129 фз о бухгалтерском учете при усн

Опубликовано: 03.05.2024


  • Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения
  • Учетная политика и план счетов для УСН
  • Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»
  • Особенности учетной политики при УСН «доходы» по ставке 6%
  • Как ведут учет ИП на УСН
  • Итоги

Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения

Ведение бухучета при УСН для фирм стало обязательным после принятия нового закона о бухгалтерском учете под №402-ФЗ от 06.12.2011. Этот же закон установил возможность применения упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым, в большинстве своем, относятся фирмы, работающие на УСН.

Фирмы, работающие на упрощенке, но не являющиеся малыми предприятиями, а также «упрощенцы», имеющие риск перехода на ОСНО, осуществляют ведение учета при УСН в полном объеме по правилам законодательства о бухгалтерском учете. Такой вариант учета предпочтителен также для фирм, устойчиво работающих на УСН, но использующих данные бухучета для получения детальной информации о состоянии дел в организации и экономического анализа деятельности.

Варианты ведения упрощенного бухучета для СМП содержатся в 2 документах:

  • приказе Минфина России от 21.12.1998 № 64н, указывающем на возможность организации учета (п. 21):
    • без использования регистров учета имущества малого предприятия (простая форма);
    • с использованием регистров такого учета (формы регистров приведены в качестве приложений к приказу);
  • одобренных для использования Минфином России рекомендациях, разработанных ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13), предлагающих такие формы учета, как (п. 8):
    • полная, осуществляемая посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов СМП;
    • сокращенная, при которой учет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов СМП;
    • простая, осуществляемая без применения двойной записи.

Предложенные ИПБ РФ способы учета характеризуются определенными особенностями методологии ведения и предпочтительны каждый для своего круга предприятий малого бизнеса:

  • Полный упрощенный бухгалтерский учет ведется по общеустановленным бухгалтерским правилам, но допускающим некоторые упрощения (неприменение ряда ПБУ, сокращение плана счетов, упрощенные регистры бухгалтерского учета, возможность исправления ошибок прошлых лет текущим годом). Он предпочтителен для СМП, ведущих разностороннюю деятельность, требующую отражения в учете всех ее аспектов, но допускающую достаточность укрупненных показателей для ее оценки.
  • Сокращенный упрощенный бухгалтерский учет ограничивается ведением записей в книге учета фактов хозяйственной деятельности, представляющей собой единую таблицу, в которой все события отражаются способом двойной записи. Этот способ возможен для небольших СМП, ведущих однообразную деятельность с небольшим количеством операций, требующих использования очень ограниченного числа счетов бухгалтерского учета.
  • Простой упрощенный бухгалтерский учет также ведут в книге учета всех фактов хозяйственной деятельности в виде таблицы, но без способа двойной записи. Такой способ доступен только для микропредприятий.

Для фирм, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).

Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность? Ответ на этот вопрос есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухгалтерской отчетности за 2020 год.

Об отличиях метода начисления от кассового читайте здесь.

Однако никаких рекомендаций по его организации не существует. Скорее всего, это связано с тем, что ведение бухучета кассовым методом не отвечает главной задаче бухгалтерского учета: давать полную и достоверную информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности фирмы. При применении кассового метода в бухучете искажается не только реальная картина хозяйственной жизни организации, но и ее бухгалтерская отчетность. Поэтому бухучет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод можно рекомендовать только как способ ведения налогового учета. В частности, именно этим методом при УСН оплаченные доходы и расходы, учитываемые при расчете налога, отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром (ст. 346.24 НК РФ).

С учетом того, что бухучет ведется в порядке, устанавливаемом действующими законом о бухгалтерском учете и ПБУ, а налоговый – по правилам НК РФ, данные бухгалтерского и налогового учета практически всегда будут различаться. Можно попытаться максимально сблизить их, выбрав сходные методы учета. Но при этом бухгалтерская отчетность всегда будет составляться по данным бухгалтерского учета, а расчет налога будет делаться по данным налогового учета.

Совсем не вести бухучет по установленным правилам рискованно. Действующее законодательство предусматривает ответственность за это (п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ). К таким нарушениям, в частности, отнесены отсутствие регистров бухгалтерского учета, отсутствие первички и систематические ошибки в заполнении бухгалтерских регистров.

Учетная политика и план счетов для УСН

Учетная политика при УСН – это такой же серьезный и подробный документ, какой составляется любой организацией, работающей на ОСНО.

Выбранный способ бухгалтерского учета и особенности его ведения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике.

Наряду с организационно-техническими моментами бухучета в тексте приказа должен быть отражен выбор:

  • форм регистров бухгалтерского учета;
  • бухгалтерских счетов, используемых для учета (рабочий план счетов);
  • форм первичных учетных документов;

  • форм бухотчетности;
  • способов хранения первички;
  • правил документооборота;
  • применения или неприменения ПБУ;
  • границ между основными средствами и малоценным имуществом;
  • создания резервов или отказа от них;
  • возможности или невозможности учета убытков прошлых лет.

Формы упрощенных регистров бухучета необходимо привести в качестве приложений к приказу. Для варианта полного упрощенного бухучета они в целом будут сходны с оборотно-сальдовыми ведомостями, применяемыми при ОСНО, но могут объединять информацию по близким счетам учета и требуют формирования в дополнение к ним сводной шахматной ведомости. Рекомендованные Минфином России формы упрощенных регистров бухучета можно увидеть в приложениях к протоколу ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13 и приказу Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Объединение данных по бухгалтерским счетам базируется на сокращенном плане счетов бухучета, в котором допускается уменьшение количества используемых счетов за счет их укрупнения. Можно, например, объединить счета учета ТМЦ (07, 10, 14, 15, 16) на счете 10, счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29) на счете 20, счета учета безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) на счете 51, счета расчетов с контрагентами ( 73, 75, 76, 79) на счете 76. Решение о том, как будут объединены счета, должно быть отражено в учетной политике. Рабочий план счетов – обязательное приложение к тексту приказа.

В связи с предоставленным СМП правом формирования бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте (только в составе двух форм) и по укрупненным показателям (с меньшим количеством строк в формах), необходимо закрепить это право в учетной политике.

Особое внимание следует уделить вопросам хранения первичных учетных документов, которые могут понадобиться даже тем фирмам на упрощенке, которые ведут бухучет при УСН 6% (доходы), в случае изменения системы налогообложения.

Бухучет при УСН должен быть организован так, чтобы при необходимости возврата на ОСНО или перехода с УСН «доходы» на УСН «доходы минус расходы» можно было с минимальным количеством трудозатрат восстановить аналитику по учетным данным в соответствии с требованиями соответствующей системы налогообложения.

О том, что еще должен содержать приказ по учетной политике, читайте в материале «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»

При составлении учетной политики по УСН «доходы минус расходы» в приказе должны найти отражение все особенности учета ее финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно уделить вопросам бухучета расходов, которые обычно тщательно проверяются налоговыми органами:

  • определение стоимости ОС;
  • порядок списания стоимости ОС и НМА;
  • определение стоимости ТМЦ;
  • порядок списания стоимости ТМЦ;
  • порядок учета и списания ТЗР;
  • порядок учета и списания НДС;

  • порядок учета расходов на продажу;
  • порядок учета нормируемых расходов;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • порядок учета убытков прошлых лет;
  • порядок учета минимального налога, уплаченного при убытке.

Образец учетной политики для упрощенцев, применяющих "доходы минус расходы" вы можете скачать в системе КонсультантПлюс. Оформите бесплатный пробный доступ к К+ и получите документ от экспертов К+.

Подробнее о составлении учетной политики можно прочитать в статьях:

Особенности учетной политики при УСН «доходы» по ставке 6%

Бухучет для фирм на УСН «доходы» тоже обязателен, несмотря на то, что для расчета величины уплачиваемого налога нужны только доходы и суммы платежей, которые могут уменьшить начисленный налог.

Образец учетной политики для упрощенцев с объектом "доходы" есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и скачивайте образец, а также рекомендации по ее составлению от экспертов.

Как ведут учет ИП на УСН

У ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Это дополнительно подтверждено письмами Минфина России от 20.05.2015 № 03-11-11/28947 и от 17.10.2014 № 03-11-11/52522. Для них обязателен только налоговый учет, на основании которого заполняется декларация по УСН. При желании вести бухгалтерский учет ИП может либо организовать его с помощью одного из вышеописанных способов, либо использовать какой-то свой метод.

Итоги

Ведение бухгалтерского учета при УСН обязательно только для юридических лиц. Если юрлицо, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства, оно имеет возможность применять упрощенный способ ведения учета и формировать отчетность по упрощенной форме. Выбранные способы учета, применяемый план счетов, формы документов, отчетности, порядок хранения документов и многие другие аспекты организации и ведения учета организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике.

Утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О бухгалтерском учете Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года (В редакции федеральных законов от 23.07.98 г. N 123-ФЗ; от 28.03.2002 г. N 32-ФЗ; от 31.12.2002 г. N 187-ФЗ; от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ; от 10.01.2003 г. N 8-ФЗ; Кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 г. N 61-ФЗ; федеральных законов от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 03.11.2006 г. N 183-ФЗ; от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ; от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ; от 27.07.2010 г. N 209-ФЗ; от 28.09.2010 г. N 243-ФЗ; от 28.11.2011 г. N 339-ФЗ) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи 1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. 2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. 3. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации; синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета; аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета; план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета; бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. (Абзац дополнен - Федеральный закон от 31.12.2002 г. N 187-ФЗ) 3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26-2 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. (Пункт дополнен - Федеральный закон от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ) 4. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции Федерального закона от 28.11.2011 г. N 339-ФЗ) Организации, использующие право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. (В редакции Федерального закона от 28.11.2011 г. N 339-ФЗ) Организации, использующие право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. (Абзац дополнен - Федеральный закон от 28.11.2011 г. N 339-ФЗ) Организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации начиная с начала календарного года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций превысил один миллиард рублей. (В редакции Федерального закона от 28.11.2011 г. N 339-ФЗ) (Пункт дополнен - Федеральный закон от 28.09.2010 г. N 243-ФЗ) Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета 1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. 2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации: а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; (В редакции Кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 г. N 61-ФЗ) г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. (Подпункт дополнен - Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. N 61-ФЗ) В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро. (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. N 187-ФЗ) Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации. 3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях 1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. 2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично. 3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. 4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Статья 7. Главный бухгалтер 1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. 2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. 3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. 4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. БУХГАЛТЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета 1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. 2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. 3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. 5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. 6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Статья 9. Первичные учетные документы 1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. 2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц. 3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. 4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. 5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. 6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. 7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. 8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ) Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Статья 10. Регистры бухгалтерского учета 1. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. 2. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. 3. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Автор: Андрей Никитин, аудитор Аудиторско-консалтинговой группы «БАНКО», к.э.н.

Требованиями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов, которыми оформляются все хозяйственные операции. Пунктом 3 ст. 4 того же закона предусмотрено освобождение организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета двух видов активов: основных средств и нематериальных активов (НМА).

Требования законодательства о бухгалтерском учете

Ведение учета данных активов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предусматривает осуществлять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. При этом для целей налогового учета в состав основных средств и НМА включаются активы, признающиеся амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).

Следует отметить, что порядок определения первоначальной стоимости, критерии, момент признания имущества в составе основных средств и НМА, а также сроки полезного использования в налоговом и бухгалтерском учете могут не совпадать. Часть таких расхождений можно избежать, установив в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета активов в максимальной степени приближенный к налоговому (в той степени, в которой законодательство о бухгалтерском учете предоставляет соответствующий выбор). Например, можно установить в учетной политике лимит, в пределах которого основные средства будут учитываться в составе материально-производственных запасов, аналогичный стоимостному критерию признания имущества амортизируемым в налоговом учете.

Тем не менее, полностью нивелировать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом не удастся. Как следствие, составлять первичные учетные документы по учету основных средств и НМА, в ряде случаев организации, применяющей УСН, придется отдельно для налогового и для бухгалтерского учета.

Для целей ведения налогового учета необходимость применения данных бухгалтерского учета об основных средствах и НМА в период применения УСН, в т. ч. в отношении организаций, применяющих УСН с момента постановки на учет, возникает в следующих ситуациях:

см. Таблицу на стр. 12 в журнале "Бухгалтерские вести" №44/2011.

Однако, рассмотренные в таблице выше ситуации актуальны лишь для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Кроме того, возложение обязанностей по ведению учета основных средств и НМА на организации, применяющие УСН, обусловлено требованием подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом остаточная стоимость рассчитывается лишь в отношении тех объектов, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

Таким образом, исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете, организациям независимо от объекта налогообложения следует:

• разработать и утвердить в установленном порядке учетную политику для целей бухгалтерского учета основных средств и НМА;

• вести регистры бухгалтерского учета с целью систематизации и накопления информации об основных средствах и НМА;

• оформлять первичную учетную документацию по учету основных средств и НМА.

При этом аналитические регистры бухгалтерского учета должны позволять группировать детальную информацию об имуществе, признающимся в соответствии с главой 25 НК РФ амортизируемым.

Требования налогового законодательства

Порядок применения УСН регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Пунктом 4 ст. 346.11 НК РФ в частности предусмотрено, что для организаций, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций. В настоящее время ведение кассовых операций регламентируется Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБРФ от 22.09.93 №40. Данный Порядок обязателен для применения организациями различных организационно-правовых форм и независимо от сферы их деятельности.

Для выполнения основных требований в части оформления первичных учетных документов с целью соблюдения Порядка ведения кассовых операций необходимо:

1) вести Кассовую книгу по установленной форме и отражать в ней все поступления и выдачи наличных средств (п. 3, 22 Порядка);

2) производить прием наличных денег кассами по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия (п. 13 Порядка);

3) производить выдачу наличных денег из касс по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера (п.14 Порядка).

Унифицированные формы поименованных выше первичных учетных документов утверждены в частности Постановлениями Госкомстата РФ от 18.08.98 №88 и от 05.01.04 №1 в части оформления кассовых операций и учета оплаты труда соответственно.

Следует отметить, что в части ведения кассовых операций главой 26.2 НК РФ не предусмотрены какие-либо исключения для налогоплательщиков, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы. При этом статьей 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов предусмотрена административная ответственность.

Следующая норма НК РФ в большей степени интересует налогоплательщиков, применяющих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Пунктом 2 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Таким образом, затраты организаций, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, должны быть:

1) Экономически оправданными (обоснованными);

2) Подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы;

3) Произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом в абз.4 п.1 ст. 252 НК РФ речь идет именно об оформлении документов, а не о ведении операций или учета, что позволило бы воспользоваться нормой п.3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Таким образом, отсутствие первичных учетных документов в отношении закрытого перечня расходов, поименованного в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, может привести к спорам с контролирующими органами в части возможности их учета в целях определения налоговой базы по УСН. Это предопределяет необходимость оформления организациями практически всего перечня первичных документов в отношении понесенных расходов.

Первичных документов (выписок банков, кассовых ордеров и т.д.), на основании которых хозяйственные операции отражаются в книге учета доходов и расходов для подтверждения экономической оправданности и связи произведенных расходов с доходами может оказаться не достаточно. Например, для учета расходов на командировки недостаточно ограничиться оформлением расходного кассового ордера. Необходимо оформить также приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку, служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении, авансовый отчет (например, см. Письмо УФНС по г. Москве от 23.04.07 №18-11/3/037127.1@). При этом, по мнению финансового ведомства, у налогоплательщика, применяющего УСН, отсутствует обязанность по ведению первичных документов по учету сырья и материалов поскольку такие расходы учитываются в момент фактической оплаты (например, см. Письмо Минфина РФ от 27.10.10 №03-11-11/284).

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов. Однако ряд норм главы 26.2 НК РФ позволяет сделать вывод о необходимости ведения дополнительных регистров учета. Например, подпунктом 2 п.2 ст. 346.17 НК РФ предусмотрено признание расходов по оплате стоимости товаров по мере их реализации. Следовательно, налогоплательщику следует вести бухгалтерский (налоговый) регистр для систематизации информации о реализации товаров на основании первичных документов, подтверждающих факт их реализации.

Налогоплательщикам, применяющим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, целесообразно полностью вести бухгалтерский учет на основании первичных учетных документов, предусмотренных действующим законодательством. При этом организовать учет таким образом, чтобы он давал возможность формировать необходимые регистры для налогового учета.

В более «привилегированном» положении оказались налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы. Исходя из требований налогового законодательства им достаточно:

• оформлять документы, предусмотренные Порядком ведения кассовых операций в РФ;

• оформлять документы, подтверждающие день поступления денежных средств на расчетный счет, и иные документы, подтверждающие день получения дохода в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ;

• оформлять документы по учету основных средств и НМА.

Кроме того, позиция арбитражных судов свидетельствует о необходимости оформления первичных учетных документов, подтверждающих основания зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.09 №А33-5152/08-Ф02-6773/08 по делу №А33-5152/08 указано, что выписка банка по операциям расчетного счета заявителя не может являться доказательством размера полученной предпринимателем выручки, а свидетельствует лишь о поступлении денежных средств на расчетный счет.

При этом налогоплательщикам с объектом налогообложения доходы также целесообразно вести бухгалтерский учет в полном объеме в следующих случаях:

• в связи с возможной утратой права на применение УСН;

• в связи с возможным добровольным переходом на иные режимы налогообложения;

• в связи с переводом по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД;

• в связи с возможным добровольным переходом с объекта налогообложения доходы на объект – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Требования специальных федеральных законов

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов. В связи с этим вопрос о необходимости оформления хозяйственных операций оправдательными документами сводится к установлению обязательств организации по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. И если законодательство о бухгалтерском учете освобождает организации, применяющие УСН, от бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и НМА, обязательства по ведению такого учета могут вытекать из требований других нормативных актов.

Приведем информацию о некоторых предусмотренных специальными законами случаях, когда требуется ведение бухгалтерского учета, в отношении хозяйственных обществ и унитарных предприятий.

см. Таблицу на стр. 14 в журнале "Бухгалтерские вести" №44/2011.

Кроме того, обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности возложена специальными законами на некоммерческие организации. Например:

см. Таблицу на стр. 15 в журнале "Бухгалтерские вести" №44/2011.

С учетом изложенного Федеральный закон «О бухгалтерском учете», регулирующий порядок ведения бухгалтерского учета всеми юридическими лицами, установил формальное освобождение организаций, применяющих УСН, от ведения бухгалтерского учета. В то же время специальные законы для большинства юридических лиц:

• устанавливают обязанность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

• содержат требования, выполнение которых возможно исключительно на основании данных бухгалтерского учета.

Следует отметить, что вопрос об обязательном составлении бухгалтерской отчетности рассмотрен Конституционным Судом РФ в Определении от 13.06.06 №319-О в отношении открытых акционерных обществ. В указанном Определении отмечено, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав.

Неоднократно аналогичное мнение высказывалось и финансовым ведомством в отношении разных форм юридических лиц. Так, в Письме Минфина РФ от 20.01.09 №07-02-06/07 в отношении хозяйственных обществ отмечено, что нормы специальных федеральных законов, обязывающие вести бухгалтерский учет, подлежат применению организациями, перешедшими на УСН.

Таким образом, несмотря на рассмотренные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете», сделать вывод, что организация не обязана оформлять первичные документы, было бы неправомерно. Следует отметить, что проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», представленный на официальном сайте Министерства Финансов РФ, не содержит положения, упрощающие бухгалтерский учет в зависимости от применения какого-либо специального налогового режима.

Полина Таланова

Автор: Полина Таланова Руководитель проектов

Полина Таланова

Автор: Полина Таланова
Руководитель проектов

Упрощенная система налогообложения позволяет во многих случаях экономить на обязательных платежах. Также бизнесмены, использующие УСН, могут упростить для себя и ведение бухучета. Рассмотрим, что говорит закон об организации бухгалтерии для «упрощенцев».

Варианты ведения бухгалтерского учета при УСН

Специального регламента ведения бухучета для компаний на УСН закон не предусматривает. Однако нужно отметить, что перечень критериев для «упрощенцев» во многом совпадает с параметрами субъектов малого бизнеса (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…).

Более того, конкретные требования к «упрощенцам» гораздо более жесткие. Например, лимит по годовой выручке у них — 150 млн руб. против 800 млн руб. у «малых» бизнесменов. Поэтому можно сказать, что практически любая компания, которая использует УСН, одновременно относится и к малому бизнесу.

Для руководителей малых предприятий ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» предоставляет возможность выбора различных вариантов организации бухгалтерии:

  1. Вести учет самому.
  2. Принять в штат главного бухгалтера или сформировать отдел бухучета.
  3. Заключить договор с бухгалтерской фирмой или индивидуальным специалистом.

Кроме того, при любом из этих вариантов «малые» бизнесмены имеют право вести учет в упрощенном формате. Этот формат не следует путать с упрощенной системой налогообложения, т.к. он относится исключительно к бухгалтерии.

Подробно об особенностях учета при «упрощенке» расскажем в следующих разделах.

Бухучет ООО на УСН

Конкретный порядок «упрощения» учета закон не устанавливает. Особенности ведения бухгалтерии для небольших компаний «разбросаны» по различным ПБУ. В частности, они имеют право:

  1. Учитывать доходы и расходы «по оплате» (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99)
  2. Учитывать все проценты по кредитам, как прочие расходы, даже если кредит получен на приобретение основных средств (п. 7 ПБУ 15/2008).
  3. Исправлять существенные ошибки прошлых периодов в упрощенном порядке, т.е. в день выявления (п. 9 ПБУ 22/2010).
  4. Не переоценивать финансовые вложения (п. 19 ПБУ 19/02)

Все перечисленные поблажки применяются бизнесменами в рамках обычного бухучета: с использованием счетов, двойной записи и т.п. Однако возможны и другие варианты.

Институт профбухгалтеров РФ (ИПБ РФ) разработал и согласовал с Минфином (протокол от 25.04.2013 № 4/13) три варианта ведения учета малыми предприятиями:

  1. Обычный бухучет, но с сокращенным количеством счетов и упрощенным подходом к отражению отдельных хозяйственных операций.
  2. С двойной записью, но без использования учетных регистров. В этом случае все операции заносятся в специальную книгу.
  3. Простой учет. Здесь также используется книга учета, но счета и двойная запись не применяются. Такой вариант специалисты ИПБ РФ рекомендуют для микропредприятий с численностью до 15 чел.

Особенности составления учетной политики

С учетом особенностей малого бизнеса в учетной политике обязательно нужно отразить:

  1. Выбор варианта упрощенного учета
  2. Перечень используемых счетов и учетных регистров.
  3. Особенности отражения отдельных операций.

Иногда малые предприятия могут и не использовать все предоставленные законом возможности для упрощения учета.

Например, ведение бухучета «по оплате» во многих случаях неудобно. Такое отражение доходов и расходов часто не показывает реальное состояние бизнеса, особенно, если имеются существенные суммы полученных авансов или задолженностей.

Какую отчетность надо сдавать при УСН и когда?

Упрощение учета распространяется и на бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут сдавать только две формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, эти отчеты можно предоставлять по сокращенной форме — с меньшей детализацией показателей (приложение 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).

Все организации, в т.ч. и представители малого бизнеса, должны соблюдать требования п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ. Там указано, что бухгалтерская отчетность должна давать полноценную информацию об экономическом субъекте.

Если организация, несмотря на формально малые масштабы, имеет сложную структуру активов и занимается разнообразными видами деятельности, то для полного отражения всех данных о бизнесе двух сокращенных форм может оказаться недостаточно. В этом случае следует заполнять отчетность на общих основаниях.

Бухгалтерская отчетность сдается ежегодно и сроки ее предоставления не зависят от состава форм. За 2018 год все организации должны были отчитаться перед налоговиками и органами статистики в течение трех месяцев. Начиная с 2019 года вводится обязательный электронный формат ее сдачи. Но при этом в статистику предоставлять данные будет уже не нужно.

Но и здесь для малых предприятий сделана поблажка: они могут перейти на электронный формат с 2020 года, а за 2019 последний раз сдать баланс и другие бухгалтерские формы на бумаге (п. 4 ст. 2 закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Трехмесячный срок предоставления отчетов после перехода на онлайн-формат сдачи изменяться не будет.

Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения

Здесь основной особенностью является признание доходов и расходов «по оплате». Этот вариант применяется при обоих вариантах «упрощенки»: объектах «Доходы» и «Доходы минус расходы». Также в налоговом учете при УСН фактически отсутствует амортизация: стоимость купленных основных средств списывается в периоде приобретения (за исключением «переходящих» объектов, которые были поставлены на учет до начала применения УСН).

Главным налоговым регистром, который используют «упрощенцы», является книга учета доходов и расходов (КУДиР). В книге отражаются основные доходы и расходы, которые формируют облагаемую базу, а также отдельно учитываются особые виды операций, влияющие на расчет налога, например, покупка основных средств.

Другие виды налогов, требующие специального отражения доходов и расходов (НДС и налог на прибыль) в общем случае при УСН не платятся. Поэтому и учет по ним «упрощенцы» не организуют.

Но в иногда бизнесменам приходится одновременно платить как «упрощенный», так и «общие» налоги. Например, НДС при ввозе импортных товаров платится вне зависимости от используемого налогового режима. Это же относится и к налогу на прибыль с дивидендов.

В подобных случаях компании на УСН приходится вести налоговый учет по нескольким видам обязательных платежей одновременно.

Основной налоговый отчет для «упрощенцев» — декларация по УСН. Она сдается ежегодно, а срок предоставления зависит от категории налогоплательщика: юридические лица должны сдать ее до 31 марта, а ИП – до 30 апреля. Если «упрощенец» платит другие «общие» налоги (например, НДС на таможне), то он должен сдавать отчетность по ним в обычные сроки, установленные для всех бизнесменов.

Если компания или ИП на УСН являются работодателем, то на них распространяется и вся отчетность, связанная с зарплатой: 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ, 4-ФСС, СЗВ-М и СЗВ-стаж.

Все указанные отчеты предоставляются «упрощенцами» в таком же порядке, как и бизнесменами, использующими общую налоговую систему.

Особенности ведения бухгалтерии ИП при упрощёнке

Основной особенностью бухучета ИП является то, что его можно вообще не вести. Закон освобождает предпринимателей от этой обязанности, если присутствует налоговый учет.

Однако многие ИП все равно ведут бухучет в добровольном порядке. Причины здесь следующие:

  1. Налоговый учет ориентирован на расчет базы для обязательных платежей, поэтому он не дает полноценной информации о состоянии бизнеса. Кроме того, КУДиР при УСН ведется «по оплате», а такой подход нередко ведет к неверному пониманию ситуации бизнесменом.
  2. Внешние пользователи часто запрашивают «стандартную» бухгалтерскую отчетность, потому что она позволяет быстро составить представление о бизнесе. Такая потребность возникает, например, при участии в госзакупках или подаче заявки на получение банковского кредита.

Т.к. для ИП порядок ведения бухучета не регламентирован, то они обычно выбирают один из описанных выше упрощенных вариантов, которые используют малые предприятия.

Как организовать учет при УСН, чтобы избежать претензий налоговиков

В первую очередь нужно отметить, что далеко не каждая компания, работающая на «упрощенке» может заинтересовать налоговиков. На многих малых предприятиях проверяющие не появляются годами. Но не следует думать, что инспектора вообще забыли о существовании этих компаний.

Все налоговые декларации проходят камеральную проверку, и если показатели не вызывают подозрений у инспекторов, то и вопросов к организации не появляется (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Для «спецрежимников» опасность, в первую очередь, возникает, когда их параметры (выручка, численность, стоимость основных средств) приближаются к лимитам, после превышения которых бизнесмен теряет право на применение особых налоговых режимов.

Но специалисты ИФНС используют и другие критерии. В частности, визита проверяющих могут ждать те, кто участвует в налоговых схемах. Кроме того, инспекторы проводят анализ финансовых показателей налогоплательщика, чтобы выявить признаки, свидетельствующие о нарушениях.

Нельзя абсолютно точно предсказать, будет ли в вашей компании выездная проверка. Но нужно знать об этой опасности и максимально снизить ее вероятность.

Мы знаем, за что могут зацепиться контролеры и стараемся устранить все эти моменты, делая наших клиентов «невидимыми» для налоговиков.

При возникновении опасных ситуаций (например, при близости пороговых значений) мы сообщаем об этом нашим клиентам и помогаем избежать возможных рисков.

Вывод

Специальных правил ведения бухучета для «упрощенцев» закон не предусматривает.

Однако практически все компании, работающие на УСН, относятся к малому бизнесу, и в этом качестве имеют право вести бухгалтерию в упрощенном формате. Вариант ведения учета организация выбирает самостоятельно, с учетом масштабов и сложности бизнеса, а также других индивидуальных особенностей.

Индивидуальные предприниматели имеют право не вести бухучет, если производят расчет налоговой базы. Однако на практике они нередко ведут бухгалтерию по аналогии с малыми предприятиями. Это необходимо и для управления бизнесом, и для облегчения взаимодействия с контрагентами.

Организация применяет УСН (доходы минус расходы). Какие документы необходимы для подтверждения материальных расходов (по оплате и обоснованности расходов)? Достаточно ли наличия товарного и кассового чека в подтверждение оплаты материалов?

В соответствии с п.п. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу при УСН учитываются материальные расходы налогоплательщика (при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики единого налога при УСН обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В п. 1.1 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.12.2005 г. № 167н, указано, что хозяйственные операции отражаются в Книге учета доходов и расходов на основе первичных документов.

Согласно п. 2 Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 г. № 57а, Минфина РФ от 18.06.1998 г. № 27н, первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом РФ.

Поскольку специальные формы первичных документов для организаций, применяющих УСН, не разработаны, такие налогоплательщики должны применять первичные документы, используемые организациями, находящимися на общем режиме налогообложения (аналогичный вывод содержится, в частности, в письме УФНС по г. Москве от 15.07.2005 г. № 18-11/3/50775).

Напоминаем, что в соответствии с п. 2 ст. 9. Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование документа;

– дату составления документа;

– наименование организации, от имени которой составлен документ;

– содержание хозяйственной операции;

– измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

– наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

– личные подписи указанных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 и п.п. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы по приобретению материалов являются разновидностью материальных расходов, и п.п. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ для таких расходов установлен особый порядок признания в целях налогообложения единым налогом при УСН.

Если по общему правилу налогоплательщик единого налога при УСН учитывает материальные расходы после их фактической оплаты, а именно в момент погашения заложенности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения, то материальные расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

Следовательно, для документального подтверждения таких расходов Вам необходимы следующие документы:

– документ, подтверждающий приобретение Вами материалов (например, товарный чек, договор, выставленный поставщиком счет-фактура);

– документ, подтверждающий факт оплаты этих материалов (кассовый чек, платежное поручение с отметкой банка об исполнении и т.д.);

– документ, подтверждающий списание данных материалов в производство (например, лимитно-заборная карта по форме № М-8 или требование-накладная по форме № М-11. Данные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а).

Наличия же только товарного и кассового чеков для документального подтверждения расходов по приобретению материалов будет недостаточно.

Для того чтобы расходы по приобретению материалов были признаны обоснованными, из оформленных Вами документов должно быть понятно, что Вы приобрели конкретные материалы по определенной цене и использовали их в деятельности Вашей организации, направленной на получение дохода.

Читайте также: