Областной закон по транспортному налогу

Опубликовано: 06.05.2024

Областной закон "О транспортном налоге"

Налоговые ставки

Мотоциклы и мотороллеры

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включительно

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Мотоциклы и мотороллеры

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включительно

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Мотоциклы и мотороллеры

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автобусы с года выпуска которых прошло свыше 10 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Мотоциклы и мотороллеры

Автобусы с года выпуска которых прошло до 10 лет включительно

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Автобусы с года выпуска которых прошло свыше 10 лет

Автобусы с года выпуска которых прошло до 10 лет включительно

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло свыше 7 лет

Автомобили легковые с года выпуска которых прошло до 7 лет включиельно

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

Яхты и другие парусно-моторные суда

Яхты и другие парусно-моторные суда

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Налоговые льготы

Общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности

пп.6 п. 1 статья 4

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

пп.7 п. 1 статья 4

Инвалиды-владельцы лекговых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно), по грузовым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", "УАЗ" выпуска до 1994 года включительно

пп.2 п.1 статья 4

инвалиды - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно);

Инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. (включительно)

пп.3 п.1 статья 4

пп.8 п.1 статья 4

Граждане - владельцы легковых автомобилей, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, подпадающие под действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";

пп.14 п.1 статья 4

Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно);

пп. 1 п.2 статья 4

Граждан, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющихся пенсионерами - владельцам легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (включительно);

№303-ОЗ от 01.10.2018

Пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. (включительно)

Граждан, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющихся пенсионерами - владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. (включительно)

№303-ОЗ от 01.10.2018

Организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области в соответствии с областным законом от 28.03.2016 N 945-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов", при соблюдении требований, установленных частью 3 статьи 6 указанного областного закона, и определении иных особенностей предоставления налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области;

Организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области в соответствии с областным законом от 11.06.1998 N 29-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Новгородской области и защите прав инвесторов", на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта , но не более расчетного , рассчитанного в соответствии с Правилами расчета момента достижения полной окупаемости вложенных средств , расчетного срока окупаемости и определения иных особенностей применения льгот для организаций , осуществляющих инвестиционные проекты в Новгородской области, утвержденными постановлением Новгородской областной Думы от 29.01.97 №500-ОДпри соблюдении требований, установленных частью 3 статьи 6 указанного областного закона, и определении иных особенностей предоставления налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, одобренные Правительством Новгородской области;

Организации - участники специальных инвестиционных контрактов, одной из сторон которых является Новгородская область

пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством, - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", грузовых автомобилей модели "УАЗ" с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно) с годом выпуска до 1994 года включительно, а также владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 36 л. с. (включительно);

Граждан, достигших возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, не являющихся пенсионерами - владельцы грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно), изготовленных на базе легковых автомобилей "ГАЗ", "ВАЗ", "ИЖ", "Москвич", грузовых автомобилей модели "УАЗ" с мощностью двигателя до 100 л. с. (включительно) с годом выпуска до 1994 года включительно, а также владельцы мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 36 л. с. (включительно);

№303-ОЗ от 01.10.2018

Инвалиды, а также пенсионеры, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством - владельцы моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л.с. (включительно)

пп. 3 п.2 статья 4

родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения

п.п 5 п.1 статья 4

родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - владельцы легковых автомобилей и автобусов вместимостью не более 20 мест для сидения

№496-ОЗ от 23.12.2019

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к группе 49.31 раздела H Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст, за исключением видов деятельности, относящихся к подгруппе 49.31.1 раздела H Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст.

от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ

Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области

(с изменениями на 17 октября 2018 года)
(редакция, действующая с 1 января 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Свердловской области от 22 октября 2003 года N 25-ОЗ (Областная газета, 28.10.2003, N 242) (имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2003 года);

Законом Свердловской области от 24 сентября 2007 года N 86-ОЗ (Областная газета, N 322-327, 26.09.2007) (распространяется на отношения по взиманию транспортного налога за 2008 год);

Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ (Областная газета, N 212-215, 17.06.2011) (распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года);

Законом Свердловской области от 29 октября 2013 года N 104-ОЗ (Областная газета, N 496-498, 01.11.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Законом Свердловской области от 6 февраля 2014 года N 2-ОЗ (Областная газета, N 23, 08.02.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Законом Свердловской области от 22 мая 2014 года N 39-ОЗ (Областная газета, N 91, 24.05.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Законом Свердловской области от 14 ноября 2016 года N 96-ОЗ (Областная газета, N 215, 18.11.2016) (вступил в силу с 1 января 2017 года);

Законом Свердловской области от 3 ноября 2017 года N 110-ОЗ (Областная газета, N 210-211, 09.11.2017) (вступил в силу с 1 января 2018 года);

Законом Свердловской области от 17 октября 2018 года N 93-ОЗ (Областная газета, N 192, 19.10.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года).

Принят
Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
20 ноября 2002 года

Одобрен
Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
29 ноября 2002 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Свердловской области

Настоящим Законом Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на территории Свердловской области устанавливается и вводится в действие транспортный налог.

Статья 2. Ставки транспортного налога

Утвердить ставки транспортного налога в пределах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (приложение).

Статья 3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога

1. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками-организациями разовой уплатой всей суммы налога по итогам налогового периода.

2. Налогоплательщики-организации уплачивают налог не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Законом Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 186-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Свердловской области от 24 сентября 2007 года N 86-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога за 2008 год; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 154-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

В соответствии с федеральным законом налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Свердловской области от 6 февраля 2014 года N 2-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2015 года Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 154-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками-организациями в безналичной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Статья 4. Налоговые льготы по транспортному налогу и основания для их использования

1. Освобождаются от уплаты транспортного налога:

1) организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, предназначенные для укомплектования автомобильных колонн войскового типа, - за каждое из таких транспортных средств;

2) органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, - за каждое зарегистрированное на них транспортное средство;

3) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, - за каждое зарегистрированное на них транспортное средство.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Законом Свердловской области от 21 июля 2006 года N 60-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

3-1) организации и граждане, на которых зарегистрированы легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно, - за каждый такой зарегистрированный на них легковой автомобиль;

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

4) организации и граждане, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 4 и (или) экологического класса 5, - за каждый такой зарегистрированный на них автобус.

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2008 года Законом Свердловской области от 24 сентября 2007 года N 86-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога за 2008 год; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом Свердловской области от 17 октября 2008 года N 83-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внутригородские и (или) пригородные перевозки пассажиров автобусами, если количество лет, прошедших с года их выпуска, не превышает 7, - за каждый такой зарегистрированный на них автобус.

6) организации - резиденты особых экономических зон, созданных на территории Свердловской области, на которых после регистрации этих организаций в качестве резидентов особых экономических зон зарегистрированы транспортные средства, - за каждое такое транспортное средство в течение одиннадцати последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором оно зарегистрировано на эту организацию;

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

7) пенсионеры - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно;

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

8) инвалиды - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно;

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

9) один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий ребенка-инвалида, - за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно;

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

10) один из родителей или иной законный представитель, воспитывающий трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (без учета детей, объявленных полностью дееспособными, и детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в том числе детей, принятых в семью на воспитание, - за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно;

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

11) один из усыновителей, воспитывающий усыновленного ребенка в возрасте до восемнадцати лет, - за один зарегистрированный на него легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно.

(Подпункт дополнительно включен с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года)

12) граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно;

13) граждане, у которых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" возникло право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, - за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 киловатт до 110,33 киловатт) включительно или грузовой автомобиль с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 киловатт) включительно, мотоцикл или мотороллер с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 киловатт) включительно.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Законом Свердловской области от 22 октября 2003 года N 25-ОЗ, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2003 года. - См. предыдущую редакцию)

2. Транспортный налог в размере 35 процентов суммы исчисленного налога уплачивают:

1) общественные организации инвалидов - за каждое зарегистрированное на них транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года. - См. предыдущую редакцию)

2) организации, учрежденные единственным учредителем - общественной организацией инвалидов, не менее 50 процентов работников которых являются инвалидами, - за каждое зарегистрированное на таких организациях транспортное средство, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 киловатт) включительно;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года. - См. предыдущую редакцию)

3) подпункт утратил силу с 17 июня 2011 года - Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года, - см. предыдущую редакцию;

4) подпункт утратил силу с 17 июня 2011 года - Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года, - см. предыдущую редакцию;

5) подпункт утратил силу с 17 июня 2011 года - Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 41-ОЗ, распространяется на отношения по взиманию транспортного налога, возникшие с 1 января 2011 года, - см. предыдущую редакцию;

Транспортный налог в размере 40 процентов суммы исчисленного налога уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные автомобильные перевозки, - за каждое зарегистрированное на таких организациях и индивидуальных предпринимателях транспортное средство, используемое для осуществления международных автомобильных перевозок.

Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

(введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.


Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья утратила силу с 1 января 2017 года. - Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

(часть пятая введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)


Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)


10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

Статья 359. Налоговая база


1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 108-ФЗ)


2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 108-ФЗ)

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

(в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ)

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.


Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Справочная / Коронавирус: меры поддержки и правила

Какие регионы понизили ставки налогов из‑за коронавируса

Режим самоизоляции больно ударил по предпринимателям. Чтобы поддержать малый бизнес, в регионах начали снижать местные налоги.

Мы составили таблицу с «коронавирусными» льготами и регулярно обновляем её.

Самое удивительное — что некоторые льготы действуют даже на 2021 год.

Проверяйте по таблице, какие налоги снижены в вашем регионе

Региональные власти уменьшают ставки по УСН, сокращают потенциально возможный доход по патенту, вводят пониженные коэффициенты по ЕНВД. Из дополнительных мер: арендные каникулы, льготные кредиты, отмена транспортного налога для организаций и другие — в зависимости от субъекта Федерации.

В большинстве регионов пониженные ставки действуют на весь 2020 год. Это значит, что налог можно пересчитать с 1 января, но могут быть исключения.

В основном льготы дают пострадавшим, опираясь на основной вид деятельности по ЕГРИП / ЕГРЮЛ. Одни регионы прописывают ОКВЭДы в тексте закона, другие ориентируются на Постановление Правительства РФ № 434.

В Приморском крае и Тюменской области ставки по УСН «‎Доходы» снизили для всех.

В Республике Тыве УСН «Доходы» теперь 1%, «Доходы минус расходы» 5%, а потенциально возможный доход по всем видам деятельности на патенте — 16,67 рублей. Но эти регионы скорее исключение, чем правило.

Прежде чем пересчитывать налоги, проверьте все условия в законе своего региона. Или позвоните в налоговую.

Быстрый поиск по таблице — сочетание клавиш Сtrl+F.

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Нужно сохранить не менее 90% штата по среднесписочной численности относительно 1 марта 2020 года.

Список пострадавших ОКВЭДов — в приложении к местному закону. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности

🧾 На 2020 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%. Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из постановления правительства РФ № 434 + ОКВЭДы 73.1 — деятельность рекламная и 85.11 — образование дошкольное.

🧾 На 2020 и 2021 годы УСН «‎Доходы»‎ — 1%, на 2022 — 2%, в 2023 — 4%. На 2020 и 2021 годы «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%, а 2022 — 8%, в 2023 — 11%. Пониженные ставки могут применять налогоплатльщики, которые:

  • в 2020 году работали на ЕНВД, включая тех, кто совмещал его с УСН;
  • в 2019 году торговали в розницу меховой одеждой на ЕНВД, включая тех, кто совмещал ЕНВД и УСН.

Льгота определяется по основному виду деятельности из госреестра по состоянию на 1 января 2020 года.

Если имеете право на несколько льгот одновеременно, можно выбрать любую из них

🧾 Для отдельных видов деятельности на 2020 год УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Основной ОКВЭД должен быть в реестре ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 28 марта 2020 года

🧾 Для всех УСН « Доходы » — 4%. Пониженная ставка действует с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года

🧾 На 2020 год УСН «Доходы минус расходы» — 8%, если выполняются условия:

На 2020 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

На 2021 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в региональном законе.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в местном законе. Доля доходов от этих видов деятельности должна быть не менее 70%

Для пострадавших УСН «‎Доходы» — 3%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%

Не менее 70% доходов должно приходиться на ОКВЭДы из постановления правительства РФ № 434.

🧾 Для отдельных видов деятльности на 2020 год УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона. На них должно приходится не менее 70% доходов

В 2020 году потенциально возможный доход не индексируется на коэффициент-дефлятор

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона. На них должно приходится не менее 70% доходов.

Налогоплательщик не должен находится в процессе ликвидации или банкротства

🧾 Для всех с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 года УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 6%.

🧾 Для всех с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 года УСН «Доходы»‎ — 3%.

🧾 УСН «‎Доходы»‎ — 1% при условии раздельного учёта доходов для ОКВЭДов:

  • 26 — производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
  • 62 — разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • 63 — деятельность в области информационных технологий;
  • 72 — научные исследования и разработки.

🧾 Для ИП и ООО, работающих в сфере социального предпринимательства, при условии раздельного учёта УСН «‎Доходы»‎ — 1%

Для ИП, впервые зарегистрированных после 1 января 2020 года, ставка — 0%. Список видов деятельности — в региональном законе.

Для пострадавшего малого и среднего бизнеса УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — в перечне, утверждённом правительством Кабардино-Балкарской Республики

🧾 Для ОКВЭДов из регионального закона УСН «‎Доходы»‎ — 1% при условии, что на них приходится не менее 70% выручки.

🧾 Для ОКВЭДов из регионального списка «‎Доходы минус расходы»‎ — 5% при условии, что на них приходится не менее 70% выручки

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из постановления правительства Калужской области от 15.06.2020 № 464

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «Доходы минус расходы» — 5%.

🧾 Для отдельных видов деятельности в 2020 году УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Льгота определяется по основному или дополнительному ОКВЭДу из ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года. Если ОКВЭДы дополнительные, на них должно приходится не менее 50% выручки. Нужно вести раздельный учёт доходов (и расходов). Для некоторых видов деятельности есть дополнительное условие — сохранение 90% штата относительно 1 марта 2020 года

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из перечня в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для определённых видов деятельности на патенте в два раза снижен потцениально возможный доход

🧾 Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%. Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Условия для работодателей:

  • Среднесписочная численность сотрудников в 2020 должна составлять не меньше 90% от таковой в 2019 году или снижена не более чем на одного человека за тот же период.
  • Среднемесячная зарплата сотрудников в 2020 году — не ниже полуторного федерального МРОТ.

🧾 УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%. Льгота для тех, кто торгует обязательными к маркировке товарами: обувью и лекарствами. Они должны составлять не менее 70% дохода.

Для всех УСН «Доходы» — 3%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 года

Для пострадавших УСН «Доходы» — 2%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из перечня в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года. Доход от этого вида деятельности должен быть не менее 70%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список пострадавших ОКВЭДов — в приложении к местному закону. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% выручки за 2020 год должно приходиться на эти виды деятельности

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона

Для всех снижен потенциально возможный доход.

Для пострадавших потенциально возможный доход — 50 000 рублей

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Условия для применения льготной ставки:

  • не менее 70% доходов по итогам предыдущего года должно приходится на эти ОКВЭДы;
  • основной ОКВЭД должен быть включён в реестр МСП по состоянию на 1 марта 2020 года;
  • в инспекцию предоставлены КУДиР и расчёт доли доходов от каждого вида деятельности.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2020 года

Для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 года

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из перечня, утверждённого указом губернатора Новгородской области. Доход от этих видов деятельности должен составлять не менее 70%.

🧾 С 2021 года для ИП, впервые зарегистрированных на территории Оренбургской области, УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%. Список ОКВЭДов — в приложении к региональному закону. Срок — в течение двух налоговых периодов

УСН «‎Доходы»‎ — 4,5%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 11%. Льготные ставки действуют:

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу. Список видов деятельности — в региональном законе

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в региональных законах

Для отдельных видов деятельности потенциально возможный доход — 16,67 рублей.


Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «Доходы минус расходы» — 5%.

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020. Список видов деятельности — в региональных законах.

Для пострадавших снижение потенциально возможного дохода на 90%

Для пострадавших УСН «‎Доходы» — 1%, «‎Доходы минус расходы» — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Для ОКВЭДов 55 и 79 в 2020 году УСН «‎Доходы» — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы» — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в приложении к региональному закону.

Среднемесячная зарплата сотрудников за 2020 год должна быть не ниже МРОТ в Санкт-Петербурге

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности

Для определённых видов деятельности потенциально возможный доход снижен в 2 раза

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. На них должно приходиться не менее 70% доходов

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% выручки за 2020 год должно приходиться на эти виды деятельности

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Список видов деятельности — в региональных законах. Не менее 70% доходов должно приходится на эти виды деятельности.

Для организаций дополнительное условие: сохранить численность штата не меньше 90% и заработную плату не меньше 50%. Зарплату сравнивают со средними значениями по Свердовской области

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по списку видов деятельности из постановления правительства № 434 . Доход от этих ОКВЭДов должен составлять не менее 70%. Бизнес должен быть в реестре МСП на 1 января 2021 года

Для пострадавших на 2020 год УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по списку видов деятельности из постановления правительства № 434. Доход от этих ОКВЭДов должен составлять не менее 80%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2 или 4%, зависит от ОКВЭДа. УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7 или 10%.

Список видов деятельности — в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. Доход от них должен составлять не менее 70%

Для пострадавших снижен потенциально возможный доход

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7%.

Список видов деятельности — в региональных законах

Для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%

Для всех ИП на патентной системе налогообложения потенциально возможный доход в 2020 году — 16,66 рублей.

Для отдельных видов деятельности снижен потенциально возможный доход на 2021 год

На 2020 год для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

На 2021 год для всех УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7%.

На 2020 год на патентной системе потенциально возможный доход — 16,67 рублей

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в местном законе. Доход по этим видам деятельности должен быть не менее 70%.

🧾 В 2020 году для отдельных видов деятельности УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 8%.

На эти ОКВЭДы должно приходиться не менее 80% дохода

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из регионального закона. Бизнес должен быть включён в реестр МСП

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. На них должно приходится не менее 70% доходов

Для пострадавших уменьшение потенциально возможного дохода до 17 рублей.

Список видов деятельности — в приложении к закону

  • налогоплательщиков, у которых нет задолженности на 1 января 2021 года;
  • размер среднемесячной зарплаты за 2020 год составляет не менее полутора МРОТ в расчёте на одного работника.

Для отдельных видов деятельности УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Список видов деятельности — в региональном законе. Выручка от этих ОКВЭДов должна составлять не менее 70% от всего дохода за 2019 год или 50% от дохода за 2020 год

В таблицу вошли субъекты Федерации, где законы уже приняты и опубликованы. Если не нашли свой регион, возвращайтесь в статью позже.

Если заметили неточность в таблице или знаете о дополнительных мерах поддержки, напишите в комментариях. Это поможет другим предпринимателям сэкономить на налогах.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба подходит ИП и ООО. Сервис подготовит налоговую декларацию, рассчитает налог и уменьшит его на страховые взносы.

Поменяются ли ставки в Эльбе автоматически

Мы изменим ставки по УСН автоматически для тех регионов, где изменения касаются всех без исключения.

Если в вашем регионе налог снижен только для пострадавших, поменять ставку в сервисе нужно самостоятельно. Для этого перейдите в Реквизиты → Система налогообложения → УСН → Ставка налога.

Общие правила налогообложения

Система налогообложения в РФ действует на трех уровнях – федеральные, региональные и местные налоги. Транспортный налог отнесен к компетенции субъектов РФ, чьи исполнительные и законодательные органы вправе:

  1. вводить транспортный налог на своей территории, либо отменять его на определенный срок;
  2. определять порядок и сроки начисления и оплаты налога;
  3. определять ставки налоговых обязательств, в том числе с понижающими или повышающими коэффициентами;
  4. устанавливать категории плательщиков, полностью или частично освобожденных от платежей.

Указанные полномочия реализуются путем принятия региональных законов, которые вступают в силу только после обнародования.

На федеральном уровне утверждены базовые ставки транспортного налога. Полномочия субъектов РФ позволяют уменьшать или увеличивать указанные ставки не более чем в 10 раз. Для стандартных единиц автотранспорта, чья мощность не превышает 150 л.с., никаких ограничений по уменьшению ставок не предусмотрено.

Ставки и льготы в региональных законах могут менять ежегодно. Принятие такого решения зависит от экономической ситуации в регионе, состояния доходной и расходной части бюджета, размера федеральных субвенций и трансфертов. Поэтому размеры ставок и перечень льготных категорий плательщиков может существенно отличаться даже в соседних субъектах РФ.

При установлении льгот по освобождению от уплаты транспортного налога применяются следующие правила:

  • изменение в законе субъекта РФ должно быть одобрено представительным органом власти, и подлежит обнародованию в СМИ или на официальном интернет-портале;
  • изменения в налоговом законодательстве, в том числе регионального уровня, вступают в силу с начала следующего календарного года – исключение может быть установлено в нормативном акте, если положение налогоплательщиков улучшается;
  • налоговые льготы могут распространяться только на категории граждан или юридических лиц – не допускается вводить льготы в отношении конкретных субъектов.

Таким образом, если региональный законодатель предусматривает льготы и преимущества по налогообложению, они будут действовать в отношении всех плательщиков из определенной социальной группы.






Кто платит больше – новые правила для новых автомобилей 2020 -2016 г.г.

Повышение налога на дорогие авто
В 2020 году появилось новшество: на автомобили дороже 3 миллионов рублей ввели коэффициент повышения.

Сумма налога рассчитывается обычным образом, затем умножается на специальный индекс для данной марки автомобиля.

Регионы могут увеличивать установленную ставку, но не более чем в 10 раз.

В 2020 году уделено особое внимание уменьшению выбросов в атмосферу, если раньше самой главной характеристикой при начислении налоговой ставки считалась мощность мотора, то теперь важен пробег автомобиля, чем он старше, тем больше вредных выхлопов он выбрасывает в атмосферу.



Кому положены льготы на федеральном уровне

Как правило, освобождение от налоговых обязательств предусматривается в отношении социально незащищенных категорий граждан. Полное или частичное освобождение от транспортного налога может вводиться по следующим направлениям:

  1. в отношении целой социальной группы – например, ветераны боевых действий или труда, пенсионеры;
  2. в отношении категорий транспортных средств – например, с ограничением по максимальной мощности;
  3. в отношении количества единиц автотранспорта, освобожденных от уплаты налога – в большинстве случаев, региональное законодательство позволяет избежать оплаты только по одной единице ТС.

Возможно и сочетание перечисленных факторов. Например, во многих регионах пенсионеры освобождаются от налога в отношении одного автомобиля, если его мощность не превышает 115-150 л.с.

В НК РФ не указаны льготные категории граждан, однако содержится реестр транспортных средств, за которые не придется уплачивать налог:

  • лодки с использованием весельного хода, а также моторные лодки с мощностью до 5 л.с.;
  • транспортные средства, оборудованные исключительно для управления инвалидами (например, машины с ручным управлением);
  • автотранспорт, выделенный льготным и социально незащищенным категориям граждан по линии соцзащиты – в этом случае освобождение от налоговых обязательств возможно, если мощность машины не превышает 100 л.с.;
  • машины, предназначенные для выполнения функций специальных служб РФ (полиция, ФСБ и т.д.);
  • ряд иных категорий автотранспорта.

Также не придется платить налог автовладельцу, если его транспортное средство находится в угоне. Этот факт должен быть подтвержден надлежащим образом – путем подачи заявления в полицию и ГИБДД, внесения машины в розыскной реестр, направления в ИФНС уведомления о снятии налога.

Также на 2020 год действуют льготы для владельцев большегрузного транспорта, массой свыше 12 тонн, если автомобиль зарегистрирован в перечне транспортных средств взимания платы. С января 2020 года данная льгота прекратит свое действие.

Для рядовых граждан наиболее важны льготы, предоставляемые региональным законодательством. Разберем, на что могут рассчитывать автовладельцы при уплате транспортного налога в 2020 году.



Транспортный налог – что это?

Автомобиль – это быстро, комфортно, престижно. Но есть одно огромное «НО». Автомобили наносят непоправимый вред окружающей среде. Экология портится из-за выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов, дороги стираются колесами и требуют постоянного ремонта.

Чтобы компенсировать ущерб от них в России был придуман транспортный налог. До 2002 года вырученные средства тратились исключительно на обновление дорожного полотна, строительство новых связок, обновление старых участков, латание ям – поддержание в пригодном для езды состоянии.

В 2003-м система изменилась в худшую сторону: деньги владельцев транспортных средств стали направлять прямиком в бюджет регионов. С тех пор субъекты вправе сами не только устанавливать размер налога, но и свободно расходовать средства. Так, в Уфе строят больницы и детские сады, в Краснодаре ими платят зарплаты бюджетникам, в Омске тратят по старой схеме – на дороги. Но такая ситуация, скорее, исключение, чем правило.

Как же рассчитывается ненавистный платеж? Понадобятся сведения о мощности двигателя, годе выпуска и регионе регистрации. В Петербурге в 2020 году коэффициент в два раза выше, чем в Москве (24 против 12), а в Калининградской области всего 2,5 рубля за единицу лошадиных сил. В интернете существуют удобные сайты с онлайн-калькуляторами.

Кому дают льготы субъекты РФ

Каждый регион сам определяет льготные категории граждан, а их перечень может меняться ежегодно. Выделим наиболее распространенные группы льготников, полностью освобожденных от уплаты налога в большинстве субъектов РФ:

  1. пенсионеры – основанием для предоставления льготы будет являться предъявление пенсионного удостоверения (в большинстве регионов такие данные ПФР самостоятельно передает в ИФНС по каналам межведомственного обмена);
  2. Герои СССР и РФ, кавалеры Ордена Славы и ряда иных государственных наград;
  3. ветераны боевых действий – для подтверждения права на льготы представляется ветеранское удостоверение по линии МО РФ или органов соцзащиты;
  4. ветераны труда – такие граждане должны представить ветеранское удостоверение или трудовую книжку с определенной продолжительностью стажа;
  5. ветераны ВОВ, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда и иные участники войны;
  6. инвалиды – нужно учитывать, что на полное освобождение от налога могут рассчитывать только инвалиды I и II групп, тогда как III группа обычно позволяет получить только снижение ставки;
  7. многодетные семьи, если у граждан есть трое и более несовершеннолетних детей;
  8. иные категории граждан.

В нормативном акте может устанавливаться и критерий, по которому гражданин сможет получить право на полное или частичное освобождение от транспортного налога. Например, таким критерием может являться доход автовладельца, не превышающий прожиточного минимума по региону. Для подтверждения такого статуса малоимущего, нужно представить справки из налоговой службы и с места работы. Проверять уровень доходов будут органы соцзащиты, которые и вынесут решение об освобождении от налога.

Если освобождение от налоговых обязательств связано с количеством и мощностью транспортных средств, соответствующая информация будет запрошена в ГИБДД. Для расчета и освобождения от налога будет учитываться каждая единица транспорта, находящаяся в собственности плательщика. Поэтому передача или продажа автомобиля по доверенности не исключает обязанности платить налог на общих основаниях.

Освобождение от налога по мощности ТС происходит на основании данных производителя, указанных в ПТС и свидетельстве о регистрации. Если такие сведения были внесены в реестр ГИБДД с ошибками, можно лишиться права на льготу. Поэтому при получении квитанции из ИФНС нужно тщательно проверить порядок и основания расчета.

Как получить освобождение от налога

В большинстве случаев, предоставление льгот по транспортному налогу носит заявительный характер. Для этого применяются следующие правила:

  • гражданин должен получить документ, подтверждающий право на льготу – пенсионное или ветеранское удостоверение, справку МСЭК об инвалидности, и т.д.;
  • нужно подать заявление по линии соцзащиты, либо через МФЦ – если льготный статус носит временный характер, право на освобождение от налога придется подтверждать ежегодно;
  • если налоговая служба не получила сведений об освобождении от платежей, нужно своевременно обратиться за подтверждением прав на льготу – ошибочно выставленная квитанция может быть аннулирована только по заявлению гражданина.

Узнать о наличии права на льготу можно самостоятельно, либо при обращении в органы соцзащиты или ИФНС. На официальных сайтах органов власти сведения о принятых законах публикуются в открытом доступе. Аналогичная информация доступна и на сайте ИФНС. а также на информационных стендах в инспекции.

Если право на льготу нужно ежегодно подтверждать, соответствующие документы должны быть поданы до 1 октября. Например, такая обязанность может устанавливаться для инвалидов III группы, для которых справка МСЭК периодически продлевается после медосвидетельствования. Несвоевременное представление документов автоматически лишает права на льготу. Регистры льготных категорий граждан ведутся и ежегодно обновляются органами соцзащиты региона.

Освобождение от платы транспортного налога распространяется только на самого собственника автомобиля или иного вида ТС. Если у члена семьи или иного родственника есть в собственности транспорт, он может рассчитывать только на собственные льготы и преимущества. Также льгота не передается по наследству, однако вдовы ветеранов могут рассчитывать на ее сохранение, если такое правило указано в законе субъекта РФ.

Налоговые льготы на транспортный налог: где искать перечень

Транспортный налог (ТН) — налог региональный, поэтому НК РФ задает только общие рамки налогообложения. Особенности же уплаты могут устанавливать органы власти субъекта РФ своими законами. В том числе они вправе вводить налоговые льготы по транспортному налогу и определять основания для их использования налогоплательщиками — об этом прямо сказано в ст. 356 НК РФ.

Подводя итоги

Возможность освобождения от транспортного налога можно рассмотреть индивидуально в каждом отдельном случае. Все зависит от принятого в регионе проживания законодательства относительно транспортного налога.

Информация относительно законодательства представлена вниманию на сайтах, которые принадлежат к органам власти и налоговой инспекции.

Кто освобождается от уплаты транспортного налога в моем городе

Узнать, кто не обязан платить автоналог в вашем городе, вы можете в законе об автоналоге вашего региона или же на нашем сайте. Чтобы быстро посмотреть льготы по ТН, выберите из списка регионов ниже ваш. Откроется новая страница, на ней перейдите к разделу “Налоговые льготы”. В таблице будет представлен полный список льготников вашего города и условия, на которых предоставляется льгота.

Читайте также: