Автомобиль для директора налогообложение

Опубликовано: 24.04.2024

Генеральный директор, как ни крути, лицо компании, и автомобиль — часть его имиджа. Прибытие на деловую встречу на излишне скромной машине может ударить по деловой репутации, стать поводом для пересудов и даже подорвать доверие к организации. В этом материале мы рассмотрим существующие варианты приобретения авто бизнес-класса и наглядно продемонстрируем, какой из них наиболее выгоден.

Приобретение оптимального для успешного бизнесмена автомобиля E-класса сопряжено с серьезными расходами и иногда требует вывода внушительных средств из оборота компании. Есть несколько вариантов покупки транспортного средства. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

На зарплату

Самый простой и очевидный вариант — купить машину на собственные средства. Для этого достаточно выдать самому себе жалованье в размере стоимости автомобиля и заплатить автодилеру за понравившуюся модель. Как это часто бывает, самый легкий путь на поверку оказывается самым затратным. Давайте посчитаем.

При оформлении автомобиля в личное пользование придется заплатить страховой взнос в Пенсионный фонд (22%), заплатить налог на доходы физических лиц (13%), оплатить медицинскую страховку (5,1%) и сделать взнос в Фонд социального страхования (2,9%). В итоге придется переплатить 43% от стоимости автомобиля. Если же ваш бюджет строго ограничен, придется выбирать более дешевый вариант автомобиля.

Плюсы:

  • Простота;
  • Нет налога на прибыль (прибыль направлена на выплату зарплаты);
  • Нет налога на дивиденды.

Минусы:

  • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС).

Резюме: Приобретение автомобиля на зарплату — способ сколь простой, столь и затратный. Минусы настолько перевешивают плюсы, что мы смогли придумать только одно оправдание такому шагу: нежелание лишний раз нагружать бухгалтерию. Но выгода слишком высока чтобы от неё отказываться.

Дивиденды в помощь

Можно пойти другим путем и купить автомобиль на дивиденды. Для этого вам надо выплатить себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли организации. Это поможет сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Но при этом придется уплатить налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%), что сводит достоинства такого способа покупки к минимуму.

К тому же есть и другой существенный минус. В уставе большинства организаций прописана определенная периодичность выплаты дивидендов: как правило, раз в квартал или раз в год. Это обстоятельство не позволит сделать срочную покупку.

Плюсы:

  • Нет НДФЛ, поскольку он не взимается с полученных физлицом дивидендов;
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата;
  • На 2% дешевле, чем при покупке на зарплату.

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто;
  • Зависимость от периодичности выплат дивидендов.

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше — но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

Покупка на фирму

Также можно оформить автомобиль на фирму. И в этом случае переплаты будут. равны нулю! Не придется платить налоги на прибыль, дивиденды, НДФЛ и страховые взносы!

Более того, оформление на организацию позволит отнести траты на топливо, масло, сервис, шиномонтаж, стоянку и прочие издержки, связанные с владением автомобилем, на расходы компании. Такой ход сократит налогооблагаемую базу, что обеспечит фирме дополнительную экономию по налогу на прибыль.

Но и это еще не все. Покупка автомобиля на компанию позволяет НДС со стоимости автомобиля поставить к зачету. В этом случае фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

Плюсы:

  • Нет налога на прибыль;
  • Нет страховых взносов на ФОТ;
  • Нет НДФЛ;
  • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля;
  • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами.

Минусы:

  • Собственником автомобиля является компания. Если вы владелец компании, то по факту машина принадлежит вам.

Резюме: Оформление автомобиля на фирму сводит финансовые издержки к нулю, позволяя точно уложиться в бюджет. То есть по факту дает возможность приобрести автомобиль классом выше.

Итоги

Бывают исключительные обстоятельства, когда приобретение автомобиля на зарплату или дивиденды оказываются самым приемлемым вариантом. В подавляющем же большинстве случаев оформление автомобиля на фирму является самым разумным и выгодным вариантом. Здесь стоит напомнить, что юридические лица обычно приобретают авто в лизинг — ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

В организации есть служебный автомобиль. Генеральный директор организации использует его также и для личных целей.

Какими внутренними документами должна быть закреплена в организации возможность ис­поль­зо­ва­ния директором автомобиля для личных целей?

Какие налоговые риски в части исчисления и уплаты НДФЛ возникают в связи с таким использованием?

Ответ:

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях прямо законом не установлен, но вы можете предусмотреть такую возможность в трудовом договоре, а также в специальном локальном нормативном акте. После этого рекомендуем издать приказ об использовании служебной машины в личных целях и составить акт приема-передачи транспортного средства.

Если сразу при приеме на работу вы желаете разрешить генеральному директору использовать служебную машину в личных целях, то в трудовом договоре рекомендуем прописать следующие условия:

возможность использовать служебный автомобиль в личных целях и условия его использования (например, запрет выезда за пределы города и другие);

характеристики автомобиля (в частности, марку, государственный номер);

порядок приема-передачи служебного автомобиля для использования в личных целях, а также возврата и прекращения использования служебной машины в личных целях (например, в одностороннем порядке с вашей стороны);

срок, в течение которого генеральный директор может использовать свой служебный автомобиль в личных целях;

порядок оплаты штрафов, ремонта, топлива, иных расходов (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Если генеральный директор уже работает у вас и вы решили предоставить ему служебную машину для использования в личных целях, то заключите с ним дополнительное соглашение к трудовому договору и отразите в нем все указанные выше условия (ст. 72 ТК РФ).

При наличии в Организации локального нормативного акта (коллективного договора), в котором подробно регламентирован порядок использования служебного автомобиля в личных целях, в трудовом договоре его условия вы можете не дублировать.

Достаточно указать условие о возможности использовать служебный автомобиль в личных целях, характеристику автомобиля, срок, на который он передается, и сделать ссылку на локальный нормативный акт.

Главное, чтобы работник (генеральный директор) был ознакомлен с локальным нормативным актом под подпись (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В отношении исчисления и уплаты НДФЛ отметим следующее.

Безвозмездное пользование служебным автомобилем в личных целях является экономической выгодой для пользователя — директора.

При этом доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, полученная в том числе в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам главы 23 НК РФ (п.1 ст.41 НК РФ).

Тем не менее в Вашей ситуации для возникновения у физического лица на­ло­го­об­ла­гае­мо­го дохода необходимо, чтобы у работодателя была возможность опре­де­лить размер полученной им экономической выгоды согласно главы 23 НК РФ.

В самой главе 23 НК РФ порядка определения размера получаемой физическим лицом экономической выгоды нет. Хотя из ее содержания можно сделать вывод, что в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п.1 ст. 210 НК РФ).

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.

Так как положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц безвозмездного пользования служебным автомобилем в личных целях, статья 217 НК РФ не содержит, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (п.1 ст. 211 НК РФ, письмо Минфина России от 09.03.2017 № 03-04-05/13125).

Возникающий доход в натуральной форме, можно рассчитывать, например, исходя из стоимости проката или аренды транспортного средства, аналогичного тому, которым воспользовался работник (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Так же необходимо вести отдельно учет расходов, связанных с использованием служебного автомобиля по служебным поездкам и личным (ГСМ и другие расходы).

По новым правилам, действующим с 1 января 2021 года, путевой лист нужен всегда, и оформлять его должны все фирмы, у которых есть свой транспорт, независимо от их организационно-правовых форм. Факт использования автомобиля для собственных либо коммерческих нужд, на эту обязанность не влияет.

Путевой лист для подтверждения расходов на ГСМ

Для того, чтобы учесть расходы на ГСМ фирме необходимы документы, подтверждающие их приобретение и расход, а также служебный характер поездок.

Перечень документов, подтверждающих расходы на ГСМ, законодательно не установлен.

Факт приобретения ГСМ организация может подтвердить, например:

  • документами об оплате – кассовыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными, талонами на топливо, топливными картами;
  • авансовым отчетом, если ГСМ приобрели на подотчетные деньги;
  • отчетом о движении ГСМ;
  • ведомостями учета выдачи ГСМ;
  • лимитно-заборными картами.

При этом отметим, что все вышеперечисленные документы лишь подтверждают факт приобретения ГСМ.

По мнению чиновников, затраты на приобретение бензина нельзя учесть по налогу на прибыль ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина, ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина.

Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала АЗС лишь подтверждает факт приобретения бензина. А сам факт использования бензина для служебных целей при этом не подтвержден.

Следовательно, отсутствует одно из необходимых условий для учета расходов – их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (ст. 252 Налогового кодекса).

Путевой лист для служебных поездок директора нужен

Основным документом, которые подтвердит расход ГСМ, является путевой лист. На этом всегда настаивали чиновники (письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 № 16-15/116577@).

С его помощью можно установить, во-первых, использование автомобиля в служебных целях. В этом помогут данные о:

  • пробеге и времени фактического использования транспорта;
  • маршруте, по которому авто двигалось в течение дня.

Показания одометра при выезде со стоянки и заезде в конце смены относятся к такому обязательному реквизиту путевого листа – сведения о транспортном средстве. С помощью показаний одометра вы подтвердите пробег автомобиля за рейс или смену.

А вот данные о маршруте движения автомобиля не относятся к обязательным реквизитам путевого листа.

Однако, чиновники и судьи настаивают на том, что эти данные нужны для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить факт использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях (письмо Минфина от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, Арбитражные суды Московского округа в постановлении от 21.08.2018 №№ Ф05-12699/2018, А40-76951/2017, Поволжского округа в постановлении от 2 декабря 2016 года № Ф06-15152/2016).

Во-вторых, путевой лист нужен для того, чтобы подтвердить экономическую обоснованность расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51).

Поэтому, путевой лист надо оформлять даже в случае, если автомобиль используется для служебных поездок по городу и только лишь руководителем фирмы.

Его отсутствие может привести к тому, что налоговики исключат расходы на ГСМ из расчета налога на прибыль.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документами, подтверждающими использование автомобиля для производственных и управленческих нужд организации, могут быть путевые листы, должностная инструкция директора и др.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизационных отчислений, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно в порядке, предусмотренном статьями 258-259.3, пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением автомобиля, списываются в налоговом учете посредством начисления амортизационных отчислений (письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117).

В то же время для признания в целях налогообложения прибыли произведенные организацией расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:

1) экономически обоснованы;

2) документально подтверждены;

3) произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

В то же время, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279, ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494).

Конституционный Суд РФ в своих определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:

расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;

экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата - целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (смотрите также письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/882).

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с четвертым абзацем п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов.

Вами правильно было замечено, что из имеющихся в организации документов должно следовать, что приобретенный автомобиль используется в интересах организации, в служебных, производственных целях, для управленческих нужд. Например, на служебном автомобиле директор по развитию бизнеса может ездить на деловые встречи, переговоры, в госорганы, банк.

По мнению Минфина России и налоговых органов, документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 19.06.2006 N 20-12/54213@).

Заметим, Минфин России в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 указал на то, что "отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции" (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/15 по делу N А40-108772/2014).

Таким образом, путевые листы не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. При этом нетранспортные компании могут разработать форму путевого листа самостоятельно с учетом требований приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Приказ N 152), в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и оформлять его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (пункт 10 Приказа N 152, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 и др., УФНС по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253, от 13.10.2009 N 16-15/107268).

В письмах УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 31.03.2006 N 18-11/3/25186 отмечено, что помимо путевых листов документами, которые подтверждают использование в производственных (служебных) целях приобретенного автомобиля и его пробег до места назначения и обратно, могут являться договоры с поставщиками (покупателями, заказчиками), акты о показаниях спидометров и т.д.

По нашему мнению, документами, подтверждающими использование автомобиля в интересах организации, в первую очередь, могут быть оформленные должным образом путевые листы и должностная инструкция директора (например, если его работа по роду производственной (служебной) деятельности связана со служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями) и др.

Например, в постановление ФАС Московского округа от 17.08.2009 N КА-А40/7936-09 судами установлено и подтверждается материалами дела, что экономическая целесообразность использования в производственной деятельности служебного автотранспорта (в том числе представительского класса) обусловлена объемной договорной деятельностью и видами деятельности предприятия, которое осуществляет оперативное взаимодействие с отраслевыми диспетчерскими управлениями, службами и профильными центрами, информационно-технологическое взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, издает периодическое печатное издание, отдельные графические и фотографические материалы, оказывает услуги по производству, размещению и распространению рекламы, участвует в специализированных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и конкурсах и т.д. В результате суды сделали вывод об экономической целесообразности понесенных предприятием расходов на содержание и ремонт автотранспортных средств.

Полагаем, организация может использовать также аргументацию, что приобретенный автомобиль бизнес-класса необходим для повышения деловой репутации общества, для статуса компании в глазах партнеров (потребителей, в том числе потенциальных). При этом обосновать свою аргументацию организации лучше в письменном виде в локальном нормативном акте (приказе, распоряжении и т.п.). Также в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к нему) лучше оговорить условия предоставления должностному лицу (директору по развитию бизнеса) автомобиля (постановления ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14090-09-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-5366/2006(25680-А27-15)).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;

- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

- Энциклопедия решений. Путевой лист;

- Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. Форма соглашения об изменении условий трудового договора и порядок его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Экспертиза статьи: Сергей Родюшкин, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Все расходы, принимаемые в расчет при исчислении базы по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Расходы на обслуживание легкового автотранспорта не являются исключением. Но в ситуации, когда автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей, могут возникнуть сложности с налоговым учетом расходов на ГСМ. Один из авторов журнала «Актуальная бухгалтерия» порекомендовал как фирме можно подстраховаться от претензий проверяющих.

Путевой лист: выбираем удобный вариант

Расходы на приобретение топлива в налоговом учете списываются не сразу.
Исходя из разъяснений налоговиков (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 № 16-15/068679@) стоимость приобретенного, например, по топливным картам бензина нельзя включить в состав расходов ни в момент уплаты авансовых платежей (т. е. на дату приобретения карты), ни в момент фактической заправки бензина и списания с топливной карты его стоимости. Это связано с тем, что заправка бензина в топливный бак на основании чека терминала АЗС подтверждает только факт его приобретения, но не доказывает его целевое использование.

Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, по мнению чиновников, является путевой лист, который предназначен для учета и контроля работы транспортного средства и водителя (п. 14 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Перевозка пассажиров и багажа, грузов, в частности, легковыми автомобилями без оформления путевого листа запрещается.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152):

1) наименование и номер;
2) сведения о сроке действия;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.

При оформлении путевых листов имейте в виду, что унифицированные формы (п. 2 пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78; письмо Минфина России от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214 ) этого документа, утвержденные Госкомстатом России, обязаны применять только автотранспортные организации.

Все остальные компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно. При выборе последнего варианта учтите, что такой бланк путевого листа должен быть утвержден в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты (указаны выше).

Обратите внимание: перечень обязательных реквизитов не требует вписывать маршрут следования автомобиля. То есть в собственную форму путевого листа компания может не включать эту информацию, что особенно важно, если автомобиль используется не только для служебных, но и для личных целей.

Эти же выводы подтверждает и судебная практика.

Например, интерес представляет одно из решений ФАС Северо-Западного округа, которое было принято в пользу компании (пост. ФАС СЗО от 23.11.2009 по делу № А56-4991/2009).

Из документа:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 г. № А56-4991/2009

Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы, и в совокупности с иными первичными документами, оформленными Обществом в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, подтверждают их экономическую оправданность.

Налоговый орган указывал на то, что в ежемесячно составляемых фирмой путевых листах и отчетах по расходу ГСМ отсутствуют сведения о маршруте следования служебных легковых автомобилей, ежедневном количестве рейсов, номерах водительских удостоверений. Также не указаны дата, время выезда и возвращения в гараж автомобилей, показания спидометра, остатки топлива в баке на начало и конец каждого дня и его ежедневный расход.

Но фирма в обоснование своих затрат представила следующие документы: инструкции по использованию служебных легковых машин, утвержденные приказами директора, приказы о порядке использования служебного транспорта, ведомости выдачи талонов на топливо, регистры бухгалтерского учета талонов, путевые листы.

Судьи сделали вывод, что при решении вопроса о документальном подтверждении расходов для определения базы по налогу на прибыль принимаются любые, даже косвенные доказательства.

Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными надлежащим образом, подтверждают их экономическую оправданность.

Еще одно положительное для фирм судебное решение было принято ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10 ).

Из документа:
Постановление ФАС Московского округа от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10

суды исходили из того, что налоговым органом не представлено доказательств, что данные расходы являются необоснованными, а отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.

Кроме того, форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 носит обязательный характер только для автотранспортных организаций.

Налоговики пытались доказать, что если в путевых листах не указан маршрут следования автомобиля, то такой документ не может подтверждать расходы на приобретение ГСМ.

Обосновывая произведенные расходы, фирма представила первичные документы на получение топлива от поставщиков, их отчеты об объемах произведенных заправок автомобилей, платежные поручения, нормы расхода топлива, утвержденные приказом руководителя. Кроме того, путевые листы с указанием всех обязательных реквизитов, подтверждающие ежедневный пробег автомобиля, с информацией о получении и расходовании топлива, ежемесячные акты на списание топлива, оформленные должным образом.

Выводы суда были следующими: налоговым органом не доказано, что расходы на ГСМ являются необоснованными, а отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении произведенных расходов.

Как видим, организации имеют полное право включать затраты на бензин в состав налоговых расходов на основании документов, подтверждающих факт приобретения бензина, и самостоятельно разработанной формы путевого листа, в которой отсутствует маршрут следования. При этом путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца (п. 10 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

И если из каких-либо других документов не следует непроизводственный характер поездок (например, из должностной инструкции водителя или письменных поручений директора), то компания вправе полностью учесть затраты на бензин (в т. ч. и израсходованный в поездках для личных целей) в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Минусы унифицированного путевого листа

Если же фирма применяет унифицированную форму путевого листа, то необходимо заполнять графу «Место отправления и назначения» и все остальные реквизиты данной формы, ведь удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. пост. Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).

Из документа:
Постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20

В унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Поэтому следует тщательно проверять, чтобы в качестве мест отправления и назначения не были указаны «подозрительные» адреса, которые могут послужить для налоговиков сигналом, что поездка не связана с исполнением директором своих обязанностей.

Если сведения о маршруте не указаны или пункты назначения говорят о непроизводственном характере поездки, фирма не сможет принять в состав расходов для целей исчисления прибыли эти затраты на бензин.

Кроме того, в такой ситуации у сотрудника возникает доход в натуральной форме в виде стоимости топлива, с которого организация, будучи налоговым агентом, должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить обязательные страховые взносы (ст. 211, 226 НК РФ; ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

НДС, принятый к вычету со стоимости непроизводственного бензина, тоже может быть признан налоговым органом необоснованным (п. 1 ст. 171, п. 2 ст. 172 НК РФ).

Списание топлива — строго по норме

Также следует помнить, что расходы на бензин являются нормируемыми. И хотя в Налоговом кодексе не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль, нормы расхода содержатся в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р).

Эти нормы расхода топлива обязаны применять не только автотранспортные предприятия, но и все фирмы, которые эксплуатируют автомобили. Они предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению.

Следовательно, во избежание претензий налоговиков количество фактически израсходованного топлива компании необходимо сопоставлять с нормами, которые содержатся в Методических рекомендациях (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57).

Из документа:

Письмо Минфина России от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57
при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р.

В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, фирме следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).

Читайте также: