Транспортный налог для казенных учреждений

Опубликовано: 26.04.2024

Раздел VI. Коды освобождения от налогообложения (по пункту 2 статьи 358 Кодекса) и коды налоговых льгот

6.1. Коды освобождения от налогообложения (по пункту 2 статьи 358 Кодекса): -

Наименование транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом

Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке

Промысловые морские и речные суда

Пассажирские и грузовые морские и речные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок

Пассажирские и грузовые морские и речные суда, находящиеся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок

Пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок

Пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок

Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции

Автомобили легковые, автомобили грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани, находящиеся в розыске

Водные транспортные средства, находящиеся в розыске

Воздушные транспортные средства, находящиеся в розыске

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы

6.2. Коды налоговых льгот по транспортному налогу:

Код налоговой льготы

Наименование льготы по транспортному налогу по коду налоговой льготы

Наименования налоговых льгот, предусмотренных конкретными законами субъектов Российской Федерации*

Льготы по транспортному налогу, предоставленные организациям

Общественные организации инвалидов (в том числе по слуху, зрению и другим показаниям);

Организации, находящиеся в собственности общественной организации инвалидов (в том числе по слуху, зрению и другим показаниям);

Юридические лица, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций (объединений) инвалидов (единственным собственником которой является общественная организация инвалидов);

Региональные и территориальные организации инвалидов;

Организации, в которых работают инвалиды (использующие труд инвалидов);

Организации, применяющие труд пенсионеров по инвалидности и старости;

Организации, осуществляющие обучение инвалидов;

Протезно-ортопедические предприятия (организации)

Органы государственной власти, органы местного самоуправления

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

Органы местного самоуправления;

Органы федеральной государственной власти;

Органы милиции и общественной безопасности, органы, учреждения и подразделения внутренних дел;

Учреждения судебно-медицинской экспертизы;

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Бюджетные учреждения, унитарные и казенные предприятия

Бюджетные учреждения (в том числе находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации);

Государственные унитарные предприятия (в том числе предприятия, осуществляющие строительство, ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог общего пользования и мостов, также транспортное обслуживание этих предприятий);

Организации и учреждения социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста;

Органы управления дорожным хозяйством;

Организации, финансируемые за счет бюджетов всех уровней;

Государственные и муниципальные учреждения;

Организации, созданные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, финансируемые из соответствующих бюджетов;

Организации уголовно-исполнительной системы, в том числе исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;

Дорожные управления с государственной формой собственности, осуществляющие содержание, ремонт и строительство дорог и мостов общего пользования;

Государственные унитарные предприятия, Государственные и муниципальные предприятия автотранспорта (электрического транспорта) общего пользования, получающие бюджетное финансирование, в том числе на компенсацию убытков, связанных с регулированием тарифов и предоставлением льгот;

Учреждения госветслужбы и госсеминспекций;

Учреждения субъекта Российской Федерации, созданные для достижения научных и информационных целей;

Государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы

Профессиональные спасательные службы и формирования

Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

Подразделения муниципальной пожарной службы;

Подразделения ведомственной, добровольной пожарной охраны;

Объединения пожарной охраны;

Организации, являющиеся владельцами пожарных машин;

Организации - по автомобилям, специально оборудованным и предназначенным для тушения пожаров

Организации по содержанию автомобильных дорог общего пользования

Организации, осуществляющие содержание муниципальных дорог;

Организации, осуществляющие строительство (реконструкцию, ремонт и содержание) автомобильных дорог общего пользования и (или) мостов;

Организации, выполняющие строительство, ремонт, содержание и реконструкцию автомобильных дорог в населенных пунктах

Организации автотранспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов

Организации автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров;

Организации автотранспорта, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси) по установленным городским, пригородным, междугородным и межреспубликанским маршрутам;

Организации, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских перевозок (кроме такси);

Организации, выполняющие по договорам с органами государственной власти и местного самоуправления на условиях социального государственного заказа пассажирские перевозки;

Организации, осуществляющие международные автомобильные перевозки;

Организации, производящие и поставляющие строительные материалы для дорожной отрасли

Организации, оказывающие медицинские услуги

Учреждения и организации здравоохранения, финансируемые из бюджетов всех уровней;

Учреждения здравоохранения, непосредственно осуществляющие лечебный процесс и скорую медпомощь;

Организации, в состав которых входят лечебно-профилактические учреждения;

Организации, использующие транспорт для нужд скорой и неотложной медицинской помощи;

Учреждения скорой и неотложной медицинской помощи;

Муниципальные учреждения здравоохранения - сельские амбулатории;

Амбулаторно-поликлинические больничные учреждения;

Станции переливания крови;

Учреждения санитарно-эпидемиологического надзора;

Диспансеры и детские лечебно-оздоровительные учреждения

Организации по оздоровлению и социальному обслуживанию населения

Организации (учреждения) социального обслуживания населения;

Лечебно-производственные предприятия, занимающиеся проведением трудовой терапии лиц, страдающих психическими расстройствами;

Учреждения интернатского типа;

Детские дома, дома ребенка, детские дома семейного типа, приемные семьи, детские дома-школы, школы интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Дома-интернаты для детей-инвалидов, престарелых и инвалидов;

Специализированные учреждения социальной помощи семье и детям;

Учреждения, созданные для достижения лечебно-оздоровительных целей;

Учреждения и предприятия, созданные для социальных целей (лечебно-производственные предприятия и мастерские);

Центры реабилитации инвалидов;

Учреждения охраны материнства и детства;

Детские оздоровительные лагеря;

Центры социальной поддержки;

Организации и учреждения, финансируемые из фонда обязательного медицинского страхования;

Центры "Чернобыль и здоровье"

Учреждения образования, финансируемые за счет бюджетных средств;

Учреждения высшего, общего среднего, среднего специального, начального профессионального образования;

Учреждения дополнительного профессионального образования;

Образовательные организации, осуществляющие обучение детей школьного возраста по дополнительным специальным программам;

Специальные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования детей;

Профессиональные училища начального и среднего профессионального образования;

Образовательные учреждения начального профессионального образования;

Сельские дошкольные и общеобразовательные учреждения;

Общеобразовательные учреждения начального профессионального образования

Организации культуры, физкультуры и спорта

Учреждения и организации культуры;

Детско-юношеские спортивные школы;

Некоммерческие организации военно-прикладного характера и оборонной спортивно-технической, физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской направленности;

Учреждения, созданные для достижения физкультурно-спортивных целей;

Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва;

Общественные организации, осуществляющие подготовку парашютистов, пилотов-любителей

Организации, находящиеся в собственности религиозных объединений;

Другие льготы, предоставленные религиозным организациям

Организации по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, охотничьего и рыбного промыслов

Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства;

Хозяйствующие субъекты (объединения, кооперативы и акционерные общества), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

Сельскохозяйственные предприятия и организации;

Организации по производству продукции сельского хозяйства, охотничьего и рыбного промыслов;

Предприятия, в состав которых входят подсобные сельскохозяйственные производства;

Предприятия по ветеринарному обслуживанию;

Организации по производству хлеба и хлебобулочных изделий;

Организации потребительской кооперации;

Организации по производству молочной продукции;

Машинно-технологические станции производства сельскохозяйственной продукции;

Предприятия агропромхимии, участвующие в процессе производства сельхозпродукции;

Предприятия сельхозтехники, участвующие в процессе производства сельхозпродукции;

Организации морского и речного транспорта

Организации морского и речного транспорта в отношении ледоколов, аварийно-спасательных судов, судов-сборщиков нефтепродуктов и мусора с акваторий

Организации жилищно-коммунального хозяйства

Организации жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;

Организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги;

Оборонные организации и организации, выполняющие мобилизационные задания (мобрезерв, мобмощности)

Автотранспортные предприятия, имеющие в своем составе автомобильные колонны войскового типа;

Автотранспортные предприятия, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа;

Оборонные, спортивно-технические организации (общества);

Юридические лица в доле законсервированных транспортных средств

Некоммерческие организации, в том числе общественные объединения

Общественные организации (объединения) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, Общественные объединения (организации) ветеранов и участников ВОВ;

Отделения Российского Союза ветеранов Афганистана;

Государственные предприятия по связи и информатизации

Государственные предприятия по связи и информатизации - по транспортным средствам, отнесенным к мобилизационным резервам и мобилизационным мощностям;

Государственные предприятия по связи и информатизации, оказывающие услуги почтовой связи

Резиденты локальных зон экономического развития субъекта Российской Федерации;

Организации - социальные инвесторы;

Организации, находящиеся на территории развития Московской области "Международный аэропорт Шереметьево";

Пользователи промышленных инвестиций;

Организации, созданные в результате реализации инвестиционного проекта

Организации по производству и распространению средств массовой информации

Редакции средств массовой информации;

Организации, производящие распространение периодической печатной продукции;

Иные льготы для организаций

Организации, вырабатывающие продукцию для детского питания;

Предприятия (комбинаты) школьного питания;

Лесхозы в части специальных автомобилей, используемых на лесовосстановительных и лесоохранных мероприятиях;

Предприятия мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности;

Организации, осуществляющие доставку своих работников к месту работы и обратно, в части транспортных средств, вместимостью не менее 20 посадочных мест;

Предприятия (организации) промышленности в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки внутри предприятий (внутрицеховые перевозки);

Организации вне зависимости от форм собственности, осуществляющие традиционные виды деятельности коренных малочисленных народов Севера;

Организации, использующие специализированный автотранспорт;

Организации народных художественных промыслов;

Организации, осуществляющие производство металлургической продукции;

Организации, производящие легковой автотранспорт

Льготы, установленные международными договорами

* По графе 3 указано краткое содержание льгот по налогу, установленных законами субъекта Российской Федерации по транспортному налогу. Условия предоставления конкретной льготы установлены законодательством о налогах и сборах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Если в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или в ином законодательном нормативном правовом акте о налогах и сборах соответствующего субъекта Российской Федерации установлены (будут установлены) аналогичные льготы по данному налогу и иные льготы, в отношении которых по графе 3 не указаны конкретные льготы по налогу, то в налоговой декларации указываются коды налоговых льгот, соответствующие аналогичным льготам по транспортному налогу и указанным по графе 3.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог

Автономные учреждения, имеющие на своем балансе транспортные средства, зарегистрированные в органах ГИБДД, являются плательщиками транспортного налога. В статье приведены разъяснения Минфина по вопросам, связанным с исчислением и уплатой данного налога.

Транспортный налог является региональным налогом, поэтому он устанавливается и вводится в действие гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ. Органы власти субъектов РФ определяют налоговую ставку в базовых пределах, предусмотренных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога. При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут пре­дусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (Письмо Минфина РФ от 18.02.2014 № 03-05-06-04/6763).

Плательщики налога

Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее – Правила № 1001), утвержденным Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по письменному соглашению сторон. Кроме того, Правилами № 1001 определена также возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем.

Таким образом, если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.

Если по договору лизинга транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога считается лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.

Объект налогообложения

Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются не только легковые и грузовые автомобили, но и водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия (Письмо Минфина РФ от 09.12.2013 № 03-05-06-04/53771).

В силу п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектами налогообложения, в частности:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более пяти лошадиных сил;
  • легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
На практике возникает вопрос: как определить, относится транспортное средство к объекту налогообложения или нет? Разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минфина РФ от 10.12.2013 №03-05-06-04/54111. В нем чиновники ведомства отметили следующее.

В пункте 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией .

При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно названному приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

Так, например, согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн (грузовые).

Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо грузовым транспортным средствам.

В строке3 «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному положению отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства: например, «Легковой», «Автобус», «Грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т. п. Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 «Марка, модель ТС» паспорта транспортного средства указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства отражает его тип (вид автомобиля): например, 1 – легковой автомобиль; 7 – фургоны; 9 – специальные.

Таким образом, в том случае, если тип используемой для сельскохозяйственных работ автомашины не относится к специальным, положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на него не распространяются.

Далее хотим обратить внимание, что в перечне транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, также поиме­нованы транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Как отмечает ФНС в Информационном письме «О налогообложении автомобиля, находящегося в угоне» (размещено на сайте www.nalog.ru), в целях подтверждения факта угона необходимо написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел.

При представлении в налоговый орган подлинника названной справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

ФНС также обращено внимание на то, что угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом только в период его розыска. С учетом положений п. 3 ст. 362 НК РФ налоговики разъясняют, что в целях исчисления транспортного налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

В Письме ФНС РФ от 20.09.2012 № БС-4-11/15686 указано, что, поскольку НК РФ не ставит начисление и уплату транспортного налога в зависимость от использования транспортного средства в деятельности учреждения, даже неиспользуемое транспортное средство будет являться объектом обложения транспортным налогом.

Налоговая база для исчисления налога

Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база для расчета транспортного налога в зависимости от вида транспортного средства определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя в лошадиных силах, устанавливаемая исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указываемая в регистрационных документах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых устанавливается валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении иных водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.
Согласно ст. 362 НК РФ автономные учреждения самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога, которая определяется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Как отмечается в письмах Минфина РФ от 18.02.2014 № 03- 05-06-04/6768, от 27.12.2013 № 03-05-06-04/57725, от 04.12.2013 № 03-05-06-04/52764, налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

На балансе автономного учреждения числится грузовой автомобиль с мощностью двигателя 120 л. с. Налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ, где зарегистрирован автомобиль, равна 40 руб. за 1 л. с. Законом субъекта РФ не предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу.

Рассчитаем сумму транспортного налога за 2014 год.

Сумма транспортного налога за налоговый период будет равна 4 800 руб. (120 л. с. x 40 руб.).

Автономное учреждение в марте 2014 года приобрело легковой автомобиль мощностью 180 л. с. В этом же месяце автомобиль был зарегистрирован в органах ГИБДД. Таким образом, срок владения автомобилем в налоговом периоде в 2014 году равен 10 мес. В соответствии с законом субъекта РФ, где зарегистрирован автомобиль, ставка транспортного налога составляет 50 руб. за 1 л. с. Отчетные периоды не установлены. Льготы для учреждений не предусмотрены.

Рассчитаем сумму транспортного налога за 2014 год.

В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Таким образом, поправочный коэффициент составит 0,83 ((10 / 12) мес.).

Сумма налога будет равна 7 470 руб. (50 руб. х 180 л. с. х 0,83).

Далее хотим обратить внимание, что Федеральным законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ п. 2 ст. 362 НК РФ дополнен положениями, устанавливающими, в частности, следующее: при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент (норма действует с 01.01.2014). Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Так, сумма транспортного налога будет умножаться:

  1. на 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трех лет соответственно;
  2. на 2, если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 млн до 10 млн руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет;
  3. на 3, если с года выпуска транспортного средства стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. прошло не более 10 лет. Этот коэффициент будет использоваться также в случаях, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад и его средняя стоимость превышает 15 млн руб.
Как отмечается в Письме ФНС РФ от 26.03.2014 №БС-4-11/ 5316, повышающий коэффициент необходимо применять к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период. При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3 ст. 361НК РФ). Исчисление сроков, указанных в п. 2 ст. 362 НК РФ, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Поэтому при исчислении за 2014 год транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска, стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более одного года, в связи с чем при исчислении транспортного налога за 2014 год применяется повышающий коэффициент 1,5 (письма ФНС РФ от 07.07.2014 №БС-4-11/13195@, Минфина РФ от 11.06.2014 №03-05-04-01/28303).

В более позднем письме ФНС – от 22.04.2014 № БС-4-11/ 7781@ (совместно с Письмом Минфина РФ от 11.04.2014 № 03- 05-04-01/16508) налоговики уточнили по поводу применения повышающих коэффициентов. В соответствии с п. 2.1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Между тем иных условий исчисления суммы авансовых платежей по транспортному налогу п. 2.1 ст. 362 НК РФ не установлено. Следовательно, исчисление налогоплательщиками, являющимися организациями, авансовых платежей по транспортному налогу в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. производится без учета повышающих коэффициентов, определенных п. 2 ст. 362 НК РФ.

По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму транспортного налога в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога

Кроме того, в связи со вступлением в силу Федерального закона № 248-ФЗ не изменяется установленный Правилами № 1001 порядок регистрации транспортных средств, которым, в частности, предусмотрена регистрация транспортных средств по месту нахождения юридических лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения организаций, их обособленных подразделений направляются в соответствующие налоговые органы, которые на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет организаций и направляют им уведомления о постановке на учет.

Таким образом, организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, осуществляют уплату транспортного налога в бюджет бюджетной системы РФ по месту нахождения транспортных средств, отраженному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Бухгалтерский учет операций

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы по уплате транспортного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

По итогам 2014 года автономным учреждением начислен транспортный налог в сумме 5 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 3 900 руб. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Окончательная сумма к уплате за 2014 год составит 1 300 руб. (5 200 - 3 900).

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

С 1 января 2021 года заработали важные изменения в транспортном налоге, уплачиваемом организациями. Установили новый – единый - срок уплаты налога и авансовых платежей по нему. Суммы, подлежащие уплате, рассчитывает налоговая инспекция и уведомляет об этом плательщика. Если владелец ТС не получил такое уведомление, он обязан сообщить в инспекцию об имеющемся объекте налогообложения. А декларацию по налогу отменили уже с отчетности за 2020 год.

Кто платит транспортный налог

Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и обычные физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Эта обязанность возникает сразу после государственной регистрации ТС, а прекращается - после его снятия с учета.

По итогам года сумма налога исчисляется по каждому ТС как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Ставки устанавливают регионы в пределах, указанных в статье 361 НК РФ.

Повышающий коэффициент используют для (п.2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1 – легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 – легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и не более 5 лет с года выпуска;
  • 3 – легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн. рублей менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн. рублей не старше 20 лет.

Среднюю стоимость легкового автомобиля определяет Минпромторг. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей и выше он формирует ежегодно и размещает на своем официальном сайте не позднее 1 марта очередного года. Эти данные и используют при расчете транспортного налога (п. 2 ст. 362 НК РФ). Никакую другую стоимость при расчете транспортного налога не используют.

Сроки для уплаты транспортного налога

С 1 января 2021 года для всех организаций введены единые сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Налог надо уплатить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, а авансовые платежи, если они введены законом субъекта РФ, - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В 2021 году налог за 2020 год нужно заплатить до 1 марта, а авансовые платежи платите (с учетом выходных дней):

  • до 30 апреля – за I квартал 2021 г.;
  • до 2 августа – за II квартал2021 г.;
  • до 1 ноября – за III квартал 2021 г..

Уведомление о сумме налога к уплате

С 2021 года налоговики будут направлять компаниям сообщения об исчисленном транспортном налоге (п.4,5 ст.363 НК РФ). Налог будет рассчитан исходя из информации, которая имеется в инспекции:

  • от регистраторов ТС;
  • по сведениям о заявленных налоговых льготах, поступившим от владельцев.

Сроки рассылки налоговых уведомлений:

  • 6 месяцев со дня, когда закончились установленные сроки уплаты налога за 2020 год;
  • 2 месяца со дня поступления информации по перерасчету налога;
  • 1 месяц со дня получения сведений из ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Уведомление о налоге отправят через ТКС или личный кабинет плательщика на сайте инспекции. Если этими способами уведомить невозможно, направят по почте заказным письмом или вручат руководителю или представителю фирмы лично под роспись.

Если ТС было уничтожено, то налог прекратят исчислять с первого числа месяца гибели автомобиля. Основание – заявление собственника транспортного средства, поданное им в ИФНС.

Уведомление об объекте обложения транспортным налогом

Если фирма не получила сообщение об уплате транспортного налога от инспекции, она должна сама сообщить туда об имеющемся в ее собственности транспорте (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Уведомление подавать не нужно, если компания отправляла в инспекцию заявление на льготу по транспортному налогу (см. письмо ФНС от 29 октября 2020 г. № БС-4-21/17770).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Отчетность по транспортному налогу

Сдавать налоговые декларации по транспортному налогу за 2020 год и последующие налоговые периоды больше не нужно. В 2021 году налоговые инспекции будут принимать только:

  • декларации, в том числе уточненные, за периоды до 2020 года;
  • уточненные декларации к декларациям, которые организации сдали в 2020 году при реорганизации.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области".

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Ульяновск" относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

1.6. Экологический сбор.

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (п.6 ст.149 НК РФ, пп.105 п.1 ст.17 и пп.9 п.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02.2011 г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду. При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (п.3 ст.161 НК РФ).

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь - постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги - переменная часть арендной платы (основание - ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г).

Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание письма ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г., N ШТ-6-03/1040@ от 27.10.2006 г. и N ШТ-6-03/340@ от 23.04.2007 г.). Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п.

Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ст.149 НК РФ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (ст.171 НК РФ).

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (ст.172 НК РФ). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам ст.145 НК РФ.

1.8. Налог на прибыль.

С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ в целом, а не только, как ранее по нормам ст.321.1 НК РФ, которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам Главы 25 НК РФ доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 п.1 ст.251, пп.14 п.1 ст.251, п.3 п.2 ст.251 НК РФ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст.6 БК РФ, п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с новым п.48.11 ст.270 НК РФ затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.

Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.1 ст.247, п.1 ст.248 НК РФ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям п.1 ст.252 НК РФ, а именно:

- произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

- имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

- расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 п.2 ст.256 НК РФ ).

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов.

К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п.3 ст.250 НК РФ);

- лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (пп.5 ст.250 НК РФ);

- суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (п.6 ст.250 НК РФ );

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст.251 НК РФ) (п.8 ст.250 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п.14 ст.250НК РФ);

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 п.1 ст.251 НК РФ) (п.13 ст.250 НК РФ);

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п.20 ст.250 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст.287НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

Срок уплаты этого авансового платежа - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей). Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены

В соответствии с п.1.1 ст.284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность (в том числе казенными), применяется налоговая ставка налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в, п.п.1, 3 ст.284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень Правительством РФ не утвержден.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы (то есть бюджетное финансирование и субсидии не входят в расчет), либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

4. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

5. Учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Положения п.1.1 ст.284 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020. Следует иметь в виду, что образовательные учреждения, удовлетворяющие критериям ст.284.1 НК РФ, практически смогут воспользоваться ставкой по налогу на прибыль 0% только с 1 января 2012 г., подав не позднее 30 ноября 2011 г. в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий необходимых документов (п.5 ст.284.1 НК РФ).

Применять налоговую ставку 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов недопустимо (Минфина РФ N 03-03-06/1/110 от 21.02.2011г.)

Учитывая все вышеизложенное муниципальным казенным учреждениям образования, следуя нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, необходимо иметь учетную политику по налоговому учету налога на прибыль, налоговые регистры (форма которых может быть разработана самостоятельно), утвержденные в учетной политике, разделение расходов по приносящей доход деятельности на прямые и косвенные и пр.

1.9. Специальные налоговые режимы.

Любые казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст.346.12 НК РФ). Казенные учреждения также не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.2 НК РФ).

Читайте также: