Налог на автомобили в флориде

Опубликовано: 01.05.2024

В Соединенных Штатах, автомобиль неотъемлемая и совершенно необходимая часть повседневной жизни. Вся инфраструктура пригородов и небольших городков, где и проживает основная часть американцев, выстроена с учетом того, что у каждого жителя есть своя машина. Здесь крайне редко, разве что в центре большого города, можно встретить что‑то вроде российского гастронома или «магазина у остановки». Основные торговые центры – моллы, цены в которых значительно ниже, чем в городских магазинах, расположены на окраине или вообще за городом, в расчете на «моторизованных» покупателей.

Отличается и структура общественного транспорта. Там где есть автобусные маршруты, они, как правило, работают четко и по расписанию, однако проезд стоит недешево, а интервалы в движении могут быть весьма значительными. Общественным транспортом пользуются самые бедные слои населения, здесь нельзя исключить вероятность поездки в не самой приятной компании, особенно в вечернее время. Таким образом, покупка автомобиля становится насущной необходимостью, если вы приехали в Америку не туристом, на пару недель, а на сколь-либо длительное время.

Американцы и их автомобили

Отношение американцев к автомобилям, в основном, сугубо практичное, можно даже сказать – потребительское. Хотя выражение «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» придумали не в Штатах, оно как нельзя более точно определяет положение дел. К машине относятся примерно так же, как к холодильнику или телевизору – без особого трепета или обожания. Общую массу составляют машины средней размерности, и среднего же возраста – новинки не появляются сразу и в большом количестве, но и развалюху встретишь крайне редко. Хотя на улицах мегаполисов бывает тесновато, не пользуются популярностью микролитражки. Очевидно, любовь американцев к большим автомобилям еще дает о себе знать, хотя движение в сторону уменьшения габаритов все же чувствуется.

Выбирая свой первый американский автомобиль, лучше ориентироваться на что-то среднее, распространенное в данной местности. Не стоит пускать пыль в глаза соседям, или пытаться проявить свою яркую индивидуальность, покупая машину, которая вам явно не по карману – это будет воспринято, в лучшем случае, с юмором. Однако не стоит и проявлять излишнюю скупость. Слишком старая или сильно потрепанная машина не только будет тянуть у вас деньги на ремонты (они недешевы), но и понизит ваш социальный статус в глазах соседей и знакомых.

Краткий обзор авторынка

Покупка нового автомобиля не представляет труда, достаточно выбрать подходящую марку и обратиться к официальному дилеру, и вуаля – вы владелец новой машины, а все хлопоты по оформлению документов возьмет на себя автосалон (за ваши деньги, естественно). Для покупки потребуется только подтверждение адреса, для чего подойдут счета за электричество, интернет или письма из банка на указанный адрес. Обязательно надо оформить страховку, ездить без которой нельзя. Застраховаться можно через интернет или в офисе страховой компании, займет это совсем немного времени.

Купив авто с пробегом, можно хорошо сэкономить, причем, при покупке машины у дилера хлопот будет не намного больше. Вариантов тут несколько:

  • Официальные дилеры марок, продающие б/у машины с проведенной диагностикой, предпродажной подготовкой и гарантией – практически беспроблемный способ покупки.
  • Автосалоны подержанных автомобилей, предлагающие авто с пробегом по системе «как есть», где ответственность за состояние выбранного автомобиля лежит уже на покупателе – дешевле и не намного хлопотнее.
  • Покупка у частного лица, через специализированные площадки (www.cars.com, carsforsale.com), или сайт бесплатных объявлений (например, www.craigslist.org) – самый дешевый, но относительно рискованный вариант.

Проверить историю приобретаемого транспортного средства можно через правительственный сайт www.vehiclehistory.gov или любой из множества сервисов, предлагающих проверку по VIN, а сориентироваться по средней по рынку цене ненового авто – сервисы www.kbb.com или http://www.blackbook.com.

Оформление покупки и регистрация

Правила оформления покупки могут несколько отличаться в разных штатах. Если нет знакомых, к которым можно обратиться за консультацией, уточнить все нюансы можно на сайте местного DMV (Department of Motor Vehicles – департамент транспортных средств). В целом, при покупке с рук, процедура выглядит так: вы, вместе со старым владельцем автомобиля заполняете необходимые поля сертификата транспортного средства (там указываются, кроме прочего, пробег на момент продажи и сумма сделки), потом сертификат подписывается и разделяется на две части. Одна остается у продавца, вторая подтверждает ваше право владения приобретенным автомобилем.

С этим документом и отметкой о прохождении смог-чека (аналога техосмотра) отправляетесь в DMV (в большинстве штатов на это дается 10 дней), платите налог, примерно 10% стоимости, и готово – автомобиль зарегистрирован. Сразу выдаются временные документы, а оригиналы придут по почте на указанный при покупке адрес.

Приобретя автомобиль, надо уделить внимание особенностям местных правил дорожного движения. Они не просто отличаются от европейских, но и разнятся, хотя и несущественно, от штата к штату. Нарушения не только караются существенными штрафами, но и будут зарегистрированы в полицейских документах и могут подпортить вашу «криминальную историю». В остальном же, приобретение автомобиля поможет вам влиться в общий ритм американской жизни, и получить большую свободу действий и передвижений.


Транспортный налог в России – один из самых одиозных вопросов современной налоговой политики государства. Причина проста: россияне платят его дважды, а некоторые даже трижды. Судите сами: транспортный налог сначала отдается через акцизы на топливо – то есть мы пополняем бюджет во время каждой заправки, потом в почтовый ящик приходит ежегодный квиток, а в самом печальном случае – еще и налог на роскошь, коей автомобиль снова становится уже для многих.

Печально и даже обидно, ведь изначально планировалось транспортный налог полностью включить в стоимость горючего, а «жировочки» убрать. Будем, как в Европе: кто сколько ездит, тот столько и платит! Но вышло, как вышло – и бензин подорожал, и счет исправно требует оплаты.

Однако грозить кулаком из-за кухонного стола и клеймить кровопийц с грядки, чем мы регулярно занимаемся на протяжении без малого полутора десятков столетий, бесполезно. Ибо ответ будет один: посмотрите на соседей, они платят еще больше. Так сколько же относят в кассу те, кого нам постоянно ставят в пример? И кому стоит завидовать?

Европа – налог на выхлоп, налог на дизель, налог на старость, техосмотр

Немцы платят много налогов и сборов: 52 евро за постановку на учет, 20 евро ежегодного налога за каждый литр объема бензинового мотора и 90 евро – за каждый литр агрегата на «тяжелом топливе». Далее следует такой интересный побор как налог на выхлоп: каждый грамм CO2, вырабатываемый вашим ДВС, обойдется в 2 евро. Освобождены от уплаты лишь те, чьи машины не превышают норму в 95 грамм CO2 на сотню километров. Как вы уже догадались, это гибриды. Впрочем, за кубатуру платят и они. А вот «электрички» от подобных сборов освобождены.

Налог на выхлоп в Европе

Однако в разных странах – разные налоги. Так, в Дании транспортный налог включен в стоимость горючего и составляет примерно 25 рублей с литра, но при покупке машины нужно единовременно оплатить взнос в размере 108% от стоимости автомобиля. То есть ценник машины местные фактически оплачивают дважды!

Полиция Дании

В Великобритании главный показатель – выхлоп, а старый автомобиль может быть обложен налогом в размере 100 000 рублей, если его двигатель производит более 225 грамм CO2 на 100 км пробега. Зато владельцы электрокаров вообще освобождены от уплаты налога, а хозяева гибридов заплатят около 10 000 рублей.

Во Франции автомобили с выбросом более 212 грамм углекислого газа на 100 км пробега заплатят в бюджет по 20 000 евро, или 1,6 млн рублей. Считаете, что это удел старых авто? Разочарую: новый Mercedes AMG GLC 43 и Jaguar F-Type R заходят под эту статью, как дети в школу. Ах да, есть же еще техосмотр! Готовьте 75 евро.

А вот в Чехии, Эстонии и Литве транспортный налог платят только организации, для физических лиц он просто не предусмотрен.

США – включен в стоимость бензина

Машина в Штатах – обязательный аксессуар любой семьи, а 16-летний подросток вправе сесть за руль собственного авто. Все потому, что Америка – страна дорог, и личный автомобиль там доступен каждому. Судите сами: при покупке нужно уплатить сбор, который зависит от жадности конкретного штата, но не превышает 7%, а также постановку на учет, которая при самом «плохом» раскладе обойдется в 500 долларов, или 35 000 рублей.

Парковка у школы в США

Транспортный налог в Соединенных Штатах включен в стоимость горючего: порядка трех рублей с галлона идет в федеральный бюджет, и еще от 12 до 42 рублей – в региональный. Галлон – это 3,7 литра, если что.

Китай – номера на аукционе, дорогая постановка на учет и плата за электрокары

Рост китайского автомобильного рынка смог остановить только коронавирус, бушевавший в Поднебесной без малого полгода. До того момента как COVID-19 обрушился на нашего главного восточного соседа, количество транспортных средств в Китае росло не по дням, а по часам. Казалось, что китайцы покупают новую машину хотя бы раз в месяц. А то и чаще.

Однако стоимость обладания автомобилем, несмотря на низкие относительно российских цены на саму машину, в Китае высока. Начинается все со сбора в 10% от стоимости, который нужно заплатить при покупке. Десять процентов – это если автомобиль сделан в Китае, а вот если речь идет про импортную машину , то готовьте 40%. Далее следует ежегодный налог от 60 до 660 юаней в зависимости от вида транспортного средства. Кстати, «электрички» его тоже платят. Ну а потом начинается региональная специфика.

Авторынок в Китае

Самый острый в этом смысле город – Шанхай, финансовая столица Китая, в котором большиеденьги соседствуют с большими тратами. Например, борьба с пробками вынудила власти сократить количество выдаваемых ежемесячно автомобильных номеров до 10 000. И это в 24-миллионном городе! Кто получает госзнак? Конечно тот, кто больше предложит на аукционе! Так постановка на учет обойдется не менее 10 000 долларов США для частного лица и 200 000 долларов для юридического. Ну а если номер красивый, то ценник будет еще выше! Например, «все девятки» продали физлицу за 150 000 долларов.

Япония – парковочное место по размерам и техосмотр

Каждый второй японец обладает собственным автомобилем, тогда как в России эта цифра колеблется на отметке в 200 машин 1000 человек. Однако право на личную машину в Стране Восходящего солнца стоит невероятно дорого: несмотря на все усилия японского правительства сделать само приобретение как можно дешевле (как не вспомнить про «отрицательный кредит», который компенсируется государством), ежегодные платежи сжирают всё!

Во-первых, купить машину, не обладая парковочным местом, просто нельзя, а паркинг стоит, как квартира.

Парковочный сертификат в Японии

Более того, имеет значение и размер самого места: если оно небольшое, то приобрести кроссовер или большой седан не разрешат. Во-вторых, японский аналог ОСАГО обойдется примерно в 20 000 рублей, а годовой налог – минимум в 7000 рублей за «кейкар», крошечный автомобильчик строго заданных размеров с двигателем 0,6 литра. Каждые два года нужно проходить техосмотр, который обойдется не менее 70 000 рублей, но с каждый год будет дорожать. Чем старше машина – тем дороже.Добавляем сюда дорогой бензин и парковки, а после молимся, чтобы взгляд из центральной российской налоговой никогда не достиг Японии.

Сингапур – сертификат на автовладение, регистрация дороже машины

Вишенка на торте – Сингапур. Тут сборы на автомобиль просто чудовищные и не поддаются пониманию ни одному из простых отечественных автовладельцев. Прежде всего, нужно получить разрешающий сертификат, дающий право на обладание автомобилем в течение 10 лет. По истечении срока его можно либо продлить, либо продать автомобиль за границу. Проблема лишь в том, что «Свидетельство» разыгрывается через тендер, а количество строго ограничено самим государством, потому что, по замыслу законотворцев, число машин не должно увеличиваться более чем на 3% в год. Цены на COE, понятное дело, зашкаливают: сертификат будет стоить около 4 500 000 рублей.

Дороги в Сингапуре

Все экспортируемые автомобили облагаются обязательным налогом в 31% от стоимости, за регистрацию ТС придется заплатить 70 000 рублей физическому лицу и 350 000 – юридическому. Кроме того, при первичной регистрации нового или подержанного автомобиля нужно уплатить государству 140% рыночной стоимости машины.

Продолжать?Все дороги и парковки – только платные, литр бензина стоит более 100 рублей, техосмотр обойдется в целое состояние…

Если подвести итог всем семи кругам сингапурского автовладельческого ада, то выглядеть он будет следующим образом: Mercedes-Benz E200, который в России со всеми налогами, пошлинами, постановками на учет и страховками (полным КАСКО, замечу) обойдется в 4 500 000 рублей, в Сингапуре будет стоить порядка 14 500 000 рублей.

Федеральные налоги США

В США, как и в любой стране мира, существует своя структура налогообложения для физических и юридических лиц. В Штатах налоговая система довольно сложная, и многие её аспекты могут отличаться от налоговой системы России и стран СНГ.

Основной доход США получают от налогов, уйти от которых невозможно и не рекомендуется, так как это может повлечь за собой серьёзную административную (возможно, и уголовную) ответственность.

Федеральные налоги в США

Капитолий – американское здание правительства расположенное в Вашингтоне

Кто платит налоги в США?

Подоходный налог в США обязан платить каждый граждан и обладатель Green Card, а также различные компании и корпорации. На 2021 год размер процентной налоговой ставки в стране составляет 33-35% от общего дохода гражданина.

Ежегодно каждый гражданин или обладатель Green Card, достигший 18 лет обязан раз в год подавать налоговую декларацию в специальное учреждение, которое занимается сбором налогов в США. Платят, в основном, за недвижимость, за свой доход, а также вносят вклад в обустройство своего города/штата.

Федеральные налоги в США

Структура налоговой системы в Америке

Как рассчитать налог?

Таким образом, если ваш доход в год составляет около 20000$ (средняя годовая зарплата американца на 2018 год), вы обязаны отдавать каждый год около 6600$. Переводя на понятный для русского человека помесячный доход, мы получаем доход в 1700$ в месяц, из которого налогами облагается 561$.

Следует учитывать, что для нормального проживания в провинциальном городке требуется хотя бы 2000$. Поэтому не рекомендуется по приезду в Штаты пытаться оформлять Green Card, лучше всего первые несколько месяцев попытаться освоиться и найти хорошую работу.

Если же вы собрались открывать своё дело в США, то учтите, что подоходный налог и налог с продаж обязан платить каждый, в том числе и юридические лица. Также следует учитывать высокую конкуренцию, так как в Штатах практически половина граждан держит мелкий подсобный бизнес.

Федеральные налоги в США

Сравнительная таблица процентного соотношения мелкого бизнеса в США и России

Лучше всего пред тем как открывать своё дело, поработать на легальной основе у нескольких начинающих бизнесменов, чтобы лучше разобраться в тонкостях ведения бизнеса в этой стране. Чтобы легально начать свой бизнес и получить кредит на выгодных для вас условиях, необходимо будет оформить Green Card.

Налоги в США в 2020 году платят даже студенты со своей стипендии или другого дохода (если таковой имеется). Однако если вы являетесь студентом по обмену и не имеете Green Card или проводите в стране меньше 180 дней в году, то вы официально освобождаетесь от уплаты налога.

Налоговая система в США

На 2019 год в стране свобод имеется довольно сложная и не совсем понятная для иностранца система налогообложения граждан. Сегодня каждый американец обязан выплачивать четыре основных вида налога.

федеральный налог

Размер федерального налога по всем штатам Америки

  • Основной подоходный налог (федеральный налог). Его выплачивают все без исключения сотрудники различных компаний и корпораций, в том числе его обязаны платить из своего дохода сами работодатели. Так как на 2018 год более 90% американцев работает в различных частных фирмах, то этот налог можно назвать основным. Процентная ставка на него может изменяться в зависимости от размеров предприятия и его доходов, а также от экономической ситуации в определённом штате. Сотрудники государственных предприятий могут получать льготы или частично освобождаться от подобного налога.
  • Налог от штата и города (местный). Это скорее не совсем налог, а сборы на улучшение инфраструктуры города и штата. Однако каждый гражданин Америки обязан произвести выплаты на нужды своей малой родины. Размер налога напрямую зависит от экономической ситуации в штате, городе и стране в целом. Если вы откажетесь платить налог штату и городу, то вас могут оштрафовать.
  • Налог на недвижимость. С налогом на недвижимость сталкивались и жители нашей страны, но если у нас он составляет около 1,5-2% от стоимости недвижимости, то в Штатах нет чёткой процентной ставки. Всё опять зависит от того, находитесь ли вы в браке, имеются ли у вас дети, а также ещё зависит от штата и города проживания, от экономической ситуации в стране в целом, от вашего официального дохода. Поэтому иметь недвижимость в США может быть как выгодно, так и невыгодно.
  • Налог с продажи. Это своего рода аналог нашего НДС. Данным налогом облагается прибыль с продаж. Такой налог обязаны платить различные компании, а также граждане, покупающие определённые товары.

налог с продажи

    Карта американских штатов с указанием размера налога с продажи.

Налог с продаж

Налог с продажи обычно сразу включается в стоимость покупки.

Получается, что средняя налоговая ставка по стране составляет около 33-35% от прибыли за год (включая и налог на недвижимость, продажи и т. д). Также налоговая система США предусматривает определённые льготы для некоторых граждан. Например, если ваш доход менее 15000$ в год, то вы входите в категорию малоимущих граждан и, соответственно, платите меньше остальных – около 25% от своего дохода.

Можно ли не платить налоги в США?

Законодательство Штатов не предусматривает законы, которые разрешали бы вам на легальной основе полностью не платить налоги в государственную казну. Однако существует несколько поправок, благодаря которым можно платить меньше или вовсе не платить определённое время. Рассмотрим всё подробнее.

Например, вы находитесь в США по рабочей визе и работаете на территории этой страны более 180 дней в году, из чего выходит, что вы обязаны отдавать часть своего дохода в казну чужой страны, да и ещё и в казну своей. Таким образом, вы будете терять около 45% вашего дохода. Однако есть возможность не платить налог в казну США.

Для этого вы не должны иметь при себе Green Card, так как в таком случае вы считаетесь практически полноправным гражданином.

green card сша

Так выглядит американская green card

Итак, вы уезжаете раз в год в командировку в Штаты на 181 день. Вы сможете избежать двустороннего налога при условии, что ваш работодатель имеет на руках договор об избежание двойного налогообложения. В таком случае вы платите налоги только российской стороне (около 13% от вашей прибыли).

Как освободиться от налогов?

Однако если вы проживаете в США на легальной основе, вы можете частично освободиться от налога.

  • Если вы работаете на государственном предприятии. Но устроится работать в государственное предприятие (в любое) бывает довольно сложно для среднестатистического иммигранта.
  • Если отслужили в армии США. Однако при наборе на военную службу кандидаты проходят жёсткий отбор, так как в самих Штатах служба в армии считается довольно престижной.
  • Если имеете серьёзные проблемы со здоровьем. Помимо частичного освобождения от уплаты налогов вам будут предоставляться различные льготы.

паспорт США

Образец паспорта американского гражданина

Однако есть некоторые нюансы, например, очень трудно получить гражданство или Green Card, если вы уже приехали со своими заболеваниями. Но если вы получили инвалидность уже после переезда и получения Green Card в США, то вы можете рассчитывать на различные льготы и частичное освобождение от налогов.

Что будет, если не платить налоги

Если вы иммигрант, но уже успели оформить гражданство или хотя бы Green Card, то можете не волноваться – вас за такое нарушение не депортируют из страны. Но могут выдать очень серьёзный штраф, который будет равняться всему вашему годовому доходу или двум. В ваших же интересах не избегать уплаты налогов.

Обмануть налоговую систему США не составит особого труда, так как комитет, отвечающий за налоги (ISB), может не раскрыть с первого раза ваш обман, потому что через него проходят только 5-10% всех налоговых отсчётов по стране.

налоги в америке

Процентное отношение сборов налогов с различных отраслей в США

Кто может обнаружить укрывание от налогов?

Если даже ISB не раскроет вашу попытку уклониться от налогообложения (что очень вероятно), то вас запросто могут обнародовать:

  • Банки. Большинство американцев несколько раз в год оформляют кредиты с низкой процентной ставкой в местных банках, и вы, вероятнее всего, если ехали в Штаты за хорошей жизнью, не будете исключением, просто потому, что вам постоянно будет не хватать вашей зарплаты. Как мы знаем, перед тем как выдать кредит, добросовестные банки проверяют все документы, подтверждающие ваш доход, а также тот факт, платите ли вы налоги. Естественно, в кредите будет отказано, а информацию об уклонении от уплаты налогов передадут в местный департамент ISB.
  • Вы можете сами себя раскрыть. Например, при оплате дорогих товаров (машина, оплата жилья) с вас могут спросить квитанцию об оплате налогов. Если вы откажетесь её дать, то не сможете приобрести товар и вызовете определённые подозрения.
  • Ваши коллеги, соседи, знакомые. Американцы – законопослушные граждане. Они посчитают своим долгом проинформировать компетентные органы о том, что кто-то уклоняется от уплаты налогов, естественно, с указанием всех данных преступника.
  • Воля случая. IBS за год подробно проверяет около 5-10% всех налоговых вычетов со страны. Вероятность того, что именно ваш отчёт о доходах и налоговых выплатах будет проверен, довольно мала, но всё же имеется.

Жизнь без "виньетки"

Вот уже восемь лет, как во Франции нет налога на автотранспорт в его классической форме.

"Виньетка", то есть наклейка на ветровом стекле, подтверждавшая факт уплаты налога, просуществовала здесь без малого полвека: с 1956 по 2001 год. Появилась же она на свет в свое время отнюдь не для того, чтобы способствовать, скажем, строительству новых дорог, а, как тогда было заявлено, "на временной основе" с целью "помочь малоимущим пенсионерам".

Правда, спустя некоторое время об этом забыли и денежки потекли сначала в госказну, а затем и в региональные бюджеты. Исчислялся этот ежегодный налог в зависимости от объема двигателя, его возраста и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. Понятно, что чем мощнее авто, тем выше был налог. К примеру, за малолитражку типа "Рено-Клио" тогда надо было платить в пределах60 евро, а за двухлитровый "Мерседес" - до 200 евро.

Забавная деталь: в те годы налог на автомобили-"пятилетки" и более автоматически сокращался в два раза. Немалые льготы предоставляла "прописка" машин: местные власти, которым доставалась часть доходов от автоналогов, имели возможность влиять на величину тарифов. Поэтому, кстати, компании по прокату автомобилей предпочитали регистрироваться в департаменте Марна, где налог на машины был процентов на 30 ниже, чем в Париже.

То, что сейчас "виньетка" приказала долго жить, отнюдь не означает, что французам не приходится оплачивать государству свое право на владение автомобилем. Дело в том, что техпаспорт, который выдается в городских или районных префектурах, - услуга далеко не бесплатная. Его стоимость рассчитывается в зависимости от "фискальных л.с.", а они напрямую связаны с реальной мощностью двигателя. Принцип прежний: чем больше л.с., тем выше цена техпаспорта. К примеру, техпаспорт ситроеновской "трешки" с объемом движка литр с "хвостиком" обойдется в полторы сотни евро, а лимузину шестой серии - в 450 и более евро.

В последние годы, борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к приобретению щадящих экологию машин. Делается же это в том числе с помощью дополнительного налога, введенного в 2006 году. Он касается автомобильных "монстров", которые потребляют много горючего, а, значит, и выхлоп у них соответствующий. Для подобных "железных коней" предусмотрены следующие "наказания": один "выхлопный" грамм в вилке от 201 до 250 граммов СО2 на км стоит два евро, от 350 граммов и выше - четыре евро. Так, на техпаспорт "Порше турбо 911" с объемом двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км) помимо 800 с лишним евро (обычный тариф) придется еще и "экологическая" нагрузка в 584 евро.

Это, так сказать, единовременная выплата. А вот с 1 января этого года для "самых грязных" машин, кстати, упомянутый спорт-кар входит в эту категорию, вводится уже ежегодный сверхналог в 160 евро. Полученные в результате средства пойдут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

Вячеслав Прокофьев, Париж

Налог заливают прямо в бак

Десятки миллионов галлонов бензина, которые сжигают американцы в прожорливых двигателях своих автомобилей, дают огромные налоговые поступления как в государственный бюджет, так и в бюджеты отдельных штатов.

Дело в том, что пресловутого "транспортного налога" в том виде, как он есть в России, в Америке не существует. Транспортные налоговые сборы в США изначально включены в цену бензина и, по сути, уплачиваются американскими налогоплательщиками прямо на заправках при покупке горючего. С каждого залитого в бензобак галлона топлива (3,78 литра) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах.

Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка "горючего налога" в США, включающего в себя федеральные и мест ные сборы, находится на уровне 45 центов.

Несомненно, к преимуществам подобного подхода к взиманию "транспортной подати" относится полное отсутствие бюрократии и потери времени на заполнение квитанций, а также справедливость: ведь оплата происходит пропорционально интенсивности использования автомобиля. В числе недостатков, главным образом, называется рост стоимости топлива.

Впервые подобная система транспортного налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах еще в 1919 году в штате Орегон. Символично, что именно в этом штате ввиду падения собираемости бензинового налога из-за роста популярности малолитражек вновь проявили креативный подход. Местные власти пошли на эксперимент, и теперь автовладельцы платят сборы не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал их автомобиль, - 1 миля обойдется в 1,2 цента. Причем, чтобы никому из американцев не пришло в голову "скрутить" показания пробега, как это зачастую происходит в России, машины оснащаются системами глобального позиционирования GPS.

Александр Гасюк

Автовладельцы в Испании как минимум трижды вступают в деловые отношения с налоговыми органами.

Первый налог в государственную казну они платят прямо в салоне, где приобретают новую машину, - это НДС. В Испании ставка НДС для промышленных товаров единая - 16 процентов. Затем закон предписывает покупателю в течение 30 рабочих дней уплатить в госбюджет налог на регистрацию транспортного средства. Размер этой государственной подати зависит от количества вредных выбросов купленного автомобиля.

Правительство стимулирует продажи экологически чистого транспорта. Поэтому, если ваша машина выбрасывает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега (есть такие автомобили), то этот налог вы не платите вовсе. Покупатель средней машины с бензиновым двигателем до 1600 куб. см уплатит в казну уже около семи процентов ее стоимости. А самые экологически вредные авто (это обычно габаритные внедорожники) облагаются сбором максимального размера - 14,75 процента от базовой стоимости.

Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды). Кроме того, государство предоставляет скидку в 50 процентов при уплате регистрационного налога многодетным владельцам автотранспорта.

Наконец, ежегодно владельцы автотранспорта платят "налог на механические транспортные средства", то есть собственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его размер колеблется в зависимости от региона, а в самом регионе - от мощности двигателя и возраста машины.

Разница между провинциями подчас существенная. Самые большие сборы - в столице Каталонии Барселоне и в ряде городов Страны Басков, где за право ездить на машине владельцы платят ежегодно в четыре раза больше, чем, например, в городе Мелилья. За среднюю машину в Барселоне вы будете платить 68,15 евро, в Мадриде - 58 евро, а в Мелилье - лишь 17,04 евро. Еще больше разница при уплате налога владельцами мотоциклов. Если в той же Мелилье владелец мотоцикла с объемом двигателя 500 куб. см ежегодно платит в местный бюджет 7,57 евро, то в Сан-Себастьяне уже 33,33 евро. Максимальная ставка транспортного налога в Испании - 224 евро.

Подобные различия в ставках побуждают многих испанцев искать "налоговые гавани". В результате, например, в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых проживает лишь по нескольку сот жителей, оказалось зарегистрировано 23 процента всех корпоративных транспортных средств страны (то есть машин, числящихся за частными фирмами). Это означает, что на несколько тысяч жителей пяти маленьких поселков приходится более 140 тысяч автомашин.

На стоимости бензина размеры налогов напрямую не сказываются. 95-й здесь стоит примерно 1,14 евро, дизельное топливо около 1 евро за литр. Впрочем, цены колеблются в зависимости от места расположения бензоколонки и от сети, к которой она относится. Кстати, из-за большей экономичности дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми и более низкой цены солярки испанцы давно уже отдают предпочтение дизелю. В первом квартале нынешнего года в стране поставлено на учет 189 039 автомашин, из них только 56 715 с бензиновыми двигателями, остальные - дизельные.

Павел Голуб, Мадрид

С малышей денег не берут

Транспортный налог на Украине зависит исключительно от объема двигателя. Базовые ставки взимаются за каждые 100 кубических сантиметров. По объему двигателя все легковые автомобили разделены на шесть подгрупп: до 1000 кубических сантиметров, от 1001 до 1500, от 1501 до 1800, от 1801 до 2500, от 2501 до 3500, от 3501 кубических сантиметров и выше. Им соответствуют такие ставки налога: 3 гривны, 5, 7, 10, 25 и 40 гривен.

То есть автомобиль с движком 800 куб. см обойдется его хозяину в 24 гривны в год (около 3 долларов). Тогда как за двигатель в 4700 куб. см придется заплатить уже 1880 гривен (примерно 230 долларов).

Налог начисляется каждый год, но выплачиваться может раз в два года при очередном техосмотре, а также при регистрации или перерегистрации. Особняком стоит случай первой регистрации транспортного средства, когда налог взимается также. Здесь иные условия. При расчете первого взноса учитывается возраст машины, и ставки в каждой группе автомобилей разные - для новых машин, для автомобилей "возраста" до восьми лет и старше восьми лет.

Так, на двигатели меньше 1000 куб. см предусмотрен налог - 3 гривны за 100 кубиков для новой, 4 гривны для подержаной "моложе" восьми лет, и 100 (примерно 12 долларов) для совсем уж раритетов. Для машин с объемом более 3501 куб. см эта триада выглядит так: 40, 45, 1000 гривен. Иными словами, знаменитый шестисотый "Мерседес", символ "лихих 90-х", окажись он сейчас на Украине, вылился бы его покупателю в дополнительные 60 тысяч гривен (7,5 тысячи долларов) в виде единовременного транспортного налога при первой его регистрации в Госавтоинспекции.

Цена бензина на ставку транспортного налога никак не влияет. Сегодня стоимость топлива в Киеве такова: литр А-76/80 стоит 6,5 -6,9 гривны, А-92 - 7,05 - 7,45 гривны, A-98 - 7,45-7,85 гривны. Дизельное топливо стоит от 6,2 до 6,7 гривны за литр.

Транспортный налог поступает на счета территориальных дорожных фондов (85 процентов) и в бюджеты муниципалитетов, где автомобиль зарегистрирован (15 процентов). Деньги из фондов должны идти только на ремонт, строительство и реконструкцию дорог на этой территории. Муниципалитеты свою часть налогов обязаны тратить на ремонт и благоустройство улиц в населенных пунктах, по которым проходят трассы общего и государственного значения. Судя по состоянию большей части украинских дорог, налоговых поступлений от автолюбителей на постройку автобанов явно не хватает, максимум на латание трещин в асфальте.

Павел Дульман, Киев

Среди льготников, освобождаемых от налога, - "чернобыльцы", инвалиды, ветераны войны и труда. Половину суммы платят владельцы машин, зарегистрированных до 1990 года включительно. В обоих случаях льготы касаются только машин с объемом двигателя меньше 2500 куб. см. Также не облагаются налогом автобусы, находящиеся в собственности детских центров "Артек" и "Молодая гвардия".

Китай уверенно превращается в крупнейшую автомобильную державу мира. Пока еще рано утверждать, что машина здесь пришла на смену велосипедам. Но надо признать, что первых с каждым месяцем все больше, а вторых - все меньше.

Автомобильная промышленность в Китае ориентирована не только на общенациональное экономическое развитие - строятся заводы, появляются тысячи новых рабочих мест, возникают смежные предприятия. Здесь также реализуется несколько забытый в некоторых других странах принцип, согласно которому автомобиль лишь средство передвижения, но никак не показатель статуса или материального положения.

Модные веяния последних лет - малолитражки. Государство всячески поддерживает покупателей этих авто. Снижает налоги при покупке, выдает беспроцентные кредиты. Это не считая широкой пропаганды в средствах массовой информации. Если же обратиться к цифрам, то например, машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом в 300 юаней (около 45 долларов). Но это в Пекине, где традиционно подобные сборы выше, чем в других городах. Правда, и самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная - 480 юаней (чуть больше 70 долларов).

Одно время в Китае действовал дорожный налог, который по идее должен был идти на компенсацию за использование дорожного покрытия. Но, во-первых, ставка была едина для всех, во-вторых, руководство подсчитало, что более разумным является включение этого налога в стоимость бензина. Чем больше тратишь топлива, тем больше нагрузка на дорогу. Вполне логично.

На первый взгляд, может показаться, что нет особой разницы между дорогими мощными и простенькими дешевыми. Но это не так. Разница почувствуется, когда будешь покупать машину. Например, на импортную с двигателем более 4 литров налог составит 40 процентов.

Тогда как на авто китайской сборки чистая стоимость умножается на 1,17, и уже от полученной суммы выплачивается налог в размере 10 процентов. Объем двигателя значения не имеет. Правда, в Китае и не собираются машины с мощными двигателями.

Евгений Соловьев, Пекин

"Хова" - пропуск на дорогу

Аналога российского транспортного налога в Израиле официально не существует. И тем не менее он один из самых высоких в мире.

Общая сумма налога, включая НДС, который израильтяне платят при покупке автомобиля, достигает 117 процентов от номинальной стоимости машины. Для сравнения: в Великобритании этот налог, который платится фактически на "пороге магазина", составляет 15 процентов, а в Бельгии - 20 процентов. Единственная страна Евросоюза, где такой налог выше, чем на Земле обетованной, - Дания.

С целью ограничить использование автомобильного транспорта в пользу экологически чистого велосипедного датчане в буквальном смысле взвинтили налог на покупку моторного транспорта до 175 процентов. Однако в Дании налог на пользование автомобилями, мотоциклами и мотороллерами - так называмый транспортный налог - невелик.

В Израиле до сих пор транспортный налог заменяет обязательное страхование автомобиля и дополнительное. Без документа об обязательном страховании водитель не имеет права выезжать на дорогу. Этот вид страховки гарантирует в случае аварии компенсацию всем пострадавшим (водителям, пассажирам, пешеходам) независимо от того, виновны они или невиновны в ДТП.

Сумма ежемесячно оплачиваемой обязательной страховки, кратко именуемой "хова", зависит от возраста водителя, стажа вождения, оснащенности автомобиля средствами безопасности.

По дополнительной страховке, "макиф", можно получить компенсацию в случаях угона, пожара, той же дорожной аварии, если причинен ущерб другому имуществу - например, автомобилю, столбу, забору. Базисные положения полисов "макиф" утверждаются кнессетом. Интересная деталь: страховые компании вправе отказать в продаже по обычной цене полиса автовладельцу, который часто пренебрегает правилами дорожного движения. Ему оформят особую страховку, стоимость которой на 25 процентов выше обычной.

Нынешний министр транспорта Исраэль Кац активно лоббирует снижение на 40 процентов налога на покупку автомобилей. Причиной реформаторского рвения Каца является стремление еврейского государства вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эксперты которой требуют понизить этот налог и ввести налог на транспортное средство.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поддержал предложение министра транспорта. Однако под шумок этих разговоров началась реформа страхования транспорта, по которой "хова" на моторный двухколесный транспорт повышается в два раза. Подобного местные мотоциклисты стерпеть не могли.

В середине ноября в Израиле прошла самая крупная за всю историю страны акция протеста владельцев личного транспорта, в которой приняли участие более шести тысяч мотоциклистов и владельцев мотороллеров, которые демонстративно сожгли полисы обязательного страхования.

Жизнь без "виньетки"

Вот уже восемь лет, как во Франции нет налога на автотранспорт в его классической форме.

"Виньетка", то есть наклейка на ветровом стекле, подтверждавшая факт уплаты налога, просуществовала здесь без малого полвека: с 1956 по 2001 год. Появилась же она на свет в свое время отнюдь не для того, чтобы способствовать, скажем, строительству новых дорог, а, как тогда было заявлено, "на временной основе" с целью "помочь малоимущим пенсионерам".

Правда, спустя некоторое время об этом забыли и денежки потекли сначала в госказну, а затем и в региональные бюджеты. Исчислялся этот ежегодный налог в зависимости от объема двигателя, его возраста и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. Понятно, что чем мощнее авто, тем выше был налог. К примеру, за малолитражку типа "Рено-Клио" тогда надо было платить в пределах60 евро, а за двухлитровый "Мерседес" - до 200 евро.

Забавная деталь: в те годы налог на автомобили-"пятилетки" и более автоматически сокращался в два раза. Немалые льготы предоставляла "прописка" машин: местные власти, которым доставалась часть доходов от автоналогов, имели возможность влиять на величину тарифов. Поэтому, кстати, компании по прокату автомобилей предпочитали регистрироваться в департаменте Марна, где налог на машины был процентов на 30 ниже, чем в Париже.

То, что сейчас "виньетка" приказала долго жить, отнюдь не означает, что французам не приходится оплачивать государству свое право на владение автомобилем. Дело в том, что техпаспорт, который выдается в городских или районных префектурах, - услуга далеко не бесплатная. Его стоимость рассчитывается в зависимости от "фискальных л.с.", а они напрямую связаны с реальной мощностью двигателя. Принцип прежний: чем больше л.с., тем выше цена техпаспорта. К примеру, техпаспорт ситроеновской "трешки" с объемом движка литр с "хвостиком" обойдется в полторы сотни евро, а лимузину шестой серии - в 450 и более евро.

В последние годы, борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к приобретению щадящих экологию машин. Делается же это в том числе с помощью дополнительного налога, введенного в 2006 году. Он касается автомобильных "монстров", которые потребляют много горючего, а, значит, и выхлоп у них соответствующий. Для подобных "железных коней" предусмотрены следующие "наказания": один "выхлопный" грамм в вилке от 201 до 250 граммов СО2 на км стоит два евро, от 350 граммов и выше - четыре евро. Так, на техпаспорт "Порше турбо 911" с объемом двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км) помимо 800 с лишним евро (обычный тариф) придется еще и "экологическая" нагрузка в 584 евро.

Это, так сказать, единовременная выплата. А вот с 1 января этого года для "самых грязных" машин, кстати, упомянутый спорт-кар входит в эту категорию, вводится уже ежегодный сверхналог в 160 евро. Полученные в результате средства пойдут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

Вячеслав Прокофьев, Париж

Налог заливают прямо в бак

Десятки миллионов галлонов бензина, которые сжигают американцы в прожорливых двигателях своих автомобилей, дают огромные налоговые поступления как в государственный бюджет, так и в бюджеты отдельных штатов.

Дело в том, что пресловутого "транспортного налога" в том виде, как он есть в России, в Америке не существует. Транспортные налоговые сборы в США изначально включены в цену бензина и, по сути, уплачиваются американскими налогоплательщиками прямо на заправках при покупке горючего. С каждого залитого в бензобак галлона топлива (3,78 литра) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах.

Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка "горючего налога" в США, включающего в себя федеральные и мест ные сборы, находится на уровне 45 центов.

Несомненно, к преимуществам подобного подхода к взиманию "транспортной подати" относится полное отсутствие бюрократии и потери времени на заполнение квитанций, а также справедливость: ведь оплата происходит пропорционально интенсивности использования автомобиля. В числе недостатков, главным образом, называется рост стоимости топлива.

Впервые подобная система транспортного налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах еще в 1919 году в штате Орегон. Символично, что именно в этом штате ввиду падения собираемости бензинового налога из-за роста популярности малолитражек вновь проявили креативный подход. Местные власти пошли на эксперимент, и теперь автовладельцы платят сборы не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал их автомобиль, - 1 миля обойдется в 1,2 цента. Причем, чтобы никому из американцев не пришло в голову "скрутить" показания пробега, как это зачастую происходит в России, машины оснащаются системами глобального позиционирования GPS.

Александр Гасюк

Автовладельцы в Испании как минимум трижды вступают в деловые отношения с налоговыми органами.

Первый налог в государственную казну они платят прямо в салоне, где приобретают новую машину, - это НДС. В Испании ставка НДС для промышленных товаров единая - 16 процентов. Затем закон предписывает покупателю в течение 30 рабочих дней уплатить в госбюджет налог на регистрацию транспортного средства. Размер этой государственной подати зависит от количества вредных выбросов купленного автомобиля.

Правительство стимулирует продажи экологически чистого транспорта. Поэтому, если ваша машина выбрасывает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега (есть такие автомобили), то этот налог вы не платите вовсе. Покупатель средней машины с бензиновым двигателем до 1600 куб. см уплатит в казну уже около семи процентов ее стоимости. А самые экологически вредные авто (это обычно габаритные внедорожники) облагаются сбором максимального размера - 14,75 процента от базовой стоимости.

Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды). Кроме того, государство предоставляет скидку в 50 процентов при уплате регистрационного налога многодетным владельцам автотранспорта.

Наконец, ежегодно владельцы автотранспорта платят "налог на механические транспортные средства", то есть собственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его размер колеблется в зависимости от региона, а в самом регионе - от мощности двигателя и возраста машины.

Разница между провинциями подчас существенная. Самые большие сборы - в столице Каталонии Барселоне и в ряде городов Страны Басков, где за право ездить на машине владельцы платят ежегодно в четыре раза больше, чем, например, в городе Мелилья. За среднюю машину в Барселоне вы будете платить 68,15 евро, в Мадриде - 58 евро, а в Мелилье - лишь 17,04 евро. Еще больше разница при уплате налога владельцами мотоциклов. Если в той же Мелилье владелец мотоцикла с объемом двигателя 500 куб. см ежегодно платит в местный бюджет 7,57 евро, то в Сан-Себастьяне уже 33,33 евро. Максимальная ставка транспортного налога в Испании - 224 евро.

Подобные различия в ставках побуждают многих испанцев искать "налоговые гавани". В результате, например, в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых проживает лишь по нескольку сот жителей, оказалось зарегистрировано 23 процента всех корпоративных транспортных средств страны (то есть машин, числящихся за частными фирмами). Это означает, что на несколько тысяч жителей пяти маленьких поселков приходится более 140 тысяч автомашин.

На стоимости бензина размеры налогов напрямую не сказываются. 95-й здесь стоит примерно 1,14 евро, дизельное топливо около 1 евро за литр. Впрочем, цены колеблются в зависимости от места расположения бензоколонки и от сети, к которой она относится. Кстати, из-за большей экономичности дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми и более низкой цены солярки испанцы давно уже отдают предпочтение дизелю. В первом квартале нынешнего года в стране поставлено на учет 189 039 автомашин, из них только 56 715 с бензиновыми двигателями, остальные - дизельные.

Павел Голуб, Мадрид

С малышей денег не берут

Транспортный налог на Украине зависит исключительно от объема двигателя. Базовые ставки взимаются за каждые 100 кубических сантиметров. По объему двигателя все легковые автомобили разделены на шесть подгрупп: до 1000 кубических сантиметров, от 1001 до 1500, от 1501 до 1800, от 1801 до 2500, от 2501 до 3500, от 3501 кубических сантиметров и выше. Им соответствуют такие ставки налога: 3 гривны, 5, 7, 10, 25 и 40 гривен.

То есть автомобиль с движком 800 куб. см обойдется его хозяину в 24 гривны в год (около 3 долларов). Тогда как за двигатель в 4700 куб. см придется заплатить уже 1880 гривен (примерно 230 долларов).

Налог начисляется каждый год, но выплачиваться может раз в два года при очередном техосмотре, а также при регистрации или перерегистрации. Особняком стоит случай первой регистрации транспортного средства, когда налог взимается также. Здесь иные условия. При расчете первого взноса учитывается возраст машины, и ставки в каждой группе автомобилей разные - для новых машин, для автомобилей "возраста" до восьми лет и старше восьми лет.

Так, на двигатели меньше 1000 куб. см предусмотрен налог - 3 гривны за 100 кубиков для новой, 4 гривны для подержаной "моложе" восьми лет, и 100 (примерно 12 долларов) для совсем уж раритетов. Для машин с объемом более 3501 куб. см эта триада выглядит так: 40, 45, 1000 гривен. Иными словами, знаменитый шестисотый "Мерседес", символ "лихих 90-х", окажись он сейчас на Украине, вылился бы его покупателю в дополнительные 60 тысяч гривен (7,5 тысячи долларов) в виде единовременного транспортного налога при первой его регистрации в Госавтоинспекции.

Цена бензина на ставку транспортного налога никак не влияет. Сегодня стоимость топлива в Киеве такова: литр А-76/80 стоит 6,5 -6,9 гривны, А-92 - 7,05 - 7,45 гривны, A-98 - 7,45-7,85 гривны. Дизельное топливо стоит от 6,2 до 6,7 гривны за литр.

Транспортный налог поступает на счета территориальных дорожных фондов (85 процентов) и в бюджеты муниципалитетов, где автомобиль зарегистрирован (15 процентов). Деньги из фондов должны идти только на ремонт, строительство и реконструкцию дорог на этой территории. Муниципалитеты свою часть налогов обязаны тратить на ремонт и благоустройство улиц в населенных пунктах, по которым проходят трассы общего и государственного значения. Судя по состоянию большей части украинских дорог, налоговых поступлений от автолюбителей на постройку автобанов явно не хватает, максимум на латание трещин в асфальте.

Павел Дульман, Киев

Среди льготников, освобождаемых от налога, - "чернобыльцы", инвалиды, ветераны войны и труда. Половину суммы платят владельцы машин, зарегистрированных до 1990 года включительно. В обоих случаях льготы касаются только машин с объемом двигателя меньше 2500 куб. см. Также не облагаются налогом автобусы, находящиеся в собственности детских центров "Артек" и "Молодая гвардия".

Китай уверенно превращается в крупнейшую автомобильную державу мира. Пока еще рано утверждать, что машина здесь пришла на смену велосипедам. Но надо признать, что первых с каждым месяцем все больше, а вторых - все меньше.

Автомобильная промышленность в Китае ориентирована не только на общенациональное экономическое развитие - строятся заводы, появляются тысячи новых рабочих мест, возникают смежные предприятия. Здесь также реализуется несколько забытый в некоторых других странах принцип, согласно которому автомобиль лишь средство передвижения, но никак не показатель статуса или материального положения.

Модные веяния последних лет - малолитражки. Государство всячески поддерживает покупателей этих авто. Снижает налоги при покупке, выдает беспроцентные кредиты. Это не считая широкой пропаганды в средствах массовой информации. Если же обратиться к цифрам, то например, машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом в 300 юаней (около 45 долларов). Но это в Пекине, где традиционно подобные сборы выше, чем в других городах. Правда, и самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная - 480 юаней (чуть больше 70 долларов).

Одно время в Китае действовал дорожный налог, который по идее должен был идти на компенсацию за использование дорожного покрытия. Но, во-первых, ставка была едина для всех, во-вторых, руководство подсчитало, что более разумным является включение этого налога в стоимость бензина. Чем больше тратишь топлива, тем больше нагрузка на дорогу. Вполне логично.

На первый взгляд, может показаться, что нет особой разницы между дорогими мощными и простенькими дешевыми. Но это не так. Разница почувствуется, когда будешь покупать машину. Например, на импортную с двигателем более 4 литров налог составит 40 процентов.

Тогда как на авто китайской сборки чистая стоимость умножается на 1,17, и уже от полученной суммы выплачивается налог в размере 10 процентов. Объем двигателя значения не имеет. Правда, в Китае и не собираются машины с мощными двигателями.

Евгений Соловьев, Пекин

"Хова" - пропуск на дорогу

Аналога российского транспортного налога в Израиле официально не существует. И тем не менее он один из самых высоких в мире.

Общая сумма налога, включая НДС, который израильтяне платят при покупке автомобиля, достигает 117 процентов от номинальной стоимости машины. Для сравнения: в Великобритании этот налог, который платится фактически на "пороге магазина", составляет 15 процентов, а в Бельгии - 20 процентов. Единственная страна Евросоюза, где такой налог выше, чем на Земле обетованной, - Дания.

С целью ограничить использование автомобильного транспорта в пользу экологически чистого велосипедного датчане в буквальном смысле взвинтили налог на покупку моторного транспорта до 175 процентов. Однако в Дании налог на пользование автомобилями, мотоциклами и мотороллерами - так называмый транспортный налог - невелик.

В Израиле до сих пор транспортный налог заменяет обязательное страхование автомобиля и дополнительное. Без документа об обязательном страховании водитель не имеет права выезжать на дорогу. Этот вид страховки гарантирует в случае аварии компенсацию всем пострадавшим (водителям, пассажирам, пешеходам) независимо от того, виновны они или невиновны в ДТП.

Сумма ежемесячно оплачиваемой обязательной страховки, кратко именуемой "хова", зависит от возраста водителя, стажа вождения, оснащенности автомобиля средствами безопасности.

По дополнительной страховке, "макиф", можно получить компенсацию в случаях угона, пожара, той же дорожной аварии, если причинен ущерб другому имуществу - например, автомобилю, столбу, забору. Базисные положения полисов "макиф" утверждаются кнессетом. Интересная деталь: страховые компании вправе отказать в продаже по обычной цене полиса автовладельцу, который часто пренебрегает правилами дорожного движения. Ему оформят особую страховку, стоимость которой на 25 процентов выше обычной.

Нынешний министр транспорта Исраэль Кац активно лоббирует снижение на 40 процентов налога на покупку автомобилей. Причиной реформаторского рвения Каца является стремление еврейского государства вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эксперты которой требуют понизить этот налог и ввести налог на транспортное средство.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поддержал предложение министра транспорта. Однако под шумок этих разговоров началась реформа страхования транспорта, по которой "хова" на моторный двухколесный транспорт повышается в два раза. Подобного местные мотоциклисты стерпеть не могли.

В середине ноября в Израиле прошла самая крупная за всю историю страны акция протеста владельцев личного транспорта, в которой приняли участие более шести тысяч мотоциклистов и владельцев мотороллеров, которые демонстративно сожгли полисы обязательного страхования.

Читайте также: