Буровая установка транспортный налог

Опубликовано: 16.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО планирует воспользоваться услугами самозанятого - водителя (шофера) бурильной установки.
Каковы риски у ООО при заключении договора на 2020 год? Есть ли в г. Санкт-Петербурге утвержденный список профессий, подпадающих под понятие "самозанятый"?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально в рассматриваемой ситуации можно использовать услуги самозанятого гражданина (его доходы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами), если с этим физическим лицом у организации не было трудовых отношений в последние два года.
Вместе с тем полагаем, что заключение договора с водителем бурильной установки в статусе самозанятого содержит существенный риск переквалификации данного гражданско-правового договора в трудовой, с соответствующим пересчетом налоговых обязательств организации (работодателя).

Обоснование позиции:
Ни НК РФ, ни другие федеральные законы не содержат термина "самозанятые", поэтому в зависимости от ситуаций под ним могут пониматься разные категории физических лиц*(1).
Применительно к рассматриваемой ситуации под самозанятым гражданином мы будем понимать плательщика налога на профессиональный доход (НПД), получающего профессиональный доход от самостоятельной деятельности по оказанию услуг управления транспортным средством (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ)).
Перечень лиц, не имеющих права на применение специального налогового режима НПД, установлен ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ. Например, это посредники (по договору поручения, комиссии либо агентскому договору) или лица, осуществляющие перепродажу товаров; имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях; а также лица, доходы которых, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 млн. руб.
Лица, оказывающие услуги по управлению транспортным средством и иные подобные услуги, в ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не поименованы, поэтому мы полагаем, что физическое лицо вправе оказывать такие услуги в рамках НПД.
При этом не признаются объектом налогообложения по НПД доходы, получаемые в рамках трудовых отношений (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ), и доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ). Таким образом, законодатель предупредил случаи, когда под формальной оболочкой гражданско-правовых отношений фактически будут продолжаться отношения, сложившиеся между субъектами на основании норм трудового права, в которых они выступали как работник и работодатель*(2).
Безусловно, необходимо отметить, что работать с самозанятыми гражданами для юридических лиц с налоговой точки зрения выгодно.
Так, самозанятое лицо является самостоятельным плательщиком НПД и не признается плательщиком НДФЛ (ч. 8 ст. 2 Закона N 422-ФЗ). На организацию, заключившую договор с указанным лицом, не возлагаются обязанности налогового агента (по исчислению, удержанию и уплате налога, а также по предоставлению отчетности по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ) (письмо ФНС России от 28.08.2019 N СД-4-3/17127@).
Не начисляются на сумму вознаграждения самозанятого лица и страховые взносы при условии, что у организации будет в наличии чек, выданный таким лицом (второй абзац ч. 1 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, письма Минфина России от 13.08.2019 N 03-11-11/61078, от 17.04.2019 N 03-11-11/27454, от 11.03.2019 N 03-11-11/15357)*(3).
Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, связанные с приобретением услуг у физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД, при наличии чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном ст. 14 закона 422-ФЗ (п. 2 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
Гражданское законодательство не содержит ограничений относительно возможности заключения организацией договора подряда с физическими лицами, зарегистрированными в качестве самозанятых (глава 37 ГК РФ).
Однако несмотря на все преимущества работы с самозанятыми, хотим предостеречь от заключения вместо трудовых договоров договоров с самозанятыми гражданами или увольнения своих сотрудников для дальнейшего перезаключения гражданско-правового договора с самозанятыми.
Так, на официальном сайте ФНС России размещено интервью заместителя руководителя службы Даниила Егорова по вопросам о так называемом "налоге на самозанятых" (НПД). Егоров, в частности, прокомментировал ситуацию, когда работодатели подменяют трудовые отношения с сотрудниками на гражданско-правовые, переводя их в статус самозанятых для оптимизации налоговой нагрузки. Чиновник отметил, что "налоговая видит компании, которые воспользовались услугами самозанятых, а также самозанятых, которые оказали эти услуги. И не составляет никакого труда проконтролировать, скрываются ли за этими операциями трудовые отношения. База анализируется ежедневно, поэтому с частью компаний уже пришлось поработать - на сегодня в рисках девять компаний страны".
Для этих целей ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых (то есть плательщиков НПД) в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам (смотрите информацию ФНС России от 26.11.2019). Выявление признаков трудовых отношений с такими лицами является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
При этом ч. 4 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства, и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые физическому лицу по данному договору, будут подлежать обложению страховыми взносами, в том числе и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общеустановленном порядке (письмо ФНС России от 27.12.2019 N БС-3-11/11131@).
О том, что отношения между сторонами по существу являются трудовыми и лишь прикрываются договором подряда, могут свидетельствовать такие обстоятельства, как:
- выполнение работы в течение всего срока действия договора, отвечающего признакам трудовой функции (вместо определенной работы, результат которой сдается заказчику),
- подчинение работника (формально именуемого подрядчиком) распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка),
- получение вознаграждения за работу периодически и вне зависимости от объема и характера работы (смотрите, например, определения ВС РФ от 05.02.2018 N 34-КГ17-10, Свердловского облсуда от 14.08.2015 по делу N 33-11444/2015, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2014 по делу N 33-2582/2014, Забайкальского краевого суда от 01.10.2014 по делу N 33-3533-2014)*(4).
Арбитражная практика доначисления налогов и взносов по договорам с самозанятыми в результате переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые нами не обнаружена (что вполне объяснимо ввиду короткого срока существования режима НПД). Тем не менее, на наш взгляд, последствия могут быть аналогичны переквалификации договоров с предпринимателями в трудовые договоры. Верховный Суд РФ в определении от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 указал следующее: если из конкретных обстоятельств усматривается, что действительный экономический смысл деятельности таких предпринимателей состоит в осуществлении ими трудовой функции в качестве наемных работников (о чем, помимо прочего, может свидетельствовать систематический, а не разовый характер выполнения работ или оказания услуг), а намерение заказчика заключалось в уклонении от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм НДФЛ, предприниматели признаются наемными работниками с вытекающими отсюда для их фактического работодателя негативными налоговыми последствиями. Переквалификация гражданско-правового договора в трудовой в рассматриваемой ситуации будет означать, что в период действия договора работодатель не выполнял обязанности налогового агента по уплате НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическому лицу, а также по уплате страховых взносов, что повлечет привлечение его к налоговой ответственности: будет признана задолженность по уплате налогов и сборов, начислены пени и штрафы.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует заключать с физическими лицами (резиденты РФ, не имеют статуса ИП) договоры гражданско-правового характера (подрядные работы) вместо трудовых договоров. Каковы отличия при налогообложении (в части НДФЛ и страховых взносов) трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера? Каковы налоговые риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
- Вопрос: Что является подтверждением произведенных расходов при расчетах с самозанятыми для юридических лиц или ИП, кроме чека, полученного от самозанятого? Некоторые источники утверждают, что это должен быть ГПД. Но сразу возникнет база для начисления НДФЛ и взносов. Есть ли официальные рекомендации по поводу необходимости иметь договор с самозанятым? Каким он должен быть? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
- Сколько самозанятых может привлекать компания, и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (И. Симич, журнал "Административное право", N 3, III квартал 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Налогообложение самозанятых лиц.
*(2) Следует также отметить, что согласно ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
*(3) Исключением из этого правила является ситуация, когда самозанятое лицо в процессе исполнения договора утрачивает свой статус. В этом случае с указанной даты (даты снятия с регистрации в качестве самозанятого, даты превышения максимального дохода) организация-заказчик должна удержать с дохода физлица НДФЛ и исчислить страховые взносы (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
*(4) По вопросу переквалификации гражданско-правовых договоров с физическими лицами в трудовые рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом: Энциклопедия решений. Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров.

На балансе строительных организаций числится большое количество транспортных средств – автокраны, экскаваторы, автомобили с оборудованной на них спецтехникой (кранами, подъемниками, буровыми установками). И с этой техники приходится платить транспортный налог. Наиболее сложные вопросы, которые при этом возникают, мы разберем в нашей статье.

Классификация транспортных средств

Для целей исчисления транспортного налога понятие «транспортное средство» определено статьей 358 Налогового кодекса РФ. Так, объектом налогообложения, в частности, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке.

При этом отметим, что понятие «транспортное средство», применяемое в главе 28 Налогового кодекса РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 «Средства транспортные»).

Это подтверждается и тем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ из объектов налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые в соответствии с Классификатором основных фондов учитываются по коду 14 0000000 «Машины и оборудование», то есть не относятся к транспортным средствам.

Тем не менее обращаем ваше внимание, что тракторы и комбайны, которые зарегистрированы на иные категории физических и юридических лиц, рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

По какой ставке платить налог?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:
– подразделения ГИБДД МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
– органы Госгортехнадзора в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, по транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется ставка транспортного налога, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств. А в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, при исчислении транспортного налога применяется налоговая ставка, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

Уплата налога при заключении договора лизинга

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством России зарегистрированы транспортные средства.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденными приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора.

По договору лизинга транспортные средства, зарегистрированные на лизингодателя, передаются по местонахождению лизингополучателя. При этом они временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по местонахождению лизингополучателя. В этом случае плательщиком транспортного налога является лизингодатель.

Лизингодатель может не регистрировать транспортные средства, передаваемые по договору лизинга. Они временно регистрируются за лизингополучателем. В такой ситуации плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.

Где платить налог?

Строительная организация может участвовать по договору в долгосрочных строительных работах на территориях, подведомственных другим налоговым органам. При этом часть транспортных средств ставится на временный учет в других отделениях ГИБДД. При этом возникает вопрос: следует ли уплачивать налог на указанные средства в налоговые инспекции по месту временной регистрации?

В данном случае следует учитывать, что, согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по местонахождению транспортных средств. Таким местом для наземных транспортных средств признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового – местонахождение (местожительство) собственника имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, если транспортные средства были поставлены на временный учет в других регистрирующих органах, уплата транспортного налога по месту их временной регистрации не производится.

Если на автомобиле установлено оборудование

На сегодняшний день Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.

В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям. Поэтому по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей (в зависимости от мощности их двигателя).

Необходимость исчисления и уплаты транспортного налога со специализированных транспортных средств является достаточно спорной. Ответ на вопрос: платить или не платить транспортный налог с подобных объектов следует искать не только в Налоговом кодексе, но и в разъяснениях контролирующих органов, а порой и в арбитражной практике

В Налоговом кодексе специализированные транспортные средства (ТС) в составе объектов обложения транспортным налогом напрямую не упомянуты. Под транспортным средством в документе понимают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

К специальным же ТС относят передвижные: электростанции, трансформаторные установки, мастерские, вагоны-лаборатории, диагностические установки, вагоны-дома, кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п. Их устанавливают на автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, специализированные железнодорожные вагоны. Основное их назначение - выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов. Поэтому они считаются передвижными предприятиями, а не транспортными средствами и учитываются как здания и оборудование (ОКОФ ОК 013-94, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).

Понятие «транспортное средство», применяемое в Налоговом кодексе, более обширно, чем установленное в ОКОФ, код 15 0000000 «Средства транспортные». При этом первое как раз используют для расчета транспортного налога. ОКОФ также можно применять для налоговых целей, но с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом (письмо Минфина России от 30.12.2004 № 03-06-04-04/17).

Начисляем и уплачиваем транспортный налог

Обязанность по уплате транспортного налога ставят в зависимость от регистрации ТС (см. схему на с. 84), а не от его фактического использования (письмо Минфина России от 10.07.2009 № 03-05-06-04/121). Плательщиком признают лицо, на которое зарегистрировано ТС, то есть владельца (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15). Следовательно, если ТС зарегистрированы в ГИБДД или Гостехнадзоре, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они являются объектом обложения транспортным налогом (если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ) (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-05-04-04/10). Данная позиция подтверждена, в частности, арбитрами (определение ВАС РФ от 28.04.2007 № 2965/07).

Все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют в ГИБДД. А все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, - в Гостехнадзоре (п. 2 пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938). Если же ТС не подлежат обязательной государственной регистрации, то они не являются объектом обложения транспортным налогом (пост. ФАС МО от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08). Однако если фирма не будет платить транспортный налог с ТС, не зарегистрированных в установленном порядке, но подлежащих регистрации, существует риск споров с налоговиками (пост. ФАС МО от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Приведем примеры практических рекомендаций Минфина России. Так, облагают транспортным налогом следующие виды специализированных ТС:

  • автомобили передвижных (мобильных) клиентских служб (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-05-04-04/10);
  • буровые станки и экскаваторы (письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-05-05-04/13);
  • автобетоносмесители (письмо Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/149);
  • автопогрузчики (письмо Минфина России от 17.08.2007 № 03-05-06-04/35);
  • грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15);
  • бульдозеры (письмо Минфина России от 25.08.2004 № 03-06-04-04/01).

На сегодняшний день Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года. В классификации ТС, используемой этим Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В частности, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены агрегаты и установки (включая автокраны), относят к грузовым автомобилям, которые облагают транспортным налогом (письмоМинфина России от 01.04.2005 № 03-06-04-04/1; пост. ФАС ВСО от 10.05.2007 № А58-3826/2006-Ф02-2677/2007). Также отметим, что пожарная автоцистерна и легковой автомобиль, который является транспортным средством оперативной службы, имеющий специальные световые и звуковые сигналы и находящийся в собственности муниципального учреждения, не освобождены от уплаты транспортного налога (письмо Минфина России от 28.09.2009 № 03-05-05-04/12).

Когда транспортный налог платить не нужно

Не облагают транспортным налогом специализированные ТС сельскохозяйственного назначения. А именно: самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания). При этом они должны быть зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и использоваться при сельхозработах для производства сельхозпродукции (п. 5 ст. 358 НК РФ).

Отметим, что не нужно платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов. Ведь несамоходные наземные транспортные средства, к которым относят, в частности, прицепы и полуприцепы, не указаны в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса. Такой же точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177). Кроме того, установлен закрытый перечень транспорта, который не является объектом обложения транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ). ТС, не учтенные в этом перечне, транспортным налогом облагают. С этим согласен Минфин России (письма Минфина России от 17.08.2007 № 03-05-06-04/35, от 16.02.2011 № 03-05-05-04/03). Поддерживает данную позицию и арбитражная практика (определение ВАС РФ от 28.04.2007 № 2965/07; пост. ФАС СЗО от 14.06.2007 № А05-10855/2006-18).

При выполнении соглашений о разделе продукции компании-инвесторы освобождены от уплаты транспортного налога на ТС, не относящиеся к легковому транспорту и при этом используемые только в целях выполнения соглашения (п. 7 ст. 346.45 НК РФ).

Также не уплачивают транспортный налог с ТС в длительном ремонте и снятых с регистрационного учета (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39). Такого подхода придерживаются и судьи (определение ВАС РФ от 14.11.2007 № 14553/07).

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Изменения внесены Федеральным законом от 30.09.2013 № 268-ФЗ и применяются с 01.01.2014 г.

Федеральным законом от 30.09.2013 № 268-ФЗ внесены изменения в части 1 и 2 НК РФ и другие законодательные акты в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ. Принятие этого закона направлено на повышение инвестиционной привлекательности новых морских месторождений углеводородного сырья.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс вышеуказанным законом, вступают в силу с 01.01.2014 г.

Для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) к углеводородному сырью относят нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов (пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ).

Новые понятия и определения

Часть первая НК РФ дополнена новыми терминами, понятиями и определениями, которые используются при налогообложении углеводородного сырья.

В главу 1 НК РФ вводится новая статья 11.1 «Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья».

В частности, для целей налогообложения определено, что:

морское месторождение углеводородного сырья – это месторождение углеводородного сырья на участке (участках) недр, расположенном (расположенных) полностью в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

новое морское месторождение углеводородного сырья – это морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 года (включая морское месторождение углеводородного сырья, для которого по состоянию на 1 января 2016 года дата начала промышленной добычи углеводородного сырья не определена).

К деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении относятся:

- поиск и оценка нового морского месторождения;

- предпроектные и проектно-изыскательские работы и обустройство нового месторождения;

- разведка, промышленная разработка и реализация добытого углеводородного сырья;

- производство и реализация сжиженного природного газа из природного газа (включая попутный газ), добытого на новом месторождении;

- переработка газового конденсата, добытого на новом месторождении;

- транспортировка газа горючего природного (включая попутный газ) и газового конденсата, добытых на новом месторождении.

При этом для получения льгот и преференций налогоплательщик может осуществлять как один, так и несколько из вышеперечисленных видов деятельности.

Раздел II «Налогоплательщики и плательщики сборов. Представительство в налоговых правоотношениях» НК РФ дополнен новой главой 3.2 «Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья», состоящей из одной статьи 25.7.

Оператором нового морского месторождения признается организация:

- в уставном капитале которой прямо или косвенно участвует владелец лицензии на пользование соответствующим участком недр;

- (и) осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, собственными силами и (или) с привлечением подрядных организаций;

- (и) заключает операторский договор с владельцем лицензии, который предусматривает выплату организации-оператору вознаграждения, размер которого зависит в том числе от объема добытого углеводородного сырья на соответствующем морском месторождении углеводородного сырья и (или) выручки от реализации этого сырья.

Владелец лицензии в течение 10 рабочих дней обязан сообщить в налоговый орган о заключении операторского договора.

Особенности постановки на учет в налоговых органах организаций-владельцев лицензий и операторов новых морских месторождений установит Минфин России (абз. 3 п. 1 ст. 83 в новой редакции).

Дополнения в пункт 2 ст. 207 касаются налогового резидентства работников, работающих на новых месторождениях. Установлено, что период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Транспортный налог

Установлено, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда (пп. 10 п. 2 ст. 358).

Налог на имущество организаций

На основании п. 24 ст. 381 освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:

- имущество расположено во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

- имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

При этом, если имущество в течение налогового периода расположено как в границах вышеуказанных территорий (акваторий), так и на иных территориях, то освобождение от налогообложения действует при условии, что это имущество удовлетворяет установленным для применения льготы требованиям в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года

В связи с установлением в налоговом законодательстве новой категории налогоплательщиков и объектов налогообложения существенные поправки внесены в главы 21, 25 и 26 НК РФ.

Так, для целей налогообложения НДС в статьях 147 и 148 определены место реализации товаров в виде углеводородного сырья и место выполнения работ (оказания услуг), связанных с работами на новых месторождениях.

Внесены дополнения в п. 1 ст. 164, согласно которым по ставке 0% облагаются НДС следующие операции:

- работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (абз. 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 164);

- реализация углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов), вывезенных из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (п. 2.9 п. 1 ст. 164).

Налог на прибыль

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена новыми статьями:

- ст. 267.4 «Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;

- ст. 275.2 «Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;

- ст. 299.3 «Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;

- ст. 299.4 «Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья».

Кроме этого, для целей налогообложения прибыли:

- в отношении амортизируемых основных средств, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, можно применять к основной норме амортизации повышающий коэффициент, но не более 3 (пп. 3 п. 2 ст. 259.3);

- убытки, полученные от деятельности на новом морском месторождении, исчисленные по правилам статьи 275.2 НК РФ, могут быть перенесены на будущее без ограничения 10-летним сроком (п. 2 ст. 283 в новой редакции).

Налог на прибыль, исчисленный организацией-владельцем лицензии и оператором по ставке 20% будет полностью зачисляться в федеральный бюджет (п.п. 1.4 и 6 ст. 284). При этом указанных налогоплательщиков по окончании отчетных (налогового) периодов обязали представлять налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья. Декларации должны представляться по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) (п. 1 ст. 289 в новой редакции).

Поправками, внесенными в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», установлен порядок определения налоговой базы при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении (п.п. 2 и 6 ст. 338).

В главу 26 введена новая статья 340.1 «Особенности определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья».

Налоговые ставки при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях установлены новым пунктом 2.1 ст. 342.

Читайте также: