Изменения в учетной политике на 2017 год для усн

Опубликовано: 02.05.2024

Законодательство вносит изменения в различные сферы трудового права с целью реформирования и повышения эффективности предпринимательской деятельности. В 2017 году затронуты самые различные сферы – например, особенности учета, подачи отчетности и др. В числе прочих новшеств изменился специальный режим налогообложения – упрощенный, самый популярный среди представителей малого бизнеса.

Что ожидает предпринимателей, работающих на «упрощенке» или планирующих перейти либо зарегистрироваться по этой налоговой системе? Рассмотрим подробно.

Коротко об условиях УСН-2017

Упрощенный режим налогообложения в 2017 году могут применять индивидуальные предприниматели и организации, для которых будет справедлив ряд следующих условий:

  • годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
  • основные средства, оцененные не дороже 150 млн. руб.;
  • штат сотрудников не более 100 человек;
  • участие в других компаниях не должно превышать одной четвертой части капитала;
  • максимальная прибыль для перехода на УСН – 90 млн. руб.;
  • деятельность ИП или организации не входит в список ограничений, предусмотренный ч. 3 ст. 346.12 Налогового Кодекса РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Приведенные цифры действительны без учета коэффициента-дефлятора на 2017 год.

По-прежнему действительны две формы УСН, отличающиеся налоговой базой:

  • 15% (доходы вычесть расходы);
  • 6% (доходы).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подготовлен к рассмотрению законопроект, который предлагает снизить ставки на этих формах налогообложения: до 3-8% вместо 15 и до 1-3% вместо 6.

В качестве отчетности необходимо вести Книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), сдавать которую не нужно, а по итогам года предоставить в налоговые органы отчетную декларацию (не позже 30 марта следующего года – для организаций и 30 апреля – для ИП).

Предусмотрено 3 авансовых поквартальных налоговых платежа и один финальный по итогам годовой отчетности.

Что стало иначе в 2017 году

Осветим основные перемены, которые произошли в налоговом законодательстве, касающемся упрощенной системы налогообложения, в 2017 году.

Изменения в переходе на УСН

Перейти на УСН индивидуальные предприниматели или организации могут с других форм налогообложения, например, с «вмененки», для этого нужно специальное заявление, вовремя поданное в налоговые органы.

    Изменение коснулось суммы доходов, которую не должен был превысить предприниматель для перехода на УСН. Ранее за 9 месяцев, предшествующих переходу на «упрощенку» с начала года, нельзя было зарабатывать больше 45 млн. руб. (без учета НДС и коэффициента-дефлятора). Действующий в 2016 году коэффициент-дефлятор составлял 1,329. Поэтому реальная сумма доходов для перехода ограничивалась 45 млн. х 1,329 = 59 млн. 805 тыс. руб.

Теперь этот лимит вырос до 112, 5 млн. руб. – фиксированной суммы, к которой не нужно применять коэффициент-дефлятор, актуальность которого «заморожена» до 2020 года. То есть перейти на УСН с таким увеличенным лимитом предприниматели смогут уже с 2018 года.

  • Еще одно изменение, связанное с процедурой перехода на УСН – сроки, в которые нужно об этом уведомить. Обычно переход осуществлялся с начала нового календарного года.
  • Теперь есть новшества, если переход осуществляется с ЕНВД – можно перейти на «упрощенку» с того месяца, в котором перестали уплачивать налог по «вмененке». Законодатели регламентировали срок подачи уведомления о переходе – не позже месяца после последней уплаты по ЕНВД (абзац 4 ст. 346.13 НК РФ).

    Изменения в сохранении права на УСН

    Законодательство позволяет оплачивать налоги по упрощенной системе только тем предпринимателям и организациям, чей доход не выше определенного лимита. Если полученная прибыль больше обозначенной в законе цифры, то бизнесмен утрачивает право на УСН.

    Ранее эта сумма составляла 60 млн. руб., ее нужно было ежегодно увеличивать в соответствии с коэффициентом-дефлятором, то есть реально цифра была равна 79 740 000 руб.

    В 2017 году этот предел вырос до 150 млн. руб., исчисляемых с начала календарного года. Если доход по итогам квартала или года превысит эту сумму, то в следующем же квартале право на УСН исчезнет. Дефлятор, как и в случае с лимитом выручки, не действует.

    Изменения в оценке основных средств

    Владеть активами на сумму больше обозначенной и при этом оставаться на УСН не получится. До 2017 года остаточная стоимость основных фондов, по итогам бухучета, не могла быть выше 100 млн. руб. Это правило работало как для применяющих «упрощенку», так и для планирующих перейти на эту систему.

    В 2017 году законодатели подняли эту планку до 150 млн. руб.

    Юридические лица и ИП, приобретшие активов на большие суммы, не смогут оставаться на упрощенном налоговом режиме, начиная с того квартала, в котором было отмечено превышение установленного предела стоимости основных средств.

    К СВЕДЕНИЮ! У законодателей изначально были планы еще больше повысить возможную стоимость основных средств для плательщиков «упрощенки»: называлась сумма лимита до 1 млрд. руб. Но после оценки перспектив чиновники пришли к выводу, что при такой стоимости основных активов налоговые поступления в бюджет значительно снизятся, и проект не был принят.

    Поправки в признаниях расходов

    Изменились некоторые правила списания определенных затрат в расходы, что уменьшает налоговую базу. Поправки коснулись таких моментов:

    • страховые взносы отныне контролируются ФНС и ее инспекциями (новость про это);
    • обязательные платежи могут вноситься не только непосредственно налогоплательщиками, но и третьими лицами (их нельзя признать расходами, но можно учесть, если налогоплательщик был должен этому третьему лицу);
    • в качестве расходов может быть учтена сторонняя оценка квалификации сотрудников, а также ее оплата самим работодателем.

    Перемены в совмещении систем налогообложения

    Совмещать УСН разрешено с ЕНВД. При этом нужно было учет вести раздельно по каждой налоговой системе либо распределять расходы пропорционально.

    Отныне такая же схема будет работать не только при совмещении с «вмененкой», но и с патентной системой: прибыли по этим налоговым системам не увеличивают налоговую базу по УСН.

    Изменения для ИП при уплате единого налога и страховых взносов

    Страховые взносы, которые ИП платил не за своих сотрудников, а за самого себя, уменьшали его налоговую базу на некую «фиксированную сумму». На самом деле, фиксированной была цифра, касающаяся только уплаты взносов с дохода до 300 000 руб. в год. То, что платилось с доходов сверх этой суммы, уже не было фиксированной величиной, поскольку изменялось в зависимости от количества дохода.

    2017 год действительно зафиксировал сумму страховых взносов для ИП: уменьшать налог на УСН можно на все страховые взносы, вносимые «за себя».

    Новая форма учетной книги

    Книга учетов доходов и расходов, обязательная для ведения на УСН, должна соответствовать новым нормам, разработанным в Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

    1. В учетной книге нового образца появился еще один раздел, где нужно отражать торговый сбор.
    2. Печать для этой книги необязательна, если она не применяется ИП вообще.
    3. В графе, касающейся доходов (графа 4 раздела 1) с 2017 года нет необходимости отражать прибыль иностранных компаний, которые контролируются организацией.

    Вести книгу по-новому нужно с января 2017 года, переделывать старый образец нет необходимости.

    Минимальный налог отныне без особого КБК

    Предприниматели, работающие по системе УСН «Доходы минус расходы», оплачивали минимальный налог по отдельному КБК, отчего возникали путаницы с другим кодом для иных платежей.

    Теперь минимальный налог нужно будет платить по такому же КБК, что и единый налог, а также недоимки и/или пени, а именно 18210501021011000110.

    Обновленная декларация

    Декларацию по новой форме, утвержденную ФНС, нужно предоставлять за 2016 год. Сроки ее подачи:

    • для ИП – до 3 мая 2017 года;
    • для организаций – до 31 марта 2017 года.

    Изменившиеся моменты при заполнении декларационной формы:

    • отдельный раздел для плательщиков УСН по системе «доходы», где отражается торговый сбор;
    • при объекте налогообложения «доходы» в декларации теперь можно корректировать ставку налога на УСН (особенно удобно для предпринимателей, подпадающих под «налоговые каникулы»);
    • в новом бланке отсутствуют коды объектов налогообложения, дублирующие названия разделов;
    • фиксированного и обозначенного места для печати теперь нет, так как она необязательна для применения;
    • новая форма декларации насчитывает 6 разделов.

    СПРАВКА!
    Новая форма декларации закреплена приказом ФНС России от 26 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/99.

    Подытоживаем перемены-2017 для УСН

    Сравним введенные в практику предпринимательской деятельности новшества относительно режима УСН по сравнению с прошлым годом. Вступившие в силу с 1 января 2017 года изменения приведены в таблице.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Учетная политика


    Обязанность автономных учреждений разрабатывать учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете [1] , п. 6 Инструкции № 157н [2] . В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.

    Чем руководствоваться при формировании учетной политики?

    При этом, как отметил Минфин в названном письме, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов.

    Кто должен формировать учетную политику?

    В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

    Как внести изменения в учетную политику?

    1. изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
    2. разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    3. существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
    В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.

    Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.

    В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

    Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

    Какие изменения необходимо внести в учетную политику?

    – 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;

    – 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

    Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.

    Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.

    1. расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
    2. расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
    3. расчеты по компенсации расходов учреждения;
    4. изменение кадастровой стоимости земельных участков;
    5. отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.
    Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:

    1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

    При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

    2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

    • при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
    • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
    • при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
    • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
    • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
    Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).

    3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота [5] , технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

    В каких случаях можно дополнить учетную политику?

    Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

    Какие положения учетной политики можно подкорректировать?

    Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):

    • при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
    • при отражении фактических затрат рабочего времени.
    Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.

    Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.

    Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц – сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует преду­смотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.

    Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.

    Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.

    В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями – физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

    При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).

    Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.

    Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.

    Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.

    Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.

    Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).

    Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).

    В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика – это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:

    • при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
    • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
    В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.

    В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.

    [1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

    [2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    [3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

    [4] План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

    [5] В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

    image_pdf
    image_print

    Учётная политика включает в себя способы ведения учёта, а также формы первичных документов, используемых в компании. Руководство вправе отразить конкретный вид документов или способ учёта, если на законодательном уровне существуют несколько их вариантов. При этом компания должна неукоснительно соответствовать положениям, прописанным в учётной политике, иначе инспекторы в ходе проверки могут применить штрафные санкции. О том, как правильно составить учётную политику на 2021 год разберём в статье.

    Понятие учётной политики

    Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

    В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

    Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

    Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

    Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

    Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

    Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

    • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
    • своевременность отражения операций
    • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

    В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

    В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

    Компания должна строго соблюдать положения своей учётной политики, именно такой позиции придерживается Конституционный суд РФ в своём Определении от 12 мая 2005 года № 167-О.

    Образец учётной политики

    Порядок составления учётной политики

    На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

    В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

    Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

    Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

    Сроки утверждения учётной политики

    Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

    Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

    • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
    • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
    • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

    Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

    • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
    • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
    • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

    Учётная политика в 2021 году

    При составлении учётной политики на будущий год компании необходимо учесть следующие моменты:

    • в связи с отменой ЕНВД необходимо решить, какая система налогообложения будет использоваться в учёте, если выбор падёт на УСН, то до завершения 2020 года необходимо уведомить налоговую инспекцию о своём решении (см. подробнее На какой режим перейти после ЕНВД?)
    • с будущего года большее количество компаний сможет претендовать на применение УСН в связи с увеличением предельных значений обязательных лимитов
    • для субъектов МСП в 2021 году будут применяться пониженные ставки по страховым взносам для заработной платы свыше МРОТ, которые также влияют на размер резерва по отпускным
    • с будущего года разрешается придерживаться требований Федерального стандарта «Основные средства» вместо ПБУ6/01
    • IT-компании могут применять пониженную ставку по страховым взносам и налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль. Изменения на 2021 год)
    • изменился бланк путевого листа, в учётной политике необходимо отразить способ оформления: бумажный или электронный

    С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

    Что такое учётная политика и зачем она нужна

    Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

    • утверждает рабочий план счетов;
    • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
    • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

    Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

    Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

    Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

    Когда надо менять учётную политику

    Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

    Бухгалтерский учёт

    Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

    1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
    2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
    3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

    Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

    Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

    Налоговый учёт

    Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

    • изменилось законодательства о налогах и сборах;
    • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

    Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

    • Электронная сдача отчётности

    Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

    • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

    Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

    Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

    • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

    Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

    Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

    Налог на прибыль

    • Обособленные подразделения

    С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

    • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

    С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

    • Инвестиционный вычет по НИОКР

    С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

    • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

    Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

    Страховые взносы

    • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

    С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

    — 6% на обязательное пенсионное страхование;

    — 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    — 0,1% на обязательное медицинское страхование.

    • Льгота по социальным взносам для МСБ

    Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

    Имущественные налоги

    • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

    Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

    Как изменить положения в учётной политике

    Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

    1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
    2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
    3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

    Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

    Лайфхаки при составлении учётной политики

    • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
    • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
    • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

    Санкции за отсутствие учётной политики

    Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

    Учетная политика 2020. Какие изменения нужно учесть

    Налоговая учетная политика 2020

    Все изменения, внесенные в Налоговый кодекс в текущем году и вступающие в силу в следующем, вы можете отразить в налоговой учетной политике на 2020 год.

    Изменение метода начисления амортизации

    С 1 января 2020 года перейти с одного метода амортизации на другой можно будет один раз в 5 лет. Это правило действует как при переходе с нелинейного метода на линейный, так и при переходе с линейного на нелинейный.

    Напомним, что до 1 января 2020 года переход с нелинейного метода на линейный также был возможен не чаще одного раза в пять лет. А вот в отношении перехода с линейного на нелинейный метод ограничений не было.

    Восстановление входного НДС при совмещении ОСН и ЕНВД

    С 1 января 2020 года фирмы и ИП на ОСН, которые переходят на ЕНВД по отдельным видам деятельности, могут восстановить НДС по своему имуществу только после того, как начнут фактически использовать его во «вмененной» деятельности. Налог восстанавливают в периоде, когда имущество будет использоваться для целей ЕНВД (новая ред. пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

    По правилам, действующим до 1 января 2020 года, восстанавливать НДС нужно было в том квартале, который предшествовал переходу, вне зависимости от фактического использования имущества для целей ЕНВД.

    Реализация работ и услуг за границей - облагаемая НДС операция

    С 1 июля 2019 года организации, выполняющие работы или оказывающие услуги за пределами территории РФ, и одновременно осуществляющие облагаемые НДС операции, могут не вести раздельный учет.

    Если ранее из-за реализации работ и услуг за границей компания вела раздельный учет, она может исключить упоминание о не облагаемых НДС сделках из учетной политики.

    Компании, выполняющие работы или оказывающие услуги не на территории РФ, могут получить возмещение входного НДС без начислений налога в бюджет. Это можно расценить как своеобразную нулевую ставку НДС, которую обычно заявляют при экспорте товаров.

    Уплата НДФЛ налоговым агентом через обособленные подразделения

    С 1 января 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений в одном городе или районе, могут выбрать одну инспекцию для уплаты НДФЛ по всем «обособкам», в том числе, и по головной фирме. Разумеется, если головная фирма расположена в том же муниципалитете.

    Если компания решит воспользоваться такой возможностью, то нужно прописать это в налоговой учетной политике на 2020 год.

    Самостоятельная уплата страховых взносов обособленными подразделениями

    С 1 января 2020 года филиал организации может платить страховые взносы и сдавать РСВ за себя самостоятельно, только если у него открыт счет в банке (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

    Если фирма не уполномочила ни одну из своих «обособок» начислять выплаты в пользу физлиц, она может продолжать платить взносы и сдавать отчетность по месту нахождения головного офиса.

    Упрощен учет расходов на покупку недвижимости при УСН

    С 29 сентября 2019 года учет УСН-расходов на покупку недвижимости, права на которые подлежат госрегистрации, упрощен. Расписка о подаче документов на госрегистрацию для учета стоимости недвижимых объектов в расходах уже не важна. И затраты на их приобретение можно списать по общим правилам. То есть, после ввода объектов в эксплуатацию исходя из оплаченных продавцам сумм.

    Бухгалтерская учетная политика

    Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель компании. Руководитель несет ответственность за организацию бухучета. За содержание же отчетности несет ответственность главный бухгалтер.

    Учет в бухгалтерии теперь строго регламентирован

    С 26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения своих требований, если они предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений (новая ред. ст. 15.15.6 КоАП РФ).

    Рекомендуем установить в бухгалтерской учетной политике порядок предъявления главбухом письменных требований к сотрудникам, правила их выполнения, а также форму такого требования.

    Изменены правила раскрытия сведений о прекращаемой деятельности

    Приказом Минфина России от 5 апреля 2019 года № 54н внесены изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

    В частности, введено новое понятие «Долгосрочные активы к продаже». Но если организация не использует внеоборотный актив временно, он не считается долгосрочным активом к продаже.

    Организации обязаны применять новый порядок, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. В добровольном порядке применять новую редакцию ПБУ 16/02 можно и с отчетности за 2019 год.

    В качестве приложения к учетной политике можно предусмотреть форму, в которой раскрыть информацию о долгосрочных активах к продаже. Кроме того, в рабочий план счетов можно добавить субсчета для учета операций с правом пользования активами и долгосрочными активами к продаже.

    Вступают в силу новые правила работы с ПБУ 18/02

    С 2020 года организации обязаны работать с ПБУ 18/02 по-новому. Новые правила можно добровольно применять с 2019 года. Тогда информацию об этом придется раскрыть в бухгалтерской отчетности за 2019 год.

    Перечислим основные изменения:

    • скорректирован перечень временных разниц.;
    • при расчете чистой прибыли дополнительно считают отложенный налог на прибыль;
    • введены новые показатели в отчетность: расход и доход по налогу на прибыль;
    • добавлены правила расчета временных и постоянных разниц для участников консолидированной группы налогоплательщиков;
    • установлено, как отражать расход или доход по налогу на прибыль в отчете о финансовых результатах, а также какую информацию раскрывать в пояснениях.

    Это вам поможет при составлении учетной политики:

    Читайте также: