Объектами подлежащими обложению транспортным налогом являются мотоцикл с объемом двигателя 40 куб

Опубликовано: 13.05.2024

Каждый владелец мототехники передвижения обязан уплачивать транспортный налог на мотоцикл, он относится к обязательным платежам в бюджет. И если для автомобилистов информации в разных источниках предостаточно, то владельцев мотоциклов обделили, и многие не знают, что и они также обязаны уплачивать транспортный налог на мотоцикл в 2017.

Что должен знать любой мотоциклист?

К сведению владельцев мототехники: налог на мотоцикл — это региональное налогообложение, и каждый субъект Федерации вправе его повысить или понизить, внести свой список льготных категорий, на которые могут распространяться и льготные ставки или полная отмена уплаты налога в 2017 году.

Налогоплательщиком можно признать каждого владельца, на которого зарегистрирован мотоцикл, именно ему вменяется в обязанность по уплате налога на транспортное средство.

Местный налоговый орган сверяет данные о владельцах с данными о регистрации транспортных средств в ГИБДД, и на этом основании все владельцы техники получат уведомления в 2017 году не позднее апреля месяца. Срок уплаты увеличен, если ранее необходимо было оплатить до 1.07. следующего за расчетным периодом, то в новой редакции можно растянуть оплату до октября месяца, следующего за конкретным налоговым периодом.

А после получения уведомления от налоговиков, следует не затягивать оплату, чтобы вам не насчитали пени или штрафные санкции.

Ставки и расчеты налоговой базы

Основные параметры налога на мототехнику установлены Налоговым законодательством, но, как уже говорилось, она может меняться каждым региональным органом власти в ту или иную сторону, причем не менее чем в десятикратном размере. Сами ставки зависят от показателя мощности двигателя мотоцикла, номинальный размер выглядит так (все расчеты ведутся в рублевом эквиваленте):

  • Маломощная техника с двигателем не более 20 л. с – 1 рубль за единицу мощности.
  • От 20 до 35 – по 2 руб.
  • Сверх 35 – по ставке 5 руб.

В эту категорию также включены техника, именуемая мотовездеходами (квадроциклы либо трициклы), легкие спортивные модели или другая мототехника с подобными показателями мощности двигателя.

Для всех физических лиц подсчетами занимается налоговая инспекция, но вот юридические обязаны делать это самостоятельно. Для любознательности или проверки правильности выставленных счетов, предлагает формулу, по которой просчитывается уплата налога:

  • Итоговая сумма равна произведению кол-ва лошадиных сил, в котором измеряется мощность, на кол-во месяцев, в течение которых владелец пользуется техникой.
  • Пример. Мотоцикл был куплен в ноябре, срок владения – 3 м., мощность можно узнать из сопроводительной документации, например, у мото Yamaha YZF-R6 она равна 123,7, умножаем на 3, получается итоговая сумма в 372 рубля (все неполные значения округляются в большую сторону).

К этой же категории относят и квадроциклы, и за него также придется уплатить государству.

Но вначале его необходимо зарегистрировать в подразделении ГИБДД, и поставить на учет, иначе за езду на вездеходе могут оштрафовать, а то и вовсе конфиксировать до момента устранения всех противоречий с Законом. Для них. А также квадроциклов, создано специальное подразделение в Ростехнадзоре, где его идентифицируют и осмотрят на предмет пригодности к требованиям по техническому состоянию, выдадут регистрационные номера, тех талон и сертификат соответствия российским стандартам.

Для Москвы и московского региона ставка налогообложения составляет 25 руб. за единицу мощности, все что выше облагается по 50 рублей за единицу.

Что касается снегоходов, то и они приравнены к механическим средствам передвижения, методика постановки на налоговый учет аналогична постановке квадроциклов, данные о наличии у вас техники автоматически будут переданы в налоговую инспекцию.

Ставка налога зависит от показателя лошадиных сил двигателя, и может варьироваться от 25 до 50 за единицу мощности. Также ка и для остальных видов автотранспортных средств, следует отдать долг государству до 1.10 следующего года за расчетным периодом.

Обращаем внимание на дату оплаты. Все налогоплательщики, а не только владельцы автотранспортных и мотосредств, уплачивают налог, что называется задним числом, то есть на следующий год после приобретения.

Это касается и транспорта, которое продано еще в этом году, ведь вы им все-таки владели какое-то время, поэтому налог следует уплатить исходя из количества фактических месяцев владения. Например, вы продали свой транспорт в мае, то есть вы им владели 4 календарных месяца, вот их и следует учитывать при расчете итоговой суммы причитающегося с вас налогообложения.

Для более точного расчета налога на мотоцикл, можете обратиться за бесплатной консультацией юриста онлайн:

Штраф за езду на незарегистрированной мототехнике

Чем подтверждается регистрация транспорта в налоговой инспекции? Выданными органами МВД регистрационными номерами. Это не только ваш идентификатор как участника дорожного движения, но и как налогоплательщика транспортного налога. Поэтому если вас остановили за езду без номеров, не удивляйтесь, если на вас наложат штрафные санкции. На первый раз сумма может быть в размере от 500 до 800 рублей, но за повторное нарушение предусмотрено ужесточение, вплоть до конфискации имущества.

Кого могут освободить от налогообложения?

Некоторые категории граждан могут быть освобождены на уплаты, к ним относятся:

  • любой из родителей ребенка, признанного инвалидом;
  • сами инвалиды;
  • один из многодетных родителей, у кого на иждивении не менее 3-х несовершеннолетних детей;
  • люди пенсионного возраста;
  • любой из родителей, у кого на иждивении находятся малолетние дети.

Всю подробную информацию можно узнать в местном отделении инспекции по налогам, обычно все сведения доступны на стендах.

Юридические лица также могут иметь льготы, но только при условии, что они владеют экологически безопасным мототранспортом, что должно быть отражено в документах о регистрации или в свидетельстве о постановке на учет в ГИБДД.

Оплата транспортного налога в Российской Федерации обязательна для всех граждан и юридических лиц, владеющих транспортными средствами, перечень которых внесен в ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Нужно ли оплачивать транспортный налог на мотоцикл

В обществе распространено мнение, что мототехника является особенной категорией транспорта, за которую платить в казну не нужно. Эта точка зрения ошибочная: отдельных льгот для мотоциклов не предусмотрено.

Важно отметить: объектом налогообложения является только техника, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ.

Например, не придется платить за транспортное средство, находящееся в розыске по причине кражи. В остальных же случаях выплаты необходимо произвести в установленном порядке.

В том случае, если собственник мотоцикла не оплатит налог в установленный региональным законом срок, ФНС инициирует процедуру принудительного взыскания. Тогда оплатить придется еще и штрафы.

Пени начисляют за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, от суммы задолженности.

Ставка транспортного налога на мототехнику

Сумма налога, уплачиваемая владельцем транспортного средства, определяется законодательными актами, принятыми на региональном уровне. Исходя из ст. 361 НК РФ, налоговая ставка на мотоциклы и мотороллеры колеблется в пределах 1 — 5 рублей с каждой лошадиной силы. Та же статья указывает, что регионы имеют право увеличивать базовую ставку, но не более чем в 10 раз.

Региональные законодательные органы также имеют право устанавливать дифференцированные схемы расчета суммы налога: в зависимости от срока службы ТС, экологического класса.

Чтобы рассчитать сумму налога, владелец мотоцикла может воспользоваться формулой:

Мощность двигателя (л.с.) X Региональная налоговая ставка X Срок владения транспортным средством = Сумма к уплате

Несколько замечаний:

  • Если региональное законодательство не устанавливает налоговую ставку, применяются указанные в ст. 361 НК РФ.
  • Если срок владения мотоциклом менее 1 года, значение рассчитывается как соотношение количества месяцев с момента регистрации к 12 (например, если гражданин зарегистрировал ТС в августе, то коэффициент считаем так: 6/12 = 0,5).
  • В формулу могут включаться региональные повышающие и понижающие коэффициенты, узнать о которых можно на сайте ФНС.
  • Учитываются только целые месяцы владения.

Кто может не платить налог на мотоцикл?

Ряд категорий граждан и юридических лиц освобождаются от уплаты налога, либо имеют право на снижение суммы.

В том случае, если гражданин претендует на получение льготы, он должен обратиться в ФНС с соответствующим заявлением. Также, при возможности, стоит приложить к заявлению документы, подтверждающие факт возникновения права.

Если в налоговом органе отсутствует информация о принадлежности налогоплательщика к льготной категории, сведения об этом будут запрошены у лиц и организаций, располагающих соответствующей информацией.

Льготные категории плательщиков определяются также законодательством конкретного региона. Как правило, в эти списки включаются граждане, получившие статус героев РФ и СССР, а также инвалиды войны, участники боевых действий, опекуны детей-инвалидов и инвалидов детства, пострадавшие от лучевой болезни граждане.

Пример категории, которой льготы положены не во всех субъектах Федерации — многодетные семьи.

Как и когда оплачивать транспортный налог на мотоцикл

Срок уплаты транспортного налога регламентируется законами субъектов государства. Однако оплата не может быть произведена позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Для налогоплательщиков организаций же устанавливается обязанность в течение года вносить авансовые платежи, а окончательный расчет производить по нормам п.2 ст. 362 НК РФ.

Оплата производится на основании налогового уведомления, направляемого по адресу регистрации гражданина. Кроме того, соответствующая информация отражается в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Если уведомление не поступило, налогоплательщик не освобождается от необходимости уплаты налога. Гражданин или представитель юридического лица обязан производить своевременную оплату самостоятельно, без запросов от налогового органа.

Оплату можно произвести как путем перечисления средств на указанные реквизиты через банковскую организацию, платежные сервисы, а также через сайты Госуслуги и nalog.ru.

В том случае, если плательщик в предыдущие отчетные периоды вносил суммы большие, чем требовались, он имеет право распорядиться ими по своему усмотрению: осуществить возврат или зачесть в следующий платеж. Переплата может возникать также вследствие перерасчета.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности автотранспортные средства (грузовые автомобили и прицепы фирмы Scania). Имеется приказ по предприятию, что данный автотранспорт может быть задействован только для перевозки кормов (сыпучих грузов и животных). В ПТС не указано, что транспорт является спецавтотранспортом.
Можно ли получить льготу по транспортному налогу на 2020 год?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении транспортных средств, указанных в вопросе, организация должна уплачивать транспортный налог.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Соответственно, перечисленные в вопросе транспортные средства, зарегистрированные на организацию в органах Гостехнадзора, признаются объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-05-05-04/4368, постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).
Подпункт 2 ст. 358 НК РФ выводит из-под объекта налогообложения зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей*(1) и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства:
- тракторы;
- самоходные комбайны всех марок;
- специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). Из данного порядка следует, что вопросы определения категорий и типов транспортных средств относятся к компетенции соответствующих регистрирующих органов (в данном случае - ГИБДД, смотрите п. 2 Постановления N 938).
Документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является ПТС, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Форма ПТС утверждена совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (Приложение 2), этим же документом утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Приложение 1) (далее - Положение о ПТС).
Пунктом 1.5 Положения о ПТС определено, что наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. Согласно пункту 3.3 Положения о ПТС в паспорте самоходных машин и других видов техники в строке "Наименование и марка машины" указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик).
Основываясь на данных нормах, контролирующие органы разъясняют, что транспортные средства, в паспортах которых по строке "Наименование и марка машины" указаны наименования, не входящие в перечень транспортных средств, указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, несмотря на их фактическое использование в сельскохозяйственных целях. Смотрите, например, письмо ФНС России от 10.08.2018 N ПА-4-21/15541@, письмо Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111.
Здесь возникает вопрос, что именно должно указываться в ПТС в случае, если речь идет о специальных машинах. В пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в скобках к этому термину приведен перечень наименований транспортных средств: молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.
В арбитражной практике имеют место решения, в которых судьи считают, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым (постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009, определение ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2570/10). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009 говорится, что норма пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является бланкетной и отсылает в определении объектов, освобождаемых от налогообложения, к другим нормативным актам. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1, например, упоминается следующее: перечисление законодателем в скобках за словосочетанием "специальные машины" - молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания не свидетельствует о закрытом перечне транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку лишь указывает на примерное отношение специализированных автомашин.
Вместе с тем ряд судей придерживается иной точки зрения (постановления Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1). Так, в постановлении Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008 было указано, что перечень в п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является закрытым, не поддается расширительному толкования, спорные транспортные средства (экскаватор и экскаватор-погрузчик) в перечне отсутствуют.
Если исходить из первой точки зрения о том, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым, то необходимо учитывать следующее.
В силу п. 27 Положения о ПТС в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается тип транспортного средства. При этом предусмотрено, что под типом транспортного средства понимается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В настоящее время в нашей стране используется отраслевая норма ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 "О направлении Методических рекомендаций").
Согласно п. 27 ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении транспортных средств обозначает тип (вид автомобиля):
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное транспортное средство.
Минфин России, говоря о возможности применения п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, также ссылается на ОН 025 270-66. Так, в письме от 10.12.2013 N 03-05-06-04/5411 со ссылкой на ОН 025 270-66 сделан вывод о том, что в том случае, если тип используемой для сельскохозяйственных работ автомашины не относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на него не распространяются.
Подобная точка зрения присутствует и в судебных решениях. Так в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 суд указал, что грузовые автомашины, которые не являются специальными, а лишь используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, являются объектами налогообложения по транспортному налогу в порядке п. 1 ст. 358 НК РФ. Если закон субъекта Российской Федерации не освобождает от уплаты транспортного налога вышеуказанные грузовые автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, то налогоплательщик не вправе исключать из налоговой базы спорные транспортные средства. Отметим, что статьей 3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" льгота в отношении указанных в вопросе ТС не предусмотрена. Хотя в других регионах подобное льготирование имеет место. Например, в постановлении Третьего ААС суда от 21.11.2019 N 03АП-6055/19 упомянуто об установленной п. 4 ст. 7 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 N 66 "О транспортном налоге" льготе для сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет не менее 70 процентов, - в отношении грузовых автомобилей.
Однако в судебной практике существует и иная позиция: отсутствие в техническом паспорте транспортного средства указания, что данное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не является основанием для неприменения льготы, предусмотренной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 N Ф04-1701/2007(32783-А46-40), а также ФАС Уральского округа от 05.11.2009 N Ф09-2237/09-С2 и от 10.06.2008 N Ф09-4144/08-С2). Заметим, что указанные судебные акты приняты достаточно давно и не относятся к принятым в последнее время.
Существуют также положительные примеры материалов арбитражной практики, в которых судьи в отношении ТС, не поименованных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (экскаваторов и погрузчиков, которые, хотя и не относятся к сельскохозяйственным самоходным машинам, в соответствии со своей категорией предназначены для использования по иному назначению), но использовались сельскохозяйственным товаропроизводителем при производстве сельскохозяйственной продукции (постановления АС Центрального округа от 05.11.2015 N Ф10-3676/15 по делу N А48-2629/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 N А74-165/2007-Ф02-5120/2007, Семнадцатого ААС от 16.04.2012 N 17АП-2557/12).
В письмах Минфина России от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541 сообщалось, что основными критериями непризнания объектом налогообложения транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя и использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Но далее делался вывод, что при соблюдении вышеназванных условий транспортные средства, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.
В рассматриваемом случае организация использует в сельскохозяйственной деятельности грузовые автомобили и прицепы, данные транспортные средства, не относятся к специальным. В связи с этим полагаем, что в данном случае у организации отсутствует возможность для применения положений пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Транспортный налог следует уплачивать на общих основаниях.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
- Вопрос: В собственности организации (сельхозтоваропроизводитель) имеются погрузчик Manitou колесный, экскаватор-погрузчик Komatsu колесный, автогрейдер пневмоколесный. За регистрацию отвечает Ростехнадзор. Указанная техника зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Она также используется и в других видах деятельности. Необходимо ли уплачивать транспортный налог за указанные транспортные средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" в главе 28 НК РФ не определен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Представители Минфина России в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ рекомендуют руководствоваться определением сельскохозяйственного товаропроизводителя, данным в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) (письма от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05, от 28.07.2008 N 03-05-04-04/07, от 14.07.2008 N 03-11-04/1/13 и др.) или в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ) (письма Минфина России от 19.01.2017 N 03-05-06-04/2135, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
В соответствии со ст. 1 Закона N 193-ФЗ сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Некоторые владельцы мотоциклов ошибочно полагают, что их транспортное средство не подлежит налогообложению, так как дорогу почти не портит и используется во многих регионах сезонно. Это мнение частично опирается на неоднократные расплывчатые обещания правительства отменить или трансформировать дорожный сбор. Бесспорно одно – транспортный налог на мотоцикл в 2019 году платить придется. Уже в уходящем году владельцы мотороллеров и мотоциклов получат квитанции, оплату по которым необходимо произвести вовремя.

Как узнать транспортный налог на мотоцикл

Мототехника, как и многие другие виды транспорта, облагается обязательным сбором, установленным государством. Однако налоговые ставки каждый субъект Федерации определяет сам, поэтому и суммы, которые должны платить хозяева байков, зависят от региона регистрации.

Если вы недавно приобрели мотоцикл, то специально посещать налоговую службу нет необходимости. ГИБДД позаботится о том, чтобы все необходимые данные о вашем двухколесном друге поступили туда вовремя.

Бывалые байкеры заранее думают о том, как узнать налог на мотоцикл вовремя и не просрочить обязательный платеж.

Когда платить

Дорожный налог на мотоцикл, который находится в эксплуатации дольше 12 месяцев, надо оплатить до 1 декабря следующего года.

Если в установленный законом период транспортный налог в казну не поступит, собственник мотосредства будет наказан.

Как рассчитать

Среди мототехники, покоряющей дороги РФ, очень много любимых россиянами «японцев». Большинство популярных родстеров из соображений экономии выпускаются «четырехсотками», так как налоги в Японии резко увеличиваются с ростом кубатуры двигателя. Многие отечественные байкеры поэтому задаются вопросом, какой же налог на мотоцикл объемом 400 кубов им придется платить, если его средняя мощность составляет 59 л. с.

Рассчитать налог на мотоцикл в 2019 году поможет таблица, где приведены базовые налоговые ставки, законодательно определяемые в каждом регионе отдельно на основе мощности двигателя в пересчете на 1 л. с. В 2019 г. в качестве базы будут применяться следующие ставки (согласно ст. 361 НК РФ):

Сюда включены все без исключения виды мототехники: мотороллеры, мопеды, мотоциклы, квадроциклы. Регионам дано право указанные ставки изменять, но не более, чем в 5 раз в любую сторону. Региональные власти могут устанавливать и собственную дифференциацию по категориям мототехники и срокам их эксплуатации.

Получив уведомления и квитанцию от налоговой, поторопитесь уплатить требуемую сумму, чтобы не накапливать задолженность. Для удобства налогоплательщиков разрешены как безналичная оплата, так и расчеты наличными – больше об этом читайте в разделе «Как оплатить транспортный налог».

Формула для расчета

Если величина налогового сбора, указанная в квитанции, вызывает у вас какие-то сомнения, вы вполне можете пересчитать ее самостоятельно. В основу расчетов размера налога, подлежащего уплате, положена стандартная формула, включающая следующие параметры:

  • вид транспорта;
  • мощность двигателя в л.с. по ПТС;
  • расчетный год;
  • число месяцев в расчетном году, в течение которых лицо владело мотоциклом.

Действующая сегодня формула выглядит следующим образом:

ТН = Мд * Сн * П * Кв, где:

  • ТН — сумма транспортного налога в руб.;
  • Мд — мощность двигателя, л. с;
  • Сн — ставка налога для конкретного региона, руб.;
  • П — период, за который платится налог (обычно – год);
  • Кв — коэффициент фактического владения мотоциклом.

Полученную сумму округляют до целого числа согласно математическим правилам.

Распространяются ли льготы на мотоцикл

Точные сведения о том, какие существуют льготы для хозяев разных видов мототехники, можно получить в отделении фискальной службы по месту проживания или на официальном сайте региональной налоговой инспекции. В большинстве регионов на льготы могут рассчитывать:

  • пенсионеры;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • герои РФ и Советского Союза;
  • лица с инвалидностью и участники боевых действий, если они предъявят соответствующие документы.

Что грозит за неуплату

В случае несвоевременной уплаты налога или отказа от налоговых выплат хозяин мотосредства получит уведомление из фискальной службы с требованием уплатить положенное в указанные сроки. При повторной неуплате его ждет вызов в суд. Зачастую рассылаемые налоговой инспекцией квитанции задерживаются или теряются, но это не отменяет необходимости выполнять свои финансовые обязательства в срок. Минимальная сумма штрафа за просрочку платежей составляет 1000 руб.

Кроме того, неуплата налогов неминуемо испортит кредитную историю и в будущем у нерадивого собственника мотоцикла могут возникнуть проблемы с оформлением кредитов, получением займов, выездом за границу.

Таким образом, подводя итоги прошлого года, можно утверждать почти наверняка, что транспортные налоги на мотоциклы любой мощности в 2019 году отменены не будут. Наоборот, правительство неустанно совершенствует налоговые правила, собираясь сделать использование старой неэкологичной мототехники еще более затратным и невыгодным.

Как рассчитать транспортный налог: Видео

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


НК РФ содержит льготы для транспорта, который используется в сельском хозяйстве. Существуют определенные условия для того, чтобы сельскохозяйственное предприятие могло применять эту льготу.

По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектами обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности:

  • тракторы (кроме мотоблоков);
  • самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД;
  • номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.

Надо проверить документы на технику

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее — Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении [1] . В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой-либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС — в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 — легковой автомобиль, 7 — фургоны, 9 — специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике — по-другому

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС.

Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09-С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009 [2] ).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

В Постановлении ФАС ЦО [3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован.

При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства [4] .

Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции [5] .

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193-ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03-05-05-04/08 [6] . Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 №Ф04-5171/2016 по делу №А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу №А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [7] , и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

О применении унифицированных форм

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) [8] .

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивает сейчас и налоговая.

О заполнении декларации

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложенияпо ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу [9] (далее — Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 — 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 — данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
к Порядку. В данном случае это коды 530-01 (тракторы сельскохозяйственные), 530-03 (самоходные комбайны), 590-15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

Читайте также: