Роль транспортной инфраструктуры в развитии торговли в формировании городов для сбора налогов

Опубликовано: 15.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубец Антон Желькович

В статье рассматривается транспортная инфраструктура , даются подходы к ее определению, классификации разновидностей транспортной инфраструктуры , рассматриваются основные функции инфраструктуры в рамках городского и национального хозяйства. Дается авторское видение транспортной инфраструктуры ее основных проблем, обосновывается актуальность дальнейшей теоретической разработки исследуемой экономической категории

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубец Антон Желькович

The role of transport infrastructure in city development.Theoretical aspect

The article is devoted to the transport infrastructure , to the approaches to its definition, classification of transport infrastructure types, is discussed the basic functions of the infrastructure within the urban and national economy. The author's vision of the transport infrastructure and its main problems, is presented in the article, and the urgency of further theoretical development of the studied economic category is established

Текст научной работы на тему «Роль транспортной инфраструктуры в развитии городов. Теоретический аспект»

2 Губанов Р. С. Проектирование цикличности простоев производства в целях минимизации риска // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2006. № 19. - С. 166-172.

3 Губанов Р. С. Страхование финансовых рисков как метод риск-менеджмента // Финансовая аналитика проблемы и решения. 2014. № 8. С. 31-35.

4 Суркова Т.В. Особенности выбора вида и способа осуществления диверсификацион-ных изменений в практике стратегического развития промышленных предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 48.

5 Руденко Л.Г. Проблемные аспекты и прогноз инновационной активности России / Л.Г. Руденко // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. № 4(6). С. 26-32. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2013_4_26_32.pdf

Diversification and its role in the system of risk management techniques

Natalya Ivanovna Denisova, candidate of economic Sciences, head of the «Finance and credit», «Moscow University named by S.Y. Witte» in Ryazan

Roman Sergeevich Gubanov, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department «Finance and credit», «Moscow University named by S.Y. Witte» in Ryazan

Natalya Sergeevna Lukovnikova, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department «Finance and credit», «Moscow University named by S.Y. Witte» in Ryazan

The article considers the economic substance of diversification as a method of rational risk management in conditions of uncertainty for business development. Given scheme species of special methods of risk management and defines the role of diversification in this classification system. Formulates the principles and conditions of organization of diversification taking into account different strategies of behavior of economic entities in the arena of modern business.

Key words: risk, diversification, factors, principles, methods, risk management

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Антон Желькович Зубец, аспирант, ассистент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания E-mail: Azubec@muiv.ru Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru

В статье рассматривается транспортная инфраструктура, даются подходы к ее определению, классификации разновидностей транспортной инфраструктуры, рассматриваются основные функции инфраструктуры в рамках городского и национального хозяйства. Дается авторское видение транспортной инфраструктуры ее основных проблем, обосновывается актуальность дальнейшей теоретической разработки исследуемой экономической категории.

Ключевые слова: инфраструктура, транспортная инфраструктура, развитие инфраструктуры города, классификация объектов транспортной инфраструктуры, агломерация

В современных условиях быстрорастущей городской агломерации, росте и

постоянном развитии бизнеса создается необходимость кардинально пересматривать современные подходы к основному содержанию, специфике и роли транспортной инфраструктуры городов.

Транспортная инфраструктура является частью транспортной системы города и государства в целом. Однако при исследовании данного аспекта национального хозяйства в ученых и политических кругах продолжаются дискуссии о сущности, границах и роли в экономике такой категории как «транспортная инфраструктура». Без четкого и ясного представления о транспортной инфраструктуре как предмете научного

исследования и государственного управления, нельзя говорить об эффективном и результативном развитии данной отрасли и национальной экономики России.

В государственных программных документах, стратегиях, например, в «Стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2020 года» нет определения инфраструктуры транспорта, а дается лишь перечень объектов к ней относящихся: «наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса» [1]. В еще одном из стратегических документов, таком как «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» приводится определение портовой инфраструктуры в форме перечня инженерных объектов и кораблей [2]. Представленные документы и используемый в них дескриптивный подход к исследуемой в данной статье категории говорит об их ограниченности в вопросах эффективного целеполагания и постановки задач Стратегии, поскольку для этого необходимо иметь наиболее полное и ясное представление об объекте стратегического планирования.

Опираясь на данный перечень, по ряду специфических признаков транспортной инфраструктуры и по особенностям среды движения транспорта (например, рельсовая инфраструктура концентрируется преимущественно вблизи железнодорожного полотна) мы можем представить категорию «транспортная инфраструктура» в форме сосредоточия пяти ее ключевых сегментов, представленных на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1 - Сегментация транспортной инфраструктуры по видам транспортной среды

Источник: схема составлена автором по [3]

Однако в науке представления о транспортной инфраструктуре как элементе экономической системы и как элементе транспортного комплекса несколько разнятся и опираются на различные подходы:

1) функциональный подход. Исследователи Серебряков Л.Г., Яновский В.В. представляют транспортную инфраструктуру как «часть инженерной инфраструктуры. обеспечивающей грузо- и пассажироперевозки на территориях систем расселения, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий» [6], т.е. под транспортной инфраструктурой понимается ряд сооружений, выполняющих определенный набор функций;

2) системный подход. Исследованию категории «транспортная инфраструктура» с использованием системного подхода уделено значительное место в работах Кузнецовой А.И., Шелестова Н.Е. и др. Рассматривая транспортную инфраструктуру как систему, становится возможным обособление и выделение ключевых классификационных признаков инфраструктуры, в том числе появляется необходимый материал для последующей группировки компонентов для их более глубокого исследования. Отрасль транспорта вне зависимости от вида транспорта наряду с телекоммуникационной и энергетической отраслями является базовой разновидностью инфраструктуры, играет фундаментальную роль в национальной экономике [3]. Посредством выявления ключевых признаков и системных элементов транспортной инфраструктуры ее содержательное понятие определяется как «совокупность разного рода инженерных сооружений, которые предназначены для осуществления движения . транспорта» [5].

Каждый подход предлагает свое видение понятия «инфраструктуры» в транспортной сфере и для получения полноценного представления о «транспортной инфраструктуре» как об объекте исследования, результаты данных подходов необходимо изучить в представленной ниже совокупности.

Транспортная инфраструктура играет значительную роль как в рамках города, так и в рамках целой страны, поскольку исполняет ряд значимых для национальной экономики функций:

- интегративная - транспорт всех видов служит для поддержания стабильной работы государства или города, для обеспечения доступности тех или иных видов районов, учреждений и т.п.;

- мобильности - транспортная инфраструктура предоставляет возможность использования передвижения по стране, въезда и выезда из нее для своих граждан и граждан других государств;

- конкурентная - поскольку транспортная отрасль не создает свой собственный продукт, а если точнее - производит услуги, которые потребляются в процессе производства, ее важнейшей функцией является перевозка товаров предприятий и фирм других отраслей с меньшими временными и физическими потерями, чем транспортные компании, работающие с их конкурентами;

- рыночная - обеспечивает всеохватывающую работу рыночного механизма на территории города как и отдельного государства, так и на международном уровне, как средство обращения товаров [7].

Представленные функции характеризуют транспортную инфраструктуру как неотъемлемую составляющую социально-экономического развития городов в Российской Федерации.

Наряду с функциями транспортная инфраструктура обладает уникальными и характерными признаками, которые выделяют ее, как и другие разновидности инфраструктуры в отраслях народного хозяйства:

- участие в создании условий для функционирования сфер материального и нематериального производства;

- общественная форма использования инфраструктуры и коллективистский характер ее потребления;

- инфраструктура - это особый, специфический сектор экономики;

- инфраструктура оказывает косвенное влияние на экономическое развитие;

- результатом производства инфраструктуры являются общественно-полезные услуги [8].

Представленные общие признаки инфраструктур позволяют выделить транспортную инфраструктуру из разновидности других отраслей, представить ее в виде системы элементов, а благодаря функциональным особенностям и сегментации в зависимости от двигательной среды, представленной на рисунке 1, становится возможным произвести классификацию транспортной инфраструктуры (таблица 1).

Классификация объектов транспортной инфраструктуры по видам и по выполняемым функциям

Па выполняемым функциям Автодорожная Рельсовая Водная Воздушная Трубопроводная

Обеспечение базовых условий для движения транспортных средств (далее т.е.) Дорожное полотно, мосты, тоннели, паромы Железнодорожное полотно, мосты, тоннели, паромы Каналы, донные углубления, каналы-мо сгы, морские и океанические ПУТИ ¡Взлетно-посадочная полоса, воздушный коридор Труоы, магистральные трубопроводы

Координация движения т.е. Светофоры, дорожные указатели, размеша, шлагоа^'мы, знаки Семафоры, стрелки Маяки, радиостанции Посадочные огни. диспетчерские вышки Компрессорные установки и станции

Ожидание движения т.е. для товаров/пассажир-ров (кроме трубопроводной) Складские, логистические центры, автовокзалы, остановки Складские, логистические центры, «горки», вокзалы, станции метрополитена и монорельса, трамвайные остановки Складские, логистические центры, портовые пассажирские залы ожидания, речные вокзалы Зал ожидания аэропорта, склады на территории аэропорта Подземное хранилище газа, резервуары (для хранения нефти, воды и т.д.)

Энергоснабжение движения т.е. Бензо-. газо-электрозаправочные станции Контактный рельс, контактная сеть Береговые или плавучие заправочные станции. Топливозаправочный комплекс, топливозаправщики Электросеть, резервуары для насосного топлива

Источник: таблица составлена автором по [1, 3, 4,]

Все представленные виды транспортной инфраструктуры сталкиваются с проблемами перспективного развития, взаимной конкуренции и с необходимостью обеспечения мониторинга текущего состояния действующих инфраструктурных объектов и систем их восстановления и поддержания в исправном состоянии. При проектировании новых и развитии существующих инженерных сооружений необходимо обеспечивать долговечность и бесперебойность эксплуатации сооружений, а также их надежность, наряду с этим необходимо обеспечить безопасность движения транспортных средств и пешеходов. При этом необходимо на базе экономических изысканий учитывать как перспективы развития дорожной сети и транспорта, так и планы реконструкции существующих объектов, а также осуществления строительства подземных и наземных коммуникаций. При этом необходимо учитывать, чтобы искусственные сооружения в перспективе не мешали развитию транспортной инфраструктуры в целом.

Таким образом, представленные в статье подходы к рассмотрению транспортной инфраструктуры, ее функций, признаков и роли в транспортном комплексе государства

дают возможность путем синтеза двух подходов сформировать комплексное определение транспортной инфраструктуры.

Итак, «транспортная инфраструктура - экономическая категория, представляющая собой особую отрасль народного хозяйства, представленную совокупностью инженерных сооружений, обеспечивающих необходимые условия для движения, ожидания, координации и энергоснабжения транспортных средств, с целью предоставления услуг по транспортировке грузов и пассажиров. Данное определение, безусловно, не обладает всеобъемлющим характером, но уже позволяет более эффективно выстроить цели развития транспортной инфраструктуры, сократив тем самым лишние бюджетные расходы на мероприятия в рамках федеральных целевых программ.

1 Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. URL: http://www.rosmorport.ru/uploadify/988-f11a995b44861c9c2bic7e0f5 02b433e.pdf

3 Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2013. - 456 с.

4 Образцов В.Н., Шаульский Ф.И. Водный, воздушный, автодорожный, городской и промышленный транспорт. - М.: Трансжелдориздат, 1948. - 491 с.

5 Шелестов Н.Е. Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры: дис. . к-та эк. наук. - М., 2012. - 178 с.

6 Серебряков Л.Г., Яновский В.В. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход: научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 2. Вып. 1. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. - 332 с.

7 Federal Transport Infrastructure Plan 2003 (not barrier-free). - Berlin, 2003. - 127 p. URL: www.bmvi.de/SharedDocs/EN/Anlagen/federal-transport-infrastructure-plan-2003

The role of transport infrastructure in city development. Theoretical aspect

Anton Jelkovich Zubecs, postgraduate, assistant of urban and service sector economics department, Moscow University named after S. Y. Witte

The article is devoted to the transport infrastructure, to the approaches to its definition, classification of transport infrastructure types, is discussed the basic functions of the infrastructure within the urban and national economy. The author's vision of the transport infrastructure and its main problems, is presented in the article, and the urgency of further theoretical development of the studied economic category is established.

Keyword: infrastructure, transport infrastructure, the development of city infrastructure, classification of transport infrastructure, agglomeration

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Успешно развиваться в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке Россия сможет только в процессе всесторонней модернизации своей экономики.

Одним из важных факторов, сдерживающих социальноэкономическое развитие России, является состояние и уровень развития транспортной инфраструктуры. По оценкам Министерства транспорта Российской Федерации, международным нормам на сегодня соответствуют лишь 37 процентов федеральных и 24 процентов региональных автодорог.

Современный город представляет собой место концентрации производственных функций в сфере промышленности, транспорта, услуг, а также административных и политических функций.

В нынешних условиях назрела необходимость рассматривать город не только как отдельный населенный пункт, зону городской застройки, но и как составную часть процесса коллективного потребления, являющегося неотъемлемой чертой экономического развития. Дома, школы, городской транспорт, места проведения досуга – везде люди являются потребителями услуг и продуктов современной городской инфраструктуры. Следовательно, качественные характеристики городской инфраструктуры являются определяющими факторами городской среды, детерминирующими социальное самочувствие населения городов.

Транспортная обеспеченность взаимосвязана со многими социальными и экономическими процессами, происходящими на территории города. Развитие транспортной инфраструктуры дает импульс для экономического роста территории, а увеличение доступности рабочих мест, объектов здравоохранения, образования, проведения досуга положительно сказывается на качестве жизни населения.

Транспортная обеспеченность – как характеристика качества положения в транспортной системе является одним из ключевых факторов при оценке качества городской среды. Также она влияет и на прочие характеристики городской среды, так как определяет ежедневные временные затраты на реализацию потребностей человека, а зачастую и лимитирует их .

Городской транспорт включает три широкие категории перевозок: общественные, индивидуальные и грузовые перевозки. В то время как пассажирские перевозки являются результатом многочисленных индивидуальных решений, основанных на различных обоснованиях, грузовые перевозки являются результатом совместных решений грузовладельцев и поставщиков транспортных услуг. В ряде случаев, пассажирские и грузовые перевозки дополняют друг друга, но иногда могут конкурировать между собой.

Целью общественного транспорта является предоставление общедоступных услуг населению в мобильности в определенной части города. Его эффективность основана на перевозках большого количества пассажиров и достижении экономии на масштабе деятельности. Общественные перевозки осуществляются с использованием трамваев, автобусов, троллейбусов, метро, электропоездов и паромов .

Индивидуальный транспорт предоставляет услуги мобильности, которая является результатом личного выбора средств, таких как автомобиль, ходьба, велосипед и мотоцикл.

Поскольку города являются доминирующими центрами производства, распределения и потребления товаров, коммерческая деятельность (индивидуальная, коллективная) сопровождается большими грузовыми перевозками. Эти перевозки в основном осуществляются автофургонами и их перемещением между производствами, распределительными центрами, складами и организациями розничной торговли.

Важную роль в развитии современных городов играет общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, монорельсовые железные дороги) и муниципальная транспортнодорожная инфраструктура. Общественный транспорт значительно улучшает качество жизни в городских агломерациях, обеспечивая безопасное, эффективное и экономичное обслуживание пассажиров. Общественный транспорт служит как индивидуальным интересам отдельных граждан, так и коллективным интересам всего населения города, увеличивает личные возможности и обеспечивает личную мобильность .

Общественный транспорт и городские транспортные коридоры являются естественными координационными центрами для населения города, обеспечивают экономическую и социальную эффективность жизнедеятельности, способствуют созданию сильных районных центров, которые являются экономически стабильными, безопасными и продуктивными . Когда пассажиры используют общественный транспорт для поездок, то их контакты с окружающими становятся более тесными и коммуникативными, а зависимость от автомобилей снижается, что способствует повышению уровня физической активности.

Общественный транспорт обеспечивает экономию общественных затрат, включая текущие и единовременные.

Городской пассажирский транспорт способствует государственному и муниципальному экономическому росту, увеличивает местную клиентскую базу для целого ряда услуг (розничной торговли, предприятий общественного питания, медицинских учреждений, учреждений образования, бытовых услуг и т.д.). Данный вид транспорта оживляет районы проживания, увеличивает социальное взаимодействие и пешеходную активность, повышает безопасность, а также помогает создать ощущение комфортных условий проживания.

Согласно определению комфортности среды, разработанному в 1970х годах советским экономистом В.Н. Бугроменко, качество среды определяется минимизацией временных затрат для реализации максимально возможного спектра человеческих потребностей .

По мнению О.С. Пчелинцева, «отрасли инфраструктурного комплекса образуют «фундамент» современных региональных систем» . Экономика этой сферы изучена недостаточно в связи с тем, что в советский период приоритет отдавался производству, а период трансформации экономики нашей страны внимание ученых было приковано к торговле и финансам.

Однако, именно плохое состояние инфраструктуры является одним из ключевых императивов экономического роста в регионах России. Уровень развития транспортной инфраструктуры во многом предопределяет эффективность территориальной организации общества, так как она, проникая в самые удаленные уголки территорий, консолидирует социальногеографическое пространство, содействует интеграции регионов в систему национального и международного разделения труда .

Транспорт не только связывает территории с разным уровнем социальноэкономического развития, но и нивелирует некоторые недостатки неудачного и отдаленного географического положения многих городов, экономических центров и ареалов, стимулирует освоение новых ресурсов и территорий, формирует новые и трансформирует старые полюса роста в экономическом пространстве государства .

В процессе производства транспорт обеспечивает доставку сырья и материалов, повышает мобильность ресурсов в целом. Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры повышает степень рациональности в аллокации ресурсов и способствует формированию эффективной специализации региона .

Транспортная инфраструктура представляет собой совокупность автодорог (дорожное покрытие), инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств (мостовые конструкции, путепроводы, эстакады), гидротехнических сооружений (туннели), объектов дорожного сервиса, элементов обустройства дорог, дорожных служб обслуживания.

Эффективно функционирующие инфраструктурные объекты позволяют снижать транспортные издержки, влияют на скорость пассажиро и грузоперевозок, сокращают ограничения пропускной способности, повышают доступность транспортных услуг населению и улучшению инвестиционного климата в стране в целом.

Вовлеченность страны в глобальную торговлю и присоединение к ВТО ведут к повышению нагрузки на отечественную автодорожную сеть, предполагают существенное приращение транзитных внешнеторговых грузопотоков, что с неизбежностью обусловливает необходимость развития транспортной инфраструктуры для приведения ее в соответствие с техническими, экономическими и экологическими показателями экономически развитых стран (обеспечение круглогодичной доступности транспортной инфраструктуры, создание и реконструкция транспортных коммуникаций для преодоления технологического отставания от передовых транспортных систем, обновление техникотехнологической базы с использованием инновационных технологий и др.).

Модернизация основных фондов транспортной отрасли способна привести к снижению транспортных издержек на единицу продукции, что увеличит долю общественного продукта, присваиваемого другими участниками производства в процессе реализации фазы распределения.

Трудно реализуема без участия транспортной инфраструктуры и фаза обмена. Повышение эффективности работы транспорта способно, с одной стороны, снизить издержки обращения товаров и повысить уровень конечного потребления населения, а с другой – сократить время реализации производимых в экономике территории товаров и уменьшить потери при транспортировке.

Процесс потребления также подвержен влиянию уровня развития транспортной инфраструктуры, поскольку именно от его работы во многом зависит цена, качество и ассортимент потребляемой продукции.

Резюмируя, следует отметить, что роль транспортной инфраструктуры в процессе реализации регионального воспроизводства в общем сводится к повышению эффективности пространственной организации экономики и снижению затрат экономического времени. Эти две составляющие непосредственно детерминируют экономический рост в региональной экономике.

от 22 ноября 2008 года N 1734-р

(с изменениями на 12 мая 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минпромторгом России, ФСТ России и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2008 года
N 1734-р

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием 3 фундаментальных факторов.

Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке.

Третьим фактором является исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги.

Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

При переходе к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

На новом этапе необходимо сформировать активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. При этом транспорт как системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию должен рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики.

Выбор направлений развития транспортной системы базируется на прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. При этом учитывается вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, принимаются во внимание стратегические документы, определяющие перспективные направления развития экономики и социальной сферы регионов России, отраслей экономики, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта, перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры, перспективы международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, а также опыт развития транспортных систем в странах с быстро развивающейся экономикой (Китай, Бразилия, Индия и ЮАР).

При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.

II. Оценка состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса Российской Федерации

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспорт играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.

Роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы. Доступность транспортных услуг и их объем определяют полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Увеличение скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (предсказуемость, регулярность и ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от своевременности транспортного обслуживания зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие крупных агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

В России в последние годы проводилась модернизация транспортной инфраструктуры, что позволило удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в совершенствовании.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 года составляла 86 тыс.км железных дорог общего пользования, 38 тыс.км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс.км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс.км дорог с твердым покрытием), 101 тыс.км внутренних водных путей, 2,5 тыс.км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс.км троллейбусных линий, 639 тыс.км воздушных трасс, из которых более 468 тыс.км являются международными.

В 2011 году ежесуточно по этим транспортным коммуникациям (всеми видами транспорта) осуществлялась перевозка 60 млн. пассажиров и 28,5 млн. тонн грузов.

В последние годы увеличению объема перевозок грузов и пассажиров способствовали позитивные изменения в социально-экономическом положении страны. Объем перевозок грузов и пассажиров в 2000-2012 годах приведен в приложении N 1.

Объем перевозок грузов в 2000-2011 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 1,8 процента (транспортом общего пользования - на 10,7 процента). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки воздушным транспортом (на 22,5 процента) и железнодорожным транспортом общего пользования (на 18,6 процента). Грузооборот автомобильного транспорта возрос за этот период на 45,7 процента.

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним экономическая рецессия существенно повлияли на динамику объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, а также на масштабы развития транспортного комплекса страны.

Ослабление кризисных явлений обусловило начало экономического роста в России со второй половины 2009 года. В результате в 2010 году в стране возобновился рост суммарных объемов перевозок грузов, грузо- и пассажирооборота, а показатели работы воздушного и морского видов транспорта, экспортных железнодорожных перевозок превзошли максимальный уровень докризисного периода.

Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 12 процентов общего объема грузовых перевозок и 82 процента общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного).

На автомобильный транспорт приходится 56 процентов общего объема перевозок грузов и 8,6 процента общего грузооборота, 44 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Позитивные изменения наблюдаются в создании паритета между российскими и зарубежными перевозчиками при выполнении международных перевозок. Доля российских перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в 2011 году составила 39,4 процента.

Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 60,8 процента. В структуре пассажирооборота 33,2 процента занимает воздушный транспорт, 27,8 процента - железнодорожный транспорт и 27,6 процента - автомобильный транспорт.

Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан оказывает влияние на снижение объема работы, выполненной пассажирским транспортом общего пользования. В 2011 году численность парка легковых автомобилей составила 36,4 млн. единиц, что выше уровня 2000 года на 79 процентов. При этом автобусные перевозки в стране сократились на 42 процента, уменьшились пригородные железнодорожные перевозки. В связи с ростом автомобилизации возникли проблемы устойчивости и безопасности городских транспортных систем.

С начала осуществления программы экономических реформ доминирующее положение в сфере транспорта занял негосударственный сектор. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время на автомобильном транспорте выполняется 95,8 процента перевозок грузов и 20,8 процента перевозок пассажиров, на морском - соответственно 97,9 процента и 98,8 процента, на внутреннем водном - 94,4 процента и 86 процентов, на воздушном - 94,4 процента и 78,7 процента, на промышленном железнодорожном - 69,1 процента перевозок грузов.

С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", с 2010 года - в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", в том числе выполнялся комплекс мероприятий, обеспечивающих подготовку к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г.Сочи и реализацию подпрограммы "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

В указанный период на железнодорожном транспорте осуществлялось развитие инфраструктуры на основных направлениях грузовых и пассажирских перевозок, в том числе усиление подходов к крупнейшим портам России, реализация проектов "Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел", "Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел", "Кузбасс - Северо-Запад", строительство линии Беркакит - Томмот - Якутск и др. Вместе с тем протяженность участков железных дорог общего пользования с ограничениями пропускной способности превысила 6,5 тыс.км.

Активно осуществляется приобретение современных локомотивов и пассажирского подвижного состава. Привлечение частных инвестиций позволило решить проблему недостатка грузовых вагонов.

Построено и реконструировано 24 тыс.км автомобильных дорог федерального и регионального значения. Отремонтировано более 137 тыс.км дорог федерального и регионального уровня. Выполнен капитальный ремонт 8,3 тыс.км дорог федерального уровня. Введена в эксплуатацию в полном объеме автодорога "Амур" (Чита - Хабаровск). Осуществлялось развитие автомобильных дорог федерального значения, включая строительство обходов населенных пунктов и новых участков.

На основе софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно проводились работы по строительству автомобильных дорог к населенным пунктам для обеспечения их связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом, аэропортом.

Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, составляет в настоящее время 38,7 процента.

Для ускорения создания в Российской Федерации автомагистралей нового поколения и привлечения в дорожное хозяйство дополнительных внебюджетных источников в 2009 году создана Государственная компания "Российские автомобильные дороги". В доверительное управление указанной Государственной компании по состоянию на 1 января 2012 года передано 2601,7 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В 2011 году заключен договор на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 258 - км 334 (обход Вышнего Волочка).

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Успешно развиваться в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке Россия сможет только в процессе всесторонней модернизации своей экономики.

Одним из важных факторов, сдерживающих социальноэкономическое развитие России, является состояние и уровень развития транспортной инфраструктуры. По оценкам Министерства транспорта Российской Федерации, международным нормам на сегодня соответствуют лишь 37 процентов федеральных и 24 процентов региональных автодорог.

Современный город представляет собой место концентрации производственных функций в сфере промышленности, транспорта, услуг, а также административных и политических функций.

В нынешних условиях назрела необходимость рассматривать город не только как отдельный населенный пункт, зону городской застройки, но и как составную часть процесса коллективного потребления, являющегося неотъемлемой чертой экономического развития. Дома, школы, городской транспорт, места проведения досуга – везде люди являются потребителями услуг и продуктов современной городской инфраструктуры. Следовательно, качественные характеристики городской инфраструктуры являются определяющими факторами городской среды, детерминирующими социальное самочувствие населения городов.

Транспортная обеспеченность взаимосвязана со многими социальными и экономическими процессами, происходящими на территории города. Развитие транспортной инфраструктуры дает импульс для экономического роста территории, а увеличение доступности рабочих мест, объектов здравоохранения, образования, проведения досуга положительно сказывается на качестве жизни населения.

Транспортная обеспеченность – как характеристика качества положения в транспортной системе является одним из ключевых факторов при оценке качества городской среды. Также она влияет и на прочие характеристики городской среды, так как определяет ежедневные временные затраты на реализацию потребностей человека, а зачастую и лимитирует их .

Городской транспорт включает три широкие категории перевозок: общественные, индивидуальные и грузовые перевозки. В то время как пассажирские перевозки являются результатом многочисленных индивидуальных решений, основанных на различных обоснованиях, грузовые перевозки являются результатом совместных решений грузовладельцев и поставщиков транспортных услуг. В ряде случаев, пассажирские и грузовые перевозки дополняют друг друга, но иногда могут конкурировать между собой.

Целью общественного транспорта является предоставление общедоступных услуг населению в мобильности в определенной части города. Его эффективность основана на перевозках большого количества пассажиров и достижении экономии на масштабе деятельности. Общественные перевозки осуществляются с использованием трамваев, автобусов, троллейбусов, метро, электропоездов и паромов .

Индивидуальный транспорт предоставляет услуги мобильности, которая является результатом личного выбора средств, таких как автомобиль, ходьба, велосипед и мотоцикл.

Поскольку города являются доминирующими центрами производства, распределения и потребления товаров, коммерческая деятельность (индивидуальная, коллективная) сопровождается большими грузовыми перевозками. Эти перевозки в основном осуществляются автофургонами и их перемещением между производствами, распределительными центрами, складами и организациями розничной торговли.

Важную роль в развитии современных городов играет общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, монорельсовые железные дороги) и муниципальная транспортнодорожная инфраструктура. Общественный транспорт значительно улучшает качество жизни в городских агломерациях, обеспечивая безопасное, эффективное и экономичное обслуживание пассажиров. Общественный транспорт служит как индивидуальным интересам отдельных граждан, так и коллективным интересам всего населения города, увеличивает личные возможности и обеспечивает личную мобильность .

Общественный транспорт и городские транспортные коридоры являются естественными координационными центрами для населения города, обеспечивают экономическую и социальную эффективность жизнедеятельности, способствуют созданию сильных районных центров, которые являются экономически стабильными, безопасными и продуктивными . Когда пассажиры используют общественный транспорт для поездок, то их контакты с окружающими становятся более тесными и коммуникативными, а зависимость от автомобилей снижается, что способствует повышению уровня физической активности.

Общественный транспорт обеспечивает экономию общественных затрат, включая текущие и единовременные.

Городской пассажирский транспорт способствует государственному и муниципальному экономическому росту, увеличивает местную клиентскую базу для целого ряда услуг (розничной торговли, предприятий общественного питания, медицинских учреждений, учреждений образования, бытовых услуг и т.д.). Данный вид транспорта оживляет районы проживания, увеличивает социальное взаимодействие и пешеходную активность, повышает безопасность, а также помогает создать ощущение комфортных условий проживания.

Согласно определению комфортности среды, разработанному в 1970х годах советским экономистом В.Н. Бугроменко, качество среды определяется минимизацией временных затрат для реализации максимально возможного спектра человеческих потребностей .

По мнению О.С. Пчелинцева, «отрасли инфраструктурного комплекса образуют «фундамент» современных региональных систем» . Экономика этой сферы изучена недостаточно в связи с тем, что в советский период приоритет отдавался производству, а период трансформации экономики нашей страны внимание ученых было приковано к торговле и финансам.

Однако, именно плохое состояние инфраструктуры является одним из ключевых императивов экономического роста в регионах России. Уровень развития транспортной инфраструктуры во многом предопределяет эффективность территориальной организации общества, так как она, проникая в самые удаленные уголки территорий, консолидирует социальногеографическое пространство, содействует интеграции регионов в систему национального и международного разделения труда .

Транспорт не только связывает территории с разным уровнем социальноэкономического развития, но и нивелирует некоторые недостатки неудачного и отдаленного географического положения многих городов, экономических центров и ареалов, стимулирует освоение новых ресурсов и территорий, формирует новые и трансформирует старые полюса роста в экономическом пространстве государства .

В процессе производства транспорт обеспечивает доставку сырья и материалов, повышает мобильность ресурсов в целом. Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры повышает степень рациональности в аллокации ресурсов и способствует формированию эффективной специализации региона .

Транспортная инфраструктура представляет собой совокупность автодорог (дорожное покрытие), инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств (мостовые конструкции, путепроводы, эстакады), гидротехнических сооружений (туннели), объектов дорожного сервиса, элементов обустройства дорог, дорожных служб обслуживания.

Эффективно функционирующие инфраструктурные объекты позволяют снижать транспортные издержки, влияют на скорость пассажиро и грузоперевозок, сокращают ограничения пропускной способности, повышают доступность транспортных услуг населению и улучшению инвестиционного климата в стране в целом.

Вовлеченность страны в глобальную торговлю и присоединение к ВТО ведут к повышению нагрузки на отечественную автодорожную сеть, предполагают существенное приращение транзитных внешнеторговых грузопотоков, что с неизбежностью обусловливает необходимость развития транспортной инфраструктуры для приведения ее в соответствие с техническими, экономическими и экологическими показателями экономически развитых стран (обеспечение круглогодичной доступности транспортной инфраструктуры, создание и реконструкция транспортных коммуникаций для преодоления технологического отставания от передовых транспортных систем, обновление техникотехнологической базы с использованием инновационных технологий и др.).

Модернизация основных фондов транспортной отрасли способна привести к снижению транспортных издержек на единицу продукции, что увеличит долю общественного продукта, присваиваемого другими участниками производства в процессе реализации фазы распределения.

Трудно реализуема без участия транспортной инфраструктуры и фаза обмена. Повышение эффективности работы транспорта способно, с одной стороны, снизить издержки обращения товаров и повысить уровень конечного потребления населения, а с другой – сократить время реализации производимых в экономике территории товаров и уменьшить потери при транспортировке.

Процесс потребления также подвержен влиянию уровня развития транспортной инфраструктуры, поскольку именно от его работы во многом зависит цена, качество и ассортимент потребляемой продукции.

Резюмируя, следует отметить, что роль транспортной инфраструктуры в процессе реализации регионального воспроизводства в общем сводится к повышению эффективности пространственной организации экономики и снижению затрат экономического времени. Эти две составляющие непосредственно детерминируют экономический рост в региональной экономике.

от 22 ноября 2008 года N 1734-р

(с изменениями на 12 мая 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минпромторгом России, ФСТ России и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2008 года
N 1734-р

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием 3 фундаментальных факторов.

Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке.

Третьим фактором является исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги.

Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

При переходе к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

На новом этапе необходимо сформировать активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. При этом транспорт как системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию должен рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики.

Выбор направлений развития транспортной системы базируется на прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. При этом учитывается вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, принимаются во внимание стратегические документы, определяющие перспективные направления развития экономики и социальной сферы регионов России, отраслей экономики, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта, перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры, перспективы международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, а также опыт развития транспортных систем в странах с быстро развивающейся экономикой (Китай, Бразилия, Индия и ЮАР).

При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.

II. Оценка состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса Российской Федерации

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспорт играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.

Роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы. Доступность транспортных услуг и их объем определяют полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Увеличение скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (предсказуемость, регулярность и ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от своевременности транспортного обслуживания зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие крупных агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

В России в последние годы проводилась модернизация транспортной инфраструктуры, что позволило удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в совершенствовании.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 года составляла 86 тыс.км железных дорог общего пользования, 38 тыс.км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс.км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс.км дорог с твердым покрытием), 101 тыс.км внутренних водных путей, 2,5 тыс.км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс.км троллейбусных линий, 639 тыс.км воздушных трасс, из которых более 468 тыс.км являются международными.

В 2011 году ежесуточно по этим транспортным коммуникациям (всеми видами транспорта) осуществлялась перевозка 60 млн. пассажиров и 28,5 млн. тонн грузов.

В последние годы увеличению объема перевозок грузов и пассажиров способствовали позитивные изменения в социально-экономическом положении страны. Объем перевозок грузов и пассажиров в 2000-2012 годах приведен в приложении N 1.

Объем перевозок грузов в 2000-2011 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 1,8 процента (транспортом общего пользования - на 10,7 процента). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки воздушным транспортом (на 22,5 процента) и железнодорожным транспортом общего пользования (на 18,6 процента). Грузооборот автомобильного транспорта возрос за этот период на 45,7 процента.

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним экономическая рецессия существенно повлияли на динамику объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, а также на масштабы развития транспортного комплекса страны.

Ослабление кризисных явлений обусловило начало экономического роста в России со второй половины 2009 года. В результате в 2010 году в стране возобновился рост суммарных объемов перевозок грузов, грузо- и пассажирооборота, а показатели работы воздушного и морского видов транспорта, экспортных железнодорожных перевозок превзошли максимальный уровень докризисного периода.

Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 12 процентов общего объема грузовых перевозок и 82 процента общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного).

На автомобильный транспорт приходится 56 процентов общего объема перевозок грузов и 8,6 процента общего грузооборота, 44 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Позитивные изменения наблюдаются в создании паритета между российскими и зарубежными перевозчиками при выполнении международных перевозок. Доля российских перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в 2011 году составила 39,4 процента.

Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 60,8 процента. В структуре пассажирооборота 33,2 процента занимает воздушный транспорт, 27,8 процента - железнодорожный транспорт и 27,6 процента - автомобильный транспорт.

Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан оказывает влияние на снижение объема работы, выполненной пассажирским транспортом общего пользования. В 2011 году численность парка легковых автомобилей составила 36,4 млн. единиц, что выше уровня 2000 года на 79 процентов. При этом автобусные перевозки в стране сократились на 42 процента, уменьшились пригородные железнодорожные перевозки. В связи с ростом автомобилизации возникли проблемы устойчивости и безопасности городских транспортных систем.

С начала осуществления программы экономических реформ доминирующее положение в сфере транспорта занял негосударственный сектор. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время на автомобильном транспорте выполняется 95,8 процента перевозок грузов и 20,8 процента перевозок пассажиров, на морском - соответственно 97,9 процента и 98,8 процента, на внутреннем водном - 94,4 процента и 86 процентов, на воздушном - 94,4 процента и 78,7 процента, на промышленном железнодорожном - 69,1 процента перевозок грузов.

С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", с 2010 года - в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", в том числе выполнялся комплекс мероприятий, обеспечивающих подготовку к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г.Сочи и реализацию подпрограммы "Развитие г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

В указанный период на железнодорожном транспорте осуществлялось развитие инфраструктуры на основных направлениях грузовых и пассажирских перевозок, в том числе усиление подходов к крупнейшим портам России, реализация проектов "Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел", "Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел", "Кузбасс - Северо-Запад", строительство линии Беркакит - Томмот - Якутск и др. Вместе с тем протяженность участков железных дорог общего пользования с ограничениями пропускной способности превысила 6,5 тыс.км.

Активно осуществляется приобретение современных локомотивов и пассажирского подвижного состава. Привлечение частных инвестиций позволило решить проблему недостатка грузовых вагонов.

Построено и реконструировано 24 тыс.км автомобильных дорог федерального и регионального значения. Отремонтировано более 137 тыс.км дорог федерального и регионального уровня. Выполнен капитальный ремонт 8,3 тыс.км дорог федерального уровня. Введена в эксплуатацию в полном объеме автодорога "Амур" (Чита - Хабаровск). Осуществлялось развитие автомобильных дорог федерального значения, включая строительство обходов населенных пунктов и новых участков.

На основе софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно проводились работы по строительству автомобильных дорог к населенным пунктам для обеспечения их связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом, аэропортом.

Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, составляет в настоящее время 38,7 процента.

Для ускорения создания в Российской Федерации автомагистралей нового поколения и привлечения в дорожное хозяйство дополнительных внебюджетных источников в 2009 году создана Государственная компания "Российские автомобильные дороги". В доверительное управление указанной Государственной компании по состоянию на 1 января 2012 года передано 2601,7 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. В 2011 году заключен договор на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 258 - км 334 (обход Вышнего Волочка).

Читайте также: