Оптимизация транспортного налога в организации

Опубликовано: 30.04.2024

Оптимизация налогов - это снижение суммы налогов организации в рамках действующего законодательства. За счет оптимизации организация может платить лишь минимальную сумму налогов в нужное ей время. В рамках оптимизации применяются эффективные и безопасные схемы, но в результате таких действий часто приходится выдерживать не одну проверку со стороны государственных налоговых органов.

Способы снижения налога: для транспортного налога существует несколько способов его снижения:

1) Льгота за счет филиала. В случае если у фирмы на балансе числится транспорт и есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога, ниже, то этим можно воспользоваться. Для этого нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала. В этом случае налог компания будет платить по ставкам, установленным в регионе, где находится филиал компании (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007г. N03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003г. N59).

В ст.363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

Если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006г. N03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008г. N03-05-05-04/05).

Налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ).

Пример: ООО «Ратипа-Рус» купило автомобиль volkswagen polo. Дата приобретения - 27 августа 2011г.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог предприятие начнет платить с сентября. Если же зарегистрировать транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.

  • 3). Снятие с учета. Если предприятие захотело снять машину с учета в марте 2012г., то лучше это сделать в конце месяца. В данном случае можно пользоваться машиной в течение всего месяца. Если же снять машину с учета в начале марта, то налог за март все равно придется заплатить.
  • 3). Льгота за счет филиала. Если у фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.

Для этого нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.

В этом случае налог надо платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

В случае, если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

4). Аренда транспортного средства. Некоторым фирмам выгоднее не покупать транспортное средство, а просто нанять сотрудника с личным автомобилем. Следовательно, обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Норма для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см составляет 1500 руб. в месяц.

Лучше всего заключить с работником договор аренды транспортного средства. С работником можно заключить договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает.

Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту. Если фирма заключит с работником договор аренды с экипажем, то придется также платить ЕСН с суммы вознаграждения работнику.

Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.

5). Незарегистрированные машины. Фирма приобретает машину, но по различным причинам не торопится сразу оформить ее в ГИБДД. С момента покупки до регистрации в ГИБДД проходит определенный отрезок времени.

В данном случае налоговики могут попытаться взыскать налог с тех машин, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Они считают так. Если на балансе фирмы числится автомобиль, то с него в любом случае надо платить налог. И неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает фирму от уплаты транспортного налога.

В Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О сказано, что машины, не прошедшие регистрации и не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования. Значит, экономических оснований для обложения машин транспортным налогом нет.

Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2931, ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2007 г. N А05-367/2007, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. N А72-6677/06-12/228).


CC BY

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселева В.О.

Текст научной работы на тему «Схемы оптимизации транспортного налога»

4. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Пакрухин. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

5. Зайцев, Л.Г., Соколов, М.И. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2007. - 416 с.

6. Киселев, А.А. Обеспечение конкурентного преимущества отечественных предприятий - важнейшая задача стратегического менеджмента: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов. по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 года: в 5 частях. Ч. 4; М-во обр. и науки РФ. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 46-77.

7. Киселев, А.А. Роль стратегического планирования в деятельности современного предприятия (организации): Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник статей участников конференции / Девятая международная научно-практическая конференция. Кн. 1. - Ярославль: ЯФ АТ и СО, 2012. - С. 425-429.

8. Киселев, А.А. Современные проблемы управления и менеджмента в отечественной науке и практике: монография.

- Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - 232 с.

9. Киселев, А.А. Сущность и проблемы стратегического управления отечественными организациями (предприятиями) / Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы УШ международной научно-практической конференции (28 февраля 2014 года). - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. - С. 256-258.

10. Киселев, А.А. Стратегическое планирование в системе управления предприятием (организацией): проблемы и пути их решения: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012. - 181 с.

11. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. - Изд-во Алпина Паблишер, 2012.

12. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. - М: Изд-во «Дело», 2004. - 416 с.

13. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. - М.: Инфра-М, 2009. - 288 с.

14. Маслеченков, Ю.С. Тронин, Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: учебное пособие для вузов.

- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - С. 234.

15. Менеджмент организации: учеб. пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.

16. Орлов, А.И. Менеджмент. Учебник Основы менеджмента: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Изумруд», 2003.

17. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 496 с.

18. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

19. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009.

20. Цыренова, А.А. Менеджмент: учебно-методическое пособие - Улан-Удэ: Издательство ВС! ТУ, 2006.

21. Шапкин, И.Н. Менеджмент: учебник для бакалавров / под общ. ред. И.Н. Шапкина. - М.: Издательство Юрайт; И.Д. Юрайт, 2013. - 690 с.

© А.А. Киселев, 2015

Студентка 4 курса Факультет «Налоги и налогообложение» Н.А. Гончарова к. э. н ., доцент кафедры налогов и налогообложения Кубанский государственный аграрный университет Г. Краснодар, Российская Федерация

СХЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Введение повышающих коэффициентов по транспортному налогу не дает забывать компаниям, владеющим дорогими автомобилями, о прежних способах оптимизации так называемого налога на роскошь

и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая высокую мощность. [1]

Привлекательность схем оптимизации транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог на прибыль) они менее затратны в финансовом плане и менее рискованны с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта в льготном регионе или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме того, можно оформить транспортное средство в собственность физического лица, имеющего налоговые преференции.

Все эти методы могут дать компании существенную экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать позицию судов.

Существует два варианта работы этой схемы:

1) в льготном регионе компания открывает обособленное подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится по местонахождению транспортного средства. Соответственно, компания платит налог по пониженным ставкам [3].

2) организация формально переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо изменение прежнего юридического адреса

Наиболее низкие ставки транспортного налога установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Красноярском краях и республиках Алтай, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Хакасия.

При реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе юридического лица грозит отказом в регистрации [4]. Кроме того, налоговые органы могут прийти к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим нужно создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца. А в арендованном помещении должны находиться сотрудники, которые выполняют реальные трудовые функции [5].

Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога.

Экономия данной схемы достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются. Соответственно, оснований для уплаты налога нет.

Приобретая транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре и в органах ГИБДД. Если автомобиль в организации уже есть, то его снимают с учета, что избавляет от обязанности платить по нему налог.

При данном способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства, используемые на территории компании, можно не регистрировать в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то регистрацию придется пройти. Таким образом, если, к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть налоговые риски.

При возникновении претензий со стороны проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту. При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться в пространстве носит лишь вспомогательный характер.

Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога. Если уменьшить количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества лошадиных сил. Например, снизив показатель с 245 л.с. до 225 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля в Москве составит 10 рублей (75 - 65).

Есть несколько вариантов снизить налогооблагаемую базу. Первый — компания проходит процедуру переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки своего ресурса либо неисправности

Испытания мощности и других технических характеристик автомобиля лучше осуществлять в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким видом деятельности. Существует масса рекламы, где за определенную сумму предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут привести к серьезным налоговым последствиям.

Законодатели находятся в постоянном поиске идей по преобразованию транспортного налога. Основной является замена мощности двигателя, характеристикой объема двигателя. В таком случае возникает вероятность исчезновение старых автомобилей с дорог страны. Принятие смелого решение из запутанного и сложного вопроса по оптимизации транспортного налога состоит в его экономической нецелесообразности. Нельзя вводить налог на квартиру в зависимости от окон в ней, как и налог на транспорт нельзя привязать к количеству лошадиных сил. Логичнее было бы в качестве налоговой базы рассматривать остаточную стоимость транспортного средства

Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог.

На один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.

Например, в Республике Татарстан по легковым автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей[3]. Однако дифференциацию в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому налогоплательщик, для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог по меньшей ставке.[4]

Если компания не хочет спорить с налоговыми органами о возможности применять пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или учредителю-физлицу, после чего также арендует его. Это позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных платежей.

В данной ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица, будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин, оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии. Кроме того, основной риск в данной схеме заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим вопрос документального оформления и формальных договоренностей с физлицом — главная задача юристов компании.

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснована.

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, обладающее преференциями. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физического лица — распространенное и законное явление. Но налоговые органы могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат. Список используемой литературы:

1. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»

2. Закон Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ «О транспортном налоге»

3. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24ЗРТ «О транспортном налоге»

4. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», 2015. - 828 с.

© В.О. Киселева, 2015

старший преподаватель каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия Л.И.Горелова

аспирантка 1 года обучения каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия

ДЕНЕЖНЫЕ АКТИВЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ

В данной статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. Актуальность исследования определяется тем, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление; для правильного ведения учета денежных средств требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка; желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств. Объектом исследования является организация учета и проведение аудита денежных средств на предприятии

Целью данной работы является изучить учет и аудит денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.

Дата размещения статьи: 10.08.2012

Н.А. ПИМЕНОВ

Оптимизация транспортного налога направлена на снижение налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта за счет налоговой выгоды. Налоговая выгода - это сокращение налоговых платежей фирмы за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение уплаченных сумм из бюджета. В то же время при оптимизации налоговых платежей необходимо учитывать риски признания налоговой выгоды необоснованной. Необоснованная выгода - это та, которая получена от сделки, стороны которой ставили перед собой одну-единственную цель - минимизировать налоговые платежи. Такие сделки ВАС РФ назвал "не обусловленными разумными экономическими или иными причинами", а соответственно, лишенными "целей делового характера".
--------------------------------
См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому региональные власти имеют право устанавливать основные элементы налога, в частности: ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Общие принципы налогообложения установлены в Налоговом кодексе РФ (гл. 28). Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Транспортный налог, как и все остальные налоги, постоянно корректируется и уточняется. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. На этом фоне оптимизация транспортного налога стала намного актуальнее . Рассмотрим основные налоговые схемы, направленные на оптимизацию транспортного налога.
--------------------------------
См.: Беспалов М. Расчет и региональные особенности оптимизации транспортного налога // Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия. 2010. N 9.

Ставки транспортного налога в регионах Российской Федерации существенно различаются. Например, по состоянию на декабрь 2009 г. ставка налога для грузового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в субъектах разнится от 12 до 85 руб. за 1 л.с. Соответственно, компания, эксплуатирующая грузовик с мощностью двигателя 400 л.с., уплатит в Чечне лишь 4800 руб. (12 руб. x 400 руб./л.с.), тогда как в Москве - 18 000 руб. (45 руб. x 400 руб./л.с.), а в Нижегородской области - 34 000 руб. (85 руб. x 400 руб./л.с.). Разница значительная, особенно если у компании не один такой автомобиль, а несколько десятков. Все это приводит к тому, что организации, у которых транспорта много, специально открывают для этих целей в нужном субъекте свое обособленное подразделение и регистрируют на него транспорт на постоянной основе.
Под обособленным подразделением в ст. 11 НК РФ понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Формально это может быть одно рабочее место с одним сотрудником. Также необходимо арендовать какое-либо помещение. Чтобы деятельность подразделения не сочли фиктивной, направленной только на оптимизацию транспортного налога, местного сотрудника действительно загружают полезной для компании работой. Например, по поиску покупателей в этом субъекте и заключению с ними договоров. Минусом этого способа является увеличение документооборота, связанного с деятельностью подразделения. Кроме того, регистрационные номера, например, северокавказских регионов России, где установлены минимальные ставки налога, привлекают нежелательное внимание работников ГИБДД. При использовании данной схемы необходимо иметь в виду вытекающие из этого налоговые риски. Так, если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, это может привести к претензиям со стороны налоговиков. В целях выявления необоснованной налоговой выгоды налоговые органы станут собирать доказательства того, что на самом деле транспорт по месту регистрации не используется и его регистрация носит фиктивный характер.

2. Использование транзитного номера

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрирована машина. То есть без регистрации обязанности уплаты налога не возникает. Конечно, ездить по дорогам общего пользования без регистрационных знаков незаконно, однако существует такое суррогатное средство, как транзитный номер.
Знак "Транзит" присваивается транспортным средствам в соответствии с Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. Он предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации, например, после его продажи. "Транзитки" обычно выдаются подразделением ГИБДД.
Наличие транзитного номера не свидетельствует, что машина была в установленном порядке зарегистрирована и по ней нужно платить налог. Срок действия регистрационного знака "Транзит" составляет от 5 до 20 суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.
В случае езды с просроченными транзитными номерами водителю грозит штраф в размере 100 руб. за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ).
Очевидным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия очень существенна. Кроме того, такому авто обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД.

3. Момент регистрации

Использовать описанный выше метод с "транзитками" можно и для того, чтобы просто отложить момент регистрации транспорта. Дело в том, что компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. Причем месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Таким образом, если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков. Снимать же транспортное средство с учета целесообразно в конце месяца. То есть если компания намеревается продать автомобиль, но покупатель еще не найден, можно сэкономить транспортный налог за целый месяц, если снять автомобиль с учета в последних числах месяца. Например, 20 февраля компания из Московской области приобрела грузовик с двигателем мощностью 400 л.с., а продала его 5 октября. Если регистрировать автомобиль в ГИБДД и снимать его с учета в день совершения сделок, компания заплатит налог в сумме 19 500 руб. ((400 л.с. x 65 руб./л.с.) : 12 мес. x 9 мес.). Если же компания отложит момент постановки на учет до 1 марта, а снимет автомобиль с учета заблаговременно - 31 сентября, то сумма транспортного налога снизится до 15 167 руб. ((400 л.с. x 65 руб./л.с.) : 12 мес. x 7 мес.). Экономия на налоге составит 4333 руб. (19 500 руб. - 15 167 руб.).

4. Использование транспорта только на территории
хозяйствующего субъекта

Организации могут сэкономить на транспортном налоге по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Речь идет об автобусах, перевозящих людей от одной проходной к другой, грузовой технике, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокранах и т.д.
В Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования. Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать. Поскольку перечисленный транспорт не принимает участия в движении по дорогам общего пользования, его эксплуатация без госрегистрации на территории компании не вызовет никаких нареканий со стороны автоинспекции.

5. Пониженные налоговые ставки на спецтехнику

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства" .
--------------------------------
Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204.

Пример. Организация из Московской области приобрела автокран, установленный на базе автомобиля с мощностью двигателя 400 л.с. Если регистрировать такой автомобиль в органах ГИБДД, размер транспортного налога составит 26 000 руб. (400 л.с. x 65 руб./л.с.). Если же тот же автокран поставить на учет в Гостехнадзоре, то размер транспортного налога окажется всего 7200 руб. (400 л.с. x 18 руб./л.с.). Налоговая экономия составит 18 800 руб. (26 000 руб. - 7200 руб.). Следовательно, чтобы платить транспортный налог по более низким ставкам, организациям имеет смысл регистрировать спецтехнику в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.

6. Уменьшение мощности двигателя

В целях снижения транспортного налога хозяйствующие субъекты могут скорректировать налоговую базу за счет дефорсирования двигателя, т.е. уменьшения его мощности с внесением изменений в ПТС.
Автомобиль может потерять мощность по объективным причинам: вследствие износа двигателя или после аварии. Особенно эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС мощность двигателя составляет 110 л.с. При снижении ее до 100 л.с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки. Таким методом могут воспользоваться далеко не все. Основное условие - необходимо, чтобы у автомобиля был серийный аналог с двигателем наименьшей мощности и аналогичными показателями экологичности.
Например, двигатель EJ20 мощностью 180 л.с. Subaru Legacy 2004 г. в. можно превратить в 140-сильный по аналогии с Subaru Legacy B4 2.0 B4 i с двигателем EJ20. Для этого потребуется перенастроить систему управления впрыском топлива и систему выхлопа. Помимо самих работ по дефорсированию потребуется заключение организации, уполномоченной Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ на выдачу Заключений о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Чтобы внести подобные изменения, компания должна известить ГИБДД о том, что сведения, указанные в паспорте технического средства, неверны. Подтвердить подобный вывод можно заключением экспертизы специализированного научного учреждения или справкой от производителя транспортного средства. И уже на основании таких документов регистрирующий орган внесет изменения в документы на машину и сообщит об изменении налоговой базы налоговикам.

7. Аренда транспортного средства

Хозяйствующим субъектам иногда бывает выгоднее не покупать транспортное средство, а заключить со своим работником договор аренды его личного автомобиля. При этой схеме обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Договор аренды можно заключать с экипажем или без экипажа. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В этом случае необходимо, чтобы собственник не только предоставил транспортное средство во владение и пользование, но и чтобы собственник был обязан управлять данным транспортным, оказывать услуги по технической эксплуатации.
--------------------------------
Согласно абз. 1 ст. 632 ГК РФ.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло и т.д.) и ее ремонту.
Что касается вопросов документального подтверждения затрат на приобретение ГСМ, то помимо договора аренды, авансовых отчетов и путевых листов необходимо решить вопрос о документах, подтверждающих передачу автомобиля, с указанием дней и часов пользования арендатором транспортным средством. Указанными документами могут служить акты приема-передачи транспортного средства (с подписями арендатора и арендодателя), в которых указывались бы день и час, в которых автомобиль передается собственником арендатору и возвращается арендатором собственнику.
При учете затрат на приобретение запасных частей следует учитывать, что по общему правилу (если иное не предусмотрено договором аренды) капитальный ремонт арендованного имущества производится за счет арендодателя (абз. 1 п. 1 ст. 616 ГК РФ), а текущий ремонт - за счет арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

8. Лизинг транспортных средств

Хозяйствующие субъекты могут не платить транспортный налог, заключив договор аренды (лизинга). Напомним: на кого зарегистрировано транспортное средство, тот и платит налог (ст. 357 НК РФ).
Обратите внимание: транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем . Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога. Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель. Организация, которая владеет машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму .
--------------------------------
Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59.
См.: письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14.

Частные случаи оптимизации транспортного налога

Если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у фирмы . Получается, что вы будете обязаны платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию: техпаспорт машины; ее регистрационные документы; знаки; акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а. В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).
--------------------------------
Письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05 и от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39.

Автомобиль в угоне

А как быть, если вашу машину угнали? Ведь она не сгорела, не утилизирована и до сих пор числится за вами. В этой ситуации нужно исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но для этого вашей фирме необходимо представить в налоговую инспекцию именно подлинник справки об угоне, а не ксерокопию. Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств . Откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля надолго не стоит. Чем раньше, тем лучше. Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, в течение которых компания владела автомобилем.
--------------------------------
Письмо УФНС России по г. Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041.

Как платить транспортный налог, когда перерегистрация происходит в середине года, разъясняется в письме Минфина России от 27 августа 2009 г. N 03-05-05-04/11. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте России и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.
Как видим, рассмотренные налоговые схемы позволяют организациям снижать свои налоговые обязательства по транспортному налогу. Но делать это нужно в рамках возможностей, предоставленных НК РФ. Оптимизация налогов за рамками правового поля неизбежно приводит к рискам признания налоговой выгоды необоснованной со всеми вытекающими отсюда последствиями: взыскание недоимки, пени и штрафных санкций.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Что облагают транспортным налогом

Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. После регистрации транспортного средства фирма становится плательщиком транспортного налога. Полный список объектов налогообложения указан в ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая база зависит от вида транспорта и определяется по каждому транспортному средству. С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берется с каждой лошадиной силы. Сумму налога рассчитывают умножением налоговой ставки на количество лошадиных сил и на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент уменьшает сумму налога, если транспортное средство используют не весь календарный год. Его рассчитывают по формуле.

Налоговые ставки указаны в ст. 361 Налогового кодекса РФ. Региональные законы могут увеличить или уменьшить эти ставки, но не более чем в пять раз.

Способы снижения налога

Льгота за счет филиала

Если у вашей фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.


Для этого вам нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.


В этом случае налог вы будете платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).


Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.


Обратите внимание: если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.


Им известен такой способ минимизации. Правда, для этого им нужно собрать доказательства того, что транспорт используется не в регионе.

Когда лучше регистрировать автомобиль

Существует логичное и самое простое правило экономии на транспортном налоге. Вашей фирме лучше зарегистрировать транспорт в начале месяца.


Однако снимать его с учета лучше в конце месяца.


Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05).


Напомним, что налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму.


При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).


Пример. ЗАО "Актив" купило автомобиль ВАЗ-2107. Дата приобретения - 27 августа 2008 г.


Ситуация 1: когда лучше регистрировать автомобиль.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог вы начнете платить с сентября. Если же вы зарегистрируете ваш транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.


Ситуация 2: когда лучше снимать с учета.

Допустим, если вы захотели снять машину с учета в марте 2009 г., то лучше это сделать в конце месяца. Экономия налицо. В данном случае вы сможете пользоваться машиной в течение всего месяца. Если же вы снимете машину с учета в начале марта, то налог за март все равно придется заплатить.

Аренда транспортного средства

Некоторым фирмам выгоднее не покупать транспортное средство, а просто нанять сотрудника с личным автомобилем. Следовательно, обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Норма для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см составляет 1500 руб. в месяц.


Лучше всего заключить с работником договор аренды транспортного средства. С работником можно заключить договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает.


Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту. Если фирма заключит с работником договор аренды с экипажем, то придется также платить ЕСН с суммы вознаграждения работнику.


Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.


Покажем на примере, как отразить арендную плату.


Пример. ЗАО "Актив" заключило со своим сотрудником Петровым И.В. договор аренды транспортного средства без экипажа. Фирма платит сотруднику ежемесячную арендную плату 6000 руб. Выплату производят в последний день месяца. Водителю 1 июля выдано под отчет на покупку бензина 11 000 руб. Фирмой 10 июля был произведен ремонт на сумму 3000 руб. 31 июля водитель отдал авансовый отчет. К авансовому отчету были приложены чеки на покупку бензина в сумме 10 300 руб.

Бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 71 Кредит 50

- 11 000 руб. - выданы деньги из кассы подотчетнику;

Дебет 44 Кредит 71

- 10 300 руб. - отражены затраты на покупку бензина;

Дебет 50 Кредит 71

- 700 руб. - неизрасходованные деньги возвращены в кассу;

Дебет 44 Кредит 10

- 3000 руб. - израсходованы запчасти на ремонт машины;

Дебет 44 Кредит 73

- 6000 руб. - отражены расходы по арендной плате;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ",

- 780 руб. (13% x 6000 руб.) - удержан НДФЛ с арендной платы;

Дебет 73 Кредит 50

- 5220 руб. (6000 - 780) - выдано из кассы за арендную плату.


По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Договор составляют в письменной форме. Арендную плату при заключении с физлицом договора аренды транспортного средства без экипажа не облагают ЕСН (Письма УФНС России по г. Москве от 20 апреля 2007 г. N 21-18/340 и Минфина России от 13 июля 2007 г. N 03-04-06-02/138).

Транспорт в лизинг

Ваша фирма может сэкономить на транспортном налоге, а точнее, вообще его не платить. Если вы не имеете на балансе своих собственных машин, то уйти от налога можно, заключив договор аренды (лизинга). Поясним подробнее.


Напомним: на кого зарегистрировано транспортное средство, тот и платит налог (ст. 357 НК РФ).


Обратите внимание: транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).


Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога.


Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.


Фирма, которая владеет машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму (Письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14).

Ситуации, о которых необходимо знать

Нормальное и естественное желание любой компании - платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Для этого необходимо знать не только законодательство, но и ситуации, возникающие на практике. Рассмотрим вкратце конкретные ситуации, которые смогут помочь вашей фирме при уплате транспортного налога.

Если авто неисправно

Если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Все дело в регистрации.


Обратите внимание: обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у фирмы (Письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05 и от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39).


Такой же вывод приводится в судебной практике (Постановления ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. N Ф09-8501/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. N А56-50465/2006).


Получается, что вы будете обязаны платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию:

- ее регистрационные документы;

- акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7), составленный вашей бухгалтерией.


В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).


Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.

Самоходка или грузовик?

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И, соответственно, по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Но налоговые органы с этим не всегда согласны. Они пытаются отнести их к грузовому транспорту, что существенно повлияет на величину налога.


Следует ориентироваться на соответствующие письменные разъяснения полномочных органов.


Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства" (Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204).


Следовательно, ваше самоходное средство регистрируйте в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.


Отметим, что и судьи в такой ситуации чаще всего склоняются на сторону налогоплательщиков. Они утверждают, что по формулировке Налогового кодекса транспортный налог используется для содержания и устойчивого развития автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). И если машины не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования, то их относят к категории "другие самоходные машины", а не к "грузовым автомобилям" (Постановления ФАС Уральского округа от 26 марта 2007 г. N Ф09-1943/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 марта 2007 г. N Ф04-1512/2007(32567-А70-40)).

Автомобиль в угоне

А как быть, если вашу машину угнали? Ведь она не сгорела, не утилизирована и до сих пор числится за вами. Кроме того, есть надежда, что когда-нибудь - рано или поздно - вам ее вернут.


В этой ситуации нужно исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но для этого вашей фирме необходимо представить в налоговую инспекцию именно подлинник справки об угоне, а не ксерокопию.


Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств (Письмо УФНС по г. Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041). Такие же пояснения дают и управления ФНС по другим регионам.


Обратите внимание: откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля надолго не стоит. Чем раньше, тем лучше. Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, в течение которых компания владела автомобилем.

Сняли с учета и решили продать

Предположим, ваша фирма сняла с учета автомобиль и решила его продать. Сразу возникает вопрос. Надо ли продолжать платить налог до тех пор, пока у машины не найдется покупатель?


Ответ очевиден. Напомним, что транспортный налог платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Налогом облагают транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Следовательно, если вы решили продать машину и сняли ее с учета в ГИБДД, то обязанность по уплате налога прекращается.


Конечно, затягивать продажу автомобиля не стоит. Хотя точные сроки нигде и не прописаны, у налоговиков могут возникнуть подозрения и претензии, если снятый с учета автомобиль долгое время не сможет найти нового владельца.

Перерегистрация с филиала на филиал

Если у вашей фирмы несколько филиалов, которые находятся в разных регионах, то может возникнуть следующая ситуация.


Допустим, вы перерегистрируете автомобиль с одного филиала на другой. Как в таком случае нужно платить налог? Получается, что налоговых инспекций - две, а плательщик налога - один. В этом случае минфиновцы объясняют, что двойного налогообложения не должно быть.


Обратите внимание: первый филиал платит за месяц, в котором совершена перерегистрация. Со следующего месяца обязанность по уплате налога переходит ко второму филиалу (Письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. N 03-05-06-04/16).


Пример. ЗАО "Актив" имеет два филиала (филиал N 1 и филиал N 2). Филиалы находятся в разных субъектах РФ. "Актив" в августе перерегистрирует автомобиль с одного филиала на другой. Следовательно, если филиал N 1 снимает машину с учета в августе, то филиал N 2 начинает платить налог с сентября.

Незарегистрированные машины

Возможна такая ситуация. Ваша фирма приобретает машину, но по различным причинам не торопится сразу оформить ее в ГИБДД. С момента покупки до регистрации в ГИБДД проходит определенный отрезок времени. Начислять ли налог на такой транспорт, если он еще не эксплуатируется и не зарегистрирован?


Налоговики могут попытаться взыскать налог с тех машин, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Они считают так. Если на балансе фирмы числится автомобиль, то с него в любом случае надо платить налог. И неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает фирму от уплаты транспортного налога.


Вновь напомним, что объектом налогообложения признаются зарегистрированные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются (Письмо УФНС России по Московской области от 7 февраля 2006 г. N 19-42-И/0127 и Письмо ФНС России от 3 апреля 2008 г. N ШС-6-3/253@).


В Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О сказано, что машины, не прошедшие регистрации и не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования. Значит, экономических оснований для обложения машин транспортным налогом нет.


Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2931, ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2007 г. N А05-367/2007, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. N А72-6677/06-12/228).

Перевод автомобиля в льготный регион позволит снизить налог

Почему спецтехнику выгодно считать самоходным средством

Уменьшить мощность двигателя авто можно тремя способами

Введение повышающих коэффициентов (п. 2 ст. 362 НКРФ) по транспортному налогу не дает забывать компаниям, владеющим дорогими авто, о прежних способах оптимизации так называемого налога на роскошь и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая высокую мощность.

Привлекательность схем оптимизации транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог на прибыль) они менее затраты в финансовом плане и менее рискованны с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта в льготном регионе, постановка на учет в Гостехнадзоре, а не в органах ГИБДД. Или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме того, можно оформить транспортное средство в собственность физического лица, имеющего налоговые преференции.

Все эти методы могут дать компании существенную экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать позицию судов.

В чем экономия. Экономия достигается за счет разницы в ставках транспортного налога, которые устанавливают субъекты РФ. Например, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с. составляет 150 рублей (ст. 2 Закона г.Москвы от09.07.08 №33). В Иваново такая ставка составляет 120 рублей (ст. 2 Закона Ивановской области от28.11.02 №88-ОЗ). И если транспорт компании зарегистрировать в регионе, где действуют пониженные ставки налога, удастся сэкономить на их разнице.

Как работает схема. Есть два варианта. В льготном регионе компания открывает обособленное подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится по местонахождению транспортного средства (п. 1 ст. 363, подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). Соответственно, компания платит налог по пониженным ставкам.

Во втором случае организация формально переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо изменение прежнего юридического адреса (см. схему 1).


Наиболее низкие ставки транспортного налога установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской и Ростовской областях. А также в Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях и республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия.

Меры безопасности. При реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе юрлица грозит отказом в регистрации (п. 1 ст. 23 Федерального закона от08.08.01 №129-ФЗ). Кроме того, налоговики могут прийти к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды.

В связи с этим нужно создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НКРФ). А в арендованном помещении должны находиться сотрудники, которые выполняют реальные трудовые функции.

В чем экономия. За счет разницы в ставках, установленных для грузовых автомобилей и для иных самоходных транспортных средств. Для второй категории транспортного средства ставки налога существенно ниже. Например, в Москве по грузовому автомобилю мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. ставка составляет 38 рублей. В то время как по самоходной машине — 25 рублей (ст. 2 Закона г.Москвы от09.07.08 №33).

Как работает схема. Компания регистрирует транспортное средство не в ГИБДД, а в органах Гостехнадзора. По мнению Минфина России, это основание для разграничения квалификации машин. То есть в первом случае автомобиль будет считаться грузовым, во втором — иным самоходным транспортным средством (письма от27.06.08 №03-05-05-04/12). Суды соглашаются с такой логикой финансового ведомства (например, постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от19.05.08 №Ф04-3019/2008(5073-А75-40) и Центрального от24.03.08 №А62-2059/2007 округов).

Меры безопасности. Практика показывает, что при проверке налоговики пытаются переквалифицировать самоходное транспортное средство в грузовой автомобиль. Например, в одном из дел инспекторы пытались это сделать в отношении БелАЗа. Они представили в суд Общероссийский классификатор основных фондов ОК013–94, утвержденный постановлением Госстандарта России от26.12.94 №359, согласно которому по коду 15 3410020 числятся грузовые автомобили, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы). Но суд не принял это в качестве надлежащего документа, поскольку он не является нормативом.

В свою очередь компания привела довод о том, что требования к карьерным самосвалам устанавливают ГОСТ 30537–97 и ОСТ 37.001.490–90, согласно которым «БелАЗ — это самосвал карьерный, самоходная карьерная колесная машина, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования». В результате суд пришел к выводу, что компания правомерно уплачивала транспортный налог по пониженной ставке, установленной для самоходных машин (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от27.04.05 №Ф04-7943/2004(9863-А27-37)).

Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога

В чем экономия. Экономия достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются (п. 2 постановления Правительства РФот12.08.94 №938 «Огосударственной регистрации автомототранспортных средств идругих видов самоходной техники натерритории РФ»). Соответственно, оснований для уплаты налога нет.

Как работает схема. Приобретая транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре и в органах ГИБДД. Если машина в организации уже есть, то ее снимают с учета, что избавляет от обязанности платить по ней налог (см. схему 2).

Схема 2. Снятие с учета спецтехники, которая эксплуатируется только на территории компании


Меры безопасности. При данном способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства, используемые на территории компании, можно не регистрировать в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то регистрацию придется пройти (п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных ииных машин иприцепов кним органами государственного надзора, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.95). Таким образом, если, к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть налоговые риски.

При возникновении претензий со стороны проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту. При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться в пространстве носит лишь вспомогательный характер (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от15.12.11 №А21-708/2011).

В другом деле Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к выводу, что экскаватор Hitachi ZX 200–3 не является транспортным средством, так как это строительная техника. Именно под таким названием фигурировала машина в актах приема-передачи на аренду (постановление от02.03.09 №А65-6054/2008).

Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога

В чем экономия. Если уменьшить количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества лошадиных сил. Например, снизив показатель с 235 л.с. до 225 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля в Москве составит 10 рублей (75 – 65).

Как работает схема. Есть несколько вариантов. Первый — компания проходит процедуру переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки своего ресурса либо неисправности (см. схему 3).

Схема 3. Уменьшение мощности автомобиля


Другой способ работы схемы — тюнинг двигателя. Можно уменьшить режим работы турбин или механических нагнетателей или вовсе их отключить. В этом случае нужно получить заключение о переоборудовании транспортного средства и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Замена двигателя на менее мощный — еще одна альтернатива работы схемы. В любом случае по итогам проведения всех работ по двигателю компания обращается в органы ГИБДД для внесения соответствующих изменений в ПТС транспортного средства. Новые данные для расчета налога контролеры получат из регистрирующего органа.

Меры безопасности. Все виды переоборудования и тюнинга двигателя безопаснее проводить в специализированных сервисах, чтобы потом не возникло проблем с доказыванием факта проведения работ. Испытания мощности и других технических характеристик автомобиля также лучше осуществлять в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким видом деятельности.

В интернете масса рекламы, где за 3500 рублей предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут привести к серьезным налоговым последствиям.

Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог

В чем экономия. На один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.

Например, в Республике Татарстан по легковым автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей (ст. 5 Закона Республики Татарстан от 29.11.02 № 24-ЗРТ). Однако дифференциацию в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс не предусматривает (п. 1, 2, 3 ст. 361 НК РФ). Поэтому налогоплательщик, для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог по меньшей ставке (постановление Президиума ВАС РФот27.01.09 №11519/08).

Как работает схема. Если компания не хочет спорить с налоговиками о возможности применять пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или учредителю-физлицу, после чего также арендует его (см. схему 4). Это позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных платежей.

Схема 4. Аренда транспортного средства у ИП или физлица


Меры безопасности. В данной ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица, будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин, оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии.

Кроме того, основной риск в данной схеме заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим вопрос документального оформления и формальных договоренностей с физлицом — главная задача юристов компании.

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснованна (письмо от04.07.06 №03-06-04-04/28).

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию

В чем экономия. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. В частности, в Москве освобождаются от уплаты налогов следующие граждане (п. 1 ст. 4 Закона г.Москвы от09.07.08 №33):

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • инвалиды I и II группы;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Как работает схема. По сути, принцип здесь такой же, как и в предыдущей схеме. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, указанное выше в перечне. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

Меры безопасности. С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физлица — распространенное и законное явление. Но налоговики могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат.

Так, в одном из дел контролеры пришли к выводу, что компания неправомерно пользовалась льготами по транспортному налогу, предусмотренными в статье 9 Закона Московской области от 24.11.04 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». Смысл льготы заключался в том, что высвобожденные средства направляются на социальную защиту и занятость инвалидов. При проверке выяснилось, что высвобожденные 12 млн рублей компания потратила следующим образом: на развитие организации и обеспечение занятости — около 5 млн рублей, на социальные нужды — 17 тыс. рублей, на прочие цели — около 7 млн рублей.

Кроме того, оказалось, что часть лиц, учитываемых компанией при обосновании права на льготу (24 человека), фактически не могли выполнять свои должностные обязанности. Так как в силу специфики трудовой деятельности (обход теплотрасс, водных и канализационных магистралей) такую работу не могли выполнять лица, страдающие тяжелыми заболеваниями, в том числе имеющими первую группу инвалидности. В результате суд поддержал налоговиков (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от13.12.12 №А41-35975/10).

Читайте также: