Транспортный налог что относится к другим самоходным транспортным средствам

Опубликовано: 28.09.2022


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности автотранспортные средства (грузовые автомобили и прицепы фирмы Scania). Имеется приказ по предприятию, что данный автотранспорт может быть задействован только для перевозки кормов (сыпучих грузов и животных). В ПТС не указано, что транспорт является спецавтотранспортом.
Можно ли получить льготу по транспортному налогу на 2020 год?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении транспортных средств, указанных в вопросе, организация должна уплачивать транспортный налог.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Соответственно, перечисленные в вопросе транспортные средства, зарегистрированные на организацию в органах Гостехнадзора, признаются объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-05-05-04/4368, постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).
Подпункт 2 ст. 358 НК РФ выводит из-под объекта налогообложения зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей*(1) и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства:
- тракторы;
- самоходные комбайны всех марок;
- специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). Из данного порядка следует, что вопросы определения категорий и типов транспортных средств относятся к компетенции соответствующих регистрирующих органов (в данном случае - ГИБДД, смотрите п. 2 Постановления N 938).
Документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является ПТС, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Форма ПТС утверждена совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (Приложение 2), этим же документом утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Приложение 1) (далее - Положение о ПТС).
Пунктом 1.5 Положения о ПТС определено, что наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. Согласно пункту 3.3 Положения о ПТС в паспорте самоходных машин и других видов техники в строке "Наименование и марка машины" указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик).
Основываясь на данных нормах, контролирующие органы разъясняют, что транспортные средства, в паспортах которых по строке "Наименование и марка машины" указаны наименования, не входящие в перечень транспортных средств, указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, несмотря на их фактическое использование в сельскохозяйственных целях. Смотрите, например, письмо ФНС России от 10.08.2018 N ПА-4-21/15541@, письмо Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111.
Здесь возникает вопрос, что именно должно указываться в ПТС в случае, если речь идет о специальных машинах. В пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в скобках к этому термину приведен перечень наименований транспортных средств: молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.
В арбитражной практике имеют место решения, в которых судьи считают, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым (постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009, определение ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2570/10). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009 говорится, что норма пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является бланкетной и отсылает в определении объектов, освобождаемых от налогообложения, к другим нормативным актам. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1, например, упоминается следующее: перечисление законодателем в скобках за словосочетанием "специальные машины" - молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания не свидетельствует о закрытом перечне транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку лишь указывает на примерное отношение специализированных автомашин.
Вместе с тем ряд судей придерживается иной точки зрения (постановления Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1). Так, в постановлении Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008 было указано, что перечень в п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является закрытым, не поддается расширительному толкования, спорные транспортные средства (экскаватор и экскаватор-погрузчик) в перечне отсутствуют.
Если исходить из первой точки зрения о том, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым, то необходимо учитывать следующее.
В силу п. 27 Положения о ПТС в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается тип транспортного средства. При этом предусмотрено, что под типом транспортного средства понимается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В настоящее время в нашей стране используется отраслевая норма ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 "О направлении Методических рекомендаций").
Согласно п. 27 ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении транспортных средств обозначает тип (вид автомобиля):
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное транспортное средство.
Минфин России, говоря о возможности применения п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, также ссылается на ОН 025 270-66. Так, в письме от 10.12.2013 N 03-05-06-04/5411 со ссылкой на ОН 025 270-66 сделан вывод о том, что в том случае, если тип используемой для сельскохозяйственных работ автомашины не относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на него не распространяются.
Подобная точка зрения присутствует и в судебных решениях. Так в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 суд указал, что грузовые автомашины, которые не являются специальными, а лишь используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, являются объектами налогообложения по транспортному налогу в порядке п. 1 ст. 358 НК РФ. Если закон субъекта Российской Федерации не освобождает от уплаты транспортного налога вышеуказанные грузовые автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, то налогоплательщик не вправе исключать из налоговой базы спорные транспортные средства. Отметим, что статьей 3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" льгота в отношении указанных в вопросе ТС не предусмотрена. Хотя в других регионах подобное льготирование имеет место. Например, в постановлении Третьего ААС суда от 21.11.2019 N 03АП-6055/19 упомянуто об установленной п. 4 ст. 7 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 N 66 "О транспортном налоге" льготе для сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет не менее 70 процентов, - в отношении грузовых автомобилей.
Однако в судебной практике существует и иная позиция: отсутствие в техническом паспорте транспортного средства указания, что данное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не является основанием для неприменения льготы, предусмотренной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 N Ф04-1701/2007(32783-А46-40), а также ФАС Уральского округа от 05.11.2009 N Ф09-2237/09-С2 и от 10.06.2008 N Ф09-4144/08-С2). Заметим, что указанные судебные акты приняты достаточно давно и не относятся к принятым в последнее время.
Существуют также положительные примеры материалов арбитражной практики, в которых судьи в отношении ТС, не поименованных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (экскаваторов и погрузчиков, которые, хотя и не относятся к сельскохозяйственным самоходным машинам, в соответствии со своей категорией предназначены для использования по иному назначению), но использовались сельскохозяйственным товаропроизводителем при производстве сельскохозяйственной продукции (постановления АС Центрального округа от 05.11.2015 N Ф10-3676/15 по делу N А48-2629/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 N А74-165/2007-Ф02-5120/2007, Семнадцатого ААС от 16.04.2012 N 17АП-2557/12).
В письмах Минфина России от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541 сообщалось, что основными критериями непризнания объектом налогообложения транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя и использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Но далее делался вывод, что при соблюдении вышеназванных условий транспортные средства, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.
В рассматриваемом случае организация использует в сельскохозяйственной деятельности грузовые автомобили и прицепы, данные транспортные средства, не относятся к специальным. В связи с этим полагаем, что в данном случае у организации отсутствует возможность для применения положений пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Транспортный налог следует уплачивать на общих основаниях.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
- Вопрос: В собственности организации (сельхозтоваропроизводитель) имеются погрузчик Manitou колесный, экскаватор-погрузчик Komatsu колесный, автогрейдер пневмоколесный. За регистрацию отвечает Ростехнадзор. Указанная техника зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Она также используется и в других видах деятельности. Необходимо ли уплачивать транспортный налог за указанные транспортные средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" в главе 28 НК РФ не определен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Представители Минфина России в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ рекомендуют руководствоваться определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, данным в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) (письма от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05, от 28.07.2008 N 03-05-04-04/07, от 14.07.2008 N 03-11-04/1/13 и др.) или в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ) (письма Минфина России от 19.01.2017 N 03-05-06-04/2135, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
В соответствии со ст. 1 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Размер транспортного налога полностью зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя. Несмотря на то, что самоходные машины и спецтехника не предназначены для эксплуатации на дорогах общего пользования, они подлежат налогообложению, поскольку возникновение объекта налогообложения напрямую связано с регистрацией транспортного средства, а такие машины подлежат обязательному учету в органах ГИБДД или Гостехнадзоре. Так обязательно ли уплачивать транспортный налог на самоходные машины и другую спецтехнику? Есть ли какие-то особенности начисления налога и от чего он зависит? Как рассчитывается размер налога в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Облагаются ли налогом самоходные машины и спецтехника?

Налоговый кодекс РФ в 357, 358 статьях закрепил обязанность за гражданами и организациями, владеющими объектами согласно сведениям регистрационного учета ГИБДД, производить соответствующие налоговые выплаты. Под объектами налогообложения, в том числе понимаются и самоходные машины, и прочие спец.механизмы. Местом уплаты ТН является место регистрации, т.е. вносимые средства подлежат зачислению в соответствующий региональный бюджет. Место регистрации транспорта совпадает с местом регистрации владельца, если таковым является физическое лицо или с местом регистрации организации или размещением его структурных обособленных подразделений, если транспорт принадлежит юр.лицу.

Особенности налогообложения

Определение ставок по налогам на транспорт относится к прерогативе местных властей на уровне регионов. При этом местные власти руководствуются положениями 361 статьи НК РФ, которая содержит наименования объектов налогообложения и базовые ставки. Сама категория конкретному транспорту присваивается органами, осуществляющему его регистрационный учет. В отношении спецтехники таким выступает Гостехнадзор РФ, что закреплено в правительственном постановлении №938 от 12.08.1994.

Транспортный налог на самоходную технику

Транспортное средство будет входить в категорию «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу» и по отношению к нему будет применяться соответствующая ставка в том случае, если территориальные органы Гостехнадзора РФ выдадут такому транспортному средству соответствующий паспорт. Если транспортное средство в силу своих конструктивных особенностей не подлежит постановке на учет ни в Гостехнадзоре, ни в ГИБДД речи об уплате налога быть не может. Такие объекты не признаются налоговыми.

Расчет размера налога в 2018 году

Налоговым периодом фактически признается целый календарный год, если владение транспортом было непрерывным. Если владелец пребывал в таком статусе по отношению к объекту налогообложения не весь период, а скажем всего несколько месяцев, например, транспорт был зарегистрирован не с начала календарного года или же снят с учета до истечения календарного года, то налог уплачивается пропорционально времени владения и пользования транспортом. При этом, если снятие или постановка на учет имели место не с 1 числа, а позже, данный месяц включается целиком при расчете размера ТН. Для расчета применяется стандартная формула:

ТН = НБ х НС х (КМВ / 12) , где:

  • ТН — транспортный налог;
  • НБ — налоговая база;
  • НС — налоговая ставка;
  • КМВ — количество месяцев владения авто за календарный год.

Налоговая база зависит от объема двигателя. На федеральном уровне все транспортные средства градируются. Есть несколько категорий: до 100 л.с., от 100 до 150 л.с. и т.д. Ввиду того, что предусмотрено внесение авансового платежа, который составляет четверть от всего ТН подлежащего уплате, в момент наступления отчетного налогового периода к оплате выставляется сумма налога минус сумма авансового платежа. Авансовые платежи взимаются только с субъектов хозяйствования, обычные граждане оплачивают ТН полностью в отчетный период.

Заключение

Ввиду того, что большую распространенность приобретают виды транспорта на электродвигателях и к этому надо стремиться и дальше, в обществе осуждается тема замены транспортного налога на экологический, который не будет завязан на мощности двигателя. Отрицать рациональность таких потенциальных нововведений бессмысленно, но в грядущем году вряд ли перемены коснутся отечественного налогового законодательства и самоходные машины и прочий спецтранспорт будут облагаться налогом по ныне действующим правилам.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Автор: Подкопаев М., редактор журнала

НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится.

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектом обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД (в подразделениях ГАИ МВД подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования), а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Надо проверить документы на технику.

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально. Чиновники пояснили, как это сделать.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении[1]. В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС – в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН 025 270-66 «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 – легковой автомобиль, 7 – фургоны, 9 – специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике – по-другому.

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС. Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009[2]).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. В Постановлении ФАС ЦО[3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован. При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства[4]. Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции[5].

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08[6]. Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 № Ф04-5171/2016 по делу № А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу № А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ[7], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70 % за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;

крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм.

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)[8].

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивают сейчас и налоговые органы.

О заполнении декларации.

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признававемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу[9] (далее – Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 – 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 – данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530 01 (тракторы сельскохозяйственные), 530 03 (самоходные комбайны), 590 15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Каждый владелец самоходного транспортного средства, как физическое, так и юридическое лицо автоматически становится плательщиком налога. Сколько оплачивать, как рассчитать, с помощью каких ресурсов, в какую статью закона заглянуть, а также кому и в каких ситуациях положены льготы по уплате налога в бюджет, рассмотрим в статье.

Правовое регулирование

В соответствии со ст.358 Налогового Кодекса РФ, транспортным налогом облагаются самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, снегоходы, мотосани, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки на самоходные машины: тракторы, квадроциклы, снегоходы и иные

Все налоговые ставки устанавливаются ст. 361 НК РФ:

  1. для тракторов и квадроциклов установлена ставка 2,5 рубля с лошадиной силы;
  2. для снегоходов и мотосаней до 50 лошадиных сил включительно – 2,5 рубля, более 50 лошадиных сил – уже 5 рублей.

Так как транспортный налог является региональным, то при расчете необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами конкретного региона:

  • Например, ставка на квадроцикл или трактор в Тюмени в 2019 году составляет 25 рублей за каждую лошадиную силу, на снегоход, мощностью более 50 л.с. – уже 30 рублей (п.1 ст.1 Закона Тюменской области от 19.11.2002 года №93 «О транспортном налоге»).
  • А в Санкт-Петербурге снегоход более 50 л.с. будет стоить уже 50 рублей за лошадиную силу, квадроцикл – 25 рублей (ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 (ред. от 22.10.2018) «О транспортном налоге»).
  • В Приморском крае, ставка налога на трактор составит 15 рублей с лошадиной силы (п.1 ст.5 Закона Приморского края от 23.11.2018 г. №386-КЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Приморского края «О транспортном налоге»).

Как рассчитать размер сбора?

Для расчета транспортного налога будем использовать следующие составляющие:

  • мощность двигателя;
  • дата постановки на учёт;
  • региональная ставка, в зависимости от того, где зарегистрировано ТС.

Сумма тем выше, чем больше у мотора лошадиных сил.

Общая формула для расчёта:

  • ТН – общая сумма транспортного налога в рублях;
  • МД – мощность двигателя в лошадиных силах;
  • НС – принятая в регионе налоговая ставка в рублях;
  • НП – налоговый период в годах (обычно это один год).

Пример. Расчёт суммы налога для уплаты в бюджет за 2018 год для экскаватора-бульдозера с двигателем мощностью 78 л.с. Поставлен на учет в 2015 году в Новосибирской области. Полных месяцев владения в 2018 году – 12.

Стоимость налога составит 25*78=1950 рублей.

Если владение самоходным транспортным средством в отчетном периоде был не полный календарный год, а несколько месяцев, то в расчет берутся именно они.

Пример. Квадроцикл Сокол-ПРО, поставлен на учет 01.06.2018 года (период владения в 2018 году составил 7 месяцев) в Новосибирской области, где ставка составляет 25 рублей с лошадиной силы для данного вида транспорта. Мощность двигателя – 109 л.с. Формула для расчета будет выглядеть так:

(25 * 109) / 12 * 7 = 1590 рублей вам будет начислено для оплаты в бюджет за 2018 год.

О расчете размере транспортного налога мы рассказывали здесь.

Онлайн-калькуляторы для удобного расчёта

Во избежание какой бы то ни было арифметической ошибки при расчёте налога, предлагаем владельцам квадроциклов, снегоходов, тракторов, бульдозеров воспользоваться онлайн-калькуляторами. Эти ссылки помогут вам точно вычислить значение налога, необходимого к уплате в бюджет:

Порядок расчета транспортного налога, формулы и примеры, также как использовать электронный калькулятор, узнайте здесь.

Есть ли льготы?

Льготы тоже есть. Для кое-кого есть возможность не оплачивать транспортный налог, если самоходное средство не зарегистрировано. Это возможно в тех случаях, когда оно используется в бытовых, хозяйственных целях, в производстве, но не для перевозки людей и грузов.

Таким примером служат мобильные мастерские, кухни, передвижные диагностические установки, душевые кабинки, погрузчики (таких полно на складах и мелких производствах), трансформаторные установки, автонасосы, передвижные станции и пр. (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35 О порядке применения главы 28 Налогового кодекса РФ и об определении понятия «транспортное средство» для целей налогообложения транспортным налогом).

На федеральном уровне льготы имеют те, кто производит сельхозпродукцию:

  • рыбхозорганизации;
  • производители овощей;
  • фруктов;
  • пшеницы и пр.).

В соответствии с п.2 ст. 358 НК РФ к объектам налогообложения не относятся трактора, самоходные комбайны всех марок, спец.автомашины:

  • скотовозы;
  • молоковозы;
  • машины для внесения и перевозки минеральных удобрений, технической помощи.

Но только в том случае, если они официально зарегистрированы на вышеуказанных сельхозпроизводителей и используются при работах, для производства продукции сельского хозяйства. Это обязательное условие освобождения от уплаты налога.

Если трактор получен через органы социальной помощи и принадлежит инвалиду – то налог на него владелец не платит (пп.2 п.2 ст.358 НК РФ).

Владельцы угнанных самоходных транспортных средств, по которым они написали соответствующие заявления в правоохранительные органы, также освобождаются от выплат в бюджет. Все, что надо знать об амнистии по транспортному налогу, узнайте тут.

Сроки и порядок оплаты

  • Если вы – физическое лицо, то точную сумму налога на самоходное транспортное средство, а также срок оплаты за него вы сможете узнать из уведомления, которое придёт от налогового органа по почте (п.3 ст. 363 НК РФ).

Для физических лиц установлен срок оплаты не позднее 1 декабря текущего года за предшествующий налоговый период. То есть до 1 декабря 2019 года необходимо оплатить налог на самоходное транспортное средство за 2018 год.

Если у вас есть личный кабинет на официальном сайте ФНС, то уведомление в бумажном виде уже не поступит. Дважды налоговая не извещает о необходимости оплаты. Так что отслеживать придется самостоятельно, периодически заглядывая в личный кабинет. Для юридических лиц регулирование сроков и оплаты происходит по-другому. В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ, организации рассчитывают налог самостоятельно (о транспортном налоге для организаций мы рассказывали тут). Уплатить в бюджет в установленный срок необходимо разницу между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих к оплате в течение налогового периода.

Расчет производят после окончания отчетного налогового периода. Срок оплаты устанавливается конкретным субъектом Российской Федерации, но не ранее, чем 01 февраля (п.1 ст.363 НК РФ).

О сроках и порядке уплаты транспортного налога мы рассказывали в этом материале, о сроке давности по взысканию налога и о возможном периоде возмещения ТН читайте тут, а как проверить и оплатить ТН, узнайте здесь.

Отличия сбора на трактор в сельской и городской местностях

Поэтому, если владелец не относится к льготной категории, или трактор не используется при производстве сельскохозяйственной продукции, то расчет транспортного налога на него будет производиться на общих основаниях.

Льготы пенсионерам по старости

Пенсионера по старости могут освободить от уплаты налога, если соответствующий закон принят конкретным субъектом Федерации, в котором зарегистрированы его транспортные средства.

К примеру, в Новосибирской области, на основании Закона Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ, они освобождаются полностью от уплаты налога. А в Москве данной категории граждан подобные послабления не предусмотрены.

Все зависит от региона. Для уточнения своих прав на льготу необходимо обратиться в территориальное отделение налоговой службы по месту постановки на учет транспортного средства.

Для получения льготы необходимо написать заявление с указанием документа, подтверждающим льготу, и транспортного средства, на которое требуется освободить от уплаты налога. Важно, что освобождение предоставляют только на одно ТС по выбору самого пенсионера (п. 2 и 3 ст.2.4 Закона Новосибирской области от 16.10.2003 №142-ОЗ).

Нужно ли платить, если транспортное средство находится долго в ремонте?

Его придется оплачивать, т.к. данное основание не является законодательно обоснованным. Обязанность по уплате налога начинается с того момента, как владелец поставил его на учет. А использовать его или нет – право налогоплательщика (п.1 ст. 358, ст.357 НК РФ).

Не имея льгот, положенных законом, каждый, кто владеет самоходными машинами, должен вовремя оплачивать в бюджет положенную сумму. На разные самоходные средства налог рассчитывается и оплачивается отдельно. Чем большими мощностями обладает ТС, тем большее количество рублей придется заплатить.

К какой категории транспортных средств относится специальная техника и механизмы, смонтированные на шасси грузового автомобиля, – к «грузовым автомобилям» или к «другим самоходным транспортным средствам»? От определения напрямую зависит применяемая ставка налога

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Налоговый кодекс РФ и арбитражная практика не дают однозначной классификации
Глава 28 «Транспортный налог» НК РФ не содержит специальных положений, определяющих объект налогообложения, и критериев, по которым спецтехника, смонтированная на шасси грузовых автомобилей, могла бы быть отнесена к той либо иной категории транспортных средств для определения размера налоговой ставки. Как следствие, суды были вынуждены самостоя-тельно классифицировать спорные объекты, и длительное время единого решения спорного вопроса не существовало.

ДОВОДЫ СУДОВ

Критерии классификации
Некоторые суды предлагали руководствоваться критерием функционального назначения спорных транспортных средств. Со-гласно логике их рассуждений специальная автотехника по своему техническому назначению предназначена не для перевозки грузов, а для решения иных технических задач – выполнения производственных и строительных функций. С учетом основного назначения рассматриваемой техники к спорным объектам корректно было бы применять налоговые ставки, установленные для самоходных машин и механизмов [сноска 1] .


При этом суды принимали во внимание положения Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» НК РФ и Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу. Согласно этим документам при определении категории автотранспортного средства надлежит руководствоваться «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94 [сноска 2] (далее – ОКОФ), который не включает, например, автокраны в число грузовых автомобилей, а отно-сит их к самоходным машинам и механизмам.
Основанием для другой позиции судов послужило то, что специальное оборудование, которым оснащены спорные транспортные средства, установлено на базе грузовых автомобилей, подлежащих регистрации в органах ГИБДД, и в паспортах этих транспортных средств (далее – ПТС) указана категория «С» – «грузовые автомобили» [сноска 3] .


Сторонники данной точки зрения ссылались на международное Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) ис-пользованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний [сноска 4] .

В соответствии с классификацией транспортных средств, введенной данным Соглашением, в отличие от классификации транспортных средств по ОКОФ, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Таким образом, специальные автомобили разных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили».


ПОЗИЦИЯ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ

Президиум ВАС РФ разрешил спор принятием ряда постановлений
В целях обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права по рассматриваемому вопросу ВАС РФ предложил в качестве общего критерия, определяющего категорию транспортного средства в целях главы 28 НК РФ, использо-вать информацию об органе, осуществляющем государственную регистрацию транспортных средств.


При рассмотрении дела ВАС РФ руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Давая оценку доводам сторон, суд указал, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в ОКОФ, соответствуют значениям, применяемым в отраслях про-мышленности, и не сопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенным в пункте 1 ста-тьи 361 НК РФ.


ВАС РФ разрешил ситуацию с наличием в различных федеральных судебных округах прямо противоположных решений по одному и тому же вопросу.

ВЗГЛЯД СПЕЦИАЛИСТА

Подход ВАС РФ не является безусловным, а доводы – неоспоримыми
1. Информация об органе, осуществляющем государственную регистрацию транспортного средства, не может выступать критерием, определяющим категорию транспортного средства в целях применения главы 28 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установ-ленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, призна-ваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).


Государственная регистрация транспортных средств, таким образом, означает заявление об эксплуатации транспортных средств по назначению, то есть передвижение по транспортным путям. Другими словами, регистрация транспортных средств в установленном порядке лишь позволяет любому субъекту налоговых правоотношений приобрести статус плательщика транс-портного налога в связи с появлением объекта налогообложения. Иных правовых последствий, в том числе связанных с опреде-лением категории транспортного средства в целях применения тех или иных налоговых ставок, проанализированные нормы не предполагают.


Положения Постановления № 938, принятого с целью совершенствования учета средств спецтранспорта, не могут быть ис-пользованы для определения налоговой ставки транспортного налога, так как направлены исключительно на решение задач, связанных с полнотой учета транспортных средств.


Сравнительный анализ положений пункта 1 статьи 361 НК РФ и пункта 2 Постановления № 938 позволяет сделать вывод, что, имея целью решение разных задач, рассматриваемые положения указывают в качестве существенных и различные технические характеристики транспортных средств.


Так, определяющим критерием при выборе государственного органа, в котором должно быть зарегистрировано транспорт-ное средство, является его конструктивная скорость – более или менее 50 км/час (п. 2 Постановления).


Ставки транспортного налога устанавливаются в пункте 1 статьи 361 НК РФ также с учетом дифференцированного подхода к характеристикам транспортного средства. Однако ни одно из положений главы 28 «Транспортный налог» НК РФ не содержит указания на применение при исчислении налога такой технической характеристики транспортного средства, как «конструктивная скорость».

В свете сказанного обоснованность вывода суда о том, что транспортное средство, зарегистрированное в органах ГИБДД в качестве объекта налогообложения, не является «другим самоходным транспортным средством», названным в пункте 1 статьи 361 НК РФ, не представляется очевидной.


2. Возможность альтернативного применения двух нормативных актов ставит под сомнение вывод суда.


Нормы российского налогового законодательства не раскрывают понятий «грузовые автомобили» и «другие самоходные машины и механизмы», в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ при определении категории объекта – транспортного средства необходимо руководствоваться положениями других нормативных актов.


Необходимо обратиться к законодательству, регламентирующему классификацию транспортных средств при их государст-венной регистрации, – Постановлению № 938, которым руководствовался и ВАС РФ. Положения Постановления позволяют классифицировать транспортные средства со спецтехникой по категориям «грузовые автомобили» и «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». При этом определяющим критерием отнесения транспортного средства к одной из этих категорий будет исключительно конструктивная скорость транспортного средства.


Напротив, в системе классификации основных средств по ОКОФ первоочередное значение придается экономическому ас-пекту, что позволяет более корректно отнести транспортное средство к той или иной категории (легковые, грузовые и так да-лее), в том числе в целях главы 28 НК РФ.


Представляется, что и с этой точки зрения рассматриваемый вывод суда является спорным, поскольку при возможном альтернативном применении двух нормативных актов преимущественное значение для установления размера налоговой ставки должен иметь акт, в наибольшей степени соотносящийся с основными принципами налогообложения – принципом экономиче-ского основания и принципом справедливости налогообложения.


3. ВАС РФ не учел подхода Конституционного Суда РФ.
В Определении от 14.12.2004 № 451-О Конституционный Суд РФ указал, что налоговая база по транспортному налогу опреде-ляется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования.
Принимая во внимание правовую природу транспортного налога, установленного в том числе в целях формирования ресур-сов для содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования, представляется, что подход, учитывающий при определении налогового бремени степень негативного влияния эксплуатации транспортного средства на состояние покрытия дорожного полотна, в полной мере соответствует принципу экономического основания налога, закрепленного в пункте 3 статьи 3 НК РФ.


Спорные транспортные средства имеют узкоспециальное назначение и используются для определенного вида работ, не свя-занных с перевозкой груза. Соответственно, уровень их воздействия на состояние дорог общего пользования в сравнении с ав-томобилями, служащими для перевозки грузов, несопоставим и может быть признан минимальным.


В ПТС указывается тип транспортного средства, там же дается его характеристика, определяемая конструктивными особен-ностями и назначением [сноска 5] . Транспортные средства по типам могут подразделяться не только на легковые и грузовые автомобили, но также на специальные и специализированные транспортные средства (автолавки, специальные автокраны, автогидроподъем-ники, автоэкскаваторы и т. д.) [сноска 6] . Таким образом, паспортами спорных транспортных средств подтверждается, что они не являют-ся грузовыми.


Учитывая изложенное, большинство приведенных аргументов свидетельствует в пользу признания специальной техники в качестве объекта налогообложения «другим самоходным транспортным средством».

Читайте также: