Транспортный налог в армении

Опубликовано: 30.04.2024


Пещера Али Бабы в виде дешевых подержанных автомобилей с армянскими номерами превратилась в тыкву: владельцев останавливают, машины отправляются на штрафстоянки, а решение проблемы стоит сотни тысяч рублей. Почему машины стали обузой, кто виноват и что делать?

Что произошло с машинами из Армении в 2020 году

Начиная с 2019 года регионы и многочисленные российские столицы начали наполняться автомобилями с армянскими регистрационными знаками. Владельцы оных «ходили королями»: за стоимость новой Lada Granta или глубоко подержанного Renault Logan можно было приобрести воистину роскошную машину. При желании – даже крепкий и свежий Mercedes-Benz! Нужно было лишь лично съездить в дружескую Армению и приобрести машину там.

За машиной в Армению

Как только автомобиль съезжал с корабля, его тут же ставили на учет и отдавали владельцу. Без пробега по РФ! Ну а дальше – широко распростертые объятия и долгие годы беспроблемной эксплуатации. Опытные перегонщики даже выяснили, что ставить на учет не надо: мало того, что налоги и штрафы идут лесом, так еще и парковка бесплатна. А с 1 января 2023 года машина благополучно и без лишних трат встанет на учет в родном ГИБДД – оплатить нужно будет только утилизационный сбор и установку ЭРА-ГЛОНАСС. Никакой растаможки. Шах и мат!

Однако, как водится в наших широтах, музыка играла не долго. Власть имущие и окружение, среди которого есть немало лоббистов самых разных интересов, прикрыли лавочку в одно мгновение. А те, кто еще вчера укорял своего соседа в безграмотности, глупости и стереотипном мышлении, оказались в западне.

Откуда взялась дыра в законе с армянским автоучетом

Воистину сага об армянских номерах достойна полноценного романа с последующей экранизацией. Ведь подобных сюжетов в короткой, но насыщенной истории Российской Федерации было уже немало, однако граждане продолжают с завидной регулярностью наступать на одни и те же грабли. Назвать это произведение стоило бы «Дырой в законе».

Началось все с того, что вольная Армения вступила в ЕАЭС, он же Таможенный союз, и стало вроде как единым пространством с Белоруссией, Казахстаном и, конечно, Россией. Предприятие это настолько захватывало дух, что позже от соблазна слиться в едином порыве не удержалась и Киргизия. Одним словом, планы по совместному покорению мира за счет обильной западно-сибирской нефти и, видимо, крахмала, были наполеоновские.

Машины из Армении

Для граждан РФ же Армения представала не только туристической Меккой и коньячным изобилием, но и весьма щедрым источником недорогих подержанных автомобилей. Дело в том, что в Армении были лояльные условия на растаможку – своих-то автомобилей страна не производит, а после вступления в ЕАЭС начинали действовать переходные тарифы на «таможенную очистку» импортного товара. А раз мы теперь «едины и непобедимы», то… Россияне почуяли золотую жилу и, что естественно, бросились в союзное государство за товаром по бросовым ценам. Мол, раз есть лазейка в законе – значит надо действовать.

История изначально выглядела сколь же привлекательной, столь и скользкой: в договоренностях между странами черным по белому было прописано, что товары, импортированные в Армению по переходному тарифу, будет использованы исключительно внутри страны, а весь возможный «субимпорт» будет пресекаться. Впрочем, таможни – и российская, и армянская – почему-то давали добро, открывая ворота для десятков, сотен, а потом и тысяч подержанных автомобилей.Бюрократия – это все та же монета с двумя сторонами. Она медлительна и неповоротлива в обе стороны.

Первоначально, пока процесс не обрел столь массовый характер, для постановки автомобиля с армянскими номерами на российский учет, требовалось всего-то:

  • оплатить небольшой таможенный сбор – от 15 000 до 50 000 рублей,
  • утилизационный сбор
  • и установить тот самый «гаджет» ЭРА-ГЛОНАСС.

И все. Выполнив все требования законодательства, можно было получить желанные ПТС и СТС отечественного образца и распорядиться транспортным средством по своему усмотрению.

Как хитрецов подвела жадность

Впрочем, такой вариант – уплата сборов и установка «Эры» - приняли не все. Чтобы сэкономить копейку, и рубля не жалко, так что народ продолжил ездить на армянских номерах.

Это ведь еще один бонус к низкому налогу – в Армении транспортного налога нет, вместо него существует налог на имущество. Более того, неплательщика в другой стране преследовать не будут. Короче говоря, одни преимущества.

В довершении ко всему каждый новоявленный владелец автомобиля с армянскими номерами как мантру произносил: «Вот наступит 2023 год – и бесплатно поставлю на учет, без всяких ваших сборов». Откуда это «знание» взялось? А все дело в том, что все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 год, будут считаться проходными, и услуги таможни оплачивать уже не придется. Прям не Страна Советов, а сущий рай на земле. Еще немного – и заживем!


Армянские номера в России (фото drom.ru)

Однако случилось то, что случилось: во многих регионах РФ, особенно на юге, где армянских номеров появилось особенно много, начали останавливать водителей. В лучшем случае просто выписывали штраф, в худшем – машину отправляли на штрафстоянку. В одном из субъектов федерации пошли еще дальше: автомобиль уже продали с аукциона. Вопрос только, кому и для каких целей: чтобы сделать «перевертыш» или чтобы снова поймать на дороге и снова продать?

В Краснодарском крае и Ростовской области поднялся настоящий путч: водители пишут письма президенту и требуют остановить кампанию, однако сотрудники ГИБДД разводят руками. Мол, «сверху» прислали приказ, безапелляционно требующий очистить дороги от машин «на Армении». Полицейские тоже люди, все понимают, но против начальства не пойдут. Так начались многочисленные рейды, быстро разошедшиеся по регионам. Дошло, конечно, и до столиц. Водителей штрафуют, машины изымают, что делать и куда бежать – непонятно.


Рейд ГИБДД по армянским номерам (фото За рулем)

Например, за Honda Accord седьмого поколения придется внести в государственную кассу 837 362,88 рубля (калькулятор). Дешевле сжечь.

Кто виноват?

В некоторых случаях такое поведение сотрудников автоинспекции совершенно обосновано: управление автомобилем «со временным ввозом» нельзя передавать другому человеку. Но до этого пункта обычно никто правила не дочитывает. Как, впрочем, и до других пунктов совершенно непереводимых на русский язык отечественных законов. Вина за «армянскую экспансию» в равных долях лежит как на покупателях автомобилей с российским паспортом, так и на таможенной службе: разобраться в правилах и нормах невозможно, документы составлены в совершенно нечитаемой и непонятной форме, а ответ сотрудников не всегда и не навсегда прав. То, что в 2019 году считалось вполне нормальным, в 2020 – уже вне закона. Вот такой вот високосный год, который по традиции нашей страны случается в четыре раза чаще, чем во всем подлунном мире.

Воистину, простой человек не сможет самостоятельно разобраться, а единого государственного органа, в который можно обратиться за уточнением, подтвержденным бумагой с синей гербовой печатью, у нас нет. Вернее, есть, но бумаги не будет. А без бумажки… Да, чего уж там, у нас и с бумажкой.

Что делать владельцам машин с армянскими номерами

Сотрудники полиции, если в них шевельнулось чувство сострадания, рекомендуют припрятать машину на пару-тройку месяцев в гараж и дождаться, пока схлынет волна государственного старания. Мол, полютуют генералы до зимы, а там уж и забудут – будете дальше спокойно ездить. Страна у нас большая, на всех дорогах полицейские патрули не поставишь. Но факт остается фактом: сейчас на машинах с армянскими номерами, доставленных в наши широты по временному ввозу, могут перемещаться только обладатели соответствующего паспорта. Все остальные будут строго наказаны, вплоть до изъятия ТС.

Штрафстоянка армянский учет

На вопрос «Что делать с машиной на армянском учете» нет достойного ответа:

  • растаможить по правилам – дорого,
  • отвезти обратно в Армению – значит нарваться на кордоны полиции и упереться в закрытую границу,
  • продать или разобрать тоже не выйдет – машина ведь ввезена, документы оформлены, а значит, бумажка подшита в папочку. Где гарантия, что однажды не придут из очередной инспекции и не попросят предъявить? Передавать-то по закону нельзя.

Остается только запереть автомобиль на три года в гараж и ждать 2023-ий, параллельно надеясь, что не придумают очередного запретительного закона.

Что, будем откровенны, маловероятно: уж больно много потратили государственных денег в первом полугодии. А сколько еще предстоит, пока мир не разгонится, а нефть не подорожает.

Вывод из всей этой саги прост: если уж удалось найти лазейку в законе – пользуйтесь ей немедленно, в полном объеме, и не экономьте на спичках. Те, кто заплатили таможенный и утилизационный сборы, поставили кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и на законных основаниях получили госномера российского образца, сейчас эксплуатируют роскошные автомобили, которые были куплены с огромным дисконтом. А те, кто решил сэкономить еще, сыграв в невидимку с государственной машиной, кусают локти и присматривают себе рухлядь тысяч за пятьдесят. Ведь у ведущего выиграть нельзя. Разве это новость?

Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года.

Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные.

Про уровень жизни в Армении можно узнать на нашем сайте.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налог на прибыль

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Акциз

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

НДС

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Платеж на имущество

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Уплата налогов

Заявление об уплате косвенных налогов — это документ, подтверждающий уплаченные налоговые платежи. Данное заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации обязательно до 20 числа.

В 2021 году действует также новая услуга подачи бумаг в электронном виде.

Армянский учёт: что нужно знать, прежде чем покупать авто в Ереване

На российских дорогах с каждым днём появляется всё больше машин с армянскими номерами. Но, что любопытно, за рулём находятся отнюдь не граждане Армении. Объяснение очень простое: эти автомобили можно беспошлинно ввезти в Россию, прилично выиграв в цене, и получить ещё несколько бонусов — например, стать невидимкой для камер и не платить транспортный налог. Джекпот? Не совсем. Рассказываем почему.

История с армянскими номерами один в один копирует историю с автомобилями из Беларуси. Напомним, количество «белорусов» прилично увеличилось в период с 2009 по 2011 год, и причиной тому была дешевизна машин из РБ, а также возможность ездить на иностранных номерах в полном соответствии с законом, ведь и Россия, и Беларусь входят в единое таможенное пространство. Сказка была недолгой: после принятия Минском новых таможенных пошлин в июле 2011 года подержанные иномарки в стране-соседке резко подорожали, и уже белорусы начали ездить в Россию за подержанными авто.

С Арменией на данный момент схожая ситуация. Эта страна, наряду с Россией, Казахстаном, Киргизией и Беларусью, входит в Евразийский экономический союз, а это значит, что понятия «временный ввоз» и «растаможка» машин из этих стран не касается .

В чём выгода?

Схема довольно проста. Для начала подбирается подходящий вариант на крупнейших армянских сайтах по продаже авто, например таких как List.am . Затем — перелёт в Ереван и… Нет, не покупка автомобиля. Первым делом гражданину России придётся сделать временную регистрацию в Армении. В этом вопросе могут помочь «специально обученные люди», которые попросят за это сумму 150-300 $.

После этого приобретается автомобиль, и покупатель вместе с продавцом едут в отдел дорожной полиции , где машина оформляется на нового владельца. Как и в России, для этого необходимо оформить местную страховку (аналог ОСАГО). Минимальный срок её действия должен составлять 3 месяца. Стоимость — в районе 2000 ₽. При этом за доплату (от 5000 ₽) можно приобрести «красивый» номер. Официально.

После этого счастливый новый собственник возвращается обратно в Россию и собирает завистливые взгляды. Почему?

Во-первых, в Армении существует огромное количество машин, которые в нашей стране либо редки, либо стоят намного дороже.

Во-вторых, дорожные камеры не читают армянские номера.

В-третьих, за мощный автомобиль не нужно платить огромный транспортный налог. В России. На «родине» машины — придётся, но он в Армении невелик (к примеру, 20 000 ₽ за 300 л.с., тогда как в России налог за те же лошадки будет равен 45 000 ₽), и оплатить его можно онлайн . И что еще важно: «Сумма налога на имущество для автомобильных транспортных средств с давностью выпуска свыше трех лет уменьшается за каждый год, следующий за третьим годом выпуска, на 10% суммы налога, но не более, чем на 50% суммы налога».

А недостатки у этой схемы есть?

Первый, он же главный: в 2020 году Армения изменит стоимость растаможки, пошлины вырастут. Логично, что и подержанные машины станут дороже.

Второй минус: если вы захотите сменить регистрацию автомобиля с армянской на российскую, то следует помнить, что это возможно сделать только для авто экологического класса не ниже Евро-5 и ввезённого в Армению до 10 октября 2014 года. Помимо этого, придётся уплатить утилизационный сбор и установить кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Третья проблема — это машины с правым рулём. Формально в Армении они запрещены. Но давно уже стало классикой жанра переоборудование в соседней Грузии «под левый руль». Стоит ли говорить, что делается это кустарно, и о нормах безопасности «установщики» не задумываются. Поэтому к азиатским авто — особое внимание.

Краткие выводы

Покупать машины в Армении выгодно. Не все, но многие. Никаких уплат при прохождении таможни не требуется. Гражданам РФ закон позволяет беспрепятственно передвигаться на автомобилях с армянскими номерами, но стать владельцем можно только при наличии временной регистрации, которая делается быстро, недорого и без нарушений закона. Продать такую машину можно, лишь перегнав её обратно в Армению. Можно переоформить и на российские номера, но есть ряд особых условий, под которые не попадают авто старше 10 лет . И главное: до подорожания осталось совсем немного, если есть желание — стоит поторопиться.

Роман Чертовских

«Россияне все чаще стали ездить за автомобилями в Армению: цены ниже, а, купив машину там, можно не делать растаможку и в дальнейшем эксплуатировать авто с армянскими номерами в РФ сколько угодно. Теперь такое разрешается. До 2018 года действовали определенные ограничения, но сейчас все барьеры сняты», – пишут в многочисленных группах автолюбителей.

Юлия Колпакова и Сергей Журба из села Мельниково в Томской области купили машины в Армении по этой инструкции, но через некоторое время авто пришлось поставить в гараж: иначе их владельцам грозит штраф, а при повторном нарушении и лишение прав на срок до трех месяцев.

Оказались вне закона: почему штрафуют владельцев авто, купленных в Армении

Юлия Колпакова с мужем решили покупать новую машину, когда поняли, что в семье из четырех человек ожидается пополнение. Начали искать минивэн и узнали, что в Армении его можно купить за 500 тысяч рублей. За растаможку машины, как объяснили Юлии знакомые, платить не нужно: Армения входит в Евразийский союз, поэтому авто можно зарегистрировать там и ездить по России на заграничных номерах. Единственный минус такой схемы якобы состоял в том, что машину нельзя будет поставить на учет в России и здесь же продать.

Колпаковы долетели до Армении, оформили там временную регистрацию, купили за 500 тысяч рублей восьмиместный минивэн и там же поставили его на учет. Без растаможки пересекли границу Армении, Грузии и России. На родине, рассказывает Юлия, их несколько раз останавливали сотрудники ГИБДД: проверяли страховку, другие документы и отпускали. Проблемы начались в июне 2020 года: знакомых семьи Колпаковых с купленным по такой же схеме авто остановили сотрудники ГИБДД и выписали штраф.

Оказались вне закона: почему штрафуют владельцев авто, купленных в Армении

Оказались вне закона: почему штрафуют владельцев авто, купленных в Армении

Нас не останавливали, мы просто поставили минивэн в гараж и не ездим на нем пока. Залезли в долги и купили разваливающуюся машину, – говорит Юлия. – Дело к зиме идет, муж на вахте, а детей надо возить в садик, в школу, на кружки и секции – я просто не справлюсь одна. Но машина эта ездит кое-как, стараемся далеко не выезжать. Местные инспекторы подтвердили: да, если попадемся, будет штраф на основании того, что машину нужно растаможить. Хотя у нас вроде единый таможенный союз с Арменией.

Юлия предполагает, что штрафовать владельцев авто с такими номерами начали именно летом из-за пандемии коронавируса и связанных с этим трат: деньги брали из казны, и теперь, мол, их нужно возвращать через штрафы. Девушка надеется, что эту проблему людям поможет решить государство.

«Просим правительство разобраться с этой ситуацией. Может, дать возможность зарегистрировать авто, которые уже ввезли таким путем в Россию. В Мельниково таких машин две, а по Томску штук 60. Вот у нас большая семья, могли бы нам разрешить, пойти навстречу», – призывает Юлия.

Сергей Журба, сосед Юлии Колпаковой, купил авто по такой же схеме в июле 2019 года. Сэкономить на покупке машины Сергею предложил приятель из Нижнего Новгорода, он же рассказал о нюансах и минусах покупки автомобиля этим способом. Сергей готовился два месяца: собрал необходимые документы, искал машину, а в июле прилетел в Армению вместе с женой. Там пара оформила временную прописку, купила машину, поставила ее на учет в местном ГИБДД и без растаможки выехала в сторону России через «зеленый коридор».

«У меня большая семья, трое детей. Была японская машина большая, но я ее в 2019 году продал, потому что она стала гнить очень сильно. Быстренько продал за 420 тысяч и за эти же деньги купил пятиместную машину, – рассказывает Сергей. – Сели мы в нее всей семьей и поняли, что ни бабушку теперь не можем привезти, ни как-то послужить людям или церкви. Хороших вариантов за эти же деньги здесь не было, поэтому решили покупать машину в Армении. Там она нам обошлась в 425 тысяч, восьмиместная. 70 тысяч на проживание и перелет ушло, мы эти деньги заняли. Но это все равно дешевле вышло, чем в России, здесь такой автомобиль около 800


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 27-01-23/84421 О ввозе транспортных средств для личного пользования из Республики Армения

Рассмотрев коллективное обращение по вопросу ввоза транспортных средств для личного пользования из Республики Армения, Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 ТК ЕАЭС и решений Евразийской экономической комиссии.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:

иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;

физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 г. N 62 "Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).

Вместе с тем в соответствии с правом ЕАЭС транспортные средства, приобретенные до 31 декабря 2019 года и выпущенные в свободное обращение в Республике Армения в период с 1 января по 1 мая 2020 года по "пониженным" ставкам таможенных пошлин, признаются в других государствах - членах ЕАЭС иностранным товаром:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение N 107);

до 2 мая 2025 года.

При этом пунктом 35 приложения N 3 к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Учитывая изложенное, в случае если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложения N 2 Решения N 107.

Директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Н.А. Золкин

Обзор документа

Если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования в Армении после 10 октября 2014 г. и имеет статус иностранного товара, для получения ПТС необходимо задекларировать транспорт и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы сумм, уплаченных в Армении, и сумм, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета ЕЭК.

Читайте также: