Реформа предполагающая введение единого налога на недвижимое имущество

Опубликовано: 26.04.2024


Разговоры о введении в России единого налога на недвижимость ведутся уже много лет. Если точнее – с далекого 1995 года. За это время очень многое в трактовке нового налога изменилось, неизменным осталось лишь само его официальное наименование.

Историю введения в России единого налога на недвижимость можно разделить на два этапа. Во второй половине девяностых годов XX века было время теоретических дискуссий и первых экспериментов. В начале XXI века наступил период практического внедрения идеи единого налога. Этот этап продолжается и сегодня, и трудно предсказать, когда он закончится. На всем его протяжении высшие российские чиновники время от времени называют очередную дату окончательного перехода к единому налогу.

Последним это сделал новый министр экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, сегодня принято решение определить финальную дату повсеместного перехода к единому налогу – 2018 год. Но до наступления этой даты отдельные субъекты РФ имеют право самостоятельно вводить единый налог на своей территории – по мере готовности. Например, в Петербурге в настоящее время это планируется сделать не раньше 2015 года.

Сегодня под «единым налогом на недвижимость» официально понимается новый налог, призванный объединить два существующих налога – налог на имущество физических лиц и земельный налог. Параллельно планируется ввести отдельный налог на недвижимость организаций. Данный подход несколько отличается от первоначальной идеи, согласно которой единый налог на недвижимость должен объединить три налога – налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог.

Главным отличием нового налога на недвижимость является то, что он должен быть рассчитан по кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая федеральными стандартами оценки сегодня определяется как «рыночная стоимость». Именно с этим собственно и связана основная трудность повсеместного введения нового налога – невозможность единовременно и повсеместно рассчитать рыночную стоимость.

Вражеская идея


Как уже было сказано выше, первый этап введения единого налога на недвижимость в России – это этап «сотворения идеи». И здесь нельзя не вспомнить одного из ее авторов – Агентство по международному развитию при правительстве США (USAID). В сентябре 2012 года эта организация прекратила свою деятельность на территории РФ по решению российского правительства. Повод – влияние на политические процессы внутри России.


Возвращаясь к «лихим девяностым», необходимо признать, что в те времена «влияние» этой организации на внутренние российские процессы не ограничивалось сферой «политики». На рынке недвижимости оно было не менее ощутимым. Достаточно вспомнить разного рода совместные российско-американские программы в области жилищной и земельной реформ. Формат сотрудничества именовался как «техническая помощь». В частности, не без этой «помощи» в России укоренилось такое американское понятие как «риэлтор».

Сохранившиеся архивные документы – брошюры, подготовленные к семинарам, и проекты нормативных документов – позволяют сегодня достаточно конкретно изложить исходную концепцию единого налога на недвижимость в ее российско-американской версии. Можно выделить основные принципы этой концепции: легализация рынка недвижимости, его социализация и информационная прозрачность (доступность) рыночных данных.

Исходная концепция


Первый принцип – легализация рынка недвижимости. Основная идея состояла в замене налога на совершение операций с недвижимостью на единый налог на «собственность» (недвижимое имущество). Налог на сделки с недвижимостью рассматривался авторами концепции как неэффективный, способствующий криминализации рынка, поскольку выплачивался, как правило, по инвентаризационной стоимости – ниже рыночной цены. Полная отмена этого налога не планировалась, предполагалось лишь его снижение.


По замыслу авторов концепции, введение «единого налога на недвижимость» должно обеспечить законность недвижимой собственности, при условии уплаты налога каждым учтенным собственником. Отсюда вытекала главная задача проекта – создание в России многоцелевого кадастра недвижимости. Объектом налогообложения должна стать так называемая кадастровая единица – земельный участок и связанные с ним улучшения.

Второй принцип – социализация рынка недвижимости. Поскольку в качестве базы для налогообложения недвижимости планировалась ее актуальная рыночная стоимость, то таким образом предполагалось решить и вторую главную задачу проекта – обеспечить социальную справедливость в области налогообложении недвижимости. Бремя нового налога должны нести в основном собственники наиболее дорогой недвижимости.

Здесь нельзя не отметить одно серьезное обстоятельство, ныне совершенно забытое чиновниками, отвечающими за введение в России единого налога на недвижимость. В исходной концепции предполагалось установление единой ставки этого налога для всех видов недвижимости и для всех налогоплательщиков – по примеру США. Дифференцироваться должна была кадастровая стоимость – для каждого вида недвижимости, в процентах от ее рыночной стоимости.

Любопытный факт: несмотря на заявляемую социальную справедливость, в США этот налог благодаря использованию единой ставки имеет регрессивный характер. Данный парадокс объясняется просто: более дорогая недвижимость в перерасчете на единицу общей площади объекта является относительно более дешевой – убедиться в этом вы можете, сравнив удельные рыночные цены на различные виды квартир в Петербурге. Отсюда – необходимость использования различного рода льгот и налоговых вычетов.

Наконец, третий принцип – информационная прозрачность рынка недвижимости. Речь идет о создании единой «базы данных» об объектах недвижимости с использованием достоверной рыночной информации. В последние десятилетия это «любимая идея» различного рода «регуляторов» недвижимости. На наш взгляд, данная идея – сугубо «социалистическая», а потому – неосуществимая. Задача создания такой базы данных состоит единственно в том, чтобы сделать налог на недвижимость «понятным».

Но это, как показывает практика расчета рыночной стоимости, весьма трудно сделать.

Единый налог на единый объект


Идея введения единого налога на недвижимость – внешне весьма рациональная, если ее рассматривать в отрыве от российской действительности. Но по мере погружения в эту действительность она начинает странным образом изменяться, превращаясь в нечто противоположное тому, что первоначально планировалось. Причина, по которой от исходной идеи на стадии ее реализации остается одно воспоминание, элементарна – реформы, о которых так много говорили реформаторы, остались лишь на бумаге.


Впервые на федеральном уровне идея повсеместного перехода к единому налогу на недвижимость была закреплена в так называемой Программе Грефа. Этот документ назывался «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). В нем, частности, была сформулирована следующая конкретная задача: «переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог».

Задача – действительно конкретная, если ее понимать конкретно. По логике авторов Программы, налогом на недвижимость должен облагаться исключительно «земельный участок и его существенные части». Именно эта единая правовая конструкция известна в Европе как «единый объект недвижимости». Однако на момент утверждения Программы подобная конструкция в действующем российском законодательстве отсутствовала. Из этого логично следовало: для начала требуется изменить Гражданский кодекс Российской Федерации.

Известный шаг в этом направлении был сделан: при Президенте РФ был создан Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. И сегодня, спустя десять лет, мы уже можем ознакомиться с результатом его работы: Гражданский кодекс РФ в его новой редакции находится на рассмотрении в Государственной Думе. Правда, главы, специально посвященные вопросам недвижимости, все еще ждут своей очереди.

В новом Гражданском кодексе правовая конструкция, известная в Европе как единый объект недвижимости, ограничена единственным случаем: когда земельный участок и расположенные на нем «улучшения» зарегистрированы в государственном реестре как одна неделимая недвижимая вещь. Нетрудно заметить, что данный случай сегодня не является массовым: собственники квартир в многоквартирных домах лишь в редких случаях являются собственниками зарегистрированного земельного участка.

Из этого следует, что после вступления в силу нового Гражданского кодекса понятие «единого налога на недвижимость» может быть применено лишь к тем собственникам жилья, которые уже успели оформить земельный участок в собственность. Все прочие получат право платить своего рода «жилищный налог» – налог на жилище без учета рыночной стоимости земли. Вот такая получится «социальная справедливость».

Время бесконечных экспериментов


История введения единого налога на недвижимость в России это история бесконечных экспериментов. Вначале это были сугубо локальные эксперименты. Осенью 1995 года специалисты USAID выступили с предложением, так сказать, «потренироваться на кошках». Для проведения эксперимента по введению нового налога изначально были выбраны девять городов России, из которых, с учетом местной инициативы, право на эксперимент получили два «пилотных города» – Тверь и Великий Новгород.


Летом 1997 года эксперимент был утвержден специальным федеральным законом, и в дальнейшем дважды продлевался – в 1999-м и в 2004-м годах. Специалисты USAID участвовали в нем недолго – 26 месяцев. Была разработана методическая база проекта, после чего американцы в нем «разочаровались». Инициативу взяла на себя местная администрация. Сегодня об этом проекте вспоминают крайне редко – и это странно.

По мнению ряда экспертов, эксперимент завершился явным провалом. Но, как принято говорить в таких случаях в России, был приобретен «бесценный опыт». В Новгороде, где эксперимент проводился более активно, по состоянию на 2006 год на единый налог на недвижимость в добровольном порядке удалось перевести 44 налогоплательщика. Все – юридические лица, сумевшие оформить в собственность единый объект недвижимости.

Физические лица – собственники квартир – в эксперименте вообще не участвовали.

В дальнейшем эксперимент по введению нового налога распространился на всю Россию. Первотолчком к этому послужило волшебное слово – «кадастр». Правда, это уже был не обещанный ранее кадастр недвижимости, задача которого – систематическое межевание границ земельных участков, а преимущественно фискальный кадастр, задача которого – учет объектов налогообложения плюс их кадастровая оценка. Началась «кадастризация всей страны», которая продолжается и сегодня. И должна закончиться в 2018 году.

О кадастре и кадастровой стоимости, равно как о «едином объекте недвижимости» и «рыночной стоимости» нужно писать специально, поскольку это требует тщательного и последовательного изложения вопроса. В заключение напомню следующее: когда на Русь приехали баскаки, у них не было компьютеров и знания точных математических методов массовой оценки. Но они создали фискальный кадастр, который работал.

Есть в современной России такие налоги, которые физическим лицам платить не жалко, по причине незначительности сумм. Это налог на имущество и земельный налог. Изменить ситуацию государство планирует уже давно. Два имущественных налога планируется объединить, повысив при этом налоговую нагрузку на население и юридических лиц.

Самые свежие новости, касающиеся нововведений, определены «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Среди прочих мероприятий, Министром финансов Кудриным утверждены те, что обеспечат введение местного налога на недвижимость. Планируется, что к концу 2012 года все подготовительные мероприятия будут завершены, и будет подготовлена ко второму чтению в Государственной думе соответствующая глава Налогового кодекса.

СМИ и интернет-сообщества активно обсуждают эту тему вот уже два года. Ежегодно дата введения налога на недвижимость переносится на следующий год. Почему? Сегодня мы вернемся назад и проследим ход дискуссий, сделаем выводы о вреде или пользе налогового нововведения, коснемся прогнозов на будущее со стороны Минфина и других, не менее авторитетных, источников.

Имущественные налоги сегодня

На сегодняшний день Российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога. Первый – налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). Плательщиками налога являются организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. В качестве налоговой базы выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты.

Второй действующий сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, – земельный (гл. 31 НК РФ). Его платят организации и физические лица, владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

Третий – налог на имущество физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Физическое лицо, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, является плательщиком налога. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка – 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.

Один за всех?

Идея заменить все имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и ставки для увеличения налоговой нагрузки и пополнения бюджета, витает в умах законотворцев с 2004 года. Именно тогда в Думу был внесен законопроект, призванный узаконить изменения.

Проект ФЗ № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" принят в первом чтении и сейчас находится на рассмотрении. Обсуждение законопроекта зашло в тупик, поскольку эта инициатива разбилась о множество проблем, которые требовали немедленного решения.

Суть нововведения – замена двух налогов одним. Законопроект предусматривает, что для налогоплательщиков – физических лиц и организаций будет введен новый местный налог на недвижимость. Главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы.

…главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы…

Раньше имущественные налоги не были бюджетообразующими, потому что база для исчисления имела или кадастровую или инвентаризационную оценку, в десятки раз отличную от оценки рыночной.

Новый налог будет взиматься с оценочной стоимости объектов налогообложения. Оценку будет проводить некий государственный орган по методике, которая на сегодняшний день не разработана. Важно то, что оценка стоимости объектов недвижимости по новым правилам приводит к тому, что имущественный налог мы заплатим с рыночной стоимости имущества.

налог на недвижимость

Например, сегодня я проживаю в квартире S = 65 м 2 . ТСЖ в доме нет, поэтому земля под многоквартирным домом не является моей собственностью. Сейчас я плачу налог на имущество физических лиц в сумме до 100 рублей в год. По новым правилам мне придется отдать по самым скромным подсчетам 1600,00 рублей за год. Рост налоговой нагрузки в 16 раз. Думаю, что чиновники упростят процедуру приобретения в собственность земли под многоквартирными домами, обязав собственников квартир стать собственниками надела земли. Ведь это позволит еще увеличить размер налога.

Планируется, что налог будет взиматься по ставкам от 0,1% до 1% от базы. Причем для строительства будут установлены нормативные сроки проектирования и строительства. На этот срок ставки налога на недвижимость в отношении земельных участков будут повышены. При нарушении нормативного срока строительства собственнику земли придется раскошелиться дополнительно.

Для налога установлен период – календарный год. Считать налог для всех категорий налогоплательщиков будут налоговые органы, налогоплательщику не требуется заполнять никаких деклараций. Его задача в течение 2 месяцев со дня получения уведомления уплатить исчисленную налоговиками сумму в бюджет. После этого можно еще 1 год «спать спокойно». На начало каждого налогового периода рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно сумма налога не будет статичной.

Все против одного!

Первое думское чтение, как упоминалось выше, законопроект прошел. Почему же тогда ежегодно откладывается введение такого нужного для экономики России в целом и каждого ее гражданина в частности налога? Есть проблемы, и немалые. В первую очередь рассмотрим социальные:

1) увеличение налоговой нагрузки на собственников обычных квартир. Текущий доход налогоплательщика может не позволить ему платить непомерно много. Ведь имущество, составляющее налоговую базу, могло быть унаследовано или приобретено в собственность в порядке бесплатной приватизации. Фактическая неспособность человека уплачивать налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам;ежегодная переоценка недвижимости требует дополнительных финансовых и временных затрат. Такая оценка предполагает ежегодный осмотр. Для проведения осмотра объекта недвижимости необходимо участие ее собственника. У налогоплательщика не всегда найдется время для приема уполномоченных лиц. Непонятно и то, кто за оценку заплатит;

2) несправедливость налогообложения. На территории одного и того же региона могут быть объекты недвижимости со сходными параметрами, но разной рыночной стоимостью. В результате налоговая нагрузка на представителей одного социального слоя будет различной. Социально-политические причины могут привести к перекладыванию налоговой нагрузки с неблагополучных слоев населения на средний класс и предприятия. Это облегчит жизнь одних за счет других. Государство же не прогадает;трудности администрирования. Налог на недвижимость трудно ввести в действие, но еще труднее его будет собирать. Чтобы его правильно исчислить, необходимо собрать, обработать и периодически актуализировать огромные массивы информации;трудности оценки недвижимости и определения актуальной налоговой ставки. Как оценивать имущество, на сегодняшний день не знает никто. Планируется производить оценку рыночной стоимости объектов недвижимости на основе применения методов массовой оценки. По каким критериям будет отбираться массив, насколько процедура и результат оценки будут понятны налогоплательщику, об этом законопроект умалчивает. Помимо отсутствия адекватного нормативного обеспечения, касающегося проведения оценки стоимости недвижимости, нет специалистов должной квалификации, которые оценку будут производить;отсутствует государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в России не реализована задача по формированию кадастра, а вопрос регистрации прав на единые объекты недвижимости законодательно не урегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастра и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, по мнению «Роснедвижимости», могут быть завершены не ранее 2012 года;не определен получатель налогового платежа. До сих пор остается не ясно, к какому уровню налогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджет какого уровня должен зачисляться этот налог. Скорее всего, налог действительно будет уплачиваться в бюджеты субъектов РФ, поскольку именно они, в большинстве своем, являются дотационными;увеличение налогового бремени для населения приведет к потерям в строительной отрасли. Для некоторых граждан приобретение недвижимости является долгосрочным инвестированием средств. В результате введения налога на недвижимость такие капиталовложения перестают быть выгодными. Строители потеряют и клиентов, и прибыли.

Победит сильнейший

Трудности преодолимы, как считают авторы законодательной инициативы. И продолжают работу по реформированию системы налогообложения и введению нового налога на недвижимость. Среди плюсов называют следующие:

1) введение налога на недвижимость сократит число имущественных налогов, упростит процедуру их исчисления, улучшит администрирование и сократит расходы на него;

2) его введение позволит наполнить местные бюджеты и сделает прозрачнее расходование средств от налоговых поступлений;

3) налоговое бремя среди населения будет распределено равномерно. Новый налог на недвижимость не будет противоречить основным принципам действующего налогового законодательства о равенстве всех налогоплательщиков и прозрачности налоговой базы;

4) увеличение налоговой нагрузки сократит спрос на недвижимость за счет отказа обеспеченных людей инвестировать деньги в эту отрасль. Это приведет к снижению цен на жилье;

5) организации смогут на законном основании вывести из-под налогообложения активную часть основных средств.

Удивляет аргумент инициативной группы, высказанный в пользу нового налога: «Большинство стран в мире такой налог платят». С этим трудно поспорить - во многих странах владельцы имущества являются плательщиками налога, связанного с приобретением права собственности на это имущество. Но налогоплательщики большинства стран, уплачивая налоги, получают от государства социальные преференции в виде строительства новых больниц, детских садов, школ и прочих учреждений. Наполняемость бюджета и прозрачность трат местных чиновников может стать главным средством мотивации платить налоги, в том числе и в случае, если налоговая нагрузка растет.

В заключение законотворцам хотелось бы пожелать решить все технические, правовые и организационные проблемы, связанные с внедрением новаций в налоговую систему РФ. Всех вышеперечисленных проблем, связанных с введением нового налога на недвижимость можно избежать. Введения этого налога уже не один год требует президент России. Вот и в середине 2010 года в бюджетном послании президента сказано, что подготовка введения налога на недвижимость, расчет которого будет осуществляться исходя из рыночной стоимости имущества, должна быть ускорена.

Думается, что перспективы у налога на недвижимость хороши не для всех участников бюджетных отношений. Государство сможет пополнить бюджет, и это положительная сторона нового налога. Для плательщиков же налога его размер может стать непомерно большим. Либо за всех заплатит средний класс, для которого эти траты будут «налогом на роскошь» в завуалированной форме. К чему это приведет, покажет жизнь.

Сверчкова Дина Юрьевна, юрист юридической компании «Налоговик»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Введение в Гражданский кодекс нового объекта вещных прав — единого недвижимого комплекса призвано упростить процедуру оформления и повысить эффективность оборота комплексных инфраструктурных объектов. Практическая востребованность данной правовой конструкции во многом будет зависеть от последующей гармонизации корреспондирующих положений законодательства.

В рамках продолжающейся реформы гражданского законодательства 1 октября 2013 года вступили в силу поправки, внесенные в Гражданский кодекс Законом № 142 ФЗ 1 . Изменения, помимо прочего, касаются понятия и состава объектов гражданских прав. Введен новый вид недвижимого имущества — единый недвижимый комплекс (далее — ЕНК) 2 , а также внесен ряд корреспондирующих уточнений в понятие неделимой вещи.

Правовая конструкция ЕНК
Под ЕНК понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь 3 . При этом ЕНК признается недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, и к нему применяются правила о неделимых вещах.
Введение в гражданское законодательство такого понятия, как "ЕНК", вероятно, призвано закрепить правовой статус и, следовательно, упростить процедуру оформления, а также повысить эффективность использования в гражданском обороте комплексных инфраструктурных объектов (включая линейные).
До настоящего времени при определении статуса таких объектов не возникало трудностей только в отношении линейно-кабельных сооружений связи, которые отнесены к недвижимому имуществу в силу прямого указания закона. Так, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126 ФЗ "О связи" предусмотрено, что сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу.
В других случаях, ввиду отсутствия специального законодательства, статус вышеуказанных объектов определялся нередко в том числе судом на основании анализа технических и иных характеристик конкретных объектов с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих порядок их эксплуатации. При этом из-за отсутствия специального регулирования в судебной практике складывались различные подходы к определению правового статуса таких объектов.
С учетом изложенного выше, правовая конструкция ЕНК, вероятно, может представлять интерес для владельцев сложных промышленных и (или) комплексных инфраструктурных объектов в тех случаях, когда оформление и оборот данных активов предполагается в виде единого объекта. Однако эффективность, целесообразность и практическая востребованность такой конструкции во многом будут зависеть от развития и гармонизации корреспондирующих положений законодательства в части регулирования земельных и градостроительных отношений, а также вопросов кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.
Так, уже предусмотренная гражданским законодательством концепция признания предприятия в целом как имущественного комплекса недвижимостью не нашла широкого применения, в том числе в связи с практическими трудностями регистрации предприятий как единых объектов.

Предприятие и ЕНК
Следует отметить, что первоначально обсуждалась возможность исключить из Гражданского кодекса понятие "предприятие" и оставить только "единый недвижимый комплекс" (в качестве одного из исходных названий предлагалось понятие "единый имущественный комплекс"), но в итоговом варианте Закона № 142 ФЗ понятие "предприятие" сохранено.
Обе вышеуказанные правовые конструкции предполагают, что в их состав могут входить как недвижимые, так и движимые вещи, которые в целом признаются недвижимым имуществом в силу прямого указания закона. Вместе с тем данные конструкции имеют и существенные различия, к которым, в частности, можно отнести следующие:

  • ЕНК отнесен законом к неделимым вещам, в то время как предприятие может участвовать в коммерческом обороте и как единый объект, и по частям;
  • в отличие от предприятия в состав ЕНК входят только вещи и не входят имущественные права и обязанности, а также исключительные права;
  • обязательным признаком предприятия является его использование для осуществления предпринимательской деятельности, в то время как в отношении ЕНК законом такого требования не установлено;
  • в отношении предприятия законом прямо установлен порядок совершения отдельных видов сделок, в то время как правовой статус ЕНК регулируется только общими положениями.

Несмотря на наличие вышеуказанных различий между ЕНК и предприятием, в настоящее время представляется затруднительным оценить, как именно будут соотноситься между собой указанные два понятия по вопросам кадастрового учета, регистрации прав, налогообложения и бухгалтерского учета.

Перспективы применения конструкции ЕНК в гражданском обороте
Как отмечено выше, Законом № 142 ФЗ установлены лишь общие положения касательно правового статуса ЕНК, при этом отсутствие последовательного правового регулирования порядка и правил применения ЕНК в гражданском обороте может привести к снижению практической привлекательности данной конструкции для хозяйствующих субъектов. Рассмотрим некоторые аспекты, которые, по нашему мнению, требуют внимания с точки зрения дальнейших перспектив применения правовой конструкции ЕНК в гражданском обороте.

1. Кадастровый учет и регистрация прав на ЕНК
В настоящее время законодательство не предусматривает специальных и последовательных правил ни в отношении порядка постановки ЕНК на кадастровый учет, ни в отношении государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества.

2. Реализация собственником ЕНК исключительного права на приватизацию или аренду земельного участка под ЕНК
Статья 36 Земельного кодекса предусматривает исключительное право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, на которых такие здания, строения и сооружения расположены. ЕНК прямо не поименован в названной статье, однако представляется, что и собственник ЕНК также должен быть наделен указанным выше исключительным правом в отношении земельного участка под ЕНК.
Кроме того, необходимо учитывать то, что объекты недвижимого имущества в составе ЕНК могут вводиться в эксплуатацию в разное время. При этом, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 4 , земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса, именно и только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. Применение же указанного порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно только в случаях, прямо указанных в законе. Таким образом, если данная позиция суда будет применена и к ЕНК, то реализовать исключительное право на выкуп земельного участка под ЕНК будет возможно только после завершения строительства всех объектов недвижимого имущества в составе данного комплекса.

3. Вопросы раздела и обращения взыскания на ЕНК
Как указано выше, к ЕНК применяются правила о неделимых вещах. Понятие неделимой вещи 5 было изменено Законом № 142 ФЗ, вероятно, и для целей учета особенностей ЕНК как нового вида недвижимого имущества. Ранее к неделимым относились вещи, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь устанавливались соответствующими нормами Гражданского кодекса в отношении раздела имущества, находящегося в долевой собственности 6 .
С 1 октября 2013 года под неделимой понимается вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав 7 . При этом уточнено, что неделимой может быть и вещь, имеющая составные части.
Кроме того, Законом № 142 ФЗ дополнено, что замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются 8 . Взыскание может быть обращено на неделимую вещь только в целом, если законом или судебным актом не установлена возможность выделения из вещи ее составной части, в том числе в целях продажи ее отдельно 9 . Отношения по поводу долей в праве собственности на неделимую вещь регулируются правилами главы 16 и статьи 1168 Гражданского кодекса. Таким образом, применяя конструкцию ЕНК, хозяйствующий субъект должен учитывать перечисленные выше особенности в части порядка и правил отчуждения ЕНК и порядка обращения взыскания на него, а также правил и порядка распоряжения ЕНК при его нахождении в общей собственности.

4. Налог на имущество организаций и особенности бухгалтерского учета в отношении ЕНК
Отдельного внимания заслуживают вопросы налогообложения и бухгалтерского учета операций в отношении ЕНК. По общему правилу, объектами налогообложения для российских организаций признаются движимое и недвижимое имущество, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (далее — ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета 10 . При этом не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года 11 .
ЕНК как новый вид недвижимого имущества, безусловно, попадает в категорию имущества для целей обложения налогом на имущество. При этом, несмотря на то что в состав ЕНК могут входить как недвижимые вещи, так и движимое имущество, ЕНК в силу закона является недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект. Следовательно, в отсутствие специальных правил налогообложения включение в состав ЕНК движимого имущества фактически может привести к увеличению налогового бремени, то есть для целей налогообложения организации будет более выгодно не регистрировать совокупность движимых и недвижимых объектов в качестве ЕНК (то есть единой недвижимой вещи), а учитывать объекты движимого имущества (которые были приняты на учет в качестве ОС с 01.01.2013) в качестве самостоятельных объектов, так как в таком случае стоимость таких объектов не будет учитываться при расчете налога на имущество организаций.
Законом № 142 ФЗ фактически предусмотрена возможность, а не обязанность собственника зарегистрировать в качестве ЕНК совокупность принадлежащих ему объектов движимого и недвижимого имущества, отвечающих критериям, установленным статьей 133.1 Гражданского кодекса. При этом в настоящее время в силу новизны правовой конструкции ЕНК затруднительно предположить, какой именно подход в отношении порядка расчета налога на имущество может быть применен налоговыми органами в ситуации, когда организацией будет принято решение о регистрации совокупности отдельных объектов в качестве ЕНК, но при этом для целей оптимизации налогообложения ряд движимых вещей не будет включен в состав такого ЕНК.

  • Так, согласно разъяснениям Минфина России организация может не включать отдельные инвентарные объекты движимого имущества в состав здания или другой недвижимости, если эти объекты соответствуют следующим критериям 12 :
  • учитываются как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (ОС);
  • могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
  • демонтаж таких объектов не причиняет несоразмерного ущерба назначению недвижимого имущества;
  • функциональное предназначение указанных объектов не является неотъемлемой частью функционирования самого недвижимого имущества.

С учетом изложенного выше, нельзя исключить, что при использовании конструкции ЕНК и невключении в состав ЕНК ряда объектов движимого имущества организации придется доказывать соответствие таких объектов движимого имущества вышеуказанным критериям, а следовательно — обоснованность самостоятельного учета таких объектов для целей налогообложения.
С точки зрения бухгалтерского учета, включая вопросы списания стоимости объектов ОС, также сложно предположить, будет ли обязан хозяйствующий субъект в любом случае учитывать ЕНК как один инвентарный объект или будет вправе учитывать объекты в составе ЕНК отдельно, если сроки полезного использования таких объектов существенно отличаются. Также на данном этапе сложно оценить, могут, будут ли и в какой мере применяться к ЕНК правила, используемые для целей бухгалтерского учета в отношении имущественных комплексов и сложных вещей.
Таким образом, практическая востребованность и эффективность применения конструкции ЕНК в гражданском обороте будут во многом определяться уточнением и усовершенствованием соответствующих положений земельного и градостроительного законодательства, законодательства по вопросам кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, а также вопросов налогообложения и бухгалтерского учета с целью создания понятных и последовательных механизмов для использования ЕНК в гражданском обороте, не приводящих к возникновению дополнительных практических трудностей для хозяйствующих субъектов при применении данной конструкции.

Сноски:
1 Федеральный закон от 02.07.2013 № 142-ФЗ (далее — Закон № 142-ФЗ)
2 п. 5 ст. 1 Закона № 142-ФЗ
3 ст. 133.1 ГК РФ
4 пост. Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 № 8985/08
5 ст. 133 ГК РФ
6 ст. 252, 258 ГК РФ
7 п. 1 ст. 133 ГК РФ
8 п. 2 ст. 133 ГК РФ
9 п. 3 ст. 133 ГК РФ
10 п. 1 ст. 374 НК РФ
11 подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ
12 письма Минфина России от 22.05.2013 № 03-05-05-01/18212, от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050


Введение единого налога на недвижимость, которое обсуждается ещё с 2004 года и планировалось уже в начале 2013 года, похоже снова откладывается по ряду причин, среди которых такие, как затянувшийся процесс по постановке всех объектов недвижимости на кадастровый учет, доработка методики определения кадастровой стоимости, а также неоднозначная реакция общественности и оценка экспертов по этому поводу. Новый срок назначен на январь 2015 года, но учитывая нерешенность ряда важных задач он может затянуться и до 2018 года.

В настоящее время для собственников недвижимости предусмотрены налоги двух видов: земельный налог и налог на имущество.

Земельный налог рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка на местном уровне, выполненной Росреестром. Он равен 0,3 % для земель с/х назначения и предназначенных для использования под жилыми строениями; для участков иных категорий земельный налог составляет 1,5 % кадастровой стоимости. По ставкам это не сильно отличается от того, что в проекте.Однакосегодня зачастую не учитываются наличие на участке улучшений. Более того, из-за несовершенства существующей системы кадастровой оценки, созданной чиновниками, не редки совсем уж парадоксальные случаи, когда владельцам участка, купленного за 9 млн рублей, приходило уведомление о кадастровой стоимости земли в 250 млн рублей.

Что же касается второго, то «налог на имущество физлиц в России до сих пор находится в архаичном состоянии, — говорит ведущий научный сотрудник Института "Центр развития" ВШЭ Андрей Чернявский. — Оценку имущества для формирования налоговой базы осуществляет БТИ по инвентаризационной стоимости, тем самым владельцы старых и новых квартир ставятся в неравное положение: рыночная стоимость их квартир может быть одинаковой, а налоги, которые они платят, – различаться в разы».Инвентаризационная оценка привязана к стоимости строительства и износу зданий, но не учитывает его месторасположение и рыночные цены. Отсюда - погрешности при начислении налога.
Размер налога на имущество после увеличения в 2011 году сейчас составляет 0,1 % при инвентаризационной стоимости объекта менее 300 000 рублей; до 0,3 % при цене от 300 000 до 500 000 рублей; при цене имущества свыше последней цифры налог составит от 0,3 до 2 %.

Удобство единого налога на недвижимость эксперты не подвергают сомнению. Как правило, недвижимость и земля у физических лиц территориально представляют собой единый объект, поэтому очевидно, что и налог с этого объекта должен быть один. Это несомненно оптимизирует процессы администрирования налога, сократит затраты времени и сил.

Однако при этом налоговая нагрузка на граждан, даже с учетом возможных послаблений со стороны местных властей, может вырасти в 2-3 раза.

Единый налог на недвижимость планируется рассчитывать на основе кадастровой стоимости недвижимости.

Основой реформы налогообложения недвижимости должна стать модель массовой оценки, вещь весьма трудоемкая и затратная. Ее создание было поручено Росреестру. При этом ведомство вправе привлекать на субподряд частных профессиональных оценщиков, что опять таки не исключает ценовой сговор, новые возможности для коррупции. «В России попробовали пойти по такому пути при создании земельного кадастра. Государство разрабатывало методологию, нормативы, Роснедвижимость выполняла функции налогового оценщика. Однако такой подход оказался не бесспорным: земельный кадастр получился не вполне совершенным. Сейчас сделана попытка передать эту работу на аутсорсинг профессиональным оценщикам. Параллельно вводится процедура досудебного оспаривания результатов оценки, механизм имущественной ответственности оценщика. Как это сработает — жизнь покажет. Пока это метод проб и ошибок, такой ползучий эмпиризм», — комментирует вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман.

Минфин обещает, что при кадастровой стоимости принадлежащей физическому лицу недвижимости до 300 млн рублей ставка налога не будет превышать 0,1% для жилья, 0,5% - для иных зданий, 0,3% - для земель сельхозназначения, занятых жилищным фондом, для дачных и приусадебных участков, 1,5% - для прочих земель.

Также власти акцентируют внимание на социальной составляющей реформы. Предусматривается ряд налоговых послаблений. Стандартные, применяемые ко всем собственникам жилья без исключений: за жилье общей площадью менее 20 кв. м налог платиться не будет (т.е первые 20 кв.м жилья налогом облагаться не будут), так же как и за земельные участки площадью меньше 6 соток. Специальные льготы распространяются на отдельные категории налогоплательщиков -инвалидов первой и второй групп, пенсионеров, ветеранов и участников ВОВ- они освобождены от налога на недвижимость при владении жильем площадью до 50 кв. м.

На важность разработки «хорошо выстроенной» системы льгот и компенсаций указывает также эксперт направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Института экономики города Юлия Чалая. «В противном случае пенсионер, владеющий квартирой в центре Москвы, будет обязан платить с нее настолько большие налоги, что ему придется продать свою квартиру» - поясняет эксперт. Такая ситуация, в свою очередь, вызовет увеличение спроса, а следовательно, цен на жилье эконом-класса и, возможно, арендных ставок.

«Вообще, налог на недвижимость — это налог для умного государства, а не для сильного. Наломать дров с этим налогом можно выше крыши. Например, спровоцировать обострение социальной напряженности, если ввести его неграмотно. Недавно в Латвии по требованию банка реконструкции и развития с целью уменьшения дефицита бюджета был одномоментно введен налог на недвижимость, основанный на рыночной стоимости. В итоге во многих городках люди побросали все и уехали в Евросоюз, поскольку бремя оказалось неподъемным», — комментирует один из экспертов по недвижимости.

(ответы в конце теста)

А1. Реформа, предполагающая введение единого налога на недвижимое имущество, представляет собой деятельность

А2. Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях составляет сущность метода познания

А3. Ученые-социологи в стране В. провели исследование. В ходе исследования был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?».

Результаты опроса таковы (в %):

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.

2) Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.

3) Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.

4) В век научно-технического прогресса, наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.

А4. Верны ли следующие суждения о формах социальных изменений?

А) Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.

Б) Разновидность революций, происходящих в обществе - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5. Правительство страны В. утвердило новые правила сертификации сельскохозяйственной продукции. Какую экономическую функцию государства можно проиллюстрировать приведенным примером?

1) управление предприятиями, находящимися в государственной собственности

2) формирование правовой основы для функционирования рыночной экономики

3) защита отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей

4) борьба с нечестной конкуренции, со сговорами, приводящими к завышению цен на рынке

А6. На предприятии работает 100 работников, каждый из которых трудится 40 часов в неделю. В неделю предприятие собирает 1000 системных блоков. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

1) Предприятие является частью крупного холдинга, производящего электронику.

2) В течение одного рабочего дня предприятие собирает 200 системных блоков.

3) Технический контроль на предприятии осуществляется автоматизировано.

4) Большинство работников прошли стажировку на зарубежном предприятии-партнере.

А7. Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)

1) увеличении производительности труда

2) возникновении дефицита государственного бюджета

3) росте числа частных предприятий

4) снижении потребительских расходов

А8. В стране М. в период с 2000 на 2010 гг. службы экономического анализа и прогнозирования изучали соотношение к прожиточному минимуму минимальной и средней заработной платы и средней пенсии.

По результатам проводимого исследования был составлен график:


Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?

1) Средняя заработная плата, по своим показателям, сблизилась с показателями минимальной.

2) Средняя пенсия, по сравнению с начальным периодом, существенно выросла по сравнению с прожиточным минимумом.

3) Выявилась тревожная тенденция отставания минимальной заработной платы от прожиточного минимума.

4) Труднее всего пенсионерам, их доходы на протяжении всего периода исследования оказались ниже прожиточного минимума.

А9. Верны ли следующие суждения о налогах?

А) Косвенные налоги отличаются от прямых налогов тем, что их уплата является добровольной.

Б) Налог на фонд заработной платы для предприятий относится к прямым налогам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. По какому признаку выделены такие социальные группы как буддисты, католики, православные, мусульмане:

А11. По данным, полученным в результате социологических исследований, в течение второй половины XX века срок начала трудовой деятельности у молодежи возрос в среднем с 17 до 25 лет. Укажите одну из причин подобного изменения.

1) снижение уровня материального благосостояния семей и необходимость вклада заработков молодежи в семейный бюджет

2) усложнение характера трудовой деятельности и связанное с этим увеличение срока профессионального обучения

3) увеличение доли неквалифицированного ручного труда в крупной промышленности

4) сокращение сроков продолжительности жизни, ухудшение качества медицинского обслуживания.

А12. В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?

1) При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2) На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).

3) В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4) Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

А13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А) Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Б) Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что

1) отношения участников строятся по принципу «господство – подчинение»

2) управляющий оказывает сильное влияние на управляемых, ограничивающее их свободу

3) она основана на установленных нормах и правилах поведения

4) она имеет обязательный и принудительный характер для всех членов общества

А15. Верховная власть в этом государстве передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство является конституционной монархией?

1) Монарх назначает главу кабинета министров.

2) Полномочия монарха ограничены законом.

3) Послы иностранных государств монарху вручают свои верительные грамоты.

4) Монарх является верховным главнокомандующим.

А16. Социологические службы страны М. на протяжении ряда лет проводили опрос граждан (горожан и селян) с целью выявить, в какой мере органы государственной власти пользуются доверием населения.

Гражданам задавался вопрос: «Какому из государственных институтов вы доверяете в наибольшей степени?»

Результаты опроса таковы:

Горожане

Селяне

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1) жители сельской местности больше доверяют парламенту, чем президенту

2) у горожан наибольшим доверием пользуется представительный орган власти

3) больше всего и селяне и горожане доверяют органу исполнительной власти

4) максимальный уровень доверия у селян имеет правительство

А17. Верны ли следующие суждения об институтах политической системы?

А) Институтом политической системы, обеспечивающим политические коммуникации, выступают СМИ.

Б) Политическим институтом, выполняющим посредническую функцию между государством и обществом, выступают партии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

1) исключительно силой общественного мнения

2) мнением авторитетных людей

3) привычками и традициями людей

4) силой государственного принуждения

А19. Выберите в перечне особый признак административных правоотношений.

1) юридическое равенство всех сторон правоотношения

2) наделение субъектов правоотношений правами и обязанностями

3) субъектами правоотношений выступают только юридические лица

4) отношения субъектов основываются на принципе “власть-подчинение”

А20. Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются

1) интересы государства

2) права и свободы человека

3) государственные границы

4) санкции по отношению к виновным

А21. Крупный государственный служащий был изобличен в получении от предпринимателя взятки в размере 25 миллионов рублей за содействие в открытии филиала фирмы. Действия государственного служащего будут квалифицироваться судом как

А22. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

А) Для вступления в брак необходимо добровольное согласие жениха и невесты.

Б) Препятствие заключению брака со стороны третьих лиц может стать уголовно наказуемым деянием.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ В: ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ

При выполнении заданий с кратким ответом внимательно следуйте инструкции, записывайте ответ в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр.

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

1) хищническое истребление тропических лесов в Амазонии

2) снижение рождаемости и старение многих европейских наций

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «человеческие способности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Талант, коммуникативность, гениальность, креативность, генетическая предрасположенность, сообразительность, интеллектуальность.

В3. Установите соответствие между конкретными ситуациями и видом правоотношений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Гражданин Д. на принадлежащем ему джипе въехал на территорию зоны отдыха на берегу водохранилища.

2) Менеджер фирмы вовремя не выехал из дома, попал в автомобильную пробку и опоздал на несколько часов на работу, сорвав переговоры.

3) Супруги внесли в брачный контракт положение об имуществе, находящемся в совместной собственности.

4) Фирма в установленные договором сроки не смогла установить в школе пластиковые стеклопакеты.

В4. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности:

1) «В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела»

2) «Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями»

3) «Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых»

4) «Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки»

5) «Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки»

6) «В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социальный конфликт вполне может сформироваться на индивидуальном уровне. (2) Это означает, что нормы и ценности одной роли человека, противоречат нормам и ценностям другой роли. (3) Действительно, женщины, собирающиеся сделать успешную деловую или научную карьеру, как правило, поздно обзаводятся детьми, так как уход за ними не позволяет им оставаться эффективными работниками. (4) Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит обезличенный характер.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре _______________(1).
В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, _______________(2) денег банку. Процент – это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование _______________(3) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и _______________(4). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан – потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа.

Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные _______________(5) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки _________________________(6) заемщиков.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Д) потребительский кредит

Ж) гарантии возврата

И) заемные средства

В7. Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обобщение существенных свойств предметов в понятиях

2) отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов

3) формулирование выводов и умозаключений о предмете

4) формирование в сознании целостного внешнего образа предмета

5) утверждение или отрицание определенных положений о предмете

6) восприятие внешнего облика, формы предмета

Читайте также: