Утилизационный налог на автомобиль в 2020

Опубликовано: 23.04.2024

Минпромторг предлагает значительно увеличить сумму утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. Правда, увеличение может не затронуть подержанные иномарки старше трёх лет самого популярного сегмента - с объёмом двигателя от 1 до 2 литров. Разберёмся, насколько вырастет утилизационный сбор в 2020 году, как отразится индексация сбора на стоимости новых и подержанных автомобилей.

Что такое утилизационный сбор

Напомним, что утилизационный сбор на автомобили появился после вступления России в ВТО. До этого российские законы подразумевали высокие ввозные пошлины на импортные автомобили - около 30-35% от стоимости. По правилам ВТО использовать такие заградительные пошлины и мешать конкуренции нельзя.

Формально смысл утилизационного сбора состоит в том, что покупатель нового или импортируемого подержанного автомобиля оплачивает будущие расходы государства на утилизацию транспортного средства. Фактически, разумеется, это те же заградительные меры против импортного автопрома в поддержку отечественного.

Поначалу утилизационный сбор взимался только с иномарок. ВТО вынудила Россию распространить сбор и на автомобили отечественной сборки. С российских автопроизводителей сбор действительно взимается, но его компенсируют промышленными субсидиями. Опять же, формально эти субсидии не заменяют утилизационный сбор. Но все всё понимают - величина субсидий почти в точности равна сумме сбора на утилизацию.

Утилизационный сбор - это немалая доля в стоимости нового автомобиля. В 2019 году в сегменте авто с двигателем от 1 до 2 литров сбор составляет 84 тысячи рублей.

Индексация утилизационного сбора с 1 января 2020 года

В новом году величина сбора по некоторым сегментам автомобилей вырастет более, чем в два раза. Например, на новые легковые авто с двигателем от 1 до 2 литров вместо 84 тысяч рублей планируется взимать 178,4 тысячи. По крайней мере, такое предложение высказал Минпромторг.

Кстати, базовые ставки утилизационного сбора в 2020 году меняться не будут. Это те же 20 тысяч рублей для легковых автомобилей и 150 тысяч - для коммерческого транспорта. Но проиндексировано будет большинство повышающих коэффициентов в зависимости от возраста авто, объёма двигателя и типа машины.

Любопытно, что сбор планируется увеличить не для всех сегментов авторынка. Например, подержанные импортные автомобили, выпущенные более трёх лет назад и имеющие двигатель объёмом от 1 до 2 литров, будут в 2020 году облагаться тем же сбором, что и сегодня. Индексация для них не предусмотрена.

Сумма утилизационного сбора на автомобили в этом сегменте уже сейчас приличная - 313,8 тысяч рублей. Эксперты говорят, что уже предыдущая индексация была проведена с определённым запасом. Никакого смысла дополнительно увеличивать сбор на этот сегмент автомобилей нет - они благодаря заградительному сбору и так практически не ввозятся в нашу страну.

Как отразится индексация сбора на стоимости автомобилей

По всей видимости, разрыв в стоимости новых иномарок и продукции российского автопрома только увеличится. Для отечественных производителей индексация утилизационного сбора не так критична - государство всё равно компенсирует расходы на него субсидиями. А вот легковые иномарки автоматически подорожают практически на 100 тысяч рублей только благодаря увеличению сбора на утилизацию. Не говоря о том, что в начале года на авторынке в принципе всегда увеличиваются цены.

Поскольку иномарки заметно подорожают, у российских производителей появится пространство для определённого ценового манёвра. Они смогут повысить цены на новые автомобили больше, чем это оправдано инфляцией и ростом расходов. Просто потому, что общая ценовая планка заметно поднимется.

Зато за счёт индексации сбора на утилизацию заметно пополнится бюджет страны. В проекте главного финансового документа на 2020 года говорится о том, что за счёт сбора от импорта казна заработает 77,3 миллиарда (против 54 миллиардов в 2019 году). А с выпускаемых в России автомобилей будет собрано 338,4 миллиарда (против 204,2 миллиардов в текущем году).

Погрузка авто на утилизацию

Сегодня российским автомобилистам помимо транспортного налога приходится оплачивать еще и утилизационный сбор. В этом случае речь идет о единоразовом погашении, регулируемом Федеральным законом №89.

Избежать этого взноса не удастся, поскольку отсутствие платежа легко проверяется, давая все основания для отказа в постановке транспортного средства на учет, что делает невозможной его дальнейшую эксплуатацию.

Машины на автовозе и табличка Утильсбор

Все перечисленные средства попадают в государственную казну, имея под собой вполне практичное обоснование – компенсация потенциальных расходов на будущую утилизацию ТС.

Что такое утилизационный сбор на автомобили

Уплата УС производится единоразово непосредственно во время покупки или ввоза автотранспорта из-за рубежа, начиная с 1 сентября 2012 года, ведь именно тогда вступили в силу внесенные в законодательство поправки.

Есть у этого относительно нового решения еще одно обоснование, которое сводится к косвенной стимуляции спроса на российский автопром. Каким образом? После вступления Российской Федерации в ВТО, государству пришлось в значительной мере снижать таможенные пошлины для автомобилей, которые завозятся из-за границы.

А поскольку изменения коснулись не только новых, но и подержанных авто, то и спрос на зарубежный автопром только усилился, в результате чего российское Правительство было вынуждено увеличивать размер сбора.

Большое значение в этом вопросе имеет и экологическая сторона, поскольку своевременная, а самое главное, правильная утилизация вносит значительную лепту в обеспечение должного уровня безопасности для населения и окружающей среды в целом.

А поскольку далеко не все граждане являются настолько сознательными, чтобы обеспечивать этот самый уровень, ответственность за процесс утилизации и расходы на нее вынуждено брать на себя государство, частично компенсирующее свои затраты за счет автомобилистов.


Базовая ставка с января 2020 года в РФ

В связи со снижением пошлин во время растаможивания, Правительство России вновь приняло решение о повышении ставок на утилизацию. Стоит напомнить, что до этого индексация уже проводилась, причем сравнительно недавно – в 2018, но сейчас речь идет о более существенном повышении, которое может достигнуть 80% от предыдущей суммы.

Постановление Правительства

Однако после публикации и вступления в силу правительственного Постановления №1457, стало очевидно, что размер базовой ставки не изменится, по-прежнему составив 20 тыс. рублей для легковушек и 150 тыс. для транспорта, используемого в коммерческих целях.

Однако очередная законодательная корректировка предусматривает определенные изменения, которые прежде всего коснутся различных повышающих коэффициентов. И в первую очередь речь идет об объеме мотора, который в случае превышения 3,5 литра выльется автовладельцам в дополнительные 145% от общей суммы УС.

Если же рассматривать средний размер конечных ставок для этого сегмента, то он составит около 110%, поскольку помимо характеристик силовой установки учету подлежит и такой показатель, как год выпуска ТС.

Для легковых автомобилей B-категории:


Для грузовых автомобилей C-категории:


Порядок оплаты для физических лиц

Уплата пошлины осуществляется параллельно с процессом оформления документов на покупку или растаможку ТС. Для этого необходимо подготовить все документы на авто и заполнить отдельный платежный документ, самостоятельно рассчитав сумму сбора по таблицам и вписав ее в универсальную форму.


Сама оплата производится либо на таможне (актуально при ввозе нового или подержанного авто на территорию государства), либо в ближайшем региональном отделении ИФСН, хотя сам сбор не является налогом. Примечательно, что в случае переплаты средства будут учтены в текущем счете, но без возможности добавления к другим платежам ввиду их иной финансовой принадлежности.

И только после того, как квитанция будет оплачена, владелец сможет поставить автомобиль на учет, поэтому вполне логично, что чиновники не стали предусматривать каких-то ограничений по срокам погашения задолженности.

Аналогичная картина наблюдается и со штрафными санкциями, которые применяются только в том случае, если владелец автомобиля будет использовать его без постановки на учет и специальной отметки об этом в ПТС.


Что изменится для организаций

УС для юридических лиц имеет гораздо большую величину, составляя только в базовой ставке 150 тысяч, а что уж говорить о всевозможных надбавках, которые также сильно выросли после 1 января. Однако все эти величины уже включаются в стоимость автомобилей, что позволяет формально освободить предприятия от уплаты сбора по отдельным квитанциям.

Расчет утилизационного сбора для автобусов

Отдельно прописываются статьи расходов для спецтехники, автобусов и прицепов/полуприцепов, масса которых превышает 10 тонн.

А вот мотоциклы от уплаты специальной пошлины освобождаются, как впрочем, и любой другой двухколесный транспорт и спецтехника типа мотоблоков.


Оформление утильсбора в Беларуси

В Беларуси действуют практически идентичные правила. Так, уплачивать УС обязуются владельцы личного легкового транспорта, спецтехника повышенной проходимости, электрокары и автомобили с гибридной силовой установкой, грузовые рефрижераторы и фургоны, а также самосвалы и пассажирские автобусы.

Беларусские деньги

Ранее в белорусской системе применялась сложная калькуляция с учетом мелких нюансов, но со временем она подверглась упразднению в пользу более легких и быстрых шаблонных расчетов.

Сама процедура оплаты не представляет собой ничего сложного:

  1. Для этого необходимо распечатать стандартную квитанцию с таможенными реквизитами.
  2. Заполнить бланк и произвести оплату в любом отделении банка, на почте или в терминалах самообслуживания.

Допускается и внесение платежа в режиме онлайн, для чего следует воспользоваться специальным сервисом АИС «Расчет» ЕРИП и его разделом «Таможенные платежи».

Что касается сроков оплаты, то она также производится до госрегистрации ТС или начала эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования. Если же автотранспорт импортируется не из ЕАЭС, то уплачивать сбор следует еще до выпуска единицы из таможенной зоны.


Как сумма платежа отразится на цене машины

После того, как внесенные в законодательство изменения обрели юридическую силу, автовладельцев начал интересовать вопрос о том, чем чреваты такие нововведения.

И прежде всего речь идет о прогнозируемом росте стоимости автомобилей, который, согласно мнению экспертов, будет варьироваться в диапазоне от 2 до 4%.

Такие выводы продиктованы опытом предыдущих лет, ведь после индексации 2018 года, ввозимый на территорию РФ автотранспорт успел подорожать на 10%, а ведь это далеко не предел.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

За отсутствие уплаты УС не предусмотрено штрафных санкций, а вот за езду без постановки на учет, которая становится невозможной без наличия оплаченной квитанции, грозит административное взыскание.


Так, в соответствии с действующим законодательством, ездить на таком авто можно не дольше 20 дней, поскольку именно такой срок предусматривается для транзитных номеров. Дальнейшая эксплуатация чревата денежными взысканиями, размер которых регулируется ст. 12.1 КоАП РФ, а именно штрафом от 500 до 800 рублей.


Если же автовладелец продолжит ездить на ТС даже после штрафных санкций, не потрудившись уплатить сбор на утилизацию и зарегистрировать машину, то он имеет все шансы лишиться своего водительского удостоверения сроком до трех месяцев.

Утилизационный сбор с 1 января 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 1 сентября 2012 года за все автомобили, выпускаемые в обращение на территории России, должен быть уплачен утилизационный сбор.

Размер самого утилизационного сбора время от времени изменяется, с 1 января 2020 года произойдет его очередное увеличение. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Сразу же хочу отметить, что большинству водителей с уплатой утилизационного сбора сталкиваться не приходится, т.к. они покупают машины с соответствующей отметкой в ПТС. То есть увеличение стоимости в первую очередь отразится на производителях автомобилей и на тех, кто ввозит автомобили из-за границы.

С другой стороны, размер утилизационного сбора включается в стоимость продажи автомобиля, так что косвенно рассматриваемые нововведения отразятся на всех водителях.

Для начала несколько общих слов про нововведения. Изменения внесены в перечень видов и категорий транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационных сбор, а также размеров утилизационного сбора. Полный текст данного документа Вы можете найти на следующей странице:

Основную часть документа представляет таблица с коэффициентами. Ранее в этой таблице было 3 столбца, начиная с 1 января 2020 года их осталось всего 2: новые автомобили (младше 3-х лет) и автомобили старше 3-х лет. Коэффициенты для этих групп разные.

Изменения в основном затронули коэффициенты из первого столбца, то есть применяющиеся к новым автомобилям. Есть несколько изменений и для машин старше 3-х лет, они также будут рассмотрены ниже.

Увеличение утилизационного сбора для автомобилей категории B

В первую очередь рассмотрим изменения, которые относятся к автомобилям категории B (легковым и грузовым):

Транспортное средствоСтарый
коэффи-
циент
Новый
коэффи-
циент
Старый
размер
сбора
Новый
размер
сбора
Увеличение стоимости в 2020 году
Легковые автомобили с двигателем до 1000 см31,652,4133 00048 20015 200
Легковые автомобили с двигателем 1000 - 2000 см34,28,9284 000178 40094 400
Легковые автомобили с двигателем 2000 - 3000 см36,314,08126 000281 600155 600
Легковые автомобили с двигателем 3000 - 3500 см35,7312,98114 600259 600145 000
Легковые автомобили с двигателем от 3500 см39,0822,25181 600445 000263 400
Грузовые автомобили полной массой до 2,5 тонн0,951,19142 500178 50036 000

Примечание 1. Для грузовиков категории В c полной массой от 2,5 до 3,5 тонн коэффициент не изменился. За них утилизационный сбор, как и раньше, составляет 300 000 рублей.

Примечание 2. Для грузовиков массой до 2,5 тонн и в возрасте старше 3-х лет также изменился размер утилизационного сбора. Теперь он составляет 189 000 (вместо 151 500 ранее).

За каждый новый автомобиль должен быть уплачен утилизационный сбор, поэтому на основе приведенной выше таблицы можно понять, на сколько вырастет цена новых автомобилей категории В, выпущенных в обращение в 2020 году. Данная информация приведена в последнем столбце таблицы.

Например, самая массовая группа легковых автомобилей имеет двигатели объемом от 1 до 2 литров (от 1000 см3 до 2000 см3). Стоимость таких автомобилей вырастет на 94 400 рублей.

Примечание 3. Размер утилизационного сбора при ввозе автомобиля для личного пользования из-за границы не изменился. Для новых автомобилей он составляет 3 400 рублей, для автомобилей старше 3-х лет - 5 200 рублей.

Увеличение утилизационного сбора для грузовиков категории C

Транспортное средствоСтарый
коэффи-
циент
Новый
коэффи-
циент
Старый
размер
сбора
Новый
размер
сбора
Увеличение стоимости в 2020 году
Грузовые автомобили полной массой 3,5-5 тонн1,92285 000300 00015 000
Грузовые автомобили полной массой 8-12 тонн2,542,92381 000438 00057 000
Грузовые автомобили полной массой 12-20 тонн2,793,31418 500496 50078 000
Седельные тягачи полной массой 12-20 тонн3,45,67510 000850 500340 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой 12-20 тонн2,793,38418 500507 00088 500
Грузовые автомобили полной массой 20-50 тонн5,56,68825 0001 002 000177 000
Седельные тягачи полной массой 20-50 тонн5,56,68825 0001 002 000177 000
Автосамосвалы полной массой 20-50 тонн5,56,3825 000945 000120 000

Примечание. Для грузовиков массой 5-8 тонн, самосвалов массой 12-20 тонн, фургонов массой 20-50 тонн размеры утилизационных сборов не изменились.

Увеличение утилизационного сбора для автобусов категории D

Транспортное средствоСтарый
коэффи-
циент
Новый
коэффи-
циент
Старый
размер
сбора
Новый
размер
сбора
Увеличение стоимости в 2020 году
Новый автобус с двигателем до 2 500 см31,141,43171 000214 50043 500
Автобус старше 3-х лет с двигателем до 2 500 см31,151,45172 500217 50045 000
Новый автобус с двигателем 5 000 - 10 000 см33,043,94456 000591 000135 000
Новый автобус с двигателем от 10 000 см33,86,6570 000990 000420 000
Автобус старше 3-х лет с двигателем от 10 000 см35,9810,39897 0001 558 500661 500

Увеличение утилизационного сбора на прицепы тяжелее 10 тонн

Транспортное средствоСтарый
коэффи-
циент
Новый
коэффи-
циент
Старый
размер
сбора
Новый
размер
сбора
Увеличение стоимости в 2020 году
Все прицепы тяжелее 10 тонн0,50,6475 00096 00021 000

Внимание! Кроме перечисленных в рамках данной статьи типов транспортных средств, утилизационный сбор увеличился также и для шасси транспортных средств. При желании Вы можете самостоятельно изучить полную таблицу с новыми коэффициентами.

Стоит ли покупать новый автомобиль до конца 2019 года?

Внимание! Важно понимать, что далеко не все автопроизводители платят утилизационный сбор в денежной форме.

Организация может взять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. То есть организация может пообещать, что она сама утилизирует транспортное средство впоследствии.

Для таких транспортных средств размер утилизационного сбора в стоимость не включается и цена с 1 января 2020 года может не вырасти.

На основании приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что в 2020 году большинство транспортных средств подорожают. Причем довольно значительно. В связи с этим у многих водителей возникает вопрос, стоит ли покупать машину в 2019 году по старой цене. Ответ на данный вопрос можно дать только исходя из того, какую цель Вы преследуете:

1. Требуется новый автомобиль. Если Вам или Вашей семье требуется новый автомобиль и Вы планируете его покупать в ближайшие полгода, то имеет смысл подумать о покупке до начала 2020 года. Возможно, имеет смысл взять недостающую сумму в кредит, т.к. переплата может оказаться меньше, чем подорожание автомобилей в начале 2020 года.

В любом случае нужно внимательно посчитать, какой вариант будет более выгодным (покупка сейчас или потом).

2. Для вложения денег. Если у Вас уже есть автомобиль и Вы хотите купить еще один, чтобы выгодно вложить деньги, то делать покупку не стоит. Этот вопрос более подробно рассмотрен в статье "Имеет ли смысл вкладывать деньги в покупку автомобиля?". В самом лучшем случае машину удастся продать по той же цене, что она была куплена, т.к. никто не захочет покупать машину с рук по цене новой. Так что лучше вложите деньги в банк под проценты.

Отмена утилизационного сбора при временном ввозе автомобилей в РФ

Рассмотрим еще одно важное изменение:

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

8 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25.

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза не взимается.

Суть нововведения заключается в том, что с 1 января 2020 года при временном ввозе транспортного средства на территорию России утилизационный сбор не взимается абсолютно во всех случаях.

Ну а в заключение рекомендую Вам самостоятельно изучить текст рассмотренного сегодня нормативного документа:

25 ноября 2019 г. Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что ставки утильсбора в России вырастут с 1 января 2020-го. Ассоциация автодилеров была против этого из-за вероятного роста цен на машины. Однако решение было принято.

Размер этого сбора периодически растёт, и с 1 января 2020-го ставка в очередной раз повысилась.

Значительной части водителей ничего платить не потребуется, т. к. они приобретают машины с необходимой отметкой в ПТС. Но следует учесть, что размер данного сбора входит в цену автомобиля. В целом же, увеличение тарифа в основном повлияет на тех, кто производит транспортные средства или ввозит их из-за границы.

Что такое утилизационный сбор

утиль авто

Этим термином обозначают сумму, которую следует платить за машины, российский ПТС которых был получен после 1 сентября 2012 г. Она является взносом за последующую утилизацию автомобиля.

В 2012 г. Россия стала участником ВТО, и таможенные пошлины на машины стали меньше. Утилизационный сбор компенсирует их снижение и стимулирует отечественный автопром. Последнее в 2019 г. уменьшение ввозных пошлин для юрлиц было 1 сентября.

Ставки понизились с 17 до 15 % на новые авто и с 22 до 17 % на бывшие в употреблении. Именно поэтому и было принято решение повысить утилизационный сбор.

Увеличение ставки с 1 января 2020 года

Базовый тариф для физлиц чётко определен и не изменяется из-за объёма ДВС или каких-либо других характеристик машины. Сумма сбора составляет 3 400 рублей за автомобили не старше трёх лет и 5 200 — за остальные.

Для юридических лиц, в т. ч. импортёров и производителей транспортных средств, уплачивающих деньги до их продажи, ставки зависят не только от возраста машины, но и от объёма двигателя.

Но стоит ещё раз напомнить, что рост ставки затронет не весь авторынок. Утилизационный сбор за машины, произведенные в РФ, оплачивается государством.

Постановление Правительства № 1457 от 15.11.2019

Таблица для разных видов автомобилей

Изменения в коэффициентах удобнее всего показать в табличной форме. Ниже представлена информация о сборе за машины категории B — как грузовые, так и легковые. Указаны коэффициенты для юридических лиц, т. к. именно для них изменились ставки. Физлицам нужно будет платить намного меньше.

ТранспортБывший множитель (коэффициент)Новый множительБывший сборУвеличенный сборНасколько больше платить в 2020
Легковые машины с двигателем до 1000 кубических сантиметров1,652,4133 00048 20015 200
Легковые машины с двигателем от 1000 до 2000 кубических сантиметров4,28,9284 000178 40094 400
Легковые машины с двигателем 2-3 тысячи кубических сантиметров6,314,08126 000281 600155 600
Легковые авто с двигателем от 3 до 3.5 тысяч кубических сантиметров5,7312,98114 600259 600145 000
Легковые авто с двигателем от 3.5 тысяч кубических сантиметров9,0822,25181 600445 000263 400
Грузовые авто с полной массой не более 2 с половиной тонн0,951,19142 500178 50036 000

Данные в следующей таблице касаются грузовиков, входящих в категорию C.

ТранспортБывший множитель (коэффициент)Новый множительБывший сборУвеличенный сборНасколько больше платить в 2020
Грузовые авто от трёх с половиной тонн до пяти1,92285 000300 00015 000
Грузовые авто в восемь-двенадцать тонн массой2,542,92381 000438 00057 000
Грузовые авто в двенадцать-двадцать тонн массой2,793,31418 500496 50078 000
Седельные тягачи в двенадцать-двадцать тонн массой3,45,67510 000850 500340 500
Фургоны массой в двенадцать-двадцать тонн2,793,38418 500507 00088 500
Грузовые от двадцати до пятидесяти тонн5,56,68825 0001 002 000177 000
Седельные тягачи от двадцати до пятидесяти тонн5,56,68825 0001 002 000177 000
Самосвалы от двадцати тонн до пятидесяти5,56,3825 000945 000120 000

И наконец, информация про автобусы категории D.

ТранспортБывший множитель (коэффициент)Новый множительБывший сборУвеличенный сборНасколько больше платить в 2020
Новые автобусы и двигатель до 2.5. тыс. куб. см.1,141,43171 000214 50043 500
Автобусы с возрастом более 3 лет и двигатель до 2.5. тыс. куб. см.1,151,45172 500217 50045 000
Новые автобусы с двигателем 5-10 тыс. куб. см.3,043,94456 000591 000135 000
Новые автобусы с двигателем от 10 тыс. куб. см.3,86,6570 000990 000420 000
Автобусы с возрастом более 3 лет и двигатель до 10 тыс. куб. см.5,9810,39897 0001 558 500661 500

На прицепы тяжелее 10 тонн коэффициент повысился с 0,5 до 0,64, а размер сбора — с 75 до 96 тыс. рублей.

Порядок и сроки оплаты для физических лиц

Законом ещё не установлены конкретные сроки. Но пока не внесён сбор, пользоваться транспортным средством не разрешается. НДС с этой суммы не платится.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как сумма утильсбора отразится на стоимости машины?

Цены вырастут примерно на 2–4 процента.

Как рассчитать утилизационный сбор

Достаточно воспользоваться элементарной формулой: базовая ставка умножается на коэффициент. Чтобы разобраться, какую сумму вносить и сколько придется переплатить по сравнению с прошлым годом, достаточно воспользоваться сведениями выше. Базовую ставку на конкретный вид транспортного средства можно определить по таблице.

Где можно оплатить утильсбор

Сделать это реально в любом отделении банка РФ как наличным расчетом, так и переводом. Необходимо, чтобы с собой были заполненная квитанция и паспорт.

Кто освобождается от уплаты

Федеральный закон под номером 89 предполагает ситуации, когда можно не платить означенный сбор. Например:

  • если машина старше 30 лет, причем не является источником дохода и имеет оригинальные запчасти;
  • автомобиль принадлежит переселенцам, добровольно возвращающимся в свою страну;

  • на машине ездит дипломат и/или его семья либо люди, выполняющие дипломатическую миссию;
  • уже есть штамп о сборе, т. е. он был оплачен производителем либо другим собственником.

Итоги

Итак, утилизационный сбор стал несколько выше, но лишь для юридических лиц. Обычные граждане будут платить значительно меньшие суммы, поэтому у них нет серьезных поводов для беспокойства. К тому же стоит учитывать особенности российских законов. Так, в настоящее время полностью отсутствует штраф за невнесение этой суммы.

Однако владельцы машин с неоплаченным утилизационным сбором не будут иметь возможности поставить их на учёт. Если же они всё-таки станут на них ездить, наказанием будет штраф в 5 тысяч рублей и лишение водительских прав на несколько месяцев. Но если автомобиль не используется (стоит в гараже), есть возможность временно сэкономить.

С импортёров же машин сразу при обнаружении неуплаты будут взиматься взносы. Им немедленно отправят письмо о подаче судебного иска.

📢
Последние новости 📌

19.01.2021 г. источники газеты “Ведомости” сообщили, что на совещании в Минэкономразвития рассматривался вопрос повышения автомобильного утилизационного сбора в феврале или марте 2021 г. По прогнозам экспертов, мера может привести к росту цен на автомобили в среднем на 2% (70 тыс. руб.).

26.11.2020 г. в СМИ появились сообщения о возможном повышении утилизационного сбора на 25-30% с начала 2021 года. Рост утильсбора коснётся всех автомобилей и спецтехники. Что же, поживем – увидим. Напомню, что неделю назад официально было объявлено об изменении ставок утилизационного сбора в Беларуси.

07.04.2020 г. Президент России Владимир Путин подписал закон, отменяющий утилизационный сбор для временно ввозимых в РФ автомобилей (Федеральный закон от 07.04.2020 № 117-ФЗ “О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”).

25.11.2019 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утильсбора в России с 1 января 2020 года. Инициатором изменения ставок выступил Минпромторг. Ассоциация автодилеров просила не повышать утилизационный сбор, так как это вызовет дополнительный рост цен на автомобили на 2-4%.

Ранее, 10 сентября 2019 года, стало известно, что Министерство промышленности и торговли РФ направило в Правительство предложение о повышении ставки утилизационного сбора на легковые, грузовые автомобили и спецтехнику с 1 января 2020 года. По предварительным расчетам ведомства, в среднем ставки могут вырасти на 80%, в сегменте легкового транспорта – на 110%.
Причина очередной индексации ставки утилизационного сбора (последняя была проведена в 2018 году) – необходимость сохранить барьер для импорта готовых автомобилей в Россию после недавнего снижения пошлин.

Больше всего в 2020 году ставки выросли для легковых автомобилей – в среднем на 110,7%. Для ТС с двигателем объемом до 1 л ставка изменится на 46,1%, от 3,5 л – на 145%. Для наиболее популярного сегмента автомобилей с объемом движка 1-2 л утилизационный сбор увеличится на 112%.

В 2018 году Правительство РФ уже утверждало новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее Минпромторг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако коэффициенты выросли сильнее – на 90% для отдельных категорий ТС. Постановление было опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.

  1. Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть
  2. Когда и кому нужно платить?
  3. Кто освобождается от уплаты
  4. Полный перечень базовых ставок утилизационного сбора 2021 в рублях
  5. Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т.ч на электромобиль):
  6. с рабочим объемом двигателя:
  7. Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)
  8. Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории “С”)
  9. Утилизационный сбор на автобусы (категории D)
  10. Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)
  11. Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств
  12. Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики
  13. Утилизационный сбор на бульдозеры
  14. Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры
  15. Утилизационный сбор на перегружатели колесные
  16. Утилизационный сбор на машины трамбовочные и катки дорожные
  17. Утилизационный сбор на погрузчики фронтальные и вилочные
  18. Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств
  19. Утилизационный сбор на краны-трубоукладчики
  20. Утилизационный сбор на прицепы не для дорог общего пользования
  21. Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы
  22. Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств
  23. Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства
  24. Утилизационный сбор на транспортные средства типа “форвардер”
  25. Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства
  26. Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы
  27. Утилизационный сбор на снегоходы
  28. Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные
  29. Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные
  30. Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные
  31. Утилизационный сбор на комбайны силоуборочные самоходные
  32. Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные
  33. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья
  34. Как рассчитывается утилизационный сбор
  35. Базовые ставки (БС) утилизационного сбора с 1 января 2021 года составляют:
  36. Коэффициенты (К) по ТС с 1 января 2021 года
  37. Пример расчета
  38. Порядок и сроки оплаты утилизационного сбора
  39. Необходимые документы
  40. Где можно оплатить
  41. Отметка об оплате в ПТС
  42. Ответственность за неуплату
  43. Возврат утилизационного сбора
  44. Отмена утилизационного сбора
  45. Видео про утильсбор на автомобили в России

Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2019 года.

Когда и кому нужно платить?

Оплата утилизационного сбора – это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа. В этом случае оплата производится на таможне, выбор КБК зависит от страны ввоза автомобиля.
  2. При производстве ТС на территории РФ. Автопроизводители оплачивают утилизационный сбор в своих ИФНС.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего утилизационный сбор. Оплачивается в отделении ИФНС.

Лица из категории 1 отчитываются на таможню в течение 15 дней с момента уплаты, лица из категории 2 и 3 – в течение 3 рабочих дней.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должен быть установлен оригинальный двигатель, рама и кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

Полный перечень базовых ставок утилизационного сбора 2021 в рублях

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т.ч на электромобиль):

с рабочим объемом двигателя:

Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B,C в т.ч седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал)

Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории “С”)

Утилизационный сбор на автобусы (категории D)

Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы)

Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств

Утилизационный сбор на грейдеры и планировщики

Утилизационный сбор на бульдозеры

Утилизационный сбор на экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры

Утилизационный сбор на перегружатели колесные

Утилизационный сбор на машины трамбовочные и катки дорожные

Утилизационный сбор на погрузчики фронтальные и вилочные

Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств

Утилизационный сбор на краны-трубоукладчики

Утилизационный сбор на прицепы не для дорог общего пользования

Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы

Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств

Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства

Утилизационный сбор на транспортные средства типа “форвардер”

Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства

Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы

Утилизационный сбор на снегоходы

Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные

Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные

Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные

Утилизационный сбор на комбайны силоуборочные самоходные

Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные

Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья

Как рассчитывается утилизационный сбор

Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К,

где БС – базовая ставка, К – повышающий коэффициент.

Базовые ставки (БС) утилизационного сбора с 1 января 2021 года составляют:

  • 20 000 руб. – для колесных ТС, выпущенных в обращение на территории России, категории М1, повышенной проходимости категории G, специальных и специализированных ТС указанной категории;
  • 150 000 руб. – для колесных ТС категорий M2, M3, N1, N2, N3, повышенной проходимости категории G, специализированных ТС указанных категорий, шасси колесных ТС категорий N1, N2, N3, M2, M3, а также прицепов к колесным ТС;
  • 172 500 руб. – для самоходных машин и прицепов к ним, а также спецтехники.

Базовые ставки установлены Постановлениями Правительства №1291 от 26.12.2013 и №81 от 06.02.2016.

Коэффициенты (К) по ТС с 1 января 2021 года

Размер коэффициента определяется возрастом (новое или же старше 3-х лет), категорией, технически допустимой массой ТС и объемом двигателя.

Актуальные коэффициенты на 2021 год приведены в следующих нормативных актах:

  • для колесных ТС – в Перечне №1291 (ред. от 15 ноября 2019 г. №1457);
  • для самоходных ТС и прицепов к ним – в Перечне №81.

Пример расчета

Попробуем рассчитать размер утилизационного сбора для физического лица на легковой автомобиль младше 3-х лет:

20 000*0,17 = 3 400 рублей.

Для юридического лица:

150 000*1,42 = 213 000 рублей.

С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться онлайн-калькулятором, где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.

Порядок и сроки оплаты утилизационного сбора

Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.

НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.

Необходимые документы

Для оплаты необходим паспорт владельца ТС, заполненная квитанция с реквизитами получателя сбора. Узнать КБК можно на сайте ФНС России. Квитанция об оплате предъявляется в ГИБДД при постановке авто на учет.

Где можно оплатить

Оплатить утилизационный сбор на легковой авто, грузовик или спецтехнику в России можно в любом отделении банка наличным и безналичным способом. При себе нужно иметь паспорт и заполненную квитанцию. Ее образец вы увидите ниже:

Отметка об оплате в ПТС

Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС (раздел “Особые отметки”. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.

Ответственность за неуплату

Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено, но без отметки об уплате в ПТС или в действующем электронном паспорте ТС не может быть зарегистрировано (см. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации”). Напомню, что передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается:

  • штрафом в размере от 500 до 800 рублей при первой остановке;
  • штрафом 5 000 рублей или лишением прав на период от 1 до 3 месяцев при повторной остановке.

Отсутствие отметки об уплате утилизационного сбора является основанием для отказа в регистрации ТС (см. п. 24 Административного регламента, утвержденного приказом МВД от 07.08.2013 № 605, а также п. 6 Порядка, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122).

С импортеров автомобилей неуплаченный сбор взимается через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.

Возврат утилизационного сбора

Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не “увидели”. В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:

  • ФНС – если авто произведено на территории России;
  • ФТС – если машина ввезена в страну из-за границы.

Если вы переплатили, скачивайте и подавайте Заявление о возврате излишне уплаченных сумм утилизационных сборов в отношении колесного транспортного средства и (или) шасси. Также бланк можно попросить у сотрудников налогового или таможенного органа.

Решение о возврате утилизационного сбора

Решение о возврате утилизационного сбора

К заявлению приложите копии:

  • Паспорта владельца (основных страниц).
  • ПТС (копия + оригинал).
  • Квитанции об оплате утилизационного сбора, платежного поручения или ордера.
  • Подтверждения ошибочности взыскания УС.

На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.

Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3-х лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата – перевод на счет заявителя в банке.

Отмена утилизационного сбора

Вопрос о том, отменят ли утилизационный сбор в 2021 году или его размер только вырастет, остается открытым. Скажу прямо – перспектив для отмены не видно.

Видео про утильсбор на автомобили в России

Читайте также: