Транспортные услуги счет затрат при осно

Опубликовано: 02.05.2024

Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин. Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат. В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.

Вопрос: Как отражается в учете торговой организации продажа товаров с переходом права собственности к покупателю после их оплаты, если эти товары учитываются по учетным ценам с отдельным учетом транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»?
Цена приобретения товаров (без НДС) — 500 000 руб., сумма ТЗР, относящихся к данным товарам (стоимость доставки), составляет 80 000 руб. (без НДС). Продажная цена товаров — 960 000 руб., в том числе НДС 160 000 руб. Оплата товаров произведена покупателем через месяц после их отгрузки.
Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета затраты по заготовке и доставке товаров до склада организации относятся к фактическим затратам на приобретение товаров, при этом товары учитываются на счете 41 «Товары» по учетным (договорным) ценам приобретения, а затраты по заготовке и доставке товаров учитываются отдельно на счете 16. В соответствии с учетной политикой организации в целях налогообложения расходы по доставке и хранению товаров формируют стоимость приобретения товаров. Условиями договора поставки предусмотрено, что покупатель не вправе распоряжаться товарами до момента перехода к нему права собственности на эти товары.
Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Что включают в себя транспортные расходы?

Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:

  • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
  • Траты на доставку продукции клиентам.
  • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

Вопрос: Может ли покупатель потребовать от поставщика возместить убытки в виде оплаты транспортных расходов на возврат некачественного товара и оплаты его хранения по цене, превышающей рыночную?
Посмотреть ответ

Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.

ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.

К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.

Вопрос: Требуется ли для подтверждения транспортных расходов в налоговом учете транспортная накладная, если покупатель для доставки груза заключил договор с экспедитором?
Посмотреть ответ

Особенности учета транспортировки основных средств

Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):

  • созданные предприятием;
  • купленные по соответствующему договору;
  • купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
  • объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).

Вопрос: Можно ли признать для целей налога на прибыль расходы на транспортные услуги сторонних организаций, если путевые листы у налогоплательщика отсутствуют или составлены с нарушениями (п. 1 ст. 252, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.

Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.

Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.

К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.

Вопрос: Нужна ли транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) для обоснования в целях налога на прибыль расходов на транспортные услуги сторонних организаций (п. 1 ст. 252, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Перевыставление ТР покупателю

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

Примеры проводок

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

Расчет транспортных расходов

Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

  1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
  2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
  3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
  4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

Пример расчетов и проводок

Предприятие имеет такие показатели:

  • Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
  • Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
  • Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
  • Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
  • Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.

Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:

  • 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
  • 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
  • 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
  • Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
  • Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).

Проводки будут следующими:

  • ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
  • ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
  • ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.

учет в транспортном предприятии

Широка страна моя родная… Много в ней не только лесов, полей и рек, но и продавцов и покупателей. Как быть, если продавец в Москве, а покупатель во Владивостоке? Впрочем, даже если брать соседние города, то товар между ними все равно сам собой не переместится, телепортация пока недоступна человечеству.

Не каждая организация располагает собственным парком авто на любой вкус. В таких ситуациях на помощь приходят автотранспортные предприятия, готовые доставить груз из заданной точки А в точку Б.

Между тем у бухгалтера своя задача – организовать учет в транспортном предприятии таким образом, чтобы соблюсти все нормы законодательства. А их немало!

Содержание статьи:

1. Нормативные документы по перевозке грузов

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

Итак, идем по порядку.

1. Нормативные документы по перевозке грузов

Транспортная система грузоперевозок основывается на следующих нормативных документах Российского законодательства:

Гражданский кодекс РФ (часть 2, раздел IV, гл.40, 41) регламентирует:

  • общие положения о перевозках;
  • оформление договоров перевозки, фрахтования, между перевозчиками;
  • сроки подачи, доставки грузов;
  • ответственность перевозчика, возникающую на разных стадиях процесса транспортировки;
  • претензии и иски;
  • организация процесса транспортной экспедиции.

Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раскрывает:

  • правила перевозок грузов;
  • меры государственного надзора;
  • виды перевозок;
  • определения массыи пломбирование грузов;
  • хранение грузови очистка транспортных средств перевозчиком;
  • особенности заключения, изменения условий договоров транспортировки;
  • ответственность грузоотправителей, грузополучателей;

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данное постановление отражает следующие критерии организации грузоперевозок:

  • принципы заключения договора на перевозку грузов;
  • порядок предоставления транспортных средств и предъявления груза для перевозки;
  • определение массы допустимого груза;
  • порядок составления актов и оформление претензий.

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» излагает:

  • обеспечение безопасности перевозки грузов.

Лицензия – документ, предоставляющий разрешение на определенные виды деятельности. Данное разрешение выдает Министерство транспорта и связи через транспортные инспекции. Отдельные виды транспортных услуг предусматривают лицензирование:

  • перевозка особо опасных грузов;
  • международные перевозки грузов.

на остальные перевозки она не требуется.

Это не все нормативные документы по перевозке грузов, с которыми должен быть знаком бухгалтер транспортной организации. Существуют другие нормативные акты, более частного порядка, такие как правила дорожного движения, правила технической эксплуатации автомобилей и их технического обслуживания и др.

2. Необходимые документы для перевозки груза автомобильным транспортом

Грузоперевозки представляют собой особый род взаимоотношений между получателем груза и отправителем, который нужно подтвердить документально. Для осуществления грузоперевозок на территории РФ нужно иметь определенный перечень документов, которые касаются как водителя, так и груза.

Документы водителя и авто:

  • водительское удостоверение определенной категории;
  • паспорт;
  • паспорт транспортного средства и талон тех паспортана автотранспорт;
  • страховой полис ОСАГО владельца ТС;

Документы для перевозки груза автомобильным транспортом у перевозчика:

  • путевой лист, оформленный соответствующим образом. Он должен содержать в себе данные по гос. номеру автомобиля, километраж на начало пути, информацию о расходе ГСМ, дату выдачи бланка, реквизиты ТТН на груз, отметку о прохождении медосмотра;
  • копия трудового договора водителя (если он не владелец ТС);
  • сертификат качества товара (выдает грузоотправитель);
  • доверенность на управление транспортным средством, если водитель наемное лицо;
  • договор на оказание услуг транспортировки;
  • транспортная накладная если нет необходимости в товарно-транспортной.

Документы грузоотправителя:

  • товарно-транспортная накладная в 4-х экземплярах, которая обычно оформляется грузоотправителем, содержит в себе товарный и транспортный раздел;
  • дополнительные документы, если это продукты, алкоголь, животные.

Одним из наиболее важных документов, подтверждающим услуги перевозки, является транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это первичный документ, на основании которого перевозчик подтверждает практически все свои расходы, связанные с перевозкой. Это списание ГСМ, заработная плата водителя и текущий ремонт автомобиля. Ее составляют обязательно в трех экземплярах.

Наряду с этим документом действует товарно-транспортная накладная № Т-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78)

Товарно-транспортная накладная используется, когда грузоотправитель может выступать и перевозчиком в одном лице. Когда перевозчик — отдельное юридическое лицо, применяется транспортная накладная, а грузоотправитель в этом случае оформляет накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, если работает с НДС. Оба документа не оформляются одновременно на одну перевозку.

3. Договор с перевозчиком на перевозку грузов

Договор о перевозке груза представляет собой соглашение между грузоотправителем и перевозчиком. В нем оговариваются все необходимые условия (ГК РФ ч. 2, раздел IV. глава 40, ст. 785):

  1. в первую очередь, прописываются сведения о грузе (наименование, объем, суммарный вес и так далее), адрес, куда необходимо доставить груз;
  2. время, в течение которого перевозчик может выполнить услугу, возможно — с указанием промежуточных пунктов на пути следования;
  3. финансовое вознаграждение, сумма которого определяется индивидуально сторонами, должно быть прописано с учетом способа его оплаты;
  4. ответственность и обязательства каждой из сторон, прописанные конкретно, помогут избежать дальнейших споров в случае критической ситуации;
  5. другие условия договора, если в этом возникает потребность сторон;
  6. полные данные о реквизитах сторон и печати.

Компания, которая отправляет груз, должна его предоставить к назначенному времени, в соответствующей таре, или без, если этого не требуется. Водитель от грузоотправителя получает необходимые документы, перечисленные выше. После этого происходит погрузка, грузоотправитель должен проконтролировать это процесс, если это необходимо и оговорено соглашением. Это предотвратит недоразумения, если произойдет порча груза. А также позволит предъявлять финансовую компенсацию в соответствующих ситуациях.

Исполнитель, в свою очередь должен своевременно подать транспортное средство в пригодном для погрузки состоянии. Во время доставки, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, обязан доставить груз в срок и по указанному адресу.

Грузоперевозчик имеет право требовать необходимой отметки в сопроводительных документах груза и взыскание финансовых потерь при простое автомобиля по вине грузоотправителя. Эти ситуации тоже стоит заранее оговорить, заключая договор с перевозчиком на перевозку грузов.

4. Система налогообложения для транспортного предприятия с грузоперевозками

Учет в транспортном предприятии зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим обзорно различные системы налогообложения, которые могу применяться:

Сумма потенциального дохода

доходы или разница между доходами и расходами

6 или 15 (возможны льготы)

На суммы страховых взносов, пособий

На суммы страховых взносов, пособий

Отсутствует налог на прибыль, НДС, НДФЛ

Отсутствует налог на прибыль, НДС

В данной таблице не упомянута общая (стандартная) система налогообложения – ОСНО. Ее преимущество — отсутствие каких либо ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам. Однако и налоговая нагрузка здесь будет самой высокой.

В основном ОСНО применяют крупные предприятия, которые являются плательщиками НДС. Они сотрудничают с теми же, кто платит этот налог. Для предприятий, занимающихся грузоперевозками, причиной применения этой системы является наличие «входного» НДС.

5. Учет в транспортном предприятии: что важно?

Методы ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, оказывающей транспортные услуги, закрепляются в учетной политике. Себестоимость транспортных услуг зависит от состава затрат. Основные виды расходов, отражающие специфику деятельности:

  1. Амортизация основных фондов. Это распределение стоимости автомобилей, посредством ежемесячного списания на себестоимость услуг, в зависимости от установленных норм амортизации.
  2. ГСМ. В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретенных всех видов топлива, расходуемого на нужды автотранспортного предприятия. ГСМ рассчитывается по нормам с учетом пробега автомобиля.
  3. Запасные части и ремонт. Стоимость всех расходуемых при ремонте и техническом обслуживании транспорта материалов. Сюда входит автомобильная резина, инструменты, приспособления, инвентарь и другие малоценные быстроизнашивающиеся предметы. Возможно списание этих затрат без создания резерва на ремонт.
  4. Расходы на оплату труда, в состав которых входит сумма начисленной заработной платы и отчисления на страховые взносы. Эти расходы могут быть прямыми, если заработная плата начисляется сотрудникам, которые непосредственно заняты оказанием услуг. Расходы могут быть косвенные, если оплачивается труд управленческого персонала организации.
  5. Страхование автотранспорта. Это может быть обязательная страховка ОСАГО, либо добровольное. Страхование риска утраты (гибели) и повреждения автомобиля производится по договору добровольного имущественного страхования (договору КАСКО).
  6. Прочие затраты, отражают суммы начисленных налогов (транспортный налог), платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, затраты на командировки, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, проценты за пользование кредитом и др.

6. Бухгалтерский учет перевозки грузов

Компании, оказывающие транспортные услуги, имеют на своем балансе или по договору аренды автомобили. Если вы арендуете автомобиль у физического лица, то прочитайте эту статью. Минтрансом установлено вести учет нормируемых и текущих расходов транспорта. От марки автомобиля и условий его эксплуатации зависит величина и перечень расходов компании.

Затраты должны быть экономически обоснованы по следующим параметрам:

Параметры Принцип определения
Пробег ТС Показания спидометра
Норма расхода ГСМ, прочих расходных материалов Нормы Минтранса или самостоятельно разработанные на предприятии.
Расходы на текущий ремонт Фактические расходы

На предприятии должны быть изданы приказы для контроля норм расхода вышеуказанных затрат. В приказах отражается перечень лиц, имеющих право на использование транспортных средств, нормы расхода топлива, ГСМ и прочих материалов; периодичность замены шин. Наличие приказов будет учитываться при проверке налоговой инспекцией в обосновании затрат.

Учет автомобильных перевозок принципиально не отличается по использованию счетов затрат от других отраслей. Формирование себестоимости происходит на счетах:

  • 20 “Основное производство” — те, что напрямую связаны с производственным процессом;
  • 26 “Общехозяйственные расходы”— те, что понесены в ходе управления работой компании и ее обслуживания.
20 / 2610списание ГСМ, з/частей, материалов
20 / 2670начисление заработной платы
20 / 2669отчисления во внебюджетные фонды
20 / 2602,05начисление амортизации основных средств, нематериальных активов
20 / 2676,60получены услуги (аренда, охрана, коммунальные платежи
20 / 2671командировочные расходы

В конце отчетного периода суммы, накопленные на счете 20,26 необходимо списать в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж»:

90-2 20 / 26 Списаны расходы на себестоимость услуг

Бухгалтерский учет перевозки грузов включает и проводки по НДС, если автотранспортное предприятие является налогоплательщиком НДС. Тогда в учете будут следующие записи:

19 60 выделен НДС при учете товаров, работ, услуг сторонних организаций
90-3 68 начислен НДС при реализации услуг

Учет в автотранспортном предприятии может происходить и с использованием счетов 23,25,29. Это характерно для предприятий со сложной структурой формирования затрат. Например, если есть расходы, которые невозможно распределить по видам услуг.

7. Порядок учета НДС в транспортной организации

Транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в зависимости от места их оказания, категории перевозчика. Исходя из условий договора, может быть разным и процент начисления НДС.

При применении общей системы налогообложения оказание услуги по перевозке (транспортировке), а также услуг, непосредственно связанных с перевозкой на территории РФ, признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Применяется общая ставка 18%. Более подробно о том, как определяется налоговая база по НДС, читайте в отдельной статье.

Есть условия, когда возможно начисление НДС по ставке 10%, этот льготный режим налогообложения (введен пп. 1 и 6 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 НК РФ» от 06.04.2015 № 83-ФЗ) для авиаперевозчиков.

В этих случаях налогоплательщики имеют право уменьшить налогооблагаемую базу по НДС на сумму налога предъявленную поставщиками. Отражается налог на счете 19 с дальнейшим направлением к возмещению (проводка Дебет 68 – Кредит 19). Обязательным условием при использовании вычет по НДС является:

  • наличие и правильное заполнение счетов-фактур;
  • полученные ТМЦ (услуги, работы) участвуют в тех операциях, которые облагаются НДС;
  • товары, работы, услуги оприходованы покупателем.

Для НДС в транспортной организации иногда может применяться и ставка 0%. Эта ставка используется в случаях, перечисленных в п. 1 ст. 164 НК РФ. В частности, это перевозка природных ресурсов (нефти, газа) в России и за рубежом и международные перевозки товара.

Льготные условия по НДС распространяются и на перевозчиков, находящихся на упрощенных налоговых режимах. Так, в ст. 346.11 НК РФ указано отсутствие обязанности плательщиков УСН рассчитывать и уплачивать НДС.

Режим ЕНВД освобождает от обязательств по уплате НДС. Соблюдая требования подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно наличия в собственности не более 20 единиц техники, разрешает рассчитывать и уплачивать только единый налог на вмененный доход.

8. Учет автомобильных перевозок: разберем пример

15 января 2018 года предприятие ООО «Мебель» заключило договор с ООО «Автомобиль» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 77 000 рублей при себестоимости затрат 62 000 руб. (ГСМ, заработная плата, з/части). По условиям договора он обязан обеспечить доставку товара в срок (до 20 января 2018 года) и по адресу, указанному в договоре на оказание услуг. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

Дебет 51 – Кредит 62 — на сумму 90 860 рублей — клиентом произведена оплата стоимости услуг

Дебет 62 – Кредит 90-1 — на сумму 90 860 рублей — отражена выручка от оказания услуг

Дебет 90-3 – Кредит 68 – на сумму 13 860 руб. – начислен НДС

Дебет 20 – Кредит 10, 70, 69 — на сумму 62 000 рублей — собраны затраты, возникшие при перевозке

Дебет 90-2 – Кредит 20 — на сумму 62 000 рублей — произведено списание себестоимости перевозки

Дебет 90-9 – Кредит 99 — на сумму 15 000 рублей – списан финансовый результат перевозки

Автор статьи: Евгения Стрелова, специалист по учету в сфере грузоперевозок, специально для нашего сайта.

К сожалению, все нюансы учета в автотранспортных предприятиях, которые занимаются перевозками грузов, невозможно осветить в одной статье. Предлагаем вам посмотреть запись мастер-класса «Учет в транспортном предприятии», который прошел 14 февраля 2018 года.

В нем на сквозном практическом примере были разобраны все тонкости учета в автотранспортном предприятии, в частности:

  • — приобретение и аренда автотранспорта;
  • — услуги топливных компаний и автосервисов;
  • — нормы ГСМ;
  • — подготовка к рейсу водителя, медосмотры;
  • — примеры документов по перевозке;
  • — транспортные и товарно-транспортные накладные;
  • — транспортный налог и платежи за загрязнение;
  • — отчетность автотранспортного предприятия и др.

В учете транспортных расходов есть несколько спорных ситуаций, например, если они не не включены продажную цену, то их распределяют между реализованными и нереализованными товарами. В противном случае их учитывают в фактической себестоимости товаров. О других сложностях этой операции вы узнаете из статьи.

Включены ли транспортные расходы в цену товара?

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 НК.

Таким образом, определять стоимость компания может двумя способами. Расходы, связанные с приобретением, в том числе по доставке товара на склад организации, включаются в цену товаров либо учитываются как издержки обращения и в стоимость покупки не включаются.

Порядок формирования цен покупных товаров определяется плательщиком в учетной политике и применяется не менее двух налоговых периодов.

Налог на прибыль

Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.

Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Расчет затрат

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
  4. определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.

При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г. № 03-03-09/70).

Рассчитать прямые транспортные расходы

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям. Объясним на примере, как работает этот принцип.

Обратите внимание! Статья 320 НК РФ не предусматривает распределение прямых расходов в части транспортных затрат, относящихся к остаткам нереализованной продукции, по ее видам. Значит, если организация осуществляет торговлю ассортиментом продукции, определять долю прямых затрат, приходящуюся на остатки, следует по их общему количеству, без распределения (Письмо Минфина России от 12.11.2009 г. № 03-03-06/4/98).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Данный материал будет посвящен отражению транспортных расходов в 1С, точнее транспортных услуг. Что же следует относить к данным расходам? К ним можно отнести издержки, связанные с перевозкой грузов и доставкой грузов, различные затраты на содержание и обслуживание транспортных средств. Данные расходы подразделяются на прямые, которые относятся к стоимости конкретной партии товарно-материальных ценностей и косвенные. Последние, в свою очередь разделяются между тем, что было реализовано и теми товарами, что есть на остатках.

С точки зрения НУ прямые затраты входят в себестоимость продукции и затем списываются на затраты, когда происходит налогообложение прибыли при реализации. Косвенные, в свою очередь, по мере возникновения текущей датой вне зависимости от того, были ли продажи. Список прямых затрат организация может сама определять исходя из особенностей осуществления своей деятельности и далее закрепить данный перечень в своей налоговой политике.


Настрою вашу 1С. Опыт с 2004 года. Подробнее →

Если у вас есть вопросы по теме транспортные расходы в 1С, задайте их в комментариях под статьей, наши специалисты постараются ответить на них.

Давайте сначала рассмотрим порядок отражения транспортно-заготовительных расходов материалов в программе. Перейдем в раздел “Покупки” и выберем пункт “Поступления (акты, накладные)”. Оформим поступления кондитерского сырья. Заполним шапку документа и добавим вышеуказанное сырье в табличную часть.


Также по соответствующей ссылке внизу документа зарегистрируем счет-фактуру полученный на поступление. И так сырье закуплено, далее нам необходимо отразить расходы по доставке. В поступлении нажимаем на “Создать на основании” и далее создаем “Поступление доп. расходов”. Документ уже будет заполнен. Нам остается скорректировать содержание и внести сумму. В поле "Способ распределения" в нашем примере зададим “По сумме”.


Далее проводим наш документ и аналогичным образом регистрируем счет-фактуру. Посмотрим проводки поступления доп. расходов.


Перейдем в раздел “Отчеты” и сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 10.01. В шапке заполним организацию, выберем вышеуказанный счет и установим период - январь, поскольку документы были оформлены в этом месяце. В оборотах за период в колонке “Дебет” видим количество товара и общую сумму с учетом расходов по доставке без НДС.


Расшифровав результат по двойному нажатию, можно увидеть какие документы его сформировали.


Далее рассмотрим второй случай, когда организация осуществляет торговую деятельность, т.е. вместо счёта 10.01 будем использовать 41.01. И также в рассматриваемом нами примере поставщик товаров и услуг будет один и тот же. Создаем поступление с видом операции “Товары, услуги, комиссия”. Заполняем данные полей и добавим товар в таб. часть. Счет учета 41.01.

Смотрите видео-инструкции на нашем канале 1С ПРОГРАММИСТ ЭКСПЕРТ


Далее переходим на закладку “Услуги” и добавляем нашу транспортную услугу. Указываем счет затрат 44.01.


Далее регистрируем счет-фактуру. В ней соответственно будет отражен результат с учетом транспортных расходов. Следующим шагом реализуем половину печенья из поступления. Реализацию товаров можно оформить на основании поступления.


И далее регистрируем счет-фактуру на реализацию. Чтобы по окончанию месяца наши транспортные расходы распределились необходимо выполнить закрытие месяца. Тогда по счету 44 мы увидим в какой доле произошло списание расходов с учетом реализованной продукции.

Затраты торговой компании, связанные с транспортировкой товаров, включаются в налоговые расходы - они направлены на получение дохода и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако расходы по доставке товаров на собственный склад учитываются постепенно, по мере реализации товаров (прямые расходы), а расходы по доставке товаров покупателю - единовременно (косвенные расходы). Очевидно, что списывать транспортные расходы как прямые менее выгодно, чем косвенные. Ведь в этом случае затраты надо будет распределять пропорционально проданным товарам.

Проанализируем на основе арбитражной практики, как компании защитить наиболее выгодный для себя способ учета транспортных расходов.

«При выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта»

МОЖНО ЛИ ПРЕВРАТИТЬ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В КОСВЕННЫЕ

Когда компания доставляет товар для реализации - это ее косвенные расходы и списать их можно сразу же. Если же транспортные расходы связаны с доставкой товаров до склада компании, их можно либо признать прямыми и распределить затраты между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Либо прописать в учетной политике, что эти расходы входят в продажную стоимость товаров (ст. 320 НК РФ).

Безусловно, выгоднее для компании доказать, что все ее расходы связаны именно с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой их на собственный склад. Но подобная трактовка ситуации потребует соответствующего оформления первичных документов и скорее всего привлечет внимание налоговиков.

В частности, чтобы учесть все расходы как косвенные, на практике компании указывают, что были оказаны, например, консультационные услуги, а не транспортные. Скажем, компания оплачивает одному и тому же перевозчику доставку как купленных, так и проданных товаров, а на доставку выписывается отдельный счет-фактура и оформляется отдельный акт на консультационные услуги. Но, конечно, такой способ рискован. Во-первых, здесь идет речь об оформлении реально не оказанных услуг, а во-вторых, даже если инспекторы не обнаружат этот факт, сами консультационные услуги привлекут их особое внимание, поскольку зачастую налоговики считают, что эти услуги прикрывают схему*.

* Подробнее о том, почему налоговики сейчас проявляют повышенное внимание к услугам, читайте в статье «Услуги будут контролировать особо: внутренние рекомендации ФНС» на стр. 28 этого номера «ПНП».

Выгоднее доказать, что все расходы связаны с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой

Кроме того (если перевозчик один и тот же), возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям. Большую часть суммы перевозчик выставляет в качестве платы за доставку товаров покупателям, а меньшую оформляет как плату за доставку товаров на собственный склад компании.

Но здесь риск следующий. Если в товаросопроводительных документах указано количество перевозимого товара, возможны претензии налоговиков по поводу отклонения цены перевозчика более чем на 20 процентов. Правда, если перевозку компания в обоих случаях осуществляет собственными силами, возможности по перераспределению расходов у нее шире.

Однако в любом случае, когда компания искусственно пытается оформить документы по транспортировке приобретаемых ею товаров таким образом, чтобы они имели отношение не к закупке, а к реализации, она вряд ли найдет поддержку в суде. То же самое можно сказать и про формальное разделение транспортных расходов на плату за собственно перевозку и сопутствующие перевозке услуги. Примером тому является постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.07 № А43-14231/2006-14-86.

Суть дела. Компания доставляла товары до собственного склада по железной дороге. Помимо платы за перевозку товаров компания оплачивала железной дороге стоимость обработки документов, связанных с перевозкой, и некоторые другие сопутствующие платежи, не зависящие от объема перевозимого груза. Для целей налогообложения компания учитывала плату железной дороге за перевозку грузов как прямые расходы, а прочие платежи - как косвенные.

В ходе проверки налоговики не согласились с таким подходом. Все прочие платежи были исключены из состава косвенных расходов. Компании был доначислен налог на прибыль, а также предложено заплатить штраф и пени.

Суд поддержал налоговиков, сочтя, что все затраты компании, связанные с доставкой товаров на собственный склад, должны включаться в состав прямых расходов.

Позиция налоговиков. Расходы по обработке документов железной дорогой являются транспортными расходами, связанными с доставкой товаров на склад покупателя. Поэтому компания неправомерно включала эти платежи в налоговые расходы соответствующего периода полной суммой. А так как они не были включены в стоимость приобретения товаров, они признаются прямыми.

Позиция компании. Расходы по обработке документов железной дорогой являются косвенными, так как по сути они не являются транспортными затратами или иными затратами, связанными с приобретением товаров. Поэтому их необходимо учитывать отдельно.

Выводы судей. Затраты по обработке документов и прочие платежи железной дороге неразрывно связаны с доставкой товаров до склада налогоплательщика, следовательно, их следует включать в расходы в порядке, установленном для прямых расходов. То есть пропорционально стоимости реализованных товаров.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ТРАНЗИТЕ

А как быть торговой организации, если доставка товара одновременно относится и к приобретению этого товара и к его реализации? Такая ситуация возникает, например, когда товары отправляются покупателю транзитом. То есть компания оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования.

В данном случае торговой компании невыгодно учитывать транспортные расходы отдельной строкой. Ведь формально налоговики могут признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами и их нужно будет распределить на весь остаток товара на складе. Следовательно, такой метод несет дополнительный налоговый риск.

Поэтому при транзитной торговле выгоднее всего не определять, с чем именно связаны затраты - с приобретением или продажей товара, а учесть транспортные расходы в стоимости товаров. В таком случае затраты на доставку единовременно войдут в налоговые расходы, так как вся партия товара, к которой относятся транспортные затраты, уже отгружена покупателю. Однако такой подход сначала нужно будет закрепить в учетной политике.

Если же товар переходит к покупателю в тот же момент, когда его получает сама компания, правомерность учета расходов на доставку в составе косвенных может подтвердить пункт 1 статьи 510 ГК РФ, где сказано, что обязанность доставки товара лежит на поставщике.

На практике компании указывают, что вместо транспортных были оказаны консультационные услуги

Возможны и другие ситуации, когда нельзя однозначно определить, связаны ли транспортные расходы с доставкой товаров до склада продавца или с реализацией этого товара. Подобное дело рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 23.05.07 № А56-19767/2006).

Суть дела. На основании договоров поставки компания приобретала нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) для их дальнейшей реализации в розничной сети АЗС. Первоначально они хранились на нефтебазах. В дальнейшем нефтепродукты перевозились на хранение на автозаправочные станции. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС компания списывала единовременно в том налоговом периоде, когда они были понесены.

При проверке налоговики исключили часть расходов на транспортировку, приходящихся на нереализованный бензин, из налоговых расходов рассматриваемого периода. Компании были доначислены недоимка, пени, а также наложен штраф.

Суд поддержал компанию, согласившись с тем, что затраты по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются расходами, связанными с реализацией товаров.

Позиция налоговиков. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС являются прямыми, так как АЗС следует рассматривать как место хранения (конечный склад доставки), а не реализации товара. Ведь АЗС не являются покупателем нефтепродуктов, а лишь осуществляют реализацию по договорам оказания услуг.

Позиция компании. Расходы по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются косвенными, связанными с реализацией товаров, так как АЗС является не хранилищем нефтепродуктов, а местом их реализации.

Выводы судей. Транспортные расходы связаны с реализацией товара, а не с доставкой его до собственного склада компании. Ведь автозаправочные станции не являются складами нефтепродуктов компании, а используются как торговые точки. Поэтому транспортные расходы, связанные с реализацией товара и понесенные в связи с его доставкой до торгового места (АЗС), являются косвенными.

Возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ

Если транспортные расходы, произведенные компанией, никак нельзя признать связанными с реализацией (превратить в косвенные), все равно остается законная возможность налогового планирования подобных расходов. Но сначала надо решить, что для компании более выгодно: включать расходы на доставку товаров до собственного склада в стоимость товаров или выделять их отдельной строкой (обе эти возможности закреплены в ст. 320 НК РФ). Суть различия между ними состоит в том, что, если транспортные расходы на доставку включаются в стоимость конкретной партии товаров, они будут учитываться по мере реализации исключительно этой партии товаров, а если распределяются по среднему проценту - распределятся на весь остаток непроданного товара.

Несмотря на то что вместе с оставшимся на конец периода на складе товаром останутся и несписанные транспортные расходы, в следующем квартале (когда будут реализованы остатки со склада) эти расходы уменьшат прибыль. В результате затраты будут списаны равномерно на себестоимость и снизятся налоговые риски. Конечно же, такой метод нужно сначала прописать в учетной политике.

В итоге определение выгодности того или иного способа зависит от многих факторов: от того, с какой скоростью в компании реализуются товары, какая сумма тратится на их доставку, от соотношения размера транспортных расходов и покупной стоимости. Но не надо забывать, что выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Однако несмотря на то, что компания имеет право выбора оптимального варианта учета транспортных расходов, как показывает практика, отсутствие претензий со стороны налоговиков не гарантировано. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.05 № 10АП-2837/05-АК арбитры рассмотрели следующую ситуацию.

Суть дела. Компания оплачивала расходы на доставку покупных товаров до собственного склада. В учетной политике было установлено, что расходы на доставку покупных товаров при их приобретении включаются в цену приобретения товаров, а не относятся к прямым расходам, подлежащим определению по среднему проценту в соответствии со статьей 320 НК РФ.

Налоговики установили, что в результате применения такого способа себестоимость реализованных товаров в целях налогообложения была завышена по сравнению с методом распределения транспортных расходов по среднему проценту. По результатам проверки компании было предложено доплатить налог на прибыль, а также перечислить штраф и пени.

Но суд согласился с тем, что компания сама вправе определять, включать ли транспортные расходы в цену приобретения товара или выделять их отдельной строкой. Позиция налоговиков. Компания получила необоснованную налоговую выгоду, поскольку в нарушение статьи 320 НК РФ не распределила прямые расходы текущего периода, связанные с доставкой покупных товаров до склада, на реализованные товары и остаток товаров на складе, а включила их в покупную стоимость товара.

Позиция компании. Метод учета транспортных расходов, предусматривающий их включение в стоимость покупных товаров, разрешен статьей 320 НК РФ и закреплен в учетной политике. А согласно статье 320 НК РФ, налогоплательщик вправе сам определять, какой применять метод налогового учета транспортных расходов. Выводы судей. Действия налогоплательщика не противоречат Налоговому кодексу. Статья 320 НК РФ предусматривает два варианта учета транспортных расходов по доставке товаров на собственный склад компании. При этом налогоплательщик закрепил в учетной политике, что расходы на доставку покупных товаров при их покупке включаются в цену, и следовал этому положению в учете.

При транзитной торговле выгоднее не определять, с чем связаны затраты - с приобретением или продажей товара

Читайте также: