Собираемость транспортного налога в россии

Опубликовано: 04.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 30 марта 2021. Обновление статьи: 30.03.2021. Время чтения 7 мин.


За 2020 г. транспортный налог принес в бюджеты регионов 187,1 млрд руб. Больше всех заплатили москвичи – 27,9 млрд руб., жители Подмосковья – 15,96 млрд руб. и Санкт-Петербурга – 12 млрд руб. Минимальные суммы собрали в Ингушетии – 83,2 млн руб., на Чукотке – 79,2 млн руб., в Ненецком АО – 43,4 млн руб.

Вопрос об отмене транспортного налога не раз поднимался депутатами. По мнению Андрея Барышева, члена комитета Госдумы по контролю и регламенту, перенос сбора на увеличение акциза на топливо позволит справедливо распределять налоговую нагрузку и будет стимулировать граждан покупать экологические автомобили. Однозначно идея автовладельцам, которые пользуются машинами крайне редко, понравилась. Но парламентарии проект не поддержали, так как такое решение может пробить брешь в региональных бюджетах. Учитывая, сколько в России собирают транспортного налога (ТН), для возмещения потерь пришлось бы поднимать цену на топливо на 1 600–2 000 руб. на тонне.

Динамика сборов

По данным ФНС, за 2020 г. по всем субъектам в консолидированный бюджет собрали 187,1 млрд руб. налога за транспорт, это на 12 млрд руб., или 6,8% больше, чем годом ранее. При чем ежегодный рост до 20% наблюдается на протяжении последних 10 лет. Исключением стал только 2016 г., когда зафиксировали спад на -0,65%.

Таблица 1. Сколько собрали ТН в 2011–2020 гг.

Год Сумма, млрд руб. Год Сумма, млрд руб.
2011 83,21 2016 139,08
2012 90,17 2017 154,91
2013 106,14 2018 161,2
2014 117,54 2019 175,1
2015 139,98 2020 187,1

Источник: ФНС, Федеральное казначейство

В общей сложности за 10 лет собираемость ТН увеличилась на 103,89 млрд руб., или 124,9%.

График 1. Динамика сборов ТН в 2011–2020 гг. Все графики построены автором по данным ФНС, Госказначейства

График 1. Динамика сборов ТН в 2011–2020 гг. Все графики построены автором по данным ФНС, Госказначейства

Относительно общего дохода ТН занимает в бюджетах в разные годы:

  • 0,43–0,5% – консолидированном;
  • 1,3–1,43% – региональном.

В структуре налоговых местных поступлений сбор за транспорт дает всего 1,86% и находится на третьем месте с конца перед налогами:

  • земельным – 180,6 млрд руб.;
  • НДПИ (на добычу полезных ископаемых) – 80,8 млрд руб.;
  • на имущество физических лиц – 78,7 млрд руб.

Для сравнения, в 2020 г. из 10 035,4 млрд руб. в региональный общий бюджет максимальные суммы дали:

  • НДФЛ – 4 251,9 млрд руб.;
  • на прибыль – 2 926,7 млрд руб.;
  • на имущество организаций – 910 млрд руб.;
  • акцизы – 797,9 млрд руб.

График 2. Транспортный налог в структуре налоговых поступлений в 2020 гг.

В разрезе анализа бюджетного дохода этот сбор не стоит на пьедестале приоритетных. Но если сумму, собранную за 2020 г., разделить на всех жителей страны, которых, по данным Росстата, было на 1 января 2021 г. 146,24 млн, получится, что каждый россиянин внес по 1 279,40 руб.

Региональный разрез

Но общий анализ не раскрывает важности транспортного налога для отдельных субъектов. Ведь он идет на пополнение именно местных бюджетов (ст. 14 НК РФ) и может в регионах отличаться в разы. При установке коэффициентов для расчета власти на местах ориентируются на доходы граждан и запросы казны. Поэтому ежегодные платежи даже на одну и ту же модель в разных уголках страны существенно отличаются.

Закон устанавливает базовую ставку, которая зависит от мощности и составляет от 2 до 15 руб. Но регионы могут:

  • увеличить ее, но не больше, чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ);
  • ввести свои градации;
  • утверждать скидки и льготы для определенных категорий.

Кроме этого, традиционно повышающий коэффициент применяют для:

Поэтому и суммы поступлений будут отличаться в разы.

wirestock

По данным Autonews, в 2020 г. приближенные к максимальным ставки (за авто менее 100 л.с.) были в:

  • Москве – 12 руб.;
  • Московской обл. – 10 руб.;
  • Санкт-Петербурге – 24 руб.;
  • Ленинградской обл. – 18 руб.

Еще больше платят за машины в Башкирии, Марий Эл, Вологодской и Курской обл. Условно сюда можно отнести Татарстан, где действует начальная ставка 25 руб. для юрлиц и 10 руб. – для граждан. Посмотрим, сколько в этих субъектах собрали в бюджеты.

Таблица 2. Суммы ТН в регионах с максимальными ставками в 2020 г.

Субъект Всего налогов, млн руб. ТН, млн руб. % от бюджета
г. Москва 4 162 437,3 27 921,1 0,67
Московская обл. 1 122 925,4 15 956,3 1,42
г. Санкт-Петербург 1 545 656,9 12 085 0,78
Татарстан 672 390,1 5 949,8 0,88
Башкирия 369 818,7 3 785,7 1,02
Ленинградская обл. 358 051,5 3 091,8 0,86
Вологодская обл. 77 475 1 588,6 2,05
Курская обл. 61 093,6 1 290,3 2,11
Марий Эл 24 282,6 749,8 3,09

К регионам с минимальным налогом относятся Ингушетия, Крым, Севастополь и Югра. Здесь ставка начинается с 5 руб./л.с. В Свердловской обл. она вовсе 2,5 руб., но за более мощные авто платят по средним для страны значениям. В эту же категорию входят Магаданская обл. – от 7 руб. и Забайкалье – от 10 руб.

Таблица 3. Суммы ТН в субъектах с минимальными ставками в 2020 г.

Регион Всего налогов, млн руб. ТН, млн руб. % от бюджета
Югра 2 300 209,1 3 463,8 0,15
Свердловская обл. 390 258,9 2 967,9 0,76
Крым 73 146,8 997,9 1,36
Забайкалье 39 523,7 700,2 1,77
Магаданская обл. 22 993,6 279,3 1,21
Севастополь 18 234 263 1,44
Ингушетия 5 303,6 83,2 1,57

Как видим, сборы зависят не только от величины ставки. Так, в Марий Эл и Курской обл., где один из самых высоких ТН, суммы поступлений меньше, чем в Югре и Свердловской обл. с минимальными коэффициентами.

В ФНС сообщают, что меньше всего ТН заплатили в:

  • Калмыкии – 199 млн руб.;
  • Республике Тыва – 178,9 млн руб.;
  • Алтае – 167,8 млн руб.;
  • Еврейской авт. обл. – 144,7 млн руб.;
  • Ингушетии – 83,2 млн руб.;
  • Чукотке – 79,2 млн руб.;
  • Ненецком АО – 43,4 млн руб.

Самая интересная картина по Оренбургской обл. Это единственный регион, где за машины мощностью меньше 100 л.с. владельцы вовсе не платят ТН. Такое послабление распространяется только на 1 авто, для остальных работает лояльная ставка 5 руб. За более мощные налог несильно отличается от среднего по стране.

Тем не менее, за 2020 г. в Оренбургской обл. собрали 1 346 млн руб. ТН, это 0,44% от всех налогов (307 268,7 млн руб.).

Кто обеспечивает поступления

Такая диспропорция между минимальными ставками и суммами, которые собирают субъекты с автовладельцев, имеет вполне обоснованное объяснение.

bilanol

В ФНС посчитали, что 55% поступлений обеспечивают владельцы машин с мощностью более 150 л.с. При этом их количество составляет 13% от всех автомобилей. Посмотрим на примере отдельных моделей, сколько собственники таких авто платят в разных регионах.

Таблица 4. Транспортный налог на авто, руб. в год

Модель/регион Toyota Camry 2,5 (181 л.с.) Audi A6 45TFSI (245 л.) Mersedes-Benz G63 AMG (585 л.)
Москва 9 050 18 375 87 750
Марий Эл 9 050 18 375 87 750
Кемерово 8 145 16 660 78 975
Дагестан 6 335 12 250 61 425
Крым 5 430 18 375 58 500
Алтай 3 620 11 025 70 200
Ингушетия 1 810 7 350 23 400

Перспективы

Идея отменить транспортный налог не получила поддержки. В 2021 г. автовладельцы будут его платить по старым правилам. Но что бы было, если все-таки эти суммы перенесли на стоимость топлива?

Однозначно в выигрыше остались бы те, кто пользуется транспортом исключительно для выезда на дачу пару раз в год. Но большинству собственников маломощных авто пришлось платить в разы больше. Ведь дорогой бензин покупали бы и водители, например, Lada Granta (87 л.с.), за которую в 2020 г. ТН был от 435 до 2 175 руб., и владельцы Mercedes-Benz. То есть затраты с дорогих авто перераспределили бы на малолитражки, которые для некоторых граждан являются не статусным имуществом, а средством перемещения, а иногда и заработка.

На сегодняшний день собираемость транспортного налога составляет менее 50 %, что дает понять: для государства данный налог является неэффективным. По открытым данным его должны платить порядка 45 миллионов человек, а по факту уплачивают только 20 миллионов владельцев транспортных средств.

Налогообложение транспортных средств имеет ряд недочетов и недостатков, которые будут описаны далее. Поступления транспортного налога давно не компенсируют расходы на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия на нее автотранспортных средств. Говоря о ставках транспортного налога, нельзя не отметить их разброс в различных регионах. Данные показывают, что в некоторых случаях ставки отличаются в 1,5—2 раза. Например, в Москве ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил составляет 150 рублей за 1 лошадиную силу5, а в Тверской области – 90 руб. Транспортный налог платится по месту регистрации транспортного средства. Из этого логично следует, что автовладельцам выгоднее зарегистрировать транспортное средство не в Москве, а в близлежащих областях, тем самым, уменьшив свое налоговое бремя, чем пользуются некоторые налогоплательщики. И в итоге эксплуатируются дороги г. Москвы, а сам налог уплачивается в бюджет Тверской области.

5 Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге»;

Подводя небольшой итог вышесказанного, напрашивается следующий вывод: необходимо совершенствовать налогообложение транспортных средств.

Но как? Увеличение ставок транспортного налога в настоящее время будет неэффективно. Их планируют поднять с целью повышения поступлений в бюджеты субъектов РФ. Но при этом на налоговые службы, у которых и в настоящее время возникают трудности по сборам действующих налогов, ляжет дополнительная нагрузка. Поэтому, прежде всего, следует проработать механизм, позволяющий собирать налоги со всех, а не пытаться увеличить налоговую нагрузку тех налогоплательщиков, которые своевременно платят по счетам. Проблема заключается в том, что рычагов воздействия на граждан у налоговой службы нет. Юридические лица в плане воздействия наиболее «уязвимы» – в их случае ведомство может наложить арест на имущество, списать суммы со счетов, а также заморозить их. В случае же с физическими лицами единственный доступный ход – это обращение в суд. Но и он тоже оказывается не полностью выигрышным, поскольку даже после принятия решения суда получить налог в казну можно будет только при участии судебного пристава.

Действующая прогрессивная шкала налоговых ставок также нуждается в доработке относительно системы градации автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил. То есть владельцы автомобилей мощностью 101 лошадиная сила и владельцы автомобилей мощностью 150 лошадиных сил сейчас исчисляют транспортный налог по одной ставке. Данную проблему можно решить двумя способами:

· исчислять транспортный налог по принципу «за каждую дополнительную лошадиную силу». Эта методика даст возможность сделать переход к линейной зависимости величины налога от мощности автомобиля, тогда как сейчас наблюдается скачкообразная тенденция.

Допустим, за автомобиль мощностью 154 лошадиные силы необходимо взимать налог как за 150- сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные лошадиные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой.

· градация мощности автомобилей по более мелким интервалам, например от 100 лошадиных сил до 125 лошадиных сил и от 125 лошадиных сил до 150 лошадиных сил вместо действующей системы от 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (такая дифференциация ставок используется в г. Москве).

Проблема экологии и пробок на дорогах. Увеличение налоговой нагрузки должно было бы решить проблему экологии и проблему пробок в крупных городах. Данная мера способна заставить людей приобретать более компактные автомобили, которые наносят меньший вред экологии, а также благоприятно влияют на ситуацию с пробками на дорогах и парковкой.

Но сразу же дает о себе знать другая сторона: основное загрязнение атмосферы происходит за счет старых транспортных средств не зависимо от их мощности. Данную проблему можно решить, убрав старые автомобили с дорог, заменив их новыми. Однако высокий транспортный налог сегодня затрагивает новые мощные автомобили, а именно такие в основном работают на экологически чистом топливе. И именно это является одной из причин, по которой вышеобозначенная мера решения проблемы невозможна.

Относительно судьбы транспортного налога уже несколько лет ведутся жаркие споры. И наиболее эффективным оказалось бы включение транспортного налога в стоимость бензина.

Идея отмены транспортного налога появилась несколько лет назад. Тогда депутатами было сделано предложение заменить его, увеличив акциз на бензин. И с определенной точки зрения это было бы достаточно удобно и правильно. Водитель должен платить именно за то, сколько он наездил в километрах, а владельцы транспорта будут платить налог именно за использование автомобиля, а не за то, что он просто хранится в гараже. Если ты обладаешь более мощной машиной, то и платить, соответственно, больше, если больше проехал, то и больше заплати. И, исходя из этого, даже нет нужды разрабатывать налог на «экологичность», обсуждение которого также ведется в последнее время достаточно активно.

Однако данный вариант имеет много серьезных минусов, о которых необходимо поговорить ниже:

1) сложность администрирования;

2) как быть с теми, кто пользуется социальной защитой и освобожден от уплаты транспортного налога вообще;

3) невозможность обложения налогом видов транспорта, использующих альтернативные виды топлива;

4) рост стоимости проезда в общественном транспорте.

Подобные недостатки со временем будет достаточно легко искоренить. Положительной стороной включения налога в цену топлива напрямую либо за счет увеличения акцизов можно считать рост поступлений в бюджеты, упрощение налогового администрирования, а также то, что средства будут поступать в бюджеты тех территорий, где транспортные средства реально эксплуатируются, а не туда, где они зарегистрированы. Это позволит транспортному налогу из налога на движимое имущество превратиться в налог за использование дорог.

В настоящее время низкий сбор транспортного налога является одной из главных проблем, поскольку его собираемость не превышает порога в 40%. Если его включить в акциз на топливо, то платить налог будут все. Однако собираться он будет не одномоментно.

Таким образом, прежде чем повышать ставки транспортного налога, нужно разобраться с проблемой его собираемости, выяснить причины, по которым она находится на столь низком уровне. Действующая на данный момент система ставок тоже нуждается в доработке. Поэтому необходимо по возможности пересмотреть нашу систему ставок и сделать их более дифференцированными.

1. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества /М.Ю.Березин –М.:Инфотропик Медиа, 2011;

2. Закон г.Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге»;

3. Кузнецова А.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности/А.В.Кузнецова – М.:Либроком, 2015;

4. Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма - путь к повышению доходов бюджета/Н.И.Малис – М.: Финансы, 2014;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ – информационно-аналитический раздел [Электронный ресурс]: URL:http://info.minfin.ru/subj_analitics.php (дата обращения 09.02.2016);

7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]: Отчет по форме 1 – URL: http://www.nalog.ru/rn08/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения 07.02.2016);

8. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".


«Слетают через 100 метров». Что говорят те, кто сдавал на права по-новому

В этом году транспортный налог нужно было заплатить до 1 декабря. Если этого не сделать, то налоговая инспекция начинает начислять пени за каждый день просрочки, а Федеральная налоговая служба в принудительном порядке взыскивает задолженность по налогу и пени через суд.

Многие политики и чиновники выступают за отмену транспортного налога — вместо этого они предлагают повысить акцизы на топливо. Пока это не более чем устные инициативы, однако на местном уровне отдельные категории граждан освобождаются от уплаты транспортного налога. Autonews.ru разобрался, что происходит с транспортным налогом в регионах России.

Снижают и дают льготы, но не везде

Временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил, что является сторонником безналоговой экономики на Дальнем Востоке. Он снизил транспортный налог, компенсировав это средствами, которые раньше шли на содержание краевых чиновников — это около 500 млн рублей. Раньше в Хабаровском крае был один из самых высоких транспортных налогов.

В других регионах — например, в Дагестане, Башкирии, Забайкалье, Волгоградской области, на Сахалине — от налога частично или полностью освободили владельцев электромобилей. Где-то эти меры ввели временно, где-то они стали постоянными.


Само по себе освобождение владельцев безвредных для окружающей среды автомобилей от транспортного налога не новость, но пока не все регионы к этому пришли. В каких-то областях — к примеру, в Самарской — власти разрешили платить лишь 50% налога всем автомобилистам, машины которых ездят на газу. Но воспользоваться такой льготой сложно, потому что формулировки в ПТС прописаны совершенно разные: «бензиновый на жидком газе», «установлено ГБО», «бензин-газ», «сжиженный нефтяной газ» и так далее. Из-за расхождений в этих определениях у властей возникают проблемы с предоставлением скидки.

На прошлой неделе на портале «Российская общественная инициатива» появилась петиция с просьбой отменить транспортный налог для автомобилей с низким уровнем выбросов опасных веществ в атмосферу. Автор петиции утверждает, что это необходимая мера для всех, кто владеет электромобилями и машинами, которые ездят на газу. Отмена транспортного налога могла бы стимулировать граждан покупать электромобили. Как эта петиция повлияет на инициативы чиновников, пока не ясно.

В 2020 году российское правительство провело налоговую амнистию, которая предполагает прощение задолженности по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей и физлиц. В частности, физическим лицам прощают долги по транспортному, имущественному и земельному налогу. Но стоит уточнить, что прощаются только те долги, который образовались до 2015 года — более поздние все еще придется заплатить.

Взыскивают задолженности прямя на дороге

Сотрудники ГИБДД и судебные приставы по всей стране проводят рейды, чтобы выявить в потоке машин должников — в том числе тех, кто не оплачивает штрафы за нарушение ПДД или не заплатил транспортный налог. Такие рейды происходят в Краснодарском крае, Тюменской, Белгородской, Новосибирской областях, а также в других регионах российских регионах.


Например, на Кубани во время таких инспекций используют комплекс «Мобильный пристав», который выявляет в транспортном потоке машины должников. Во время одного из последних таких рейдов налоговики арестовали несколько автомобилей на сумму в 880 тысяч рублей, а позже смогли взыскать с общества с ограниченной ответственностью 2,7 млн.

В Новосибирской области во время одного из подобных рейдов владелец Toyota RAV4 на время лишился машины, потому что у него нашли долги по штрафам и налогам на сумму более 1 млн рублей.

Автомобилисты почти всегда могут оплатить свои задолженности прямо на месте — у сотрудников ГИБДД и приставов есть специальные pos-терминалы. В Тюменской области остановленный водитель таким образом отдал приставам 80 тысяч рублей.

В Казани нарушителей вообще решили ловить с помощью жалоб водителей в Telegram, но тут речь скорее идет о нарушении ПДД.


В Республике Адыгея транспортный налог взыскали через суд. Гражданин Д. просрочил оплату налога и задолжал более 200 тысяч рублей, а местная служба судебных приставов обнаружила у него четыре автомобиля и несколько банковских счетов, после чего списала сумму долга.

«Так как по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа задолженность не была погашена, судебные приставы обратили взыскание на денежные средства, находящиеся на счете должника», — сказано на сайте региональной ФССП.

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 30 марта 2021. Обновление статьи: 30.03.2021. Время чтения 7 мин.


За 2020 г. транспортный налог принес в бюджеты регионов 187,1 млрд руб. Больше всех заплатили москвичи – 27,9 млрд руб., жители Подмосковья – 15,96 млрд руб. и Санкт-Петербурга – 12 млрд руб. Минимальные суммы собрали в Ингушетии – 83,2 млн руб., на Чукотке – 79,2 млн руб., в Ненецком АО – 43,4 млн руб.

Вопрос об отмене транспортного налога не раз поднимался депутатами. По мнению Андрея Барышева, члена комитета Госдумы по контролю и регламенту, перенос сбора на увеличение акциза на топливо позволит справедливо распределять налоговую нагрузку и будет стимулировать граждан покупать экологические автомобили. Однозначно идея автовладельцам, которые пользуются машинами крайне редко, понравилась. Но парламентарии проект не поддержали, так как такое решение может пробить брешь в региональных бюджетах. Учитывая, сколько в России собирают транспортного налога (ТН), для возмещения потерь пришлось бы поднимать цену на топливо на 1 600–2 000 руб. на тонне.

Динамика сборов

По данным ФНС, за 2020 г. по всем субъектам в консолидированный бюджет собрали 187,1 млрд руб. налога за транспорт, это на 12 млрд руб., или 6,8% больше, чем годом ранее. При чем ежегодный рост до 20% наблюдается на протяжении последних 10 лет. Исключением стал только 2016 г., когда зафиксировали спад на -0,65%.

Таблица 1. Сколько собрали ТН в 2011–2020 гг.

Год Сумма, млрд руб. Год Сумма, млрд руб.
2011 83,21 2016 139,08
2012 90,17 2017 154,91
2013 106,14 2018 161,2
2014 117,54 2019 175,1
2015 139,98 2020 187,1

Источник: ФНС, Федеральное казначейство

В общей сложности за 10 лет собираемость ТН увеличилась на 103,89 млрд руб., или 124,9%.

График 1. Динамика сборов ТН в 2011–2020 гг. Все графики построены автором по данным ФНС, Госказначейства

График 1. Динамика сборов ТН в 2011–2020 гг. Все графики построены автором по данным ФНС, Госказначейства

Относительно общего дохода ТН занимает в бюджетах в разные годы:

  • 0,43–0,5% – консолидированном;
  • 1,3–1,43% – региональном.

В структуре налоговых местных поступлений сбор за транспорт дает всего 1,86% и находится на третьем месте с конца перед налогами:

  • земельным – 180,6 млрд руб.;
  • НДПИ (на добычу полезных ископаемых) – 80,8 млрд руб.;
  • на имущество физических лиц – 78,7 млрд руб.

Для сравнения, в 2020 г. из 10 035,4 млрд руб. в региональный общий бюджет максимальные суммы дали:

  • НДФЛ – 4 251,9 млрд руб.;
  • на прибыль – 2 926,7 млрд руб.;
  • на имущество организаций – 910 млрд руб.;
  • акцизы – 797,9 млрд руб.

График 2. Транспортный налог в структуре налоговых поступлений в 2020 гг.

В разрезе анализа бюджетного дохода этот сбор не стоит на пьедестале приоритетных. Но если сумму, собранную за 2020 г., разделить на всех жителей страны, которых, по данным Росстата, было на 1 января 2021 г. 146,24 млн, получится, что каждый россиянин внес по 1 279,40 руб.

Региональный разрез

Но общий анализ не раскрывает важности транспортного налога для отдельных субъектов. Ведь он идет на пополнение именно местных бюджетов (ст. 14 НК РФ) и может в регионах отличаться в разы. При установке коэффициентов для расчета власти на местах ориентируются на доходы граждан и запросы казны. Поэтому ежегодные платежи даже на одну и ту же модель в разных уголках страны существенно отличаются.

Закон устанавливает базовую ставку, которая зависит от мощности и составляет от 2 до 15 руб. Но регионы могут:

  • увеличить ее, но не больше, чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ);
  • ввести свои градации;
  • утверждать скидки и льготы для определенных категорий.

Кроме этого, традиционно повышающий коэффициент применяют для:

Поэтому и суммы поступлений будут отличаться в разы.

wirestock

По данным Autonews, в 2020 г. приближенные к максимальным ставки (за авто менее 100 л.с.) были в:

  • Москве – 12 руб.;
  • Московской обл. – 10 руб.;
  • Санкт-Петербурге – 24 руб.;
  • Ленинградской обл. – 18 руб.

Еще больше платят за машины в Башкирии, Марий Эл, Вологодской и Курской обл. Условно сюда можно отнести Татарстан, где действует начальная ставка 25 руб. для юрлиц и 10 руб. – для граждан. Посмотрим, сколько в этих субъектах собрали в бюджеты.

Таблица 2. Суммы ТН в регионах с максимальными ставками в 2020 г.

Субъект Всего налогов, млн руб. ТН, млн руб. % от бюджета
г. Москва 4 162 437,3 27 921,1 0,67
Московская обл. 1 122 925,4 15 956,3 1,42
г. Санкт-Петербург 1 545 656,9 12 085 0,78
Татарстан 672 390,1 5 949,8 0,88
Башкирия 369 818,7 3 785,7 1,02
Ленинградская обл. 358 051,5 3 091,8 0,86
Вологодская обл. 77 475 1 588,6 2,05
Курская обл. 61 093,6 1 290,3 2,11
Марий Эл 24 282,6 749,8 3,09

К регионам с минимальным налогом относятся Ингушетия, Крым, Севастополь и Югра. Здесь ставка начинается с 5 руб./л.с. В Свердловской обл. она вовсе 2,5 руб., но за более мощные авто платят по средним для страны значениям. В эту же категорию входят Магаданская обл. – от 7 руб. и Забайкалье – от 10 руб.

Таблица 3. Суммы ТН в субъектах с минимальными ставками в 2020 г.

Регион Всего налогов, млн руб. ТН, млн руб. % от бюджета
Югра 2 300 209,1 3 463,8 0,15
Свердловская обл. 390 258,9 2 967,9 0,76
Крым 73 146,8 997,9 1,36
Забайкалье 39 523,7 700,2 1,77
Магаданская обл. 22 993,6 279,3 1,21
Севастополь 18 234 263 1,44
Ингушетия 5 303,6 83,2 1,57

Как видим, сборы зависят не только от величины ставки. Так, в Марий Эл и Курской обл., где один из самых высоких ТН, суммы поступлений меньше, чем в Югре и Свердловской обл. с минимальными коэффициентами.

В ФНС сообщают, что меньше всего ТН заплатили в:

  • Калмыкии – 199 млн руб.;
  • Республике Тыва – 178,9 млн руб.;
  • Алтае – 167,8 млн руб.;
  • Еврейской авт. обл. – 144,7 млн руб.;
  • Ингушетии – 83,2 млн руб.;
  • Чукотке – 79,2 млн руб.;
  • Ненецком АО – 43,4 млн руб.

Самая интересная картина по Оренбургской обл. Это единственный регион, где за машины мощностью меньше 100 л.с. владельцы вовсе не платят ТН. Такое послабление распространяется только на 1 авто, для остальных работает лояльная ставка 5 руб. За более мощные налог несильно отличается от среднего по стране.

Тем не менее, за 2020 г. в Оренбургской обл. собрали 1 346 млн руб. ТН, это 0,44% от всех налогов (307 268,7 млн руб.).

Кто обеспечивает поступления

Такая диспропорция между минимальными ставками и суммами, которые собирают субъекты с автовладельцев, имеет вполне обоснованное объяснение.

bilanol

В ФНС посчитали, что 55% поступлений обеспечивают владельцы машин с мощностью более 150 л.с. При этом их количество составляет 13% от всех автомобилей. Посмотрим на примере отдельных моделей, сколько собственники таких авто платят в разных регионах.

Таблица 4. Транспортный налог на авто, руб. в год

Модель/регион Toyota Camry 2,5 (181 л.с.) Audi A6 45TFSI (245 л.) Mersedes-Benz G63 AMG (585 л.)
Москва 9 050 18 375 87 750
Марий Эл 9 050 18 375 87 750
Кемерово 8 145 16 660 78 975
Дагестан 6 335 12 250 61 425
Крым 5 430 18 375 58 500
Алтай 3 620 11 025 70 200
Ингушетия 1 810 7 350 23 400

Перспективы

Идея отменить транспортный налог не получила поддержки. В 2021 г. автовладельцы будут его платить по старым правилам. Но что бы было, если все-таки эти суммы перенесли на стоимость топлива?

Однозначно в выигрыше остались бы те, кто пользуется транспортом исключительно для выезда на дачу пару раз в год. Но большинству собственников маломощных авто пришлось платить в разы больше. Ведь дорогой бензин покупали бы и водители, например, Lada Granta (87 л.с.), за которую в 2020 г. ТН был от 435 до 2 175 руб., и владельцы Mercedes-Benz. То есть затраты с дорогих авто перераспределили бы на малолитражки, которые для некоторых граждан являются не статусным имуществом, а средством перемещения, а иногда и заработка.

Читайте также: