Транспортный налог на прицеп к грузовому автомобилю

Опубликовано: 02.05.2024

Содержание:

  • 1. Общие сведения
  • 2. Элемент налогообложения
  • 3. Вопросы и ответы
    • 3.1. Требуется ли проводить регистрацию прицепов?
    • 3.2. Нужно ли проходить технический осмотр прицепу?
    • 3.3. Страховка на прицеп – имеется ли необходимость?

img

Для многих автовладельцев, оплата налога на транспорт – это неотъемлемая часть, входящая в список обязательных платежей. Правило касается средств передвижения, под которыми принято понимать легковые и грузовые автомобили. Что делать, когда речь заходит о прицепах. Относится ли данный вид техники к средству передвижения и облагается ли налогами. Данный вопрос остается открытым для большинства водителей.

Общие сведения


В бюджет государства производятся отчисления практически всеми собственниками транспортных средств. Исключение составляют те виды средств передвижения, которые освобождены от сборов в силу норм законодательства. Если своевременно не производить платежи, владелец автотранспорта будет привлечен к административной ответственности и в отношении него будет применено наказание в виде штрафных санкций.

Чтобы выяснить, нужно ли оплачивать транспортный сбор в отношении прицепов, следует понять, что представляет из данный вид техники и что говорит об этом закон.

Если разобраться, данный вид средства передвижения не может представлять собой самостоятельный объект, предназначенный для перевозки различных грузов и граждан. Он выступает в качестве вспомогательной техники, передвигающейся за счет основного вида транспорта.

Общие процедуры, предусмотренные законом, имеют свое распространение и на прицепы:

  • проведение регистрации в дорожной инспекции;
  • прохождение технического осмотра;
  • оформление и заключение страхового полиса.

Первый пункт является обязательным, так как проводится в отношении всех транспортных механизмов.

Несмотря на то, что прицеп и автомобильная техника имеют общие черты в части учета и регистрации, транспортный налог оплате не подлежит.

Элемент налогообложения

Налоговое законодательство предусматривает четкий перечень объектов, подлежащих налогообложению. Если обратиться к статье 358 НК РФ, можно увидеть полный перечень транспортных средств, за которые автовладельцы обязаны уплачивать налоги.

Чтобы понять, относится ли прицеп к элементу налогообложения, необходимо разобраться, что подразумевается под данным термином.

Прицеп относится к виду движимого имущества, которым не может управлять физическое лицо и не способным передвигаться самостоятельно, в силу отсутствия механических деталей.

Законодательные акты не регламентируют необходимость постановки таких средств на налоговый учет, так как их передвижение без автомобиля не представляется возможным.

Единственный налог, от которого не освобождены автовладельцы – с продажи прицепов. Но даже здесь имеется исключение. Если прицеп находится во владении свыше 3 лет и стоимость продажи не превышает 250 000 рублей, оплачивать налог не потребуется.

Несмотря на то, что рассматриваемый объект не попадает под налогообложение, имеют место случаи, когда автовладельцы получают уведомления по уплаты налога в отношении таких устройств.


Получив такое уведомление, не стоит его игнорировать. Не откладывая в дальний угол оповещение, следует обратиться в территориальное отделение налоговой службы. При себе необходимо иметь удостоверение личности, документы о праве собственности и регистрации, где будет видно, что средство передвижения, включенное в налоговую базу, относится к категории прицепов. Не стоит производить оплату, только потому, что пришло уведомление. Если оплатить налог, а потом подать жалобу, вернуть уплаченные средства получится с трудом. Придется подавать заявление (возможно, неоднократно), доказывать, что оплата была произведена ошибочно.

Для удобства, можно обратиться в налоговую инспекцию в онлайн-режиме:

  • на официальном сайте ФНС выбирается форма «Обращение граждан»;
  • через личный кабинет налогоплательщика нужно перейти в раздел жизненных ситуаций;
  • в открывшемся окне описывается о пришедшем налоге на прицеп (лучше указать как можно больше информации – номер уведомления, дату получения, личные данные налогоплательщика и пр.).

Важно сделать ссылку на статье 358 НК РФ и сделать акцент, что транспортный налог с прицепа не взимается. Ответ на заявление должен потупить в течение 30 дней.

Если даже после отправки запроса налоговая продолжит высылать уведомления, следует с жалобой обратиться к вышестоящему руководству. Крайней мерой будет являться обращение в судебную инстанцию.

Вопросы и ответы

Многих автовладельцев, имеющих в распоряжении рассматриваемый вид средства передвижения, интересует ряд вопросов, на которые следует рассмотреть ответы.

Требуется ли проводить регистрацию прицепов?

Нужно ли проходить технический осмотр прицепу?

Прохождение данной процедуры является обязательным для данного вида техники. Проводится технический осмотр каждые два года. Это правило касается, если с момента выпуска прицепа прошло менее 5 лет.

Страховка на прицеп – имеется ли необходимость?

Проводить процедуру страхования не требуется. Данное правило касается только легковых транспортных средств. Главное, чтобы общий вес средства не превышал 3 500 кг. Если превышение имеет место, возникает обязанность по оформлению ОСАГО.

Организация в настоящее время приобретает прицеп к имеющемуся у нее легковому автомобилю за 180 тыс. руб. Организация зарегистрирована в Московской области, там же будет поставлен на учет в органах ГИБДД прицеп. Нужно ли организации платить за прицеп транспортный налог и налог на имущество и подавать соответствующие налоговые декларации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Организация не обязана платить транспортный налог и включать в налоговую декларацию по транспортному налогу рассматриваемый прицеп.

2. В Московской области налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, установлена в 2018-2020 годах в размере 0%. Следовательно, налог на имущество организаций со стоимости прицепа в 2018-2020 годах не начисляется.

Однако прицеп следует указывать в налоговой декларации в составе льготируемого имущества.

Обоснование вывода:

При рассмотрении вопроса мы будем исходить из того, что автомобильный прицеп будет принят Организацией на учет в качестве объекта основных средств.

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ несамоходные прицепы не являются объектом обложения транспортным налогом.

В п. 12 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, подтверждается, что несамоходный наземный транспорт, в том числе прицепы и полуприцепы, не облагается транспортным налогом. О том, что прицепы автомобильные не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, сказано и в письме Минфина России от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03.

Таким образом, транспортный налог по автомобильному прицепу платить не нужно.

Декларацию по транспортному налогу Организация обязана представлять в налоговый орган, поскольку из вопроса понятно, что на Организацию зарегистрирован как минимум один автомобиль. Однако включать в налоговую декларацию автомобильный прицеп не следует.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). В силу п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога на имущество. Законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Пунктом 4 ст. 374 НК РФ предусмотрены виды имущества (объекты), не признаваемые объектами налогообложения. В частности, объектами налогообложения не признаются объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Статьей 381 НК РФ предусмотрены налоговые льготы. Так, на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от обложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

В силу п. 1 ст. 381.1 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017 (п. 58 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), с 1 января 2018 года налоговая льгота, указанная в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

При этом законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что в силу п. 3.3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1% (смотрите также письмо Минфина России от 15.01.2018 N 03-05-05-01/1199).

Иными словами, льгота, предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ для движимого имущества, с 01.01.2018 применяется исключительно по решению региональных властей.

Обращаем внимание, что данное новшество не актуально для объектов основных средств, включенных в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Они по-прежнему не признаются объектами налогообложения на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства России от 01.01.2002 N 1, прицепы и полуприцепы прочие относятся к пятой амортизационной группе (код ОКОФ 310.29.20.23).

В соответствии с Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" (далее - Закон N 150/2003-ОЗ) налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, установлена в размере 0% в 2018-2020 годах (статья 1 Закона N 150/2003-ОЗ).

Учитывая, что рассматриваемый прицеп является движимым имуществом, относящимся к пятой амортизационной группе, приходим к выводу, что в 2018-2020 годах налог на имущество организаций со стоимости прицепа платить не нужно. В дальнейшем все будет зависеть от законодательства Московской области.

В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы (в частности, по своему местонахождению) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (далее - расчет) и налоговую декларацию (далее - Декларация).

Организация не признается налогоплательщиком и у нее не возникает обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на имущество при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-02-08/41, письмо ФНС России от 08.02.2010 N 3-3-05/128). В рассматриваемом же случае, судя по условиям вопроса, у Организации есть имущество, признаваемое объектом налогообложения в силу ст. 374 НК РФ.

Порядок заполнения налоговой отчетности по налогу на имущество организаций утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения" (далее - Порядок).

Декларация (расчет) заполняется в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения, включая то, в отношении которого установлены налоговые льготы, в том числе по п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-05-05-01/13717). Согласно Порядку код налоговой льготы в данном случае - 2010257.

Таим образом, Организация должна подавать в налоговый орган Декларацию, отразив в ней налоговую льготу по движимому имуществу.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Налог на имущество организаций;

- Энциклопедия решений. Налоговые преференции по налогу на имущество организаций (налоговые льготы, освобождение и пр.);

- Энциклопедия решений. Декларация по налогу на имущество организаций и расчеты по авансовым платежам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

30 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Автомобилистам не всегда понятно, нужно ли платить налог на прицеп. Согласно действующему закону частные и юридические лица, являющиеся владельцами какого-либо вида транспортного средства, обязаны вносить в казну государства автосбор (ст. 357 НК). Чтобы понять, подпадают ли под эти требования прицепы и полуприцепы, нужно разобраться в нормативных актах, регламентирующих налогообложение ТС.

  1. Нужно ли платить транспортный налог на прицеп и полуприцеп
  2. Транспортный налог на легковые прицепы
  3. Транспортный налог за тракторный прицеп
  4. Примерные налоговые ставки на тяжеловозы с прицепами
  5. Вопросы читателей

Нужно ли платить транспортный налог на прицеп и полуприцеп

Под прицепом и полуприцепом понимают виды ТС, которые не могут самостоятельно передвигаться. Устройства приводятся в движение при помощи:

  • трактора;
  • автомобиля;
  • снегохода;
  • мотоцикла.

Налог на прицеп

Исходя из этого, платить налог в казну не нужно, поскольку подобные механические устройства не могут иметь водителя и приводятся в движение при помощи тягача. Механизмы подлежат:

  • прохождению ТО;
  • госрегистрации в ГИБДД;
  • страхованию.

В Приказе МНС № БГ-3-21/177 2003 года (п. 12, подраздел IV) поясняется, что несамоходные объекты не подлежат налогообложению, независимо:

  • от веса;
  • года сборки;
  • объема;
  • предназначения.

Важно. Все виды полуприцепов и прицепов подлежат учету, классификации, ТО.

Если налоговая инспекция присылает квитанции с требованием уплатить налог, необходимо подготовить претензию, в которой указывается ссылка на действующие законодательные акты. В качестве основного аргумента может быть приведен Приказ МНС № БГ-3-21/177 2003 года.

Транспортный налог на легковые прицепы

Прицеп — это особый вид ТС, не имеющий двигателя. Механизм передвигается транспортным средством, имеющим мотор. Такая техника предназначена для транспортировки грузов. Независимо от предназначения прицепа в его конструкцию входят:

  • кузов;
  • подвеска;
  • колеса;
  • рама;
  • дышло.

Транспортный налог на легковые прицепы

Под определение подпадают также:

  • прицепы-роспуски;
  • полуприцепы.

Прицепные устройства подразделяют на следующие виды:

  • универсальные грузовые;
  • специализированные (для перевозки техники);
  • прицепы-дачи.

За дом на колесах, который перевозится трактором либо автомобилем, плата не взимается. Прицепы делят по грузоподъемности:

  • О1 — устройства с массой до 750 кг;
  • О2 — механизмы с весом от 750 до 3500 кг.

Важно. Для управления авто с прицепом, имеющим массу свыше 3500 т, нужно иметь права с открытой категорией Е.

Несамоходные транспортные агрегаты не входят в список облагаемых налогом ТС. Если пришло письмо из ИФНС с требованием заплатить деньги за прицепное устройство, следует сразу обратиться в ближайшее отделение налоговой инспекции за разъяснениями.

Транспортный налог за тракторный прицеп

Бортовые грузовые полуприцепы и закрытые тентами площадки на колесах, предназначенные для тракторов, не относятся к самоходным ТС. По этой причине они не могут облагаться налогами. Закон принят на федеральном уровне и не может быть отменен региональными актами.

Примерные налоговые ставки на тяжеловозы с прицепами

Величина сбора зависит от нескольких факторов:

  • года выпуска авто;
  • мощности двигателя;
  • места регистрации.

За российский КАМАЗ, имеющий мощность 220 л. с., придется заплатить автосбор от 6600 рублей, таким же будет транспортный налог на VOLVO FL6 с аналогичным двигателем.

Примерные налоговые ставки в 2020 году на тяжеловозы с прицепами

Тот же вид тяжеловозов, но с мощным мотором 400 л. с. обойдется в ежегодную сумму взноса от 16 до 20 тыс. рублей.

Налог на любой вид наземного, водного транспорта, летательного аппарата можно рассчитать на калькуляторе онлайн www.nalog.ru/rn77/service/calc_transport. Посетитель вводит в окошки вид ТС, его массу, год сборки, мощность. Для несамоходных механизмов расчет не предусмотрен, поскольку они не подлежат налогообложению.

Вопросы читателей

Начисляется ли транспортный налог на прицеп для легкового автомобиля? Я купил крытый фургончик, чтобы возить вещи из дома на дачу. Сосед говорит, что за него тоже нужно платить деньги в казну. Правда ли это?

Ответ: Автосбор взимается только с транспортных средств, оборудованных двигателем.

Купил «дом на колесах». На мой «Москвич» налог пришел, а на фургончик нет. Разве не нужно платить за него?

Ответ: Все правильно, согласно действующему законодательству транспортный налог взимается только с ТС, имеющих двигатель.

Транспортный налог в 2020 году: таблица, ставки, изменения


Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Организации и ИП, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны платить транспортный налог. При этом во многих случаях для правильного расчета налога недостаточно просто умножить ставку на мощность двигателя. Требуется учитывать дополнительные параметры. Например, дату приобретения или продажи машины, а также ее стоимость. Наша статья поможет разобраться, как правильно рассчитать и заплатить транспортный налог в 2020 году.

Кто должен платить транспортный налог

Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Что касается водного транспорта, то налогом облагаются также несамоходные (буксируемые) суда — баржи, платформы, плавучие доки и т.п. А вот в отношении прицепов к наземным транспортным средствам платить налог не нужно, даже если прицеп оснащен мотором, необходимым для работы установленного на нем оборудования (письмо Минфина от 16.02.11 № 03-05-05-04/03).

Надо ли платить налог с квадрокоптеров? Все зависит от максимальной взлетной массы летательного аппарата. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, официальная регистрация необходима, если указанная масса «беспилотника» превышает 30 кг. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг включительно подлежат не госрегистрации, а учету (п. 3.2 ст. 33 ВК РФ).

Эта разница в терминологии имеет существенное значение для целей уплаты транспортного налога. Как было сказано выше, им облагаются только зарегистрированные транспортные средства. Поэтому в отношении «беспилотников» со взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг платить транспортный налог не нужно (письмо ФНС от 11.02.19 № БС-4-21/2295@).

Уклонение от регистрации транспортного средства (ТС) не освободит его владельца от необходимости перечислять транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.12 № 14341/11).

Путевые листы
Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Основные изменения в транспортном налоге на 2020 год

С 2020 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме (утв. приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@; см. « Утверждена форма заявления о льготах для организаций по транспортному и земельному налогам »).

Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации. ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/18359@).

Срок подачи заявления о льготах не установлен. Но, очевидно, что сделать это лучше до даты уплаты налога или первого авансового платежа по нему. Поэтому если у организации имеется льгота по уплате налога (авансовых платежей) за 2020 год, то желательно не затягивать с направлением заявления. Хотя, заметим, что ФНС не возражает против более поздней подачи заявления (в 2021 году), то есть уже после уплаты налога и получения от ИФНС сообщения об исчисленной (без льготы) сумме налога (письмо ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/24690@; см. «В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2020 года»).

Подать заявление о льготе в 2020 году через интернет Подать бесплатно

Произошли изменения и в форме декларации по транспортному налогу. Новый бланк утвержден приказом ФНС от 26.11.18 № ММВ-7-21/664@ (см. « Декларацию по транспортному налогу за 2019 год надо будет сдать по новой форме »). По этой форме организациям следовало сдать декларацию за 2019 год (до 3 февраля 2020 года). Также она применяется для представления уточненных деклараций за 2019 год.

А вот сдавать декларацию по транспортному налогу за 2020 год не нужно. Она отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ (см. « Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц »). Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.

Еще одно изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете налога за 2020 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты (см. « Опубликован перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога за 2020 год »). В списке дорогостоящих автомобилей появились не только премиальные марки, но и «народные» автомобили: Honda Pilot, Mazda CX-9 и Subaru Outback.

Получать от ИФНС сообщения о сумме налога через интернет и автоматически формировать платежки по данным сообщения

Таблица транспортного налога

Единой ставки по транспортному налогу не существует. В каждом субъекте РФ установлены свои размеры (но в большинстве случаев они не могут отличаться от установленных в НК РФ ставок более, чем в 10 раз). Ставка зависит от типа транспортного средства (наземное, водное, воздушное), наличия у него мотора и его мощности.

Информацию об актуальных ставках транспортного налога в том или ином регионе можно найти при помощи специального сервиса на сайте ФНС. Для этого нужно указать в соответствующих полях данные о налоговом периоде (год, за который платится налог) и регионе. После этого надо нажать кнопку «Найти» и перейти по ссылке «Подробнее» (находится напротив появившихся сведений о региональном законе).

Повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога

Налог с дорогостоящих машин рассчитывается с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). Он составляет:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей стоимостью от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также в отношении легковых автомобилей стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Перечень таких автомобилей на 2020 год размещен на сайте Минпромторга. При использовании данного списка надо учитывать, что в отношении некоторых из них введены дополнительные ограничения. Речь идет о графе «Количество лет, прошедших с года выпуска» таблицы. К примеру, по автомобилям BMW M240i xDrive с бензиновым двигателем объемом 2 998 куб. см. коэффициент применяется только в том случае, если с даты выпуска прошло от 1 года до 2 лет включительно.

Как определить количество лет, прошедших с года выпуска автомобиля? НК РФ не содержит четких разъяснений на этот счет. На практике выработаны два подхода к расчету возраста машин.

Первый основывается на разъяснениях, приведенных в письме ФНС от 02.03.15 № БС-4-11/3274@. В нем сказано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении машины 2011 года количество лет, прошедших с года ее выпуска, составляет 4 года. То есть число лет, истекших с года выпуска автомобиля, определяется в целых годах. Следовательно, возраст только что выпущенного заводом автомобиля равен одному году (за период до конца того календарного года, в котором он изготовлен).

А значит, транспортный налог за 2020 год по дорогостоящему автомобилю 2020 года нужно рассчитывать с учетом того, что количество лет, прошедших с года его выпуска, составляет 1 год. Такая машина подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно». Следовательно, придется применить повышающий коэффициент.

Второй подход также основывается на официальных разъяснениях. В письме Минфина от 11.06.14 № 03-05-04-01/28303 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС от 07.07.14 № БС-4-11/13195@) указано, что при исчислении транспортного налога за 2014 год в отношении автомобиля 2014 года количество лет, прошедших с года его выпуска, составит не более 1 года.

Получается, что для автомобиля 2020 года количество лет, прошедших с года его выпуска, будет не более 1 года. Следовательно, такой автомобиль не подпадает в определенную перечнем категорию «от 1 до 2 лет включительно», и при расчете налога за 2020 год применять повышающий коэффициент не требуется.

К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет. Поэтому налогоплательщику придется самому решить, какой из названных подходов применить при подсчете возраста авто. Также можно обратиться в налоговый орган по месту учета с письменным запросом о порядке исчисления транспортного налога в отношении конкретного автомобиля (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следование этому разъяснению освободит от налоговой ответственности и станет основанием для неначисления пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111 и п. 8 ст. 75 НК РФ).

Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет

Льготы по транспортному налогу

Также как и ставки, льготы определяются на уровне субъектов РФ. В статье 361.1 НК РФ, которая называется «Налоговые льготы», установлен лишь общий порядок их использования. В частности, в ней сказано, что для применения льготы организация должна подать в ИФНС заявление. Таким образом, для компаний льгота по транспортному налогу носит строго заявительный характер — одного лишь упоминания о ней в региональном законе недостаточно для того, чтобы организация могла не платить налог. А вот если физлицо, в том числе ИП, не подаст заявление о льготе, то налоговики должны будут применить ее самостоятельно на основании имеющихся у них данных.

ИП платят транспортный налог как обычные физлица. Это значит, что они должны перечислить транспортный налог на основании уведомления об уплате, полученного из налоговой инспекции. В него включат налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Сведения для расчета налоговики получают из органов, которые регистрируют транспортные средства. Если за период владения транспортом ИП не получил уведомление об уплате налога, необходимо сообщить в инспекцию об объекте обложения.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, в отношении которых вообще не надо платить налог. Речь идет не о льготе, а об исключении ТС из объекта налогообложения (п. 2 ст. 358 НК РФ). А значит, что такому транспорту подавать заявление о льготе не нужно — освобождение от уплаты налога действует автоматически.

Так, на всей территории РФ можно не платить налог, если транспортное средство находится в розыске, либо розыск прекращен. Налог не нужно перечислять с месяца начала розыска. При этом факт угона (кражи) подтверждается документом, выданным органом полиции (ГИБДД), либо сведениями, которые ИФНС получает в порядке межведомственного информационного обмена (ст. 85 НК РФ). Также см.: « В каком случае угнанные транспортные средства не облагаются налогом ».

Также не облагаются налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Освобождение действует, если ТС зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах.

Бесплатно подать уведомление о переходе на ЕСХН и сдать отчетность по налогу

Кроме этого, под налог не попадают промысловые морские и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Организациям и ИП, которые осуществляют пассажирские и (или) грузовые перевозки, не надо платить налог за пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в их собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Расчет транспортного налога в 2020 году

Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.

Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.

При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

У организации в собственности есть два автомобиля. Грузовой с мощностью двигателя 300 л. с., который был приобретен и поставлен на учет 16 марта 2020 года. И легковой с мощностью двигателя 205 л. с, который был куплен в прошлом налоговом периоде. Эта машина входит в перечень дорогостоящих (стоимость от 3 млн. до 5 млн. включительно).

На основании регионального закона налоговая ставка по грузовому автомобилю составляет 100 руб./л.с., а по легковому — 50 руб./л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. Региональным законом установлены авансовые платежи по налогу.

Рассчитаем налог по грузовому автомобилю.

Поскольку машина приобретена в середине 2020 года, требуется определить количество месяцев, за которые платится налог. Так как дата постановки на учет выпадает на период с 16 числа месяца, значит, месяц регистрации (март) при расчете налога не учитывается. А в январе и феврале машины у организации не было.

Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 – 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.

Рассчитаем налог по легковому автомобилю.

Кв всегда будет равен единице, так как машина в течение всего 2020 года находилась во владении компании. К сумме налога и авансового платежа нужно дополнительно применить «дорогостоящий» коэффициент 1,1.

Получается, что за каждый квартал организация заплатит по 2 819 руб. Приведем расчет: 1/4 × 205 л.с. × 50 руб./л.с.×1,1 = 2 818,75 руб.; по правилам пункта 6 статьи 52 НК РФ данная сумма округляется в большую сторону до полного рубля. Налог по итогам года составит 11 275 руб.(205 л.с. × 50 руб./л.с. ×1,1). Следовательно, доплатить придется 2 818 руб.(11 275 руб. – 2 819 руб. × 3).

Итого, по двум автомобилям организация должна заплатить:

  • за I квартал — 2 819 руб.(0 + 2 819).
  • за II квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
  • за III квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
  • по итогам года — 10 318 руб. (7 500 + 2 818).

Общая сумма транспортного налога за 2020 год составит 33 775 руб.(22 500 руб. + 11 275 руб.).

Отчетность по транспортному налогу в 2020 году

Организации из всех регионов должны были представить декларацию за 2019 год не позднее 3 февраля 2020 года. «Транспортную» декларацию за 2020 год нужно сдать только тем компаниям, которые будут реорганизованы или ликвидированы до конца этого года. «Промежуточные» декларации (расчеты) по итогам отчетных периодов не предусмотрены.

С 1 января 2021 года статья 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность по представлению «транспортной» декларации, прекращает действовать (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.04.19 № 63-ФЗ). Следовательно, сдавать отчетность по окончании 2020 года (в феврале 2021 года) и более поздних периодов не надо.

Для ИП никакой отчетности по транспортному налогу не предусмотрено.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по транспортному налогу за 2020 год

Сроки уплаты транспортного налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей для организаций устанавливаются законами субъектов РФ. На федеральном уровне действует одно ограничение: срок уплаты налога, указанный в региональном законе, не может быть установлен ранее 1 февраля следующего года (п. 1 ст. 363 НК РФ).

С 2021 года ситуация изменится: срок уплаты сдвинется на один месяц и станет единым для всей страны: организации будут перечислять налог до 1 марта следующего года (п. 68 ст. 2 Федерального закона от 29.09.19 № 325-ФЗ). Это правило начнет действовать с уплаты налога за 2020 год.

Индивидуальные предприниматели должны заплатить сумму налога, указанную в уведомлении, не позднее 1 декабря следующего года.

Авансовые платежи по транспортному налогу вносят только организации и только в тех регионах, где эти платежи введены соответствующим законом. В 2020 году срок уплаты «авансов» устанавливается на уровне субъектов РФ. А начиная с 2021 года этот срок станет единым для всей страны — вносить авансовые платежи нужно будет не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации и ИП, занятые в наиболее пострадавших отраслях и внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства до 1 марта 2020 года, смогут перечислить авансовый платеж за I квартал 2020 года в более поздний срок — до 30.10.2020 включительно (подп. «а» п. 1 постановления Правительства от 02.04.20 № 409). Кроме этого, наиболее пострадавшие от коронавируса организации и ИП, внесенные в реестр субъектов МСП на основании отчетности за 2018 год, могут не платить налог и авансовые платежи за период владения транспортным средством с 1 апреля по 30 июня 2020 года — в отношении объектов, предназначенных для предпринимательской и (или) уставной деятельности. Подробнее см.: «Принят закон, который освобождает бизнес от налогов и взносов за второй квартал 2020 года» и «Как в «имущественных» декларациях отразить освобождение от уплаты налогов за второй квартал».

Путевые листы
Бесплатно получить демо‑версию сервиса для заполнения и учета путевых листов

Нужно ли платить транспортный налог на прицеп?

Транспортный налог на прицеп к легковому автомобилю — вид регулярного платежа, который многие автовладельцы считают обязательным. Но так ли это? В законах РФ указано, что налогообложение в отношении транспорта применяется сразу после покупки и оформления машины. Особенности и сроки выплаты, размер налога, а также вариант предоставления отчета устанавливается для каждого региона персонально. Но если с автомобилями все понятно, как быть с прицепами — платить за это имущество транспортный налог или в этом нет необходимости. Рассмотрим эти моменты более подробно.

Общая информация

Чтобы разобраться в вопросе налогообложения, важно понимать суть такого вида транспорта. Прицеп — это ТС без мотора, предназначенное для применения в комплексе с другим автомобилем (должен оборудоваться двигателем). Главное назначение прицепа заключается в транспортировке дополнительного груза. Указанное определение также распространяется на полуприцепы и прицепы типа «роспуски».

По назначению такие конструкции бывают нескольких видов — грузовыми, специальными (для перевозки разной техники), а также прицепы в виде «дач». Еще одна классификация подразумевает деление на две категории по весу перевозимого груза:

  • О1 — прицепные устройства, способные транспортировать груз весом до 0,75 тонн.
  • О2 — прицепы с грузоподъемностью от 0,75 до 3,5 тонн.

Конструктивно прицеп состоит из кузовной и равной части, а также дышла и подвески. Один из основных элементов — дышло, имеющее I-образную или A-образную форму, зафиксированное на раме (в передней части). В состав этого элемента входят тросы для страховки, сцепной узел, а также специальная подставка (если она предусмотрена в конкретной модели).

В зависимости от конструкции прицепы бывают 1-но и 2-осными. Что касается подвески, она бывает:

  1. Пружинной или рессорной (зависимые).
  2. Торсионной, рычажно-пружинной или резино-жгутовой (независимые).

Некоторые модели прицепов имеют тормозную систему, в том числе ручник.

Чтобы управлять автомобилем с прикрепленным к нему прицепом, водитель должен иметь права категории B. Здесь имеется два условия:

  • Вес нагруженного прицепного устройства должен быть до 750 кг.
  • Масса машины и прицепа не превышает 3,5 тонн.

Если рассмотренные требования нарушены (одно или другое), водитель должен иметь права с категорией «E». Отдельное внимание нужно уделить специальному прицепному устройству (фаркопу), которое можно поставить на любое транспортное средство. В случае, когда на транспорте еще нет такого изделия, нужно установить его, а после подключить световые приборы (габаритные огни, стопы, поворотники).

За какой транспорт нужно платить налог?

Налогообложение касается следующих ТС:

  1. Мотоциклы, машины, снегоходы, мопеды, автобусный транспорт и прочая техника.
  2. Водный транспорт — гидроцикл, катер, яхта, теплоход и прочие.
  3. Воздушный транспорт — самолеты, вертолеты и так далее.

Транспортный налог не касается некоторых видов ТС, а также автовладельцев, относящихся к льготной категории. Если говорить о транспорте, налогообложению не подлежат:

  • Лодки с мотором, имеющим мощность до 5 л.с.
  • Весельные судна.
  • ТС, которые украдены и разыскиваются полицией.
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью.
  • С/х техника, а именно тракторы, комбайны и прочая.

С учетом сказанного легко сделать вывод, что транспортный налог на легковой прицеп не выплачивается, ведь такой тип ТС не входит в перечень наземного. Иными словами, прицепное устройство не входит в список налогооблагаемого транспорта.

Важные нюансы

Важные нюансы
При рассмотрении вопроса, касающегося прицепов, важно учесть еще ряд особенностей. В частности, груз в прицепном ТС не должен выходить за габариты сзади более, чем на 2 м, а по ширине — 2,55 м. Суммарная высота изделия и груза должна быть до 4 м от поверхности дорожного покрытия.

Если груз выходит за габариты сзади более чем на 100 см или по бокам более 40 см, требуется крепить знак «Крупногабаритный груз». Если транспорт перемещается ночью, в передней части нужно крепить осветительное устройство или белый отражатель, а сзади фонарь или красный отражатель.

По законодательству в прицепном устройстве разрешено перевозить только грузы, а транспортировка людей исключена. Кроме того, нельзя перевозить изделия, отличающиеся легкостью воспламенения и взрывоопасностью. К таким предметам можно отнести газовый баллон, а также канистру с топливом. Если инспектор обнаруживает нарушение, он вправе оштрафовать автовладельца и даже задержать транспорт.

Стоит выделить еще один важный момент. Транспортируемый груз не должен препятствовать движению, ухудшать обзорность или влиять на устойчивость машины. Кроме того, нельзя, чтобы объект закрывал световые приборы, знаки регистрации или опознания ТС.

Вопросы и ответы

В завершении рассмотрим вопросы и ответы, которые интересуют автовладельцев, имеющих в распоряжении прицеп:

  1. Нужно ли регистрировать прицепное устройство? В 2021 году это обязательно. Изделие регистрируется по месту проживания хозяина, но не позже, чем через 5 суток с момента покупки, оформления на таможне или снятия с учета. Если прицеп продается в розницу, на него составляется ПТС и выдается ДКП. В паспорте указываются сведения о марке и модели прицепа, ВИН-код, дата выпуска, вес и номера (рамы и кузова). Правоустанавливающим документом является ДКП. После завершения регистрации владелец получает номер и регистрационное свидетельство.
  2. Стоит ли проходить техосмотр?Прохождение техосмотра является обязательным для прицепа, а периодичность проверки составляет раз в два года. Это условие актуально, если с момента выпуска изделия прошло до пяти лет. Если больше, то проверка проводится ежегодно.
  3. Нужна ли страховка? Оформлять страховой полис на прицеп не нужно.

Зная особенности эксплуатации прицепа, можно исключить потерю времени и денег. При этом сведений в статье достаточно, чтобы сделать главный вывод — платить транспортный налог на прицеп не нужно.

Читайте также: