Организация купила автомобиль но не поставила на учет транспортный налог

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Один из автомобилей организации зарегистрирован по месту нахождения головного предприятия, а другой - по месту нахождения обособленного предприятия. При этом автомобили могут фактически использоваться как в головном предприятии, так и в обособленном подразделении (например, две недели в головном предприятии, две недели в обособленном предприятии).
Куда производить уплату авансовых платежей по транспортному налогу в 2020 году по таким транспортным средствам: по месту нахождения головной организации (обособленного подразделения) или по месту нахождения транспортного средства?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации уплата авансовых платежей производится по месту регистрации транспортных средств, независимо от места их фактической эксплуатации.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если НК РФ или законами субъектов РФ не предусмотрено иное.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Из анализа норм п. 5 ст. 83 НК РФ следует, что местом нахождения автомобильных транспортных средств признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство*(1).
Таким образом, из совокупности названных норм следует, что транспортный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются по месту регистрации транспортного средства (письма Минфина России от 17.04.2018 N 03-05-05-04/25536, от 29.10.2013 N 03-05-04-04/45850, ФНС России от 27.06.2018 N БС-4-21/12385@).
Какие-либо изменения в части уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также в части признания места нахождения транспортного средства в 2020 году в НК РФ не вносились.
Соответственно, если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения обособленного подразделения (филиала, представительства), налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения. Если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения головного предприятия, то налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения головного предприятия.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога и авансовых платежей ставится только в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от факта использования данного имущества и места его фактического использования.
Поэтому в 2020 году (как и ранее) уплата авансовых платежей по транспортному налогу производится по месту нахождения (по месту регистрации) транспортных средств, независимо от места их фактической эксплуатации.
Это значит, что в данной ситуации независимо от того, кто фактически использовал транспортное средство (головное предприятие или обособленное предприятие), авансовые платежи по транспортному налогу уплачиваются по месту регистрации транспортных средств*(2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему налогоплательщиками-организациями;
- Вопрос: Автомобиль организации зарегистрирован по месту нахождения головного офиса в г. Москве, а эксплуатируется по месту нахождения обособленного подразделения в г. Санкт-Петербурге. Уплата транспортного налога была произведена по месту эксплуатации автомобиля. Организация должна уплачивать транспортный налог (авансовые платежи по налогу) по месту нахождения головного офиса (месту государственной регистрации) или по месту эксплуатации автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
- Вопрос: Унитарное предприятие приобрело автомобиль, который зарегистрировало в ГИБДД по месту нахождения своего подразделения, но фактически автомобиль эксплуатируется по месту нахождения головного подразделения предприятия. Первоначальная стоимость автомобиля была сформирована на момент регистрации в ГИБДД. После этого автомобиль перегнали в головное подразделение. На момент регистрации в ГИБДД автомобиль принят к налоговому учету в составе основных средств. Каков порядок отражения в налоговом учете расходов, связанных с командировочными расходами в связи с перегоном автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)
- Вопрос: Головная организация (далее - ГО) зарегистрирована в г. Новокузнецке. Обособленное подразделение (далее - ОП) зарегистрировано в г. Омске. В организации числится несколько единиц транспортных средств. Все учитываются на балансе ГО. Несколько единиц транспортных средств поставлены на учет в органах ГИБДД и Гостехнадзора по месту регистрации ОП, в документах указан собственник - ОП в г. Омске. Некоторые транспортные средства зарегистрированы по месту их приобретения - в г. Новый Уренгой и используются на месторождении в районе данного города. ОП там нет. Собственником в свидетельстве на регистрацию указана ГО. Куда уплачивать транспортный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.)
- Вопрос: Юридическое лицо (г. Москва) имеет несколько обособленных подразделений (далее - ОП) в разных городах РФ и несколько автомобилей. В ПТС каждого автомобиля в качестве адреса собственника указан основной адрес организации (то есть адрес головной компании; в ПТС нет никакой информации о том, что автомобиль зарегистрирован по адресу конкретного ОП). Автомобили зарегистрированы в Краснодарском крае. Уведомление о постановке на учет транспортного средства (далее - ТС) не было получено. В какой налоговый орган следует уплатить транспортный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

24 сентября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства, принадлежащего ей на праве собственности.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему транспортного средства осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе организаций по месту нахождения транспортных средств).
*(2) В целях уплаты транспортного налога (авансовых платежей) место регистрации транспортного средства следует определять исходя из сведений, указанных в уведомлении (форма N 1-3-Учет "Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе" (утверждено приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), о наименовании налогового органа, в котором поставлено на учет транспортное средство.

Транспортный налог. Это словосочетание знакомо почти каждому автомобилисту в России. Налог этот является региональным, т.е. денежные средства, уплаченные в качестве транспортного налога, поступают в бюджеты субъектов РФ. Причем законодательство не устанавливает для субъектов РФ обязательного расходования поступающих сумм на содержание, ремонт и строительство дорог. Куда потратить собранные деньги – регионы решают сами. Налог уплачивают лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Плательщиками признаются и организации, имеющие в собственности транспорт, и граждане.

Максим Гладких-Родионов

Содержание

За какой транспорт нужно платить?

Практически за любой – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы, снегоходы, мотосани, корабли, катера, яхты и лодки, гидроциклы, самолеты и вертолеты. Владельцы всех этих транспортных средств должны уплачивать налог. Однако есть и исключения.

Кто не должен платить налог?

Так, на основании ст. 357 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками транспортного налога UEFA и его дочерние организации (до 31 декабря 2020 г.), FIFA и дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (например, Российский футбольный союз), поставщики товаров (работ, услуг), производители медиа для UEFA (до 30 декабря 2020 г.) и FIFA, производители медиаинформации FIFA, организаторы вещания FIFA, коммерческие партнеры UEFA (до 31 декабря 2020 г.), но только в отношении принадлежащих им на праве собственности транспортных средств, используемых исключительно для осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Льготы по транспортному налогу

Также законодательство устанавливает льготы для отдельных видов транспортных средств.

Исходя из положений ст. 358 НК РФ, не нужно платить налог за:

  • весельные и моторные лодки, если мощность двигателя не превышает 5 л.с.;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами (имеются в виду только специально оборудованные автомобили);
  • легковые автомобили, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, если мощность двигателя такого автомобиля менее100 л.с.;
  • промысловые речные и морские суда, а также морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, комбайны и специальные автомашины, используемые в сельском хозяйстве и зарегистрированные на сельхозпроизводителей;
  • транспортные средства, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба (армия, полиция и т.п.);
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медслужбы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, а также стационарные и плавучие морские платформы, передвижные морские буровые установки и буровые суда;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, а также те, розыск которых прекращен.

Если у вас угнали автомобиль, то начиная с месяца, в котором произошел угон, вы не должны платить транспортный налог. И только с месяца, в котором автомобиль возвращен владельцу, налог снова подлежит уплате. Как следует из данной нормы НК РФ, если автомобиль так никогда и не найдут, то налог за него платить не придется.

Как видно, некоторые льготы по налогу зависят от мощности двигателя транспортного средства. И это неслучайно – именно мощность двигателя является налоговой базой для исчисления налога. Мощность двигателя для целей налогообложения определяется по регистрационным документам. Правда, и здесь есть исключения – для самолетов, оборудованных реактивными двигателями, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя, а для несамоходных водных транспортных средств – как валовая вместимость в регистровых тоннах. Если же водное или воздушное транспортное средство не попадает ни в одну из вышеописанных категорий (например, планер), то налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Сколько нужно платить?

Итак, теперь, когда налоговая база определена, для расчета налога нам остается узнать лишь величину налоговой ставки. Однако НК РФ содержит лишь базовые ставки налога. Почему так? Транспортный налог, как мы помним, – налог региональный. А это означает, что у субъектов Федерации должно быть право как-то влиять на величину налога. И такое право установлено в ст. 361 НК РФ. Законом субъекта РФ допускается увеличение или уменьшение базовой ставки налога не более чем в 10 раз. А если речь идет о легковых автомобилях с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, то законом субъекта РФ налоговая ставка на такой автомобиль может быть уменьшена до нуля.

Также региональные власти могут ввести разные ставки налога для транспортных средств разных лет выпуска, разных экологических классов. Это позволяет в каких-то регионах поддержать, например, небогатых владельцев старых автомобилей путем применения пониженной ставки налога, а в других – наоборот, установить на старые автомобили повышенный налог, побуждая тем самым владельцев быстрее менять автомобиль на более новый и современный.

Помимо этого, с 2014 года существует так называемый налог на роскошь — владельцы автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. платят транспортный налог с повышающим коэффициентом, причем чем дороже автомобиль – тем этот коэффициент выше.

Отдельно стоит упомянуть о том, что НК РФ не предусмотрены льготы по налогу для пенсионеров, правда, такие льготы могут быть установлены законами субъектов Федерации.

Таким образом, для расчета транспортного налога, например, на автомобиль, необходимо знать налоговую ставку, установленную в том регионе, где зарегистрирован владелец автомобиля. Сам налог за календарный год (а именно год является налоговым периодом по данному налогу) рассчитывается путем умножения налоговой ставки на величину налоговой базы.

Примеры расчета налога

Если у вас в собственности находится легковой автомобиль мощностью 149 л.с., а ставка в вашем регионе для такого автомобиля составляет, допустим, 3,5 руб., то сумма налога за год владения автомобилем составит 149 х 3,5=521,5 руб.

А как рассчитать налог, если автомобиль был приобретен, скажем, в сентябре? Для этого нужно обратиться к п. 3 ст. 362 НК РФ. В этом случае необходимо разделить сумму налога, рассчитанную за год, на 12, и умножить на количество месяцев, которое вы владели автомобилем. Если автомобиль поставлен на учет до 15-го числа включительно, то месяц постановки на учет учитывается в количестве месяцев владения в соответствующем году, а если после – то не учитывается.

Продолжим наш пример. Допустим, автомобиль поставлен на учет 14 сентября 2019 г. Тогда сумма налога за 2019 год составит 521,5/12 х 4=173,83 руб. Четыре – это количество месяцев владения автомобилем в 2019 году (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). Если же автомобиль поставлен на учет 16 сентября, то для целей налогообложения учитывается только три месяца – октябрь, ноябрь и декабрь. Если же вы продали автомобиль в течение года (или он снят с регистрации по каким-то иным причинам), то действует обратное правило – если снятие с регистрации произошло после 15-го числа, то этот месяц учитывается для целей налогообложения, а если до 15-го числа – то не учитывается.

Ставки

Иногда возникают споры относительно применения той или иной налоговой ставки. Базовая ставка за легковой автомобиль мощностью свыше 100 и до 150 л.с. составляет 3, 5 руб., а для грузового автомобиля той же мощности – 4 руб. И некоторые автовладельцы уверены, что если в свидетельстве о регистрации указана категория «В», то данный автомобиль является легковым. Однако это не так. Категории транспортных средств (А, В, С, D, прицеп) установлены в соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении, принятой на Венской Конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 г. И к категории «В» могут относиться как легковые, так и грузовые автомобили. А для целей налогообложения учитывается не только категория, но и тип, и назначение автомобиля. Поэтому, например, автомобиль «Газель» с бортовым кузовом, предназначенный для перевозки грузов, должен облагаться по ставкам для грузовых автомобилей (см., в частности, письмо ФНС России от 08.06.2017 № БС-3-21/3923@).

Как и когда уплачивается транспортный налог?

Граждане и юридические лица платят его по-разному.

  • Юридические лица

Организации самостоятельно рассчитывают налог и авансовые платежи, которые подлежат уплате ежеквартально (если иное не установлено законом субъекта РФ), а по окончании налогового периода, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют в налоговый орган декларацию по налогу и (не ранее 1 февраля) уплачивают налог, сумма которого определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммой, уплаченной за этот же год в качестве авансовых платежей.

  • Физические лица

Для граждан все проще. Они уплачивают налог на основании налогового уведомления, которое раз в год присылается налоговым органом. Заплатить налог нужно не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который этот налог исчислен. Например, налог за 2019 год необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2020 г. Отдельно стоит отметить, что в налоговом уведомлении может быть указана сумма налога лишь за три налоговых периода (года), предшествующих году, в котором такое уведомление направлено (см. п. 3 ст.363 НК РФ). Это означает, что если уведомление направлено в 2019 году, то в нем могут быть указаны суммы налога лишь за 2016, 2017 и 2018 годы. И только эти суммы подлежат уплате налогоплательщиком. Неправомерно включать в уведомление суммы налога за 2015 и предшествующие годы.

Отменят ли транспортный налог в 2020 году?

Несмотря на то что во многом порядок обложения налогом несправедлив (не имеет никакого значения, в первую очередь, пробег того же автомобиля), и об этом постоянно ведутся дискуссии, вряд ли стоит ожидать неких принципиальных изменений в порядке расчета и взимания транспортного налога в 2020 году.

Автор: Липина М. А., эксперт журнала

Комментарий к Постановлению АС ВВО от 26.10.2020 по делу № А29-17854/2018.

Можно ли не уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств, которые не участвуют в дорожном движении, а используются только на территории налогоплательщика и не зарегистрированы в органах ГИБДД, Ростехнадзора?

С одной стороны, регулирующие органы (см., например, Письмо ФНС России от 24.09.2020 № СД-4-21/15639@) признают, что согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектами обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, за исключением транспортных средств, указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ, не относящихся к объектам налогообложения (например, транспортные средства, находящиеся в розыске; легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами; тракторы, самоходные комбайны и специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозтоваропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции).

С другой стороны, та же ФНС указывает (Письмо от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@), что несовершение действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает их собственника от уплаты транспортного налога (авансовых платежей). Налоговые органы, выявив наличие незарегистрированной техники, доначисляют транспортный налог, а суды подтверждают обоснованность действий проверяющих.

Проверяющие и судьи руководствуются следующими позициями:

уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11);

не может придаваться решающее значение факту государственной регистрации как единственному условию для возникновения обязанности по уплате транспортного налога (Определение ВС РФ от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609).

Поэтому если законодательством предусмотрена обязанность регистрации транспортного средства, но эта обязанность не исполнена, то плательщиком транспортного налога в отношении незарегистрированной техники признается ее собственник.

Сделанный вывод справедлив независимо от фактического использования транспортных средств (только на территории налогоплательщика, карьера, аэродрома и т. д., а не на дорогах общего пользования).

В очередной раз это подтвердил АС ВВО в Постановлении от 26.10.2020 по делу № А29-17854/2018. Суть налогового спора в следующем.

Инспекция в ходе проверки установила, что в проверяемом периоде на счете 01 «Основные средства» у общества числились спорные транспортные средства, эксплуатируемые в производственной деятельности на территории аэродрома:

тракторы, вездеходы, снегоочистители;

автогрейдеры, машины автозаправочные, пожарные автомобили, моечные машины;

Все спорные виды техники имеют объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт.

Следовательно, спорные транспортные средства обладают признаками, поименованными в п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 938), а потому подлежат государственной регистрации.

К сведению

Согласно названному постановлению регистрацию осуществляют:

  • подразделения ГИБДД – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

  • органы Ростехнадзора – тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Арбитры отклонили довод организации о том, что спорная техника эксплуатируется только на аэродроме и не участвует в дорожном движении.

Также налогоплательщику не помогла ссылка на пояснения уполномоченных органов (письма УГИБДД МВД, МУГАДН ТО АТ и АДН). Судьи указали, что содержание писем не основано на нормах права, сами по себе письма не могут опровергать необходимость государственной регистрации транспортных средств.

Арбитры отметили: требования о государственной регистрации всех транспортных средств, а также условия для регистрации, закрепленные в Постановлении № 938, являются общими и в спорный период распространялись на все транспортные средства, находящиеся и эксплуатируемые на территории РФ.

В результате судьи подтвердили обоснованность доначисления инспекцией обществу транспортного налога.

Подведем итог. Имеющиеся письма Минфина и ФНС, в которых указывается, что объектом налогообложения признаются только зарегистрированные транспортные средства, не следует толковать таким образом, что непроведение регистрационных действий (в нарушение установленных правил) позволит избежать обязанности уплаты транспортного налога.

Костакова Е. В.

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? - читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.


Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. - автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. - начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


Можно ли не уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств, которые не участвуют в дорожном движении, а используются только на территории налогоплательщика и не зарегистрированы в органах ГИБДД, Ростехнадзора?

С одной стороны, регулирующие органы (см., например, Письмо ФНС России от 24.09.2020 № СД-4-21/15639@) признают, что согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектами обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, за исключением транспортных средств, указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ, не относящихся к объектам налогообложения. Исключения, например:

  • транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны и специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозтоваропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции.

С другой стороны, та же ФНС указывает (Письмо от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@), что несовершение действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает их собственника от уплаты транспортного налога (авансовых платежей). Налоговые органы, выявив наличие незарегистрированной техники, доначисляют транспортный налог, а суды подтверждают обоснованность действий проверяющих.

Проверяющие и судьи руководствуются следующими позициями:

  • уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11);
  • не может придаваться решающее значение факту государственной регистрации как единственному условию для возникновения обязанности по уплате транспортного налога (Определение ВС РФ от 17.02.2015 № 306‑КГ14-5609).

Поэтому если законодательством предусмотрена обязанность регистрации транспортного средства, но эта обязанность не исполнена, то плательщиком транспортного налога в отношении незарегистрированной техники признается ее собственник.

Сделанный вывод справедлив независимо от фактического использования транспортных средств (только на территории налогоплательщика, карьера, аэродрома и т. д., а не на дорогах общего пользования).

В очередной раз это подтвердил АС ВВО в Постановлении от 26.10.2020 по делу № А29-17854/2018. Суть налогового спора в следующем.

Инспекция в ходе проверки установила, что в проверяемом периоде на счете 01 «Основные средства» у общества числились спорные транспортные средства, эксплуатируемые в производственной деятельности на территории аэродрома:

  • автомобили, автопогрузчики;
  • тракторы, вездеходы, снегоочистители;
  • автобусы пассажирские;
  • автогрейдеры, машины автозаправочные, пожарные автомобили, моечные машины;
  • погрузчики, пескоразбрызгиватель.

Все спорные виды техники имеют объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт.

Следовательно, спорные транспортные средства обладают признаками, поименованными в п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление № 938), а потому подлежат государственной регистрации.

Согласно названному постановлению, регистрацию осуществляют:

  • подразделения ГИБДД — автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы Ростехнадзора — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Арбитры отклонили довод организации о том, что спорная техника эксплуатируется только на аэродроме и не участвует в дорожном движении.

Также налогоплательщику не помогла ссылка на пояснения уполномоченных органов (письма УГИБДД МВД, МУГАДН ТО АТ и АДН). Судьи указали, что содержание писем не основано на нормах права, сами по себе письма не могут опровергать необходимость государственной регистрации транспортных средств.

Арбитры отметили: требования о государственной регистрации всех транспортных средств, а также условия для регистрации, закрепленные в Постановлении № 938, являются общими и в спорный период распространялись на все транспортные средства, находящиеся и эксплуатируемые на территории РФ.

В результате судьи подтвердили обоснованность доначисления инспекцией обществу транспортного налога.

Подведем итог. Имеющиеся письма Минфина и ФНС, в которых указывается, что объектом налогообложения признаются только зарегистрированные транспортные средства, не следует толковать таким образом, что непроведение регистрационных действий (в нарушение установленных правил) позволит избежать обязанности уплаты транспортного налога.

Читайте также: