход НКО на УСН связан с рядом особенностей – при определении лимитов нужно учитывать только выручку и основные средства, относящиеся к коммерческой деятельности.

При расчете «упрощенного» налога необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов от двух направлений работы.

Остальные обязательные платежи НКО на УСН должны перечислять по тем же принципам, что и другие «упрощенцы». Исключение – льгота по страховым взносам.

Социально-ориентированные, религиозные и пострадавшие от пандемии НКО не должны платить «упрощенный» налог за 2 квартал 2020 года.

Читайте также: