Транспортный налог на прицеп

Опубликовано: 26.04.2024

Что такое прицеп?

Понятия прицепа и полуприцепа подробно описаны в правилах дорожного движения. Прицеп – ТС без двигателя, предназначенное для перевоза груза в составе ТС с двигателем. Любой водитель имеет право установить прицеп на свой легковой автомобиль, решив вопрос по техническим характеристикам. Необходимо настроить работу автомобиля так, чтобы задние габариты и световые сигналы были установлены на прицепе. На прицепе должны быть сигналы поворота.

Существует подразделение прицепов по весу перевозимого груза:

  1. Вместимость до 750 кг;
  2. Вместимость от 750 до 3500 кг.

Груз, относящийся к обеим весовым категориям, не должен выступать за габариты прицепа более чем на 2 метра сзади и 2,55 метра по бокам. Груз, выступающий на 1 метр за габариты прицепа, необходимо обозначить как крупногабаритный соответствующим знаком. В прицепах и полуприцепах запрещено перевозить людей, а также легковоспламеняющиеся жидкости. К запрещенным относятся и баллоны с газом. Несмотря на то, что дачники часто перевозят запрещенный груз, и инспекторы ГИБДД не реагируют на это должным образом, запрет в законе есть.

Водитель с категорией прав В имеет право управлять автомобилем с прицепом, груз в котором не превышает 750 кг. Груз свыше данного веса может перевозить автомобилист с открытой категорией Е.

Груз в прицепе не должен мешать управлению автомобиля. Он не должен ухудшать видимость водителя прицепа и других лиц на дороге. Груз не должен перевешивать в одну сторону, тем самым ухудшая управляемость машины.

14.04.2021Локаут запрещен по Трудовому кодексу: что нужно знать?

Локаут – это временная приостановка производства без выплаты зарплаты, массовое освобождение сотрудников от занимаемых должностей. Чаще всего локаут возникает как ответная мера на забастовки работников. Локаут в трудовом праве — это увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке.

14.04.2021Возврат на УСН после его потери возможен через 1,5 года

Фирма лишается права на применение УСН, как только лимит по доходам будет превышен. Повторный переход на упрощенку возможен только через год. Если, например, превышение лимита произойдет по итогам второго квартала, компания может лишится права на применение УСН на 1,5 года: до конца текущего года и следующий год.

14.04.2021Сведения из ваших ККТ понадобились Росстату

ФНС своим приказом от 25.12.2020 г. № ЕД-7-20/[email protected] утвердила требования к обезличиванию фискальных данных и методы такого обезличивания. Обезличивание необходимо для того, чтобы использовать эти данные в статистических целях либо иных исследовательских целях.

14.04.2021ИФНС вправе запрашивать сведения по сделкам за рамками проверки

Инспекторы попросили компанию представить документы об определенных сделках с контрагентами за три года вне рамок ревизии. Правомерно ли это?

14.04.2021Сотрудник «забыл» рассчитаться за купленную ему машину

Работодатель купил сотруднику машину, а ее стоимость они договорились вычитать из зарплаты. Но вместо того, чтобы отдавать деньги, сотрудник придумал кое-что получше – уволился. Фирма инициировала его банкротство. Но и там мужчина не вернул в конкурсную массу деньги от аннулированной сделки. Несмотря на это, суды завершили процедуру и списали все долги. Дело дошло до Верховного суда, который оценил поведение должника.

13.04.2021Отпуск по совместительству «подстраивается» к отпуску по основной работе

Организация, у которой в штате работают совместители, обязана учитывать наличие у работников основного места работы. И, наоборот, организация, которая является основным работодателем, не обязана учитывать наличие у работника работы по совместительству.

13.04.2021На работу пришел «удаленщик» без трудовой книжки. Заводить ли ему новую?

Организация взяла на дистанционную работу сотрудника. При трудоустройстве он не смог прислать фирме свою трудовую книжку в связи с ее утратой. Однако, потребовал от работодателя оформить новую. Обязана ли фирма заводить новую трудовую книжку дистанционному работнику? Ответ на этот вопрос дал Роструд в письме от 31.03.2021 г. № ПГ/06237-6-1.

13.04.2021Когда не нужно восстанавливать НДС при изменении количества товара

При изменении стоимости отгруженных товаров в рамках первоначального договора поставки продавец составляет корректировочный счет-фактуру. Стоимость может уменьшиться из-за изменения цены или уточнения количества отгруженных товаров. При уменьшении стоимости отгрузки на основании корректировочного счета-фактуры продавец может заявить НДС-вычет, а покупатель восстанавливает НДС, принятый к вычету. Разберемся, всегда ли работает этот порядок, если цена договора снижена в связи с недопоставкой?

13.04.2021С экрана в суд: используем скриншот как доказательство

Может ли снимок экрана быть использован в суде как доказательство? И нужно ли заверять этот документ у нотариуса? На эти и другие вопросы по просьбе журнала «Расчет» ответила Линара Хабирова, руководитель отдела юридического сопровождения Группы «Деловой профиль».

13.04.2021Кто должен установить уважительность причины нарушения больничного режима?

Если сотрудник в период болезни без уважительных причин нарушит режим, установленный ему лечащим врачом, размер пособия по временной нетрудоспособности ему снизят. ФСС в письме от 31.03.2021 № 15-15/7710-7534л рассказала о том, кто и в каком порядке устанавливает уважительность причины, по которой был нарушен режим.

13.04.2021Как учитывать расходы на повышение квалификации

Вопрос профессионального уровня волнует не только отдельно взятого человека, но и компанию, в которой он работает. Поэтому работодатели направляют своих сотрудников на разнообразные курсы, семинары, тренинги, чтобы актуализировать их знания и навыки. Все это требует затрат. Все ли можно учесть в расходах фирмы?

13.04.2021Отпуска для совместителей: учитываем особенности

Совместителям ежегодный отпуск нужно предоставить одновременно с отпуском по основному месту работы. Однако, при этом возникают вопросы: обязательно ли у этих отпусков должна быть одинаковая продолжительность? Если возникнет производственная необходимость, можно ли отозвать сотрудника из отпуска, который ему предоставили по совместительству? Ответы на эти вопросы дали чиновники Минтруда и Роструда в письмах от 26.03.2021 г. № 14-2/ООГ-2680 и 30.03.2021 г. № ПГ/05772-6-1.

13.04.2021Формула расчета количества дней неиспользованного отпуска при увольнении

При увольнении работнику выплачивают денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. При этом право на получение компенсации не зависит от причины увольнения работника.

13.04.2021Оформляем использование личного автомобиля работника в служебных целях

Использование работником своего личного авто для поездок по служебным делам можно оформить договором аренды либо допсоглашением к трудовому договору.

13.04.2021При получении оплаты за ЖКУ не всегда нужно применять ККТ

Нужно ли использовать онлайн-кассу при расчетах за коммунальные услуги и кто должен применять ее, а также выдавать чек?

13.04.2021Развод супругов по согласию… третьих лиц

После развода жена через суд получила часть доли в бизнесе мужа. Налоговая внесла сведения о ней как об еще одном участнике общества. Но бизнес-партнеры оказались против. Доказать, что она должна была получить их согласие, удалось только в Верховном суде. ВС пояснил: раз в уставных документах указано, что для перехода третьим лицам доли нужно одобрение, значит, бывшая супруга должна была соблюсти корпоративную процедуру.

12.04.2021Какие преференции при трудоустройстве есть у граждан из ЕАЭС

Прием на работу иностранных граждан из стран — членов ЕАЭС осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Договора о ЕАЭС. Этот порядок распространяется на граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. О том, какие преференции при трудоустройстве предоставлены гражданам этих стран, рассказал Минтруд в письме от 19.03.2021 г. № 16-4/ООГ-1925.

12.04.2021Когда счет-фактуру можно не выставлять, но потребуется 2 кассовых чека

В НК РФ написано, что счета-фактуры не должен выставлять розничный продавец при продаже товаров населению, если он выдал покупателю кассовый чек. А мы напомним, в каком случае потребуется даже не один, а два кассовых чека.

12.04.2021Про НДФЛ за I квартал 2021, и не только — дайджест

Мы подготовили советы и шпаргалки по отражению налогов на доходы физлиц в 6-НДФЛ за первый квартал 2021 года, и не только, в виде подборки важного по теме за неделю.

12.04.2021Розничная торговля на патенте в вопросах и ответах

Вопросы предпринимателей о том, как применять ПСН при торговле в розницу, нередки. Только в последнее время чиновники рассмотрели множественные обращения бизнесменов и направили им свои рекомендации. Разберемся, что же они посоветовали «патентным» предпринимателям.
1 Следующая страница >>

Не смотря на то, что прицеп – это вспомогательное транспортное средство, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД и поставить на учет. Водитель также обязан проходить ежегодный техосмотр (1 раз в два года, если год выпуска ранее 5 лет) и страховать прицеп.

Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва доб 152
  • Санкт-Петербург доб 152
  • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

Прицеп получает государственный номер после прохождения обязательной процедуры регистрации. Для того, чтобы зарегистрировать прицеп, нужно обратиться в ГИБДД с документом, подтверждающим право собственности. Срок на постановку на учет после приобретения прицепа и полуприцепа составляет 10 дней.

Начисляется ли транспортный налог на прицепы и полуприцепы?

Ответ – нет. В список транспортных средств, подлежащих налогообложению, входят наземные, водные и воздушные ТС. Транспортные средства без двигателя не относятся к категории объектов налогообложения по транспортному налогу. Они не включены в данные списки.

Для предприятий важно знать, что прицепы относятся к передвижным установкам, которые выполняют производственные функции. Бухгалтерия должна отнести имеющийся на балансе прицеп к основным средствам, начислять амортизацию и вести учет в соответствии с требованиями ПБУ «Основные средства».

В случае ошибочного начисления транспортного налога на прицеп физическому или юридическому лицу необходимо составить жалобу в письменном виде, сослаться на статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации и потребовать снятия начислений неправомерных налогов

За что платить не нужно

Если перечень налогооблагаемых ТС представлен в первом пункте 358 статьи, то нам сейчас интереснее второй пункт.

Он дает понять, платится ли ТН за автоприцепы.

Не нужно платить в казну, если у вас:

ремонтные-шипы-для-зимней-резины


Смотрите также

Ремонтные шипы для зимней резины: где купить и как вставлять

  • моторная лодка мощностью до 5 лошадиных сил;
  • весельная лодка;
  • машина для инвалидов;
  • автомобиль, приобретенный через соцзащиту;
  • промышленное судно;
  • разыскиваемое ТС;
  • самоходные комбайны;
  • тракторы;
  • спецмашины и пр.

Все это транспортные средства.

Но по закону автоприцеп транспортным средством не является, поскольку у него отсутствует двигатель и он не может передвигаться самостоятельно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:


И. Г. Володькина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

На балансе прицеп к легковому автомобилю, следует ли организации начислять транспортный налог, сдавать декларацию по транспортному налогу?

Ответ

Прицеп не является объектом налогообложения по транспортному налогу. Тем не менее, при использовании на дорогах общего пользования такой прицеп должен быть зарегистрирован.

Транспортный налог с прицепа не уплачивается, декларация по транспортному налогу начиная с периода 2020 г. не подается.

Обоснование

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, прицеп определяется как транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Прицепные устройства для легковых и грузовых автомобилей допускаются к участию в дорожном движении только после обязательной регистрации в ГИБДД.

Таким образом, если организация собирается использовать прицепное устройство на дорогах, то оно должно быть зарегистрировано. Зарегистрировать прицеп необходимо в течение 10 календарных дней со дня, следующего за покупкой прицепа. Это регламентируется пунктом 3 статьи 8 ФЗ О регистрации.

О том, что прицепы автомобильные не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, было сказано и в Письме Минфина России от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03.

Платить налог должны организации и физлица (в том числе ИП), если на них в ГИБДД или в других госорганах зарегистрирован транспорт, который считается объектом обложения (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 33 Воздушного кодекса РФ, ст. ст. 16, 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, ст. ст. 33, 35 Кодекса торгового мореплавания РФ, п. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 28 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ, п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764, п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507).

В статье 358 НК РФ речь идет о самоходных машинах и механизмах, а прицепное оборудование не имеет двигателя и не может передвигаться самостоятельно. Следовательно, прицепы и полуприцепы не являются объектом налогообложения.

Таким образом, транспортный налог с прицепа не уплачивается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363.1 Кодекса налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Согласно вступившему в силу с 1 января 2021 года пункту 17 статьи 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" статья 363.1 Кодекса признается утратившей силу. При этом согласно части 9 статьи 3 Федерального закона N 63-ФЗ с 1 января 2021 года налоговые декларации по налогу не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.


И. Г. Володькина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

О сроках

В ИМНС по Бобруйску сообщили, что для уплаты придет извещение из налогового органа, которое владельцам авто должны вручить не позднее 1 сентября 2022 года. Срок уплаты транспортного налога – 15 ноября 2022 года (т.е. следующего за истекшим).

При этом предусмотрены особенности уплаты налога для тех граждан, за которыми на 1 января 2021 г зарегистрированы транспортные средства (за вами на учете в ГАИ числится ТС), но при этом они не получили разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого уплачена государственная пошлина. Такие физические лица уплачивают транспортный налог за 2021 год иначе: в этом году платят аванс за 2021 год, в следующем – доплату.

  • не позднее 15 декабря 2021 г. ими уплачивается авансовый платеж по транспортному налогу на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 ноября 2021 г. Размер авансового платежа – 1 базовая величина (29 руб.), а за каждый прицеп, прицеп-дачу (караван) и мотоцикл – 20 руб.;
  • не позднее 15 ноября 2022 г. они производят доплату транспортного налога до размера установленной ставки этого налога на основании извещения, вручаемого не позднее 1 сентября 2022 г.

Пример, если вы ранее не платили транспортный налог

У гражданина 30 сентября 2020 закончился срок действия разрешения на участие в дорожном движении для легкового авто 2009 года выпуска массой 2,10 т. По новым правилам, разрешение на свое авто гражданин автоматически получил в январе 2021 г.

В данном случае ему необходимо не позднее 15 декабря этого года уплатить авансовый платеж в размере 29 рублей (одна базовая). Оплачивает налог автомобилист на основании извещения, направленного в его адрес не позднее 1 ноября (за месяц), а затем доплату нужно сделать не позднее 15 ноября 2022 года (также на основании извещения налогового органа, но уже направленного не позднее 1 сентября 2022).

То есть, если в 2021 году госпошлина у вас уже не действовала, то вы платите аванс в 2021 году, а затем доплату в 2022 году.

Вычисления

При этом данному владельцу авто нужно будет доплатить 93 руб. (122 рубля минус 29 рублей).

122 рубля – ставка транспортного налога, установленная за легковой автомобиль разрешенной максимальной массой более 2 тонн, но не более 2,25 тонн, 29 рублей – сумма уплаченного авансового платежа.

Пример, если ранее вы платили транспортный налог

Если у гражданина срок действия разрешения на участие в дорожном движении для легкового автомобиля массой 2,10 тонны закончился 31 марта 2021 (уже в этом году), то в данном случае ему потребуется на основании извещения налогового органа (направленного не позднее 1.09.2022), уплатить сумму транспортного налога в размере 91,50 руб. не позднее 15.11.2022. То есть, у него будет время сделать оплату практически до конца следующего года.

Вычисления

122 рубля * 9/12 = 91,50 рублей.

Где 122 – ставка транспортного налога, установленная за легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 2 тонн, но не более 2,25 тонн, 9 – количество месяцев, за которое исчислен налог.

В данном случае авансовый платеж не уплачивается, поскольку по состоянию на 1.01.2021 (начало года) у гражданина имелось действующее разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Таким образом, те, кто в 2020 году платил транспортный налог, за текущий 2021 год уплачивает его только за те месяцы, которые не были оплачены.

Фото из архива
Фото из архива "ВБ"

Кому платить налог не нужно?

  • не признаются объектом налогообложения автомобили с годом выпуска 1991 и ранее.
  • Не нужно платить транспортный налог на электроавтомобили – данная льгота предоставлена по 31 декабря 2025 года.
  • Не подлежат налогу автомобили, специально оборудованные для использования людьми с инвалидностью.
  • Не придется платить налог за авто, снятые с учета до 1 июля 2021 года.

Владельцам автохлама платить тоже придется

Внимание, если у вас в гараже стоит автохлам, который не подлежит ремонту, и ездить на нем вы не собираетесь – снимите авто с учета, иначе вам придет извещение из налоговой на уплату.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные за физлицами и организациями в ГАИ МВД Беларуси.

Транспортный налог подлежит уплате физлицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении.

Суммы

Языком цифр

Ставка транспортного налога будет зависеть от массы машины. Кратко: до 1,5 тонны – 61 рубль, 1,5-1,75 тонны – 81 рубль, 1,75-2 тонны – 102 рубля, 2-2,25 тонны – 122 рубля, 2,25-2,5 тонны – 142 рубля, 2,5-3 тонны – 162 рубля, свыше 3 тонн – 223 рубля.

Введенный транспортный налог по сравнению с величиной госпошлины снижен на 25 процентов для физических лиц. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500, как это было ранее.

Сколько платит физлицо

Размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости либо определяется за одну единицу транспортного средства.

Категория транспортного средства За год, рублей
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 1,5 тонны (а также при отсутствии информации о разрешенной максимальной массе) 61
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны 81
более 1,75 тонны, но не более 2 тонн 102
более 2 тонн, но не более 2,25 тонны 122
более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны 142
более 2,5 тонны, но не более 3 тонн 162
более 3 тонн 223
Прицеп с разрешенной максимальной массой:
не более 0,75 тонны 41
более 0,75 тонны 223
Прицеп-дачу (караван) 41
Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 2,5 тонны 162
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 345
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 447
более 12 тонн 508
Автобус с числом посадочных мест:
до 20 включительно 244
от 21 до 40 включительно 345
свыше 40 447
Мотоцикл 41
Седельный тягач 406

Сколько платит организация

Опять же, размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости либо определяется за одну единицу транспортного средства.

Категория транспортного средства За год, рублей
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 1 тонны 162
более 1 тонны, но не более 2 тонн 209
более 2 тонн, но не более 3 тонн 255
более 3 тонн 325
Прицеп с разрешенной максимальной массой:
не более 0,75 тонны 116
более 0,75 тонны 278
Прицеп-дачу (караван) 116
Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 2,5 тонны 278
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 394
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 510
более 12 тонн 580
Автобус с числом посадочных мест:
до 20 включительно 278
от 21 до 40 включительно 394
свыше 40 510
Мотоцикл 70
Седельный тягач 464

ТО и налог не связаны между собой

С 1 января техосмотр отвязали от обязательной оплаты госпошлины за дороги. «Письма счастья» за отсутствие ТО нарушители стали получать с 19 марта. То есть теперь камеры фотофиксации выявляют не только превышение скорости и нарушение правил остановки/стоянки, но и отсутствие техосмотра.

Работают камеры так же, как и по скорости. Камеры фиксируют факт участия транспортного средства в дорожном движении, распознают регистрационный знак и сверяют его с базой данных АИС «Белтехосмотр» на наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении. При отсутствии разрешения в отношении собственника выносится соответствующее постановление.

Если нарушение зафиксировано впервые, то владельцу придет постановление не со штрафом, а с предупреждением. В следующий раз собственнику транспортного средства придется уплатить штраф в размере 0,5 базовой величины (14,5 рублей). При этом к ответственности привлекается как физическое, так и юридическое лицо – собственник или владелец транспортного средства.

В соответствии с положениями нового КоАП, если камеры зафиксируют несколько таких нарушений в течение суток, то есть с 00:00 до 23:59, то собственник транспортного средства будет привлечен к административной ответственности только один раз.

По оплате штрафа работает тот же принцип, что и с оплатой штрафов за превышение скорости. Внести оплату следует не позднее 30 дней со дня получения копии постановления. Вся необходимая информация по оплате также там есть.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в подразделении ГАИ по месту жительства в течение месяца со дня получения копии постановления.

Нюанс: пользователи сети отмечают, что просто так письма за отсутствие ТО не приходят, для этого нужно, к примеру, превысить скорость перед камерой. Водители делятся информацией в соцсетях, что попали на камеру за превышение скорости, и постановление за техосмотр пришло одновременно с «письмом счастья» за нарушение скоростного режима. В ГАИ эту информацию не комментировали.

Читайте также: