Как на усн отразить поступление и расход субсидии по постановлению n 576

Опубликовано: 24.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
Нужно ли суммы субсидии, полученной на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции, включать в доходы по УСН?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае субсидия, полученная ИП на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов по УСН, при условии, что им осуществляется один из видов деятельности, поименованных в Перечне N 434.

Обоснование позиции:
При применении УСН налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), и не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном соответственно ст.ст. 249, 250 НК РФ. Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Данные нормы применяются и в отношении субсидий, полученных на финансирование расходов (смотрите, например, письмо ФНС России от 27.02.2019 N СД-4-3/3427@, письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928).
Установленный в ст. 251 НК РФ перечень доходов носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (письмо Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82002).
Прежде всего, обратим внимание на пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, который выводит из-под налогообложения средства целевого финансирования в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ - т.е. расходов капитального характера). Однако оснований для освобождения субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции на основании приведенной нормы не прослеживается, поскольку такого рода расходы в ст. 270 НК РФ прямо не поименованы. Более того, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ позволяет включать в состав расходов на обеспечение нормальных условий труда расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Поэтому считаем, что пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в данном случае неприменим.
Кроме того, с 2020 года на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ*(1) освобождаются от налогообложения доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Как видим, процитированная норма не содержат отсылки к какому-либо конкретному постановлению Правительства РФ или иному нормативному правовому акту, на основании которого получена соответствующая субсидия. Для применения этой нормы, как следует из ее дословного толкования, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) субсидия получена из федерального бюджета;
2) субсидия получена в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;
3) налогоплательщик - получатель субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года включен в реестр субъектов МСП;
4) налогоплательщик - получатель субсидии ведет деятельность в отраслях российской экономики, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ. Здесь обращаем внимание, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не содержит ссылки на конкретное постановление Правительства, которым должен быть утвержден указанный перечень, равно как и не предусматривает ограничений по дате, на которую осуществляемый вид деятельности должен содержаться в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП). Между тем на сегодняшний день Правительством РФ утвержден только один перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, название которого соответствует формулировке, приведенной в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ. Этот перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Получателями субсидии могут являться субъекты МСП или социально ориентированные НКО.
Таким образом, мы видим, что в отношении субсидии, указанной в Постановлении N 976, первые два условия, соблюдение которых необходимо для применения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, выполняются.
Из п. 3 Правил следует, что для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов МСП, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, в частности необходимо:
- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 года;
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Как видим, для получения субсидии на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции налогоплательщику нужно быть включенным в реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 года, тогда как для соблюдения положений пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо наличие записи в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Соответственно, третье условие будет соблюдаться только в том случае, если налогоплательщик, получивший рассматриваемую субсидию, являлся субъектом МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Как мы поняли, в данном случае это условие соблюдено.
Что касается четвертого условия, то из процитированного выше п. 3 Правил следует, что получить средства субсидии может организация и ИП, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, поименованных в приложении N 3 к Правилам (или в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей), тогда как для целей пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо осуществлять деятельность в отраслях российской экономики, перечисленных в Перечне N 434. Здесь обращаем особое внимание, что Перечень N 434 и перечень из приложения N 3 к Правилам не идентичны друг другу. Поэтому четвертое условие будет соблюдаться только в том случае, если налогоплательщик, получивший средства субсидии, осуществляет деятельность, код ОКВЭД которой присутствует в Перечне N 434. Если такой деятельности он не осуществляет, а подтвердить осуществление, на наш взгляд, можно данными ЕГРИП (ЕГРЮЛ), то положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к полученным им суммам субсидии не применяются.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, мы считаем, что в данном случае субсидия, полученная ИП на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов по УСН, при условии, что им осуществляется один из видов деятельности, поименованных в Перечне N 434.
Вместе с тем хотим обратить внимание на недавнее разъяснение представителей финансового ведомства. Речь о письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953. В данном письме делается вывод о том, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Постановление N 576). Что касается субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с постановлением N 976, то указанные субсидии, по мнению Минфина России, выделяются иной категории налогоплательщиков, в связи с чем на них положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются.
Стоит отметить, что в приведенном письме отсутствует текст вопроса, на который давались разъяснения. Поэтому остается не ясным, для какой категории налогоплательщиков оно было предназначено. Например, если предположить, что вопрос был задан от имени социальной НКО, то данное разъяснение вполне согласуется с нормами НК РФ. Ведь, как мы выяснили выше, пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ может применяться только в отношении субсидий, полученных субъектами МСП (третье условие), а НКО (за исключением потребительских кооперативов) субъектами МСП не могут быть в принципе (п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 209-ФЗ). В связи с этим нельзя однозначно утверждать, что Минфин России считает невозможным применение пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к субсидиям, полученным указанными в этом подпункте субъектами МСП по постановлениям, отличным от Постановления N 576. К сожалению, иных официальных разъяснений на данную тему пока не существует, возможно, они появятся чуть позже.
Однако на сегодняшний день вынуждены констатировать, что наличие разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, способствует возникновению определенных налоговых рисков, связанных с невключением средств субсидии на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции в состав налогооблагаемых доходов, в том числе при применение УСН с объектом налогообложения "доходы".
Поэтому рекомендуем ИП воспользоваться своим правом налогоплательщика и на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета для получения персонального разъяснения по данной проблеме. Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 60 введен Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как отразить в бухучете субсидию на зарплату?

Сколько дают

Правила получения субсидии из федерального бюджета МСП, пострадавшими от коронавируса, утверждены постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576.

Размер субсидии зависит от величины федерального МРОТ на 1 января 2020 года, составляющей 12 130 рублей, и количества работников из отчетов по форме СЗВ-М за март 2020 г.

Для ИП с работниками количество работников за март увеличивается на единицу. Для ИП без работников субсидия равна одному МРОТ, то есть 12 130 рублей.

Субсидию можно расходовать на выплату зарплаты за апрель и май 2020 года, а также и на другие нужды, связанные с производственной деятельностью в условиях кризиса.

Нормативная база

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, в том числе субсидий, установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Получатель принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии двух условий (п. 5 ПБУ 13/2000):

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Средства бюджетной субсидии учитываются как возникновение целевого финансирования и задолженность по этим средствам. Как только деньги фактически поступили, задолженность уменьшается и соответственно увеличиваются счета учета денежных средств, капвложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000).

В общем случае возникновение целевого финансирования отражают на дату вынесения решения о предоставления субсидии.

  • Дебет 76 Кредит 86
    • принято решение о выплате субсидии;
  • Дебет 51 Кредит 76
    • получена субсидия.

В случае с субсидией на зарплату и неотложные нужды по постановлению № 576 можно сократить количество записей, исключив отражение задолженности по субсидии на 76 счете, и ограничиться проводкой:

  • Дебет 51 Кредит 86
    • получена субсидия на расчетный счет.

Поясним на примере.

Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ освобождает субсидии пострадавшим от коронавируса от налогообложения с 1 января 2020 года. Эти средства не облагаются налогом на прибыль, налогом по УСН и ЕСХН.

Как списывать субсидию

Списывать субсидию в общем случае нужно в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000. То есть в периоды признания расходов, на финансирование которых она получена.

При этом нужно помнить, что, как правило, сумма субсидии, учтенная на счете 86, отражается по кредиту счета 98 в качестве доходов будущих периодов и относится на прочие доходы на счете 91 по мере расходования (п. 8 ПБУ 13/2000).

Но если же вся сумма субсидии единовременно направляется на покрытие каких-либо расходов, например, по зарплате, в составе прочих расходов ее можно отразить единовременно и не затрагивать счет 98. Так можно поступить с субсидией по постановлению № 576.

Расходы, оплаченные за счет субсидии (зарплата и пр.), отражаются в бухгалтерском учете в обычном порядке учета затрат.

Если субсидия направлена на выплату зарплаты работникам, то с выплаченных сумм нужно удержать НДФЛ и начислить страховые взносы. Однако для малых предприятий во втором квартале 2020 года страховые взносы начислять не нужно, поскольку для них действует льгота в виде нулевого тарифа.

В бухучете субсидия отражается в доходах, произведенные за счет нее затраты – в расходах. В налоговом учете такие доходы и расходы не учитываются.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Надеемся, что уже все знают о Постановлении Правительства РФ от 24 апреля 2020г. № 576, согласно которому предприятиям и ИП, удовлетворяющим требованиям Постановления, предоставляются безвозмездные гранты, выделяемые из федерального бюджета страны.

А теперь рассмотрим отражение субсидии в программном продукте 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0 на примере разных систем налогообложения.

Как отразить получение субсидии предприятию или ИП на ОСНО?

Согласно Положению по бухгалтерскому учёту 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесённых организацией в предыдущие отчётные периоды, относятся на увеличение финансового результата организации.

Исходя из этого получение субсидии на зарплату следует отразить на счёте 91.01 «Прочие доходы».

При этом в статье 251 Налогового кодекса РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» сказано, что к таким доходам относятся субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Соответственно для счёта 91.01 нужно создать такую статью затрат, которая относила бы субсидию к прочему доходу в бухгалтерском учёте и не отражала её в налоговом.

Перейдём в раздел «Справочники» и выберем пункт «Прочие доходы и расходы». В открывшемся окне нажмём на кнопку «Создать» и введём наименование «Субсидия из федерального бюджета». В графе «Вид статьи следует выбрать «Возмещение убытков к получению (уплате)» и снять флаг «Принимается к налоговому учёту».

Теперь введём документ «Поступление на расчётный счёт» в разделе «Банк и касса» — «Банковские выписки». В созданном документе «Вид операции» следует выбрать «Прочее поступление». В графе «Счёт расчётов» указать 91.01 и ранее созданное нами субконто «Субсидия из федерального бюджета».

Проведённый документ создаст следующие проводки:

Полученные денежные средства могут быть использованы на расходы, связанные с выплатой заработной платы или иные неотложные нужды, например, на оплату долгов за коммунальные платежи, арендную плату и прочие затраты.

Для отражения подобных трат следует внести новую статью затрат в разделе «Справочники» — «Статьи затрат». При этом «Вид расхода» на основании статьи 217 НК РФ, должен быть «Не учитываемые в целях налогообложения».

Если субсидия используется для выплаты зарплаты, то следует перейти в раздел «Зарплата и кадры» и выбрать пункт «Настройки зарплаты», а затем перейти по ссылке «Способы учёта зарплаты». В открывшемся окне нужно создать новое отражение на затратный счёт с субконто «Затраты, осуществлённые за счёт субсидии».

После сохранения отражения необходимо вернуться к настройкам зарплаты и перейти по ссылке «Начисления». Здесь нужно ввести новое начисление, которое будет также облагаться страховыми взносами и подоходным налогом, но при этом «Способ отражения» будет связан с субсидией.

Теперь начислим зарплату, для этого в разделе «Зарплата и кадры» выберем пункт «Все начисления», нажмём на кнопку «Создать» и из выпадающего списка выберем «Начисление зарплаты». Укажем месяц начисления и нажмём кнопку «Заполнить». После заполнения нужно нажать на начисленную сумму, которая планируется к выплате за счёт субсидии.

А затем откорректировать отражение созданным ранее начислением, разбив сумму на полученную безвозмездно субсидию и стандартные расходы по зарплате.

При проведении начисления сумма потраченной субсидии будет отражена в бухгалтерском учёте и не повлияет на расчёт налогооблагаемой прибыли.


Как отразить получение субсидии предприятию или ИП на УСН?

Субсидия, полученная из федерального бюджета, как уже говорилось ранее, должна отражаться в бухгалтерском учёте, как прочий доход (ПБУ 13/2000). А в налоговом учёте, при применении упрощёнки, субсидия относится к доходам, не учитываемым для целей исчисления налога при применении УСН. Об этом сказано в статьях 346.15 и 251 Налогового кодекса РФ.

Для отражения поступления субсидии перейдём в раздел «Банк и касса», выберем пункт «Банковские выписки» и введём «Поступление на расчётный счёт».

По сравнению с предыдущим примером на ОСНО, при УСН в платёжных поручениях есть графа «Доходы УСН», которую следует очистить.


После проведения документа, по кнопке Дт/Кт на вкладке «Книга учёта доходов и расходов (раздел I)», можно убедиться в том, что данное поступление не попадёт в доходы, формируемые налог при УСН.


Потратить данный грант можно на разнообразные нужды предприятия или предпринимателя, например, на выплату заработной платы, арендную плату или коммунальные платежи.

Рассмотрим уплату коммунальных платежей за счёт полученной субсидии из федерального бюджета. Для этого перейдём в раздел «Банк и касса», выберем пункт «Банковские выписки» и введём «Списание с расчётного счёта». В открывшемся документе укажем «Вид операции» как «Прочее списание».

Затраты, осуществляемые за счёт субсидии также являются расходами в бухгалтерском учёте и не отражаются в налоговом. Поэтому в графе «Счёт дебета» следует указать счёт отражения затрат, а в графе «Статьи затрат» тут статью, которую мы создавали ранее, когда рассматривали отражение расходов на ОСН.

При этом обязательно нужно проследить, чтобы данная сумма не отразилась в поле «Расходы УСН». Если сумма платежа больше полученного гранта, то разницу между расходами предприятия и суммой субсидии следует отразить в расходах, связанных с применением УСН.


После проведения документа, по кнопке Дт/Кт на вкладке «Книга учёта доходов и расходов (раздел I)», можно проверить, что данные затраты не отразятся при расчёте налога.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Мы отрасль, пострадавшая от COVID.

1) Получили государственную субсидию по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).

2) Нам выдал кредит банк на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020.

Вопросы:

1) Раздел 1.1 декларации по УСН.

Во втором квартале мы не платили платежи по УСН (пострадавшая отрасль). Нужно ли вносить сумму налога в стр. 040 отчета?

2) Раздел 3 декларации по УСН.

Нужно ли вносить суммы:

  • Государственной субсидии по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).
  • Банковского кредита на возобновление деятельности, утвержденного Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020?
  • Если нужно, то с какими кодами вида поступлений?

3) Нужен пример заполнения пояснительной записки к годовому балансу на субсидию и кредит, в том числе (если нужно) по раскрытию информации по овердрафту.

Ответ

1. Сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Полученные в связи с коронавирусом субсидии по Постановлению Правительства № 576 от 24.04.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно. Это может быть текстовый или табличный документ. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать пояснения в состав бухгалтерской отчетности.

Обоснование

1. Для организаций и ИП, включенных на 01.03.2020 в реестр МСП и имеющих основной ОКВЭД из Перечня пострадавших отраслей, предусмотрено освобождение от обязанности платить аванс по УСН за II квартал 2020 года (это аванс за полугодие минус аванс за I квартал) (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 2 Закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ).

При расчете сумм, которые нужно заплатить в бюджет за 9 месяцев и за год, сумма аванса по итогам II квартала вычитается, то есть приравнивается к уплаченной в бюджет. Такие разъяснения дала ФНС на своем сайте (Информация ФНС).

Следовательно, сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Раздел 3 декларации по УСН заполняют те, кто получил средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 НК (п. 9.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@). Перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, определен в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. А "коронавирусные" субсидии поименованы как необлагаемые в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно подп. 60 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов МСП и ведут деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, Перечень которых утверждается Правительством РФ.

Если плательщик, применяющий упрощенку, соответствует указанным требованиям, он не учитывает в доходах субсидии, полученные согласно Постановлениям Правительства от 24.04.2020 N 576, от 02.07.2020 N 976, и не учитывает расходы, произведенные за счет этих субсидий (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 48.26 ст. 270, п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

При этом налогоплательщики - получатели указанных субсидий не обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках субсидий, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 НК в отношении целевых поступлений.

Следовательно, полученные в связи с коронавирусом субсидии, не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности, полученный в соответствии с Постановлением Правительства № 696 от 16.05.2020 - это обычный кредит, средства которого налогоплательщик на УСН тратит по своему усмотрению. Это не субсидии, и никаких отличий от обычных кредитов нет. Поэтому в доходах данные кредитные средства не учитываются и в декларации по УСН не отражаются (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). В том числе и в случае прощения задолженности по кредиту, если будут выполнены все условия (подп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Следовательно, кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Если организация в 2020 году получила госпомощь, в частности субсидии в связи с коронавирусом, то в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию (п. 22 ПБУ 13/2000):

  • характер и величину бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году (сумму полученной субсидии, основания ее выделения, характер использования);
  • назначение и величину бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы;
  • способы представления в бухгалтерской отчетности информации о бюджетных средствах, полученных на финансирование капитальных затрат (п. 21 ПБУ 13/2000).

В соответствии с п. 17 ПБУ 15/2008 в пояснениях необходимо отразить, в частности, информацию о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам), о сроках погашения займов (кредитов).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать вышеуказанные пояснения в состав бухгалтерской отчетности. Такой вывод следует из подпункта "б" пункта 6 Приказа N 66н, пункта 26 Информации N ПЗ-3/2016. Решение вопроса об их включении определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом содержание пояснений определяется организациями самостоятельно, но с учетом Приложения N 3 к Приказу N 66н.

В вышеназванном Приложении приведены, в частности, пояснения о государственной помощи.

Это пояснение предназначено для отражения за отчетный и предыдущий годы информации о государственной помощи в виде бюджетных средств, полученных коммерческой организацией. При этом бюджетные средства показываются обособленно в отношении средств, полученных на текущие расходы, и средств, полученных на вложения во внеоборотные активы.

Следовательно, форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: