Критерии для перехода на усн с 2017

Опубликовано: 26.04.2024

Изменения по УСН — 2017

Вступил в силу ряд поправок в Налоговый кодекс, которые существенно повлияли на деятельность "упрощенцев" вплоть до 2020 года. Рассмотрим изменения по УСН.

Благодаря изменениям по УСН больше компаний и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) смогут работать на "упрощенке". Налоги теперь за них вправе уплачивать третьи лица. Кроме того, в Налоговый кодекс внесены технические поправки и уточнения.

Изменения по УСН в части предельного размера доходов за 9 месяцев

Увеличен до 112,5 миллиона рублей предельный размер доходов за девять месяцев, при котором организация вправе перейти на УСН (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ)). Данное значение будет применяться при переходе на "упрощенку" с 1 января 2018 года (Информация ФНС России "Об изменении с 1 января 2017 года порогового значения по доходам для перехода на УСН").

Для организаций, перешедших на УСН с 1 января 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года составляет не более 59,805 миллиона рублей (величина предельного дохода 45 млн руб. (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. до 01.01.2017), увеличенная на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ в ред. до 01.01.2017), установленный на 2016 г. в размере 1,329 (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 (далее — Приказ № 772))).

Отметим, что на период с 2017 по 2019 год приостановлена норма об индексации предельного размера дохода, позволяющего перейти на УСН (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — Закон № 243-ФЗ)). Значение коэффициента-дефлятора на 2020 год равно 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Таким образом, с 2018 по 2020 год девятимесячный лимит доходов составляет 112,5 миллиона рублей.

Изменения по УСН касаются лимита стоимости основных средств

С 2017 года увеличен до 150 миллионов рублей лимит остаточной стоимости основных средств, при превышении которого организация не вправе применять УСН (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Закон № 243-ФЗ; письмо Минфина России от 07.11.2016 № 03-11-11/65043).

Так, если остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября 2016 года составляла более 100 миллионов рублей, но по состоянию на 1 января 2017 года не превысила 150 миллионов рублей, организация вправе применять "упрощенку" с 1 января 2017 года (письмо ФНС России от 29.11.2016 № СД-4-3/22669@).

Отметим, что изначально законодатели хотели повысить лимит до 1 миллиарда рублей (проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (подготовлен Минфином России 25.03.2016)), но чиновники посчитали это нецелесообразным, так как увеличение могло бы привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет (письмо Минфина России от 12.05.2016 № 03-11-11/27340).

Кроме того, хотя согласно Налоговому кодексу (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) рассматриваемый лимит и касается только организаций, по мнению Минфина России, ИП также утрачивает право на применение УСН при превышении лимита с начала того квартала, в котором допущено превышение (письма Минфина России от 28.10.2016 № 03-11-11/63323, от 20.01.2016 № 03-11-11/1656).

Изменения по УСН для годового предела доходов

Увеличен до 150 миллионов рублей предельный размер дохода за налоговый период (календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ)), при превышении которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

В 2016 году лимит доходов за год составлял 79,740 миллиона рублей (письмо Минфина России от 29.04.2016 № 03-07-11/25412) (величина предельного дохода 60 млн руб. (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. до 01.01.2017), увеличенная на коэффициент-дефлятор (абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. до 01.01.2017), установленный на 2016 г. в размере 1,329 (Приказ № 772)).

На период с 2017 по 2019 год приостановлена норма об индексации предельного размера дохода, позволяющего применять УСН (ч. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

На 2020 годкоэффициент-дефлятор равен 1 (ч. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Таким образом, с 2017 по 2020 год лимит доходов за налоговый период составляет 150 миллионов рублей.

Расходы на независимую оценку квалификации

С 2017 года введен институт независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Это процедура подтверждения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ (далее — Закон № 238-ФЗ)).

При проведении оценки квалификации по направлению работодателя он и оплачивает ее стоимость (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ; абз. 2 ст. 187 ТК РФ). При этом в целях стимулирования к участию стоимость оценки можно включить в расходы при расчете базы по "упрощенному" налогу (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Учет производится аналогично расходам на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Работодатель обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора по оказанию таких услуг и одного года работы сотрудника, который проходил оценку, но не менее четырех лет.

Изменения в части уплаты налогов другим лицом

С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Причем это лицо не вправе требовать возврата уплаченной суммы из бюджетной системы РФ (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). С 2017 года данное правило применяется и в отношении страховых взносов (абз. 1 п. 9 ст. 45 НК РФ). Цель нововведения — улучшение исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов.

Законодатель уточнил,как учитывать перечисления в бюджет, осуществленные третьими лицами. Их отражают в расходах в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при погашении задолженности перед третьим лицом. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение отражают в пределах фактически погашенной задолженности в те периоды, когда налогоплательщик погашает ее перед третьим лицом (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

Изменения по УСН: нулевая ставка для ИП

С 2015 года субъекты РФ наделены правом предоставлять двухлетние "налоговые каникулы" для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ). Речь идет о налоговой ставке 0 процентов для "упрощенцев", осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Законодатель ввел ряд технических уточнений, чтобы исключить двоякое толкование норм Налогового кодекса (Закон № 243-ФЗ; Федеральный закон от 03.07.2016 № 248-ФЗ).

Во-первых, нулевая ставка может быть введена для предпринимателей, выбравших объект как "доходы", так и "доходы, уменьшенные на величину расходов" (абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ранее не было сказано, при каком объекте применяется льготная ставка, и не было прописано никаких ограничений (письмо Минфина России от 05.05.2016 № 03-11-11/26185).

Во-вторых, в период действия нулевой ставки предприниматели с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" не уплачивают минимальный налог (абз. 2 п. 4 ст. 346.20 НК РФ) (1% от доходов), ведь минимальный налог не применяется при объекте "доходы" (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

В-третьих, виды деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается нулевая ставка, определяются на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД2 (ОК029-2014(КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее — Приказ № 14-ст); абз. 3 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Ранее также применялся Общероссийский классификатор услуг населению(ОК002-93)ОКУН (принят и введен в действие пост. Госстандарта России от 28.06.1993 № 163), но он утратил с силу с 1 января 2017 года (п. 6 Приказа № 14-ст; письмо Минфина России от 11.10.2016 № 03-11-06/2/59090).


Марина Косульникова, главный бухгалтер компании "Галан"

Стромова И. В.

Вариант первый: вы только начинаете бизнес и решили работать на УСН. Вариант второй: вы уже работаете на общем режиме и решили перейти на УСН. Какие условия надо выполнить, какие документы подать и в какой срок? Разберем требования к работе на УСН. Кстати, с 2017 года в два раза увеличены лимиты для перехода и применения УСН, а также размер допустимой остаточной стоимости основных средств.

Организации или предприниматели вправе перейти на УСН, если отвечают определенным требованиям: по выручке, численности сотрудников, доле участия других компаний и т.д.

Курс повышения квалификации для бухгалтеров на УСН «Бухгалтерский учёт при УСН. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)» - учебная программа соответствует требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер». Лекции по зарплате, среднему заработку, первичке, основным средствам и другим не менее важным темам. Желающих стать плательщиками налога при УСН условно разделим на две категории:

  1. Вновь созданные организации и предприниматели, которые недавно встали на учет в налоговой инспекции. Этой категории будущих упрощенцев важно определиться с объектом налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Рекомендуем статью про выбор объекта при УСН.
  2. Организации и ИП, которые работают на общем налоговом режиме или, например, на ЕНВД и хотят перейти на УСН. Этой категории также надо определиться с объектом налогообложения и важно успеть вовремя подать заявление о переходе на УСН — об этом подробнее расскажем далее.

Прежде чем узнать про особенности перехода на упрощенную систему налогообложения для каждой из этих категорий, разберем, кто не вправе применять этот спецрежим.

Кто не вправе работать на УСН

Организации ИП, иные лица
Если есть филиалы Частные нотариусы, адвокаты
Если сумма доходов за 9 месяцев года, предшествующему переходу, превышает 45 млн. руб. (эта сумма ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор – на 2016 год его размер составляет 1,329)* ИП, применяющие ЕСХН
Организации финансового сектора экономики (банки, страховщики, инвестиционные фонды и т.д.) ИП, средняя численность работников которого превышает 100 человек
Организации, занимающиеся игорным бизнесом ИП, которые не уведомили налоговую о переходе на УСН
Организации, применяющие ЕСХН и иные (п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (для отдельных организаций ст. 346.12 НК РФ делает исключение)
Если средняя численность работников превышает 100 человек
Если остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн. руб. (с 2017 года лимит увеличен до 150 млн. руб. – на 1 января 2017 года и в течение 2017 года остаточная стоимость ОС не должна превышать эту сумму)
Казенные, бюджетные учреждения, иностранные организации
Микрофинансовые организации
Организации, которые не уведомили налоговую о переходе на УСН
Частные агентства, которые ведут деятельность по предоставлению труда работников

* Чтобы перейти на УСН с 2017 года, сумма дохода за 9 месяцев 2016 г. не должна превышать 59,805 млн. руб. (45 млн руб. × 1,329). Для перехода на УСН с 2018 года сумма дохода за 9 месяцев 2017 г. не должна превысить 90 млн. руб. (эта сумма не будет индексироваться на коэффициент-дефлятор до 2020 года). Вебинар про изменения по УСН с 2017 года.

А что если компания или предприниматель, которые не вправе перейти на УСН, все равно начнут работать на УСН. Налоговая это как-то вычислит? Конечно, да. К тому же, отчетность налоговики от организаций будут ждать другую, а не ту, которую пришлет псевдо-упрощенец.

А уплата налога? – платеж пройдет не на тот КБК и будет числиться как излишне уплаченная сумма, а по другому платежу будет неуплата, что грозит блокировкой счета.

Поэтому переходить на УСН следует при соответствии всем установленным требованиям и критериям. Рассмотрим их подробнее для каждой категории налогоплательщиков.

Переход на УСН для вновь созданных компаний и ИП

Вновь созданные организации и предприниматели вправе уведомить налоговый орган о применении УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Пример: компания встала на учет в налоговой инспекции 10 ноября 2016 года. Подать заявление о применении УСН следует не позднее 9 декабря 2016 года включительно (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). Надо определиться, какой объект налогообложения применять:

  • «доходы» — в этом случае ставка налога при УСН составит 6%;
  • «доходы минус расходы» — налог по ставке 15%.

От сделанного выбора зависит сумма налога, которую налогоплательщик заплатит в бюджет по итогам налогового (отчетных) периодов. В дальнейшем можно сменить выбранный объект.

Смена налогового режима на УСН

Когда подавать уведомление о переходе на УСН:

  • для организаций и ИП — уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего переходу. Если вы хотите перейти на УСН с 2017 года, то подать уведомление следует до 31 декабря 2016 года. Форма уведомления о переходе на УСН утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@;
  • для тех, кто решил перейти на УСН с ЕНВД, — на основании уведомления можно начать применять УСН с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность применять ЕНВД. Если компания прекратила работу на «вмененке» с февраля 2016 года, то уже с февраля 2016 года она вправе применять УСН. Об этом следует уведомить налоговую, форма уведомления также установлена приказом ФНС РФ № ММВ-7-3/829@.

Условия применения УСН для организаций и ИП

  1. Организации и ИП не должны осуществлять виды деятельности, которые являются препятствием для перехода на УСН (см таблицу выше).
  2. Доля участия в организации, применяющей УСН, других организаций не должна превышать 25% (кроме некоторых ограничений).
  3. Средняя численность работников организации и ИП за налоговый период не должна превышать 100 чел.
  4. Остаточная стоимость основных средств организации за налоговый период не должна превышать 100 млн. руб. (этот лимит действовал для 2016 года). Остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с налоговым учетом, т.е. в соответствии с 25 главой НК РФ. Для ИП этот показатель не установлен.
    Обратите внимание: на 1 января 2017 года и в течение 2017 года остаточная стоимость ОС на УСН не должна превышать 150 млн. руб. (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ внес изменения в гл. 26.2 НК РФ с 1 января 2017 года).
  5. Сумма дохода организации и ИП, определенная нарастающим итогом за налоговый период не должна превысить 60 млн. руб. – эта сумма ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (на 2016 год – 1,329, приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772).
    Обратите внимание: в 2017 году будет действовать новый лимит – 120 млн. руб., который не будет индексироваться до 2020 года. Если доходы организации или ИП в 2017 году будут в пределах этой суммы, то они будут вправе применять УСН.

Чтобы остаться на упрощенке в 2016 году, надо уложиться в лимит доходов за год 79,74 млн. руб. (60 млн руб. × 1,329). Если компания захочет перейти на упрощенку с 2017 года, то ее доходы за девять месяцев 2016 года не должны превышать 59,805 млн. руб. (45 млн руб. × 1,329).

Если эти условия не выполняются, организации и индивидуальные предприниматели переводятся на общий режим налогообложения в принудительном порядке. Это произойдет с того квартала, в котором допущены нарушения. При этом налогоплательщик обязан известить об этом налоговый орган в срок не позднее 15 дней со дня прекращения деятельности на УСН.

Пример: в 2016 году компания работает на УСН. В ноябре 2016 года выручка от реализации составила 81 123 млн. руб. Соответственно, в IV квартале нарушен один из критериев применения УСН (выручка составила больше положенных 79,74 млн. руб.). Начиная с 1 октября 2016 года компания обязана перейти на общий режим налогообложения.

Потеря права применения УСН

Сообщить в налоговую о потере права на УСН нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на «упрощенку» (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Сообщение об утрате права на УСН подается по форме № 26.2-2, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

При утрате права на УСН декларацию сдают не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено нарушение, влекущее утрату такого права. Если же деятельность на «упрощенке» прекратили вовсе, то декларацию сдают не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором это случилось. В эти же сроки нужно уплатить налог, начисленный по декларации (ст. ст. 346.21 и 346.23 НК РФ).

Переход с УСН на ОСНО или ЕНВД

В добровольном порядке организация или предприниматели вправе перейти с УСН на другой режим налогообложения с начала года. Уведомление необходимо подать в налоговый орган не позднее 15 января года, в котором осуществляется переход на иной режим налогообложения.

Если вы сейчас работаете на УСН, но думаете перейти на общий режим с 2017 года, то подать заявление надо до 16 января 2017 года (т.к. 15 января является выходным днем, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Рекомендуем вебинар «УСН: изменения с 2017 года». Лектор Наталья Горбова расскажет про изменения в НК РФ, про лимит доходов при совмещении УСН и ЕНВД, УСН и «патента»; про действия при превышении доходного лимита при УСН.

Переход на УСН в 2017 году

УСН или упрощенная система налогообложения применяется организациями и ИП довольно часто. Она удобна в использовании, требует меньше отчетной документации, да и просто выгодна. Со следующего 2017 года «упрощенку» ожидают ряд перемен.

Что это за новшества? Как, предположительно, они скажутся на бизнесе? Не предполагается ли ущемления прав предпринимателей? Об этом и пойдет речь в статье.

Налогообложение и отчетность ИП на УСН детально рассмотрены в этом материале.

Лимит доходов по УСН: ситуация на сегодняшний день

Недавно в Налоговый кодекс РФ были внесены некоторые изменения, связанные с использованием «упрощенки». Окончательно они были утверждены Государственной думой 14 июня . В первую очередь, новшества касаются изменения лимита доходов УСН с 2017 года.

НК РФ предписывает: в случае, если предприниматель или компания превысят определенную законом сумму доходов по итогам отчетного периода, то они лишаются права на дальнейшее применение УСН. В Письме Минфина России от № /2/24984 дается пояснение, что тут имеются в виду доходы, фактически полученные налогоплательщиком, использующим данную льготную систему.

На сегодняшний день законодательно определен максимальный годовой доход в 60 млн рублей. Это положение закреплено в абзаце 4 п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Но ежегодно эта сумма возрастает на отдельно устанавливаемый Приказом Минэкономразвития России . В нынешнем, , дефляционный коэффициент равняется 1,329.

То есть, чтобы определить верхнюю планку доходов при использовании УСН в 2016 году, 60 000 000 рублей надо умножить на коэффициент 1,329, получаем итог 79 740 000 рублей. Это и будет верхним пределом тех сумм, что предприниматель либо компания может получать, если остается в системе «упрощенки». Контролировать полученные доходы надо ежеквартально, поскольку превышение может произойти, скажем, по итогам 9 месяцев. Тогда на иную налоговую систему надо будет переходить с октября.

Как изменится лимит доходов УСН с 2017 года?

Но есть и более приятные свежие новости УСН 2017 года. Корректировка законодательства на этот раз пойдет явно на пользу предпринимателям и компаниям, которые желали бы перейти на этот налоговый режим или опасались, что могут его лишиться некоторого роста доходности бизнеса. С начала 2017 года лимит, о котором говорилось выше, вырастет до 120 миллионов рублей, то есть вдвое.

Правда, с этой же даты, на срок до 1 января 2020 года, приостанавливается практика применения . То есть, в период с 2017 по 2020 годы поправку на этот коэффициент считать будет не нужно.

Что поменяется в системе учета лимита по основным средствам?

Есть и другие критерии для перехода на УСН с 2017 года, в частности, расчет остаточной стоимости основных средств организации или предприятия. На 2016 год пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлена предельная верхняя величина этого показателя в 100 миллионов рублей.

Правила ведения бухгалтерского учета предписывают необходимость для организаций отслеживать лимит по остаточной стоимости основных средств и в случае, если они уже применяют данный спецрежим, и если только намереваются переходить на него.

Если компания лишь планирует переход на УСН с начала следующего года, необходимо иметь лимит по остаточной стоимости основных средств, не превышающий 100 млн, по состоянию на 31 декабря года, который истекает до начала применения УСН.

Для тех организаций, что уже применяют данный режим, от него придется отказаться в случае, если по итогам любого из отчетных периодов, скажем, полугодия, будет отмечено превышение лимита по остаточной стоимости. Тогда неизбежен переход на ОСН уже с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Критерии для перехода на УСН с 2017 года для индивидуальных предпринимателей несколько менее строги. ИП не обязаны осуществлять контроль за остаточной стоимостью активов в период, когда собираются переходить на спецрежим.

Но если предприниматель уже использует «упрощенку», то система отслеживания данного налогового критерия для него будет ровно такой же, как и для любой организации. Данная норма прописана в письме Минфина РФ № /1656 от .

C 1 января 2017 года увеличивается и этот показатель: со 100 до 150 миллионов рублей вырастет планка стоимости активов.

Условия и особенности перехода на УСН

Как известно, переход на другую систему налогообложения, в том числе, УСН, является правом и организаций, и ИП. Но этот переход не может быть осуществлен в любое «удобное» время, а лишь с начала года, следующего за годом подачи соответствующего заявления. Пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ определено: заявление по форме № 26.2–1 требуется передать в местный орган налоговой инспекции до 31 декабря.

Но это не единственное условие смены налогового режима. Как требует п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 346.12 НК РФ, для перехода организации на УСН с нового года ее доходы за 9 месяцев года предшествующего должны были не больше чем 45 млн. рублей. Без учета НДС, но с увеличением на . Если 45 миллионов помножить на уже известный нам коэффициент текущего года 1,329, получим 59 805 000 рублей. Это и есть предельная сумма доходов за 9 месяцев текущего года для компании, планирующей сменить систему налогообложения на УСН с января .

Изменения лимита доходов УСН с 2017 года внесут коррективы и в данную процедуру. Для тех компаний, что собираются переходить на «упрощенку» с января , доход за период с января по сентябрь не должен будет «переваливать» за 90 миллионов рублей. Поскольку расчет ведем уже за 2017 год, то применять не будет необходимости.

По итогам 2016 года, при переходе на УСН с , бизнес опирается пока на старые цифры в 40 млн рублей за 9 месяцев, но с учетом коэффициента. А индивидуальным предпринимателям для осуществления перехода на УСН вообще не нужно учитывать лимит доходов за год предыдущий.

Тоже может быть полезно:

  • Производственный календарь на 2017 год
  • Налог ЕНВД продлен до 2021 года
  • Каким будет МРОТ в 2017 году?
  • Применение нулевой ставки по УСН и ПСН для ИП Москвы
  • Какие налоги платит ИП?
  • Система налогообложения: что выбрать?

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно!

Применение упрощенной системы налогообложения сопряжено с целым рядом благоприятных для бизнеса нюансов. Переход на этот спецрежим осуществляется в добровольном порядке и не требует соблюдения сложной процедуры. О том, что меняется в УСН с 2017 года и как перейти на «упрощенку» со следующего года, рассказывает эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Переход на УСН осуществляется с начала года, а подать соответствующее заявление налогоплательщики обязаны заблаговременно (ст. 346.13 НК РФ). Действующие компании и предприниматели, желающие перейти на УСН с 2017 года, могут подать заявление о переходе до 31.12.2016. Вновь создаваемые фирмы должны уведомить налоговый орган о своем желании работать на «упрощенке» не позднее 30 дней с момента постановки на учет. В отношении новых компаний правило о применении спецрежима только с нового года не используется, и организация или ИП признаются «упрощенцами» с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. Что касается плательщиков ЕНВД, то они имеют право применять УСН, начиная с месяца, когда была прекращена обязанность по применению «вмененки».

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Переход на УСН осуществляется с начала года, подать соответствующее заявление налогоплательщики обязаны заблаговременно.

2. Действующие компании и предприниматели, желающие перейти на УСН с 2017 года, могут подать заявление о переходе до 31.12.2016.

3. Вновь создаваемые фирмы должны уведомить налоговый орган о своем желании работать на «упрощенке» не позднее 30 дней с момента постановки на учет. В отношении новых компаний правило о применении спецрежима только с нового года не используется.

4. Сейчас рассчитывать на переход на УСН могут те, чей доход за девять месяцев предыдущего года не превысил 59,805 млн рублей, а оставаться на «упрощенке» можно при доходе не свыше 79,74 млн рублей.

5. Минувшим летом принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ, который повысил эти критические значения. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

6. Перейти на УСН с 2018 года смогут ИП и юрлица, чьи доходы не превысят 90 млн рублей за девять месяцев 2017 года. При этом спецрежим можно будет продолжать применять в том случае, если доходы в текущем периоде не превысили 120 млн рублей.

7. Коэффициент-дефлятор использоваться до 2020 года не будет.

8. Стоимость ОС у упрощенцев сейчас не должна превышать 100 млн рублей, с 2017 года эта сумма увеличивается до 150 млн. рублей.

9. Не вправе применять УСН те, кто выходит за вышеуказанные лимиты, а также компании и ИП, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ. Не могут применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

10. Переход на УСН носит строго уведомительный порядок. Налогоплательщик должен подать специальное уведомление в инспекцию по месту нахождения. Если уведомление не подать, то применять данный спецрежим нельзя.

11. Сообщить в налоговый орган о потере права на УСН нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на «упрощенку».

12. В ближайшем будущем правила применения УСН могут быть значительно смягчены. В частности, президент предложил повысить предельную выручку для применения УСН до 150 млн. рублей, а также рассмотреть вопрос по введению плавного перехода с УСН на общий режим при превышении предельного размера выручки.

Лимит выручки и имущества

Напомним, сейчас рассчитывать на переход на УСН могут те, чей доход за девять месяцев предыдущего года не превысил 45 млн рублей (п.2 ст.346.12 НК РФ). Величина предельного размера доходов подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России № 772 от 20.10.2015 коэффициент-дефлятор сейчас составляет 1,329. Соответственно для перехода на УСН с 2017 года доход не должен превышать 59,805 млн рублей (45 млн руб. Х 1,329). Оставаться же на «упрощенке» можно при доходе не свыше 60 млн рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). С учетом коэффициента эта сумма равна 79,74 млн рублей.

Принятый минувшим летом Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ повысил эти критические значения. Согласно закону, который вступает в силу с 1 января 2017 года, перейти на УСН с 2018 года смогут ИП и юрлица, чьи доходы не превысят 90 млн рублей за девять месяцев 2017 года. При этом спецрежим можно будет применять в том случае, если доходы в текущем периоде не превысили 120 млн рублей. Коэффициент-дефлятор вообще не будет использоваться до 2020 года.

Другой лимит, обязательный к соблюдению организациями на УСН, касается остаточной стоимости основных средств. В соответствии с п.3 ст.346.12 НК РФ стоимость ОС не должна превышать 100 млн рублей. Федеральный закон от 03.07.2016 года № 243-ФЗ повышает указанное значение. На 1 января 2017 года и в течение 2017 года остаточная стоимость ОС на УСН не должна превышать 150 млн. рублей. Если этот лимит будет превышен, организация потеряет право на применение спецрежима уже с начала квартала, в котором было допущено превышение.

Кто не вправе применять УСН

Помимо организаций и ИП, которые не соблюдают указанных выше лимитов, закон прямо устанавливает перечень плательщиков, которым запрещается применять спецрежим. Все они указаны в п.3 ст.346.12 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • организации, имеющие филиалы;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды и инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • компании, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • нотариусы и адвокаты;
  • организации и ИП, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;
  • микрофинансовые компании, казенные учреждения и иностранные компании.

Кроме того, не могут применять УСН организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

Переход на УСН носит строго уведомительный порядок. Налогоплательщик должен подать специальное уведомление в инспекцию по месту нахождения. Рекомендованная форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения (доходы, или доходы минус расходы). Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и может изменяться ежегодно с начала налогового периода, если уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря (ст.346.14 НК РФ).

Кроме того, плательщики указывают в уведомлении остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Если организация или ИП не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, они не вправе применять данный спецрежим (пп.19 п.3 ст.346.12 НК РФ). В свою очередь, плательщик может не дожидаться из инспекции разрешения и обратного уведомления о применении УСН.

Потеря права на применение УСН

Сообщить в налоговый орган о потере права на УСН нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на «упрощенку» (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Сообщение об утрате права на УСН подается по форме № 26.2-2, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Споры с налоговиками

Как свидетельствует практика, своевременно отправленное заявление о желании применять УСН и начало работы по спецрежиму, совсем не исключает возможность претензий со стороны налоговиков. Предприятие может уплачивать единый налог и считать себя полноправным спецрежимником, но в ходе какой-либо проверки инспекция может прийти к выводу о том, что данный налогоплательщик не имеет права на применение УСН.

Самая частая причина недовольства фискалов – отсутствие уведомления о переходе (о начале применения) спецрежима, либо же нарушение сроков его направления в налоговый орган. В итоге плательщика привлекают к ответственности и доначисляют налоги по общей системе налогообложения. Исход судебного разбирательства с налоговиками зависит в основном от действий самих налоговиков. В частности, суд выясняет, направляла ли инспекция в адрес налогоплательщика уведомление о невозможности применения УСН, или же плательщик продолжал уплачивать единый налог без каких-либо замечаний со стороны фискалов.

Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Липецкой области в Решении от 03.10.2016 № А36-2881/2016. Из материалов дела следовало, что инспекция уведомления о переходе на УСН от предпринимателя не получала. В журнале регистрации заявлений на УСН подписи ИП не имелось. Сам ИП настаивал на утрате соответствующего уведомления. На основании этого предприниматель был оштрафован, и ему были доначислены НДФЛ и НДС.

Но суд признал решение инспекции незаконным. Судьи установили, что ИП уплачивал единый налог по УСН на протяжении целого года. Налоговые вычеты по НДС на основании счетов-фактур контрагентов он не применял. Со своей стороны инспекция, видя уплату единого налога, не сообщила предпринимателю об отсутствии уведомления о переходе на УСН, не истребовала дополнительные документы и сведения, не получила объяснения, не указала на отсутствие объекта налогообложения.

Оспаривая факт подачи предпринимателем уведомления о переходе на УСН, инспекция представила журнал регистрации заявлений на УСН. Но утвержденная приказом ФНС России от 21.06.2010 г. № ММВ-7- 3/293@ форма данного журнала не предусматривает проставление подписи налогоплательщика в подтверждение даты предоставлении уведомления.

Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН направляется налогоплательщику, нарушившему установленные сроки подачи уведомления. Если исходить из того, что ИП уплачивал налог по УСН без предоставления соответствующего уведомления, то предполагалось направление ему сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему. Такого сообщения инспекция не направила. В связи с этим суд признал налоговиков нарушившими права ИП.

Другой спор (с противоположным решением) рассмотрел Арбитражный суд Хабаровского края по делу от 19.09.2016 года № А73-10136/2016. Здесь предприниматель оспаривал сообщение инспекции о невозможности рассмотрения уведомления о переходе на УСН в связи с пропуском сроков. Факт пропуска сроков на подачу уведомления ИП не оспаривал, но заявлял о том, что у инспекции отсутствует право на запрет в применении спецрежима, поскольку заявление о применении УСН носит уведомительный характер.

Материалами дела подтверждалось, что инспекция действительно направила предпринимателю сообщение о нарушении им сроков уведомления о переходе на УСН. Однако это не свидетельствует о том, что предпринимателю было запрещено применять спецрежим.

Суд указал, что отсутствие у предпринимателя права на применение УСН с момента постановки на учет в налоговом органе прямо установлено подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Оспариваемым же сообщением заявитель был лишь уведомлен налоговым органом об отсутствии такого права. В связи с этим суд отказал в оспаривании сообщения налогового органа. Следовательно, если бы ИП продолжил применять спецрежим, несмотря на сообщение инспекции, ему бы доначислили налоги по ОСНО. Причем такое доначисление было бы законным.

Таким образом, непредставление уведомления о переходе на УСН, а также пропуск сроков на представление этого уведомления повлекут за собой невозможность применения УСН. Однако конкретные последствия для плательщика будут зависеть от действий (сообщение о невозможности рассмотрения уведомления), или же бездействия налоговиков (ненаправление такого сообщения).

Планы на будущее

В ближайшем будущем правила применения УСН могут быть значительно смягчены. Об этом Президент РФ Владимир Путин проинформировал в ходе недавней встречи с предпринимателями Оренбургской области. В частности, президент предложил повысить предельную выручку для применения УСН до 150 млн. рублей.

Возражая против этой инициативы, министр финансов Антон Силуанов отметил: «На самом деле нельзя тоже перегнуть планку, потому что упрощенка совсем для микробизнеса. И очень много злоупотреблений, когда предприятия делятся и пытаются таким образом минимизировать свои налогообложения».

«Понимаете, пока есть такие ограничения, они будут делиться. А если ограничения будут более мягкими, тогда и делиться им нет необходимости», - заявил президент. Таким образом, в ходе встречи было принято решение о рассмотрении вопроса по введению плавного перехода с УСН на общий режим при превышении предельного размера выручки.

Кроме того, недавно на рассмотрение Госдумы поступил законопроект №939-7, которым предлагается уменьшить максимальную ставку налога для налогоплательщиков на УСН. В соответствии с законопроектом ставка может уменьшиться с 6 до 3 процентов. Одновременно предлагается увеличить максимальный порог дохода, позволяющего применять УСН, до 400 млн. рублей при отмене ежегодной индексации указанного лимита, а предел численности работников в целях применения спецрежима со 100 до 150 человек.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

14 июня 2016 года Государственной Думой принят в третьем (окончательном) чтении законопроект № 1040802‑6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Кроме урегулирования новых полномочий налоговых органов по администрированию страховых взносов данный законопроект вносит существенные изменения в гл. 26.2 НК РФ.

Увеличение предельного размера доходов при УСНО

Согласно действующей редакции гл. 26.2 НК РФ организация имеет право перейти на УСНО, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на УСНО, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). На индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам для целей перехода на УСНО не распространяется.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Приведенные предельные величины – 45 и 60 млн руб. – подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года – 59,805 млн руб.

Налогоплательщики не раз предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО, но представители Минфина были против этого. Они считают, что существующий предельный уровень доходов, ограничивающий право субъектов малого предпринимательства на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима, поскольку по результатам проведенного ФНС анализа уровня доходов налогоплательщиков, применявших УСНО в 2013 году, из 2,48 млн организаций и индивидуальных предпринимателей доход до 20 млн руб. получили 2,37 млн (95,6 %) налогоплательщиков, а доход до 50 млн руб. – 2,46 млн (99,2 %) налогоплательщиков.

Количество налогоплательщиков, применяющих УСНО и получивших доход, граничивший с пороговым значением (от 50 до 60 млн руб.), составляет всего 0,8 %.

Из приведенных цифр делался вывод, что величина предельного размера дохода, ограничивающая право налогоплательщиков на применение УСНО, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03‑11‑11/77673, от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186).

При этом критерии отнесения к субъектам малого бизнеса следующие: предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для микропредприятий должны быть равны 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [1] ).

И «упрощенцы» неоднократно предлагали увеличить предельный размер доходов при УСНО до величины 120 млн руб., которая соответствует критериям отнесения к микропредприятиям по величине доходов.

Наконец, предприниматели были услышаны: с 2017 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб.

Следовательно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

Но действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., соответственно, для целей перехода на УСНО – 90 млн руб.

Принятие рассматриваемых изменений является реализацией п. 74 и 75 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 1 марта 2016 года № 1349п-П13, которыми и были предусмотрены увеличение пороговых значений для применения специальных налоговых режимов (до 120 млн руб.) и повышение предельного размера стоимости основных средств, используемого в целях применения УСНО.

Для индивидуальных предпринимателей, совмещающих УСНО и ПСН, отметим, что ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения ПСН установлено в размере 60 млн руб. (пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

По мнению финансистов, принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. может привести к росту числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на указанную систему налогообложения, и сокращению поступлений в бюджетную систему РФ по НДС, НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, уплачиваемым в соответствии с общим режимом налогообложения (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340). С учетом изложенного увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 до 120 млн руб. в настоящее время считается нецелесообразным. Рассматриваемым документом предельное значение доходов при ПСН не увеличивается.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.44 НК РФ переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. В связи с этим индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, УСНО, спецрежим в виде ЕНВД или ПСН.

Представители Минфина считают, что в случае, если доходы индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, превышают 60 млн руб., указанный индивидуальный предприниматель может перейти на УСНО в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, либо на уплату ЕНВД в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.

Увеличение остаточной стоимости основных средств

Согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В данном случае учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании положений гл. 25 НК РФ.

В отличие от предельной величины доходов при УСНО, ограничение по остаточной стоимости основных средств не менялось ни разу начиная с 2002 года – года введения в НК РФ гл. 26.2. Это ограничение является препятствием для применения УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями, которые имеют дорогостоящие основные средства или занимаются фондоемкими видами деятельности, особенно если вспомнить о ценах на коммерческую недвижимость или производственные здания в крупных городах.

В связи с этим предприниматели не раз обращались в Минфин с просьбой увеличить размер остаточной стоимости основных средств, называлась цифра «1 млрд руб.».

Однако, с точки зрения финансистов, принятие решения о повышении ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения УСНО может привести к сокращению поступлений в бюджетную систему РФ. Соответственно, увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн до 1 млрд руб. для применения юридическими лицами УСНО в настоящее время нецелесообразно (Письмо от 12.05.2016 № 03‑11‑11/27340).

В итоге остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза – до 150 млн руб. Конечно, можно было бы увеличить эту цифру и побольше с учетом имеющейся инфляции, но остается довольствоваться тем, что принято. Итак, с 2017 года «упрощенцы» вправе иметь основные средства остаточной стоимостью до 150 млн руб.

Обратите внимание:

На момент подготовки материала законопроект № 1040802‑6 находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Отметим, что рассматриваемым законопроектом не преду­сматривается внесение поправок в п. 2 ст. 346.12 НК РФ в части распространения применения ограничения по остаточной стоимости основных средств в отношении индивидуальных предпринимателей для целей перехода на УСНО (Письмо Минфина России от 20.05.2016 № 03‑11‑11/29186). Но для целей применения УСНО ограничение по остаточной стоимости основных средств по‑прежнему распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Уточнение налоговых ставок

Внесенные в п. 4 ст. 346.20 НК РФ поправки исключают какое‑либо двоякое толкование этой нормы.

Также теперь будет более корректно прописано, что в период действия налоговой ставки в размере 0 % указанные индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Данный порядок действовал и ранее.

  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответственно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб.;
  • действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1;
  • остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза – до 150 млн руб.;
  • уточнены положения п. 4 ст. 346.20 «Налоговые ставки» НК РФ в части применения ставки 0 %.
[1] Документ вступает в силу 1 августа 2016 года вместо Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Читайте также: