Занижение объекта налогообложения по транспортному налогу в отношении нп

Опубликовано: 23.04.2024

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ­ ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ ­ екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ­ ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ­ ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек ­ том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик ­ лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз ­ мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп ­ лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ­ ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста ­ новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ ­ ностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для исполь ­ зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви ­ гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре ­ тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос ­ ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто ­ машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро ­ ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе ­ мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо ­ зяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен ­ ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис ­ полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реест ­ ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс ­ портных средств следующим образом:

Категории транспортных средств

Транспортные средства, имеющие дви ­ гатели

Мощность двигателя транспорт ­ ного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив ­ ного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар ­ ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз ­ душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус ­ ловиях в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп ­ ределяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистро ­ вых тоннах

Иные водные и воздушные транспорт ­ ные средства

Единица транспортного средства

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре ­ тий квартал.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра ­ ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление законами субъектов РФ дифференци ­ рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс ­ портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле ­ ния сумм налога для организаций и физических лиц

Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво ­ дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот ­ ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляет ­ ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа ­ щая уплате в бюджет, оп ­ ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе ­ ние соответствующей на ­ логовой базы и налоговой ставки

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про ­ изводится в порядке и сроки, установленные зако ­ нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом .

Физические лица уплачивают транс ­ портный налог на ос ­ новании уведомления налогового органа.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле ­ дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне ­ ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2006 г. N Ф09-7280/06-С1 Суд обоснованно удовлетворил требование налогового органа о взыскании с общества штрафа за занижение налоговой базы по транспортному налогу, так как пришел к выводу о том, что состоящие на балансе общества машины и механизмы являются объектами налогообложения по названному налогу

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,

рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "Востокмонтажмеханизация" (далее - общество) на решение суда первой инстанции от 21.03.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.06.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-52759/05.

В судебном заседании приняли участие представители:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - инспекция) - Воргуданов К.В. (доверенность от 24.10.2005 N 03-14/29828);

общества - Зозин Ю.В. (доверенность от 01.06.2006 б/н).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 15.11.2005 N 64 в части привлечения общества к налоговой ответственности в связи с занижением налоговой базы по транспортному налогу за 2003, 2004 гг. в виде взыскания штрафа в сумме 9782 руб. и пени - в сумме 2693 руб.

До вынесения решения суда общество уточнило заявленные требования, просило признать решение инспекции от 15.11.2005 N 64 незаконным в части доначисления транспортного налога в сумме 38441 руб., пеней - в сумме 5431 руб. 93 коп. и штрафа - в сумме 8767 руб. 60 коп.

Инспекция обратилась со встречным заявлением, просила взыскать с общества штраф на основании ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за занижение налоговой базы по транспортному налогу за 2003, 2004 гг. в сумме 9782 руб.

Решением суда первой инстанции от 21.03.2006 заявление инспекции удовлетворено. В удовлетворении требований общества отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2006 решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что суды необоснованно признали специальные машины и механизмы объектом налогообложения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате налогоплательщиком налогов и сборов. В том числе инспекцией была проверена правильность исчисления и уплаты обществом транспортного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2004.

В ходе проверки инспекцией была установлена недоимка по транспортному налогу за указанный период, возникшая в результате занижения налоговой базы.

На основании акта проверки от 19.10.2005 N 37 инспекция вынесла решение от 15.11.2005 N 64 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 7089 руб. - 20% от неуплаченной суммы транспортного налога, а также с учетом п. 2 ст. 12, п. 4 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации штраф увеличен на 2693 руб. - 40% за аналогичное правонарушение, совершенное ранее. Налогоплательщику предложено уплатить транспортный налог в сумме 42177 руб. и пени - в сумме 5959 руб. 84 коп.

Полагая, что инспекция неправомерно включила в объекты налогообложения транспортным налогом специальные машины и механизмы, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно п. 1 ст. 358 Кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что у общества имеются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу: кран МКГ-40, три крана МКГ-25.01, шесть кранов МКГ-25БР, три трубоукладчика ТГ-123. При этом гусеничные краны, бульдозер и трубоукладчики зарегистрированы в органе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в установленном порядке в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938, от 13.12.1993 N 1291, Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995.

Транспортным налогом облагаются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует в качестве обязательного условия налогообложения участие названных машин и механизмов в дорожном движении.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что состоящие на балансе общества краны, бульдозер и трубоукладчики являются объектами налогообложения, и правомерно удовлетворили требования инспекции, отказав обществу в признании решения инспекции от 15.11.2005 N 64 незаконным.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение суда первой инстанции от 21.03.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.06.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-52759/05 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Востокмонтажмеханизация" - без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу "Востокмонтажмеханизация" из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.06.2006 N 1029.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2006 г. N Ф09-7280/06-С1

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Декларацию по транспортному налогу за 2020 год не сдаем. Ее отменили. Но нет повода для особой радости. Налог все равно мы должны рассчитывать сами. И платить вовремя. Да еще и позаботиться о том, чтобы инспекция посчитала налог, соответствующий действительности. И ФНС об этом нет-нет, да напомнит.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят владельцы транспортных средств (ст. 357 НК РФ). Собственники-юрлица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется их государственная регистрация (подп. 5 п. 4 ст. 83 НК РФ).

Как и в какой срок платить транспортный налог

Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. И платить налог нужно по месту нахождения ТС (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ. Пока этот срок - не позднее 1 февраля.

С 1 января 2021 г. будут действовать изменения, которые внес Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. А авансовые платежи - в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Новшеств по транспортному налогу введено немало.

Подтвердите льготы по транспортному налогу

Раньше льготы по налогу указывали в декларации. Но за налоговый период 2020 года и дальше они отменены.

И если есть льготы по транспортному налогу, то о них нужно как-то сообщить в инспекцию.

На этот счет в НК есть норма. На основании пункта 3 статьи 361.1 НК РФ льготник представляет в любую инспекцию (или через МФЦ) заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право на нее.

Четких сроков для подачи заявления на льготу НК РФ не устанавливает. По налогу за 2020 год вы в своих же интересах должны были сделать это в течение 2020 года, а те, кто уплачивает авансовые платежи – в течение 1 квартала 2020 года.

Форма заявления на льготу установлена приказом ФНС от 25 июля 2019 г. № ММВ-7-21/377@.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Заявление рассматривают в общем случае в течение 30 дней со дня его получения. Продлить этот срок могут, но не более чем на 30 дней. Результаты рассмотрения заявления о льготе сообщают плательщику. Это может быть уведомление о:

  • объекте налогообложения, основаниях и периоде предоставления льготы;
  • причинах отказа от предоставления налоговой льготы.

Если вы собираетесь пользоваться льготой и в 2021 году, лучше всего заявить об этом в течение 1 квартала 2021 года.

Сообщение о сумме налога

По итогам 2020 года налоговики уже самостоятельно разошлют компаниям сообщения об исчисленных суммах налогов. Сумму рассчитают исходя из сведений, имеющихся в госреестрах и у регистрирующих ТС органов. Формы таких сообщений утвердила ФНС приказом от 5 июля 2019 года № ММВ-7-21/337@. В документах будут отражены объект, на который начислен налог, база, период и ставка по налогам, а также сумма к уплате.

Сообщения налоговики отправят после того, как истекут налоговый период и срок уплаты налога, то есть когда плательщик должен был исполнить обязанности по уплате налогов.

Как видите, сообщение от инспекции не заменяет вашей обязанности самостоятельно рассчитать и уплатить транспортный налог. Цель - информирование плательщика о сумме налога за конкретный период для взыскания недоимки, если она будет обнаружена.

Налоговый кодекс дает возможность в течение 10 дней с момента получения уведомления предоставить налоговикам документы, которые подтвердят правильность расчета и уплаты налогов, права на льготы или основание для освобождения от налогов.

Налоговики рассмотрят пояснения и документы, а если найдут основания, то и пересчитают указанную в сообщении сумму.

Чтобы свести вероятность расхождений к минимуму, ФНС рекомендует заранее провести сверку сведений о налогооблагаемых транспортных средствах (Письмо ФНС от 17 июля 2020 г. № БС-4-21/11555@).

Проверить данные по ЕГРН

Вы можете в любой момент запросить выписку из ЕГРН, чтобы узнать, какими сведениями руководствуются налоговики при расчете транспортного налога.

Запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно подать на бумажном носителе или в электронной форме.

Запрос на бумажном носителе можно представить лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган.

  • через личный кабинет на официальном сайте ФНС;
  • или на Едином портале госуслуг.

Запрос, представляемый в электронной форме, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Запрос на бумажном носителе составляется в произвольной форме, при этом в нем нужно указать следующую информацию:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя; по почте).

Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью.

Выписку из ЕГРН вам должны предоставить не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе. Ее направят тем же способом, который указан в запросе.

За предоставление выписки из ЕГРН в случае сверки с налоговой по объектам налогообложения транспортным налогом плату не берут.

Если вы обнаружите расхождение сведений, содержащихся в ЕГРН, со сведениями из других реестров, об этом нужно сообщить в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения. При этом нужно указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и по возможности приложить документы-основания о характеристиках соответствующих объектов.

После проверки (сверки) представленной информации налоговики актуализируют сведения в ЕГРН, если основания для этого подтвердятся.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Михаил Кобрин

Кто является плательщиком транспортного налога

Как уменьшить транспортный налог

Плательщик налога — владелец транспортного средства. Владельцем может быть гражданин, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо. Закон разрешает регистрировать авто на компанию.

Какое имущество облагается транспортным налогом

Транспортный налог распространяется на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы и так далее. Полный перечень смотрите в п. 1 ст. 358 НК РФ.

Но не все транспортные средства попадают под налог. Список объектов, освобожденных от налогообложения, указан в п. 2 ст. 358 НК РФ, например:

  • легковые автомобили оборудованные для использования инвалидами;
  • легковые автомобили с мощностью до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты;
  • промысловые морские и речные суда;
  • тракторы, комбайны и специальные машины, используемые для производства продукции сельского хозяйства;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, и так далее.

Как рассчитывается транспортный налог

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Мы будем рассматривать налог на транспорт, имеющий двигатель: это могут быть легковые, грузовые автомобили, мотоциклы и так далее. В таком случае налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Налог рассчитывают по формуле:

ТН = НБ × НС, где

ТН — транспортный налог;
НБ — налоговая база, например, лошадиные силы;
НС — ставка по налогу в рублях.

При этом ставка налога устанавливается местным законодательством. Поэтому налог на одну и ту же машину в разных регионах может отличаться. В ст. 361 НК РФ установлены базовые ставки по транспортному налогу, а региональные власти могут их изменять в большую или меньшую сторону, но не более чем в 10 раз.

Ставка налога зависит от мощности двигателя. На грузовой автомобиль с мощностью до 100 л.с. ставка составит 2,5 рубля за каждую лошадиную силу, на грузовик с двигателем 100–150 л.с. — 4 рубля. И здесь возникает интересный момент.

Например, вы владеете грузовым автомобилем с мощностью двигателя 200 л.с. Налог к уплате составит:

200 × 5 = 1 000 руб.

А вот сумму налога к уплате, если мощность двигателя 201 л.с.:

201 × 6,5 = 1 306,5 руб.

Всего из-за одной лошадиной силы налог к уплате увеличился на 30%.

Кроме того, в некоторых ситуациях может применяться повышающий коэффициент. Например, если средняя стоимость легкового автомобиля 5–10 млн рублей, а с момента его выпуска прошло не более 3 лет, ставка налога увеличивается в два раза. Все коэффициенты перечислены в п. 2 ст. 362 НК РФ.

Как законно уменьшить транспортный налог

Как видите, даже одна лошадиная сила может увеличить транспортный налог на 30%. Поэтому вопрос законного снижения налога остается актуальным.

Проверяем наличие региональных и федеральных льгот

Все федеральные льготы перечислены в п. 2 ст. 358 НК РФ. Если ваше транспортное средство попадает в один из подпунктов, у вас есть законное основание для получения льготы.

О региональных льготах расскажет официальный сайт ФНС, здесь есть сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Выберите транспортный налог, период и субъект РФ, и сервис покажет список льгот. Например, в Москве льготу по налогу имеют:

  • компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования;
  • резиденты особых экономических зон;
  • управляющие компании особых экономических зон.

Индивидуальный предприниматель может получить льготу по налогу, если автомобиль зарегистрирован: на Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, ветерана ВОВ, инвалида, одного из родителей в многодетной семье и так далее.

Если на вас распространяется льгота, нужно сообщить об этом налоговой. Подготовьте заявление и подайте его в свою ФНС. Сделать это можно лично, через МФЦ, по почте или через «Личный кабинет налогоплательщика». Заявление можно подать даже без подтверждающих документов, налоговики самостоятельно их запросят у органов и третьих лиц.

Срок рассмотрения заявления 30 дней. Если ФНС направлял запрос для подтверждения льготы в органы, срок может быть увеличен еще на 30 дней. Форма заявления для юрлиц есть в Приказе ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Для ИП форма заявления есть в Письме ФНС от 13.05.2020 № БС-4-21/7799@.

Пересчитать транспортный налог можно за три предыдущие года. Если вы узнали о причитающейся льготе только сейчас, можете подать в ФНС заявление о возврате излишне переплаченных сумм. Достаточно приложить документы, подтверждающие право на льготу в тех периодах.

Использование льгот — самый простой и эффективный способ законно снизить транспортный налог.

Снижаем мощность двигателя

Сумма налога зависит от мощности двигателя автомобиля. Поэтому некоторые владельцы для экономии прибегают к радикальным мерам — снижают количество лошадиных сил в своем авто.

Это очень сложный способ. На это есть несколько причин:

  1. Возникают дополнительные затраты на доработку и переоборудование топливной системы и силовых агрегатов автомобиля.
  2. Требуется разрешение от ГИБДД на проведение конструкционных изменения в автомобиле.
  3. После всех работ машину нужно отдать на экспертизу в специализированную организацию. По итогам проверки выдадут специальную справку, на основании которой ГИБДД внесет изменения в технический паспорт автомобиля.
  4. При снижении лошадиных сил автомобиль действительно потеряет в мощности. Это может сказаться на скорости, грузоподъемности и так далее.

Иногда со временем автомобиль действительно теряет свою мощность просто из-за эксплуатации. Но чтобы это подтвердить, нужна экспертиза.

Сэкономить налог таким способом можно. Но заранее подсчитайте, сколько денег вы потратите на переоборудование автомобиля, оплату экспертизы и всех государственных пошлин. В большинстве случаев экономия на налоге не покрывает все эти расходы.

Покупаем «небензиновые» автомобили

В Москве и Московской области от уплаты транспортного налога освобождены физические лица, ИП и ООО, владеющие электромобилями. Такая же льгота действует еще в некоторых регионах, например, в Калининградской области. Кроме того, льгота есть и для автомобилей с газовыми двигателями.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет транспортных средств и рассчитывать сумму налога к уплате с учетом всех действующих для вас льгот. Также в системе есть удобный бухгалтерский и налоговый учет, расчет налогов, зарплата, отчетность и другие инструменты. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Судебная практика Применение ко всем автомобилям, принадлежащим налогоплательщику, единой ставки, предусмотренной для другой категории транспортных средств, влечет необоснованное занижение налогоплательщиком суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет

Налоговый орган обратился в Высший Арбитражный суд Российской Федерации (далее – ВАС РФ) с заявлением о пересмотре в порядке надзора судебных актов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, которыми удовлетворены требования налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции в части начисления транспортного налога.

Президиум ВАС РФ проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, счел, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования по следующим основаниям.

При проведении камеральной проверки инспекцией установлено неправильное применение обществом ставки транспортного налога и вынесено решение о начислении данного налога.

Инспекция сочла неправомерным отнесение обществом автомобилей с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т.п.), поименованных в приложении № 1 к акту камеральной проверки, к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

По мнению инспекции, исходя из положений статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) такие транспортные средства относятся к категории «Грузовые автомобили», налог на которые должен исчисляться по дифференцированным ставкам в соответствии с региональным законом о транспортном налоге, более высоким, чем фиксированная ставка, установленная в отношении транспортных средств, относящихся к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

Суды трех инстанций исходили из того, что автомобили, оснащенные грузоподъемной техникой, и автомобили, предназначенные для перевозки специальных грузов (автокраны, топливозаправщики, бетоносмесители, автомастерские и т.п.), ни НК РФ, ни иным нормативным актом не отнесены к категории «Грузовые автомобили».

По мнению судов, при определении категории автомототранспортных средств следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 (далее - Классификатор). На основании анализа этого документа суды отнесли имеющиеся у общества транспортные средства к категории «Подъемно-транспортное подвижное оборудование», а не к категории «Грузовые автомобили».

Президиум ВАС РФ признав выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций неверными, указал следующее.

Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и не сопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Согласно названной законодательной норме ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других характеристик в размерах, определяемых этой статьей НК РФ.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом являются в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - постановление № 938).

В силу п. 2 постановления № 938 все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, - в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено, и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является «другим самоходным транспортным средством», поименованным в п. 1 ст. 361 НК РФ.

Транспортные средства, по поводу которых возник настоящий спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С.

Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории «Грузовые автомобили».

Применив ко всем автомобилям единую ставку, предусмотренную для другой категории транспортных средств, общество необоснованно занизило сумму транспортного налога, подлежащую уплате.

Учитывая изложенное, Президиум ВАС РФ постановил решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа – отменить, заявление налогоплательщика о признании недействительным решения инспекции в части начисления транспортного налога оставить без удовлетворения.

И.М. Добрусин, начальник юридического отдела
УФНС России по Оренбургской области

Читайте также: