Земельный налог и транспортный налог в учете

Опубликовано: 15.05.2024

В 2021 году организации должны уплачивать транспортный и земельный налоги по новым правилам. Рассказываем, как изменились сроки и порядок уплаты налогов.

Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

Новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов для организаций устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причем срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

  • 1 марта – уплата налогов за 2020 год;
  • 30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;
  • 2 августа - уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);
  • 1 ноября - уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Подача заявлений о налоговых льготах по транспортному и земельному налогам

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Налоговые сообщения из ИФНС об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов

Начиная с налоговой кампании 2021 года, налоговые органы станут направлять в адрес организаций-налогоплательщиков специальные сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). Сообщения будут направляться по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

В таких сообщениях будет указываться объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога, а также собственно сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспортных средств.

Сами сообщения будут направляться организациям в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Если организация не имеет возможности получить сообщение в электронной форме, оно будет направлено ей по почте заказным письмом либо вручено руководителю или представителю организации лично под расписку.

При этом направление таких сообщений не отменяет обязанность организаций самостоятельно исчислять и уплачивать транспортный и земельный налог и соответствующие суммы авансовых платежей. Налоговики будут направлять сообщения об исчисленных налогах уже по окончании налогового периода и после истечения установленного срока их уплаты. То есть тогда, когда организация уже рассчитает и в полном объеме причитающийся транспортный и земельный налог.

В связи с этим у налогоплательщиков может возникнуть вполне резонный вопрос: а для чего, собственно, будут нужны подобные налоговые сообщения, если и рассчитывать налоги, и соблюдать сроки их уплаты организации будут без подсказки со стороны налоговых органов?

Ответ на этот вопрос представлен в письме Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672. Единственная цель налоговых сообщений – это информирование организаций об исчисленной ИФНС сумме налога для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии. Получив из инспекции такое сообщение, организация в случае несогласия с расчетом налогов сможет своевременно представить свои возражения и документы, подтверждающие, по ее мнению, правильный расчет налогов. В частности, предоставить в ИФНС заявление об имеющихся у нее льготах.

Представить такие письменные возражения организация по общему правилу может в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов (п. 6 ст. 363 НК РФ, п. 5 ст. 397 НК РФ). Однако, как указала ФНС в письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@, данный 10-дневный срок для представления пояснений и дополнительных подтверждающих документов не является пресекательным. Поэтому по истечении данного срока ИФНС в любом случае обязана рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов.

Если налоговая инспекция в течение года так и не направит организации сообщение об исчисленных налогах, организация обязана будет самостоятельно сообщить в ИФНС об имеющихся у нее земельных участках и транспортных средствах. Такое сообщение нужно будет представить в налоговую инспекцию по форме, утв. приказом ФНС от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Срок его представления – до 31 декабря текущего года включительно.

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Транспортный налог: объект налогообложения, федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога

Новации 2020 года по транспортному налогу

Земельный налог: объект налогообложения, нюансы его безошибочного определения, федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога, льготы по налогу

Новации 2020 года по земельному налогу

Бухгалтерский и налоговый учет по транспортному и земельному налогам

При расчете и уплате транспортного и земельного налогов в текущем году необходимо учитывать все нововведения, опираться на разъяснения налогового органа.

Как новации по транспортному и земельному налогам отразятся на бухгалтерском и налоговом учете организаций? На что обратить особое внимание при формировании управленческой отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Объект налогообложения

Правила исчисления, сроки уплаты, а также налоговые преференции (льготы) по транспортному налогу изложены в гл. 28 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Обратите внимание!

Отличительная особенность данного налога в том, что уплачивать его должно не лицо-собственник, как в случае многих иных налогов, а «лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения» (ст. 357 НК РФ). То есть факт регистрации транспортного средства (ТС) на определенное лицо приводит к обязанности уплаты налога по нему данным лицом.

Сложности по исчислению транспортного налога возникают, если данное лицо уклоняется от регистрации ТС, пытаясь тем самым сэкономить на расходах по уплате налога.

  • Позиция Минфина России: подобное ТС не является объектом обложения налогом (см. письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-05-05-04/18; Письмо УФНС по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127).

  • Позиция судов: уклонение от регистрации ТС, подлежащего государственной регистрации, не освобождает владельца от уплаты налога (см. Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ от 07.06.2012 № 14341/11, Определения Верховного Суда РФ от 29.10.2014 № 301-КГ14-2926, Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2008 № КА-А40/3514-08, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 № Ф04-5734/2007).

  • Позиция налогового органа ранее соответствовала позиции Минфина России (см. письмо УФНС по Московской области от 07.02.2006 № 19-42-И/0127). Сейчас налоговики явно предусматривают доначисление налога через решение судебного органа по недобросовестному налогоплательщику (письмо ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@).

Таким образом, владельцу ТС, который не зарегистрировал это ТС, необходимо будет доказывать обоснованность своих действий (бездействий) по налоговым обязательствам транспортного налога. В противном случае он будет считаться недобросовестным налогоплательщиком, обязанным уплатить транспортный налог, а также штрафные санкции за просроченный период оплаты.

Уплата налога при приобретении транспорта на условиях лизинга

Сейчас на практике широко применяется приобретение транспортного средства в лизинг. Как правило, по условиям такого договора до момента окончательного выкупа собственником ТС является лизингодатель, а само ТС регистрируется за лизингополучателем. Кто в этой ситуации должен платить транспортный налог?

Вопрос об уплате транспортного налога в отношении ТС, переданных по договору лизинга и временно зарегистрированных за лизингополучателем, рассмотрен ФНС России в письме от 11.12.2013 № БС-4-11/22368, а также в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 03.07.2019 № 03-05-05-04/48956:

• если ТС, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, налогоплательщиком транспортного налога является лизингополучатель;

• если ТС, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Федеральные и региональные акты законодательства по ставкам налога

Все основные элементы данного налога устанавливает Налоговый кодекс РФ (гл. 28) как основной акт федерального законодательства по налоговым правоотношениям. Перечень ТС, не подлежащих налогообложению, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Обратите внимание!

Этот перечень является закрытым и не может быть изменен или дополнен актом субъекта федерального законодательства.

Транспортный налог относится к региональным налогам (подп. 3 ст. 14 НК РФ). Поэтому властям субъектов федерации (в том числе города Москвы) дано право самостоятельно устанавливать (п. 3 ст. 12, ст. 356 НК РФ):

• сроки уплаты налога;

• перечень и порядок применения налоговых льгот.

Вопрос о ставках и сроках уплаты налога отнесен к полномочиям законодательства субъектов РФ по следующему алгоритму:

• п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливает федеральные ставки, а п. 2 этой же статьи предусматривает право на их увеличение или уменьшение законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз;

• уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Таким образом, при планирования бюджетных платежей организации необходимо руководствоваться нормами закона субъекта РФ, к которому она относится.

В частности, Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» не предусмотрены авансовые платежи по налогу (налог уплачивается в бюджет города в течение года); также в Законе содержится дополнительный перечень льготных категорий граждан, имеющих право на освобождение от налога.

Обратите внимание!

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны учитывать следующее: если ТС зарегистрировано по месту нахождения обособленного подразделения (филиала, представительства), налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения (см. письма ФНС России от 27.06.2018 № БС-4-21/12385@, Минфина России от 17.04.2018 № 03-05-05-04/25536, 29.10.2013 № 03-05-04-04/45850).

Новация 2020 года — отмена декларации по транспортному налогу

Текущий год внес немало изменений в ранее действовавший порядок по учету транспортного налога. Давайте их проанализируем.

Федеральная налоговая служба РФ Приказом от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440 сообщила об отмене формы и правил заполнения налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам. При этом согласно п. 2 Приказа отмена действует с 01.01.2021. То есть отчетность по транспортному и земельному налогам организации самостоятельно предоставили последний раз по итогам 2019 г. (до 03.02.2020).

Отмена деклараций не означает отмену самих налогов, а говорит о переходе на иной принцип исполнения налоговых обязательств по транспортному и земельному налогу для юридических лиц, а именно:

1) организации начиная с отчетности за 2020 г. не обязаны самостоятельно подавать данные отчетные формы по этим налогам. Налоговый орган самостоятельно рассчитает суммы налога и предоставит сообщение с указанием суммы.

Обратите внимание!

Сообщение об исчисленной сумме налога будет направляться по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога, т. е. когда налогоплательщик должен был исполнить обязанность по уплате транспортного налога и земельного налога и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Таким образом, организация определяет срок оплаты налога исходя из даты, указанной в законе субъекта РФ, к которому она относится, и уплачивает его. Сообщение из налогового органа является лишь информацией о перечне транспортных средств, зарегистрированных на организацию по данным регистрационного органа и ФНС, а также о периоде времени (в месяцах) владения, о мощности двигателя и о сумме налога, начисляемого налоговым органом по лицевому счету организации.

Форма сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

М. А. Шкалина,
аудитор, бухгалтер, налоговый консультант, юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2020.

Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала

С 2021 года меняется порядок администрирования по транспортному и земельному налогам. Теперь плательщикам этих налогов не нужно представлять в ИФНС декларации по ним (ст. 363.1 и 398 НК РФ утрачивают силу[1]). Взамен вводится иной механизм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в части уплаты названных налогов.

Что он представляет собой и каковы его особенности, поясним в данном материале.

Новый механизм взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков

Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.

Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:

сумма исчисленного налога.

Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].

Обратите внимание

Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).

По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

К сведению

В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Как заявить об имеющихся льготах по налогам?

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Как составить заявление?

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

К сведению

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).

Обратите внимание

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.

Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Способы подачи заявления

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);

по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

в электронном виде – по каналам ТКС[5].

Срок подачи заявления

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Обратите внимание

Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

Срок рассмотрения заявления

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Как оспорить рассчитанную ИФНС сумму налога?

Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.

Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Обратите внимание

Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Порядок актуализации сведений об объектах налогообложения

Разница между суммой налога, рассчитанной налогоплательщиком и налоговиками, также может быть обусловлена различиями в сведениях, имеющихся у налоговиков и органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств. Эти различия выявляются и затем устраняются по результатам сверки (см. Письмо ФНС России от 21.01.2020 №БС-4-21/790@).

Инициировать сверку (причем в любой момент) сведений, содержащихся в ЕГРН, могут как налогоплательщики, так и налоговики. Но в любом случае сверка начнется только после обращения налогоплательщика с запросом о предоставлении выписки из ЕГРН.

Обратите внимание

В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения.

Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом[6]. Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (п. 21 регламента). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ, п. 21 Административного регламента).

Запрос на бумажном носителе можно передать лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Такой запрос составляется в произвольной форме, но в нем необходимо указать информацию (п. 22 Административного регламента):

о заявителе (то есть наименование учреждения, его ИНН и адрес);

о способе получения сведений из ЕГРН (лично, через представителя, по почте).

Если в запросе отсутствует информация о способе получения выписки из ЕГРН, она направляется заявителю по почте.

Выписка из ЕГРН предоставляется налогоплательщику бесплатно не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (п. 19, 31 Административного регламента).

В случае выявления налогоплательщиком в сведениях, содержащихся в ЕГРН, расхождений со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих регистрацию транспортных средств, кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, он должен сообщить об этих фактах в ИФНС. Ему также необходимо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и – по возможности – приложить документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

После проверки (сверки) информации, представленной налогоплательщиком, налоговики обязаны актуализировать сведения в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных ст. 83, 84 НК РФ.

Обратите внимание

В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения.

[1] Иными словами, начиная с отчетности за 2020 год «упрощенцам» более не нужно подавать в ИФНС две декларации – по транспортному и земельному налогам. При этом уточненные декларации по ним за предшествующие налоговые периоды налоговики будут принимать в обычном режиме и после 1 января 2021 года.

[2] ЕГРН – это государственная электронная база данных обо всех организациях и физлицах, которые состоят на налоговом учете в РФ (Приказ Минфина России от 22.06.2017 № 99н). В реестре есть все данные по налогоплательщику, которые поступают в инспекцию, в том числе о его земельных участках и транспорте.

[3] Налоговые органы получают информацию о наличии у налогоплательщиков транспортных средств и земельных участков из госреестра транспортных средств; государственного судового реестра; Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов, Российского открытого реестра судов; госреестра гражданских воздушных судов РФ; Единого госреестра недвижимости; иных базовых государственных информационных ресурсов (реестров).

[4] Разъяснения по заполнению некоторых реквизитов заявления есть в письмах ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@, от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@.

[5] Положения п. 3 ст. 361.1 НК РФ, по которым заявление о предоставлении льготы может быть подано через МФЦ, распространяются исключительно на налогоплательщиков-физлиц. Это следует из п. 1.1 ст. 21 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2020) и Приказа ФНС России от 17.08.2017 № СА-7-17/615@, регламентирующего порядок предоставления госуслуг через МФЦ. В перечне услуг, которые могут предоставляться через МФЦ (см. приложение к названному приказу), приема заявлений о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам от юридических лиц нет.

[6] Административный регламент Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н.


  • Раскрытие понятия транспортного налога
  • Как начисляется транспортный налог
  • Начисление транспортного налога: проводки
  • Налоговый учет транспортного налога
  • Итоги

Раскрытие понятия транспортного налога

Налог на транспорт является региональным. Ставки по нему регулируются властями регионов, однако они не должны более чем в 10 раз отличаться от ставки, указанной в Налоговом кодексе (ст. 28 НК РФ).

Уплачивать этот налог необходимо всем владельцам транспорта (ст. 357 НК РФ) — юридическим и физическим лицам, имеющим в распоряжении (на праве собственности или владения) транспорт, оформленный в соответствии с законами РФ.

Как начисляется транспортный налог

Обязанность самостоятельно рассчитывать налог закреплена за юрлицами. Несмотря на то, что с налога за 2020 год для организаций отменена сдача деклараций по транспортному налогу, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц), считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Начисление транспортного налога подразумевает применение к базе по налогу ставки с учетом времени нахождения транспорта в собственности плательщика. В ряде случаев также применяется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Обращаем внимание на то, что оплачивать налог должен не тот, кто использует транспортное средство, а тот, кто им владеет. Даже если собственником выдана доверенность на управление транспортом, доверенное лицо налог не платит.

Начисляется налог за полный месяц, в течение которого транспорт находится в собственности плательщика. При этом месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15 числа включительно. Месяц снятия с учета признается полным в случае, когда объект снят с регистрации после 15 числа.

К примеру, если автомобиль приобретен и поставлен на учет 15.04.2020, то транспортный налог за 2020 год у покупателя исчислялся за период владения автомобилем начиная с апреля 2020 года, а у продавца — по март 2020 года включительно.

Образец платежного поручения по транспортному налогу для организаций и детальную инструкцию по его заполнению вы найдете в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Начисление транспортного налога: проводки

Согласно ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) транспортный налог считается расходом по обычному виду деятельности. Как именно он будет показан в учете, связано с тем, где используется транспорт.

В общем случае транспортный налог отражается в учете такими проводками:

  • Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 68 — начислен налог или аванс по нему;
  • Дт 68 Кт 51 — осуществлена оплата налога.

Если же единицу транспорта используют в деятельности, не связанной с основной, начисление налога по нему отражается в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). В данном случае в бухучете это будет выглядеть так: Дт 91.2 Кт 68.

Не забудьте правильно оформить первичные документы, прежде чем сделать записи в учете. Справка бухгалтера — это тот документ, в котором отражается налог или начисленный аванс по нему.

Как именно будет отражаться в учете данный налог, плательщику обязательно следует указать в учетной политике.

О последних изменениях в документе, регулирующем основные вопросы формирования бухгалтерской учетной политики, читайте в материале «ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)».

Налоговый учет транспортного налога

Для расчета налога на прибыль транспортный налог учитывается в прочих расходах, которые связаны с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Рассчитывая УСН-налог с объектом «доходы», сумму транспортного налога не учитывают, поскольку расходы для его исчисления значения не имеют (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). При упрощенке с объектом «доходы минус расходы» налог на транспорт включается в расходы (ст. 346.16 НК РФ). Неуплаченный налог на транспорт при расчете УСН учесть нельзя.

Теперь перейдем к ЕНВД. Сразу отметим, что с 01.01.2021 данный налоговый режим отменен, поэтому приведенные далее положения актуальны до 01.01.2021.

Итак, при ЕНВД размер вмененного налога не зависит от суммы налога на транспорт, т. к. его расчет делается без учета полученных доходов и понесенных расходов.

Если плательщик применяет совместно ОСНО и ЕНВД и транспорт используется им в обоих режимах налогообложения, сумму налога нужно разделить. При использовании транспорта только в одном из режимов такое разделение делать не нужно. Если транспорт использовался в деятельности, связанной с ОСНО, его можно учесть для снижения налога на прибыль, если при ЕНВД — вмененный налог уменьшить нельзя.

Для правильного распределения налога на транспорт между двумя режимами нужно рассчитать, какую часть составляют доходы по каждому из видов деятельности. Чтобы рассчитать часть доходов по ОСНО, необходимо сделать следующее: поделить сумму доходов по ОСНО на доходы от всех видов деятельности. Налог на транспорт, относящийся к ОСНО, определяется перемножением суммы налога на транспорт и доли доходов, полученных на ОСНО. Налог на транспорт, относящийся к деятельности по ЕНВД, рассчитывают в таком же порядке, задействуя в этом расчете сумму доходов, полученных на ЕНВД. Сумма полученных результатов обоих расчетов должна дать общую величину начисленного налога.

О разделении расходов при одновременном применении УСН и ЕНВД читайте в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».

Итоги

Самостоятельное исчисление транспортного налога уходит в прошлое и для юрлиц. Но они продолжат вести учет начисления и оплаты налога, отражая его в учете бухгалтерскими проводками. В бухгалтерском учете налог обычно формирует расходы по осуществляемой деятельности. В налоговом учете он включается в затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль или УСН-налогу с объектом «доходы минус расходы». При совмещении режимов налогообложения налог может оказаться распределяемым.

Читайте также: