Как налоговая проверяет усн доходы минус расходы

Опубликовано: 01.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Интервью


Когда проверят упрощенца и физлицо? Из-за чего не дадут вычет? Как глубоко проверяет АСК НДС-2? Как инспекторы защищают свой план проверок перед УФНС? Как переводить дивиденды участнику ООО, чтобы не было проблем? Об этом и другом наш автор Марат Самитов беседовал с налоговым инспектором, который, естественно, пожелал остаться неназванным.

Как проверяют соблюдение 54-ФЗ о применении онлайн-касс?

Как проверяют НДФЛ и страховые взносы?

Часто ли и как проверяют ЕНВД?

На ЕНВД тоже можно много чего найти.

Будет ли проверка, если на УСН (доходы минус расходы) налог платить в размере 1%?

Часто ли проверяют земельный, транспортный налог?

Реально ли получить вычет по НДФЛ и как тщательно проверяют декларации у физических лиц?

Бывает, что приходится формально отказать, т.к. налогоплательщика не могут вызвонить или не оставил контактный телефон, а нужно донести какие-то документы. А у инспектора сроки. И без этих документов начальник отдела не согласует вычет.

Если вычеты на кв., а\м, проверяют через налоговую базу. Если налогоплательщик проживал в другом регионе, туда направят запрос, получал ли он там вычет.

По вычетам еще бывали косяки с 2-НДФЛ. Например, налогоплательщик не отражал в декларации все места работы за налоговый период

Вызовут ли на комиссию по легализации заработной платы, если организация не выплачивает зарплату и НДФЛ?

Насколько глубоко налоговый инспектор может проследить цепочку поставщиков, используя АСК НДС-2?

Какие факторы сыграют решающую роль, для того чтобы налоговый инспектор выдал заключение о целесообразности проведения налоговой проверки?

— все признаки из концепции планирования, в налоговой программе они считаются автоматизировано: низкая налоговая нагрузка, убытки, большая доля вычетов по НДС, низкая заработная плата, для упрощенцев выручка близкая к 150 млн, большие суммы расходов, много посредников-перекупщиков, частая смена юридического адреса, игнорирование требований налоговой, низкая рентабельность фирмы, проблемные поставщики;

— запросы в регистрирующие органы;

Сколько раз в год можно начислить дивидендов 100% участнику ООО УСН ДОХОДЫ 6%? Есть ли риски при получении их наличными через корп.карты данным лицом?

Что является для ИФНС веским основанием на получение сведений из банков по проводимым операциям по счетам физлица? Могут ли банки сами сдавать налоговой своих клиентов из-за поступления доходов, подлежащих налогообложению (например, выплаты по суд.решениям в виде неустоек, штрафов по ЗоЗПП) если с них не был удержан НДФЛ?

Истребованию выписок должен предшествовать анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, информации, полученной при проверках других налогоплательщиков. И только в случае, если эти данные будут свидетельствовать о том, что гражданин скрывает свои доходы от налогообложения, можно говорить о получении выписки по счетам. Поэтому массового направления таких запросов в банки ожидать не следует.

Как изменить мнение Минфина о расчете 1% дополнительного взноса в ПФ для УСН доходы минус расходы от общего дохода без учета расходов?

Как налоговый инспектор доказывает отсутствие поставок ТМЦ или выполнения работ (услуг) от «проблемного» контрагента?

Доказательствами будут результаты каждого из мероприятий, но рассматривать их будут в совокупности.

При официальной ликвидации все фирмы налоговая проверяет?

А если фирму будут банкротить?

Для отдела урегулирования задолженности, которые занимались банкротством, делали финансовый анализ отчетности предприятия и писали выводы.

Читайте интервью с офицером в отставке УБЭП о самом важном во взаимоотношениях с сотрудниками надзорных органов.

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина
    главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Специальные налоговые режимы дают послабления в части налогов и отчетности, но не освобождают от налоговых проверок. Организации на спецрежимах проверяют так же тщательно, как и организации на общей системе налогообложения.

    Если при проверке компании на общей системе налоговики уделяют пристальное внимание НДС и налогу на прибыль, то на спецрежимах (УСН, ЕНВД) инспекторов прежде всего интересует, правомерно ли компания применяет льготный режим и правильно ли считает единый налог по упрощенке, налог на «вмененке» и единый сельхозналог.

    Срок выездной проверки «спецрежимников» стандартный – 2 месяца, но его в некоторых случаях могут продлить.

    Подробнее о том, как проходят проверки организаций на спецрежимах, и о самых частых претензиях налоговиков читайте в нашей статье.

    Инспекторы ищут необоснованную налоговую выгоду

    Специальные налоговые режимы, а особенно «упрощенку», часто используют для того чтобы уйти от налогов. Для этого крупные фирмы применяют схему дробления бизнеса, когда компанию формально делят на несколько более мелких и переводят их на льготный режим. Также ИП на УСН 6% или на патенте используют для вывода денег. ФНС знает об этих схемах, поэтому проверяет «спецрежимников» с особым пристрастием, если есть повод подозревать незаконную налоговую экономию.

    Пример № 1. Компания, которая реализует моторное топливо, выкупила имущество в собственность через специально созданные фирмы на УСН, чтобы не платить налог на имущество. Кроме того, компания еще и снижала налог на прибыль, т.к. арендовала у этих фирм имущество по завышенной стоимости. Налоговики раскрыли схему, оштрафовали компанию и доначислили налоги на несколько миллионов рублей.

    Здесь пострадала основная компания, но в судебной практике есть случаи, когда наказывают и самого спецрежимника.

    Пример № 2. Выездную проверку провели в отношении даже не фирмы, а простого предпринимателя на патентной системе. Он якобы оказывал услуги ремонта и техобслуживания транспорта, а на самом деле сделки были нереальными, и через него просто выводили наличность, в сумме «набежало» больше 20 млн руб. Все эти деньги предпринимателю вменили как доход, не связанный с патентной деятельностью. Доначисленный НДФЛ, пени и штрафы в общей сложности составили 3,5 млн руб.

    Таких примеров можно привести очень много. Проверить могут кого угодно, и невозможно предсказать, какое звено цепочки пострадает, поэтому нужно осознанно подходить к созданию новых юрлиц и ИП в структуре вашего бизнеса.

    Кого проверят в первую очередь

    Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

    В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

    В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

    • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

    • при ограничениях торговой площади на ЕНВД 150 квадратными метрами площадь магазина – 145 метров;
    • число сотрудников – 98 при ограничениях для спецрежимов в 100 человек;
    • доход от сельскохозяйственной деятельности на ЕСХН 69% при допустимом минимуме в 70% и т.д.

    В группе риска также компании, которые часто «мигрируют» между налоговыми инспекциями, т.е. встают на учет то в одной, то в другой.

    Налоговая проверка УСН

    Придя с проверкой к «упрощенцу», налоговики проверят, правомерно ли применяется УСН и соответствует ли организация критериям по доходам, стоимости основных средств, числу сотрудников, участию других юрлиц в уставном капитале.

    Проверка налогоплательщика на УСН «Доходы» пройдет проще, потому что в этом случае налоговики не будут проверять расходы, кроме расходов на страховые взносы. Но вот доходы проверят тщательно на предмет реальности сделок. Инспекторы будут выяснять, действительно ли ИП или ООО оказывали услуги и поставляли товары контрагентам, соблюден ли порядок признания доходов и правильно ли рассчитан налог.

    Для тех, кто на УСН «Доходы минус расходы», проверка будет сложнее, потому что будут проверять расходы: обоснованы ли они, соблюден ли порядок признания расходов, есть ли подтверждающие документы.
    Если у налоговой инспекции есть сведения об участии фирмы в незаконных налоговых схемах, проверять ее будут еще тщательнее.

    Например, с целью оптимизации НДС бизнес раздробили на два юрлица. Одно на общей системе – для контрагентов, которым нужен НДС, второе на УСН – для тех, кому не нужен. В таком случае налоговая объединит выручку по этим двум юрлицам, начислит налоги по общей системе налогообложения, а также пени и штрафы.

    Проблемы при проверке могут возникнуть и у организаций на «упрощенке», которые имеют обособленные подразделения. По правилам организации с филиалами не могут применять упрощенную систему налогообложения. Проанализировав деятельность компании и подразделений, налоговики могут признать обособленное подразделение филиалом, лишить фирму права на применение УСН и доначислить налоги. Как подстраховаться, чтобы этого не произошло, мы рассказали здесь.

    Мы имеем разносторонний опыт прохождения проверок с множеством клиентов, а обо всех изменениях и веяниях узнаем первыми. Столкнувшись с проблемой с одним клиентом, проводим «профилактику» у всех остальных.

    Налоговая проверка ЕНВД

    Здесь налоговая инспекция также в первую очередь проверит, правомерно ли налогоплательщик применяет ЕНВД, и соответствует ли ограничениям по виду деятельности, количеству сотрудников, участию юрлиц в уставном капитале, физическим показателям.

    Если организация указывает в декларации заниженный физический показатель, чем есть на самом деле (площадь торгового помещения, количество грузовиков, число сотрудников и т.д.), чтобы платить меньше налогов или вовсе не потерять право на спецрежим, проверяющие это выявляют, лишают права на ЕНВД и штрафуют.

    В зоне риска предприятия, которые, занимаясь розничной торговлей на ЕНВД, поставляют товары ИП и юрлицам. На ЕНВД можно торговать только в розницу. Если налоговики увидят оптовые сделки, то переквалифицируют их в сделки на общей системе или «упрощенке» и доначислят налог. Но из-за того, что грань между оптовой и розничной торговлей размыта, проверяющие и налогоплательщики часто видят ситуацию по-разному.

    ЕНВД часто совмещают с общей системой или УСН, поэтому налоговики также проверят, правильно ли ведется раздельный учет, как распределяются доходы и расходы.

    Налоговая проверка ЕСХН

    Инспекторы проверят, соответствует ли предприниматель или организация критериям применения ЕСХН и соблюдена ли минимальная доля сельхозвыручки.

    По закону доля должна быть не меньше 70%, причем сельхозпродукцией признается только та продукция, которая есть в Перечне из Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Кроме того, инспекторы проверят обоснованность расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

    Что еще проверяют на спецрежимах

    Независимо от того, какой режим налогообложения использует налогоплательщик, проверка затронет:

    • другие налоги, которые он платит: земельный, транспортный, водный и т.д.;
    • обоснованность применения налоговых льгот;
    • НДФЛ, страховые взносы и отчетность по ним и т.д.

    Нельзя с точностью предугадать, придут ли к вам налоговики и как глубоко они будут копать, но можно заранее сделать все, чтобы не вызывать повышенного интереса контролеров.

    Мы знаем, на что обращает внимание налоговая, и стараемся устранить самые малейшие «зацепки», обеспечивая нашим клиентам режим «невидимки».


    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Индивидуальный предприниматель применяет УСНО (доходы минус расходы). Налоговая декларация за 2018 год была представлена 29.04.2019.
    24 июля 2019 года в адрес индивидуального предпринимателя поступило требование о предоставлении пояснений в связи с расхождениями между доходом, отраженным в налоговой декларации, и суммой денежных средств, поступивших на расчетный счет. Расхождения были связаны с пополнением счета собственными средствами.
    13 сентября 2019 года поступило уведомление с требованием представить документы, подтверждающие расходы, и платежные документы на оплату данных расходов или представить уточненную налоговую декларацию в связи с тем, что с расчетного счета предпринимателя оплачены расходы с сумме меньшей, чем указано в декларации.
    Индивидуальный предприниматель направил в ответ письмо с отказом представить документы, ссылаясь на то, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев после представления налогоплательщиком налоговой декларации. После этого последовало требование налогового инспектора предъявить первичные документы.
    24 ноября 2019 года поступило уведомление с требованием явиться на комиссию по легализации теневой заработной платы и мобилизации в бюджет налога на доходы физических лиц и страховых взносов по вопросу занижения налоговой базы в декларации по УСН. Предлагается дать пояснения и представить первичные документы. В случае неявки на комиссию предприниматель должен явиться для составления протокола об административном нарушении.
    Правомерны ли требования налоговых органов? Каковы последствия для налогоплательщика в случае неявки по требованию и непредставления документов?


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Вопрос относительно правомерности вызова налогоплательщика в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным. При попытке признать данный вызов незаконным свою позицию ИП, вероятно, придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке. В случае неявки ИП на комиссию к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ. Указанная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган. В приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от ИП представления каких-либо документов, а ИП, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к ИП в связи с этим применены быть не могут.

    Обоснование вывода:
    В силу пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
    Форма уведомления предусматривает указание должностными лицами налогового органа точной цели вызова (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).
    Формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ не дает однозначного ответа на вопрос, что можно считать иными основаниями, связанными с исполнением законодательства о налогах и сборах. Так, к иным обстоятельствам, поименованным в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогового законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ.
    Подпунктом 2 п. 1 данной статьи предусмотрена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Для реализации названной обязанности налоговые органы как раз и наделены необходимыми правами в соответствии со ст. 31 НК РФ.
    В п. 1 ст. 82 НК РФ разъяснено, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства в порядке, установленном НК РФ. При этом данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
    - налоговых проверок;
    - получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
    - проверки данных учета и отчетности;
    - осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
    - использования других форм контроля, предусмотренных НК РФ.
    В п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" установлено, что налоговому органу предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
    При этом из п. 6.7 Положения о ФНС (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе создавать совещательные и экспертные органы - советы, комиссии, группы, коллегии.
    Общие принципы работы комиссий по легализации налоговой базы изложены в письме ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" (далее - письмо от 25.07.2017).
    Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.
    Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее - плательщики) НДФЛ и страховых взносов.
    Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
    - отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
    - выплаты "теневой" заработной платы;
    - несвоевременного перечисления НДФЛ;
    - несвоевременного перечисления страховых взносов;
    - выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
    - выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
    Позиция Арбитражных судов относительно уведомлений о вызове налогоплательщиков на заседания комиссий неоднозначна*(1).
    В п. 2.2 письма ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" (далее - письмо от 17.07.2013) перечислены случаи вызова налогоплательщиков в рамках пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ для дачи пояснений (но они не ограничены).
    Например, один из них - если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы.
    Имеются примеры судебных решений, в которых указывается, что получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 N Ф02-2212/14 по делу N А78-9467/2013, от 19.05.2014 N Ф02-1904/14по делу N А78-5678/2013).
    Существует обширная судебная практика в пользу налогового органа*(2).
    Из некоторых судебных дел*(3) можно сделать вывод о том, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления не зависит от проведения в отношении вызываемого налогоплательщика налоговой проверки. Руководствуясь ст. 82 НК РФ, суды указывают на то, что налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
    Нормами НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик (налоговый агент) может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.
    Однако пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) исключительно в письменном виде*(4).
    Таким образом, из положений ст. 82 НК РФ можно сделать вывод, что получение объяснений налогоплательщиков является самостоятельной формой налогового контроля.
    Как следует из буквального смысла пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поименованное в нем право налоговых органов не ограничивается периодом проведения налоговых проверок и не ставится в зависимость от осуществления каких-либо иных мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
    Несмотря на то, что право на вызов для дачи пояснений не беспредельно и должно быть ограничено, пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ фактически не ограничивает возможности налоговых органов по вызову налогоплательщиков в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам, связанным с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, что подтверждается и рассмотренной выше судебной практикой.
    Обращаем внимание, что Конституционным Судом РФ сформулирован принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля (постановление КС РФ от 16.07.2004 N 14-П).
    Срок проведения контрольных мероприятий - это необходимый элемент правопорядка в сфере налогового контроля, и его нарушение должно служить основанием для признания конкретного мероприятия налогового контроля незаконным, а полученных в ходе него доказательств - недопустимыми*(5).
    Таким образом, вопрос относительно правомерности вызова ИП в налоговый орган в рассматриваемой ситуации является спорным.
    При попытке признать данный вызов незаконным, вероятно, ИП свою позицию придется отстаивать сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке.
    В письме от 25.07.2017 указывается, что в случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
    Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии. В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ*(6). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 письма от 17.07.2013).
    Таким образом, ИП может быть привлечен к ответственности в случае неявки в налоговый орган для дачи пояснений, но не в случае отказа от дачи пояснений*(7).
    По поводу вопроса о последствиях для ИП в случае непредставления документов на комиссию необходимо отметить следующее.
    Пленумом ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указано, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Полагаем, работа комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы к указанным основаниям отнесена быть не может.
    Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Письма ФНС, Минфина России не являются нормативными правовыми актами (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 11253/06, определение ВС РФ от 27.12.2005 N ГКПИ05-1625). Это в полной мере относится и к упомянутому выше письму от 25.07.2017, содержание которого не может рассматриваться в качестве положений, устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков.
    Таким образом, порядок работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы не только не установлен положениями налогового законодательства (п. 1 ст. 1 НК РФ), но и вообще не урегулирован нормативными актами. К таким правоотношениям не могут применяться, в частности, положения НК РФ об истребовании документов (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ) и об ответственности за их непредставление (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов, а налогоплательщик, в свою очередь, вправе их не представлять. Какие-либо санкции к налогоплательщику в связи с этим применены быть не могут*(8).
    В заключении необходимо заметить, что в отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:
    - повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
    - вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
    - проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
    - подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    - Энциклопедия решений. Непредставление налоговому органу запрашиваемых пояснений, документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
    - Пояснения об отсутствии оснований для приглашения на заседание комиссии по легализации налоговой базы;
    - Сообщение о невозможности явки в налоговый орган для дачи пояснений на заседании комиссии по легализации налоговой базы;
    - Вопрос: Налоговый орган в ноябре 2016 года направил уведомление о вызове в налоговый орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Ранее в отношении организации проводилась выездная налоговая проверка, в том числе и касательно НДФЛ. Имеет ли право ИФНС вызывать налогоплательщика в ноябре 2016 года и требовать письменные пояснения о якобы найденных расхождениях в данных отчета о движении денежных средств и сведений 2-НДФЛ за 2014 год и 2015 год, если срок камеральной проверки давно истек? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2016 г.)
    - Вопрос: Организацией получено письмо о вызове директора и бухгалтера для участия в заседании комиссии налогового органа по легализации объектов налогообложения. Как налогоплательщику реагировать на подобное письмо? ("Финансы", N 1, январь 2014 г.)

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

    Ответ прошел контроль качества

    4 декабря 2019 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Какую упрощенку выбрать: «Доходы» или «Доходы минус расходы»
    • Бухгалтерия
    • Налоги
    • УСН


    По умолчанию при регистрации ИП или компании налоговая назначает общую систему налогообложения, но она удобна не всем. Начинающим предпринимателям или небольшим компаниям гораздо выгоднее и легче работать на упрощенке: там меньше налогов и проще вести учет.

    Рассказываем, как устроена упрощенная система налогообложения, и отвечаем на самые частые вопросы.

    Что такое УСН

    Упрощенная система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим для компаний и ИП. Бизнесу нужно платить только один налог. Он заменяет НДС и НДФЛ для ИП, налог на прибыль для ООО и налог на имущество по бизнес-объектам, кроме торговой и офисной недвижимости.

    УСН можно совмещать с патентом: одни виды деятельности вести по УСН, другие — учитывать на патенте.

    Виды УСН

    Есть два вида упрощенной системы налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы».

    «Доходы» — до 6% со всех доходов, расходы не учитываются. Регионы сами устанавливают ставку для всех или разных сфер бизнеса. К примеру, налог в Крыму для всех — 4%.

    «Доходы минус расходы» — от 5 до 15% с разницы между доходами и расходами, итоговая ставка зависит от региона.

    Учитываются все затраты из ст. 346.16 НК РФ, которые можно подтвердить для налоговой. Для подтверждения понадобятся документы, об этом дальше.

    Ставку для своего региона можно проверить на сайте налоговой:

    Проверка ставки для своего региона на сайте налоговой шаг 1: выбор региона
    Выбираем свой регион в верхнем левом углу Проверка ставки для своего региона на сайте налоговой шаг 2: выбор сферы
    В самом конце страницы находим документ с законом, открываем его и ищем свою сферу бизнеса

    Кто может работать на УСН

    Чтобы работать на упрощенке, ИП и компании должны соответствовать определенным условиям: по сумме доходов, численности сотрудников и сфере деятельности. Дополнительно для организаций есть ограничения по наличию филиалов и проценту владения долей в уставном капитале.

    По сумме доходов — до 150 млн рублей в год. Учитывается не фактический доход, а доход, умноженный на специальный коэффициент Минэкономразвития. В 2021 году — 1,032. Если компания заработает за год 100 000 000 ₽, для налоговой ее доход — 100 000 000 × 1,032.

    Если предприниматель или компания заработают больше 150 млн рублей, начнется переходный период: лимит по доходу увеличится до 200 млн, но вместе с ним поднимется и налоговая ставка. Когда доход превысит 200 млн рублей, придется перейти на ОСН.

    По средней численности сотрудников — до 100 человек. Учитываются сотрудники в штате и те, кто работает по договорам ГПХ.

    Количество сотрудников считают в среднем за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.

    Если ИП или компания оформят больше 100 человек, лимит увеличится до 130, но повысится процентная ставка. Когда появится 131-й сотрудник, компания перейдет на ОСН.

    Ограничения по виду деятельности. На упрощенной системе налогообложения нельзя работать некоторым сферам бизнеса. Например, банкам, инвестиционным фондам, ломбардам, нотариусам и производителям алкоголя или сигарет.

    Для ООО — доля других организаций. Доля других компаний в уставном капитале должна быть не больше 25%.

    Для ООО — не должно быть филиалов. Это строгое правило на УСН.

    УсловиеПереходный период
    Стандартная ставка6% от доходов или 15% от положительной разницы доходов и расходов8% от доходов или 20% от положительной разницы доходов и расходов
    Сумма доходадо 150 млн рублейот 150 до 200 млн рублей
    Средняя численность сотрудниковдо 100 человекот 100 до 130 человек
    Филиалы ОООНетНет
    Доля в ОООДругие компании владеют
    не более 25% УК
    Другие компании владеют
    не более 25% УК

    Как считают доходы и расходы

    Доходы. Учитывается все, что заработала компания: продажа товаров или услуг, сдача недвижимости или автомобиля в аренду и даже процент на остаток по расчетному счету.

    Не учитываются кредитные деньги и деньги, которые пришли по ошибке. Все тонкости учета доходов — в налоговом кодексе.

    Расходы Это всё, что помогает бизнесу заработать: покупка нового оборудования, аренда помещения, подключение в магазин интернета и кассы.

    Хранить документы о расходах нужно не менее четырех лет, налоговая может потребовать информацию в любой момент. К примеру, документы за 2020 год нужно сохранить до 2024 года включительно.

    Что выгоднее: «Доходы» или «Доходы минус расходы»

    Чтобы выбрать вид упрощенной системы налогообложения, нужно посчитать примерные доходы и расходы бизнеса. Общий принцип такой.

    Для новых предпринимателей из некоторых сфер деятельности в регионах действуют налоговые каникулы: налоговая ставка 0% — платить ничего не надо. Чтобы узнать о каникулах в своем регионе, можно позвонить на горячую линию налоговой — 8 800 222-22-22.

    УСН «Доходы» подходит предпринимателям и компаниям, у которых мало расходов на бизнес. Так бывает у дизайнеров, разработчиков и маркетологов — им не нужно закупать материалы или товары для перепродажи. А если они и тратят, то очень мало: например, вызывают курьера раз в месяц, чтобы доставить документы контрагентам.

    УСН «Доходы минус расходы» подходит предпринимателям или компаниям, у которых постоянные расходы при стандартной ставке в 15% больше 70% доходов. Например, придорожному кафе приходится закупать продукты и платить зарплату сотрудникам, а небольшому ателье — заказывать ткани и арендовать помещение.

    Для этой системы налогообложения есть правило минимального налога. В любом случае компания должна заплатить не меньше чем 1% с дохода.

    Минимальный налог платят только по итогам года.

    Когда платить налоги и подавать декларацию

    Налоги на УСН нужно платить четыре раза в год — по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года:


    • за первый квартал — до 25 апреля;
    • за полугодие — до 25 июля;
    • а девять месяцев — до 25 октября;
    • за год — ООО до 31 марта следующего года, ИП до 30 апреля следующего года.

    Для правильного расчета нужно сложить весь доход за отчетный период, посчитать налог и затем вычесть из него уплаченные ранее авансовые платежи. То, что получилось, и надо заплатить. То есть если мы в первом квартале заплатили 600 000 ₽, из суммы налога за полугодие нужно вычесть 600 000. Давайте разберем на примере.

    Итоговый налог считается за год, но платят заранее — поэтому платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев называются авансовыми.

    У ИП кроме налога — страховые взносы

    ИП платят страховые взносы каждый год, даже если не было доходов. Если у ИП есть сотрудники — взносы платят и за них. Сумма страховых взносов за себя в 2021 году — 40 874 ₽, ее нужно заплатить до конца года.

    Если доход ИП за год превысит 300 000 ₽, придется доплатить еще 1% дополнительных взносов. При УСН «Доходы» — процент от годовых доходов минус 300 000 ₽, при УСН «Доходы минус расходы» — от годовой прибыли минус 300 000 ₽. Срок оплаты — 1 июля следующего года.

    Страховые взносы ИП выгоднее платить каждые три месяца — тогда можно получить налоговый вычет и полностью или частично компенсировать налоги.

    Какая нужна отчетность и когда ее подавать

    На упрощенке для налоговой нужно подготовить два документа: налоговую декларацию и книгу учета доходов и расходов (КУДиР).

    Налоговая декларация. Подают раз в год: за 2020 год ООО должны подать до 31 марта 2021 года, ИП — до 30 апреля. Ее сдают всегда, даже если дохода не было — иначе можно получить штраф.

    Книга учета доходов и расходов. Записывать надо все поступления, даже переводы на банковскую карту или наличные. Книгу не нужно сдавать, но налоговая может попросить ее в любой момент. Если книги не будет, можно получить штраф в 10 000 ₽.

    Что будет, если не вести учет и вовремя не платить налоги: ответственность и штрафы

    Если вовремя не заплатить налоги и не подать декларацию, налоговая может оштрафовать и начислить пени.

    Задержка декларации. Минимальный штраф — 5% от суммы неуплаты налога, заявленного в декларации. Штраф считается за каждый полный или неполный месяц задержки, но заплатить придется не более 30%. Минимальный штраф — 1000 ₽.

    Просрочка авансового платежа. Налоговая начисляет пени. Формула расчета сложная, поэтому удобнее рассчитать размер по калькулятору пеней.

    Неуплата налогов. Компания может получить штраф в 20% от суммы налога, если ошибку допустили случайно, и 40%, если закон нарушили сознательно. К примеру, не заплатили страховые взносы, но вычли их из налога при УСН.

    Как уменьшить налоги на УСН

    ИП без работников на УСН «Доходы» могут уменьшить налоги на всю сумму уплаченных страховых взносов. Например, если предприниматель заплатит в первом квартале 8300 ₽ страховых взносов, он может уменьшить авансовый платеж по налогу на 8300 ₽.

    ИП без работников на УСН «Доходы минус расходы» могут добавить страховые взносы к расходам. Представим, доходы предпринимателя 100 000 ₽, расходы — 20 000 ₽, а уплаченные страховые взносы — 9000 ₽. Тогда авансовый платеж считается так: (100 000 − 20 000 − 9000) × 15% = 10 650 ₽.

    ИП или компании с работниками при УСН «Доходы» могут уменьшить налоговые платежи за счет взносов только наполовину. То есть если компания должна заплатить 20 000 ₽ налога, на 10 000 ₽ можно получить налоговый вычет.

    Представим, что доход предпринимателя за квартал — 2 000 000 ₽. Итоговый налог — 2 000 000 ₽ × 6% = 120 000 ₽. Налог получится уменьшить только наполовину, то есть на 60 000 ₽.

    ИП или компании с работниками на УСН «Доходы минус расходы» могут добавить к расходам всю сумму уплаченных страховых взносов. Заплатили в первом квартале сотрудникам 50 000 ₽, значит, налоговая база уменьшилась на 50 000 ₽.

    Допустим, доход предпринимателя за квартал — 1 000 000 ₽, расход — 500 000 ₽, а уплаченные страховые взносы — 50 000 ₽. Тогда его налог (1 000 000 − 500 000 − 50 000) × 15% = 67 500 ₽.

    Главное — платить взносы в том же квартале, в котором хотите уменьшить налог. В первом квартале нужно заплатить взносы с 1 января по 31 марта, во втором — с 1 апреля по 30 июня.

    Если вы не хотите платить каждый квартал, все страховые взносы можно заплатить в третьем квартале — до 30 сентября. Тогда получится уменьшить авансовый платеж за девять месяцев на всю сумму страховых взносов. Если работаете на УСН «Доходы», то можно заплатить 27 000 ₽ и вычесть всю сумму из налога. Если на УСН «Доходы минус расходы» — добавить ее к расходам.

    Как перейти на УСН

    Для перехода на упрощенную систему налогообложения нужно заполнить уведомление по форме 26.2-1.

    Образец уведомления о переходе на УСН для тех, кто только регистрируется как ИП или ООО
    Образец уведомления для тех, кто только регистрируется как ИП или ООО. Данная форма не обязательна, вы можете подать заявление в любом виде

    При регистрации. Компании и ИП могут перейти на УСН прямо при регистрации бизнеса. Для этого нужно подать уведомление вместе с документами о регистрации или в течение 30 дней после нее.

    Действующие ИП или компании могут перейти на УСН только со следующего календарного года. Подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года.

    Самозанятые без статуса ИП при регистрации в качестве предпринимателя могут приложить уведомление о переходе на УСН и сразу начать работать на упрощенке.

    Самозанятые со статусом ИП могут перейти на УСН с начала календарного года или раньше, если перестанут соблюдать условия НПД. К примеру, если их доходы превысят 2,4 млн рублей за год, остаться самозанятым не получится.

    Читайте также: