Региональный закон о транспортном налоге

Опубликовано: 17.04.2024

Областной закон "О транспортном налоге"

Налоговые ставки

Мотоциклы и мотороллеры

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включительно

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Мотоциклы и мотороллеры

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включительно

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Мотоциклы и мотороллеры

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автобусы с года выпуска которых прошло свыше 10 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Мотоциклы и мотороллеры

Автобусы с года выпуска которых прошло до 10 лет включительно

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Автобусы с года выпуска которых прошло свыше 10 лет

Автобусы с года выпуска которых прошло до 10 лет включительно

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

Яхты и другие парусно-моторные суда

Яхты и другие парусно-моторные суда

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Налоговые льготы

Общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности

пп.6 п. 1 статья 4

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

пп.7 п. 1 статья 4

Инвалиды-владельцы лекговых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно), по грузовым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", "УАЗ" выпуска до 1994 года включительно

пп.2 п.1 статья 4

инвалиды - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно);

Инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. (включительно)

пп.3 п.1 статья 4

пп.8 п.1 статья 4

Граждане - владельцы легковых автомобилей, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, подпадающие под действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

пп.14 п.1 статья 4

Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно);

пп. 1 п.2 статья 4

Граждан, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющихся пенсионерами - владельцам легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно);

№303-ОЗ от 01.10.2018

Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. (включительно)

Граждан, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющихся пенсионерами - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. (включительно)

№303-ОЗ от 01.10.2018

Организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области в соответствии с областным законом от 28.03.2016 N 945-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов", при соблюдении требований, установленных частью 3 статьи 6 указанного областного закона, и определении иных особенностей предоставления налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области;

Организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области в соответствии с областным законом от 11.06.1998 N 29-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов", на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта , но не более расчетного , рассчитанного в соответствии с Правилами расчета момента достижения полной окупаемости вложенных средств , расчетного срока окупаемости и определения иных особенностей применения льгот для организаций , осуществляющих инвестиционные проекты в Новгородской области, утвержденными постановлением Новгородской областной Думы от 29.01.97 №500-ОДпри соблюдении требований, установленных частью 3 статьи 6 указанного областного закона, и определении иных особенностей предоставления налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области;

Организации - участники специальных инвестиционных контрактов, одной из сторон которых является Новгородская область

пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", грузовых автомобилей модели "УАЗ" с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно) с годом выпуска до 1994 года включительно, а также владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 36 л. с. (включительно);

Граждан, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющихся пенсионерами - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", грузовых автомобилей модели "УАЗ" с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно) с годом выпуска до 1994 года включительно, а также владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 36 л. с. (включительно);

№303-ОЗ от 01.10.2018

Инвалиды, а также пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. (включительно)

пп. 3 п.2 статья 4

родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения

п.п 5 п.1 статья 4

родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения

№496-ОЗ от 23.12.2019

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к группе 49.31 раздела H Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст, за исключением видов деятельности, относящихся к подгруппе 49.31.1 раздела H Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст.

от 28 ноября 2002 года № 71-З


О транспортном налоге

(с изменениями на 10 сентября 2020 года)

------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 25.02.2003 № 17-З;
Законом Нижегородской области от 21.06.2003 № 45-З;
Законом Нижегородской области от 06.10.2003 № 84-З;
Законом Нижегородской области от 15.10.2004 № 117-З ;
Законом Нижегородской области от 30.05.2005 № 60-З;
Законом Нижегородской области от 28.11.2005 № 188-З;
Законом Нижегородской области от 28.09.2006 № 99-З
Законом Нижегородской области от 03.11.2006 № 135-З;
Законом Нижегородской области от 04.04.2007 № 29-З ;
Законом Нижегородской области от 30.11.2007 № 172-З;
Законом Нижегородской области от 21.12.2007 № 181-З;
Законом Нижегородской области от 06.06.2008 № 67-З;
Законом Нижегородской области от 05.03.2009 № 17-З;
Законом Нижегородской области от 05.06.2009 № 72-З;
Законом Нижегородской области от 04.02.2010 № 16-З;
Законом Нижегородской области от 01.07.2010 № 103-З;
Законом Нижегородской области от 03.11.2010 № 167-З;
Законом Нижегородской области от 14.12.2010 № 196-З;
Законом Нижегородской области от 30.08.2011 № 116-З;
Законом Нижегородской области от 01.09.2011 № 124-З;
Законом Нижегородской области от 05.08.2014 № 100-З;
Законом Нижегородской области от 05.11.2014 № 142-З;
Законом Нижегородской области от 02.03.2016 № 25-З;
Законом Нижегородской области от 08.11.2017 № 148-З;
Законом Нижегородской области от 01.10.2018 № 83-З;
Законом Нижегородской области от 03.09.2019 № 88-З;
Законом Нижегородской области от 28.11.2019 № 143-З;
Законом Нижегородской области от 05.08.2020 № 73-З;
Законом Нижегородской области от 10.09.2020 № 96;
Законом Нижегородской области от 02.10.2020 № 108-З;
Законом Нижегородской области от 10.09.2020 № 98-З

Принят Законодательным Собранием 28 ноября 2002 года

Статья 1. Общие положения

Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”, устанавливает, вводит в действие транспортный налог на территории Нижегородской области, а также определяет ставку налога, порядок, его уплаты, налоговые льготы.(в ред. Законов области от 28.09.2006 № 99-З; от 28.11.2019 № 143-З)

Статья 2. Налогоплательщики

(Статья 2. утратила силу с 01.01.2011 Законом области от 01.07.2010 № 103-З- см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Объект налогообложения

(Статья 3. утратила силу с 01.01.2011 Законом области от 01.07.2010 № 103-З- см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Налоговая база

(Статья 4. утратила силу с 01.01.2011 Законом области от 01.07.2010 № 103-З- см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Налоговый период

(Статья 5 в ред.Законов области от 28.09.2006 № 99-З; от 28.11.2019 № 143-З - см. предыдущую редакцию)

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Статья 6. Налоговые ставки

(Статья 6 - в ред. Закона области от 28.09.2006 № 99-З)

Установить на территории Нижегородской области ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: (абзац в ред. Закона области от 28.11.2019 № 143-З - см. предыдущую редакцию)

(Таблица изложена в новой редакции Законом области от 01.09.2011 № 124-З; в ред. Закона области от 28.11.2019 № 143-З - см. предыдущую редакцию)

Наименование объектов обложения

Налоговая ставка
(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 45 л.с. (до 33,08 кВт) включительно

свыше 45 л.с. до 100 л.с. (свыше 33,08 кВт до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) включительно

свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

(с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 40 л.с. ( до 29,42 кВт) включительно

свыше 40 л.с. до 100 л.с. (свыше 29,42 кВт до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)


Статья 7. Налоговые льготы

1. Для пенсионеров, а также физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, инвалидов, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и граждан из подразделений особого риска - владельцев мотоциклов и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с, моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. включительно - ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов. В случае превышения указанной в настоящем пункте предельной величины мощности двигателя соответствующего транспортного средства налог уплачивается на общих основаниях. (Абзац первый в ред. Законов области от 05.03.2009 № 17-З; от 01.10.2018 № 83-З - см. предыдущую редакцию)

(Абзац второй утратил силу Законом области от 01.09.2011 № 124-З- см. предыдущую редакцию)

Для организаций и индивидуальных предпринимателей в части автомобилей, оборудованных для использования газомоторного топлива, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов. Данная льгота предоставляется по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего, что автомобиль оборудован для использования газомоторного топлива. Налоговая льгота предоставляется при условии отсутствия у налогоплательщика недоимки по платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Порядок оформления и типовая форма документа, подтверждающего, что автомобиль оборудован для использования газомоторного топлива, устанавливается Правительством Нижегородской области. (Абзац введен Законом области от 03.11.2006 № 135-З); (изложен в новой ред.Законом области от 30.11.2007 № 172-З)

Для организаций и для индивидуальных предпринимателей в части автомобилей, осуществляющих международные перевозки в страны дальнего зарубежья, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов. (абзац введен Законом области от 05.11.2014 № 142-З)

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 марта 2020 года был отражен в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 25 процентов. (абзац введен Законом Нижегородской области от 02.10.2020 № 108-З)

Для граждан в части автомобилей, оборудованных только электрическим двигателем, ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов. (абзац введен Законом области от 10.09.2020 № 98-З)

1 . Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении каждого транспортного средства, осуществляющего магистральные междугородные и (или) международные перевозки, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата), сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода, уменьшается на 30 процентов от суммы платы, уплаченной в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Налоговая льгота предоставляется при условии, если средняя заработная плата налогоплательщика за предыдущий налоговый период превышает среднюю номинальную начисленную заработную плату в Нижегородской области за тот же налоговый период, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.

Налоговая льгота предоставляется на основании документа, подтверждающего размер платы, внесенной налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде, подписанного уполномоченным представителем оператора системы взимания платы и удостоверенного печатью оператора (его филиала, уполномоченного подразделения), а также расчета средней заработной платы за налоговый период, подписанного уполномоченным представителем налогоплательщика.
(п. 1_1 введен Законом области от 28.11.2019 № 143-З)

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

(введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.


Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья утратила силу с 1 января 2017 года. - Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

(часть пятая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)


Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)


10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

Статья 359. Налоговая база


1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)


2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.


Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 361. Налоговые ставки

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.Я. Гилинская оспаривает конституционность статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

При этом, в целях правильного применения налоговых ставок, необходимо принимать во внимание, что плавучие доки по проектам их строительства не оснащаются буксирными устройствами. Для транспортировки доков от места их постройки до места эксплуатации на них, по отдельным специальным проектам, монтируются перегонные буксирные и волноотбойные устройства. При доставке дока к месту базирования буксирное и волноотбойное устройства демонтируются, так как они мешают использованию доков по назначению.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 363.1 Кодекса). При этом исчисление суммы транспортного налога (статья 362 Кодекса), подлежащей уплате в установленные сроки (статья 363 Кодекса), осуществляется исходя из налоговой базы (статья 359 Кодекса) и налоговой ставки (статья 361 Кодекса) в зависимости от регистрации (снятия с регистрации) транспортных средств, а также с учетом налоговых льгот (статья 356 Кодекса) и (или) налоговых преференций (статья 358 Кодекса).

Внося изменения в условия предоставления налоговой льготы по уплате транспортного налога пенсионерами, имеющими в собственности легковые автомобили, законодатель Челябинской области с целью усиления адресности предоставления данной льготы воспользовался критерием, которым согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит руководствоваться федеральному законодателю и законодателям субъектов Российской Федерации при установлении налоговых ставок для плательщиков транспортного налога, не имеющих права на налоговые льготы, и который предполагает их дифференциацию, основанную на таком объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание. Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному налогообложению транспортным налогом, притом что установление данной налоговой льготы - хотя она и имеет определенную социальную направленность - не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с ее требованиями.

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.В. Каргаполова оспаривает конституционность пунктов 2 и 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговые ставки транспортного налога, указанные в пункте 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз; допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность статьи 2.2 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", которой установлены конкретные размеры налоговых ставок транспортного налога по категориям транспортных средств.

1. В жалобе гражданина В.В. Баукина оспаривается конституционность пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего налоговые ставки транспортного налога, и пункта 2 той же статьи, позволяющего субъектам Российской Федерации увеличивать или уменьшать установленные данной статьей ставки транспортного налога, но не более чем в пять раз.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определение от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для налогообложения транспортным налогом федеральный законодатель избрал мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) и в соответствии с избранной физической характеристикой объекта налогообложения осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 и статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Раздел VII. Налоговые ставки (статья 361 Кодекса)

25. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки транспортного налога должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации и могут быть увеличены (уменьшены) в отношении ставок по налогу, предусмотренных в пункте 1 данной статьи НК РФ, но не более чем в пять раз. Законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрена норма, при которой уплата налога производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 361 НК РФ.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Читайте также: