Нужно ли заполнять отчет о целевом использовании средств малым предприятиям при усн

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация имеет право на применение упрощенных способов ведения учета. Малые предприятия освобождаются от составления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности и могут ограничиться только составлением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Означает ли это, что указанные два отчета можно представлять по форме, указанной в Приложении N 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, или в данном случае (когда в органы ИФНС представляются только два отчета) обязательно применять упрощенные формы, указанные в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н? Имеет ли право малое предприятие перейти с 2019 года на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, указанным в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, если в предыдущие периоды оно отчитывалось по формам, указанным в приложении N 1?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право представить отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Как следует из вопроса, организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из (смотрите также п. 5 ПБУ 4/99):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены Приказом N 66н.
Так, п. 6 Приказа N 66н определено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом эти организации вправе представлять отчетность в общеустановленном порядке (согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н) (абзац 4 п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, п. 6.1 Приказа N 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (Приложение N 5 к Приказу N 66н).
В п. 26 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее - Информация) разъясняется, что организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организация, применяющая упрощенные способы, самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, утвержденные п. 6.1 Приказа N 66н по форме согласно Приложению N 5 (п. 27 Информации, смотрите также Раздел IV Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданные в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России").
Таким образом, организация имеет право формировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 год в упрощенном порядке, предполагающем составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом может быть выбрана форма, установленная либо Приложением N 1 к Приказу N 66н, либо Приложением N 5 к Приказу N 66н.
Каких либо запретов на переход от использования одной формы к другой не установлено.
Нормы ПБУ 1/2008 напрямую не устанавливают обязанность организации утверждать в учетной политике применяемые формы бухгалтерской отчетности (п. 4 ПБУ 1/2008). В то же время и запрета не установлено. Так как субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено право выбора применяемых форм отчетности, то, по нашему мнению, организации следует закрепить свой выбор в учетной политике.
Если в рассматриваемой ситуации в учетной политике на 2019 г. установлено, что организация применяет формы отчетности по форме согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н, то, с учетом положений п.п. 11, 12, 8 ПБУ 1/2008, отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н можно будет применять только с 2020 г.
Если же в учетной политике не закреплены применяемые организацией формы отчетности, то за 2019 г. организация может составить отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н.
При этом необходимо учитывать, что организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним допускается в исключительных случаях. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших это изменение (п.п. 9, 33, 37 ПБУ 4/99).
То есть если организация будет составлять отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н, то организации необходимо в пояснениях к этой отчетности раскрыть соответствие показателей строк разных форм отчетности и причину изменения формы отчетности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Получение целевых средств чревато головной болью для бухгалтерии. Это и дополнительные проводки, и заполнение отчета. Получил - отчитайся по пунктам и постатейно. Отчет о целевом использовании заполнить достаточно просто, если внимательно изучить, что отражается в соответствующих строках.

Одной из составляющих бухгалтерской отчетности, помимо баланса и отчета о прибылях и убытках, является отчет о целевом использовании полученных средств. Данная форма сдается в налоговый орган, орган статистики, другим заинтересованным лицам (например, лицам, предоставившим целевые средства).

Отчет о целевом использовании полученных средств (ОКУД 0710006) составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Прочие НКО составляют отчет о целевом использовании полученных средств при необходимости, а также если это предусмотрено в учетной политике организации.

Название некоторых строк отчета говорит само за себя, и их заполнение никакой трудности не представляет. Рассмотрим детально заполнение отчета о целевом использовании в разрезе строк, заполнение которых может вызвать сомнения.

Построчное заполнение

В отчетности за 2011 год кодировка строк в отчете отсутствует. Для удобства сопоставления показателей рекомендуем использовать коды согласно Приложению № 4 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Строка 6100 «Остаток средств на начало отчетного года» отражает сумму кредитового сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» на начало года.

Наличие кредитового сальдо означает, что на конец года не были использованы все целевые средства. Здесь же отражается сумма прибыли, полученной от коммерческой деятельности, за вычетом налогов.

Общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, представляют бухгалтерскую отчетность один раз по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств.

Строка 6200 «Поступило средств - всего» - сумма строк 6210-6250, за исключением данных строки 6100.

Заполнение строк 6210 «Вступительные взносы» и 6215 «Членские взносы» не представляет сложности и отражает поступившие и подлежащие поступлению взносы.

Строка 6220 «Целевые взносы» отражает:

  • средства для благотворительной деятельности;
  • гранты;
  • средства, выделяемые на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
  • суммы финансирования, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций из бюджетов различных уровней, государственных внебюджетных фондов;
  • поступления от учредителей;
  • имущество и имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества или партнерства для приобретения объектов общего пользования;
  • денежные средства, полученные на формирование целевого капитала.

Строка 6230 «Добровольные имущественные взносы и пожертвования» заполняется, если на уставную деятельность получены взносы от других юридических и физических лиц.

Здесь же отражается задолженность юридических и физических лиц по уплате взносов и пожертвований.

Особые правила

Формирование целевого капитала предусмотрено для фондов автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

Пожертвования принимают только учреждения: лечебные, воспитательные, социальной защиты, благотворительные, научные, образовательные, фонды, музеи, общественные и религиозные организации.

Строка 6240 «Прибыль от предпринимательской деятельности организации» заполняется просто, из отчета о прибылях и убытках проставляется чистая прибыль предыдущего года.

Строка 6250 «Прочие» позволяет отразить все поступления, связанные с уставной деятельностью некоммерческой организации, не перечисленные в других строках.

Строка 6300 «Использовано средств -всего» заполняется просто, надо сложить показатели строк 6310-6330, 6350. Важно помнить, что данные строк 6311-6313 и 6321-6326 в расчет не берутся.

Строка 6310 «Расходы на целевые мероприятия» - это общая сумма строк 63116313.

Строка 6311 «Социальная и благотворительная помощь» - сумма адресной и безадресной, обезличенной помощи, оказанной безвозмездно или на льготных условиях. Это могут быть как денежные средства, таки выполненные работы, предоставленные услуги.

По строке 6312 «Проведение конференций, совещаний, семинаров и т. п.» можно отразить все расходы, связанные с указанными мероприятиями: аренда помещения, доставка и проживание участников мероприятия, расходы на канцтовары для участников.

По смыслу названия строки 6313 «Иные мероприятия» понятно, что здесь отражаются затраты на целевые мероприятия, не являющиеся социальными, благотворительными, - например, проводимые в познавательных целях мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и духовных ценностей.

Строка 6320 «Расходы на содержание аппарата управления» является суммой показателей строк 6321-6326 и отражает общую сумму средств, использованных на аппарат управления.

Структура расходов на содержание аппарата управления раскрывается в строках 6321-6326.

Зарплатные расходы указываются по строке 6321 «Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)». Расходы на оплату труда - это суммы начисленных окладов, отпускных, премий, различных стимулирующих доплат.

Отдельной строкой (6322) в отчете отражаются выплаты, не связанные с оплатой труда. К ним относятся надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию; платежи личного, имущественного и иного страхования; оплата проезда к месту работы; материальная помощь; стоимость бесплатной форменной одежды.

В строке 6323 «Расходы на служебные командировки и деловые поездки» никаких трудностей по отражению командировочных расходов возникнуть не может. Расходы на командировки для НКО не отличаются от расходов других организационно-правовых форм. Это расходы на проезд, плата за гостиницу, визы, загранпаспорта и др.

Что понимается под расходами на деловые поездки? Эти расходы отражаются, если в организации есть сотрудники с разъездным характером работ. Перечень должностей, размеры и порядок возмещения расходов по служебным поездкам устанавливаются локальными нормативными актами (трудовым или коллективным договором, приказом).

Все расходы на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества, кроме ремонта, отражаются по строке 6324. Отразите по данной строке арендную плату за офис и транспорт, оплату за электричество, отопление и воду, расходы на бензин и другие транспортные расходы.

Затраты на все виды ремонта основных средств - текущий, средний и капитальный - отражаются по отдельной строке 6325.

Прочие услуги отражаются по строке 6326, здесь собираются расходы на услуги связи, оплата интернет-провайдерам, консультационные и информационные услуги.

Сумма фактических затрат на приобретение основных средств и материально-производственных запасов отражается по строке 6330.

Строка 6350 «Прочие» указывает расходы по оплате услуг кредитных организаций, аудиторских компаний, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, налог на имущество и земельный налог.

Завершает отчет строка 6400 «Остаток средств на конец отчетного года». Если в первой строке отчета отражалось кредитовое сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» на начало года, то в строке 6400 - кредитовое сальдо по счету 86 на конец отчетного года. В отчете данная строка должна соответствовать сумме показателей по строкам 6100 и 6200 за вычетом строки 6300, то есть строка 6400 = строка 6100 + строка 6200 - строка 6300.

Если поступившие целевые средства полностью использованы в отчетном году, то остатка средств целевого использования на конец года не будет. В отчете отсутствие остатка отражается прочерком по строке 6400.

Отчитываемся перед Минюстом

Кроме отчета о целевом использовании некоммерческие организации представляют в Минюст отчетность по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72.

Формы отчета разные в зависимости от вида организации: отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов, сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации, отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Религиозные организации представляют отчет о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.

А.С. Юхневич-Лелива, налоговый консультант


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


  • Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?
  • Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
  • Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
  • Порядок заполнения отчета о целевом использовании
  • Пример заполнения отчета о целевом использовании
  • Итоги

Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?

Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! При составлении отчетности за 2020 год учитывайте, что формы бухотчетности, в т.ч. формы 6, изменились. Ключевые отличия: отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.

Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств

Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:

  • полная, приведенная в приложении № 2.1;
  • упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.

Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.

Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Бланк упрощенной формы 6 можно скачать в КонсультантПлюс. Для этого достаточно получить пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
  • организаций госсектора;
  • политических партий;
  • объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
  • структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.

Порядок заполнения отчета о целевом использовании

Порядок заполнения отчета о целевом использовании средств нигде отдельно не описан. Логика внесения данных в него вытекает из самого содержания отчета и примечаний, имеющихся под основной таблицей.

Основную таблицу предваряют данные об отчитывающемся лице (его наименование и коды, характеризующие основные сведения о нем: ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС), а также информация о годе, за который составляется отчет, дате создания и применяемой единице измерения вносимых показателей.

Целью заполнения основной таблицы является отражение с учетом аналитики поступлений-выбытий процесса изменения остатка средств целевого финансирования, учтенных в организации (при применении плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, они показываются на счете 86). При этом предусмотрено сравнение данных текущего и предшествующего ему года.

В верхней и в нижней строках таблицы указываются сведения об остатках средств, соответственно, на начало и на конец года. Промежуточные строки делятся на две группы: со сведениями о поступлениях и о расходовании полученных средств. Для каждой из групп приводимые в приказе № 66н бланки предлагают определенную разбивку строк по аналитике, ориентированную на наиболее часто возникающие основания для поступлений и расходования. В полной форме по этим соображениям выделены:

  • в поступлениях — строки:
    • для вступительных, членских и целевых взносов;
    • добровольно вносимых средств;
    • доходов, явившихся результатом деятельности отчитывающегося лица;
    • прочих полученных средств;
  • в расходной части — строчки для данных об использовании средств:
    • на цели, ради которых юрлицом получено соответствующее финансирование, с выделением в них информации о расходах на благотворительность и социальную помощь, мероприятия информационного характера, иные процедуры;
    • содержание самой отчитывающейся организации с выделением в них сведений о затратах на оплату труда, иные выплаты, командировки, содержание и ремонт имеющегося имущества, иные траты;
    • покупку имущества;
    • иные расходы.

В упрощенной форме в поступлениях объединены данные о взносах и добровольно вносимых средствах, а в расходной части отсутствует детализация четырех основных групп строк. Кроме того, упрощенную форму отличает отсутствие итоговых цифр, относящихся к поступлениям и расходам.

Вместе с тем при необходимости составитель отчета может дополнить предлагаемый приказом № 66н бланк нужным числом строк (п. 3 приказа № 66н).

Заполнить новую форму 6 вам помогут разъяснения и пример от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, оформите пробный доступ бесплатно.

Пример заполнения отчета о целевом использовании

Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.

Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2020 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.

Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2020 год составила 1 000 000 руб.

Расходы, осуществленные фондом, в 2020 году оказались следующими:

  • на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
  • на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
  • на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
  • на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.

Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2019 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.

В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2020 года (на его начало) и строки 6400 для 2019 года (на его конец) должны быть одинаковыми.

Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.

В отношении расходов на целевые мероприятия окажутся задействованными строки 6310 (в ней будет показана общая их величина) и 6311 (она предназначена для расходов в виде благотворительной помощи).

В части расходов на содержание самого фонда будут использоваться строки 6320 (здесь отразится общая их сумма), 6321 (расходы, связанные с оплатой труда), 6323 (расходы на командировки) и 6325 (расходы на ремонт имущества).

Общая величина произведенных расходов, равная сумме строк 6310 и 6320, попадет в строку 6300.

Остаток средств на конец каждого года рассчитывается от суммы их остатка на его начало путем прибавления общей величины поступлений и вычитания из этого слагаемого общей суммы расходов, т. е. по формуле (если ее составить с использованием кодов строк отчета): 6100 + 6200 - 6300 = 6400.

Заполненный по приведенным данным отчет смотрите на нашем сайте.


Итоги

Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Какие формы обязана сдавать коммерческая организация (субъект малого предпринимательства), применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Организация до сентября 2015 года вела деятельность заказчика-застройщика. Для учета поступления и использования средств дольщиков использует счет 86. Все обязательства по договорам долевого участия застройщиком исполнены в III квартале 2015 года. Подлежит обязательному аудиту. За IV квартал в Департамент по надзору за долевым строительством отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представлять не будет.
Какие формы обязана сдавать коммерческая организация (субъект малого предпринимательства), применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность?
Обязательно ли сдавать Отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006) организации-застройщику в данной ситуации?
Коммерческая организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в обязательном порядке представляет только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Организации-застройщику в составе годовой бухгалтерской отчетности целесообразно представить отчет о целевом использовании средств.
Обоснование позиции:
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность
Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установлено ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Представлять такую отчетность разрешено, в частности, организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Экономические субъекты, которые не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять специально разработанные упрощенные формы отчетности. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н) (п.п. 6, 6.1, приложение N 5 Приказа N 66н, п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, далее - Информация). Форматы представления такой отчетности в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.
В то же время абз. 4 п. 6 Приказа N 66н предусмотрено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность не по упрощенной, а по общеустановленной форме (письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@). Общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в обязательном порядке представляет только:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах (некоммерческие организации - отчет о целевом использовании средств).
Включать в состав отчетности приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения) не обязательно.
Такие приложения требуется составлять только с целью приведения в них наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа N 66н, п. 17 Информации).
При этом Минфин России рекомендует раскрывать в приложениях:
- положения учётной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учёта доходов и расходов, учитывался ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учётной политики или перспективного пересчёта при исправлении существенных ошибок и т.п.;
- информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т.п. (информация Минфина России "Бухгалтерская отчётность субъектов малого предпринимательства").
Организация, применяющая упрощенные способы ведения учета, может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях приводятся обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п.п. 19-20 Информации, письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80). В баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей без их детализации по статьям (п. 6 Приказа N 66н, п. 18.1 Информации).
Необходимость составления отчета о целевом использовании средств застройщиком
Сразу отметим, что на основании п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ застройщики, осуществляющие деятельность по строительству объектов с привлечением средств дольщиков, не имеют права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, так как бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны ежеквартально представлять в контролирующий орган:
- отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, установленными Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, далее - Правила);
- а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с п. 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган (в данном случае в Департамент по надзору за долевым строительством) отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав этой специальной отчетности застройщика включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Специальная отчетность застройщика представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (п. 3 Правил).
Как следует из вопроса, все обязательства по договорам долевого участия застройщиком исполнены в III квартале 2015 года. Поэтому за IV квартал в Департамент по надзору за долевым строительством отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представлять не требуется.
При этом застройщик, как и все иные организации, обязан представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в орган государственной статистики по месту своей государственной регистрации (ст. 18 Закона N 402-ФЗ), а также в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99), п.п. 1, 2, 4 Приказа N 66н):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- и приложений к ним в виде:
а) отчета об изменениях капитала;
б) отчета о движении денежных средств;
в) отчета о целевом использовании средств;
г) иных пояснений, оформленных в табличной и (или) текстовой форме, содержание которых определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к Приказу N 66н.
В письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18 специалисты финансового ведомства, исходя из положений п. 6 ПБУ 4/99, указали, в частности, что застройщик должен раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об:
- обязательствах участников договора по внесению денежных средств с выделением не внесенных в срок платежей;
- обязательствах застройщика перед участниками договора по передаче прав на объект строительства после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию;
- обязательствах застройщика перед участниками договора, возникающих в случае, если объект построен с отступлениями от условий договора, приведшими к ухудшению качества объекта, или с иными недостатками, а также по возврату денежных средств и уплаты процентов в случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;
- задолженности по кредитам и займам, привлеченным для долевого строительства;
- активах застройщика, находящихся в залоге в обеспечение исполнения обязательств по договору залогом;
- задолженности участников договора по оплате квартир после завершения долевого строительства и признания застройщиком выручки от продажи квартир.
Исходя из положений ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, отчет о целевом использовании средств должен присутствовать в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации (за исключением случаев, установленных непосредственно Законом N 402-ФЗ (например организации госсектора) и иными федеральными законами). В этой форме раскрывается информация о целевом использовании средств, полученных некоммерческой организацией для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом).
В отношении коммерческих организаций обязательное составление отчета о целевом использовании средств законодательством не предусмотрено.
Однако, по мнению специалистов Минфина России и Федерального казначейства, если у коммерческой организации есть целевые поступления, отражаемые на счете 86 "Целевое финансирование", то полученные суммы целевых поступлений рекомендуется отражать в отчете о целевом использовании средств, как прочие*(1).
Денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях, установленных п. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ. То есть полученные от дольщиков денежные средства являются средствами целевого финансирования.
На данный момент существует две точки зрения по вопросу отражения в бухгалтерском учете поступления и использования средств дольщиков.
Так, ряд специалистов, основываясь на п. 3.2.1 "Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" (утверждено письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160), приходят к выводу о том, что средства дольщиков следует учитывать в качестве целевого финансирования, т.е. на одноименном счете 86.
Согласно другой точке зрения средства дольщиков следует учитывать в качестве задолженности застройщика, т.е. на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Данное мнение следует из писем Минфина России от 08.05.2014 N 07-01-12/21775, от 18.05.2006 N 07-05-03/02.
В этой связи организации-застройщику в силу п.п. 2, 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" применяемую методику следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Как следует из вопроса, организация для учета поступления и использования средств дольщиков использует счет 86. Исходя из разъяснений специалистов Минфина России и Федерального казначейства*(1), организации в таком случае целесообразно составить отчет о целевом использовании средств.
Анализ судебной практики показывает, что органы, контролирующие долевое строительство и получающие ежеквартально от застройщиков бухгалтерскую отчетность на основании п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, предъявляют претензии к застройщикам, которые в составе бухгалтерской отчетности не представляют, в том числе, отчет о целевом использовании средств. Суды поддерживают контролирующие органы и привлекают застройщика к ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 N 02АП-10126/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 N 14АП-7657/15, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 N 09АП-40702/14).
Если организация в составе отчетности за 2014 год и другие предыдущие годы представляла отчет о целевом использовании средств в составе годовой бухгалтерской отчетности, то оснований не составлять его по итогам 2015 года не имеется, так как строительство завершено в 2015 году и целевое использование средств дольщиков осуществлялось.
В то же время форма отчета о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006), установленная приложением N 2 к Приказу N 66н, с детализацией по кодам строк 6100-6400 (приложение N 4 к Приказу N 66н) не отражает специфики деятельности застройщика, в частности направления использования средств дольщиков согласно п. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ.
Если использовать указанную форму отчета о целевом использовании средств, то застройщик должен отразить поступление средств дольщиков за год по строке 6250 "Прочие", а использование - по строке 6350 "Прочие", что, по сути, не отражает должной информации. И при существенности сумм значения указанных строк необходимо дополнительно расшифровать либо в табличном виде, либо в текстовых пояснениях.
Поскольку законодательство не обязывает коммерческие организации составлять отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006), то, по нашему мнению, во избежание претензий, застройщику целесообразно самостоятельно разработать табличную форму отчета об использовании средств дольщиков, где, как и в отчете о целевом использовании средств, должна найти отражение информация об остатке средств на начало отчетного года, поступлении и использовании средств дольщиков, остатке средств на конец отчетного года, с учетом положений п. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ.

Ответ подготовил:
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Королева Елена
31 марта 2016 г.

  • Необходимо ли коммерческой организации получать разрешение таможенного органа на осуществление отбора образцов готовой продукции с целью проведения их исследования?
  • Письмо Росстата от 13.05.2015 N 13-13-2/1859-ДР "О порядке представления бухгалтерской (финансовой) отчетности"
  • Какими нормативными актами необходимо руководствоваться при определении сроков хранения бухгалтерских документов организации
  • В отчете о движении денежных средств бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год суммы поступления денежных средств от покупателей и уплаченных поставщикам указаны с учетом НДС. Данную ошибку налоговый орган обнаружил в ходе камеральной проверки
  • Организация применяет общий режим налогообложения, является субъектом малого предпринимательства. Является ли аудит для организации обязательным

addizbr

Подписаться на новости:

Наши партнеры

Copyright © 2010 - 2021 ГЛАВБУХ-ИНФО все права защищены

Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.

Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация — участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Читайте также: