Транспортный налог на погрузчик

Опубликовано: 26.04.2024

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации - дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?

Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исключение - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

В п. 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства - объекты налогообложения. К ним относятся:

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты, вертолеты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
  • снегоходы, мотосани;
  • моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как видим, среди исключений авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:

  • должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
  • что собственно это за порядок;
  • какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного Постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В п. 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.

К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).

Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.

Кстати, ст. 19.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц - от 1000 до 3000 руб.

Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.

Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.

Например, Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 г. организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 г. они не были зарегистрированы в установленном порядке и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:

  • обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
  • ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации - нет налога.

Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства
Фото Татьяны Зубковой, ИА "Живая Кубань"

Электропогрузчики и штабелеры - «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее - ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее - СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров - код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимымусловием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку - 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

5. Выводы и рекомендации

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

Наша организация приобрела автопогрузчик для работы на территории склада. Вопрос: надо ли его регистрировать в автоинспекции и платить транспортный налог?

Государственная регистрация.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Пункт 3 предусматривает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях, или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно ст. 12.1 КоАП РФ, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Согласно ст. 19.22 КоАП РФ, нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Вывод. Автопогрузчик, имеющий максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, а также предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежит регистрации в ГИБДД. В противном случае он подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. За отсутствие регистрации автопогрузчика на организацию и ее должностных лиц могут быть наложены штрафы.

Транспортный налог.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пункт 1 ст. 358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Отметим, что в п. 13 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены Приказом МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177) сказано: из Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95) следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см. не подлежат государственной регистрации на территории РФ. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

По нашему мнению, правомерность данного вывода вызывают сомнения на основании следующего:

  • вывод сделан на основании отраслевого нормативного документа, положения которого распространяются на организации, относящиеся к сельскому хозяйству;
  • в Правилах Минсельхозпрода применен дополнительный критерий – объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см., использование которого противоречит Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Отметим, что Налоговый кодекс не оговаривает, подлежат ли налогообложению только транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общего пользования или нет, из чего можно сделать вывод, что данный критерий не играет роли в вопросе отнесения транспортного средства к объектам налогообложения.

Судебная практика по вопросам транспортного налога

Нередко суды высказывают позицию, что если транспортное средство, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования, не было зарегистрировано, то оно не признается объектом налогообложения и соответственно, до момента регистрации транспортный налог можно не платить. Например, ФАС МО в Постановлении от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08 сделал вывод, что транспортные средства (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров, козловой контейнерный кран на пневмоходу, специализированные портовые тягачи, легкие автопогрузчики, предназначенные для работы с грузом, прицепы, прочее вспомогательное оборудование) не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, поэтому они не могут быть признаны в силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения транспортными налогом.

Есть и другой подход, примером которого служит Постановление ФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09. Рассмотрена ситуация, когда организация не платила транспортный налог в отношении автопогрузчиков, которые не были зарегистрированы. Нижестоящие судебные инстанции поддержали налогоплательщика. Они исходили из того, что обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации транспортного средства. Они сослались на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 № 451-О, в котором указано, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. И сделали вывод: так как, транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, и автопогрузчики не были зарегистрированы в органах Гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности общества на его территории, то экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом нет.

Но кассационная инстанция подержала налоговую инспекцию, основываясь на следующем. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники» собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их в органах Гостехнадзора в установленном порядке, т.е. в течение 5 дней со дня возникновения права. При этом обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики являются транспортными средствами, Общество было обязано обеспечить их государственную регистрацию.

Учитывая, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации Общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога, доначисление транспортного налога является правомерным. Кроме того, ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Из Определения Конституционного Суда, на которое сослалась нижестоящая судебная инстанция, не следует, что субъект, имеющий право собственности на транспортное средство, освобождается от обязанности уплачивать налог, если не использует его на дорогах общего пользования. В указанном Определении содержится вывод о том, что от степени воздействия на состояние дорог зависит налоговая база, но не объект налогообложения.

Вывод. В отношении автопогрузчика нужно уплачивать транспортный налог независимо от факта его регистрации в органах Гостехнадзора или ГИБДД.

Содержание статьи:

Транспортный налог (ТН) является обязательным к уплате на территории всех регионов федерации. На территории субъектов законодательные органы сами определяют ставку налогообложения и назначают льготы для граждан.
Погашение ТН и платежей по авансовым отчислениям за сбор производится по средствам передвижения, находящимся в собственности у гражданина, в установленном законодательством порядке и в срок, который назначается в субъектах федерации. Подробнее обо всех нюансах и деталях далее в статье.

Кто обязан уплачивать налог на транспорт

Транспортный налог должны платить физические лица (индивидуальные предприниматели в том числе) и компании, на которых оформлены в собственности средства передвижения с двигателем, признаваемые объектом налогообложения. Категории граждан, которые обязаны платить госпошлину, определены в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации.

Плательщиком ТН всегда является гражданин или организация, на которых зарегистрирован транспорт. Но важно понимать, что автолюбитель не во всех случаях обязан регистрировать машину на себя: по обоюдному соглашению сторон на основе договора лизинга можно определить кто именно будет платить налог (лизингодатель или получатель лизинга).

Для некоторых категорий граждан госпошлину платить не обязательно. Прерогативы устанавливаются на региональном уровне, и, чтобы получить скидку или вовсе избавить себя от уплаты ТН, необходимо вовремя подать подтверждающие документы в ФСН по месту жительства.

Список транспортных средств за которые нужно и не нужно платить налоги

Установление вариативных ставок в отношении различных категорий транспорта допустимо на законодательном уровне. Ставка налогов вычисляется специальными службами для каждого транспортного имущества отдельно с учетом их возраста. Она формируется в зависимости от мощности мотора, места регистрации автомобиля, от валовой совместимости, от класса транспортного имущества, тяги реактивного двигателя и других факторов.

В зависимости от машины, которая записана на гражданина, налогоплательщик обязан или не обязан по закону вносить денежные средства в бюджет. Ставка налога может быть изменена (увеличена или уменьшена), но не более чем в пять раз. Подробнее обо всех нюансах далее в подпунктах.

Подлежат налогообложению

В зависимости от категории ТС рассчитываются ставки транспортного сбора для каждого региона в отдельности. Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы, которые применяются даже в том случае, если гражданин управляет одним из нижеперечисленных транспортных средств. Объектами налогообложения являются следующие средства передвижения:

  • мотокатера и моторные лодки с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно;
  • средства передвижения и машины на гусеницах или пневматике;
  • грузовики с различной мощностью двигателей: до 100 л.с., свыше 100 до 250 л.с. включительно, а также свыше 250 л.с. включительно;
  • автобусы с мощностью двигателей до 200 л.с. и свыше 200 л.с.;
  • аквабайки, двигатель которых мощностью до 100 л.с. и свыше 100 л.с.;
  • винтокрылые машины, самолеты, а также другие воздушные транспортные средства с двигателями;
  • самолеты, с реактивными двигателями (с каждого кг. тяги);
  • снегокаты и мотосани с мощностью моторов до 50 л.с. включительно, свыше 50 л.с.;
  • легковой автотранспорт с вариативной мощностью двигателей: до 100 л.с. включительно, свыше 100 л.с. до 250 л.с. включительно, а также свыше 250 л.с. включительно;
  • мотороллеры и мотоциклы с различными ставками в зависимости от мощности двигателей: до 20 лошадиных сил до 35 л.с., а также свыше 35 л.с.;
  • парусные суда с мотором, мощность моторов которых до 100 лошадиных сил включительно;
  • а также другие ТС, не имеющие двигателей (с ед. транспортного средства).

Не подлежат налогообложению

Даже если гражданин не подходит ни под одну из льготных категорий граждан, он может иметь некоторые средства передвижения в собственности и быть освобожденным от налогообложения. Следующие средства передвижения не являются объектами налогообложения:

  • суда, зарегистрированные в российской международной базе;
  • суда, предназначенные для передвижения по рекам и морям, основной деятельностью которых является добыча рыбы;
  • моторные лодки, мощность моторов которых не превышает пять лошадиных сил;
  • суда (морские, воздушные, мелководные), которые занимаются перевозкой пассажиров и принадлежат организации, занимающейся перевозкой;
  • самолеты и винтокрылые машины, которые числятся за санитарными службами и медицинскими организациями;
  • сельскохозяйственная техника: молоковозы, комбайны, тракторы, скотовозы, транспорт ветеринарной службы, машины для транспортировки удобрений и птиц. Эта техника должны быть зарегистрирована на организацию, которая занимается сельскохозяйственной деятельностью;
  • лодки, которые управляются веслами;
  • автотранспорт, который находится в угоне (необходим подтверждающий документ);
  • легковые авто, которые оборудованы для эксплуатации инвалидами (мощность моторов которых не выше 100 лошадиных сил);
  • ТС, оформленные на органы исполнительной власти и предназначены для военной или приравненной к военной деятельности.

Формула и порядок расчета налога

Компании обязаны вычислять необходимые к оплате суммы самолично, вычисления производятся для каждого средства передвижения отдельно по истечению налогового срока. При расчете налога на ТС учитываются пункты налогового кодекса, формирующего ставку именно в этом регионе страны.

Формула расчета транспортного налога в 2018 году проста: итоговый платеж сбора равен произведению налоговой ставки на налоговую базу (мощность автотранспорта в лошадиных силах). В некоторых регионах РФ формула расчета другая (из-за существования отчетных промежуточных авансовых платежей): разовый аванс за 90 дней равен общей сумме налога разделенной на 4 или разовый аванс за 90 дней равен произведению налоговой базы на налоговую ставку, разделенную на 4.

Итоговая сумма, которая должна попасть в казну, составляет разницу вычета аванса из общей суммы налога.

Если ТС числилось за учреждением не весь год, тогда для вычисления придется определить «Коэффициент Кв», который отражает в течение скольких полноценных месяцев имущество было оформлено на компанию. Если в каком-то регионе орган власти определил промежуточные периоды выплат, то за каждый определенный квартал необходимо перечислить денежные средства в казну. Оставшаяся часть суммы за госпошлину перечисляется до окончания года. Если таких отчетных кварталов нет, то по завершению года налог уплачивают одноразово.

Примеры расчета транспортного налога

Для наилучшего понимания необходимо продемонстрировать аналог вычислений:

Автолюбитель владеет легковым автомобилем с мощностью двигателя 138 лошадиных сил сроком восемь полных месяцев. Ставка налога для легкового автомобиля берется из Налогового кодекса по общим ставкам, где представлены все категории транспорта. Для данного случая налоговая ставка составляет 3,5 рубля. Расчет: 138 л.с. x 3,5 р. (8 мес./12 мес.) = 322 рубля.

Важно помнить, что налоговая ставка берется для каждого региона своя. Посему, приведем еще один пример:

Гражданин, проживающий в Москве, целый год владеет мотоциклом с мощностью двигателя 36 лошадиных сил. Налоговая ставка берется для Московского региона. Расчет: 36 л.с. х 50 р. = 1800 рублей.

По каким критериям устанавливается налоговая ставка на ТС

За региональными властями остается право изменять ставки налогообложения. Региональные власти формируют налоговые ставки исходя из следующих критериев:

  • Общее количество зарегистрированных транспортных средств в пользовании граждан;
  • Мощность двигателя;
  • Уровень жизни и заработная плата в регионе;
  • Категория средства передвижения;
  • Период эксплуатации автомобиля гражданином;
  • Стоимость автотранспорта (если авто стоит больше трех миллионов рублей, то вводится коэффициент увеличения ставки).

Как платить налог в случае угона ТС

Законодательством Российской Федерации установлено, что налогоплательщиком является гражданин, на которого официально оформлено транспортное средство. Но как быть, если машину угнали, ведь даже после угона авто значится за автовладельцем?

Государственную пошлину не нужно платить за средство передвижения, которое находится в угоне, ведь такие авто налогом не облагаются. Чтобы налог не платить, необходимо в органах внутренних дел РФ получить справку установленного образца о том, что автомобиль украден. В налоговой инспекции могут потребовать предоставить для подтверждения оригинал, а также дополнительно копию документа. Затем налоговая служба отправит запрос в министерство внутренних дел РФ, чтобы оттуда пришло подтверждение о факте угона Вашего имущества.

Если все-таки Ваш автомобиль был похищен, а налоговое извещение об уплате сбора все равно пришло, то владелец должен выполнить следующие процедуры, чтобы избавить себя от уплаты:

  1. Обратиться в госорганы внутренних дел своего района и написать заявление о факте кражи имущества. На этом основании, сотрудники возбудят криминальное разбирательство по факту угона автотранспорта.
  2. Взять справку у сотрудников МВД о возбуждении дела или о факте похищения имущества.
  3. Автовладелец может написать просьбу о приостановлении регистрации автотранспорта, а служащие государственной автоинспекции в течение десяти рабочих суток направят в налоговую службу уведомление об этом.
  4. В налоговую организацию отнести справку, если необходимо, то написать заявление о перерасчете госпошлины.

Налоговое уведомление

Бланк извещения направляется к лицу, на которое оформлено транспортное имущество, не позднее чем за месяц до истечения срока внесения оплаты. В этом документе предоставляется информация о транспортном средстве, сроке оплаты сбора, сумма сбора, а также данные налогоплательщика.

Бланк с уведомлением о транспортном сборе передается лично в руки физлицу или его представителю под расписку, также оно может быть направлено почтой заказным письмом или в электронном виде другими способами. По истечении шести суток с того момента, как письмо с уведомлением пришло, оно автоматически считается полученным.

В бланке транспортного сбора содержится следующая информация:

  • Сумма всех налогов по транспортным средствам, которые записаны на автовладельца, записанная в таблице;
  • Перерасчет налогового сбора за прошлые годы в табличном виде.

Гражданин, который получает извещение, чтобы не допустить недоразумений, должен проверить все данные по расчету:

  • корректность сроков регистрации средства передвижения;
  • сколько именно средств указано в бланке, соответствует ли это действительности;
  • корректность налоговой базы, из которой были взяты данные для проведения расчета.

Что делать если налогового уведомления не поступало?

Если уведомление о транспортном сборе не поступало к вам на адрес прописки, а также нет электронного извещения, то необходимо самолично проявить инициативу. Автовладелец должен выполнить следующие простые действия:

  • на сайте ФНС составить обращение с просьбой разрешить ему посетить ведомство в определенный день и в строго назначенный час;
  • посетить учреждение налоговой службы по месту регистрации;
  • погасить налоговый сбор на основании выданного в отделении бланка.

Если извещение направлено было по месту прописки, а не по месту проживания автолюбителя, то это может означать, что в ведомстве не уведомлены о том, что ваше место проживания сменилось. Необходимо своевременно уведомить налоговую организацию о смене места жительства, сделать запрос на новое уведомление на фактический адрес проживания с признанием прежнего выданного бланка недействительным.

Как поступить если налог в уведомлении рассчитан не верно?

В следующих случаях допускается провести перерасчет:

  • Транспортное средство было похищено, что привело к заведению уголовного дела по факту кражи, о чем уведомляет справка установленного образца из государственной автоинспекции.
  • Владелец имущества сменил место жительства.
  • Был оформлен договор купли-продажи, и автотранспорт был продан другому гражданину в отчетный период, а информация об этом не поступила в соответствующие органы своевременно.
  • Налоговая служба совершила ошибку (технические проблемы или человеческий фактор).

Если Вы обнаружили ошибки в бланке о транспортном сборе, то проделайте следующие процедуры:

Если автовладелец заплатил сверх необходимого, то у него есть два варианта: эту сумму могут перевести в счет оплаты сбора в следующем периоде или же полноценная сумма будет возвращена гражданскому лицу или организации. Чтобы таких неприятностей в будущем избежать необходимо тщательно проверять все сведения.

Процедура и сроки уплаты транспортного налога

Граждане, которые обязаны выплачивать государству сумму за владение автомобилем, вносят денежные средства в казну государства основании налогового уведомления. Срок уплаты транспортного налога определен региональными законодательными органами, но он не может быть назначен ранее первого февраля года, который следует за отчетным.

Организации вносят плату денежных средств в бюджет государства не позднее первого декабря года, следующего за тем, за который налог начисляется. Важно, чтобы дата оплаты госпошлины не была осуществлена раньше, чем налоговая декларация будет подана.

Организации могут оплатить госпошлину со своего счета по реквизитам налогового уведомления. Транспортный налог для физлиц может быть оплачен несколькими способами:

  • Оплатить госпошлину онлайн при помощи банковской карточки или с помощью электронных систем.
  • Оплатить в терминале ТН в разделе «Региональные налоги».
  • Оплатить налог в отделении банка, имея на руках уведомление, присланное налоговой службой.

Штрафные санкции за неуплату

За неуплату налогового сбора любой гражданин, который обязан оплатить госпошлину, возможно будет подвержен следующим мерам наказания:

  • Штраф;
  • Ограничение передвижений гражданина (запрет на пересечение границы);
  • Начисление пени за просрочку оплаты;
  • Взыскание с гражданина денежных средств, путем удержания с банковской карточки определенной части заработной платы;
  • Арест на собственность должника (в том числе и на транспорт, который находится во владении должника);
  • Удержание наличных средств для оплаты долга.

Налоговая служба по закону может подать в суд на гражданина-должника для взыскания с него материальных средств для оплаты задолженности. В зависимости от срока неуплаты сумма в штрафной квитанции может быть различной. Размер штрафа равен двадцати процентам от суммы непогашенного долга, но если в суде будет доказано, что гражданин не производил уплату налогов умышленно, то сумма штрафа будет равна сорока процентам от общего долга.

В течение восьми рабочих дней гражданин обязан уплатить долг по налогу. Для расчета пени применяют следующую формулу: НС (сумма несвоевременно уплаченного транспортного сбора) умножается на ПС (процентная ставка), умножается на единицу, разделенную на 300, а также умножается на Д (количество просроченных дней).

Федеральные и региональные налоговые льготы при уплате транспортного налога

Каждый территориальный субъект устанавливает перечень прерогатив для тех или иных граждан индивидуально, чтобы точно знать действуют ли какие-либо послабления в Вашем регионе, нужно обратится в местное отделение налогового ведомства. Чтобы получить льготы, необходимо написать заявление, указав ссылку на статью регионального законодательства. К этому заявлению нужно приложить все ксерокопии необходимых документов, подтверждающих за Вами право получения льгот.

Льготы могут быть федеральными и региональными. Региональные действуют только в границах определенного региона, а федеральные применимы для всех регионов или субъектов федерации. Льготы могут изменятся и очень сильно отличатся в разных регионах страны. На одной территории послабления некоторым гражданам положены, а на соседней, к примеру, они неприменимы. Если гражданин принадлежит сразу к нескольким категориям льготников, то он может выбрать между ними только одну положенную льготу.

Несколько законных советов о том, как сэкономить на транспортном налоге:

  • Можно оформить свой автотранспорт на человека, который принадлежит к льготной категории граждан, но даже если этот человек не будет претендовать на ваше авто, то после его смерти могут объявится законные наследники, а что-либо доказать в вашу пользу будет сложно.
  • Самый простой и безопасный способ – это поставить ТС на учет в том регионе страны, где налоговые ставки будут самыми низкими.

Когда физическое лицо освобождается от уплаты налога на транспорт

Граждане освобождаются от налогов, если они принадлежат особому разряду физлиц, которые по закону в тех или иных субъектах федерации избавлены от уплаты госпошлины. К таким категориям относятся:

  • Люди, достигшие пенсионного возраста от пятидесяти пяти до шестидесяти лет, которые получают деньги от государства.
  • Люди, работавшие в условиях крайнего севера и достигшие возраста от 45 до 55 лет, получающие пенсию от государства.
  • Гражданские лица с ограниченными возможностями первой и второй групп.
  • Ветераны великой Отечественной Войны, узники концлагерей и гетто.
  • Граждане, здоровье которых пострадало вследствие облучения из-за взрыва на Чернобыльской АЭС.
  • Люди, которые испытывали ядерное и термоядерное оружие, а также ликвидировали последствия аварий.
  • Ветераны других войн и боевых операций, а также инвалиды, получившие инвалидность вследствие боевых действий.
  • Кто-либо из родителей, у которых многодетная семья или есть ребенок-инвалид.
  • Герои Советского союза, а также Российской Федерации, которые получили за выдающиеся заслуги Орден Славы любой степени.
  • В нескольких регионах ветераны труда и люди с ограниченными возможностями, относящиеся к третьей группе, также освобождаются от налогов.

От уплаты налогов освобождаются лица, которые владеют средствами передвижения, не признающимися объектами налогообложения. Также освобождаются лица, у которых незаконно отобрали автомобиль, но они должны предоставить справку, подтверждающую этот факт.

ТОО, ОУР, плательщик НДС.

ТОО приобрело вилочный погрузчик (кару) после 01 июля 2019 года, оприходовало как основное средство.

К какой группе фиксированных активов относится погрузчик вилочный и надо ли оплачивать налог на транспорт?

Налог на транспортные средства:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 490 Налогового кодекса РК плательщиками налога на транспортные средства являются в т.ч. юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности.

Согласно положениям п. 1 ст. 491 Налогового кодекса РК объектами обложения налогом на транспортные средства являются транспортные средства, за исключением прицепов, зарегистрированные и (или) состоящие на учете в РК.

Учитывая положения п. 3 табличной части п. 1 ст. 492 Налогового кодекса РК, тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования облагаются налогом на транспорт по ставке 3 МРП в год.

Таким образом, по мнению Консультанта, вилочный погрузчик является объектом обложения налогом на транспортные средства по ставке 3 МРП в год.

В соответствии с положениями:

— п. 1 ст. 496 Налогового кодекса РК плательщики налога на транспортные средства — юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства (ФНО 701.00) не позднее 5 июля текущего налогового периода (календарного года) по объектам обложения, имеющимся по состоянию на 01 июля текущего налогового периода (календарного года);

— п. 1 ст. 494 Налогового кодекса РК юридические лица производят уплату сумм текущих платежей по месту регистрации объектов обложения посредством внесения текущих платежей не позднее 5 июля налогового периода (текущего календарного года) по объектам обложения, имеющимся по состоянию на 01 июля текущего налогового периода (календарного года).

При этом, согласно п. 8 ст. 493 Налогового кодекса РК юридические лица не исчисляют текущие платежи и не представляют расчет текущих платежей по транспортным средствам (ФНО 701.00), по которым право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникло в период с 1 июля налогового периода до конца налогового периода.

Следовательно, т.к. Вы приобрели вилочный погрузчик после 01.07.2019 года, то у Вас не возникает обязательств по предоставлению ФНО 701.00 и по уплате текущих платежей по налогу на транспортные средства за 2019 год.

Исходя из положений:

— п. 1 ст. 496 Налогового кодекса РК плательщики налога на транспортные средства — юридические лица представляют в налоговые органы по месту регистрации объектов налогообложения декларацию (ФНО 700.00) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным;

— п. 2 ст. 494 Налогового кодекса РК в случае приобретения права собственности на транспортное средство после 1 июля налогового периода юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству не позднее 10 календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

Пори этом, учитывая положения п. 3 ст. 493 Налогового кодекса РК, в случае нахождения транспортного средства на праве собственности менее налогового периода (менее календарного года), то сумма налога исчисляется за период фактического нахождения транспортного средства на таком праве посредством деления годовой суммы налога на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического нахождения транспортного средства на таком праве.

Соответственно, за 2019 год Вам необходимо:

— предоставить в налоговые органы по месту регистрации вилочного погрузчика ФНО 700.00 не позднее 31.03.2020 года;

— уплатить в бюджет по месту регистрации вилочного погрузчика налог на транспортные средства не позднее 10.04.2019 года за фактическое количество месяцев нахождения его у Вас на праве собственности в 2019 году.

Группа фиксированных активов:

В соответствии с положениями пп. 1) п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РК к фиксированным активам относятся в т.ч. основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах.

Таким образом, вилочный погрузчик признан в Вашем бухгалтерском учете в составе основных средств и, как мы предполагаем, предназначается для использования в деятельности Вашей Компании, направленной на получение дохода, в связи с чем, в целях КПН признается фиксированным активом.

Согласно положениям п. 1 ст. 267 Налогового кодекса РК учет фиксированных активов осуществляется по группам, формируемым в соответствии с классификацией, установленной государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, в следующем порядке:

— I группа — здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств;

— II группа — машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации;

— III группа — компьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации;

— IV группа — фиксированные активы, не включенные в другие группы, в т.ч. нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи.

Учитывая положения Классификатора основных фондов ГК РК 12-2009 (далее по тексту — КОФ), вилочный погрузчик, по мнению Консультанта, относится:

Машины и оборудование

Прочие машины и оборудование

Автопогрузчики с вилочными захватами, погрузчики прочие; тракторы для использования на перронах железнодорожных станций

Таким образом, т.к. вилочный погрузчик относится к машинам и оборудованию в соответствии с КОФ, то в целях КПН он относится ко II группе фиксированных активов «Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации».

Читайте также: