Дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от усн

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 июля 2019 г. N 06-04-11/52839 Об отмене системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 г.

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не применяется с 1 января 2021 г.

По данным ФНС России, доля налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 21,8% от общего числа действующих налогоплательщиков, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В 2017 году ЕНВД применяли 2 044 тыс. налогоплательщиков, в том числе 276 тыс. организаций и 1 769 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время в соответствии со статьями 61.1, 61.2 и 61.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по ЕНВД зачисляются соответственно в бюджеты муниципальных районов, городских округов и городских округов с внутригородским делением по нормативу 100 процентов.

Согласно данным бюджетной отчетности поступление доходов в местные бюджеты (здесь и далее без учета городов федерального значения) по ЕНВД за 2018 год составило 61,9 млрд рублей или 5,1% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов, что свидетельствует о существенности указанных поступлений в структуре налоговых доходов муниципальных образований. При этом 45,5 млрд рублей доходов от ЕНВД или 73,5% поступлений от общего объема указанного налога зачислены в бюджеты городских округов (здесь и далее с учетом консолидированных бюджетов городских округов с внутригородским делением), 16,4 млрд рублей или 26,5% - в консолидированные бюджеты муниципальных районов.

Организации и индивидуальные предприниматели после отмены ЕНВД вправе перейти на применение иных режимов налогообложения, например, на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), патентную систему налогообложения.

Также ряд налогоплательщиков после отмены ЕНВД сможет перейти на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации, где указанный режим будет введен.

Учитывая взаимосвязь роста поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по УСН от действий по формированию благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды, принимаемых не только органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органами местного самоуправления, в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в связи с отменой ЕНВД считаем целесообразным перераспределение между региональными и местными бюджетами доходов от УСН, в том числе путем установления дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от указанного налога на региональном уровне.

- по размерам перераспределения поступлений от УСН в местные бюджеты в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации по указанному налогу;

- по расчету размеров дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от УСН на основе соответствующих показателей, к которым можно отнести объем выпадающих доходов местных бюджетов по ЕНВД, официальные статистические данные, характеризующие субъекты малого и среднего предпринимательства (объем выручки, доходы, численность работников и др.), показатели налоговой отчетности и прогноз поступлений по УСН и патентной системе налогообложения, а также иные показатели, которые, по мнению региона, могут быть использованы для указанного расчета.

Позицию субъекта Российской Федерации по указанному вопросу, а также иные предложения по подходам к обеспечению сбалансированности местных бюджетов в связи с отменой ЕНВД с 1 января 2021 г. необходимо представить в Минфин России не позднее 5 августа текущего года, в том числе на адрес электронной почты 1352@minfin.ru

Л.В. Горнин

Обзор документа

Платежи по ЕНВД зачисляются в муниципальные бюджеты по нормативу 100%. В связи с отменой ЕНВД с 2021 г. Минфин считает целесообразным перераспределение между региональными и местными бюджетами доходов от УСН.

- по размерам перераспределения поступлений от УСН в местные бюджеты в общем объеме поступлений в региональный бюджет;

- по расчету дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от УСН на основе соответствующих показателей. К ним можно отнести объем выпадающих доходов по ЕНВД, показатели налоговой отчетности и прогноз поступлений по УСН и ПСН.

Субъекты Российской Федерации (муниципальные районы, городские округа с внутригородским делением) обладают правом установления дополнительных нормативов отчислений от налоговых и отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением), в бюджеты муниципальных образований (поселений, внутригородских районов).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под дополнительным нормативом отчисления понимается относительная величина, равная доле поступления, распределяемого в другой бюджет, при этом:

- дополнительные единые нормативы отчислений имеют одинаковый размер для всех муниципальных образований одного вида;

- дополнительные дифференцированные нормативы отчислений могут различаться по своим размерам между различными муниципальными образованиями, в том числе между муниципальными образованиями одного вида.

Дополнительные единые нормативы отчислений устанавливаются от любых налоговых и ряда неналоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением).

В части налоговых доходов субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные единые нормативы отчислений от любых федеральных налогов и сборов и региональных налогов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации, муниципальные районы (городские округа с внутригородским делением) - от любых федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Особый случай представляет собой установление дополнительных единых нормативов отчислений от налогов в целях разграничения налоговых доходов между муниципальными районами и сельскими поселениями. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут передать налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений. Передача осуществляется законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований по дополнительным единым для всех сельских поселений нормативам отчислений с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть в пределах 8 процентов дополнительного единого норматива отчислений от НДФЛ и 20 процентов дополнительного единого норматива отчислений от единого сельскохозяйственного налога.

Объем переданных налоговых доходов должен определяться исходя из принципа сбалансированности бюджетной системы, то есть соответствовать разграничению расходных полномочий между местными бюджетами и решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения. Осуществлять передачу налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сельским поселениям следует в случае, если за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации закреплены вопросы местного значения городских поселений, решаемые муниципальным районом на территории сельских поселений.

Дополнительные единые нормативы отчислений могут устанавливаться по следующим неналоговым доходам, подлежащим зачислению в региональный бюджет (бюджет муниципального района, бюджет городского округа с внутригородским делением):

- субъектами Российской Федерации, муниципальными районами и городскими округами с внутригородским делением - денежные взыскания (штрафы), предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

- субъектами Российской Федерации, муниципальными районами и городскими округами с внутригородским делением - плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- субъектами Российской Федерации - плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- муниципальными районами - плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских (сельских) поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

- городскими округами с внутригородским делением - плата от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.

Дополнительные дифференцированные нормативы отчислений устанавливаются по НДФЛ и по акцизам на ГСМ.

Особенности установления единых и дифференцированных нормативов отчислений указаны ниже (таблица 2).

Дополнительные единые нормативы отчислений от налогов, установленные законом субъекта Российской Федерации, если проекты местных бюджетов составляются сроком на три года, не могут снижаться в течение трех лет, кроме случаев внесения изменений в федеральные и региональные законы, приводящих к перераспределению полномочий и доходов между региональным и муниципальным уровнями, а также между муниципальными районами и поселениями, городскими округами с внутригородским делением и внутригородскими районами.

В случае, если проекты местных бюджетов составляются и утверждаются на один год, субъект Российской Федерации имеет право изменить дополнительные единые нормативы отчислений от налогов начиная с очередного финансового года, тем не менее в этом случае рекомендуется также закреплять дополнительные единые нормативы отчислений на срок не менее трех лет, то есть рекомендуется вносить в закон, устанавливающий дополнительные единые нормативы отчислений, изменения, вступающие в действие на второй год планового периода.

Муниципальные районы и городские округа с внутригородским делением имеют право изменить дополнительные единые нормативы отчислений начиная с очередного финансового года, однако им также рекомендуется закреплять дополнительные единые нормативы отчислений на срок не менее трех лет, то есть рекомендуется вносить в решение, устанавливающее дополнительные единые нормативы отчислений, изменения, вступающие в действие на второй год планового периода.

Дополнительные единые нормативы отчислений должны быть одинаковы для всех муниципальных образований, относящихся к одному типу (городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район), и устанавливаться на неограниченный срок отдельным законом (решением) или законом (решением), регулирующим межбюджетные отношения.

Дата публикации 30.04.2021

Субъекты РФ в зависимости от категории налогоплательщика вправе устанавливать пониженные ставки УСН (п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ). Далее приведены действующие в регионах налоговые ставки УСН в зависимости от объекта налогообложения.

для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 марта 2020 года отнесен к наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции отраслям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Арктической зоны, в течение пяти налоговых периодов с момента получения статуса резидента Арктической зоны при условии, что выручка от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, составляет не менее 90 процентов общей суммы выручки

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность туроператоров, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере внутреннего и въездного туризма, при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), и при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при предоставлении услуг в сфере внутреннего и въездного туризма.

1) впервые зарегистрированными на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства)
2) применявшими в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и перешедшими с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения

    производство продукции, при условии, что данное производство осуществляется резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия. В целях настоящего Закона под резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия понимаются хозяйственные общества, заключившие договор аренды недвижимого имущества с Автономным учреждением "Технопарк-Мордовия" с целью разработки и (или) производства инновационной продукции на данных арендуемых площадях.

(право на применение сниженной налоговой ставки предоставляется на 5 лет начиная с налогового периода, в котором организация заключила договор аренды недвижимого имущества с Автономным учреждением "Технопарк-Мордовия", и утрачивается начиная с налогового периода, в котором истек срок пользования льготой. Указанное право предоставляется однократно. Если в течение указанных 5 лет организация перестала отвечать условиям, установленным настоящим пунктом, сниженная налоговая ставка не применяется. Возобновление применения сниженной налоговой ставки возможно до истечения указанных 5 лет) практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), при условии, что данная деятельность осуществляется хозяйственными обществами, учредителями которых выступают образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, расположенные на территории Республики Мордовия. Сниженная ставка для указанных налогоплательщиков применяется в течение 5 лет со дня их регистрации.

1) впервые зарегистрированными на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства)
2) применявшими в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и перешедшими с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения

Раздел A
(классы 01 - 03) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Раздел C
(классы 10 - 33) Обрабатывающие производства

Раздел E
(классы 36 - 39) Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Раздел J
(классы 58 - 60, 62, 63) Деятельность в области информатизации

Раздел М
(классы 71, 72, 74) Деятельность профессиональная, научная и техническая

Раздел Р
(класс 85) Образование

Раздел Q
(классы 86 - 88) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Раздел R
(классы 90, 91, 93) Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

в течение налогового периода, в котором налогоплательщик впервые зарегистрировался на территории Удмуртской Республики;

в течение следующего налогового периода

1) отсутствие на конец налогового периода, в котором применена налоговая ставка, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, срок исполнения которой наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);

2) среднесписочная численность наемных работников за налоговый период, в котором применена налоговая ставка, составляет не менее 5 человек. Указанная среднесписочная численность наемных работников подтверждается сведениями в составе расчета по страховым взносам, представленными в налоговый орган, и рассчитывается в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;

1) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел А):

1.1 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (01):

  1. Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (01.11)
  2. Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей (01.13)
  3. Выращивание однолетних кормовых культур (01.19.1)
  4. Выращивание семечковых и косточковых культур (01.24)
  5. Выращивание прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов (01.25)
  6. Выращивание рассады (01.3)

1.2 Животноводство (01.4):

  1. Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (01.41)
  2. Разведение мясного и прочего крупного рогатого скота, включая буйволов, яков и др., на мясо (01.42.11)
  3. Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо (01.47.11)
  4. Пчеловодство (01.49.1)
2) Деятельность профессиональная, научная и техническая (Раздел М):

2.1 Научные исследования и разработки (72)


3) Образование (Раздел Р):

3.1 Образование дошкольное (85.11)

3.2 Образование в области спорта и отдыха (85.41.1)

3.3 Образование в области культуры (85.41.2)


4) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Раздел Q):

4.1 Медицинская и стоматологическая практика (86.2)

4.2 Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания (87.3)

4.3 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.9)

4.4 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (88.1)

4.5 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91)

для индивидуальных предпринимателей, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов деятельности, входящих в Перечень видов деятельности (Приложение к Закону Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД)

1.1) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы,
1.2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров,
1.3) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров,
1.4) развозная и разносная розничная торговля,
1.5) реализация товаров с использованием торговых автоматов,

Для зарегистрированных после 1 января 2015 года российских организаций (за исключением случаев реорганизации) и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основные виды деятельности в соответствии с классом 72 раздела M ОКВЭД. Под основным видом деятельности понимается вид экономической деятельности, по которому выручка от реализации продукции (работ, услуг) в общем объеме выручки за налоговый период составила не менее 70%.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

Право на применение ставки имеют налогоплательщики, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2020 года вне территории Курганской области.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, инвестиционные проекты которых включены в раздел "сопровождаемые" реестра инвестиционных проектов Курганской области

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

Право на применение ставки имеют налогоплательщики, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2020 года вне территории Курганской области.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности в сфере торговли розничной, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и (или) в сфере деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков

Налогоплательщики, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами)

Налогоплательщики, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по состоянию на 1 июня 2020 года (для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей после 1 июня 2020 года основной вид экономической деятельности определяется на дату постановки на учет в налоговом органе), является один из видов экономической деятельности, указанных в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

а) обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха;

б) забор, очистка и распределение воды;

в) сбор и обработка сточных вод:

г) подметание улиц и уборка снега;

д) управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

е) управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

а) сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
б) обрабатывающие производства;
в) строительство;
г) деятельность в области телевизионного и радиовещания;

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
б) техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;
в) транспортировка и хранение;
г) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
д) деятельность в области связи на базе проводных технологий;
е) деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей;
ж) предоставление прочих видов услуг, за исключением предоставления прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

а) раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" (класс 56);
б) раздел J "Деятельность в области информации и связи" (группа 59.14);
в) раздел P "Образование" (класс 85);
г) раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" (группа 88.91, подгруппа 86.90.3);
д) раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (классы 90, 91, 93);
е) раздел S "Предоставление прочих видов услуг" (классы 95, 96); признанных социальным предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций"

Наиболее затратная часть бюджетов - строительство и ремонт дорог - находится на личном контроле главы региона Алексея Текслера (справа). Фото: Пресс-служба губернатора Челябинской области

- Изменение пропорции налоговых отчислений даст дополнительно 480 миллионов рублей в бюджет областного центра и порядка 300 миллионов поступит всем остальным муниципалитетам. Важно, чтобы это мотивировало оказывать настоящую поддержку развитию предпринимательства, - подчеркивает Алексей Текслер.

Если бизнес-климат на местах в результате станет более комфортным, а малое предпринимательство покажет позитивную динамику, в дальнейшем возможно увеличение пропорции - вплоть до полного зачисления всех поступлений от "упрощенки" в местные бюджеты.

- Мера востребованная, она должна способствовать росту бюджетных поступлений и более активной работе местных властей. В противном случае муниципалитеты в отношении бизнеса будут по-прежнему оставаться в роли стороннего наблюдателя, - считает директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов.

Для областного бюджета новый подход несет ощутимые потери, однако минфин надеется восполнить их за счет повышения финансовой дисциплины.

- Чтобы выровнять доходы региональной казны, мы планируем активизировать работу по мобилизации дополнительных поступлений и более жестко выставить приоритеты расходов, - говорит и.о. министра финансов региона Андрей Пшеницын.

Еще одно важное изменение в бюджетном процессе планируется осуществить на уровне внутригородских районов Челябинска. Напомним, в ходе реформы местного самоуправления часть городских полномочий в областном центре передали районам, в том числе обязанности по благоустройству, но они оказались не подкреплены деньгами. Со временем закрепилась дотационная схема распределения средств: город посредством межбюджетных траншей пополнял районные "кошельки". Но в результате ни о какой самостоятельности районов в принятии решений речи идти не могло, местное самоуправление превратилось из инициатора преобразований в простого исполнителя, что в корне рушило первоначальную идею реформы.

Чтобы власть, максимально приближенная к жителям и знающая их проблемы и нужды не понаслышке, могла успешно работать, она должна иметь возможности для финансового маневра. Именно с этой целью глава региона и предложил повысить норматив отчислений земельного налога для внутригородских районов Челябинска с 3 до 30 процентов, чтобы в дальнейшем дополнительные средства районы могли направлять на решение первоочередных задач.

- Важно в процессе увеличения доходов районных бюджетов не упустить ключевой момент: в городе-миллионнике должна быть единая концепция развития территорий. Еще лучше, чтобы средства, которые дополнительно поступят в районы, носили целевой характер, - предлагает директор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского госуниверситета Виктор Бархатов.

Для большинства челябинских районов сегодня на первом месте тема благоустройства дворов: обновление детских площадок, ремонт внутридворовых проездов, поддержание чистоты и порядка. При этом дефицит средств на эти цели оценивается в 400-500 миллионов рублей ежегодно.

- Когда мы благоустраиваем территорию, ее в дальнейшем нужно поддерживать в опрятном состоянии, но на это денег в районах почти не закладывается, - говорит председатель совета депутатов Калининского района Евгения Глухова. - Увеличение налоговых поступлений обеспечит прогнозируемый, системный рост денежных вливаний, а не одномоментный, поэтому структурировать и наладить процесс благоустройства в районах станет легче.

Чтобы усилить контроль исполнения правил благоустройства, в Челябинске создадут административные комиссии в каждом районе. До этого весь поток жалоб стекался в городскую комиссию, которая принимала решения о штрафах: в прошлом году взыскано менее трех миллионов рублей.

- Моя семья живет в новом микрорайоне, где парковки на газонах, мусор на пляже, ямы на дорогах - привычное дело, но многие жители просто не знают, куда жаловаться на это безобразие, - говорит челябинка Альмира Аюпова.

Формирование административных комиссий непосредственно на местах не только усилит народный контроль, но и сделает работу властей по устранению нарушений более оперативной.

Алексей Текслер, глава Челябинской области:

- Новая схема распределения налогов начнет работать со следующего налогового периода. Но стартовать важно сейчас, ведь необходимо планировать бюджеты, выстроить эту деятельность на уровне районов Челябинска и всех муниципалитетов области. Я уверен, мы сможем улучшить ситуацию. Самое главное - средства должны быть потрачены на конкретные нужды жителей.

СТ 61 БК РФ

1. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 50 процентов;

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления городского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.

3. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

4. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 61 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ определен состав налоговых доходов местных бюджетов:

1) собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов;

2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

3) государственная пошлина.

1. Собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Перечень местных налогов и сборов содержится в статье 15 Налогового кодекса РФ:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем местных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). Таким образом, в настоящее время продолжает действовать статья 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации", в соответствии с которой к местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

5) курортный сбор;

6) сбор за право торговли;

7) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

8) налог на рекламу;

9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

10) сбор с владельцев собак;

11) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

12) лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями;

13) сбор за выдачу ордера на квартиру;

14) сбор за парковку автотранспорта;

15) сбор за право использования местной символики;

16) сбор за участие в бегах на ипподромах;

17) сбор за выигрыш на бегах;

18) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

19) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

20) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

21) сбор за уборку территорий населенных пунктов;

22) сбор за открытие игорного бизнеса.

С введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимаются местные налоги и сборы, перечисленные в вышеприведенном перечне под номерами 4, 6, 9 - 22.

2. Отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Регулирующие налоги и сборы - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные и местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе, т.е. не менее чем на три года (ст. 48 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок отчислений от федеральных и региональных налогов в пользу местных бюджетов установлен в статьях 52, 58, 63 Бюджетного кодекса РФ, а также в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

3. Государственная пошлина - установленный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Государственная пошлина взимается:

- с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

- за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

- за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом РФ "О государственной пошлине".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В последнем случае государственная пошлина зачисляется в доходы местного бюджета по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Читайте также: