Вознаграждение старшему по дому налогообложение

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 сентября 2020 г. № 03-15-05/85360 Об обложении страховыми взносами и НДФЛ вознаграждения, выплачиваемого председателю совета многоквартирного дома и членам совета МКД

Департамент налоговой политики рассмотрел по компетенции обращение и по вопросам обложения страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц вознаграждения, выплачиваемого председателю совета многоквартирного дома (далее - МКД) и членам совета МКД, сообщает следующее.

1. Об обложении страховыми взносами

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Частью 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предусмотрено, что в случае, если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме.

Согласно нормам частей 2 и 3 статьи 161 и части 6 статьи 161.1 Жилищного кодекса на общем собрании собственников помещений в МКД выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), а также из числа членов совета МКД избирается председатель совета МКД.

Исходя из положений части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета МКД, которое должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

При принятии решения о выплате вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД собственники исходят из перечня полномочий, относящихся к компетенции указанных лиц, которые установлены частями 5, 7 и 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса.

При этом положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Учитывая вышеупомянутые положения части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса в договоре управления МКД, заключаемом собственниками помещений в МКД с управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляются управляющей организацией, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации, в том числе и обязанность по начислению и выплате указанного вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников помещений в МКД.

Таким образом, если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанным лицам, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД и члены совета МКД - застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, трудовые отношения у председателя совета МКД и членов совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация является плательщиком страховых взносов с сумм вознаграждений, производимых ею в пользу указанных застрахованных в системе обязательного социального страхования лиц в рамках трудовых отношений на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса, в силу договора управления МКД, в котором собственники помещений в МКД уполномочили управляющую организацию от своего имени производить выплаты вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД и, соответственно, начислять на данные выплаты страховые взносы.

При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Кроме того, считаем, что источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанных вознаграждений.

Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское′страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Так, размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В настоящее время основная категория плательщиков страховых взносов - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы с выплат в пользу физических лиц независимо от их возраста, статуса (пенсионер, инвалид и т.д.) и вида осуществляемой деятельности и размера вознаграждения.

Требование полной уплаты страховых взносов с выплат любому работнику отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.

Учитывая изложенное, освобождение от уплаты страховых взносов вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД приведет к уменьшению размера выплат страхового обеспечения данных категорий граждан по соответствующим видам обязательного социального страхования, в частности, размера пенсии. При этом в случае, если председатель совета МКД и члены совета МКД являются пенсионерами, они не будут иметь право на перерасчет размера получаемой пенсии.

Также следует отметить, что освобождение сумм вознаграждения указанных лиц от уплаты страховых взносов создаст прецедент, учитывая, что в подобных случаях, например, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и др., производящие аналогичные выплаты вознаграждений физическим лицам, осуществляющим управленческие функции (председателям и членам правления товариществ и кооперативов), облагают такие выплаты страховыми взносами.

2. Об обложении налогом на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса для целей обложения налогом на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Таким образом, ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое председателю совета МКД и членам совета МКД, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке с применением налоговой ставки в размере 13 процентов (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса), если налогоплательщик признается налоговым резидентом Российской Федерации.

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов освобождение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц вознаграждений председателю совета МКД и членам совета МКД не предусмотрено.

Заместитель директора
Департамента
В.А. Прокаев

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос об обложении страховыми взносами и НДФЛ вознаграждения, выплачиваемого председателю и членам совета многоквартирного дома.

В частности, ведомство считает, что источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД. Они должны предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанных вознаграждений.

НДФЛ с вознаграждений удерживается в общем порядке.

В быту старший по многоквартирному дому или подъезду, ранее назывался управдомом — ответственное лицо, наделенный рядом прав и обязанностей, представляющий интересы собственников квартир перед управляющей компанией, органами власти и службами ЖКХ.

Важно! На основании статьи 161.1 ЖК, если нет товарищества собственников или управляющего кооператива, жильцы помещений на общем собрании обязательно избирают совет. Который определяет ответственное лицо — председателя совета.

Ни о каком выборе старшего по дому не может быть и речи, выборы будут являться юридически не законы, так как в жилищном законодательстве не содержится нормативной базы относительно должности «Старший по многоквартирному дому».

В ситуации, когда собственники помещений в доме не избрали самостоятельно совет МКД и председателя, к процедуре могут подключиться управляющая организация или местная администрация. Тогда они назначают их своим решением и, скорее всего, такой совет дома окажется более лояльным к УК, чем к жильцам.

Орган местного самоуправления, управляющая компания или совет дома вправе регламентировать права и обязанности председателя по многоквартирному дому своими нормативными актами.

В советские времена такая практика была обычным делом, и управдомы наделялись полномочиями решать вопросы относительно любых действий в отношении многоквартирного дома. Сегодня понятие управдом трансформировалось в председателя по дому, но смысл от этого не поменялся. На него также возлагаются полномочия отстаивать интересы собственников помещений и принимать активное участие в улучшении качества их быта.

Функции совета и председателя многоквартирного дома

В пункте 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса определяет следующие функции совета МКД:

  • обеспечение выполнения решений общего собрания собственников помещений в доме;
  • вынесение на обсуждение важных вопросов и предложений относительно управления домом, содержания и ремонта жилья, пользования общим имуществом;
  • представление собственникам помещений заключений по проектам договоров для обсуждения на общем собрании;
  • осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по управлению домом;
  • предоставление отчета о проделанной работе на ежегодном общем собрании собственников МКД;
  • принятие решений о текущем ремонте общего имущества.

Председатель совета выполняет функции:

  • вступает в переговоры с УК от лица собственников относительно условий управления домом до принятия решения на общем собрании;
  • заключает договор управления МКД на основании доверенности, выданной собственниками;
  • контролирует работу УК в части выполнения своих обязательств, подписывает акты приемки работ и т.д.;
  • представляет в суде интересы собственников (на основании доверенности) по делам управления домом.

В соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ перечень указанных функций может быть расширен решением общего собрания.


Права и обязанности председателя совета в 2021 году

В обязанности председателя по МКД входят:

1. Контролирующие функции за:

  • работой жилищно-эксплуатационной организации по уборке прилегающих к дому территорий и их благоустройству;
  • содержанием мест и объектов общего пользования в чистоте и порядке. При обнаружении недостатков «старший по дому» должен принять меры сообща с управляющей организацией;
  • проведением работ по текущему и капитальному ремонту дома;
  • соблюдением норм законодательства по санитарному, экологическому, противопожарному, эксплуатационному содержанию жилого фонда и мест общего пользования.

2. Внесение предложений по вопросам содержания и хранения имущества, относящегося к общедомовому.

3. Информировать жильцов дома о:

  • правилах и нормах пользования жилыми и нежилыми помещениями;
  • контактах управляющей организации, эксплуатационных служб в случае возникновения аварий;
  • льготах на оплату коммунальных услуг, которые предоставляются определенным категориям граждан.

4. При возникновении чрезвычайных или аварийных ситуаций в жилом фонде и местах общедомового назначения информировать управляющую организацию и компетентные службы, контролировать ход их ликвидации.

5. Оказывать содействие органам противопожарного контроля, внутренних дел, а также социальной защиты.

6. Хранить копии протоколов общих собраний жильцов многоквартирного дома, а также ключи от служебных помещений, электрических щитов и т.д.

Следует заметить, что основной обязанностью председателя по дому является работа с жильцами, разъяснение их прав и обязанностей по эксплуатации жилого сектора, мест общего пользования, а также общедомового имущества, а также тесное взаимодействие с управляющей организацией.

Исходя из обязанностей, председатель совета наделяется следующими правами:

  1. Получать полную информацию от управляющей организации относительно исполнения ими обязательств. При обнаружении случаев ненадлежащего исполнения требовать устранения нарушений, в том числе через контролирующие структуры.
  2. Вносить предложения по планированию ремонтных работ, улучшений мест общего пользования в рамках текущих расходов. Контролировать расходы на проведение таких работ.
  3. Участвовать в разработке плана капитального ремонта дома совместно с управляющей организацией.
  4. Принимать участие в работе комиссии по приемке выполненных работ, оценивать их качество.
  5. Проводить мероприятия в отношении лиц, нарушающих правила пользования нежилыми и жилыми помещениями дома.
  6. Инициировать проведение общего собрания жильцов.
  7. Избираться в состав районного домового комитета.

Как проходят выборы председателя по дому?

Председатель по дому может быть назначен только в результате голосования собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Это может происходить путем:

  • очного голосования (на общем собрании);
  • заочного (заполнение листов голосования).

Чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо участие не менее 2/3 собственников. Арендаторы в голосовании участвовать не вправе.

Избирается председатель только из числа собственников квартир в доме. Для чего ему достаточно заручиться хотя бы половиной голосов. Срок полномочий может быть определен индивидуально с правом их продления путем переизбрания на следующий срок.

Избрание и переизбрание председателя по МКД проходит в ходе проведения очередного или внеочередного собрания жильцов. Каждое собрание обязательно протоколируется.

Протокол станет документом, подтверждающим назначение, а также устанавливающим срок полномочий, уровень зарплаты и перечень льгот. По окончании указанного срока полномочия «старшего по дому» продлевают или переизбирают другого, обычно это 2 года.

Доверенность

Полномочия представителя собственников должны подтверждаться соответствующей доверенностью, выдаваемой самими собственниками помещений в МКД. Это является обязательным, если от их имени председатель совета наделен полномочиями подписывать договора управления. Так же гражданский кодекс в ст. 182 регулирует вопросы представительства одного гражданина от имени другого (или группы лиц). Оно происходит только на основании доверенности.

Если же собственники не наделяют «старшего по дому» полномочиями для заключения сделок, доверенность ему выдавать не обязательно.

Зарплата председателя

Решение о назначении компенсации за работу председателя по дому должно приниматься жильцами на общем собрании.

Варианты оплаты:

  1. Чаще всего это скидка в виде льготы на оплату коммунальных услуг, которая применяется ежемесячно. Как правило, представителя МКД могут освободить от некоторых платежей (например, за домофон, услуги консьержа и т.д.).
  2. Другим вариантом является добровольная передача денежных средств жильцами совету многоквартирного дома, который затем распределяет их в качестве зарплаты за работу между собой, включая председателя.

Как таковая заработная плата «старшему по дому» не должна предусматриваться со стороны управляющей компании, поскольку с ним УК не состоит в трудовых отношениях. Неправильным считается также организация сбора в счет оплаты работы председателю по дому с жильцов отдельной строкой в платежках. В этом случае управляющая организация обязана уплачивать с таких сумм налоги.

Нужен ли договор на вознаграждение? Если же управляющая компания принимает решение о начислении и выплате представителю по дому заработный платы, то с ним необходимо заключить договор. Соглашение необходимо составить и в случае, когда жильцы добровольно собирают ему средства в качестве компенсации за работу. В таком договоре отражаются следующие моменты:

  • размер ежемесячной оплаты;
  • условия и дата получения заработной платы;
  • условия применения льгот и установления премиальных выплат;
  • действия, в результате которых «старший по дому» может быть лишен оплаты труда.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Вознаграждение устанавливается на общем собрании собственников

Общее собрание собственников вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета МКД (ч. 8.1. ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение собрания по вознаграждению председателю совета МКД должно содержать:

— условия выплаты вознаграждения;

— порядок выплаты вознаграждения;

— порядок определения размера вознаграждения.

Зарплата или вознаграждение председателю совета МКД

В ЖК РФ указано на возможность установления вознаграждения (ч. 8.1. ст. 161.1 ЖК РФ ).

В свою очередь, зарплата имеет место быть, когда правоотношения сторон оформляются трудовым договором, где сотрудник работает по должности согласно штатному расписанию, под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 15 ТК РФ).

При ведении деятельности председатель совета МКД не является работником и не подчиняется напрямую УО или собственникам помещений (которые теоретически могут выступать как работодатели), председатель совета МКД выполняет определенные функции, обусловленные положениями ЖК РФ и решением общего собрания.

Минфин в письме от 7 февраля 2018 г. № 03-15-05/7618 отразил мнение, что выплата вознаграждения председателю совета МКД связана с выполнением им управленческих функций и правоотношения между ним и собственниками помещений регулируются нормами гражданского законодательства.

Коллеги с acato.ru, изучая вопрос об оформлении правоотношений между председателем совета МКД и УО, сделали вывод:

Запрещено заключать трудовой договор, в котором управляющая организация — работодатель, члены и (или) председатель совета МКД — работник. Члены и председатель совета МКД по роду своей деятельностью контролируют исполнение условий договора управления с управляющей организацией и не могут зависеть от нее как от работодателя. В случае заключения трудового договора произойдет конфликт интересов — члены и председатель совета МКД являются представителями собственников и должны представлять их интересы, соответственно, не могу зависеть от управляющей организации в материальном плане.

Таким образом, учитывая положения ЖК РФ верным будет говорить не о зарплате, а о вознаграждении председателю совета МКД.

Какое количество голосов надо для утверждения вознаграждения?

Для принятия решения о выплате вознаграждения председателю совета МКД необходимо простое большинство голосов об общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников помещений в МКД. Это общее правило установлено в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ и в части вознаграждения не закреплено исключения в виде принятия решения не менее 2/3 и т.д.

В итоге, для вознаграждения достаточным будет наличия кворума больше 50 % от количество голосов в доме + от этого кворума должны проголосовать большинство голосов, принявших участие в собрании.

Предоставили протокол УК, а они отказываются включать в платежку строку «вознаграждение председателю совета МКД»

Данная ситуация возможна, когда перед проведением собрания, не были оговорены вопросы: кто будет начислять вознаграждение и предъявлять его к оплате собственникам?

Выделяется два варианта сбора вознаграждения:

  • через УО, посредством включения дополнительной строки в платежный документ;
  • через расчетный центр.

Учитывая, что процесс предоставления платежных документов и ведения учета, требует трудовых ресурсов, то за такую работу придется платить: в УО или в расчетный центр.

Минстрой в письме от 29 сентября 2015 г. N 32395-ОГ/04 указывает, что выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация, а для закрепления обязанности УО производить начисления необходимо внести в договор управления условия:

  • начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
  • с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Вариант через расчетный центр теоретически не исключен, но на практике он будет дороже, чем вариант сотрудничества с УО, поэтому он не применяется.

Пунктом 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера. Принять решение о выплате вознаграждения может только общее собрание собственников.

Однако такая «возможность» законодательно практически не урегулирована и порождает много вопросов, касающихся практического ее применения, а именно обязанности уплаты страховых взносов и НДФЛ, а также лице, обязанном такие удержания производить.

В данной статье попробуем прояснить с Вами неопределенности и разобрать имеющиеся позиции относительно данной ситуации, приведем и проанализируем позиции государственных органов, касающиеся страховых выплаты и оплаты НДФЛ с вознаграждений, выплачиваемых членам и председателям совета многоквартирного дома (далее — МКД).

Позиция Минстроя России

По мнению Минстроя России (Письмо Минстроя России от 29 сентября 2015 г. № 32395-ОГ/04) в договору управления необходимо установить дополнительные обязанности управляющей организации по начислению взносов на вознаграждение и его выплату.

В таком случае Минстрой РФ полагает, что «управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ».

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается доход в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Минстрой РФ дополнительно отмечает, что в части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Одни из первых писем Минфина также поддерживали позицию Минстроя относительно обязанности оплаты страховых взносов. Однако со временем Минфин изменил свое мнение и привел к этому надлежащее обоснование.

Позиция Минфина России

Так, в первых письмах Минфина России от 22 декабря 2016 г. № 03-04-05/77120, от 26 октября 2016 г. № 03-04-06/62484, письмах ФНС России от 06 декабря 2016 г. № БС-19-11/183, от 10 октября 2016 г. № БС-4-11/19174@ выражено мнение, что управляющая организация в случае осуществления посреднической деятельности не является налоговым агентом по отношению к председателю совета МКД. Данная позиция обосновывалась следующим образом: «Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса. В случае если деятельность управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме, в частности по выплате вознаграждения председателю многоквартирного дома за счет собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация, по мнению Департамента, не признается налоговым агентом в отношении таких выплат, поскольку не является источником дохода указанных физических лиц. Обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы физических лиц определенными категориями налогоплательщиков установлена статьей 228 Кодекса».

Как мы видим, позиция Минфина в данном случае сходна с позицией Минстроя России. Однако позднее Минфином выражено противоположное мнение.

Так, по вопросу уплаты НДФЛ Минфин указывает, что «если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве налогового агента и обязана исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации» (Письмо Минфина России от 23 октября 2017 г. № 03-15-07/69463).

Касательно выплаты страховых взносов в письме Минфина России от 07 февраля 2018 г. № 03-15-05/7618 выражена следующая позиция: «выплата вознаграждения председателю совета МКД связана с выполнением им управленческих функций и правоотношения между ним и собственниками помещений регулируются нормами гражданского законодательства. Следовательно, вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, в том числе лицам, являющимся председателями советов МКД, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения председателю совета МКД. Таким образом, на основании положений пункта 1 статьи 419 (Налогового) Кодекса управляющая организация является плательщиком страховых взносов с сумм вознаграждения, производимого ею в пользу председателя совета МКД».

Своим Письмом от 12 июля 2018 г. № 03-15-06/48555 Минфин России еще раз указал, что, если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве налогового агента и обязана исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.

Также Минфин России указывает на то, что источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанного вознаграждения.

Минфин указывает, что собственникам при принятии решения о выплате вознаграждения необходимо предусмотреть и рассчитать суммы необходимых отчислений (и страховых взносов, и НДФЛ), чтобы в дальнейшем, ни у управляющей организации, ни у них самих не возникло спора — с какой суммы необходимо рассчитывать предусмотренные взносы, где «добирать» недостающую сумму и иные.

Отметим, что Минфин России не дает однозначного ответа, поскольку в своих письмах указывает, что «вопрос о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, в рамках иных отношений между управляющей организацией, председателем совета МКД и собственниками помещений в МКД требует экспертизы соответствующих договорных отношений».

Дополнительно отметим, что между членами и председателем совета дома и управляющей организацией не может быть заключен трудовой договор, заключение гражданско-правового договора находится также под сомнением, поскольку деятельность такими лицами осуществляется в интересах собственников многоквартирного дома и при осуществлении работ у УО возникает конфликт интересов. Более подробно об этом мы поговорим в настоящей статье далее.

Судебная практика

Однозначной позиции у судов также на настоящий момент не сформировано, Верховным Судом РФ подобные вопросы не рассматривались, судебная практика в основном сложилась на уровне судов первых и апелляционных инстанций. Принятие решения судом индивидуально, будет зависеть от конкретной ситуации и обстоятельств дела.

1. Обратим внимание на Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-западного округа по делу № А26-1411/2013 от 12 декабря 2013 г. (на момент принятия указанного Постановления жилищным законодательством не было предусмотрено вознаграждение членам и (или) председателю совета дома, и именно на это постановление ссылался Минстрой в своем письме, о котором мы говорили выше в данной статье).

В данной ситуации было два субъекта — расчетный центр, уплачивающий вознаграждение, и управляющая организация. НДФЛ с полученного председателем совета дома вознаграждения уплачивал расчетный центр. Суд пришел к следующему выводу: вознаграждение председателю совета дома не является операцией Общества по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (доходом Общества) и поэтому НДС на его сумму не начисляется.

2. В определении Приморского краевого суда от 31 марта 2014 г. по делу № 33-2590 пришел к выводу, что управляющая организация обязана удерживать и уплачивать сумму НДФЛ с вознаграждения. Так, деятельность по контролю за исполнением управляющей компанией обязательств, возникших на основании договора управления многоквартирным домом, не является услугой, оказываемой ответчику, а связана с представлением интересов собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляется в их интересах и на основании их решения. В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 226 НК РФ управляющая компания является налоговым агентом, в связи с чем обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для уплаты налога ответчиком, признается несостоятельным».

3. В постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-1818/17 от 03 мая 2017 г. по делу № А60-3944/2016 суд пришел к выводу о том, что управляющая организация не должна удерживать страховые взносы и перечислять их в соответствующий бюджет, поскольку отношений непосредственно с управляющей организацией председатель совета МКД не имеет. Так, «при отсутствии между председателем совета многоквартирного дома и обществом трудового договора или гражданско-правового договора, при отсутствии выполнения такими физическими лицами для общества работ или оказание ими для общества услуг, не имеется объекта налогообложения страховыми взносами с сумм, переданных данным лицам управляющей компанией». Решения о выплате вознаграждения старшему по дому (председателям совета дома), членам правления за выполнение возложенных на них функций принято общим собранием, но не управляющей компанией. Источником поощрения председателю многоквартирного дома являются платежи собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в размерах, установленных собранием».

4. К аналогичному выводу пришел суд в постановлении арбитражного суда Поволжского округа № Ф06-19409/2017 от 17 апреля 2017 г. по делу № А72-11114/2016: управляющая организация не уплачивает страховые взносы, так как источником платежей не является. Судом отмечено, что отсутствуют доказательства того, что были установлены факты заключения с физическими лицами, являющимися председателями совета многоквартирного дома, трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг для общества (управляющей компании), а также того, что выплаты, на которые были начислены страховые взносы, производились именно в рамках трудовых отношений, возникших между указанными лицами и управляющей компанией. Также указано, что собранные обществом с собственников помещений денежные суммы, платой управляющей компании председателю совета за выполненную им для нее работу или оказанную ей услугу не являются. Фактически, источником данных выплат являются денежные средства собственников помещений многоквартирного дома, а не управляющей компании.

Поскольку на настоящий момент существуют лишь единичные случаи судебной практики, то сказать однозначно, какой общей позиции придерживаются суды при разрешении споров о субъекте выплаты НДФЛ и страховых взносов, и об обязательности выплаты страховых взносов не представляется возможным. Обобщив лишь имеющиеся единичные случаи можно сказать, что НДФЛ подлежит оплате, страховые взносы подлежат оплате в случае, если были заключены договорные отношения с председателем.

Дополнительно отметим, что физическое лицо — член или председатель совета дома самостоятельно страховые взносы не оплачивают, и в случае начисления вознаграждения через третью организацию (неважно — управляющая организация этим занимается или какая-либо иная) страховые взносы и НДФЛ удерживаются этой организацией.

В случае, даже если собственники в договоре с УО предусмотрели, что НДФЛ оплачивается непосредственно членом (председателем) совета дома, обязанность по оплате НДФЛ все равно лежит на управляющей организации. Этот вопрос был раскрыт в письме Минфина России от 09 марта 2016 г. № 03-04-05/12891.

Обратим внимание, что необходимые налоги и сборы только перечисляются управляющей организацией по поручению собственников, возмещать недостающие суммы из своих средств у УО обязанности нет, соответственно, собственники при назначении размера вознаграждения должны предусмотреть также то, что необходимо оплачивать с него налоги.

Выводы

Вознаграждения, выплачиваемые членам и председателям советов МКД, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Судебная практика в ряде случаев указывает на отсутствие необходимости оплачивать страховые взносы с вознаграждения. Однако устоявшейся практики нет в связи с редкими обращениями и ссылается на нее в обоснование достаточно сомнительно.

В случае, если выплаты производятся управляющей организацией в соответствии с договором, то она должна удержать размер страховых взносов и НДФЛ и уплатить их в соответствующий бюджет.

Безусловно, никакой организации не захочется брать на себя обязательства, которые могут закончится для нее дополнительными расходами. И цель собственников состоит в убеждении управляющей организации собирать и начислять вознаграждение, отчислять страховые взносы, выплачивать это вознаграждение. Соответственно, условия совершения таких выплат должны быть прозрачными и проходить для управляющей организации без дополнительных проблем и затрат.

Взаимодействие собственников помещений с управляющей организацией по поводу выплаты вознаграждения председателю и членам советов МКД, в том числе вопросы включения соответствующих положений в договор управления, будут рассмотрены в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО.

Еще раз о вознаграждении председателю совета МКД, но уже другие аспекты. I часть


Тема уплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома затрагивалась нами неоднократно, в т.ч. вопрос о необходимости уплаты налогов и страховых взносов с такого вознаграждения. Статьи на эту тему размещены здесь и здесь .

На сегодняшний день позиция Минфина России не изменилась.

Как и прежде он считает, что если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае, несмотря на то, что трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, именно управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД - застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Не изменилось мнение министерства и по поводу уплаты НДФЛ.

Минфин России полагает, что если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве налогового агента и обязана исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.

Данные подходы к уплате страховых взносов и налоговых платежей приведены в Письме от 09.04.2020 N 03-04-05/28105.

Судебная же практика по данному вопросу и сейчас порой складывается в пользу управляющих организаций (см., например, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2020 N Ф07-16026/2019 по делу N А05-1693/2019, Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 мая 2019 г. по делу № А71-169/2019), в связи с чем можно констатировать, что ясности в регулировании соответствующих отношений так и не прибавилось.

Но сегодня в статье мы хотели бы затронуть несколько иные аспекты, связанные с уплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, а именно ситуацию, когда собственники помещений МКД на общем собрании приняли решение о возложении на управляющую организацию обязанностей по начислению, сбору и выплате председателю совета многоквартирного дома вознаграждения за счет средств собственников помещений, которые они будут вносить управляющей организации на основании выставляемых ею платежных документов, в которых отдельной строкой будет указан вид платы «вознаграждение председателю совета многоквартирного дома».

После ознакомления с таким решением общего собрания собственников у управляющей организации возникает закономерный вопрос о том, каким образом оформить отношения по выплате председателю совета МКД вознаграждения, ведь жилищное законодательство не содержит никаких прямых указаний на этот счет, ограничившись в ч. 8.1. ст. 161.1. Жилищного кодекса РФ требованием о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выплате вознаграждения председателю совета МКД должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

В п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ указано, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Следовательно, для того, чтобы у управляющей организации возникла обязанность осуществлять действия по начислению вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, сбору и перечислению ему собранных средств, недостаточно одного только решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, необходимо еще и согласие самой управляющей организации на осуществление данных действий на предложенных собственниками условиях, а также заключение договора, предусматривающего их выполнение (или расширение круга обязанностей управляющей организации по действующему договору управления многоквартирным домом путем включения в него дополнительных условий, если изначально условиями такого договора не предусматривалось наделение управляющей организации дополнительными обязанностями только по решению общего собрания собственников помещений без подписания дополнительного соглашения к договору управления).

Проведенный нами анализ судебной практики по спорам, связанным с уплатой вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет поступивших от собственников помещений денежных средств на указанные цели, позволяет сделать вывод о том, что для оформления соответствующих отношений используются в основном такие договоры как:

Договор управления многоквартирным домом (в него включаются условия об обязанностях управляющей организации осуществлять начисление, сбор и выплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома);

Агентский договор, по условиям которого управляющая организация выступает агентом собственников помещений в многоквартирном доме, который по поручению, от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома осуществляет сбор и перечисление вознаграждения председателю совета многоквартирного дома за счет денежных средств, полученных от собственников помещений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 304-КГ18-25750 по делу N А27-23844/2017);

Договор возмездного оказания услуг, согласно предмету которого уполномоченный представитель (Председатель совета МКД) обязуется представлять интересы всех собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с полномочиями, предоставленными собственниками помещений в МКД, а управляющая организация обязуется оплачивать оказанную услугу в размере, утвержденном протоколом общего собрания собственников на текущий год (см. например, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 29.03.2018 по делу N 33-2345/2018).

Следует отметить, что по мнению Минстроя России, изложенному в Письме от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04, наиболее приемлемым является вариант выплаты вознаграждения, при котором договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно пп. 5 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

Приведенное мнение Минстроя России о том, что именно договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию могут быть возложены дополнительные обязанности, связанные с начислением, сбором, выплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома разделяют и некоторые суды (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 N 07АП-10192/2017 по делу N А27-9838/2017).

Кроме того, суды отмечают, что для включения в платежный документ, выставляемый собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, отдельной строки «вознаграждение председателю совета многоквартирного дома» необходимо, чтобы соответствующая возможность была предусмотрена условиями договора управления многоквартирным домом, иначе соответствующие действия управляющей организации признаются незаконными, поскольку п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, допускает размещение в платежном документе только тех сведений, которые прямо перечислены в названном пункте, а также сведений, включение которых в платежные документы предусмотрено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в рассматриваемом нами случае - договором управления многоквартирным домом (см., например, уже упомянутое выше Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016).

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что урегулировать отношения, связанные с начислением, сбором и выплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома с привлечением управляющей организации можно путем включения в договор управления следующих условий об обязанностях управляющей организации по начислению, сбору и выплате председателю совета МКД вознаграждения, в т.ч. об обязанности управляющей организации ежемесячно (или с иной периодичностью) осуществлять действия:

по начислению вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений МКД (Протокол № _ от ___),

по выставлению в платежных документах, представляемых собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, отдельной строкой платы в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (Протокол № _ от __). Указанное вознаграждение не входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и оплачивается собственниками помещений дополнительно к указанным видам платы.

по выплате вознаграждения председателю совета многоквартирного дома путем _________________ (в этом условии нужно указать, каким способом будут перечисляться/выдаваться денежные средства председателю совета МКД, например, путем перечисления денежных средств на счет председателя совета многоквартирного дома, реквизиты которого должны быть предоставлены им управляющей организации путем _______________ не позднее ______________) в размере поступивших от собственников помещений многоквартирного дома денежных средств в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома.

Также в договор управления необходимо включить следующие условия:

о том, кто, в какие сроки и каким способом обязан уведомить управляющую организацию о прекращении конкретным лицом осуществления полномочий председателя совета многоквартирного дома и о выборе нового председателя совета МКД;

о том, что в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об изменении размера вознаграждения председателю совета МКД, управляющая организация принимает на себя обязательства начислять такое вознаграждение в измененном размере с даты, указанной в решении собственников помещений, без внесения дополнительных изменений в договор управления;

о последствиях не уведомления (несвоевременного) уведомления управляющей организации о прекращении полномочий председателя совета МКД, о его переизбрании, об изменении реквизитов его банковского счета, об изменении размера вознаграждения и т.д.;

о том, начисляются ли пени собственникам помещений, несвоевременно или не в полном объеме внесшим плату в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, и если начисляются, то в каком размере. Кроме того, если принято решение о начислении пени, то необходимо указать, что их размер указывается управляющей организацией в платежном документе, выставляемом собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

о том, осуществляет ли управляющая организация работу по взысканию задолженности собственников помещений по внесению платы в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома;

о том, уплачивается ли самой управляющей организации вознаграждение за действия по начислению, сбору и выплате председателю совета многоквартирного дома вознаграждения, если да, то в каком размере, в какие сроки/с какой периодичностью, каким способом и т.д.

На наш взгляд, управляющей организации, получившей протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором было принято решение о поручении ей осуществления действий по начислению, сбору и выплате вознаграждения председателю совета МКД, необходимо подготовить дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом, в котором изложить все существенные условия, касающиеся порядка исполнения ею обязанностей, связанных с начислением и выплатой вознаграждения председателю совета МКД, и обеспечить его подписание в том порядке, который установлен условиями действующего договора управления многоквартирным домом для внесения в него изменений.

Если действующим договором управления МКД не установлен какой-то специальный порядок внесения в него изменений (подписания дополнительных соглашений к нему), то управляющей организации необходимо инициировать общее собрание собственников помещений для целей утверждения условий дополнительного соглашения к договору управления многоквартирным домом, в котором будут отражены приведенные выше условия, связанные с вознаграждением председателю совета многоквартирного дома.

Какие еще нюансы необходимо учесть управляющей организации при начислении и получении платы для целей выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома читайте во второй части статьи .

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2021». Заявка здесь .

Читайте также: