Срок уплаты транспортного налога за 2010 год для физических лиц

Опубликовано: 05.05.2024

Уплата транспортного налога в 2010 году

С января 2010 года действует новая редакция гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Изменения, вступающие в силу с нового года, были введены федеральными законами от 28.11.2009 N 282-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.12.2009 N 368-ФЗ. В данной статье подробно рассмотрим, каков порядок начисления и уплаты транспортного налога в 2010 году.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, следовательно, устанавливается он законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

Льгот по транспортному налогу на федеральном уровне не предусмотрено. При этом ст. 356 НК РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право при установлении транспортного налога определять налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (Письмо Минфина РФ от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16).

Как в случае с большинством налогов, уплачиваемых организацией, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - I, II и III кварталы (п. 1, 2 ст. 360 НК РФ). При этом стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 360 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут не устанавливать отчетные периоды.

Кто является налогоплательщиком транспортного налога?

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Признание юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (п. 4, 5 ст. 362 НК РФ).

Транспортные средства регистрируются только на их собственников, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Стоит отметить, что налогоплательщиком транспортного средства, зарегистрированного и переданного физическими лицами на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, является лицо, указанное в такой доверенности (абз. 2 ст. 357 НК РФ). При этом должны быть соблюдены три условия:

1) необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ*(1);

2) необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

3) необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Что является объектом налогообложения?

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения по транспортному налогу признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, определен п. 2 ст. 358 НК РФ. К таким средствам, в частности, относятся:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Вопрос: Являются ли объектом налогообложения зарегистрированные транспортные средства, которые не используются по назначению, а стоят в гараже на ремонте?

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком. Следовательно, ремонтируемые автомобили, не снятые с учета в органах регистрации, являются объектами обложения транспортным налогом в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина в Письме от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Отдельный момент - налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Базовые ставки транспортного налога определены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Однако законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ.

С 2010 года субъектам РФ дано право предусматривать ставки транспортного налога в 10 раз больше (меньше) предусмотренных НК РФ (Федеральный закон N 282-ФЗ). Ранее размер данного увеличения (уменьшения) составлял пять раз.

Надо сказать, что многие данную новость восприняли как однозначное повышение ставок транспортного налога с 2010 года. Однако специалисты Минфина в письме разъясняют, что принятие Федерального закона N 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ, а лишь расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по определению ставок транспортного налога (Письмо от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401). Иными словами, с 1 января 2010 года вступают в силу изменения в НК РФ, позволяющие регионам увеличивать (уменьшать) базовые ставки транспортного налога максимально в 10 раз. Представим в таблице, до каких пределов регионы могут увеличить (уменьшить) транспортный налог по основным объектам налогообложения.

Минимальная ставка налога

Базовая ставка налога

Максимальная ставка налога

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

- до 100 л.с.(до 73,55 кВт)

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

- до 200 л.с (до 147,1 кВт) включительно

- свыше 200 л.с (свыше 147,1 кВт)

С 1 января 2010 года изменился порядок установления дифференцированных налоговых ставок. Ранее они определялись с учетом срока полезного использования транспортного средства. С 2010 года Налоговым кодексом уточнено, что при установлении дифференцированных налоговых ставок учитываются количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и экологический класс автомобилей, являющихся объектом обложения (п. 3 ст. 361 НК РФ). При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (абз. 3 п. 3 ст. 361 НК РФ, введен Федеральным законом N 282-ФЗ).

Регионы, учитывающие при установлении ставок транспортного налога экологический класс транспортного средства, руководствуются Специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609. Согласно данному регламенту экологический класс - это классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.

Автомобильная техника в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ подразделяется на экологические классы "0", "1", "2", "3", "4" и "5". Как правило, чем выше экологический класс транспортного средства, тем ниже ставки транспортного налога.

Порядок расчета суммы налога и авансовых платежей

Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога и авансовых платежей по нему. Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода исчисляется в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Уплачивая авансовые платежи, налогоплательщики определяют сумму налога за налоговый период, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Стоит отметить, что налоговая база в каждом отдельном случае определяется по-разному в зависимости от вида используемого транспортного средств. Так, налоговой базой может быть (п. 1 ст. 359 НК РФ):

- мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатели;

- валовая вместимость в регистровых тоннах в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость;

- единица транспортного средства в отношении иных водных и воздушных транспортных средств.

Рассмотрим на примере порядок расчета суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет.

За учреждением спорта зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-3110 с мощностью двигателя 100 л.с. Законом субъекта РФ, на территории которого находится данное учреждение, на 2010 год ставка по транспортному налогу установлена в размере 25 руб. за 1 л.с. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за I квартал 2010 г.

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма авансового платежа рассчитывается как 1/4 (100 л.с. х 25 руб.). Таким образом, за I квартал 2010 года учреждение спорта обязано уплатить в бюджет 625 руб.

Отметим, что при расчете суммы транспортного налога налоговая база (например, мощность двигателя), тип и категория транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль или автобус) определяются на основании сведений, занесенных в его паспорт - документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации (п. 27, 28, 33 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005).

В случае отсутствия в паспорте такой информации налогоплательщики вправе обратиться в данной ситуации в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (Письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения (п. 31 Методических указаний по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утверждённых Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).

Отметим, что исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Иными словами, в случае регистрации и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется с применением коэффициента (К), который определяется по следующей формуле (п. 3 ст. 362 НК РФ):

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Рассмотрим, каков порядок применения коэффициента в отдельных случаях, когда транспортное средство:

- зарегистрировано 21 января 2010 г., а снято с регистрации 9 декабря 2010 г.;

- зарегистрировано 15 апреля 2010 г., а снято с регистрации 6 августа 2010 г.;

- зарегистрировано 2 ноября 2010 г., а снято с регистрации 27 ноября 2010 г.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ сумма налога за налоговый период (2009 год) в каждом из этих случаев определяется с учетом следующих коэффициентов:

Александрина Гин

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. К сожалению, законодательством РФ не предусмотрена автоматическая процедура снятия задолженности по налогу, сбору по истечении трехлетнего срока исковой давности. Хотя, по нашему мнению, в данном случае ИФНС не сможет взыскать данную сумму налога в принудительном порядке по следующим основаниям.

После того как налоговой инспекцией была выявлена недоимка, налогоплательщику – физическому лицу должно быть направлено требование об уплате налога. На основании п. 1 ст. 70 НК РФ по общему правилу срок для направления требования составляет три месяца (для недоимки в размере 500 руб. и более) и один год (для недоимки, не превышающей 500 руб.). В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога указывается срок, в который оно должно быть исполнено (по общему правилу – восемь дней).

В случае если требование не было исполнено в срок, недоимка по налогу может быть взыскана с налогоплательщика в судебном порядке. Согласно абз. 4 п. 1 и абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд, если сумма, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. либо если в течение трех лет задолженность не была погашена. Срок для подачи заявления – шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога либо шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока в случае, когда сумма недоимки не превысила 3 тыс. руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, если по состоянию на 2017 год недоимка по транспортному налогу за 2012 год не взыскана с налогоплательщика в судебном порядке, то в соответствии с налоговым законодательством, она уже не может быть принудительно взыскана.

Согласно ст. 59 НК РФ признание налоговой недоимки физического лица безнадежной и ее последующее списание возможны только в следующих случаях.

  1. Признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Смерть физического лица либо объявление его умершим.
  3. Принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
  4. Объявление так называемой налоговой амнистии (например, в 2012 году всем физическим лицам простили задолженности, образовавшиеся до 1 января 2009 г.), которая по региональным налогам (к которым относится и транспортный) может быть объявлена решениями органов субъектов РФ.

Процесс списания задолженности по налогам в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ состоит из следующих этапов.

  1. Обжалование справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой была утрачена ИФНС. Для этого в суд подается заявление со следующими требованиями:
  • признать незаконными действия налогового органа по выдаче такой справки;
  • обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем выдачи справки, не содержащей сведений о задолженности.

Указание на утрату возможности принудительного взыскания задолженности в решении суда будет служить основанием для списания безнадежной налоговой недоимки.

  1. Обращение в налоговый орган с копией судебного решения, вступившего в законную силу, и справкой налогового органа о суммах налоговой задолженности. На основании п. 4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, налоговый орган принимает решение о признании суммы задолженности безнадежной к взысканию и ее списании в течение одного рабочего дня с момента получения указанных документов.

Вывод: в настоящее время у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу за 2012 год, так как установленные законодательством сроки для принудительного взыскания указанной задолженности налоговым органом истекли. То есть в рассматриваемом случае налог можно не платить. При этом списание данной задолженности по налогу автоматически ИФНС не осуществляет, так как по законодательству оно возможно только на основании судебного решения при обращении налогоплательщика в ИФНС.

Взимание налогов с владельцев транспортных средств предусмотрено законодательными актами большинства государств. В Российской Федерации необходимость его оплаты гражданами и юридическими лицами закреплена Главой 28 Налогового Кодекса. Исходя из ее положений, транспортный налог в нашей стране является региональным. Соответственно, порядок взимания, действующие ставки и сроки оплаты каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно, согласно своим НПА.

Когда платить

Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате:

  • налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • налогоплательщиками — организациями в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2021 года будет действовать новая редакция указанной статьи, согласно которой налог будет подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Кому нужно оплачивать транспортный налог

Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.

Ст. 358 НК РФ указывает на освобождение от налоговых выплат владельцев следующих транспортных средств:

  • оснащенных для управления инвалидами легковых ТС, если установленный двигатель обладает мощностью ниже 100 л.с, а получение произведено через органы соцзащиты в соответствии с законом;
  • тракторов, комбайнов и спецтехники, оформленной на сельсхозпредприятия-товаропроизводители;
  • лодок без двигателей, а также с двигателями, при условии их мощности менее 5 л.с.;
  • воздушных судов, зарегистрированные на санавиацию и медслужбу;
  • за транспорт органов исполнительной власти, при условии, что служба в их рядах приравнена к военной или является таковой;
  • морские, речные и воздушные суда, если для их собственников деятельность по перевозке пассажиров или доставке грузов является основной;
  • буровые суда и платформы;
  • промысловые и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Транспортный налог не удерживается с ТС, находящихся в угоне, даже если их розыск прекращен.

Транспортный налог по регионам

  • 01 Адыгея респ.
  • 02 Башкортостан респ.
  • 03 Бурятия респ.
  • 04 Алтай респ.
  • 05 Дагестан респ.
  • 06 Ингушетия респ.
  • 07 Кабардино-Балкарская респ.
  • 08 Калмыкия респ.
  • 09 Карачаево-Черкесская респ.
  • 10 Карелия респ.
  • 11 Коми респ.
  • 12 Марий Эл респ.
  • 13 Мордовия респ.
  • 14 Саха (Якутия) респ.
  • 15 Северная Осетия респ.
  • 16 Татарстан респ.
  • 17 Тыва респ.
  • 18 Удмуртская респ.
  • 19 Хакасия респ.
  • 21 Чувашская респ.
  • 22 Алтайский край
  • 23 Краснодарский край
  • 24 Красноярский край
  • 25 Приморский край
  • 26 Ставропольский край
  • 27 Хабаровский край
  • 28 Амурская обл.
  • 29 Архангельская обл.
  • 30 Астраханская обл.
  • 31 Белгородская обл.
  • 32 Брянская обл.
  • 33 Владимирская обл.
  • 34 Волгоградская обл.
  • 35 Вологодская обл.
  • 36 Воронежская обл.
  • 37 Ивановская обл.
  • 38 Иркутская обл.
  • 39 Калининградская обл.
  • 40 Калужская обл.
  • 41 Камчатский край
  • 42 Кемеровская обл.
  • 43 Кировская обл.
  • 44 Костромская обл.
  • 45 Курганская обл.
  • 46 Курская обл.
  • 47 Ленинградская обл.
  • 48 Липецкая обл.
  • 49 Магаданская обл.
  • 50 Московская обл.
  • 51 Мурманская обл.
  • 52 Нижегородская обл.
  • 53 Новгородская обл.
  • 54 Новосибирская обл.
  • 55 Омская обл.
  • 56 Оренбургская обл.
  • 57 Орловская обл.
  • 58 Пензенская обл.
  • 59 Пермский край
  • 60 Псковская обл.
  • 61 Ростовская обл.
  • 62 Рязанская обл.
  • 63 Самарская обл.
  • 64 Саратовская обл.
  • 65 Сахалинская обл.
  • 66 Свердловская обл.
  • 67 Смоленская обл.
  • 68 Тамбовская обл.
  • 69 Тверская обл.
  • 70 Томская обл.
  • 71 Тульская обл.
  • 72 Тюменская обл.
  • 73 Ульяновская обл.
  • 74 Челябинская обл.
  • 75 Забайкальский край
  • 76 Ярославская обл.
  • 77 Москва г.
  • 78 Санкт-Петербург г.
  • 79 Еврейская автономной обл.
  • 82 Крым респ.
  • 83 Ненецкий АО
  • 86 Ханты-Мансийский АО — Югра
  • 87 Чукотский АО
  • 89 Ямало-Ненецкий АО
  • 92 Севастополь г.
  • 95 Чеченская респ.

Как рассчитывается транспортный налог

Физическим лицам можно не заботиться о размере налога, который придется оплачивать. Расчеты производит налоговая служба самостоятельно. Налогоплательщик получает уведомление о необходимости оплаты в установленный срок в виде заказного письма или уведомления на «Госуслугах», а также в личном кабинете налогоплательщика.

Однако это не значит, что сумма налога является какой-то тайной. Если гражданин покупает автомобиль и хочет узнать, сколько придется за него платить ежегодно, можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной Налоговой службы. Те, кто государственным служащим не доверят, могут произвести расчет самостоятельно

Формула транспортного налога в общем выглядит так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.)

А более точно так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период использования (мес.) * Повышающий или понижающий коэффициент

Т.е. в том случае, если срок владения транспортным средством меньше одного года, в формулу добавляется еще один множитель. Равняется он количеству месяцев владения, разделенному на 12.

Также в формуле могут присутствовать повышающие и понижающие коэффициенты. Например, такой коэффициент предусмотрен для граждан, владеющих автомобилями стоимостью выше 3 миллионов рублей. Вся информация по ставкам и коэффициентам размещена на сайте ФНС.

Существующие льготы на данный налог

Как уже написано выше, ряд физических и юридических лиц освобожден государством от уплаты налога полностью. Однако региональные органы исполнительной власти могут устанавливать собственные правила в отношении некоторых категорий граждан, обязанных платить транспортный налог.

Например, чаще всего освобождают от налогового бремени многодетные семьи. В зависимости от ситуации, для них предусматривается либо скидка, либо полное освобождение. Впрочем, в России есть регионы, где таких преимуществ не предоставляют. Чтобы точно узнать, кому в области, крае или республике положены поблажки, необходимо ознакомиться с действующим на конкретной территории законом о транспортном налоге. Например, в ЯНАО это будет «Закон о ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а в Крыму — Закон Республики Крым «О транспортном налоге».

Скидки и льготы налоговая инспекция учитывает самостоятельно, в уведомлении указывается уже итоговая сумма. Впрочем, чтобы коэффициенты были применены, от гражданина требуется предоставить соответствующее заявление.

Если плательщику транспортного налога положена льгота, о которой он не знал, можно подать заявление о произведении перерасчета за три предыдущих года.

Что будет, если не платить налог

Транспортный налог входит в число имущественных налогов, оплата которых, по общему правилу, производится до 1 декабря. Если эта дата выпадает на выходной, последний срок для поступления платежа в Налоговую переносится на следующий рабочий день.

В случае неоплаты ФНС начинает процедуру взыскания. Сначала должника уведомят о необходимости оплаты, а затем удержание произведут на основании судебного приказа. Если налог не оплачен своевременно, придется оплатить и пени — 1/300 ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.

Блиц, блиц, блиц

Считаем налог в полных рублях или с копейками?

Только в полных рублях (ФЗ от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ, о дополнении статьи 52 НК РФ). Правила подсчёта: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Каковы особенности расчёта налога в первый год его владения?

Формула та же, но в ней обязательно учитываем количество месяцев владения ТС. Если вы приобрели ТС 15 числа или ранее — этот месяц участвует в расчёте как полный, если позже 15 числа месяца — этот месяц в расчёте не учитывается.

Платим налог по месту регистрации или прописки?

По месту нахождения ТС. Местом нахождения для владельца-организации является её юридический адрес, а для физического лица — адрес места жительства (места пребывания). Где ТС поставлено на учёт при этом значения не имеет.

Когда придёт уведомление об оплате налога?

Уведомление может придти электронным способом — в случае если вы зарегистрированы в личном кабинете на сайте ФНС, или обычной почтой в конце лета — начале осени за предыдущий год.

Как перевести киловатты (кВт) в лошадиные силы (л.с.) и наоборот?

Для этого воспользуйтесь простыми формулами:

1 кВт = 1,35962 л.с.

1 л.с. = 0,735499 кВт

Конечный результат в л.с. нужно округлить до двух знаков после запятой.

В какой бюджет поступают деньги?

В конкретный субъект РФ, т.к. транспортный налог считается региональным.

Персональный блог Аркадия Брызгалина

четверг, 24 марта 2011 г.

Когда гражданам платить транспортный налог за 2010 год?


Вопрос тут возник, что мы аж растерялись (т.к. проблема была для нас не очевидна, наверное от того, что в основном работаем с юрлицами). Федеральный закон № 229-ФЗ установил новые предельные сроки уплаты транспортного налога для физлиц - не ранее 1 ноября. Понятно, что конкретный срок уплаты устанавливают регионы, например в нашей Свердловской области - не позднее 1 ноября (тоже кстати хохма), в других регионах - не позднее 10 ноября и др. Федеральный закон № 229-ФЗ вступил в силу 02 сентября 2010 года, регионы же устанавливали вступление в силу их сроков как правило с 1 января 2011 года.
И тут выходит письмо Минфина от 28 октября 2010 № 03-05-04-02/92, где пишется примерно следующее:


1) за 2010 год транспортный (да и земельный) налог надо уплачивать в том порядке, который был установлен как до Федерального закона № 229-ФЗ, так и до новых региональных законов по этому вопросу. Обоснование: положения № 229-ФЗ не могут распространятся на 2010 год (на этот год якобы действует старое законодательство, т.к. транспортный налог - налог годовой). Иными словами, новые сроки уплаты транспортного налога будет распространяться не на 2010 года, а уже на 2011, в связи с чем уплата налога по новым сроком состоится аж в 2012 году.
2) Но, пишут минфиновцы, за 2010 год налог можно уплатить и по новым срокам, только при одном важном условии - если регионы, установив новые сроки уплаты налога, четко и однозначно определили налоговый период, начиная с которого применяются новые сроки уплаты, т.е. четко должно быть указано, что новые сроки уплаты налога применимы для налогового периода 2010 года.
Но загвоздка то в том, что регионы, как правило, ничего специально по налоговым периодам и не устанавливали; у нас в Свердловской области в Законе от 18 октября 2010 года № 75-ОЗ просто написано: "Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года".
Отсюда минфиновцы (а за ними налоговики) делают вывод: за 2010 год налог платим по старым срокам (т.е. до 1 апреля 2011 года), и только налог за 2011 год - по новым (т.е. не позднее 1 ноября 2012 года). Как говорил Борис Ельцин - загогулина.
Наши налоговики уже пишут на своих сайтах о том, что срок уплаты транспортного налога до 1 апреля (см. здесь).
Логика Минфина мне представляется следующей (это можно увидеть из последнего абзаца письма): улучшая положения налогоплательщика задним числом об этом надо прямо указать в налоговом законе (за исключением санкций - там все автоматически). Именно так закреплено в п. 4 ст. 5 НК РФ (хотя минфиновцы на этот пункт почему то прямо не ссылаются). Если регион тупо срок новый ввел, а про обратную силу не написал букофками, то новые сроки уплаты налога действуют, начиная с налогового периода 2011 год, а за 2010 год - применяются старые сроки.
И что получается? С одной стороны логично. Но с другой то стороны, а причем тут вообще обратная сила закона? Она то откуда взялась? И причем тут тот или иной налоговый период? У нас что, в НК РФ есть правило о том, что действие новых норм в отношении всех налоговых обязанностей распространяется исключительно на новые налоговые периоды - да нет такого. В ст. 5 это привязка идет по 1-ому числу нового периода, но без относительно "старого" периода. Сплошь и рядом бывает, когда норма новая, но в отношении старого налогового периода она действует - особенно это распространяется на сдачу налоговой отчетности, да и на уплату налога тоже.
Поэтому я и считаю, что новые сроки уплаты транспортного налога, установленные регионами с подачи № 229-ФЗ и вступившие в 2011 году в силу, применяются без каких-либо ограничений в 2011 году и в первую очередь по налоговому периоду за 2010 год. Поэтому за 2010 года налог надо платить - после 1 ноября 2011 года.
Может я не прав? Ваше мнение, коллеги.

В порядке исчисления транспортного налога с 2010 г. произошли изменения. В статье рассмотрены правила расчета авансовых платежей и самого налога с учетом последних изменений, внесенных в гл. 28 “Транспортный налог“ НК РФ. Особое внимание уделено вопросу определения ставки налога, являющемуся причиной многочисленных судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ. Юридическое лицо (учреждение образования) признается плательщиком

транспортного налога, если оно отвечает следующим условиям:

1. Законодательными актами субъекта РФ для него не предусмотрены льготы, освобождающие от уплаты налога. Поясним. Транспортный налог является региональным налогом, и за законодательными (представительными) органами субъекта РФ НК РФ закреплено право определять ставку налога (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В связи с этим учреждению первоначально следует ознакомиться с перечнем льгот, приведенным в нормативном документе, регулирующем уплату транспортного налога на территории соответствующего субъекта РФ. Например, Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 “О транспортном налоге“ не предусмотрена льгота по уплате транспортного налога для образовательных учреждений. Пункт 2 ст. 7 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 73-З “О транспортном налоге“, напротив, от уплаты транспортного налога освобождает организации, учреждения, финансируемые из областного и местного бюджетов в объеме не менее 80%. Таким образом, если объем финансирования учреждения образования, расположенного на территории Нижегородской области, на 80% и выше осуществляется за счет областного и местного бюджетов, оно освобождается от уплаты транспортного налога. В случае несоблюдения этой пропорции учреждение не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной Законом Нижегородской области о транспортном налоге, и обязано исчислить и уплатить транспортный налог в областной бюджет.

2. На учреждение (головную организацию или обособленное подразделение), как юридическое лицо в соответствующих органах, зарегистрированы транспортные средства. Порядок регистрации транспортных средств, а также перечень органов, которые эту регистрацию осуществляют, приведены в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной

техники на территории Российской Федерации“ (далее - Постановление о госрегистрации транспортных средств). Регистрацию тех видов транспортных средств, которые обычно используют учреждения образования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД. Юридические лица признаются плательщиками транспортного налога на основании сведений о регистрации за ними транспортных средств, которые поступают в налоговую инспекцию от органов, осуществляющих их государственную регистрацию. Сроки и порядок представления таких сведений закреплены п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ.

--------------------------------
В этом Постановлении приведен также перечень документов, представляемых для регистрации транспортных средств в соответствующие органы.

К сведению. Фактическое отсутствие объекта (выбытие в результате купли-продажи) не освобождает юридическое лицо от уплаты налога, если транспортное средство не снято с регистрации или не перерегистрировано на другое лицо (Постановление ФАС УО от 04.09.2008 N Ф09-6258/08-С3).

3. Зарегистрированные на учреждение, как юридическое лицо, транспортные средства признаются в соответствии с требованиями ст. 358 НК РФ объектами налогообложения. В частности, для учреждений образования объектом налогообложения признаны автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не являются объектом налогообложения:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

следующим образом (ст. 359 НК РФ):

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

- в отношении иных транспортных средств (за исключением водных несамоходных (буксируемых)) - как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

К сведению. В случае если мощность двигателя указана в технической документации к транспортному средству в киловаттах, данный показатель переводится в лошадиные силы. Соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.). При пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации)).

Размер налоговой ставки транспортного налога устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Следовательно, категория транспортного средства является одним из существенных критериев для определения ставки транспортного налога. Она указывается в паспорте транспортного средства. Казалось бы, определить категорию транспортного средства, а затем по ней установить ставку налога не составляет труда, но. В ст. 361 НК РФ есть положение, по которому применение ставки налога напрямую зависит от типа транспортного средства (легковое, грузовое). Таким образом, эта статья содержит взаимоисключающие положения, требующие определять ставку налога с учетом категории транспортного средства и типа транспортного средства.

Например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496 к транспортным средствам категории “B“ (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция)) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории “B“ не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

О том, как определить ставку налога, если категория транспортного средства не соответствует типу транспортного средства, разъясняется в Письмах Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@.

Из них следует, что ставка налога устанавливается исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства . Подобной позиции придерживаются и суды. Так, в Постановлениях ФАС ВСО от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 по делу N А29-2848/2008 указано, что категория “B“, обозначенная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. При выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля.

--------------------------------
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает наличие “одобрения типа транспортного средства“ (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 “О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов“), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Тип транспортного средства, обозначенный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в “одобрении типа транспортного средства“ (сертификате соответствия).

Приведем пример определения ставки транспортного налога.

Пример 1. В паспорте автомобиля “Газель“ указано следующее:

- в строке “Категория ТС“ - “B“;

- в строке “Наименование (тип ТС)“ - фургон;

- в строке “Марка, модель“ - “7“ - фургоны.

Ставка транспортного налога автомобиля с такими характеристиками такая же, как для грузовых автомобилей (Письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05).

Минфин рекомендует при определении категории транспортного средства учитывать судебную практику.

В Постановлениях ФАС ВВО от 15.05.2009 по делу N А11-10035/2008-К2-26/558, от 23.04.2009 по делу N А11-7377/2008-К2-25/536 признано правомерным применение налогоплательщиком ставки транспортного налога для легковых автомобилей в отношении принадлежащих ему транспортных средств УАЗ-3962, УАЗ-39621 и УАЗ-22069. Суд исходил из того, что в выданных паспортах транспортных средств указаны категория “B“ (что соответствует легковому автомобилю по классификации транспортных средств, установленной Конвенцией) и тип специализированный, санитарный и специальный пассажирский соответственно. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, принадлежащие учреждению автотранспортные средства относятся к “автомобилям специальным“ (код 15 3410449).

Суд на основании всестороннего, полного и объективного исследования в совокупности всех доказательств по делу установил, что принадлежащие учреждению автомобили УАЗ-3962, УАЗ-39621 и УАЗ-22069 относятся к категории легковых.

Размер налоговых ставок, установленных в ст. 361 НК РФ, может быть увеличен или уменьшен законами субъектов РФ. С 01.01.2010 изменены максимальный и минимальный размеры налоговой ставки, которые устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Напомним, до этой даты субъекты РФ вправе были увеличивать или уменьшать законодательными актами налоговые ставки, приведенные в ст. 361 НК РФ, не более чем в пять раз. С этого года субъекты РФ вправе уменьшать или увеличивать налоговые ставки, но не более чем в десять раз.

Также субъектам РФ разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и (или) его экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог (п. 3 ст. 361 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-05-05-04/08).

Например, при исчислении транспортного налога в 2010 г. за 2009 г. в отношении транспортного средства (2005 г. выпуска) количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, с учетом положений п. 3 ст. 361 НК РФ составит четыре года (с 1 января 2006 г.), то есть на 1 января 2007 г. (за 2006 г.), на 1 января 2008 г. (за 2007 г.), на 1 января 2009 г. (за 2008 г.) и на 1 января 2010 г. (за 2009 г.).

Напомним, что до 01.01.2010 дифференцированные ставки устанавливались с учетом срока полезного использования транспортного средства.

Установление налоговой ставки с учетом экологического класса транспортного средства - это совершенно новый показатель, используемый при исчислении транспортного налога. В Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств (документ вступает в силу с сентября 2010 г.) и в Специальном техническом регламенте о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ сказано, что экологический класс - классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ. В настоящий момент существует пять экологических классов. В них выделены категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов (см. Приложение 2 к Постановлению Правительства РФ N 609). Чем ниже экологический класс, тем меньше уровень выбросов, и можно предположить, что ставка налога будет меньше. Принадлежность автомобиля к высокому экологическому классу говорит о загрязнении им окружающей среды, а это, в свою очередь, позволяет региональным органам власти увеличить ставку транспортного налога.

--------------------------------
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609.

Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей по нему регулируется ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Так, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается по формуле:

Сумма налога = Налоговая база x Налоговая ставка.

В случае если законодательными актами субъектов РФ установлены отчетные периоды, по их истечении налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу (ст. ст. 360, 362 НК РФ). Сумма авансового платежа рассчитывается следующим образом:

Сумма авансового платежа = 1/4 налоговой базы x Налоговая ставка.

С учетом уплаченных авансовых платежей сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться так:

Сумма налога к уплате = Исчисленная сумма налога - Сумма уплаченных авансовых платежей по налогу.

Приведем пример расчета суммы транспортного налога и авансовых платежей по нему.

Пример 2. На балансе вуза числится легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 74 л. с. В соответствии с законодательством субъекта РФ учреждение, являясь плательщиком транспортного налога, обязано исчислять и уплачивать по нему авансовые платежи. Ставка налога, установленная субъектом РФ для данного автомобиля, - 35 руб. за 1 л. с. Легковой автомобиль прошел регистрацию в органах ГИБДД.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, будет равна 647,5 руб. (1/4 x 74 л. с. x 35 руб.). Сумма транспортного налога, исчисленная за год, составит 2590 руб. (74 л. с. x 35 руб.).

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента. Он определяется следующим образом:

Число полных месяцев, в течение которых

данное транспортное средство было

зарегистрировано на налогоплательщика

Число календарных месяцев в налоговом

Суммы налога и авансового платежа определяются:

Сумма налога = Коэффициент x Налоговая база x Налоговая ставка.

Сумма авансового платежа = Коэффициент x 1/4 x Налоговая база x Налоговая ставка.

При расчете коэффициента месяц регистрации транспортного средства и месяц снятия его с регистрации принимаются за полные месяцы. Кроме того, если регистрация и снятие с регистрации производились в течение одного календарного месяца, этот месяц принимается за один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в сроки, установленные законами субъектов РФ. Например, из ст. 9 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 73-З “О транспортном налоге“ следует, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в следующие сроки:

- за I квартал - не позднее 15 апреля текущего налогового периода;

- за II квартал - не позднее 15 июля текущего налогового периода;

- за III квартал - не позднее 15 октября текущего налогового периода.

Не позднее этих же сроков расчет об исчисленных и уплаченных авансовых платежах представляется в налоговые органы. Сумма налога подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет Нижегородской области не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по налогу представляется также не позднее данного срока.

В свою очередь, п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 “О транспортном налоге“ установлено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 30 апреля, до 31 июля, до 31 октября). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода - 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Эти сроки соответствуют п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Расчет авансовых платежей представляется в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н “Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению“, а декларация по уплате налога - по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н “Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения“.

Обратите внимание! Уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местом нахождения имущества является (п. 5 ст. 83 НК РФ):

- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для транспортных средств, не указанных выше, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

Читайте также: