Бухучет на азс при усн

Опубликовано: 03.05.2024

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ

Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо",

Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 "Основное производство", 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Налоговый учет расходов на ГСМ

Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом в этом Письме ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@ отмечается, что для признания в целях налогообложения расходов по ГСМ необходимо выполнение одновременно двух условий: наличия оплаты указанных материалов (ГСМ) и фактического списания топлива служебному транспорту.

Документальное оформление расходов на ГСМ

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход ГСМ на производственные цели, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).

О правилах заполнения путевого листа можно прочесть в Письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51. В нем также отмечается, что нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца.

При этом форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно исходя из удобства учета, должна содержать следующие обязательные реквизиты любого первичного документа согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете":

- наименование и номер путевого листа;

- сведения о сроке его действия;

- сведения о владельце транспортного средства;

- марка и государственный номер транспортного средства;

- фамилия, имя и отчество водителя.

Кроме того, форма путевого листа должна быть утверждена в учетной политике.

Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

Нормирование затрат на ГСМ

НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

Это прямой путь к завышению топливных расходов.

Нормирование расходов на ГСМ

В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика расчета нормативов в учетной политике.

Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций - достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

Пример

На балансе Организации, применяющей УСН с объектом "доходы минус расходы", числится легковой автомобиль.

12 мая 2015 г. на этом автомобиле водитель Организации был отправлен на служебное задание.

Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

- остаток топлива в баке при выезде на служебное задание - 2 л;

- остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место - 7 л;

- пробег автомобиля во время поездки - 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л).

Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. - 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

В бухучете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 71 Кредит 50

- 825 руб. - выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

Дебет 10, субсчет "Топливо", Кредит 71

- 825 руб. - оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

Дебет 26 Кредит 10, субсчет "Топливо",

- 660 руб. (20 л x 33 руб.) - списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

- базовая норма расхода топлива на 1 км - 0,089 л;

- поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат - 1,07;

- нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при "упрощенке", равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

Эту сумму следует записать в книгу учета доходов и расходов 31 мая.

Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО на УСН "доходы".
Как в бухгалтерском учете правильно оформить и учесть расходы на бензин в случае поездки генерального директора в заграничную командировку на собственном автомобиле? Облагаются ли НДФЛ компенсации расходов на бензин?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете выраженные в иностранной валюте расходы, связанные со служебными командировками и служебными поездками за пределы территории РФ, по общему правилу пересчитываются в рубли по курсу иностранной валюты, устанавливаемому ЦБ РФ, к рублю на дату утверждения авансового отчета.
Кроме авансового отчета, документальным подтверждением расходов на ГСМ и их производственной направленности в рассматриваемом случае могут служить приказ о направлении генерального директора в командировку на личном автомобиле; копия ПТС и свидетельства о регистрации; локальный акт или соглашение сторон, устанавливающие размеры и порядок выплаты компенсации; служебная записка командированного работника с приложением подтверждающих документов (чеков ГСМ, путевого (маршрутного) листа и др.)
Сумма возмещения работнику расходов на проезд (в частности, стоимость бензина) к месту командирования и обратно, произведенных с разрешения или с ведома работодателя, не облагается НДФЛ в полном объеме в размере, предусмотренном внутренним документом организации и (или) соглашением сторон, и при наличии соответствующих документов, подтверждающих производственную направленность поездки и фактически осуществленные работником расходы.

Обоснование вывода:

Документальное оформление и бухгалтерский учет

Порядок направления работников в служебные командировки как на территории РФ, так и на территории иностранных государств регулируется нормами ТК РФ и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749).
Нормы ТК РФ и Положение N 749 не содержат ограничений для организации и работников в выборе вида транспорта для поездки в командировку.
Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя (абзац второй п. 3 Положения N 749). Такое решение может быть оформлено в виде приказа (в т.ч. с использованием унифицированной формы N Т-9) либо любого другого документа, разработанного организацией самостоятельно.
Возможность компенсации расходов на бензин, понесенных сотрудником в случае командировки на личном транспорте, может быть установлена внутренним документом организации (например, приказом на командировку, отдельным распоряжением работодателя). При этом должны быть определены порядок и размеры возмещения таких расходов.
В соответствии с абзацем вторым п. 7 Положения N 749 в случае проезда работника на основании письменного решения работодателя к месту командирования и (или) обратно к месту работы на транспорте, находящемся в собственности работника или в собственности третьих лиц (по доверенности), фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из командировки работодателю с приложением документов, подтверждающих использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта).
По мнению Минфина России, в случае проезда работника к месту командирования и обратно к месту работы на личном транспорте, учитывая, что перечень оправдательных документов не закрыт, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке, а также использования личного транспорта могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно. При этом служебная записка (без приложения соответствующих подтверждающих документов) не является оправдательным документом (письма Минфина России от 20.04.2015 N 03-03-06/22368, от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28292, от 24.04.2015 N 03-03-06/1/23680).
Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах с приложением подтверждающих документов. Расходы по проезду работника к месту командировки и обратно подтверждаются проездными документами (п. 26 Положения N 749). Документом, подтверждающим фактический расход бензина при командировке сотрудника на личном транспорте, является путевой лист или иной аналогичный документ, разработанный организацией. Стоимость приобретенного бензина должна быть подтверждена чеками и иными документами АЗС.
Учитывая изложенное, оправдательными документами, подтверждающими использование личного транспорта для проезда к месту командирования и обратно, кроме авансового отчета, могут являться любые документы, подтверждающие факт использования личного автотранспорта в служебной поездке, в частности приказ о направлении работника в командировку на личном автомобиле; копия ПТС и свидетельства о регистрации; локальный акт и (или) соглашение сторон, устанавливающие размеры и порядок выплаты компенсации; служебная записка командированного работника с приложением чеков ГСМ, счетов, квитанций, путевого (маршрутного) листа и др.; иные документы, подтверждающие использование личного автомобиля для проезда к месту командирования и обратно.
При использовании личного автомобиля в служебных целях отношения сотрудника с организацией могут быть оформлены одним из следующих способов:
- выплата компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля (ст. 188 ТК РФ);
- аренда автомобиля (ст.ст. 632, 642 ГК РФ);
- безвозмездное использование автомобиля (ст. 689 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации организация не заключала с работником договор аренды автомобиля и договор безвозмездного использования автомобиля. В связи с этим полагаем, что в данном случае возмещение работнику стоимости проезда на личном транспорте (стоимости ГСМ) и, соответственно, признание данных расходов в бухгалтерском учете возможны посредством выплаты работнику компенсации за использование личного автомобиля и возмещения расходов, связанных с его использованием в служебных целях. Таким образом, стороны трудового договора вправе установить любой разумный размер компенсации или определить порядок ее расчета в соглашении сторон трудового договора, выраженном в письменной форме.
При этом, по нашему мнению, в соглашении сторон или в локальном нормативном акте организация может предусмотреть, что сумма компенсации включает в себя расходы на ГСМ или что расходы на ГСМ при поездке в командировку возмещаются работнику отдельно.
Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля (в частности возмещение расходов на бензин) включается в целях бухгалтерского учета в расходы по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Ограничения по сумме, применяемые при признании затрат на выплату компенсации за использование автомобиля в налоговом учете, в бухгалтерском учете отсутствуют и расходы признаются в фактических размерах.
ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (далее - ПБУ 3/2006) устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Согласно п. 5 ПБУ 3/2006 пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ.
Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Даты совершения отдельных операций в иностранной валюте для целей бухгалтерского учета приведены в приложении к ПБУ 3/2006 (п. 6 ПБУ 3/2006).
Так, согласно приложению к ПБУ 3/2006 для такой операции в иностранной валюте, как расходы, связанные со служебными командировками и служебными поездками за пределы территории РФ, датой совершения операции в иностранной валюте считается дата утверждения авансового отчета.
Таким образом, выраженные в иностранной валюте расходы, связанные со служебными командировками и служебными поездками за пределы территории РФ, по общему правилу в целях бухгалтерского учета пересчитываются в рубли по курсу иностранной валюты к рублю на дату утверждения авансового отчета (частные варианты смотрите в рекомендованных к ознакомлению материалах).

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ (если иное не предусмотрено п. 1 ст. 217 НК РФ, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и направление в служебную командировку).
Статьей 164 ТК РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
При оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Ни положения ТК РФ, ни ст. 217 НК РФ не содержат ограничений в отношении видов средств транспорта, используемых работником для проезда до места назначения и обратно. Соответственно, компенсационные выплаты работнику за использование личного автомобиля для поездки в командировку относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей. При этом в организации должны иметься соответствующие оправдательные документы, подтверждающие использование автомобиля для служебных целей (смотрите также письма Минфина России от 28.09.2011 N 03-04-06/6-241, от 31.12.2010 N 03-04-06/6-327, от 29.11.2010 N 03-03-06/1/742).
Поскольку положения главы 23 НК РФ не содержат норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях (т.е. НК РФ не установил специальные нормы в целях применения НДФЛ для рассматриваемой компенсации) и не предусматривает порядок их установления, то для целей применения ст. 217 НК РФ следует руководствоваться положениями ТК РФ (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-06/6-47). Как было отмечено ранее, согласно ст. 188 ТК РФ выплата и размер компенсации за использование личного имущества определяются соглашением сторон трудового договора.
Следовательно, компенсационные выплаты работнику в связи с использованием им личного автомобиля в служебных целях не облагаются НДФЛ в пределах сумм, установленных соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (письма Минфина России от 27.06.2013 N 03-04-05/24421, от 28.06.2012 N 03-03-06/1/326, от 27.03.2012 N 03-04-06/3-78). При этом организация также должна иметь в наличии документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в связи с этим расходов (письма Минфина России от 27.08.2013 N 03-04-06/35076, от 28.06.2012 N 03-03-06/1/326, от 20.05.2010 N 03-04-06/6-98).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сумма возмещения работнику расходов на проезд (в частности, стоимости бензина) к месту командирования и обратно, произведенных с разрешения или с ведома работодателя, не облагается НДФЛ в полном объеме в размере, предусмотренном внутренним документом организации и (или) соглашением сторон, и при наличии соответствующих документов, подтверждающих производственную направленность поездки и фактически осуществленные работником расходы.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях;
- Энциклопедия решений. Учет возмещения расходов на проезд к месту командировки и обратно;
- Энциклопедия решений. НДФЛ с компенсации за использование личного имущества работника;
- Энциклопедия решений. Путевой лист;
- Вопрос: В организации установлена норма суточных для загранкомандировок в долларах США. Выплата аванса на командировку осуществляется в рублях. Какой курс ЦБ РФ организация должна применить при отражении в бухгалтерском учете расходов по загранкомандировке: на дату выплаты аванса или на дату утверждения авансового отчета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2015 г.)
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Сотруднику при направлении в зарубежную командировку на банковскую карту были перечислены подотчетные средства в рублях. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета при расчетах банковской картой за границей? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
- Вопрос: Зарубежная служебная командировка у сотрудника начинается 12.11.2018. Во время командировки 14.11.2018 он оплатил счет за проживание в отеле наличными средствами. Перед командировкой ему не были перечислены авансовые денежные средства, оплата произведена собственными средствами. 16.11.2018 ему были перечислены организацией на зарплатную банковскую карту денежные средства в полном объеме на командировочные расходы. Командировка закончилась 22.11.2018. После возвращения сотрудник к авансовому отчету не приложил документы по обмену валютных средств. По какому курсу производить пересчет в рубли стоимость оплаты в валюте отеля 14.11.2018? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Работнику при направлении в зарубежную командировку аванс в рублях был перечислен на банковскую карту. По возвращении из командировки работник представил в бухгалтерию с авансовым отчетом документы, подтверждающие расходы на проживание и проезд в иностранной валюте. Документов, подтверждающих курс обмена валюты, представлено не было. По какому курсу валюты должна быть определена сумма командировочных расходов в рублях в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Учет на автозаправочных станциях имеет свои особенности. О них мы расскажем в нашей статье.

Сразу отметим, что деятельность АЗС по реализации моторного топлива не нуждается в лицензировании.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию, установлено Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Среди них была и реализация нефти, газа и продуктов их переработки. Однако с 14 декабря 2002 года Федеральным законом от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ это требование отменено.

Особенностью учета на АЗС моторного топлива является то, что его объем и плот­ность зависят от колебаний температуры. При повышении температуры объем топли­ва увеличивается, а при понижении – уменьшается. При этом масса его остается постоянной.

Бухгалтерский учет ГСМ можно вести как в покупных, так и в продажных ценах. При этом выбранный метод необходимо зафиксировать в учетной политике.

Если приобретенное топливо учитывается в продажных ценах, то они устанавливаются в расчете на один литр. Поскольку объем топлива изменяется в течение дня, фирма должна пересчитывать общую сумму торговой наценки исходя из проданной массы горючего. Пересчет топлива из единиц массы в единицы объема и наоборот производится исходя из его средней плотности. Об этом говорится в инструкции Госкомнефтепродукта СССР от 3 февраля 1984 г. № 01/21-8-72.

В январе 2004 года автозаправочная станция получила бензин АИ-92 в объеме 6000 литров плотностью 0,760 кг/куб. м и массой 4560 килограммов. Покупная цена бензина 8 руб. за один килограмм. Всего поступило бензина на общую сумму 36 480 руб. (в том числе НДС – 5565 руб.).

Отпускная цена бензина установлена в размере 10 руб. за один литр. Общая продажная стоимость топлива составит 60 000 руб. (6000 л. х 10 руб.). Величина торговой надбавки составит 29 085 руб. (60 000 – (36 480 – 5565)).

В учете АЗС были сделаны такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5565 руб. – списана в зачет из бюджета сумма НДС по оприходо­ванному топливу;

Дебет 41 Кредит 42

– 29 085 руб. – начислена сумма торговой надбавки.

За счет изменения температуры средняя плотность бензина изменилась. В результате в течение дня было реализовано 6020 литров бензина. Фактическая выручка организа­ции составила:

6020 л. х 10 руб. = 60 200 руб.

Разница между стоимостью бензина, установленной при его оприходовании и фактически полученной выручкой, равна:

60 200 руб. – 60 000 руб. = 200 руб.

При отражении этой разницы в бухгалтерском учете была сделана дополнительная про­водка:

Дебет 41 Кредит 42

– 200 руб. – скорректирована сумма торговой наценки.

Обратите внимание: реализация моторного топлива может осуществляться как гражданам за наличный расчет, так и фирмам по безналу. В этом случае автозаправочные станции должны вести раздельный учет таких операций.

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами

До 1 января 2003 года акцизы по бензину, дизельному топливу и моторным маслам перечисляли в бюджет их производители. Но Федеральные законы от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ и от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ изменили этот порядок. Теперь акциз должны платить покупатели нефтепродуктов, имеющие свидетельства о регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 182 НК).

Свидетельство о регистрации выдают налоговые инспекции по месту постановки организации на налоговый учет. Вид свидетельства зависит от того, какие операции с нефтепродуктами она осуществляет. Это может быть свидетельство:

– на оптовую реализацию;

– на оптово-розничную продажу;

– на розничную торговлю.

Те, у кого есть свидетельства первых двух видов, могут при расчете акциза воспользоваться вычетами. При этом продать нефтепродукты надо покупателям, которые также имеют свидетельство о регистрации любого вида.

Если организация имеет свидетельство на розничную реализацию, то при продаже нефтепродуктов она не сможет принять к вычету начисленные ранее акцизы, которые были уплачены при их покупке (п. 8 ст. 200 НК). При продаже в розницу бензина, дизельного топлива или моторных масел возможны две ситуации:

– у автозаправочной станции есть свидетельство. В этом случае она будет плательщиком акцизов. При получении нефтепродуктов ей надо начислить и заплатить акциз. При продаже в розницу этих нефтепродуктов принять к вычету акциз не удастся;

– у автозаправочной станции нет свидетельства. Тогда она не будет плательщиком акцизов. Соответственно начислять акциз при получении товара ей не надо.

На первый взгляд получать свидетельства на розничную реализацию нефтепродуктов невыгодно. Но нужно иметь в виду, что производители и оптовые поставщики могут зачесть предъявленный им акциз только в том случае, если они продали нефтепродукты фирме, у которой есть свидетельство. При этом продавцу нужно сдать в свою налоговую инспекцию следующие документы (п. 8 ст. 201 НК):

– копию договора с покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

– реестры счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. Порядок проставления отметок на реестрах счетов-фактур утвержден приказом МНС от 31 января 2003 г. № БГ-3-03/38.

Таким образом, продавать нефтепродукты организации, у которой есть свидетельство выгоднее. Ведь при этом можно принять к вычету начисленный ранее акциз. Поэтому на практике цены на нефтепродукты у нефтеперерабатывающих заводов и оптовых поставщиков зависят от наличия у организации свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Если у автозаправки его нет, то нефтепродукты будут проданы по более высоким ценам, включающим в себя сумму акциза.

В том, чтобы автозаправки получали свидетельства, заинтересованы и местные власти. Ведь часть акциза с них идет в региональный бюджет. Поэтому возможна ситуация, когда автозаправочным станциям будут «настоятельно рекомендовать» получить свидетельство именно власти области, края или республики.

Порядок выдачи свидетельств установлен приказом МНС от 6 февраля 2003 г. № БГ-3-03/52. Свидетельство о регистрации автозаправка может получить при условии, что у нее есть в собственности мощности (помещения) для хранения и реализации нефтепродуктов (п. 4 ст. 179.1 НК). Это топливораздаточные колонки, системы управления, измерители уровня топлива и масла (уровнемеры), подземные резервуары, насосы и т. д. При этом емкость хранилищ и их местонахождение не имеют значения. Поэтому розничные продавцы нефтепродуктов, арендующие мощности для реализации, получить свидетельство не могут. А значит, не будут платить акцизы.

Для получения свидетельства в налоговую инспекцию необходимо представить заявление в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 1 к приказу № БГ-3-03/52, а также сведения о наличии мощностей в соответствии с формами приложений 3–6 к этому приказу. В заявлении необходимо указать, на какой срок фирме требуется свидетельство. Максимально возможный срок – один год.

Если у предприятия есть обособленные подразделения, то на каждое из них нужно составить справку о его мощностях и указать его месторасположение.

Кроме того, необходимо представить копии документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) фирмы на соответствующие мощности (емкости). Это могут быть копии договоров купли-продажи, актов приемки-передачи и т. д., заверенные нотариусом.

К этим документам необходимо приложить сведения о том, сколько бензина, дизельного топлива и моторного масла организация продает в розницу и оптом. Эти сведения составляются по форме, указанной в приложениях № 5 и 6 к приказу № БГ-3-03/52. Через тридцать дней с момента получения всех необходимых документов, налоговые органы выдают свидетельство.

Обратите внимание: представлять какие-либо документы в ИМНС по местонахождению обособленных подразделений не нужно.

В январе 2004 года ООО «Автозаправка» получила бензин АИ-92 в объеме 6000 литров плотностью 0,760 кг/куб. м. и массой 4560 килограмм. Покупная цена бензина 8 руб. за один ки­лограмм. Всего поступило бензина на общую сумму 36 480 руб. (в том числе НДС – 5565 руб.).

У автозаправочной станции есть свидетельство на розничную торговлю нефтепродуктами. Ставка акциза для бензина с октановым числом больше 80 с 1 января 2004 года составляет 3360 руб. за одну тонну. Поэтому акциз, который нужно начислить, составил:

4,56 т. х 3360 руб. = 15 322 руб.

Отпускная цена бензина установлена в размере 10 руб. за один литр. Общая продажная стоимость топлива составит 60 000 руб. (6000 л. х 10 руб.). Величина торговой надбав­ки равна 13 763 руб. (60 000 – (36 480 – 5565 + 15 322)).

Бухгалтер АЗС сделал в учете такие записи:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 41 Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– 15 322 руб. – начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 5565 руб. – поставлена в зачет сумма НДС по оприходо­ванному топливу;

Дебет 41 Кредит 42

– 13 763 руб. – начислена сумма торговой надбавки.

Используем условия предыдущего примера.

Предположим, что у предприятия есть свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. ООО «Автозаправка» продала поступивший бензин по безналичному расчету ЗАО «Трек», у которого тоже имеется свидетельство, за 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 41 Кредит 60

– 30 915 руб. (36 480 – 5565) – оприходован бензин;

Дебет 19 субсчет «НДС» Кредит 60

– 5565 руб. – учтен НДС;

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

– 15 322 руб. – начислен акциз по оприходованному бензину;

Дебет 60 Кредит 51

– 36 480 руб. – оплачен бензин поставщикам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС»

– 5565 руб. – поставлен к вычету НДС по оприходованному топливу;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 59 000 руб. – отражена выручка от реализации горючего;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 30 915 руб. – списана стоимость реализованного бензина;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 9000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 51 Кредит 62

– 59 000 руб. – поступила оплата за реализованное топливо.

После этого «Автозаправка» представила своим налоговикам договор купли-продажи с ЗАО «Трек» и реестр счетов-фактур с отметкой налоговой инспекции покупателя. Таким образом, фирма получила право зачесть из бюджета акциз.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

Источник: «Финансовая газета» № 10, март, 2010 г.

Основным видом деятельности автозаправочных станций (АЗС) является реализация моторного топлива – бензина, дизельного топлива и сжиженного газа. Наряду с основной деятельностью многие АЗС занимаются также сопутствующим бизнесом, например оказывают услуги по замене масла, по мойке автомобилей и услуги шиномонтажа. На АЗС также могут работать розничный магазин и кафе.

Учет и реализация топлива на АЗС имеют характерные особенности, рассмотрим некоторые из них. Складской учет нефтепродуктов осложняется очень сильной зависимостью их плотности от температуры. Это в свою очередь приводит к тому, что объем нефтепродуктов также зависит от температуры. Поэтому в общем случае приходится вести параллельный учет нефтепродуктов в двух единицах измерения – единицах объема и единицах массы. Кроме того, при расчетах с покупателями на АЗС используются различные формы оплаты. Покупатели могут оплачивать топливо не только наличными денежными средствами, но и талонами, топливными или платежными картами, а также заправляться по ведомостям.

Организовать достоверный учет на АЗС помогают специализированные программные продукты, в которых реализованы методики учета нефтепродуктов как по массе, так и по объему, предусмотрено отражение розничных продаж с различными вариантами оплаты, а также другие особенности учета нефтепродуктов.

Учет в сети АЗС «Аванти-МТА»

Компания «Аванти-МТА» (г. Москва) владеет несколькими АЗС и является официальным партнером компании «ТНК».

В рамках общей задачи увеличения выручки и повышения рентабельности в компании было принято решение о внедрении единой методики учета, а также о консолидации учета всех АЗС в единой информационной системе. Кроме того, открытие на АЗС новых подразделений, занятых мойкой автомобилей, шиномонтажом, а также магазинов и кафе, привело к необходимости организовать ведение учета по этим направлениям деятельности.

Для ведения бухгалтерского учета в компании успешно использовали прикладное решение «1С:Бухгалтерия 8» на платформе «1С:Предприятие 8», поэтому для создания новой информационной системы была также выбрана платформа «1С:Предприятие 8».

Руководство компании рассмотрело несколько вариантов архитектуры системы учета. В результате был выбран вариант единой распределенной информационной базы для ведения бухгалтерского, налогового, управленческого и оперативного учета во всех подразделениях.

Выполнение проекта автоматизации было поручено фирме «Центр учетных технологий» (1С:Франчайзи, г. Москва), которая имеет большой опыт по автоматизации учета на АЗС. Ранее специалисты этой фирмы создали и несколько лет поддерживали систему учета на одной из АЗС компании, поэтому они были хорошо знакомы с задачами и спецификой проекта.

В качестве основы автоматизированной системы было использовано прикладное решение «Бухгалтерия нефтебазы и АЗС», разработанное фирмой «Центр учетных технологий» на платформе «1С:Предприятие 8». Данный программный продукт является дополнением к прикладному решению «1С:Бухгалтерия 8» и предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета на нефтебазах и АЗС.

Программа содержит набор электронных документов, позволяющих отразить все этапы движения нефтепродуктов на предприятии. Складской учет нефтепродуктов ведется в единицах объема и в единицах массы. Предусмотрено ведение складского учета нефтепродуктов, полученных на хранение. При реализации нефтепродуктов в розницу формирование необходимых документов выполняется автоматически. В состав программы включен набор печатных форм, которые применяются при торговле нефтепродуктами. Это «Акт приемки нефтепродуктов», «Товарно-транспортная накладная для нефтепродуктов», акты по ф. МХ1 и по ф. МХ3 и т.д.

Использование специализированного решения позволило приступить к опытной эксплуатации новой системы в течение месяца после начала работ, а спустя еще месяц перейти к промышленной эксплуатации.

На первом этапе проекта автоматизации была внедрена подсистема оперативного и управленческого учета основной деятельности компании по реализации топлива. После запуска этой подсистемы в эксплуатацию на всех АЗС ведется оперативный учет движения нефтепродуктов, материалов и денежных средств. Загрузка в систему сменных отчетов из АСУ ТП АЗС выполняется автоматически при закрытии каждой смены. Выполнена настройка обмена данными между узлами распределенной информационной базы.

Подсистема для оперативного учета в подразделениях сопутствующего бизнеса была внедрена на следующем этапе проекта. В соответствующих подразделениях были созданы автоматизированные рабочие места, подключено необходимое торговое оборудование. Автоматизация рабочих мест позволила ускорить процесс обслуживания покупателей, а также оперативно контролировать работу подразделений.

При внедрении данной подсистемы были решены сложные проблемы как методического, так и технического характера. Так, например, было реализовано сложное ценообразование для услуг с учетом различных вариантов скидок – накопительных, процентных, бонусных и т.д. В подсистеме также реализованы различные варианты ценообразования и оплаты для корпоративных клиентов. Другим примером является автоматизация сложной системы начисления заработной платы персоналу подразделений. В данной системе наряду с простыми сдельными и повременными формами начисления были предусмотрены различные дополнительные начисления и удержания – «за неполный рабочий день», «за вечерние и ночные часы», «за перевыполнение норм», «за выход вне графика», «за дополнительные продажи и привлечение клиентов» и т.д.

В результате выполнения проекта автоматизации в компании «Аванти-МТА» внедрена единая информационная система, которая позволяет оперативно управлять ее деятельностью, снижать издержки и выявлять узкие места в работе.

Готовые решения для АЗС на платформе «1С: Предприятие 8»

Для небольших компаний, владеющих одной или небольшим количеством АЗС, разработано прикладное решение «Бухгалтерия нефтебазы и АЗС». Программный продукт «Бухгалтерия автосервиса при АЗС» предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета в автосервисе, шиномонтаже, пунктах замены масла, на автомобильных мойках и в розничных магазинах при АЗС. Для автоматизации оперативного учета в крупных компаниях отрасли можно использовать решение «Нефтебаза и АЗС: оперативный учет».

Прикладные решения «Бухгалтерия нефтебазы и АЗС», «Бухгалтерия автосервиса при АЗС» и «Нефтебаза и АЗС: оперативный учет» получили от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ 1С: Предприятие».

Полина Таланова

Автор: Полина Таланова Руководитель проектов

Полина Таланова

Автор: Полина Таланова
Руководитель проектов

Упрощенная система налогообложения позволяет во многих случаях экономить на обязательных платежах. Также бизнесмены, использующие УСН, могут упростить для себя и ведение бухучета. Рассмотрим, что говорит закон об организации бухгалтерии для «упрощенцев».

Варианты ведения бухгалтерского учета при УСН

Специального регламента ведения бухучета для компаний на УСН закон не предусматривает. Однако нужно отметить, что перечень критериев для «упрощенцев» во многом совпадает с параметрами субъектов малого бизнеса (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…).

Более того, конкретные требования к «упрощенцам» гораздо более жесткие. Например, лимит по годовой выручке у них — 150 млн руб. против 800 млн руб. у «малых» бизнесменов. Поэтому можно сказать, что практически любая компания, которая использует УСН, одновременно относится и к малому бизнесу.

Для руководителей малых предприятий ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» предоставляет возможность выбора различных вариантов организации бухгалтерии:

  1. Вести учет самому.
  2. Принять в штат главного бухгалтера или сформировать отдел бухучета.
  3. Заключить договор с бухгалтерской фирмой или индивидуальным специалистом.

Кроме того, при любом из этих вариантов «малые» бизнесмены имеют право вести учет в упрощенном формате. Этот формат не следует путать с упрощенной системой налогообложения, т.к. он относится исключительно к бухгалтерии.

Подробно об особенностях учета при «упрощенке» расскажем в следующих разделах.

Бухучет ООО на УСН

Конкретный порядок «упрощения» учета закон не устанавливает. Особенности ведения бухгалтерии для небольших компаний «разбросаны» по различным ПБУ. В частности, они имеют право:

  1. Учитывать доходы и расходы «по оплате» (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99)
  2. Учитывать все проценты по кредитам, как прочие расходы, даже если кредит получен на приобретение основных средств (п. 7 ПБУ 15/2008).
  3. Исправлять существенные ошибки прошлых периодов в упрощенном порядке, т.е. в день выявления (п. 9 ПБУ 22/2010).
  4. Не переоценивать финансовые вложения (п. 19 ПБУ 19/02)

Все перечисленные поблажки применяются бизнесменами в рамках обычного бухучета: с использованием счетов, двойной записи и т.п. Однако возможны и другие варианты.

Институт профбухгалтеров РФ (ИПБ РФ) разработал и согласовал с Минфином (протокол от 25.04.2013 № 4/13) три варианта ведения учета малыми предприятиями:

  1. Обычный бухучет, но с сокращенным количеством счетов и упрощенным подходом к отражению отдельных хозяйственных операций.
  2. С двойной записью, но без использования учетных регистров. В этом случае все операции заносятся в специальную книгу.
  3. Простой учет. Здесь также используется книга учета, но счета и двойная запись не применяются. Такой вариант специалисты ИПБ РФ рекомендуют для микропредприятий с численностью до 15 чел.

Особенности составления учетной политики

С учетом особенностей малого бизнеса в учетной политике обязательно нужно отразить:

  1. Выбор варианта упрощенного учета
  2. Перечень используемых счетов и учетных регистров.
  3. Особенности отражения отдельных операций.

Иногда малые предприятия могут и не использовать все предоставленные законом возможности для упрощения учета.

Например, ведение бухучета «по оплате» во многих случаях неудобно. Такое отражение доходов и расходов часто не показывает реальное состояние бизнеса, особенно, если имеются существенные суммы полученных авансов или задолженностей.

Какую отчетность надо сдавать при УСН и когда?

Упрощение учета распространяется и на бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут сдавать только две формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, эти отчеты можно предоставлять по сокращенной форме — с меньшей детализацией показателей (приложение 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).

Все организации, в т.ч. и представители малого бизнеса, должны соблюдать требования п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ. Там указано, что бухгалтерская отчетность должна давать полноценную информацию об экономическом субъекте.

Если организация, несмотря на формально малые масштабы, имеет сложную структуру активов и занимается разнообразными видами деятельности, то для полного отражения всех данных о бизнесе двух сокращенных форм может оказаться недостаточно. В этом случае следует заполнять отчетность на общих основаниях.

Бухгалтерская отчетность сдается ежегодно и сроки ее предоставления не зависят от состава форм. За 2018 год все организации должны были отчитаться перед налоговиками и органами статистики в течение трех месяцев. Начиная с 2019 года вводится обязательный электронный формат ее сдачи. Но при этом в статистику предоставлять данные будет уже не нужно.

Но и здесь для малых предприятий сделана поблажка: они могут перейти на электронный формат с 2020 года, а за 2019 последний раз сдать баланс и другие бухгалтерские формы на бумаге (п. 4 ст. 2 закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Трехмесячный срок предоставления отчетов после перехода на онлайн-формат сдачи изменяться не будет.

Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения

Здесь основной особенностью является признание доходов и расходов «по оплате». Этот вариант применяется при обоих вариантах «упрощенки»: объектах «Доходы» и «Доходы минус расходы». Также в налоговом учете при УСН фактически отсутствует амортизация: стоимость купленных основных средств списывается в периоде приобретения (за исключением «переходящих» объектов, которые были поставлены на учет до начала применения УСН).

Главным налоговым регистром, который используют «упрощенцы», является книга учета доходов и расходов (КУДиР). В книге отражаются основные доходы и расходы, которые формируют облагаемую базу, а также отдельно учитываются особые виды операций, влияющие на расчет налога, например, покупка основных средств.

Другие виды налогов, требующие специального отражения доходов и расходов (НДС и налог на прибыль) в общем случае при УСН не платятся. Поэтому и учет по ним «упрощенцы» не организуют.

Но в иногда бизнесменам приходится одновременно платить как «упрощенный», так и «общие» налоги. Например, НДС при ввозе импортных товаров платится вне зависимости от используемого налогового режима. Это же относится и к налогу на прибыль с дивидендов.

В подобных случаях компании на УСН приходится вести налоговый учет по нескольким видам обязательных платежей одновременно.

Основной налоговый отчет для «упрощенцев» — декларация по УСН. Она сдается ежегодно, а срок предоставления зависит от категории налогоплательщика: юридические лица должны сдать ее до 31 марта, а ИП – до 30 апреля. Если «упрощенец» платит другие «общие» налоги (например, НДС на таможне), то он должен сдавать отчетность по ним в обычные сроки, установленные для всех бизнесменов.

Если компания или ИП на УСН являются работодателем, то на них распространяется и вся отчетность, связанная с зарплатой: 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ, 4-ФСС, СЗВ-М и СЗВ-стаж.

Все указанные отчеты предоставляются «упрощенцами» в таком же порядке, как и бизнесменами, использующими общую налоговую систему.

Особенности ведения бухгалтерии ИП при упрощёнке

Основной особенностью бухучета ИП является то, что его можно вообще не вести. Закон освобождает предпринимателей от этой обязанности, если присутствует налоговый учет.

Однако многие ИП все равно ведут бухучет в добровольном порядке. Причины здесь следующие:

  1. Налоговый учет ориентирован на расчет базы для обязательных платежей, поэтому он не дает полноценной информации о состоянии бизнеса. Кроме того, КУДиР при УСН ведется «по оплате», а такой подход нередко ведет к неверному пониманию ситуации бизнесменом.
  2. Внешние пользователи часто запрашивают «стандартную» бухгалтерскую отчетность, потому что она позволяет быстро составить представление о бизнесе. Такая потребность возникает, например, при участии в госзакупках или подаче заявки на получение банковского кредита.

Т.к. для ИП порядок ведения бухучета не регламентирован, то они обычно выбирают один из описанных выше упрощенных вариантов, которые используют малые предприятия.

Как организовать учет при УСН, чтобы избежать претензий налоговиков

В первую очередь нужно отметить, что далеко не каждая компания, работающая на «упрощенке» может заинтересовать налоговиков. На многих малых предприятиях проверяющие не появляются годами. Но не следует думать, что инспектора вообще забыли о существовании этих компаний.

Все налоговые декларации проходят камеральную проверку, и если показатели не вызывают подозрений у инспекторов, то и вопросов к организации не появляется (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Для «спецрежимников» опасность, в первую очередь, возникает, когда их параметры (выручка, численность, стоимость основных средств) приближаются к лимитам, после превышения которых бизнесмен теряет право на применение особых налоговых режимов.

Но специалисты ИФНС используют и другие критерии. В частности, визита проверяющих могут ждать те, кто участвует в налоговых схемах. Кроме того, инспекторы проводят анализ финансовых показателей налогоплательщика, чтобы выявить признаки, свидетельствующие о нарушениях.

Нельзя абсолютно точно предсказать, будет ли в вашей компании выездная проверка. Но нужно знать об этой опасности и максимально снизить ее вероятность.

Мы знаем, за что могут зацепиться контролеры и стараемся устранить все эти моменты, делая наших клиентов «невидимыми» для налоговиков.

При возникновении опасных ситуаций (например, при близости пороговых значений) мы сообщаем об этом нашим клиентам и помогаем избежать возможных рисков.

Вывод

Специальных правил ведения бухучета для «упрощенцев» закон не предусматривает.

Однако практически все компании, работающие на УСН, относятся к малому бизнесу, и в этом качестве имеют право вести бухгалтерию в упрощенном формате. Вариант ведения учета организация выбирает самостоятельно, с учетом масштабов и сложности бизнеса, а также других индивидуальных особенностей.

Индивидуальные предприниматели имеют право не вести бухучет, если производят расчет налоговой базы. Однако на практике они нередко ведут бухгалтерию по аналогии с малыми предприятиями. Это необходимо и для управления бизнесом, и для облегчения взаимодействия с контрагентами.

Читайте также: