Налогообложение грантов при усн

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 февраля 2013 г. N 03-11-11/58 О налогообложении гранта, полученного индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, на развитие субъекта малого предпринимательства

Вопрос: 06.11.2012 я был зарегистрирован в качестве ИП в МИ ФНС РФ, применяющего УСНО с объектом налогообложения - доход. В рамках договора о представлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного дела, заключённого с администрацией МО и за счёт средств федерального бюджета, мною в декабре 2012 года получен грант в размере 270 тыс. для его целевого использования.

1. Каков порядок учёта ИП данных денежных средств?

2. Обязан ли ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы" учитывать при формировании налоговой базы суммы полученного гранта?

3. Подлежат ли налогообложению данные суммы и какому: 6% - УСНО или 13% - НДФЛ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения гранта, полученного индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, на развитие субъекта малого предпринимательства, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям, а именно гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, на создание собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств).

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям. Они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физлицами, некоммерческими организациями, а также некоторыми иностранными и международными организациями и объединениями на осуществление конкретных программ в определенных областях.

Таким образом, средства, полученные ИП, применяющим УСН, на создание собственного бизнеса, не являются грантами. Их следует учитывать в качестве внереализационных доходов.

При этом установлен особый порядок учета субсидий, полученных в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства.

Так, эти средства отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет такого источника, но не более 2 налоговых периодов с даты получения. Если по окончании 2-го налогового периода сумма субсидии превысит величину признанных расходов, разница в полном объеме учитывается в составе доходов этого периода.

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется, если налогоплательщик ведет учет сумм таких выплат (средств).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Санкт-Петербург)

Организация получила государственную субсидию по программе «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». Организация ведет учет по УСН - доходы. Разъясните, пожалуйста, необходимо ли полученную сумму учитывать как доход и платить с нее налог?

Согласно п. 1 Приложения № 1 к Распоряжению Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 422-р (ред. от 06.05.2010) "Об утверждении специальной программы "Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса" гранты предоставляются из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства в Санкт-Петербурге в целях возмещения затрат в форме обязательных платежей, связанных с государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) для производства (реализации) товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при налогообложении не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К таким средствам можно отнести, в том числе, и полученные организацией гранты.

При этом пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит определение гранта для целей налогообложения. Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет установленным условиям, в частности, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

В связи с этим средства, выданные из бюджета города в соответствии с условиями программ поддержки малого предпринимательства, не относятся к грантам для целей применения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Кроме того, в п. 2 ст. 251 НК РФ указано, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, средства в виде субсидии, предоставленные коммерческой организации из городского бюджета в перечень необлагаемых доходов ст. 251 НК РФ не включены. Следовательно, они относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (см. также Письма Минфина РФ от 28.12. 2009 г. N 03-11-06/2/267, от 27.01.2010 N 03-11-11/18).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

  • налогообложение
  • субсидии государства


Начинающие предприниматели, выигравшие конкурс на получение субсидии по программе государственной поддержки в виде грантов малому бизнесу, часто сталкиваются с вопросом налогообложения полученных денежных средств. Вопросы возникают потому, что начинающего предпринимателя вводит в заблуждение сама формулировка, указываемая в договоре, предоставления субсидии. Там указывается, что это грант, и что он используется строго по целевому назначению, т.е. на возмещение затрат на приобретение основных средств. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, а в частности со статьей 251, не учитываются в составе доходов полученные гранты, как средства целевого финансирования. Исходя из этого, начинающие предприниматели решают, что полученные средства не нужно включать в налогооблагаемую базу. Как раз в этом и заключается заблуждение.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Вот это «в том числе в виде полученных грантов» и толкает предпринимателя на то, чтобы считать эти полученные средства как необлагаемые налогом, ведь деньги же получены от государства, зачем их облагать налогами.

Однако следует разъяснить, что же такое есть грант, который может не облагаться налогами. В целях гл. 25 Налогового Кодекса РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Соответственно ни о каких субсидиях на поддержку малого бизнеса Налоговый Кодекс РФ указаний не дает, и поэтому средства получаемые предпринимателями по программам поддержки малого бизнеса облагаются налогами по полной программе, в соответствии с системой налогообложения, принятой начинающим предпринимателем. Предприниматель, получивший субсидию по программе поддержки развития малого бизнеса, обязан включить полученные средства во внереализационные доходы и уплатить с этих сумм налоги в соответствии со своей системой налогообложения. Это такая же ситуация как и с субсидиями по программе самозанятости населения.
Эта ситуация также подтверждается и официальным разъяснением Министерства Финансов РФ в письме от 12 мая 2011 г. N 03-11-11/120.

Сумма субсидии довольно приличная, и значит, сумма налога тоже может получиться не маленькая. Если предприниматель находится на обычной системе налогообложения, то и сумма налога на прибыль с 300 000 рублей получится 60 000 рублей, а ведь это живые деньги.
И помните, бесплатно в нашем государстве ничего не бывает, чуть-чуть бесплатно бывает, а чтобы полностью – никогда.

Я являюсь индивидуальным предпринимателем на УСН, доходы. Грант я получила в 2011 году. Ну очень не хочется с него платить налог. Может быть подскажете, есть ли на что ссылаться в нашем законодательстве, чтобы не платить деньги государству с денег, которые от него же и получены?

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы.

Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются.

Так, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по Перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 602 утвержден Перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению.

Вот эти организации: Благотворительный фонд «Благое дело», г. Нижний Новгород; Благотворительный фонд «Милосердие», г. Москва; Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва; Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», г. Москва; Некоммерческая благотворительная организация «Благотворительный фонд В. Потанина», г. Москва; Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва; Некоммерческая организация «Российский фонд культуры», г. Москва; Некоммерческая организация «Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)», г. Норильск; Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва; Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва;Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва; Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия», г. Москва; Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург; Фонд поддержки российского учительства, г. Москва; Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва; Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва; Фонд инновационных научно-образовательных программ «Современное естествознание», г. Москва; Фонд «Русский мир», г. Москва.

Поэтому выплаты в виде грантов, не поименованных в постановлении № 602, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Ведь, во-первых, Вы получили денежные средства не от организаций, поименованных в постановлении № 602, а из средств бюджета.

Во-вторых, указанные средства не являются грантами в целях ст. 251 НК РФ.

Данные средства именуются субсидиями и согласно ст. 346.17 НК РФ средства финансовой поддержки в виде субсидий учитываются в составе доходов.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Указанный порядок признания доходов применяется не только налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, но и налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).

Аналогичный порядок учета доходов и расходов предусмотрен для сумм выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

ФНС РФ в письме от 19.08.2010 г. № ШС-37-3/9373@ разъяснила, что и налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», и налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения «доходы», учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и Порядок заполнения которых утверждены приказом Минфина РФ от 31.12.2008 г. № 154н.

Принимая во внимание особый порядок учета указанных выплат, налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги по УСН отражают суммы полученных выплат в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат, а в графе 5 раздела I Книги по УСН – соответствующие суммы осуществленных расходов из предусмотренных условиями договоров.

При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 раздела I Книги по УСН), указанные суммы выплат не учитывают.

Когда Вы производите расходы, предусмотренные условиями получения субсидии, сумму этих расходов Вам нужно отражать в графе 5 раздела I Книги учета.

Кроме того, при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогоплательщики, применяющие объект налогообложения в виде доходов, сумму полученных выплат учитывать по строке 210 раздела II не должны (письмо Минфина РФ от 16.09.2010 г. № 03-11-11/243).

Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

При исчислении суммы авансового платежа за отчетный период часть суммы субсидии Вы учитывать не будете.

Таким образом, налоговая база на сумму субсидии увеличиваться не будет.

Указанным способом Вы можете учитывать сумму субсидии в течение двух налоговых периодов (двух лет) с даты получения субсидии.

Вам нужно постараться использовать всю сумму субсидии в течение двух лет, тогда у Вас не возникнет налогооблагаемого дохода.

Если по окончании двух лет сумма субсидии превысит сумму отраженных в графе 5 раздела I Книги учета расходов, фактически осуществленных за счет суммы субсидии, то получившуюся разницу Вы должны будете отразить в составе налогооблагаемых доходов второго налогового периода.

Грант и субсидия — это формы государственной поддержки бизнеса. У них есть отличия, если говорить просто: грант — это когда государство дает деньги на развитие бизнеса, а субсидия — когда государство компенсирует те расходы, что бизнес уже понес.

То есть грант — сначала деньги, потом расходы, а субсидия — сначала расходы, потом деньги. Подробнее о том, какие гранты и субсидии для предпринимателей существуют, мы рассказывали в других статьях: Гранты для предпринимателей и Поддержка предпринимателей государством.

В этой статье рассказали, что выгоднее получать: грант или субсидию.

Ксения Алешина

Выбор есть у начинающих предпринимателей

Грант может получить только начинающий предприниматель — тот, чьему бизнесу на момент подачи заявки на грант не исполнился год. Например, подойдет бизнес, которому 11 месяцев и 20 дней. Остальные могут рассчитывать только на субсидии. Поэтому выбор между грантом и субсидией появляется в двух случаях:

  • когда начинающий предприниматель уже поработал, что-то купил из оборудования, но бизнес еще младше года;
  • предприниматель работает дольше года, но есть возможность открыть новое предприятие, чтобы получить грант. Например, родственник согласен открыть ИП и подать заявку на грант.

Гранты и субсидии может получить только малый или средний бизнес. Поэтому перед подачей заявки стоит проверить себя в реестре МСП:


Самозанятые не могут получить ни грант, ни субсидию, потому что самозанятость — это не субъект бизнеса, а статус физического лица. Сейчас есть тенденция переводить ИП на налог на профессиональный доход. Это когда предприниматель сохраняет статус ИП, но налоги платит как самозанятый. Пока непонятно, может ли он в этом случае претендовать на гранты и субсидии, поэтому надежнее работать на УСН или патенте.

Чтобы понять, что выгоднее, разберемся с особенностями грантов и субсидий.

Грант начинающим — до 500 000 рублей

Размер гранта зависит от региона, обычно дают 300 000 — 500 000 рублей. Работает так: получаешь деньги, покупаешь, отчитываешься.

Грант не нужно возвращать или платить по нему проценты, но есть другие условия:

  • предприниматель начинающий — до одного календарного года;
  • грант нужно потратить на основные средства — это обычно оборудование, оргтехника, мебель, инвентарь. К основным средствам относятся те, у которых срок использования больше трех лет или цена выше 40 000 рублей. Комплектующие, расходники, аренда, зарплаты не считаются основными средствами;
  • нельзя закрываться в течение трех лет после того, как предприниматель получил грант. Иначе придется его возвращать.

Чтобы получить грант, нужно собрать документы, написать и защитить бизнес-план перед комиссией. Затем — получить деньги и потратить их именно на то, что указано в бизнес-плане, иначе могут быть штрафы.

Субсидия — до 70% расходов после вычета НДС

Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.

Субсидия компенсирует до 70% расходов после вычета НДС, точный размер компенсации зависит от оквэдов. Региональные субсидии компенсируют расходы за прошлый год, а районные — за прошлый и текущий.

Что будут компенсировать, тоже зависит от оквэдов:

  • покупку оборудования, механизмов, устройств, транспорта кроме воздушного и личного с амортизационной группой выше второй — большинству видов бизнеса;
  • аренду, мебель, оборудование, инвентарь или что-нибудь еще компенсируют некоторому бизнесу. Чаще это социальное предпринимательство, например салоны красоты, тренажерные залы, учреждения по уходу за пожилыми людьми, дома быта.

Для субсидии тоже нужно собирать документы: договоры, счета-фактуры, накладные, — но не придется составлять и защищать бизнес-план. Главное, чтобы платежные документы были в порядке. Советую собирать все договоры, счета, чеки, даже если предприниматель пока не планирует подаваться на субсидию. Вдруг потом соберется, а восстановить документы через год намного сложнее.

Субсидии бывают разными, и можно выбрать, на какую выгоднее податься. Еще есть оквэды, которые дают больше субсидий. Если есть возможность включить их в дополнительные при регистрации бизнеса, стоит так сделать. Такие оквэды указывают в описании субсидии.

Цветочная мастерская и товары местных мастеров

Ко мне на консультацию приходила владелица цветочной мастерской, она планировала продавать эксклюзивные букеты. Я спросила, планирует ли она продавать что-то еще. Оказалось, что собирается выставлять на продажу товары местных мастеров и проводить мастер-классы.

Товары местных мастеров подходят под ОКВЭД 32.99.8 — Производство изделий народных художественных промыслов, — который часто попадает в списки субсидируемых. Я посоветовала добавить его в дополнительные оквэды.

И всем советую посмотреть, какие виды деятельности чаще всего субсидируются в регионе, и добавить их в дополнительные при регистрации бизнеса.

Возвращать деньги по субсидиям не нужно, а тратить их можно на что угодно. Но есть условие: в течение двух лет присылать отчеты о количестве рабочих мест, налогов и состоянии бизнеса.

Как определить, что выгоднее: грант или субсидия

Итак, чтобы понять: выгоднее получать грант или субсидию, нужно сделать две вещи:

  • посчитать расходы за прошлый или текущий год;
  • сравнить сумму примерно от половины расходов с суммой гранта.

Если сумма примерно половины расходов равна гранту, подавать заявку на него, если меньше или сильно больше — на субсидию.

Чаще всего субсидия оказывается выгоднее гранта при трех условиях:

  • предприниматель закупал новое оборудование;
  • есть сотрудники, за которых платил взносы;
  • платил налоги.

Но в каждой ситуации нужно анализировать расходы, сумму гранта и помнить, что кроме грантов есть субсидии. Например, стоит сходить в администрацию города, отдел экономики или Минэкономразвитие и попросить у них список всех существующих субсидий, чтобы знать о них точно.

Владелица шиномонтажки получила 1,2 млн ₽

Ко мне пришла владелица шиномонтажки, она хотела открыть ИП на сына, чтобы получить грант в 500 000 рублей. Мы начали анализировать ее расходы, оказалось, что за прошлый год она закупала оборудование на 2,4 млн рублей.

Я уговорила ее подавать заявку на субсидию, а не на грант для сына. Она не верила, что сможет получить хоть какие-то деньги, а в итоге получила субсидию в 1,2 млн рублей.

Читайте также: